Научная статья на тему 'Управление и самоорганизация в работе педагога ДОУ'

Управление и самоорганизация в работе педагога ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
630
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление и самоорганизация в работе педагога ДОУ»

• материальное и моральное стимулирование экспериментальной и инновационной деятельности педагогов;

• положительная общественная и административная оценка их труда;

• валеологическая и психологическая поддержка личности педагога, направленная на духовное развитие здоровой личности, для которой характерны приоритеты духовно-нравственного и психического здоровья, стремление к сохранению и созиданию собственного здоровья и мотивации здорового образа жизни;

• создание системы участия педагогов в непрерывном последипломном образовании и помощь специалистам в организации самообразования;

• организация научно-методической и экспериментальной работы;

• участие педагогического коллектива в различных научных и научно-практических конференциях, круглых столах, творческих встречах, конкурсах и т. д.;

• материально-техническое и информационное обеспечение инновационной деятельности педагогов.

Мониторинг помог определить, что один из эффективных способов повысить интерес педагогов к работе в творческом режиме, к учебе и творческому поиску - это создание слаженной команды по проектированию и реализации инновационной деятельности, создание атмосферы уважения, доверия и успеха каждому участнику образовательного процесса.

М. В. Меличева

Управление и самоорганизация в работе педагога ДОУ

Акмеологическая позиция воспитателя ДОУ, включающая направленность на получение наилучших результатов воспитанников во всех сферах жизнедеятельности, предполагает, что педагог обладает качествами хорошего организатора и умеет грамотно управлять коллективом детей и родителей. Для того чтобы организовать жизнь детей в детском саду, воспитателю необходимо развить и проявить управленческие способности. При этом следует рассматривать разные уровни управления:

• самоуправление на уровне воспитателя;

• демократичное управление детским коллективом в группе детей;

• демократичное управление коллективом взрослых (родителей);

335

• самоуправление педагогов как педагогического коллектива;

• управление педагогическим коллективом детского сада.

Самоуправление педагога в повседневной жизни детского коллектива имеет огромное значение для развития ребёнка. Взрослый человек выступает как представитель человечества для детей дошкольного возраста, показывая растущему ребёнку, наилучшие человеческие качества. К таким качествам личности относятся способности к самоуправлению и самоорганизации. Внутренняя дисциплина, ответственность за свои поступки, целеустремленность - эти черты характера маленькие дети наблюдают во взрослых, окружающих их в детском учреждении. Это качества, которым маленький ребенок может следовать, исходя из способности к подражанию, а в последующие годы они выступят как неотъемлемая часть современной саморазвивающейся личности.

Самоуправление в области логики мышления, которой дети могут последовательность действий в выполнении задуманного. В повседневной жизни дети наблюдают взрослых и сами участвуют в разнообразной деятельности, которую организует воспитатель. Необычайно важно, чтобы воспитатель заранее продумал все свои действия. Как расположить материалы и инструменты для работы, как будут располагаться дети, общий порядок в помещении и т.д. Внутренняя собранность, дисциплина, продуманные мельчайшие детали работы, которую осуществляет взрослый, передают детям уверенность в важности такого занятия и помогают выстроить и осуществить собственную последовательность действий, приучают к порядку и дисциплине.

Самоуправление и самоорганизация в эмоциональной области предполагает, что взрослый человек способен преодолеть сиюминутные настроения, когда он находится с детьми. Сложные ситуации, возникающие во время работы с детьми, всегда можно разрешить во благо их развития. Воспитатель, обладающий способностью управлять собой, в любой момент может заметить лучшее, что проявляют дети, помочь им сделать правильный вывод из ситуации, обратиться к шутке, подсказать малышам, как помочь другому ребёнку, проявить добрые чувства, посочувствовать. Маленькие дети получают духовную пищу для собственного развития и неоценимый опыт доброжелательных отношений. Способность к самоуправлению воспитателя направлена на создание атмосферы сотрудничества и взаимопомощи среди детей, эмпатии, принятия каждого ребёнка. Дети стараются хорошо себя вести, стремятся помочь, проявить себя с лучшей стороны не только ради положительной оценки со стороны взрослых, но и из естественных побуждений социальной жизни.

336

Самоуправление воспитателя в волевой сфере, т. е. в непосредственной деятельности, является наиважнейшим примером для воспитания растущего ребёнка дошкольного возраста. Именно на примерах поступков взрослых маленькие дети научаются помогать, уважать чужой труд и других людей, у них воспитываются чувство благодарности, гражданственность, забота о предметах и игрушках. Во всех действиях воспитателя они видят проявление добра и стремление улучшить мир. Такой опыт в детском возрасте формирует собственную созидательную позицию, которая проявится в полной силе в последующие годы самостоятельной жизни. Когда взрослый человек с удовольствием занят делом, маленькие дети готовы ему помогать, посильным образом участвуя в труде. Таким образом, дети переживают радость созидания, научаются ставить цели и выполнять задуманное. Они проявляют свои волевые качества, добрую волю как во время самостоятельных игр, так и в процессе занятий, организованных воспитателем. Самоорганизация воспитателя в деятельности, во взаимодействии с детьми является базовым примером для развития детей дошкольного возраста.

Демократичное управление детским коллективом предполагает, что в нём устанавливаются отношения взаимопонимания и сотрудничества. Стиль общения, учитывающий, что дети развиваются исходя из способности подражания, устанавливается воспитателем, и благодаря положительным примерам дети научаются дружить друг с другом. Особенно ярко это проявляется в разновозрастном коллективе детей 3-7 лет. Старшие дети выступают для малышей как авторитеты. Они перенимают модели поведения и общения у более взрослых, и таким образом младшие дети учатся у старших. Следуя взрослому, дети 6-7 лет, будущие первоклассники, уже в детском саду получают опыт самоорганизации. Это возможно и во время детских игр, и в другой деятельности. Они на своём детском уровне осознают, что многому научились, могут помочь малышам, организовать игру, выполнить более сложные рисунки или поделки, оказать посильную помощь взрослым, заботясь вместе о помещении, игрушках и малышах.

Демократичное управление коллективом взрослых предполагает, что созданная общность родителей и педагогов наилучшим образом организована, чтобы показать детям положительные примеры сотрудничества. Одной из возможностей непрерывного и плодотворного сотрудничества взрослых является подготовка и проведение традиционных праздников, связанных с кругооборотом года. Народная мудрость сконцентрирована на определенных моментах года и отмечает их как особые точки сезонных изменений природы, переломные моменты в годовом ритме.

337

Проживание кругооборота года как духовного события связано с ожиданием того или иного праздника, который приближается навстречу человеку из будущего. В русской традиции установлены праздники года, каждый из которых имеет особую душевную окраску и духовную атмосферу. При этом все праздники наполнены радостью совместного действия, подчёркивают традиции гостеприимства и хлебосольства. Это незаменимый жизненный опыт для ребёнка дошкольного возраста, когда он находится в атмосфере народного праздника, созданного совместными усилиями всех родителей и педагогов группы. Многолетняя педагогическая практика показывает, что такие праздники любимы всеми членами семьи. Приходят бабушки и дедушки, папы и мамы, братья и сёстры, даже самые маленькие дети, и часто помещение едва вмещает всех желающих. Каждый праздник неповторим, и дети запоминают его как яркое, незабываемое событие.

На таких праздниках взрослые учатся друг у друга создавать мир детства и нести духовные традиции народа, и задача воспитателя - управлять сложнейшими процессами взаимодействия всех участников. Здесь для каждого родителя найдется дело по душе (оформление помещения, праздничного стола, организация аттракционов для детей, изготовление подарков и сюрпризов и т. д.), и участники могут проявить себя наилучшим образом. Общая атмосфера праздника создаётся взрослыми. Это значит, что все вовлекаются в совместную деятельность, игры, пение. На таком празднике нет зрителей, и каждый вносит посильный вклад в общую атмосферу.

Праздник - кульминационное событие в жизни всей семьи, он возможен только в том случае, когда осуществлена его тщательная подготовка на основе самоуправления взрослых. Родители и воспитатели совместными усилиями стремятся подготовить его как можно лучше, как особое значительное событие в жизни ребёнка. Процесс подготовки и проведения праздников сплачивает всех членов семьи, и взрослых, и детей. Старшие дети помогают малышам, а взрослые осознают ответственность за ход праздника и его атмосферу, приобретая опыт самоорганизации и самоуправления. Происходит дублирование положительных примеров самоуправления и самоорганизации в практике семейного воспитания.

Таким образом, во время подготовки и проведения праздника дети окружены несколькими «оболочками» управления - самоуправление взрослых (воспитателей и родителей), управление ходом праздника и действиями участников со стороны педагогов, помощь в управлении со стороны родителей, которые уже имели такой опыт в прошлом году, первичный позитивный опыт самоуправления и самоорганизации, проявляющийся в поведении старших детей.

338

Последний уровень управления, рассматриваемый в этой статье, связан с самоуправлением педагогов как педагогического коллектива, педагогической общности воспитателей. Эта деятельность педагогов направлена на создание обстановки сотрудничества в интересах развития детей. К ней относится планирование педагогической деятельности, взаимодействие с родителями в целях социального партнёрства, педагогическое наблюдение за каждым ребёнком и осуществление индивидуальной программы его развития. Опыт самоуправления педагогического коллектива включает как одну из важных и позитивных возможностей укрепления сотрудничества занятие искусством во время педагогических коллегий (педсоветов). В коллегиальную работу педагогов могут быть включены пение или музицирование, рисование, эвритмия (искусство движения) и др. Именно занятие искусством позволяет педагогу восполнить эмоциональную энергию, проявить интерес к творческим импульсам сотрудников, способствует самораскрытию и самоорганизации, которые в дальнейшем проявляются в общении с детьми и их родителями.

Ритмичное проживание кругооборота года включено в педагогическую коллегиальную работу как необходимая составляющая. Подготовка к очередному сезонному празднику делает душевнодуховную жизнь педагога насыщенной и интересной, тем самым, позволяя и детям дошкольного возраста развить новые возможности на основе способности подражания. Таким образом, работа педагогов в ДОУ требует самодисциплины, самоуправления и самоорганизации, которыми им необходимо обладать для плодотворного управления разновозрастным коллективом детей и взрослых.

Г. А. Бойко, Г. А. Королева

Система непрерывного профессионального образования на региональном уровне: подходы, тенденции, перспективы развития

При характеристике регионального рынка труда достаточно часто делаются выводы о переполненности предложения специалистов экономических и юридических специальностей. Подобный анализ был бы достаточным, если бы спрос со стороны предпринимателей в отношении указанных специальностей отличался однородностью. В регионе явно прослеживается тенденция усиления спроса на выпускников определенных учебных заведений и ослабление спроса -в отношении прочих. Основным критерием выступает качество подготовки специалистов.

339

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.