УДК 377.018.46
РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПОИСК ИННОВАЦИОННОЙ КОНЦЕПЦИИ
Ильина Н.Ф.
Аннотация. В связи с необходимостью подготовки педагогов к инновационной деятельности предложена концепция системы непрерывного инновационного профессионального педагогического образования, представленная на макро уровне структурной сооргани-зацией учреждений, на микро уровне - закономерностями, факторами, принципами. Основной идеей концепции является приведение инновационной деятельности педагога в соответствие с государственной и региональной образовательной политикой.
Due to the necessity of training teachers for innovation proposed the concept of a system of continuous innovation of vocational teacher education, presented at the macro-level structural coorganization institutions at the micro level - the laws, the factors principles. The basic idea behind the concept is to bring the innovation of the teacher in accordance with state and regional educational policy.
Ключевые слова: непрерывное образование, система, инновационная деятельность педагога, концепция.
Continuous education system, teacher innovation, concept.
Красноярский край в течение последних двадцати лет по оценкам российских и зарубежных экспертов (В.А. Болотов, М. Барбер) является общепризнанным лидером российского образования в области инновационной образовательной деятельности, местом апробации образовательных инноваций различной сод ер -жательной и технологической направленности (развивающее обучение по Д.Б. Эльконину -В.В. Давыдову, развивающее обучение по Л.В. Занкову, коллективные учебные занятия, индивидуально-ориентированное обучение, способ диалектического обучения, технологии организационно-деятельностных игр и проектно-программного образования взрослых и др.) инновационные направления в практике образования разрознены и на основе конкуренции
пытаются занять господствующее положение, не сопоставляя собственную деятельность с целевыми ориентирами региона и надлежащим образом не вносят существенного вклада в формирование человеческого и социального капитала территории в соответствии с инвестиционными проектами.
Концепция задаёт общую идеологическую и методологическую рамку для дальнейшей разработки документов нормативно-правового, программно-организационного и методического характера, определяющего региональную особенность реализации образовательной политики, стратегию и тактику работы с педагогами, осуществляющими инновационную деятельность. Она направлена на объективно необходимое изменение существующих, но изолированных друг от друга и разрозненных форм и уровней работы с педагогами, осуществляющими инновационную деятельность в гибкую доступную многоуровневую систему, включающую скоординированные действия, направ ленные на выявление, поддержку и сопровождение инноваций в региональной системе образования.
Основные положения концепции станут основанием для дальнейшего выделения специфики работы и разработки стратегии меж-структурного взаимодействия в подходах к ра -боте с педагогами, осуществляющими инновационную деятельность.
Основной идеей концепции является приведение инновационной деятельности, осуществляемой на уровне образовательных учреждений, в соответствие с государственной и региональной образовательной политикой посредством создания и обеспечения функционирования региональной системы непрерывного инновационного педагогического образования, которая является важным самостоятельным структурным компонентом системы образования региона и ее реализация создает условия для формирования инновационного потенциала, как субъектов системы образования, так и
как конечный результат - инновационных способностей жителей территории и соответственно инновационного развития региона. Целью региональной системы непрерывного инновационного педагогического образования является обеспечение готовности педагога к решению задач модернизации образования посредством инновационной деятельности.
Региональную систему непрерывного инновационного педагогического образования мы рассматриваем не изолированно, а как один из механизмов развития региональной системы образования, что определяет общие и частные цели этой системы. Такой подход к рассмотрению региональной системы непрерывного инновационного педагогического образования, с одной стороны, предполагает её постоянное развитие в соответствии с изменяющимися целями региональной системы образования и стратегией ее развития. С другой - в рамках такого подхода в качестве цели непрерывного инновационного педагогического образования выступают профессиональное развитие педагога, ориентированного на инновационную деятельность и повышение качества общего образования. Региональная система непрерывного инновационного педагогического образования при этом должна быть развивающей и развивающейся.
Целостная концепция региональной системы непрерывного инновационного педагогического образования должна учитывать специфику инновационных процесссов в образовании, определяющую зависимость научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ от микро- и макроуровней инновационных процессов; от деятельностного, субъектного и организационно-управленческого аспектов полиструктурной инновационной деятельности школ; от масштаба целесообразного распространения инноваций на федеральном, региональном, муниципальном и школьном уровнях. Данная концепция должна предусматривать рассмотрение организации подготовки педагогов к инновационной деятельности основной целью, которой является не поддержка любых осуществляемых инноваций, а ориентация осуществляемых в школах инновационных процессов на цели модернизации той или иной региональной стратегии развития образования и стимулирование педагогических
коллективов на инновации, адекватные этим целям.
Методологическими основаниями разработки концепции региональной системы непрерывного инновационного педагогического об -разования являются системо-мыследеятель-ностный (Ю.В. Громыко, М.В. Рац, М.Т. Ой-зерман, Г.П. Щедровицкий), системный (Ж. Делёз, Л. Берталамфи, В.С. Стёпин) и антропологический (Б.Г. Ананьев, М.М. Бахтин, Б.М. Бим-Бад, М.К. Мамардашвили, С.В. Попов, В.И. Слободчиков, Ж.-П. Сартр, К.Д. Ушинский) подходы, согласно которым работа по профессиональному становлению и развитию субъекта осуществляется одновременно с основными видами деятельности (в нашем случае инновационной); происходит непрерывно, как за счет участия педагога в инновационной деятельности, так и в разных формах образования (специально-организованного и ситуативного).
Теоретико-концептуальные основы региональной системы непрерывного инновационного педагогического образования представ лены совокупностью закономерностей, факторов, влияющих на становление региональной системы непрерывного инновационного педагогического образования, принципов, составляющих основу данной системы; совокупностью обобщенных положений, отражающих цели, содержание, технологию, организацию процесса подготовки педагога к инновационной деятельности.
Закономерности становления региональной системы непрерывного инновационного педагогического образования нами выделены на основе концептуализации методологических оснований гипотетико-дедуктивным методом. Сущность данных закономерностей заключается в следующем:
- цели, задачи и этапы становления региональной системы непрерывного инновационного педагогического образования определяются социокультурной ситуацией и тенденциями развития региона;
- становление региональной системы непрерывного инновационного педагогического образования объективно зависит от внешних воздействий, отношений и связей между структурами входящими в ее состав;
— становление региональной системы непрерывного инновационного педагогического образования закономерно связано с характером образовательного процесса;
— становление региональной системы непрерывного инновационного педагогического образования зависит от систематичности мониторинговых исследований и коррекции траектории становления.
В результате исследования нами были выявлены факторы, активно действующие на формирование и функционирование образовательных систем любого уровня:
— переход значительной части социальноэкономических отношений в обществе на рыночные условия развития;
— возрастание влияния внешних (зарубежных) факторов на развитие российской и региональной систем образования;
— интеллектуализация и информатизация социально-экономических процессов;
— возрастание противоречий между отдельными системами (власть - бизнес - наука -подготовка кадров - институты гражданского общества) как на общенациональном уровне, так и на уровне регионов;
— повышение роли человеческого фактора в управлении обществом на разных уровнях (страна — регион — локальные системы).
Разработка концепции региональной системы непрерывного инновационного педагогического образования предполагает, также выявление основополагающих принципов, которые могут быть положены в основу ее проектирования.
В педагогической науке оформлены разные подходы к выделению принципов (В.К. Дьяченко, В.А. Сластенин, А.М. Новикова, И.Ф. Харламов и др.). Для нашего исследования наиболее приемлемым является обозначение принципов с позиции системного подхода, представленных в трудах А.М. Новикова [3].
С опорой на исследования ученого нами сформулированы следующие принципы становления региональной системы непрерывного инновационного педагогического образования:
1. Принцип континуальности, определяющий непрерывный характер современного обра -зования. Данный принцип, на наш взгляд, становится основополагающим для системы и участия
в ней субъекта на протяжении всего непрерыв -ного процесса его учебной деятельности.
Механизмом, обеспечивающим непрерывность образования, является освоение рефлексии и способов самообразования, овладевая которыми можно «образовываться» в течение всей сознательной жизни.
Проявлением непрерывности образования является также преемственность индивидуальной образовательной программы педагога в разные промежутки времени (периоды жизни).
2. Содержательно-структурный принцип построения системы непрерывного инновационного педагогического образования, определяющий приоритетность формирования содержания профессионального образования перед его организационными формами.
3. Принцип многоуровневости и дополнительности профессиональных образовательных программ, определяющие наличие многих уровней и ступеней, как профессионального, так и дополнительного профессионального об -разования.
4. Принцип мобильности профессиональных образовательных программ, подразумевающий возможную смену субъектом на том или ином этапе жизненного пути области профессиональной деятельности или получения параллельного профессионального образования.
5. Принцип индивидуализации образовательных целей и программ.
Образование в нашем понимании — это процесс индивидуальный, поскольку речь идет о качественном преобразовании субъектом самого себя. Оно субъективно по своей природе и связано с приращением знаний, способов, культурных ценностей в человеке. Поэтому образовательные цели и задачи максимально индивидуализированы. Принцип индивидуализации проявляется через составление и реализацию индивидуальных программ участников образовательного процесса. Цели и программы образования индивидуальны, но реализовать их одному невозможно (не хватает средств, способов) поэтому необходима коллективная работа. Образование происходит в сложных коллективах, где организованы процессы коллективного мышления и деятельности.
6. Принцип преемственности профессиональных образовательных программ, позволяющий осуществлять свободную миграцию специалиста в профессиональном образовательном пространстве от профессиональной подготовки до дополнительного профессионального образования.
7. Принцип интеграции профессиональных образовательных структур, обеспечивающий деятельностную и межотраслевую ориентацию профессионального образования.
8. Принцип системности и разномаршрут-ности содержания и планирования его освоения в профессиональном педагогическом образовании.
9. Модульно-вариативный принцип, позволяющий оптимизировать освоения содержания профессионального образования.
10. Принцип сетевой организации образовательного процесса указывает на то, что образовательная среда не заканчивается пределами образовательного учреждения, т.к. в сети вообще нет организаций и организованностей в традиционном смысле, первичной клеточкой объединения выступает «событийная общность», «сообщество» (по В.И. Слободчикову) [5, с. 416]. Понятие «организованность» затрагивает, с одной стороны, способ взаимосвязей и взаимозависимостей между структурными единицами (автономными целостностями), с другой — характеризует общую картину устройства (то, что внутренне задаёт и удерживает целост -ность).
Существенными, задающими специфику сети, являются три свойства:
— из любого узла можно дойти к любому другому узлу через внутренние связи;
— все узлы равнозначны с точки зрения целостности объекта;
— будучи взаимосвязанным в общей целостности, каждый узел имеет некоторую относительную независимость. Это, по сути, проявляется как возможность перехода разными маршрутами из одного узла к другому.
В сетевой организации образовательного процесса между «узлами» сети выстраиваются в большей степени горизонтальные связи. Важнейшими факторами становления такой образовательной среды является информатизация всех областей общественной жизни, упрощение доступа к сетевым образовательным ресурсам,
создание образовательных порталов с возможностями для интерактивной работы.
Сетевая организация образования влечет за собой изменение содержания образования и его форм. Они все больше становятся ориентированными на сопровождение индивидуального обучения, педагогическое сопровождение составления и реализации индивидуальных образовательных программ и планов самообразования, обеспечивающих непрерывное образование субъекта на протяжении всей жизни.
На макроуровне региональная система непрерывного инновационного педагогического образования представляет собой совокупность образовательных учреждений и образовательных программ, обеспечивающих подготовку педагога к инновационной деятельности и сопровождение педагога, осуществляющего данный вид деятельности в соответствии с инвестиционной политикой региона.
Структурно данная система представлена учреждениями профессионального образова-ния, а именно педагогическим университетом, педагогическими колледжами края, региональным институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, образовательными учреждениями, являющимися его базовыми площадками и общественно-педагогическими движениями.
Содержательно региональная система непрерывного регионального педагогического образования проявляется в преемственности образовательных программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации, стажировок и индивидуальных образовательных программ будущих и работающих в краевой системе образования педагогов в разные промежутки времени (периоды жизни).
Модернизация российского высшего образования тесно связана с реализацией Болонского соглашения и предполагает расширение доступа к европейскому образованию, дальнейшее повышение его качества, повышение мобильности студентов и преподавателей, применения системы учебных кредитов выда -чи выпускникам вузов общеевропейского приложения к диплому.
Многоуровневая система подготовки (бакалавриат — магистратура), система зачетных единиц (кредитов), модульное построение об-
разовательных программ, идеи непрерывного образования входят в число приоритетных идей Болонского процесса. Вместе с тем исследователи отмечают недостаточное внимание к таким аспектам высшего образования, как развитие индивидуальности специалиста, его исследовательской культуры, творческого потенциала, мобильности. Переход с одного уровня образования на другой предполагает возрастание роли креативных, учебноисследовательских умений в структуре профессиональной подготовки.
На наш взгляд, все формы инновационной деятельности Вузов можно свести к трем направлениям:
1. Деятельность по созданию инноваций как фактор развития инновационной деятельности Вуза.
2. Обучение инновационной деятельности как фактор воспроизводства инновационных процессов.
3. Образовательная деятельность как фактор поддержки и развития инноваций.
Однако проведенный анализ содержания учебных планов, рабочих программ педагогического вуза, отечественного и зарубежного опыта подготовки педагогов [1; 2; 4] позволяет
утверждать, что отсутствует система подготовки будущего педагога к инновационной деятельности, адекватная современным условиям, а именно:
- требования к подготовке выпускников педагогических вузов, оформленные в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования, не отражают специфику деятельности педагога в соответствии с модернизацией системы образования;
- в целях, содержании высшего педагогического образования не реализуется подготовка будущих учителей к инновационной деятель -ности;
- формирование компонентов, составляющих основу инновационной компетенции не отражено в учебных планах и программах;
- учебники и учебные пособия, используемые в педагогических вузах, практически не содержат заданий, необходимых для формирования компонентов, составляющих основу инновационной компетенции.
И только при реализации регионального компонента государственного образовательного стандарта педагогического образования появляется возможность освоения основ иннова-
ционной компетенции у части студентов при выборе соответствующего спецкурса.
Выход из сложившейся ситуации видится в обогащении технологического компонента обучения в педагогическом вузе задачами и заданиями инновационной направленности; разработкой проектных заданий в ходе курсов по выбору и их реализацией в ходе педагогической практики с последующей рефлексией способов работы студентов.
Предназначение института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования заключается в сопровождении профессионального становления педагога, приобщении его к инновационной деятельности.
На различных этапах профессионального становления педагоги сталкиваются с проблемами и трудностями, которые проявляются в недостатке знаний, умений, необходимых для успешного осуществления инновационной деятельности. Причем, необходимо отметить, что каждый имеет собственные образовательные дефициты и нуждается в индивидуальном педагогическом и методическом сопровождении процесса профессионального становления. Поэтому профессиональное образование педагога предполагает индивидуализацию образовательных целей и программ, т.е. выбор каждым педагогом содержания, форм и методов обучения, способов и последовательности освоения данного содержания. Средством для организации данного процесса являются индивидуальные образовательные программы педагогов. Основными компонентами любой программы являются цели и деятельность по их реализации. Индивидуальная образовательная программа состоит из образовательных задач и программы деятельности по их реализации, направленных на преодоление индивидуальных образовательных дефицитов педагога.
Поддержку деятельности педагогов и управленцев в рамках профессиональных норм нужно приблизить к базовому процессу, т.е. рабочему месту. Это будет возможным, с одной стороны, за счет развернутой сети тьюторов, сопровождающих их профессиональное развитие, и освоения педагогами технологий самоопределения и самореализации (они разрабатываются сотрудниками института). Что в свою очередь потребует создания в муниципальных
системах образования офисов сетевых программ (сетевых центров профессионализации). С другой стороны — через стандартизацию: выработку системы требований к деятельности и ОУ, и специалиста.
Ясно, что организация доступа каждого учителя, руководителя к новым знаниям, идеям, сетям (делам других) возможна за счет развития инфраструктуры на базе межшкольных методических центров (проект ИСО), освоения информационных технологий, создания баз данных и баз знаний, создания сетевых компьютерных коммуникаций.
Ещё одним структурным элементом региональной системы непрерывного инновационного педагогического образования являются об -щественно-профессиональные сообщества. В Красноярском крае оформлен ряд профессионально-педагогических сообществ. Наиболее активно себя проявляют региональные общественные организации «Творческий союз учителей», «Ассоциация педагогов по созданию кол -лективного способа обучения», «Ассоциация педагогов по созданию индивидуальноориентированного способа обучения», «За диалектическим способом обучения будущее», «Развитие образования» (учителя системы развивающего обучения Л.В. Занкова). Их предназначением является создание специальных институциональных условий для проявления творчества и инноваций. Для этого осуществляется поддержка инициатив (создание мест для предъявления их общественности) — в форме открытых студий, мастер-классов, педагогических мастерских. Продвижение лучших — в форме конкурсного движения: организации
фестивалей, форумов, конкурсов, выпуска альманаха (сборника лучших материалов победителей конкурсов). Организация образователь-ного и профессионального общения, формирование профессиональных позиций — эксперта, аналитика, тьютора; проведения тренингов и интенсивных семинаров; участие в образовательной политике: разработка системы оценивания педагогической деятельности, проведение обсуждений профессиональным сообществом законодательных решений в области образования, профессиональный аудит инновационных практик и экспертиза деятельности педагогов и деятельности образовательных учреждений. Эти направления деятельности, их ин-
ституциональное оформление и развертывание на территории края спроектированы и реализуются наиболее активной и инициативной частью учительства - победителями различных профессиональных конкурсов.
Тогда можно предположить, что в нашем регионе общественно-педагогические движения являются институциями позволяющими создать и иерархию, за счет которой удерживается вертикально-ведомственная линия, и сеть, благодаря которой складываются горизонтальные связи. Так как одной из задач общественно-педагогических движений является привлечение внимания органов власти, СМИ, различных слоев общества, то на первых порах они действуют как информирующий орган, затем как институт экспертизы и критической оценки стратегий развития образования в регионе.
Как видим, сфера образования должна быть не просто инновационной, а «супер -
инновационной» равно как и система управления им. Ибо и на региональном, и муниципальном уровнях управления образования предстоит формулировать стратегию работы с кадровым ресурсом как с инновационным, а именно: опираться (использовать, развивать, поддерживать) на разные инновационные, лидерские группы, авторские практики, соорганизуя их деятельность для получения качественных изменений в содержании и результатах образования в крае.
Таким образом, нововведения заключаются в организации процесса непрерывного инновационного образования, в его содержании, в способах обучения основаны на ином способе использования существующих знаний. В свою очередь, для их внедрения требуется комплекс организационно-технических изменений, обучение персонала и изменение поведения всех участников образовательного процесса. Так, становление системы непрерывного инновационного педагогического образования связано с переходом на сетевую организацию образовательного пространства, в котором опережаю-
щая подготовка кадров должна максимально приблизиться к «точкам изменений» - «обучение в действии». Следовательно, нужно развертывать гибкую форму подготовки педагогов к инновационной деятельности в зонах становящейся - инновационной практики (это базовые школы разных педагогических практик, школы-победители конкурса инновационных программ развития в рамках приоритетного национального проекта «Образование») и одновременно готовить сотрудников систем подготовки и повышения квалификации способных работать с индивидуальными запросами студентов и работников образования.
Итак, цели деятельности региональной системы непрерывного инновационного педагогического образования задается опосредовано программой социально-экономического развития Красноярского края и программой развития системы образования Красноярского края через заказ системе общего образования. Макроуровень данной системы представлен структурной организацией, микроуровень - закономерностями, факторами, принципами. Схематично концепция представлена в приложении.
Литература
1. Бондаренко Е.Н. Воззрения на профессиональные компетенции современного учителя в различных странах мира // Высшее образование сегодня. - 2009. - № 1. - С. 42-44.
2. Ленская Е.А. Качество образования и качество подготовки учителя // Вопросы образования. - 2008. - № 4. - С. 81-95.
3. Новиков А.М. Методология образования.
- М., 2006. - 488 с.
4. Педагогика: учебно-методический комплекс дисциплины / Составители Адольф В.А., Бакшеева З.К., Вахрушев С.А. и др. - Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2011. - 168 с.
5. Слободчиков В. И. Антропологический кризис европейской модели человека // Кентавр. - 2005. - №36. - С. 24-29.