дополнительные трудности для налаживания межличностных отношений (как в психическом, так и в речевом плане). Однако после предложенной взрослым помощи они принимают ее. Воспитанники дома ребенка в подавляющем большинстве случаев воспринимают предложение помощи взрослым лишь как повод для общения с ним, не вникают в содержание оказанного внимания и пользуются им для завязывания отвлеченного от поставленной задачи общения.
Как же должен вести себя взрослый в общении с ребенком? Ведь возникшее противоречие между потребностями и возможностями ребенка в состоянии разрешить только он. Взрослый должен перестроить свои отношения с малышом, поднять их на качественно новый уровень. Теперь педагог делает не за ребенка, а выполняет что-либо вместе с ним. Он, прежде всего, удовлетворяет развивающуюся у малыша потребность в освоении окружающего, обеспечивает ему достаточную активность, продумывает и организовывает окружающую среду, осуществляет методически правильный подбор предметов, игрушек. Педагогу необходимо проявлять к каждому ребенку исключительную чуткость, постепенно развивая его возможности в освоении окружающего: приучать к преодолению посильных трудностей, получению радости от достижения цели; постепенно обогащать малыша впечатлениями при общении с посторонними людьми, другими детьми, давать образец доброго, внимательного взаимодействия с ними. Все новое надо вносить в его жизнь на фоне частично знакомого или находящегося в логическом сочетании с ним.
Список литературы
1. Казберюк Н. А. Опыт изучения медико-социальных характеристик детей в домах ребенка / Н. А. Казберюк, А. Г. Московкина // Дефектология. - 1991. -№ 2. - С. 61-82.
2. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. - М.: Просвещение, 1986. - 322 с.
3. Руководство для врачей домов ребенка; под общ. ред. Л. В. Дружининой. - М.: Просвещение, 1987. - 189 с.
4. Эмоциональные нарушения в детском возрасте; под общ. ред. В. В. Лебединского. - М., 1991. - 112 с.
Т. Б. Уварова
Комплексная помощь
специалистов дошкольного образовательного учреждения семьям воспитанников в условиях инклюзии
На современном этапе дошкольное образовательное учреждение становится открытой образовательной системой: с одной сторо-
254
ны, образовательный процесс в дошкольном учреждении становится более свободным, гибким, дифференцированным, с другой -ориентированным на сотрудничество и тесное взаимодействие с семьями воспитанников. Много говорится о роли семьи в формировании личности ребёнка, о преимущественном праве родителей (законных представителей) на обучение и воспитание детей. Особенно актуальной становится проблема тесного сотрудничества семьи и детского сада в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Одной из задач Стандарта является «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» [7, с.11]. Семейно-центрированный подход изменяет роль родителей в воспитательно-образовательном процессе [5]. Большое значение придаётся сотрудничеству семьи и образовательного учреждения. Роль родителей значительно расширяется, позволяя им наблюдать и оценивать эффективность проводимой с детьми работы.
Важнейшим условием совершенствования системы дошкольного образования является деятельность специалистов дошкольного образовательного учреждения, направленная на совершенствование новых инновационных форм взаимодействия с родителями воспитанников. Для этого родителям нужно осознать и активизировать свои личностные, социальные, когнитивные ресурсы, которые позволят им принять участие в воспитательно-образовательном процессе, признав полную ответственность за его эффективность [4]. В документах Министерства образования и науки РФ представлена образовательная стратегия по созданию оптимальных условий для взаимодействия с семьями дошкольников. Семейные факторы «определяют воспитательные предпосылки и могут в большей или меньшей степени обеспечить успешное или неуспешное развитие ребёнка» [1, с.108]. Это особенно касается семей детей с ОВЗ. В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» обозначено право обучающихся воспитанников на «предоставление условий для обучения с учётом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социальнопедагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции» [8, с.41]. Поэтому взаимодействие с семьями воспитанников особенно важно с целью профилактики, а также более благоприятной абилитации и реабилитации проблемных детей, поскольку психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь может оказываться детям только на основании заявления или письменного согласия родителей (законных представителей).
255
В современных условиях необходимо искать новые формы взаимосвязи родителей и дошкольного образовательного учреждения в решении задач всестороннего развития ребёнка и компенсации имеющихся у него отклонений. Отклонения в развитии различного генеза, не позволяют семье в полной мере осуществить свои функции по обучению и воспитанию ребёнка, имеющего особые образовательные потребности [2]. В этом им призваны помочь специалисты (учителя-логопеды, дефектологи, психологи и др.), осуществляющие свою деятельность в образовательных учреждениях того или иного вида.
Практика показывает, что трудно бывает достичь оптимального взаимодействия с семьёй ребёнка, имеющего отклонения в развитии. Часто родители детей, имеющих те или иные проблемы, убеждены в том, что развитие их ребёнка соответствует норме, а имеющиеся проблемы - лишь результат «упрямства», «стеснительности» или других личностных особенностей. К сожалению, иногда приходится наблюдать, что у некоторых родителей детей с отклонениями в развитии снижена социальная ответственность за судьбу ребёнка. Их не интересует, чем занимался ребёнок с педагогом и каковы результаты этих занятий. Бывает и наоборот, когда родители предъявляют к своему ребёнку чрезвычайно завышенные требования, сравнивая его с более успешными детьми. Эта проблема особенно актуальна в условиях детского сада комбинированного вида, где есть группы разной направленности (общеразвивающие, логопедические, коррекционные).
В процессе создания безбарьерной среды для детей с отклонениями в развитии очень важна специальная организация работы дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) с родителями не только дошкольников коррекционных, но и общеразвивающих групп. Бывает, что родители нормально развивающихся детей негативно настроены по отношению к дошкольникам с отклонениями в развитии, считая, что эти дети могут оказать неблагоприятное влияние на их ребёнка. Кроме того, практически все родители, не зная закономерностей психического развития дошкольников, пугаются терминов «задержка психического развития», «отклонения в развитии», не видя никакой разницы между ними и умственной отсталостью, психическими заболеваниями и пр. Кроме того, одной из психологических проблем при установлении взаимоотношений между специалистами дошкольного образовательного учреждения и родителями воспитанников с отклонениями в развитии может стать ситуация, когда специалист (или педагог) значительно моложе родителей воспитанников. В данном случае поддержка необходима не только родителям ребёнка, но и самому педагогу.
256
Учитывая весь комплекс проблем при организации взаимодействия с родителями воспитанников дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида в условиях инклюзивного образования важно определить содержание работы по этому направлению. Одной из важнейших задач является активное привлечение родителей к сотрудничеству: только опираясь на понимание и помощь родителей можно добиться максимально высоких результатов не только коррекционной работы, но и воспитательнообразовательного процесса в целом. Основными формами организации психолого-педагогической помощи семье являются коллективные формы работы с родителями, индивидуальные формы, формы наглядно-информационного обеспечения, Интернеттехнологии.
Общие родительские собрания - это коллективные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида с семьями. Они проводятся администрацией не реже трёх раз в год и посвящены информированию родителей о задачах и содержании воспитательно-образовательного процесса, решению организационных вопросов, взаимодействию ДОУ с другими организациями, в том числе с социальными службами. Групповые родительские собрания, которые проводятся три раза в год, также являются одной из форм коллективного взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. Они проводятся специалистами и педагогами групп и посвящаются обсуждению с родителями задач, содержания и форм работы, содержания работы с детьми в семье, решению текущих организационных вопросов. Родительские собрания проводятся в инновационных формах: семинары, мастерклассы, «круглые столы». В условиях инклюзивного образования важно в выступлениях перед родителями дошкольников из общеразвивающих групп всячески подчёркивать необходимость доброго отношения к детям с отклонениями в развитии со стороны нормально развивающихся сверстников, объясняя, что помощь, оказанная такому ребёнку, способствует установлению дружеских отношений между детьми, воспитывает в ребёнке отзывчивость, милосердие, обычную человеческую порядочность. Проведение детских праздников и досугов - ещё одна из коллективных форм взаимодействия ДОУ и семьи. В условиях инклюзивного образования одной из технологий размыкания замкнутой коррекционной среды дошкольников с отклонениями в развитии является проведение совместных с общеразвивающими группами развлечений, досугов, спортивных мероприятий, утренников. Большое внимание уделяется общесадовским мероприятиям, куда активно привлекаются все без исключения дети ДОУ и их родители. Такого рода сопричастность способствует предотвращению возникновения физических и отно-
257
шенческих барьеров и негативного отношения к детям коррекционной группы со стороны их сверстников из общеразвивающих групп и их родителей. Относительно новой коллективной формой взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников являются занятия «Родительского университета», проводимые 1 раз в два месяца, куда входят тематические доклады, плановые консультации, тренинги и пр. Занятия проводятся специалистами и имеют своей целью обучение родителей некоторым доступным приёмам и методам оказания психолого-педагогической помощи детям в семье.
К индивидуальным формам взаимодействия относятся анкетирование и опросы, которые проводятся по планам администрации, специалистов, воспитателей по мере необходимости для сбора необходимой информации о ребёнке и его семье, для определения запросов родителей о дополнительном образовании детей, для определения мнения родителей об эффективности воспитательнообразовательного процесса и работе дОу. По запросам родителей и по плану индивидуальной работы с родителями проводятся беседы и консультации специалистов, где оказывается индивидуальная помощь родителям в вопросах коррекции, образования и воспитания, а также методическая помощь в форме пояснений к занятиям с ребёнком дома. Для оперативного реагирования на всевозможные возникающие ситуации и предложения в ДОУ существует «Служба доверия», работу которой обеспечивает педагог-психолог. Раз в неделю во второй половине дня учителем-дефектологом и учителями-логопедами проводится «Родительский час» для информирования родителей о ходе образовательной работы с ребёнком, пояснения к домашним занятиям, а также для ответов на вопросы, возникающие у родителей детей из общеразвивающих групп.
Большой популярностью среди родителей пользуются информационные стенды, тематические выставки, которые относятся к формам наглядно-информационного обеспечения. Они информируют родителей об организации и содержании воспитательнообразовательного процесса в ДОУ, о графиках работы администрации и специалистов, доводящие до сведения родителей некоторые психолого-педагогические знания. Регулярно по плану воспитательно-образовательной работы проводятся выставки детских работ, которые знакомят родителей с результатами продуктивной деятельности детей, привлекают и активизируют интерес родителей к творчеству ребёнка в детском саду. В условиях инклюзивного образования для активного включения дошкольников с отклонениями в развитии в общеобразовательное пространство ДОУ и создания условий для полноценного включения их в воспитательнообразовательный процесс проводятся различные совместные выставки. Их организацией занимаются воспитатели, методист детско-
258
го сада, принимают активное участие родители как детей из общеразвивающих групп, так и родители дошкольников, имеющих отклонения в развитии. С целью создания условий для объективной оценки родителями успехов своих детей, обучение родителей элементам коррекционно-развивающей и воспитательной работы с детьми в домашних условиях два - три раза в год проводятся открытые занятия воспитателей и специалистов. Содержание и методы подбираются с учётом доступности информации для родителей.
На сайте ДОУ регулярно размещается информация о планируемых мероприятиях, отчёты о проведённых утренниках, выставках, досугах с фотографиями. Педагог, отвечающий за работу сайта, регулярно собирает материалы, для их последующего размещения на страницах сайта. Родители могут ознакомиться с основной правовой документацией ДОУ, педагогическим коллективом, историей учреждения, реализуемыми Программами. Сайт пользуется большой популярностью среди родителей дошкольников всех групп.
Всесторонняя тесная связь с семьёй, направленная на развитие компетентности родителей, способствует формированию у родителей детей с ОВЗ представлений об особенностях психофизического развития их ребёнка, адекватному отношению к его нарушению и пониманию потенциальных возможностей. Активная работа с семьями воспитанников из общеразвивающих групп в условиях инклюзии способствует формированию в обществе в целом толерантности, терпимости, милосердия. Дифференцированная работа с семьями всех воспитанников, как из коррекционных, так и из общеразвивающих групп, позволяет выработать положительный настрой к результатам воспитательно-образовательного процесса, обеспечивает активное участие семьи в формировании личности ребёнка. Тесное сотрудничество с родителями является прочным фундаментом для совершенствования образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Список литературы
1. Бенилова С.Ю., Давидович Л.Р., Микляева Н.В. Дошкольная дефектология: ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы). - М.: Изд-во «Парадигма», 2012. - 312 с.
2. Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития. - М.: В.Секачёв, ИОИ, 2004. - 2004 с.
3. Левченко И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии: Методическое пособие. - М.: Просвещение, 2008. - 239 с.
4. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во Института Психотерапии. - 2003. - 319 с.
5. Тюрина Н.Ш. Теоретико-методологические основания анализа феномена абилитационной компетентности родителей / Специальная педагогика и
259
специальная психология: современные методологические подходы / под ред. Богдановой Т.Г., Назаровой Н.М. - М.: ЛОГОМАГ, 2013. - 336 с. С. 210-215.
6. Ульенкова У.В. Инклюзивное обучение детей с ЗПР: теоретикометодологические основы психологической помощи / Специальная педагогика и специальная психология: современные методологические подходы / под ред. Богдановой Т.Г., Назаровой Н.М. - М.: ЛОГОМАГ, 2013. - 336 с. С. 47-58.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: сб. документов. - М.: Федеральный институт развития образования, 2013. - 56 с.
8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Проспект, 2014. - 160 с.
Э. И. Хабутдинова
Использование невербальных средств общения на занятиях с обучающимися с умеренной и тяжёлой формой умственной отсталости
Среди обучающихся с умеренной и тяжёлой формой умственной отсталости значительное количество неговорящих детей. Это предъявляет особые требования к учителю и родителям, к организации процесса обучения и коммуникативной деятельности. В работе с неговорящими детьми вербальные средства передачи информации малоэффективны. Дети не всегда понимают обращённую речь. Взаимодействие с детьми требует использования дополнительных, поддерживающих средств, отличных от речевых, которые бы способствовали взаимопониманию, созданию положительной атмосферы в классе.
Коммуникация, или общение - понятие гораздо более широкое, чем устная речь. Система коммуникации включает различные средства: слово, предмет, жест, мимика, позы, фотография, картинка, символ. Эти способы коммуникации могут заменить отдельные слова или фразы; они способствуют сохранению контакта между говорящими; заполняют или объясняют паузу при поиске слова; акцентируют внимание на той или иной части словесного сообщения; могут даже предвосхитить то, что будет сказано вслух и т. п. При организации обучения педагог индивидуально подходит к каждому ребёнку с учётом структуры нарушения. Ребёнку предлагается то или иное средство общения в определённой ситуации.
Выбор невербальной коммуникации в качестве основного средства взаимодействия осуществляется на основе тщательной оценки возможностей ребёнка. В ходе наблюдений, бесед с родителями мы выясняем как, когда, каким образом ребёнок выражает свои желания, потребности, в какой форме выражает отказ, что он любит или
260