Л. И. Колунтаева
Акмеологический подход в процессе формирования профессионального мастерства педагогов дошкольного образования
Ведущим критерием высокого качества профессионального мастерства педагога является его профессиональная зрелость, которая рассматривается как готовность к инновационной деятельности в современных условиях развития образования.
Наиболее приемлемым в современных условиях для формирования профессионального мастерства педагога представляется акмеологический подход, изучающий критерии и показатели, объективные и субъективные факторы высших достижений педагогов, опирающийся на идеи «вершинной психологии» (Л.С. Выготский) и «достижительной мотивации» (А.А. Бодалев).
Профессиональная зрелость, по мнению В.Н. Максимовой, не является синонимом взрослости как возрастного этапа развития человека. Зрелость - «акме», вершина, которая образуется из возрастного психолого-физиологического развития и культурологического, образовательного процесса с доминированием закономерностей социального развития. Именно педагог-акмеолог обладает новыми профессионально и личностно значимыми качествами, которые обеспечивают творческую самореализацию личности педагога дошкольного образовательного учреждения.
В структуру профессиональной зрелости входят: профессиональная компетентность, педагогическое мастерство и инновационно-педагогическая направленность личности педагога, его устойчивая мотивация к творчеству в профессии (В.Н. Максимова).
Профессиональная зрелость педагога, рассматриваемая как акмеологическая категория, является педагогическим условием для успешного осуществления воспитательно-образовательного процесса, а также повышения качества и результативности дошкольного образования.
Администрацией дошкольного образовательного учреждения Детского сада компенсирующего вида «Центр коррекции “Сказка” проводился активный поиск путей, обеспечивающих возможность роста профессионального мастерства педагога, его самосовершенствования, самопознания и самореализации.
С этой целью были проведены психолого-педагогическая диагностика коллектива сотрудников, различные формы повышения квалификации, включение педагогов в практическую деятельность по проектированию и реализации проектов инновационной деятель-
331
ности, конкурсы педагогического мастерства, применение стимулирующих методов в управлении.
В психолого-педагогической диагностике использовалась методика Элерса, анкетирование и опрос педагогов, что позволило выявить:
• уровень готовности педагога к самосовершенствованию, самообразованию, самореализации, самопознанию;
• мотивацию к инновационной профессиональной деятельности педагогов;
• отношение к проектам инновационной деятельности;
• склонность к непрерывному образованию в области современной педагогики и менеджмента;
• проблемы самореализации педагога как личности;
• необходимость включения в научно-методическую деятельность;
• уровень профессиональной зрелости педагога и руководителя;
• творческий потенциал педагогов;
• способность к рефлексии творческой деятельности;
• участие в модернизации воспитательно-образовательно-коррекционно-оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении;
• степень включения педагогов в проекты инновационной деятельности и их реализацию.
Общие результаты диагностики свидетельствуют о том, что почти все педагоги имеют гуманистическую концепцию и считают, что для успешного развития личности дошкольника необходимо создание комплекса гуманистических условий воспитания, образования, оздоровления,коррекции и развития.
Определив недостаточность уровня готовности педагогов дошкольного образовательного учреждения к инновационной деятельности, администрация разработала эффективную систему организации повышения квалификации педагогов.
Повышение квалификации - одна из форм освоения прогрессивного опыта, целью которой является повышение эффективности труда; организация учебной деятельности, направленной на формирование готовности педагога к выполнению более сложных трудовых функций; освоение новых общетеоретических и специальнотехнологических знаний; расширение спектра умений и навыков; углубление понимания связи между наукой и технологией (Л.М. Митина).
В процессе повышения профессиональной квалификации педагогов мы ориентировались на концепции задачного подхода, на который указывают такие ученые, как И. Ю. Алексашина,
332
И. С. Батракова, И. А. Зимняя, В.А. Кобак, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Ку-люткин, Н. Ф. Радионова, Г.С. Сухобская, Б. И. Теплов, А. П. Тряпи-цына и др.
Системность и комплексность повышения квалификации обеспечиваются структурой ее организации. В детском саду компенсирующего вида «Центр коррекции “Сказка” за основу взята структура организации повышения квалификации С.С. Лебедевой и Л.М. Ма-невцовой, которая состоит из двух направлений:
1. Диагностика педагогического процесса.
2. Технология систематического целенаправленного развития культуры педагогической деятельности:
• освоение альтернативных и вариативных образовательных программ;
• инновационных технологий;
• овладение основами исследовательской деятельности;
• проектировочной деятельностью (умение целеполагания, моделирования, конструирования, планирования, реализации и контроля в работе над проектом).
Формируемые педагогические умения:
1. Рефлексивно-прогностические (освоение технологии контроля и самоконтроля педагогической деятельности, учет данных обратной связи, коррекция педагогической деятельности).
2. Прогностические, коммуникативные, коррекционные, исследовательские, конструктивно - прогностические:
• анализ и отбор эффективных образовательных программ;
• использование инновационных технологий, адаптация их к условиям конкретной педагогической деятельности;
• умение работать в режиме опытно-экспериментальной деятельности;
• создание авторских концепций, программ, педагогических технологий на основе гуманизации и индивидуализации учебновоспитательного процесса;
• умение осуществлять самоконтроль, рефлексию профессиональной деятельности.
Как средство управления профессиональным развитием педагогов разработана комплексная программа непрерывного педагогического образования, включающая повышение квалификации и переподготовку педагогов:
1) курсы повышения квалификации за пределами дошкольного учреждения;
2) работа по повышению квалификации непосредственно в дошкольном учреждении выделена в отдельное направление и включает серию семинаров, конференций, лекций, методических и
333
педагогических советов, открытые занятия, реализацию проектов по инновационной деятельности, среди которых можно выделить следующие:
• «Использование игровых методов и приёмов при обучении детей от 2 до 7 лет»;
• «Театрализованная деятельность - основной стержень развития,
• коррекции и реабилитации детей с проблемами в развитии»;
• «Взаимосвязь всех служб дошкольного учреждения в совершенствовании работы по организации педагогического процесса»;
• «Формирование личности ребёнка в процессе ознакомления с художественно-эстетической культурой в процессе апробации» и др.
Особое внимание педагогов в процессе повышения квалификации, уделяется умению фиксировать и анализировать результаты развития детей с помощью разнообразных методов психологопедагогического исследования, а также оценивать результаты собственной деятельности.
Спроектированная продуктивная модель формирования профессиональной зрелости педагогов отражает первоочередные задачи и этапы деятельности администрации дошкольного образовательного учреждения:
• познакомить воспитателей с возрастным портретом ребенка, от знания которого зависит общий уровень их профессиональной грамотности и ориентации в педагогической работе с детьми;
• изучить возрастные потребности, особенности и интересы детей;
• раскрыть коммуникативно-прагматические цели воспитания и развития ребенка в процессе его социализации;
• определить принципы построения развивающей программы дошкольного образовательного учреждения и программу развития самого педагога;
• выявить и определить содержание, организационные формы и методы обучения и развития детей в рамках реализации программы образования, коррекции и развития;
• определить содержание, формы и методы обучения в целях личностного развития педагога дошкольного образовательного учреждения, повышения их квалификации;
• провести диагностику мотивации к инновационной деятельности педагогов и их готовности к реализации проектов этой деятельности.
Необходимыми условиями формирования высокой мотивации достижений и готовности к постоянной инновационной деятельности педагогического коллектива являются:
334
• материальное и моральное стимулирование экспериментальной и инновационной деятельности педагогов;
• положительная общественная и административная оценка их труда;
• валеологическая и психологическая поддержка личности педагога, направленная на духовное развитие здоровой личности, для которой характерны приоритеты духовно-нравственного и психического здоровья, стремление к сохранению и созиданию собственного здоровья и мотивации здорового образа жизни;
• создание системы участия педагогов в непрерывном последипломном образовании и помощь специалистам в организации самообразования;
• организация научно-методической и экспериментальной работы;
• участие педагогического коллектива в различных научных и научно-практических конференциях, круглых столах, творческих встречах, конкурсах и т. д.;
• материально-техническое и информационное обеспечение инновационной деятельности педагогов.
Мониторинг помог определить, что один из эффективных способов повысить интерес педагогов к работе в творческом режиме, к учебе и творческому поиску - это создание слаженной команды по проектированию и реализации инновационной деятельности, создание атмосферы уважения, доверия и успеха каждому участнику образовательного процесса.
М. В. Меличева
Управление и самоорганизация в работе педагога ДОУ
Акмеологическая позиция воспитателя ДОУ, включающая направленность на получение наилучших результатов воспитанников во всех сферах жизнедеятельности, предполагает, что педагог обладает качествами хорошего организатора и умеет грамотно управлять коллективом детей и родителей. Для того чтобы организовать жизнь детей в детском саду, воспитателю необходимо развить и проявить управленческие способности. При этом следует рассматривать разные уровни управления:
• самоуправление на уровне воспитателя;
• демократичное управление детским коллективом в группе детей;
• демократичное управление коллективом взрослых (родителей);
335