ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
УДК 378.12
Н. М. Полетаева
Инновационный менеджмент в образовательном учреждении
В статье рассматривается инновационная детальность в образовательных учреждениях, как характеристика профессиональной деятельности педагога. Приводятся примеры о разработанных инновационных продуктах, для чего может быть создан банк инноваций и ежегодно составляться сводная таблица по всему педагогическому коллективу с результатами заполнения карт достижений педагогов за учебный год. Таблица является средством учета инновационной деятельности, источником моделирования инновационных технологий управления образовательным учреждением.
The article discusses an innovative detail in the educational institutions, as a characteristic of professional activity of a teacher. Examples of developed innovative products, which may be created by the Bank of innovation and be prepared annually a summary table of all pedagogical staff with the results of filling cards achievements of teachers per academic year. The table is a means of accounting innovation, source modeling of innovative technologies of management of educational institution.
Ключевые слова: инновационная деятельность, новшества, готовность педагога к инновационной деятельности, мотивация к инновационной деятельности педагога, управление инновационной деятельностью, качество инновационной деятельности в образовательном учреждении.
Key words: innovation activity, innovation, commitment the teacher to innovation, motivation to innovation the teacher, innovation management, innovation quality in an educational institution.
Инновационная деятельность в образовательных учреждениях становится нормой, ключевой характеристикой профессиональной деятельности педагога и включает два основных направления: освоение нового, вводимого «сверху», и его творческое включение в профессиональную деятельность, и самостоятельное генерирование нового, его апробацию и внедрение. Инновационный менеджмент в образовательном учреждении предполагает реализацию управленческих технологий, направленных на обеспечение условий для поддержания готовности пе-
© Полетаева Н.М., 2015
108
дагогов к инновационной деятельности и развития образовательного учреждения.
В условиях ускорения темпов социально-экономического развития инновационный потенциал учреждения интегрируется, сращивается с режимом функционирования, что делает готовность к инновационному менеджменту одной из ключевых характеристик профессиональной зрелости руководителя образовательного учреждения.
Управление инновационной деятельностью в образовательном учреждении включает:
- выработку стратегии развития на основе интеграции задач адаптации к изменениям, происходящим в федеральных и региональных системах образования, и прогнозирования, предвидения предстоящих изменений;
- составление программы развития и образовательной программы с учетом возможности ежегодной коррекции и добавления новых подпрограмм;
- разработку и реализацию программы корпоративной поддержки педагогов, включая помощь в инновационной деятельности;
- владение механизмами мотивации педагогов к инновационной деятельности и генерирование новых управленческих технологий;
- моделирование системы критериев и показателей качества образования с учетом всех направлений инновационной деятельности;
- ежегодный анализ качества: целей образования, содержания и процесса образования, результата образования, образовательной среды, мониторинга, процесса управления, воспитания и сопровождения.
Образовательное учреждение, успешно осуществляющее инновационную деятельность, может получить статус опытноэкспериментальной площадки, школы-лаборатории или ресурсного центра. Первые два требуют достаточного количества педагогов-исследователей, а ресурсный центр предполагает готовность педагогов-исследователей к трансляции своего инновационного опыта и обучению других педагогов.
Готовность педагога к инновационной деятельности предполагает наличие:
- методологической компетентности;
- владения методами получения новой информации и проведения педагогического эксперимента;
- мотивации и инновационной деятельности;
- умения поставить инновационную цель и разработать программу эксперимента;
- диагностической компетентности, связанной с определением критериев и показателей эффективности инновационной деятельности;
109
- коммуникативной компетентности, необходимой для взаимодействия с участниками опытно-экспериментальной работы, убеждения в значимости нового, презентации внедрения получения результатов;
- аналитических способностей, связанных с рефлексией и коррекцией процесса инновационной деятельности;
- трансляционно-моделирующий компетентности, направленной на формирование исследовательских навыков у обучаемых и совместное моделирование инновационных проектов.
Проблема управления качеством профессиональной деятельности педагога в условиях внедрения ФГОС может быть рассмотрена на всех уровнях образования: федеральном, региональном, городском, муниципальном, институциональном. Каждый из этих уровней требует построения соответствующей управленческой модели внедрения нового и предполагает разноуровневое сетевое взаимодействие. Внедрение ФГОС можно отнести к новшеству «сверху», однако оно требует и творческой самореализации со стороны руководителей и педагогов ОУ, так как новые стандарты содержат обязательные рекомендации и вариативную часть. Эффективность внедрения новых ФГОС в практику образования зависит от готовности руководителя к инновационному управлению, к проектированию новых педагогических систем. Для руководителя ОУ успешность внедрения ФГОС зависит:
- от знания общих закономерностей развития социальных, в том числе и педагогических систем;
- компетентности в области образовательного менеджмента, в том числе инновационного стратегического и тактического управления;
- критического осмысления содержания ФГОС и выделения позиций, требующих принципиально новых технологий и корректировки существующих;
- составления плана работы по внедрению ФГОС в ОУ, включая проведение педсоветов, создания творческих групп, организации повышения квалификации педагогов, разработки новой образовательной программы ОУ, создания новой системы мониторинга качества образования и качества профессиональной деятельности педагогов, планирования родительских собраний по вопросам изменяющихся требований к деятельности воспитанников, организации новой системы сетевого взаимодействия, позволяющей реализовать весь комплекс поставленных ФГОС задач;
- приведения локальных актов ОУ в соответствии с ФГОС;
- готовности к мотивации сотрудников (педагогов) на деятельность по внедрению ФГОС;
- готовности к проведению развивающих бесед с каждым педагогом с целью определения роли каждого в процессе внедрения ФГОС и корректировки индивидуальных методических тем, таким образом, чтобы
110
они соответствовали поставленной новой задаче и охватывали весь спектр проблем;
- готовности к анализу программ работы структурных подразделений ОУ, методической службы Оу, специалистов и каждого педагога с учетом задач по внедрению ФГОС;
- корректировки методик оценки качества профессиональной деятельности педагогов с учетом внедрения ФГОС: карт достижений за учебный год, структуры портфолио и т.д.;
- анализа причин, тормозящих внедрение ФГОС в деятельность образовательной организации, изучение готовности педагогов к внедрению ФГОС;
- создания материально-технического и методического обеспечения, необходимого для внедрения ФГОС в деятельность образовательной организации;
- проведения ярмарки педагогических достижений по проблеме внедрения ФГОС;
- организации взаимопосещений непосредственно образовательной и совместной деятельности с целью обмена педагогическим опытом по внедрению ФГОС.
Программа по работе с педагогическими кадрами в образовательной организации, направленная на обеспечение готовности педагогов к творческой реализации задач ФГОС, может включать следующие позиции:
- система педсоветов, направленных на мотивацию педагогов, планирование методической работы и повышения квалификации, анализ промежуточных результатов и коррекцию педагогического процесса;
- планирование корпоративной учебы педагогов и индивидуальных маршрутов повышения квалификации с посещением курсов на базе институтов, ИМЦ или др.;
- корректировка общей для образовательной организации методической темы с учетом задач ФГОС;
- планирование деятельности творческих групп по внедрению ФГОС: 1) по разработке или коррекции образовательной программы образовательной организации; 2) по моделированию и реализации технологий обучения, воспитания и сопровождения для новых направлений педагогической деятельности согласно ФГОС; 3) коррекции системы мониторинга качества образования в деятельность образовательной организации;
- определение графика взаимопосещения мероприятий и выступлений педагогов по обмену опытом реализации ФГОС, графика оценки знаний педагогами ФГОС;
- корректировка требований к участию в конкурсах профессионального мастерства и обеспечение акмеологической поддержки участников;
111
- планирование помощи педагогам в подготовке к аттестации с учетом требований ФГОС;
- создание банка данных, отражающих содержание ФГОС и опыта их внедрения;
- организация сотрудничества педагогов разноуровневых ступеней образования с целью обеспечения преемственности в реализации целей ФГОС;
- взаимодействие с органами государственно-общественного управления с целью распределения функций и задач по обеспечению эффективности реализации ФГОС;
- выделение и подготовка педагогов-консультантов по проблемам внедрения ФГОС.
Обязательными при внедрении ФГОС будут творческие группы педагогов по разработке новой образовательной программы образовательной организации и новой системы мониторинга качества образования. В качестве вариативных творческих групп педагогов можно предложить следующие:
- технологии целостного развития воспитанников;
- обеспечение преемственности в реализации ФГОС;
- индивидуализация образования;
- интеграция и дифференциация образования;
- разновозрастное и сетевое педагогическое взаимодействие;
- организация педагогического просвещения родителей;
- организация обучения детей с особыми образовательными потребностями;
- игра как освоение социальных норм взаимоотношений между людьми;
- моделирование психолого-педагогических условий реализации образовательной программы образовательной организации;
- планирование эффективных форм поддержки детской инициативы;
- создание банка методических материалов для реализации образовательной программы образовательной организации;
- организация методического сопровождения реализации образовательной программы образовательной организации;
- планирование образовательного процесса в соответствии с ФГОС;
- создание вариативной модели образовательного процесса в образовательной организации;
- обеспечение условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей;
- проектирование вариативных форм взаимодействия с семьей, способствующих эффективной реализации ФГОС и др.
Для реализации задач преемственности ФГОС дошкольного и школьного образования может быть внедрена такая управленческая ин-
112
новация, как интегративное методическое объединение (ИМО) педагогов ДОУ и начальной школы. Внедрение данного новшества потребует:
- разработки положения об ИМО и программы работы на учебный год;
- повышения квалификации руководителя ИМО;
- определения критериев и показателей качества преемственности ФГОС дошкольного и школьного образования;
- составления методик определения преемственности в содержании, процессе и мониторинге качества образования (обучения, воспитания, сопровождения);
- проведения семинаров, мастер-классов и конкурсов по проблеме;
- разработки системы материального поощрения участников ИМО.
Н. Б. Пугачева раскрывая сущность управления муниципальной системой образования, предлагает создавать инновационные организационно-управленческие формы межкорпоративного взаимодействия учреждений образования, независимо от форм собственности и административного подчинения [2, с. 73]. Интегративное методическое объединение может стать такой формой межкорпоративного взаимодействия, деятельность которого регулируется на уровне муниципальных систем образования.
Инновационная деятельность, согласно Закону об образовании (ст. 19), должна способствовать совершенствованию научнопедагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового и материально-технического обеспечения. Руководитель образовательного учреждения может ставить практически все перечисленные задачи, за исключением правовых вопросов, по которым могут быть только предложения. По каждому предложению может быть созданы инновационные продукты: программы; проекты; методики, технологии, приемы, механизмы; методические рекомендации, сборники задач, статьи, учебники, иные средства обучения и т. д.
Руководителю образовательного учреждения необходимо иметь целостное представление о разработанных педагогами инновационных продуктах, для чего может быть создан банк инноваций и ежегодно составляться сводная таблица по всему педагогическому коллективу с результатами заполнения карт достижений педагогов за учебный год [3, с.266]. Сводная таблица достижений педагогов позволяет увидеть не только передовиков и отстающих, но и определить западающие номинации и принять соответствующие решения. Наш анализ карт достижений педагогов Санкт-Петербурга и Ленинградской области показал, что у большинства западают такие позиции, как: публикации, авторские программы, педагогические проекты, выступления по результатам опытноэкспериментальной работы. Необходимо создать условия для повышения показателей по западающей позиции, например организовать вы-
113
пуск сборника статей педагогов образовательного учреждения и провести консультацию по требованиям и содержанию и оформлению. Таким образом, сводная таблица достижений педагога за учебный год - это и средство учета инновационной деятельности, и источник моделирования инновационных технологий управления образовательным учреждением.
Для планирования управленческой деятельности по внедрению и генерированию нового в образовательном учреждении целесообразно провести анкетирование педагогов по изучению их готовности к методической работе, которая, по мнению многих ученых, должна носить исследовательский характер [1,3,4 и др.] и по анализу потребности педагогов в помощи при проведении педагогического исследования [3, с.291,293]. Анализ этих анкет позволяет адресно запланировать темы методической учебы и консультаций педагогов-наставников.
Не только руководитель образовательного учреждения, но и завучи, методисты, руководители методических объединений и творческих групп должны выполнять функции менеджера инновационного образовательного проекта, руководить процессами разработки, реализации и анализа результатов внедрения, способствовать широкому внедрению успешного прошедших апробацию инновационных продуктов. Раздел «Инновационный менеджмент образовательного учреждения» должен быть включен в программы повышения квалификации всех вышеперечисленных категорий педагогов.
Успешный инновационный менеджмент возможен только в акмеоло-гической образовательной среде, характеризующейся престижностью достижений, доминированием стремления педагогов и профессиональной зрелости, мотивацией к самосовершенствованию и развитию у большинства членов педагогического коллектива. Ключевая роль в формировании психологического микроклимата и доминирующей системы ценностей принадлежит руководителю, он своим примером и отношением к профессиональной деятельности определяет степень престижности инноваций в работе педагогов. Акмеологическая среда - это инновационная среда, в ней создаются условия для творческой профессиональной самореализации каждого педагога.
Список литературы
1. Куценко-Барскова Л.Б. Практикум по экспертизе инновационной деятельности в образовательных учреждениях: учеб.-метод. пособие. - СПб.: ЛОИРО, 2006. -116 с.
2. Пугачева Н.Б. Управление муниципальной системой образования: теоретические основы / Изв. Росс. акад. образования НЖ. - №1 (13). - 2010. - С. 71-83.
3. Стажировка молодых педагогов как условие становления профессиональной зрелости: моногр. / Н.М. Полетаева, Е.А. Родина, И.А. Сиялова и др. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2014. - 316 с.
4. Эффективная организация работы образовательного ресурсного центра / под науч. ред. Н.М. Полетаевой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. -159 с.
114