Научная статья на тему 'Основные направления психокоррекционной работы по преодолению эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста'

Основные направления психокоррекционной работы по преодолению эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2733
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CHILDREN'S EMOTIONAL DISORDER / CORRECTION OF CHILD'S EMOTIONAL SPHERE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Герасимова Евгения Николаевна, Фаустова Ирина Валерьевна

Данная статья посвящена рассмотрению проблемы эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста. Авторы уделяют внимание организации в дошкольных учреждениях психолого-педагогических условий, влияющих на эффективность психокоррекционной работы по преодолению эмоционального неблагополучия детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Герасимова Евгения Николаевна, Фаустова Ирина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления психокоррекционной работы по преодолению эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста»

УДК 159.9:616 Г 371

Е. Н. ГЕРАСИМОВА, И. В. ФАУСТОВА

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Данная статья посвящена рассмотрению проблемы эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста. Авторы уделяют внимание организации в дошкольных учреждениях психолого-педагогических условий, влияющих на эффективность психокоррекционной работы по преодолению эмоционального неблагополучия детей.

В настоящее время в психолого-педагогичес-ких исследованиях большое внимание уделяется эмоциональному благополучию ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его общего психического развития и психологического здоровья. Данная проблема является особенно актуальной в отношении дошкольного возраста, так как в этот период эмоции и чувства подчиняют себе все сферы жизни ребенка.

Дошкольное детство исследователи рассматривают как особо ответственный период в развитии человека, когда закладываются основные личностные механизмы, возникает система представлений об окружающей действительности, о своих возможностях и отношениях с окружающим миром и людьми (Л.И. Божович, JI.C. Выготский, A.B. Запорожец, В.В. Зеньковский, B.C. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.). Авторы подчеркивают формирующую функцию эмоциональных психических состояний, влияние их на становление личности, характера ребенка, его поведенческих особенностей в будущем. В процессе становления личности дошкольник подчас встречается с ситуациями, приобретающими выраженный кризисный характер, которые непосредственно воздействуют на психику и стимулируются социальными условиями. Поэтому актуальным является вопрос о том, как помочь детям устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, научить преодолевать психотравмирующую ситуацию, справляться с негативными эмоциональными переживаниями и тем самым сохранить свое эмоциональное благополучие.

Вопросы эмоционального благополучия дошкольника стали предметом исследования учеников и продолжателей дела А.В.Запорожца в последние годы (Л.А. Абрамян, A.B. Гордеева, А.Д-. Кошелева, Г.Г. Филиппова и др.). Согласно их исследованиям, устойчиво положительное, комфортное эмоциональное состояние ребенка рассматривается как базовое, являющееся основой всего отношения ребенка к миру и влияющее на познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со взрослыми и сверстниками. Обобщенно такое базовое эмоциональное состояние характеризуется как чувство эмоционального благополучия. Под эмоциональным неблагополучием детей дошкольного возраста авторы понимают отрицательное эмоциональное самочувствие детей [2; 3]. Они, как правило, капризны, упрямы, конфликтны в общении со взрослыми и сверстниками, испытывают немалые трудности в организации и регуляции своего поведения.

Наибольший интерес вызывают вопросы, касающиеся обеспечения эмоционального благополучия ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Именно здесь для дошкольника расширяется сфера его деятельности, осваиваются новые социальные отношения. Детский сад является важной ступенькой, ведущей ребенка в сложный, меняющийся и противоречивый социальный мир. Насколько конструктивным будет вхождение в социум, в большей степени зависит от эмоционального самочувствия ребенка в дошкольном

учреждении. В детском саду дошкольник нередко попадает в ситуацию эмоционального дискомфорта, причинами которого является неудовлетворенность потребности в эмоциональной близости с воспитателем, в общении со сверстниками, отсутствие успеха в самостоятельной деятельности [2].

Особую актуальность приобретают вопросы, связанные с эмоциональным благополучием детей старшего дошкольного возраста. Это связано с появлением у детей таких личностных новообразований как эмоциональная децентрация, сознательное соподчинение желаний, потребность в социальном соответствии. Однако во многих случаях в этом возрасте у ребенка закладываются корни будущих проблем, поскольку здесь начинают формироваться достаточно устойчивые особенности личностного реагирования, происходит выстраивание иерархии мотивов и ценностей, закрепляются некоторые характерологические особенности. Вот почему так остро стоит вопрос о сохранении здоровой эмоциональности детей, исключении эмоционального неблагополучия.

Актуальность исследования данной проблемы в отношении старших дошкольников подтверждается тем, что количество детей, испытывающих состояние эмоционального дискомфорта, особенно возрастает при вхождении в школьную жизнь, когда меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. При этом проблемы адаптации к школе могут усугубить как существующие трудности эмоционального развития, так и породить новые, «школьные» проблемы. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться, отгороженностью, снижением активности. Необходимость следовать новым правилам поведения, сосредоточенно заниматься в течение урока, выполнять домашние задания - все это создает значительное напряжение для нервной системы ребенка. Часто он становится беспокойным, раздражительным, импульсивным или вялым, малоподвижным. Особенно сложно «перестроиться» детям, которые еще эмоционально не готовы к роли школьника. Для них период адаптации к школе может быть травмирующим.

Поэтому возникает потребность и необходимость в своевременном выявлении и последующей коррекции эмоционального неблагополучия у детей. Перед педагогами и психологами встает

задача развития у дошкольников умения жить в обществе сверстников и взрослых, отзываться на чужие переживания, адекватно реагировать на различные жизненные ситуации. В связи с этим необходимо привлекать внимание детей к эмоциональному миру человека, проводить с ними специальную работу по обучению выражению эмоций и их распознаванию, так как неумение ребенка выразить свои чувства словами при неблагополучных условиях развития может приводить к невротическим расстройствам и психосоматическим заболеваниям.

Результаты исследования, посвященного разработке психолого-педагогических условий преодоления эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста, показали, что для таких дошкольников характерно болезненное самолюбие, эгоцентричность, болезненная мнительность и сверхтребовательность к себе, нестабильность эмоциональных реакций ребенка при взаимодействии с окружающей действительностью, неудовлетворенность своим статусом и достижениями, защитно-агрессивное поведение, повышенная тревожность, наличие страхов, превышающих возрастную норму, неадекватная самооценка. Высокий процент детей старшего дошкольного возраста с проявлениями эмоционального неблагополучия, отсутствие психолого-пе-дагогической работы, направленной на его коррекцию определили необходимость разработки психолого-педагогических условий, обеспечивающих профилактику и преодоление данной проблемы.

С этой целью была разработана и апробирована методика, направленная на преодоление эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста. В качестве необходимого условия эффективности реализации данной методики рассматриваем активное участие в ней педагогов и родителей. Исходя из этого, были выделены следующие направления психологопедагогической работы: проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми, организация специальной подготовительной работы с воспитателями и консультирование родителей. Использование разработанной методики осуществлялось в рамках профессиональной деятельности педа-гога-психолога дошкольного образовательного учреждения и включало два этапа. Первый этап предусматривал организацию (совместно с психологом ДОУ) работы с педагогическим коллек-

Педагогика. Психология, Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 1, 2009

175

тивом и родителями с целью расширения их знаний о различных вариантах эмоционального развития детей, о возможностях преодоления возникающих проблем. Второй этап предполагал реализацию экспериментальной методики преодоления эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста, включающую специально разработанные коррекционно-разви-вающие занятия, содержащие элементы арттера-пии, игротерапии, психогимнастики, игр-драма-тизаций. На данном этапе особое внимание уделялось обеспечению индивидуально-дифференцированного подхода к детям с различными уровнями проявления эмоционального неблагополучия.

Работа, проводимая с педагогами и родителями эмоционально неблагополучных детей, должна предвосхищать непосредственно реализацию программы коррекции с самими детьми, так как результаты анкетирования показали, что воспитатели и родители имеют недостаточные теоретические знания о значимости эмоциональной сферы и, в частности, эмоционального благополучия в развитии ребёнка-дошкольника. Поэтому психологическая служба дошкольного учреждения должна предусматривать организацию специальной работы с ними, включающей лекции, семинары, консультации, тренинги, практикумы.

Консультированию родителей необходимо уделять особое внимание с целью оказания им психологической помощи в осознании и актуализации проблем своих детей, желания помочь им. Важно раскрыть им индивидуальные особенности ребенка, его потенциальные возможности, помочь принять его таким, какой он есть. В связи с этим необходимо формировать навыки правильного реагирования родителей на различные эмоциональные проявления детей. При этом важно учитывать уровень педагогической и индивидуальной культуры родителей. Главным моментом индивидуальных консультаций является осознание и переоценка самими родителями отношений с детьми.

Кроме индивидуальных консультаций мы предлагаем использовать общегрупповые собрания, информацию в «уголках родителей», организацию совместной деятельности родителей и детей, а также и нетрадиционные формы взаимодействия с семьей (заседание «Клуба вопросов и ответов» с элементами тренинга, деловые игры, групповые дискуссии, библиоконсультирование).

Целью коллективных консультаций является популяризация научных основ проблемы эмоционального развития детей, общения и взаимодействия с ними на позициях равноправия и взаимоуважения.

Групповые дискуссии организуются по актуальным для родителей проблемам. Главная их цель — повысить мотивацию и вовлеченность родителей в решение обсуждаемых проблем, изменить педагогические установки родителей через повышение их собственной активности. Основные методы активизации во время дискуссии - это обсуждение различных точек зрения, игровое моделирование педагогических ситуаций, анализ собственной воспитательной деятельности родителей.

Библиоконсультирование используется по мере необходимости индивидуально и с подгруппами родителей, объединенных общими проблемами. Это метод обсуждения содержания прочитанных книг научно-популярного характера, посвященных проблемам семейной жизни и воспитания детей.

С педагогами, работающими в экспериментальной группе дошкольников, также была организована специальная подготовительная работа, которая осуществлялась в форме консультаций, семинаров-практикумов. Содержание работы с педагогическим коллективом заключалось в оказании психологической и информационной помощи. Приоритетные задачи данного направления: расширение знаний педагогов о различных вариантах эмоционального развития детей, о возможностях преодоления эмоциональных трудностей старших дошкольников, обучение адекватным способам взаимодействия с ними, помощь в создании условий, способствующих повышению эмоционального комфорта в группе детей и стимулирующих развитие положительных сторон личности каждого ребенка.

На втором этапе формирующего эксперимента была организована коррекционно-развивающая работа с детьми по профилактике и преодолению эмоционального неблагополучия.

Коррекция эмоциональной сферы ребенка, прежде всего, предполагает ее гармонизацию, направленную на преодоление негативных эмоциональных состояний, нарушений в функционировании или отставании в развитии тех или иных составляющих, а также компенсацию негативных особенностей личности, складывающих-

ся на основе данных процессов. Как отмечают исследователи, методы коррекционного воздействия призваны осуществлять такое психологическое воздействие на эмоциональную сферу ребенка, которое приведет к нормализации ее функционирования[1].

Разработанный и апробированный комплекс коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, направленный преодоление эмоционального неблагополучия позволял решить следующие задачи: формирование у детей адекватного отношения к себе и к окружающим; снижение агрессивности, тревожности, страхов; овладение ребёнком «языком» эмоций как способом выражения собственных эмоциональных состояний, умение регулировать свои отрицательные эмоции; формирование способности эмоциональной саморегуляции, развитие гибкости поведения, способности адекватно реагировать на различные жизненные ситуации. Обязательным принципом реализации методики формирующего эксперимента являлось соблюдение эмоционально-психологического комфорта дошкольников.

В процессе эксперимента в качестве основного метода коррекции эмоционального неблагополучия была использована арттерапия. Это незаменимый инструмент для исследования и гармонизации тех сторон внутреннего мира ребенка, особенно эмоциональной сферы личности, для выражения которых слова малопригодны. Одна из особенностей дошкольника заключается в том, что он в большинстве случаев затрудняется в вербализации своих проблем и переживаний.

В результате применения арттерапевтических методов в коррекционной работе с детьми можно обеспечить эффективное эмоциональное от-реагирование, придать ему, даже в случаях агрессивных проявлений, социально приемлемые допустимые формы; облегчить процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных детей; развивать произвольность и способность к саморегуляции, помочь осознанию ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний. В связи с этим в коррекционно-развивающей работе со старшими дошкольниками особое внимание уделялось использованию рисуночной терапии, сказкотерапии и музыкальной терапии.

Для эмоционально неблагополучных детей часто характерным является повышение мышеч-

ного тонуса скелетных мышц. Это усугубляет состояние, приводит к быстрой утомляемости, слабости. Поэтому в экспериментальную методику были включены психогимнастические этюды и упражнения, позволяющие снимать эмоциональное напряжение и мышечные зажимы, корректировать настроение и отдельные черты характера, обучать ауторелаксации. Занимаясь психогимнастикой, дети изучали различные эмоции, возможность управлять ими, это способствует развитию эмоциональной сферы ребенка через обучение языку мимики и движений. С целью снятия эмоционального напряжения дошкольников также были применены релаксационные упражнения, которые выполнялись как на занятиях в качестве отдыха, так и в игровые моменты деятельности детей.

Занятия с применением перечисленных методов носили коррекционно-развивающий характер, то есть были направлены не только на коррекцию уже имеющихся проблем в эмоциональной сфере, но и на профилактику возникновения эмоционального дискомфорта у детей в детском саду, создание благоприятной атмосферы, характеризующейся доброжелательным общением.

Каждое занятие начиналось и заканчивалось «ритуалом» для создания позитивного эмоционального состояния у детей. Участники групп учились определять эмоции и чувства по пиктограммам, рисункам и фотографиям, сочиняли сказки, дописывали, переписывали их, делали рисунки, аппликации, так как для адекватной самооценки очень важно видеть продукт своего труда. По ходу занятий обращалось внимание на эмоциональные проявления детей, их поведение, их реакцию на предложенные задания. В завершающей части занятия мы подчеркивали достижения каждого ребенка, обращали на это внимание всех детей.

В процессе экспериментальной работы осуществлялся индивидуально-дифференцированный подход к детям на основе диагностического изучения их эмоциональных состояний и уровней эмоционального благополучия. Особое внимание уделялось эмоционально неблагополучным детям, проблемы которых проявляются во внутренних переживаниях (наличие тревожности, страхов, низкая самооценка и др.) и нарушениях в поведении (расторможенность, негативизм, конфликтность, агрессивность и т.д.). Поэтому особая роль отводилась индивидуальным,

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 1, 2009

177

подгрупповым занятиям.

В процессе реализации методики, тактика воздействия педагога или психолога была различной в отношении детей, отличающихся разными проявлениями эмоционального неблагополучия. Так, например, не все дети умели конструктивно общаться со сверстниками, что являлось причиной возникновения нарушений в их взаимоотношениях. Поэтому были использованы упражнения на преодоление конфликтности в общении детей через решение проблемных задач, практических ситуаций, занятия по преодолению агрессивности (коррекция драчливости, снятие вербальной агрессии, конфликтности в общении, снижение импульсивности). Дети с высоким уровнем эмоционального неблагополучия отличались повышенной тревожностью, разнообразными стойкими страхами, неуверенностью. Для таких детей были разработаны занятия на снятие тревожности, коррекцию страхов, формирование адекватной самооценки, уверенности в собственных силах.

Контрольный эксперимент позволил определить достаточную эффективность использования созданных психолого-педагогических условий в преодолении эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста. Они научились интегрировать разнообразные сильные эмоции и переживания, самостоятельно находить выход своим позитивным и негативным чувствам способом, адекватным для самой личности ре-

бёнка и для социума. Достигнутый большинством детей уровень эмоционального благополучия, улучшение их положения в системе межличностных взаимоотношений, положительные изменения в поведении дошкольников подтверждают правомерность использования разработанной нами методики.

Таким образом, найти решение проблемы эмоционального неблагополучия дошкольников возможно только общими усилиями психологов, педагогов и родителей. Особенно актуально своевременное выявление и преодоление эмоционального неблагополучия старших дошкольников, так как чем раньше будет оказана ребенку психологическая помощь, тем более эффективной она окажется, тем меньше проблем будет возникать у детей в начале школьного обучения.

Библиографический список

1. Изотова Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика/Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. - М.: «Академия», 2004. - 288 с.

2. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников / А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, O.A. Шаграева.-М.: «Академия», 2003.-176 с.

3. Филиппова Г.Г. Эмоциональное благополучие ребенка и его изучение в психологии // Детский практический психолог / под ред. O.A. Шаграевой, С.А. Козловой. - М.: «Академия»,2001.-С. 195-203.

УДК 159.954 Б 164

Р.Н. БАЖИЛИН

О РОЛИ ВООБРАЖЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТЕ

В статье анализируются роль воображения при обучении игре на музыкальном инструменте. В содержательной части процесса обучения музыке предлагается комплекс знаний, направленный на отбор исполнительских средств, приводящих к художественно-образной, эмоциональной игре. Внемузыкальные стимулы активизируют у ученика эмоционально выразительные исполнительские качества, творческие задатки.

Ключевые слова: воображение, эмоции, музыкальное мышление, музыкальная выразительность, творчество, обучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.