УДК 378.14
Н. Ф. Ильина
МОДЕРНИЗАЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Показана связь социально-экономического развития региона и его особенностей с инновационной деятельностью в системе образования на примере Красноярского края. Раскрываются особенности данного вида деятельности в регионе в историко-педагогическом контексте. Обосновывается необходимость приведения инновационной деятельности в системе образования в соответствие с региональным развитием, предложен механизм решения проблемы посредством создания и обеспечения функционирования регионального пространства непрерывного педагогического образования, раскрыта концепция данного пространства. Понятие «региональное пространство непрерывного педагогического образования» раскрыто с опорой на системно-деятельностный подход. Концепция регионального пространства непрерывного педагогического образования рассматривается автором на двух взаимосвязанных уровнях (макро- и микроуровни). Охарактеризованы структурные элементы регионального пространства непрерывного педагогического образования, определен их вклад в становление готовности педагога к инновационной деятельности.
Выявлены условия подготовки будущего педагога к инновационной деятельности при обучении в вузе, готовности педагога к данной деятельности на этапе дополнительного профессионального образования и в общественнопрофессиональных сообществах. Выдвинуто предложение обеспечивать преемственность содержания программ высшего и дополнительного профессионального образования за счет составления и реализации индивидуальных образовательных программ педагогов.
Ключевые слова: непрерывное педагогическое образование, региональное развитие, региональное пространство
непрерывного педагогического образования, системно-деятельностный подход.
N. F. Ilyina
Modernization of Continuous Pedagogical Education in the Context of Regional Development
The connection between social and economic development of the region and its features within the innovative work in the educational system on the example of Krasnoyarsk Krai is presented in the article. The features of innovative work in the region are revealed in historical-pedagogical context. The necessity of innovative work in the regional educational system within its development is substantiated, the mechanism of problem solution by means of creation and ensuring functioning of regional space for continuous pedagogical education is offered, and the concept of this space is discovered. The notion “regional space of continuous pedagogical education” is based on the system-activity approach. The concept of regional space of continuous pedagogical education is interpreted by the author in two interrelated levels (macro- and microlevels). Structural elements of regional space of continuous pedagogical education are characterized and their contribution into the formation of a teacher readiness to innovative activity is defined.
Conditions for ensuring readiness of the future teacher to innovative activity while getting higher education, readiness of the teacher for this activity at the post-graduate stage and then in public professional communities are revealed. It is offered to provide the continuity in the contents of programs of higher and post-graduate professional education based on the realization of individual educational programs of teachers.
Key words: continuous pedagogical education, regional development, regional space of continuous pedagogical education, system-activity approach.
ИЛЬИНА Нина Федоровна - к. п. н., доцент, зав. научно-методическим отделом Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, доцент кафедры педагогики Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева.
E-mail: [email protected] , [email protected]
ILYINA Nina Fyodorovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Office of the Registrar, the Krasnoyarsk Regional Institute of Continuing Education and Professional Retraining of Educators, Associate Professor of the Department of Pedagogic of the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev.
E-mail: [email protected] , [email protected]
Введение
В настоящее время модернизация охватывает все звенья системы образования. Не осталась в стороне и ее важнейшая составляющая - педагогическое образование. Главные вызовы, стоящие перед системой образования, инициированы, прежде всего, изменениями социально-экономической ситуации в регионах, информатизацией общества, интенсивным развитием инновационных технологий, процессом глобализации, общественным осознанием необходимости перехода к непрерывности образования.
Зависимость выбора стратегии развития системы образования от социокультурной ситуации, особенностей социально-экономического развития (как региона, так и страны в целом) неоднократно
обосновывалась в работах А. Г. Асмолова, О. Н. Смолина, А. М. Кондакова, А. М. Цирульникова.
Попытки найти адекватные ответы на вызовы региональной образовательной политики требуют трансформации педагогического образования в контексте регионального развития и поэтому
инновационный вектор в развитии педагогического образования является, на наш взгляд, социальнотехнологическим механизмом, который обеспечивает формирование инновационного потенциала как субъектов системы образования, так и самой системы
и, как результат, инновационных способностей
жителей региона.
Для обоснования актуальности исследования
кратко остановимся на характеристике социальноэкономического развития Красноярского края.
Благодаря инвестиционным проектам в настоящее время происходит диверсификация экономики края. С запуском Ванкорского нефтегазового
месторождения в крае появилась нефтегазовая отрасль общероссийского масштаба. На очереди добыча и переработка углеводородов в Южной Эвенкии. Предприятия «Газпрома» и «Роснефти» уже ведут разведку и подготовку к промышленной разработке месторождений этой территории, происходит освоение Нижнего Приангарья. Новый промышленный район, по прогнозам специалистов, резко усилит
экономический потенциал края [1]. На этом фоне возникает потребность промышленного комплекса
края в высококвалифицированных инженерных
кадрах. В первую очередь это связано с реализацией в крае таких проектов, как «Освоение Ванкорского нефтегазового месторождения», «Нижнее
Приангарье», «Комплексное развитие Красноярской агломерации до 2020 года».
На основании вышеизложенного становится очевидным, что переход к постиндустриальному обществу, построение инновационной экономики
требуют развития человеческого капитала. Решение данной задачи возможно только при условии
опережающего развития системы образования.
Характеристика системы образования Красноярского края
Система образования Красноярского края
по-своему уникальна. В течение последних двадцати лет, по оценкам российских и зарубежных экспертов (В. А. Болотов, М. Барбер), Красноярский край является общепризнанным лидером российского
образования в области инновационной образовательной деятельности, местом апробации образовательных инноваций различной содержательной и технологической направленностей (развивающее обучение по Д. Б. Эльконину-В. В. Давыдову, развивающее обучение по Л. В. Занкову, коллективные учебные занятия, индивидуально-ориентированное обучение, способ диалектического обучения, технологии организа-
ционно-деятельностных игр и проектно-программного образования взрослых). В этом состоит так называемый «красноярский педагогический феномен» (термин А. Буровского). При таком разнообразии технологических направлений проблема заключается в том, что все они в практике образования разрозненны, на основе конкуренции пытаются занять господствующее положение, по-разному трансформируют задачи модернизации, не сопоставляют собственную деятельность с целевыми ориентирами региона и надлежащим образом не вносят существенного вклада в формирование человеческого и социального капитала территории в соответствии с инвестиционными проектами в условиях инновационной экономики.
Основная идея исследования
Именно региональный контекст, на наш взгляд, является основанием для трансформации непрерывного педагогического образования, которая
характеризуется приведением инновационной деятельности, осуществляемой на уровне общеобразовательных организаций, в соответствие с государственной и региональной образовательной политикой и «достраиванием» существующих инноваций в контексте современных тенденций развития образования посредством подготовки разноуровневых ее носителей в лице действующих и будущих педагогов, управленческо-педагогических команд образовательных организаций края (индивидуальных и коллективных субъектов инновационной деятельности).
Основные направления модернизации непрерывного педагогического образования задаются
проблемами, связанными с развитием региона (актуальные проблемы), и проблемами строительства будущего в региональном контексте.
Для реализации идеи нами предлагается создание и обеспечение функционирования регионального пространства непрерывного педагогического
образования (включающего системы подготовки, повышения квалификации и общественнопрофессиональные сообщества). Данный проект является важным компонентом образовательного пространства региона, т. к. его функционирование создает условия для формирования инновационного потенциала как субъектов системы образования, так и жителей территории и, соответственно, инновационного развития региона.
Понятие «региональное пространство непрерывного педагогического образования»
Мы опираемся на системно-деятельностный подход к определению сущности образовательного пространства (Г. П. Сериков), в котором под образовательным пространством понимается своеобразный продукт совместной деятельности людей в виде вложенных друг в друга образовательных систем, где большая система по отношению к меньшим образует соответствующее образовательное пространство [2]. Под региональным пространством непрерывного педагогического образования мы понимаем совокупность вложенных и пересекающихся образовательных разноуровневых систем, включающих разные ступени педагогического
образования от начального уровня подготовки до послевузовского образования, сочетание формального, неформального и информального образования, позволяющих разрешать образовательные дефициты педагога на разных уровнях его готовности
к инновационной деятельности посредством составления и реализации индивидуальных образовательных программ с учетом вызовов и рисков социально-экономического развития региона.
В отличие от существующих институций по подготовке и повышению квалификации педагогов, деятельность которых сфокусирована только на
обучении и небольшой по объему исследовательской работе региональное пространство непрерывного педагогического образования имеет более широкое предназначение, связанное (наряду с образованием и исследованиями) с продвижением инноваций в контексте социально-экономического развития региона.
Концепция регионального пространства
непрерывного педагогического образования
Целостная концепция регионального пространства непрерывного педагогического образования
предусматривает содержание и организацию
подготовки педагога к инновационной деятельности и ее сопровождение, основной целью которых
является не поддержка любых осуществляемых инноваций, а ориентация осуществляемых в школах инновационных процессов на цели той или иной региональной стратегии развития образования и стимулирование педагогических коллективов на инновации, адекватные этим целям.
Концепция задаёт общую идеологическую и методологическую рамку для дальнейшей разработки документов нормативно-правового, программноорганизационного и методического характеров, определяющих региональные особенности реализации образовательной политики, стратегию и тактику работы с педагогами, осуществляющими инновационную деятельность. Она направлена на объективно необходимое изменение существующих, но
изолированных друг от друга и разрозненных уровней и форм работы с педагогами, осуществляющими инновационную деятельность в гибкую,
доступную многоуровневую систему, включающую скоординированные действия, направленные на
выявление, поддержку и сопровождение инноваций в региональной системе образования.
Методологическими основаниями концепции
являются взаимодополняющие друг друга системный, системо-мыследеятельностный, синергетический, компетентностный подходы, согласно которым обеспечивается единство мышления и деятельности, а региональное пространство непрерывного педагогического образования рассматривается как
единство взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов.
Мы рассматриваем концепцию регионального
пространства непрерывного педагогического образования на двух взаимосвязанных уровнях.
Макроуровень представляет собой совокупность образовательных учреждений и образовательных программ, обеспечивающих подготовку педагога к инновационной деятельности и сопровождение педагога, осуществляющего данный вид деятельности. Структурно пространство представлено учреждениями профессионального образования, а именно: педагогическим университетом, регио-
нальным институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, образовательными учреждениями, являющимися его базовыми площадками и общественнопрофессиональными сообществами.
Микроуровень содержит теоретико-концептуальные основы, которые представлены совокупностью закономерностей, факторов, принципов, составляющих основу данного пространства; совокупностью обобщенных положений, отражающих цели, содержание, технологию, организацию процессов организации подготовленности будущего педагога и готовности действующего педагога к инновационной деятельности.
Обеспечению готовности педагога к инновационной деятельности на этапе дополнительного профессионального образования, развитию их инновационного потенциала способствуют реализация инновационных программ повышения квалификации
и работа по научно-методическому сопровождению инновационных образовательных организаций -базовых площадок [3, 4].
Подготовленность будущих учителей к инновационной деятельности в региональном пространстве непрерывного педагогического образования необходима в силу того, что на сегодняшний день, по данным социологических исследований, до 60 % действующих педагогов в силу объективных и субъективных причин (возрастной ценз,
профессиональное выгорание, инновационная усталость, высокая педагогическая нагрузка и т. д.) не смогут осуществлять инновационную деятельность, следовательно, в системе образования не будет достигнута критическая масса в количественном и качественном выражениях педагогов, осуществляющих инновационную деятельность [5]. Подготовленность будущих учителей к инновационной деятельности формируется в результате организации образовательного процесса вуза на основе
инновационных технологий (нами апробирована
технология коллективной мыслительной деятельности [6]), организации педагогических практик и введения педагогической интернатуры на базе инновационных школ - Центров трансфера инноваций.
Преемственность содержания программ высшего и дополнительного профессионального образования обеспечивается за счет составления и реализации индивидуальных образовательных программ педагогов.
Ещё одним структурным элементом регионального пространства непрерывного педагогического образования являются общественно-профессиональные сообщества. В Красноярском крае наиболее активно себя проявляют региональные общественные организации: «Творческий союз учителей», «Ассоциация педагогов по созданию коллективного способа обучения», «Ассоциация педагогов по созданию индивидуально-ориентированного способа обучения», «За диалектическим способом обучения будущее», «Развитие образования» (учителя системы развивающего обучения Л. В. Занкова). Их предназначением является создание специальных институциональных условий для проявления творчества и инноваций. Для этого осуществляется
поддержка инициатив (создание мест для предъявления их общественности) в форме открытых студий, мастер-классов, педагогических мастерских;
продвижение лучших в форме конкурсного движения: организации фестивалей, форумов, конкурсов, выпуска альманаха; организации образовательного и профессионального общения, формирования
профессиональных позиций - эксперта, аналитика, тьютора; проведения тренингов и интенсивных семинаров; участия в образовательной политике: разработке системы оценивания педагогической
деятельности, проведении обсуждений
профессиональным сообществом законодательных решений в области образования, общественного аудита инновационных практик и экспертизы деятельности педагогов и образовательных учреждений.
Эти направления деятельности, их институциональное оформление и развертывание на территории края спроектированы и реализуются наиболее активной и инициативной частью учительства -победителями различных профессиональных конкурсов. Тогда можно предположить, что в нашем регионе общественно-педагогические движения являются институциями, позволяющими создать и иерархию, за счет которой удерживается вертикально-ведомственная линия, и сеть, благодаря которой складываются горизонтальные связи. Позже, видимо, нужно будет «движение движений» для выработки общей стратегии преобразований краевого образования.
Кроме того, в этой ситуации приходится создавать пространство совместного существования не через претензии, а через взаимопонятое позиционирование. А это, в свою очередь, задает необходимость специфичного для края способа управления -программирования. Но тогда требуется особая работа с педагогами, чтобы обеспечить эту способность, в конечном итоге, у всех жителей края.
Векторы, определяющие региональное
пространство непрерывного педагогического
образования
Векторами, определяющими региональное пространство непрерывного педагогического образования, являются: управление, уровни компетенции (региональный, школьный, личностный), уровни готовности педагога к инновационной деятельности.
Управленческий вектор задает трансформацию на стратегическом, тактическом и оперативном уровнях. Управление пространством на стратегическом
уровне осуществляется посредством совместного программирования предстоящей деятельности на
региональном и школьном уровнях и на этой основе реализации инновационных проектов и программ развития. На тактическом и операциональном уровнях реализация стратегии осуществляется посредством управленческих и педагогических условий. Вектор уровней компетенции предполагает готовность к осуществлению инновационной деятельности в
контексте регионального развития отдельного педагога, образовательного учреждения и системы в целом. Третий вектор задает уровни готовности педагога к инновационной деятельности от низкого до высокого.
Временной вектор рассматривается с опорой на схему шага развития (Г. П. Щедровицкий), которая демонстрирует взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. Прошлое представлено средствами, инструментарием, знаниями, способами, умениями,
опытом людей; настоящее - действиями субъектов, будущее проявляется в целях субъекта (как коллективного, так и индивидуального) и связано с подготовкой его к предстоящей деятельности.
Заключение
Как видим, сфера педагогического образования должна стать не просто инновационной, а «суперинновационной», равно как и система управления ею. Ибо и на региональном, и муниципальном, и на школьном уровнях управления образованием предстоит формулировать стратегию работы с кадровым ресурсом, как с инновационным, а именно: опираться (использовать, развивать, поддерживать) на разнообразные инновационные, лидерские группы, авторские практики, соорганизуя их деятельность для получения качественных изменений в содержании и результатах образования в крае и инновационного развития региона.
Л и т е р а т у р а
1. Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 г. № 1120-р. 40 с. иКЬ:Шр://^^^Ьез1ргауо.гиЯЫега1псуе/еа-aktyZz7v.htm (Дата обращения 08.04.13).
2. Сериков Г. Н. Теоретические основы системного управления. - Челябинск: ЧИПКРО, 1993. - 171 с.
3. Ильина Н. Ф. Подходы к разработке и реализации инновационных образовательных программ дополнительного профессионального образования // Методист. - 2010. - № 8. -С. 7-11.
4. Повышение квалификации в образовательных учреждениях: инновационные механизмы и модели: сборник научно-методических материалов / под науч. ред. П. А. Сергоманова, Н. Ф. Ильиной. - Красноярск, 2012. - 128 с.
5. Аверин С. П., Гендин А. М., Дроздов Н. И.,
Сергеев М. И. Социологический мониторинг повышения квалификации педагогических кадров края в Красноярском ИПКРО: монография. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2008. - 252 с.
6. Ильина Н. Ф. Применение технологии коллективной мыслительной деятельности в образовательном процессе педагогического вуза // Реформирование образования: национальные приоритеты и поиски их решений: труды Междунар. науч.-практ. конф. - Тараз: ТарМПИ, 2009. -С. 94-95.
R e f e r e n c e s
1. Strategija social'no-jekonomicheskogo razvitija Sibiri do 2020 goda, utverzhdena rasporjazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 5 ijulja 2010 g. № 1120-r. 40 s. URL:http://www. bestpravo.ru/federalnoje/ea-akty/z7v.htm (Data obrashhenija 08.04.13).
2. Serikov G. N. Teoreticheskie osnovy sistemnogo upravlenija. Cheljabinsk: ChlPKRO, 1993. - 171 s.
3. Il'ina N. F. Podhody k razrabotke i realizacii innovacionnyh obrazovatel'nyh programm dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija // Metodist. 2010. - № 8. - S. 7-11.
4. Povyshenie kvalifikacii v obrazovatel'nyh uchrezhdenijah:
innovacionnye mehanizmy i modeli: sbornik nauchno-
metodicheskih materialov / pod nauch. red. P. A. Sergomanova, N. F. Il'inoj. Krasnojarsk, 2012. - 128 s.
5. Averin S. P., Gendin A. M., Drozdov N. I., Sergeev M. I. Sociologicheskij monitoring povyshenija kvalifikacii pedagogicheskih kadrov kraja v Krasnojarskom IPKRO: monografija Krasnojarsk: Krasnojar. gos. ped. un-t im. V. P. Astaf'eva, 2008. - 252 s.
6. Il'ina N. F. Primenenie tehnologii kollektivnoj myslitel'-noj dejatel'nosti v obrazovatel'nom processe pedagogicheskogo vuza // Re-formirovanie obrazovanija: nacional'nye prioritety i poiski ih reshenij: trudy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Taraz: TarMPI, 2009. - S. 94-95.