Научная статья на тему 'Менеджмент в разновозрастном коллективе дошкольных образовательных учреждений'

Менеджмент в разновозрастном коллективе дошкольных образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Менеджмент в разновозрастном коллективе дошкольных образовательных учреждений»

хватает нужных умений. Беспокоит сокращение числа студентов, обучающихся в сферах естественнo-нayчнoгo и технического знания. Вместе с тем, наряду с академическими успехами, сегодня не менее важно, чтобы специалисты обладали целым рядом других качеств: имели хорошо сформированные навыки устной и письменной коммуникации, в том числе, на иностранном языке; понимали основы математики и естественных наук; владели навыками работы с информационными технологиями; критически мыслили; ощущали потребность в непрерывном образовании; умели работать в группах; были творческими и инициативными; самодисциплинированными, способными к постоянной работе, требующей значительных усилий; получали удовлетворение от работы в условиях здоровой конкуренции; демонстрировали свою культурную восприимчивость, в том числе и на международном уровне; были ориентированы на результат и не боялись принимать самостоятельные решения.

Для вхождения в инновационное общество нужны всесторонне развитые люди с навыками межперсональной работы, не нуждающиеся в постоянном руководстве, способные действовать в условиях неопределенности, вести самостоятельный поиск путей решения сложных проблем, включенных в философию непрерывного образования. Непрерывное образование понимается не только как образование без перерывов на основе преемственности образовательных программ, но и как постоянное развитие творческого потенциала и профессионализма личности

М. В. Меличева

Менеджмент в разновозрастном коллективе дошкольных образовательных учреждений

Ситуация в современном обществе делает все более актуальными вопросы взаимодействия индивидуальности и коллектива. На фоне многочисленных фактов равнодушия и ужасающих событий террористического характера с самого раннего возраста требуется преподнести растущему ребенку примеры сотрудничества и уважительного отношения к другим людям, их стремлениям и чувствам. Таким образом менеджмент в дошкольном образовательном учреждении неразрывно связан с созданием атмосферы сплоченности, когда детский коллектив под умелым руководством воспитателя достигает общих целей. При этом у каждого ребенка находится достаточно пространственно-временных условий для самовыражения и самореализации.

87

Личность развивается и реализуется в коллективе. А для маленького ребенка такими социальными группами являются в первую очередь семья, воспитатель и сверстники в детском саду. Маленький ребенок в дошкольном возрасте находится под опекой взрослых, и поэтому детское сообщество нуждается в товарищеском участии воспитателя. Именно он формирует условия для достижения целей сообществом, например, подготовка и проведение праздника, свободная игра, музыкально-ритмические игры и др. Золотое правило, которым может пользоваться взрослый по отношению к маленьким детям (детям дошкольного возраста) заключается в том, что в детстве ребенок обладает способностью подражания. Именно эта способность детей позволяет привлечь их к деятельности, в которую с радостью вовлечен сам взрослый. Благодаря творческому настрою воспитателя создается творческая атмосфера, охватывающая и детей. Положительный эмоциональный настрой является и фундаментом доверительных, дружеских отношений между взрослыми и детьми, а исходя из возможностей подражания - между всеми детьми в группе детского сада.

Нужно подчеркнуть, что в разновозрастной группе детей имеется целый ряд факторов, способствующих воспитанию свободной, самореализующейся личности, которая успешно адаптируется в обществе и взаимодействует на основе уважения. Необходимо отметить разнообразие форм социального взаимодействия, когда триада педагог - дошкольник - родитель преобразуется в социальную структуру, содержащую расширенные возможности благодаря взаимодействию между собой детей разного возраста (рис.).

Рис. Взаимодействие членов разновозрастного коллектива

88

Неоспоримым преимуществом разновозрастного коллектива является тот факт, что дети из одной семьи находятся вместе, учатся взаимодействовать и помогать друг другу. В таком сообществе существует стабильное ядро из родителей и детей, которые посещают разновозрастную группу более, чем один год. Это ядро является носителем традиций и ценностных приоритетов. Именно оно устанавливает дружеский стиль общения и позитивный характер межличностного взаимодействия. Не умаляя значения и ведущей роли педагога, нужно отметить сильное воздействие такого стабильного ядра на социальные процессы и эмоциональный микроклимат в коллективе. Происходит непосредственное влияние на атмосферу коллектива как творческую, уважительную, радостную. Новые дети и их родители в такой атмосфере легко адаптируются, быстро начинают испытывать творческий подъем и находят собственные пути для самореализации. Огромные возможности для этого заключаются в проживании года как ритма традиционных праздников, связанных с сезонными изменениями природы.

Совместное достижение результата - проведение праздника -оставляет в душе детей и взрослых неповторимые переживания, добрые чувства от совместной деятельности и игр, гордость от выполнения задуманного. Это первичный жизненный опыт управления внутри сообщества для достижения совместной цели.

Разновозрастная группа как социальный организм устроена по типу многодетной семьи. В современном обществе культура многодетных семей практически утрачена. Дети из одной семьи формально разделены по возрасту и посещают разные группы ДОУ. В условиях, когда человек испытывает дефицит общения и внимания, разобщенность внутри семьи, разновозрастная группа детей заключает в себе большие потенциальные возможности сплочения семьи, воспитание гражданственности, позитивного настроя на сотрудничество и взаимоуважение.

Задачи управления в разновозрастном коллективе детей и взрослых включают и задачи самоуправления. Маленький ребенок, исходя из подражательных способностей, может воспитывать самоконтроль благодаря примерам взрослых - сдержанности, дисциплинированности, ответственному отношению к делу, выполнение работы до результата и т. д. Находясь в атмосфере деятельных и творческих взрослых, растущий ребенок формирует базис развития воли на основе собственного опыта. В свою очередь, творческий воспитатель замечает, что многим качествам он может заново учиться у детей - открытости, непосредственности в самовыраже-

89

нии, доверию, удивлению перед красотой, радости открытий и многому другому.

Ценностью разновозрастного коллектива детей является взаимодействие дошкольников, позволяющее использовать фактор взаимообучения и взаиморазвития. В ряде ситуаций оно может давать больший эффект, чем прямое влияние педагога на детей. Предпосылкой взаиморазвития является то, что старшие дети уже обладают полезными навыками, умениями и знаниями, а младшие овладевают новым опытом благодаря их помощи. Создаются благоприятные условия для обучения младших детей старшими. Старший ребенок охотно берет на себя роль лидера, роль дружественного взрослого. Малыши с удовольствием следуют ему, перенимают модель более сложного поведения. Старший дошкольник становится образцом, к которому младшие дошкольники стремятся и который могут достичь, что формирует начальный базис акмеологической позиции растущего человека. При этом у старших дошкольников возрастает самоуважение и формируется адекватная самооценка, благодаря наглядному опыту, который показывает, как много они умеют и что именно достигли.

Одним из факторов взаиморазвития является свободная игра. В процессе игровой деятельности реализуется стремление к самовыражению и творческая активность ребенка. В разновозрастной группе старшие дети являются носителями игровой ситуации, выступают как инициаторы игры. Для распределения ролей и проявления фантазии появляется больше возможностей. Инициатива младших детей возрастает, а старшие ощущают себя реальными помощниками взрослого. Это способствует повышению собственной значимости, росту ответственности за свои слова и поступки. Дети научаются внимательно слушать друг друга, находить общее решение и осуществлять задуманное. Все эти качества необходимы будущему школьнику для дальнейшего успешного обучения.

Развитие ребенка происходит в процессе игровой деятельности. В разновозрастной группе условия для деятельности богаче, и игра быстро переходит на качественно новый уровень, когда основным ее содержанием становится процесс социального взаимодействия. Дети перенимают у воспитателя и передают другим искренние дружеские чувства, приемы косвенного руководства и творческий, позитивный настрой, целеустремленность и ответственность, как необходимые лидерские качества.

Подобным образом на основе способности подражания осуществляется управление воспитателем во время музыкальноритмического круга. Это совместное действие детей и взрослых, в

90

процессе которого благодаря общему движению создается история или сказка. Все участники проигрывают разные роли, разнообразные природные процессы и явления. Такая музыкальноритмическая игра может осуществляться на основе искусства движения эвритмии, помогая пережить общность и удовлетворенность от совместного общего действа. Поэтому эвритмию относят к социальным видам искусства, необходимым детям в дошкольном возрасте.

В целом менеджмент в условиях разновозрастного коллектива детей и взрослых охватывает широкий спектр задач и конкретных действий для саморазвития личности педагога как примера для растущего ребенка. Положительные примеры взрослого в вопросах управления коллективом становятся опытом детей и позитивно влияют на эффективность формирования гражданственности растущего человека, общей и коммуникативной культуры.

Л. Н. Иваник

Развитие общекультурной компетентности педагога в непрерывном профессиональном образовании

Одной из современных тенденций развития системы профессионального образования является непрерывность, представляющая собой систему взаимодействующих образовательных программ, направленных на обеспечение и дальнейшее развитие общеобразовательных и профессиональных качеств выпускника в соответствии с его личностными потребностями и социальноэкономическими требованиями, что формирует личность развивающуюся и подготовленную к универсальной деятельности.

Непрерывное профессиональное образование - это формирующаяся система государственных и общественных институциональных структур, которые призваны обеспечить средствами и методами, имеющимися в распоряжении этой системы, условия, которые необходимы:

• для непрерывного процесса расширенного воспроизводства общего и профессионального образовательного уровня (потенциала) населения, необходимого и достаточного для социального, экономического и технико-технологического развития государства, его национальной безопасности;

• для непрерывного профессионального образования каждого гражданина на протяжении всей его трудовой жизни;

91

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.