УДК 378.14
Н.Ф. Ильина
система непрерывного инновационного профессионального педагогического образования: сущность, особенности реализации, управление
В связи с необходимостью подготовки педагогов к инновационной деятельности разработана система непрерывного инновационного профессионального педагогического образования на основе сочетания принципов непрерывности образования, индивидуализации образовательных целей и программ, коллективной природы и сетевой организации образовательного процесса. Предложен вариант управления системой непрерывного инновационного профессионального педагогического образования на основе самоуправления.
Ключевые слова: система непрерывного инновационного педагогического образования, инновационная деятельность, готовность педагога к инновационной деятельности, индивидуальная образовательная программа, сетевая организация образовательного пространства, образовательный ресурс, системное управление, самоуправляемая система, сетевые модульные программы.
Ситуация в образовании, отражающая общие тенденции в стране и мире, является кризисной. Сложившаяся еще со времен Я.А. Коменского система «поддерживающего обучения» не соответствует современным вызовам государства и общества, в которых образование рассматривается как основной фактор формирования нового качества экономики и общества, важнейшее условие обеспечения благосостояния и построения будущего образа жизни страны, более того, именно образование становится в настоящее время главным фактором выживания и развития человечества. Сегодня уже очевидно, что успешность выхода человечества из кризиса зависит от способности субъектов создавать и внедрять инновации. Это актуализирует переход от «поддерживающего обучения» (термин был введен группой ученых в докладе Римскому клубу в 1978 году) к инновационному образованию, являющемуся средством подготовки человека к предстоящей преобразующей деятельности, механизмом инновационного развития нации. Формирование и развитие инновационной способности нации является целью инновационного образования. Поэтому понятие инновационной способности (мы ее приравниваем к инновационной компетентности) должно являться центральным в новой парадигме образования. Таким образом, инновационное образование предполагает смену образовательной парадигмы, организацию образовательного процесса на основе новых технологий, а это, в свою очередь, требует учителя, способного работать в условиях изменений, т.е. умеющего осуществлять инновационную деятельность.
Готовность педагога к инновационной деятельности становится востребованной и в связи с изменениями,
ИЛьИНА Нина Федоровна - к.п.н., зав. лабораторией педагогических исследований Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
E-mail: [email protected]
происходящими внутри системы образования, в частности, развития инновационного потенциала личности учителя требует реализация приоритетного национального проекта «Образование», комплексного проекта модернизации образования, современной модели образования, президентской инициативы «Наша новая школа».
Поскольку мы ведем речь о готовности педагога к инновационной деятельности, то уточним, что в специализированной литературе понятие «инновации» изначально строилось на двух основаниях - результата и процесса. Понимание инновации как прогрессивного результата деятельности заключается в том, что он (результат) находит широкое применение и приводит к значительным изменениям в жизнедеятельности человека и общества. Инновация, понимаемая как процесс, предполагает наличие стадий, в смене которых происходит движение от зарождения идеи до разработки готового продукта, реализуемого на рынке (П. Майерс), т.е. инновация - процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое выражение (Б.Твисс), а широкое распространение инновации означает ее восприятие и индивидуальным и общественным сознанием. Одним словом, как форма выражения потребности и средство решения различных задач инновации являются важнейшим механизмом развития человека и общества.
Перед тем, как разворачивать собственное исследование по созданию системы инновационного педагогического образования, мы провели аналитические изыскания. Проведенный анализ содержания учебных планов, программ, методов обучения педагогической деятельности позволяет утверждать, что главная причина низкой готовности выпускников педагогических вузов к инновационной деятельности заключается в отсутствии системы подготовки, адекватной современным условиям, а именно:
- требования к подготовке выпускников педагогических вузов, оформленные в государственных обра-
зовательных стандартах высшего профессионального образования, не отражают специфику инновационной деятельности в соответствии с модернизацией системы образования;
- в целях, содержании высшего педагогического образования, в организационных формах, методах преподавания и учения не реализуется подготовка будущих учителей к инновационной деятельности;
- подготовка будущих учителей, в основном, носит частно-предметный характер - доминирует получение относительно высокого уровня знаний и умений в определенной предметной области, а подготовка учителя как технолога учебно-воспитательного процесса практически отсутствует;
- учебный процесс в педагогических вузах чаще всего строится на основе ассоциативно-рефлекторной теории, практически не используются в преподавании формы организации коллективной мыслительной деятельности.
В ходе педагогической практики студенты или молодые специалисты, пришедшие после окончания вуза в образовательные учреждения, реализующие инновационные образовательные программы, как правило, не могут занять позицию субъекта инновационной деятельности, и это неслучайно, причины перечислены выше.
Есть проблемы и в системе дополнительного профессионального педагогического образования. Работая в образовательном учреждении, учитель эпизодически повышает квалификацию, но, как показывают результаты социологических исследований, содержание повышения квалификации зачастую не связано с проблемами его реальной практики [1]. Кроме того, не организовано методическое сопровождение учителей, прошедших курсовую подготовку. Как показывает анализ практики, в инновационных школах нет традиции регулярно проводить рефлексию занятий. Как правило, в таких случаях все возникающие проблемы и трудности учитель относит на счет технологии или неспособности некоторых учеников освоить тот или иной учебный материал. На самом же деле чаще всего проблема заключается в неправильной организации занятий, искажении методик, нарушении технологии запуска занятий, зачастую это учитель не осознает.
Исходя из существующего положения дел для формирования готовности педагога к инновационной деятельности системы высшего и дополнительного профессионального образования следует предложить и стратегию работы, позволяющую ее (готовность) выращивать.
Стало быть, приходится ставить задачу создания современной системы непрерывного инновационного профессионального образования, включающую наряду с учреждениями высшего и дополнительного профессионального образования образовательные сообщества (проектные группы, инновационные комплексы), создающие другой уклад школьной жизни, новые институции,
такие как общественно-профессиональные объединения, экспертные сообщества и др.
Поэтому структурно региональная система непрерывного образования учителя может быть представлена педагогическим университетом, занимающимся подготовкой учителей в основном для региональной системы образования, краевым институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, осуществляющим переподготовку и повышение квалификации педагогических и руководящих работников системы образования, и общественнопедагогическими сообществами, организующими освоение учителями инновационных технологий, поддерживающими творчество и мастерство в педагогической деятельности.
Так как становление инновационной образовательной практики - это непрерывно меняющийся процесс, поэтому процессы профессионального образования субъекта, ее реализующего, тоже должны быть непрерывными.
Остановимся более подробно на том, какой смысл мы вкладываем в понятие «непрерывное образование». Опираясь на материалы Меморандума непрерывного образования Европейского Союза 2000 г., отметим, что существуют «три вида образовательной деятельности:
• формальное образование, завершающееся выдачей общепризнанного диплома или аттестата;
• неформальное образование, обычно не сопровождающееся выдачей документа, происходящее в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, а также во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером;
• информальное образование, наша индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая нашу повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер» [2].
Следовательно, система непрерывного инновационного образования должна включать как формальное образование, так и неформальное, и информальное.
Если с формальным инновационным образованием все более или менее понятно (есть технологии его организации), то формы неформального и информального образования нуждаются в разработке.
В образовательном пространстве должны быть места, где учитель может проявить инициативу, обсудить ее с коллегами, объединиться в любые профессиональные группы, где не игнорируются те формы педагогической деятельности, которые не оказывают существенного влияния на контролируемые результаты, например, духовное и нравственное развитие, стремление человека активно выбирать и конструировать среду, в которой он живет и работает.
Кроме того, профессиональное образование педагога должно реализоваться в разных формах:
- специальной, для которой выделяется особое время и место (семинары, организационно-деятельностные игры);
- ситуативной, реализуемой в ходе инновационной деятельности педагога через процессы рефлексии;
- актуальной, когда образовательный результат какой-либо деятельности становится новым средством собственной деятельности.
Резюмируем вышесказанное. Формирование готовности педагога к осуществлению инновационной деятельности происходит за счет его участия в ней и специально организованных рефлексивно-аналитических, проектировочных и образовательных процессах. Для осуществления процесса формирования готовности педагога к осуществлению инновационной деятельности необходимо формировать представления об образе отдаленного будущего, об инновационной деятельности ближайшего периода, а также организовывать совместное проектирование предстоящей деятельности и освоение каждым педагогом знаний, умений, способов, необходимых ему для ее реализации.
Таким образом, нововведения заключаются в организации процесса непрерывного инновационного образования, в его содержании, в способах обучения, основанных на ином методе использования существующих знаний. В свою очередь, для их внедрения требуется комплекс организационно-технических изменений, обучение персонала и изменение поведения всех участников образовательного процесса. Так, становление системы непрерывного инновационного образования педагогов связано с переходом на сетевую организацию образовательного пространства, в котором опережающая подготовка кадров должна максимально приблизиться к «точкам изменений» - «обучение в действии». Следовательно, нужно развертывать гибкую форму подготовки педагогов к инновационной деятельности в зонах становящейся инновационной практики (это базовые школы разных педагогических практик, школы-победители конкурса инновационных программ развития в рамках приоритетного национального проекта «Образование») и одновременно готовить сотрудников систем подготовки и повышения квалификации, способных работать с индивидуальными запросами студентов и работников образования.
В условиях становления системы непрерывного инновационного образования особую значимость приобретают способности субъекта оформить заказ на собственное образование. Это становится важным, т.к. в условиях сетевой организации образования образовательное пространство для субъекта задается не только образовательным учреждением и жестко заданной образовательной программой в нем, но и разнообразными образовательными возможностями и их сетевой соорганизацией. В этих условиях (подчеркнем еще раз) каждому необходимо освоить культуру выбора и соорганизации различных образовательных предложений в собственную образовательную программу. Задача использования возможного образовательного ресурса для построения и реализации своей индивидуальной образовательной программы тре-
бует специальных образовательных технологий и особых умений у педагогов.
Как было отмечено выше, сетевая организация образования влечет за собой изменение содержания образования и его организации. Они все больше становятся ориентированными на сопровождение индивидуальных форм обучения, педагогическое сопровождение составления и реализации индивидуальных образовательных программ педагогов, обеспечивающих непрерывное образование на протяжении всей жизни.
При этом снижается значимость и количество аудиторной формы обучения, значительная роль и до 30% времени отводятся самостоятельной проектной, исследовательской деятельности с применением информационных технологий. В связи с этим меняется и роль преподавателя. Он все чаще становится консультантом, тьютором и т.п.
Поддержку деятельности педагогов и управленцев в рамках инновационности нужно приблизить к базовому процессу, т.е. рабочему месту. Это будет возможным, с одной стороны, за счет развернутой сети тьюторов, сопровождающих их профессиональное развитие, и освоения педагогами технологий самоопределения и самореализации. Что, в свою очередь, потребует создания в муниципальных системах образования офисов сетевых программ (сетевых центров профессионализации).
С другой стороны - через стандартизацию: выработку системы требований к инновационной деятельности и образовательного учреждения, и специалиста (Законопроект об инновационной деятельности уже вынесен на рассмотрение Законодательного собрания края).
Таким образом, мы рассматриваем образование как основное средство для обеспечения готовности педагога к инновационной деятельности.
Только осознав суть инновационного образования, можно сформулировать совокупность ключевых принципов, на основе которых оно строится. Сущность непрерывного инновационного профессионального образования состоит в разрешении индивидуальных образовательных дефицитов, возникающих в процессе профессионального становления педагога и управленца. Данный процесс предполагает обогащение знаний и умений педагога, формирование профессиональных компетентностей, необходимых для успешной реализации инновационной деятельности посредством составления и реализации индивидуальных образовательных программ [3].
На основе сущности непрерывного инновационного образования определимся с принципами его организации. Инновационное образование педагога должно строиться на основе сочетания принципов непрерывности образования, индивидуализации образовательных целей и программ, коллективной природы и сетевой организации образовательного процесса [4] с учетом проблем и достижений инновационной деятельности учителя.
Реализация принципа непрерывности образования предполагает, что любую жизненную ситуацию педагог превращает в образовательную для себя за счет освоения рефлексии и способов самообразования, овладевая которыми он может самостоятельно «образовываться» в течение всей сознательной жизни. Проявлением непрерывности образования является также преемственность индивидуальной образовательной программы педагога в разные промежутки времени (периоды профессиональной жизни).
Образование - это процесс индивидуальный, поскольку речь идет о качественном преобразовании субъектом самого себя и обнаруживается в приращении знаний, способов, культурных ценностей в человеке. Поэтому образовательные цели и задачи должны быть максимально индивидуализированы, что проявляется через составление и реализацию индивидуальных образовательных программ педагогов [5]. Цели и программы образования индивидуальны, но реализовать их одному невозможно (не хватает средств, способов), поэтому необходима коллективная работа. Образование происходит посредством сочетания разных видов коопераций, где организованы процессы коллективного мышления и деятельности.
Сетевая организация образовательного процесса задается субъектом (его инициативностью), средством для этого является индивидуальная образовательная программа. Основанием для сетевой организации образовательного процесса является то, что невозможно восполнить образовательные потребности человека только одной структурой. Сеть - это взаимодействие между узлами (в нашем случае структурами), а не их связь в аспекте подчиненности. В сетевой организации образовательного пространства связи между «узлами» сети выстраиваются в большей степени горизонтальные.
Принципы непрерывности образования, индивидуализации образовательных целей и программ, коллективной природы и сетевой организации образовательного процесса взаимообусловлены.
Основными процессами, позволяющими реализовать обозначенные выше условия, являются самоопределение и специально организованный процесс реализации индивидуальных образовательных программ.
Самоопределение - это непрерывный процесс достижения поставленных образовательных целей и задач, а также оформления новых за счет особого типа рефлексии, в которой сопоставляются актуальные качества субъекта с его действиями в конкретных ситуациях. Продуктом самоопределения являются индивидуальные образовательные программы.
Организация процедуры самоопределения может осуществляться для студента педагогического вуза на «входе» в образовательное пространство в форме ОДИ-семинара, для работающих учителей - в форме рефлексивных семинаров на «входе» в пространство деятельности школы, реализующей инноватику.
Для реализации индивидуальных образовательных программ необходима образовательная среда, которую педагог может самостоятельно конструировать в границах определенного образовательного пространства или использовать образовательную среду, созданную другими.
Важнейшими факторами становления такой образовательной среды являются информатизация всех областей общественной жизни, упрощение доступа к сетевым образовательным ресурсам, создание образовательных порталов с возможностями для интерактивной работы.
В ходе анализа теоретических подходов к проблеме раскрытия инновационного потенциала педагога и практики инновационного образования нами было выделено еще одно из условий, необходимое для успешной подготовки педагога к инновационной деятельности, а именно целесообразность обеспечения раскрытия инновационного потенциала педагога путем решения им задач, присущих данному виду деятельности, так как любая деятельность человека включает решение задач.
Это означает, что образовательные и профессиональные задачи должны быть доступны для решения на любом этапе непрерывного образования. Знания, умения (предметные, общедидактические, психологические, методологические), по мнению В.А. Адольфа, являются «ядром и составляющими профессиональной компетентности учителя» [6, с. 88]. Они служат основой для решения проблемных профессиональных задач, направленных на моделирование инновационной среды: «Типология задач, построенная на уровне ориентационной основы способа действий применительно к задачам профессиональнотехнологического содержания, является функциональной системой управления профессиональным становлением педагога, включающей задачи разного уровня трудности и обеспечивающей формирование профессиональной ориентации в выборе целей, определении типа обучения, а следовательно, типа учебной деятельности, использование средств обучения, моделирование поведения учащихся и развитие профессионально значимых структур личности педагога» [6, с. 137].
Итак, для нас это означает, что в технологии профессионального становления педагога можно условно выделить следующие этапы:
- освоение знаний и умений на основе конструирования понятий и смыслов;
- решение профессиональных задач на основе моделирования инновационной образовательной среды;
- выстраивание собственной траектории профессионального движения на основе проектирования деятельности, индивидуальных образовательных задач и программы по их реализации.
Если речь идет об организации образования каждого педагога на основе индивидуальных образовательных программ, то и управление им должно носить инновационный характер. Раскрытие сущности и структуры
управления непрерывным инновационным образованием педагога осуществляется нами на основе разработок Санкт-Петербургской школы образования взрослых [7] и системомыследеятельного подхода [8].
Системное управление образованием взрослых позволяет произвести условное деление подсистем на управляющую и управляемую, так как оно предполагает максимальное включение всех субъектов образовательного процесса в процесс выработки, принятия и реализации решений по основным направлениям образовательной деятельности и непрерывного образования.
Управленческая деятельность в логике системомыс-ледеятельностного подхода состоит из организации, руководства и управления.
Руководство состоит в постановке целей и задач перед другими людьми; организация проявляется в специальном закреплении места, организации структур для удержания целей; управление обнаруживается в специально организованных процессах, направленных на поддержание структур и связей между ними через работу с представлениями людей.
Система непрерывного инновационного образования по сути самоуправляемая система. Согласно утверждению П.Г. Щедровицкого [9], эффективность любой деятельности зависит от того, насколько может каждый член общества, в том числе и те, кто относится к слою исполнителей управлять, самоуправляться, проектировать, оценивать будущее, вырабатывать стратегии. Если новое общество - это мир инноваций, где выживает только то, что быстро меняется, то управление будет осуществляться каждым на своем рабочем месте, а это и есть условие участия в коллективной работе по производству совместного развития.
Поэтому каждый педагог должен быть включен в деятельность по планированию, организации, руководству:
- в планирование - через составление индивидуальной образовательной программы;
- в организацию и руководство - через работу в рефлексивных и учебных группах (как руководитель той или иной группы). Последнее нуждается в конкретизации.
Для реализации индивидуальных образовательных программ создается образовательная среда, структурными единицами которой являлись сводные по составу, временные группы. В группах данного типа участники за счет взаимодействия друг с другом реализовывают индивидуальные образовательные программы посредством различных оргформ: индивидуальной, парной, групповой, коллективной по терминологии В.К. Дьяченко [10]. Это и называется в нашей постановке вопроса «организовыванием».
В каждой постоянной (по составлению индивидуальных образовательных программ) или временной (при реализации индивидуальных образовательных программ) кооперации есть руководитель. Педагог, занимающий данную позицию, ставит перед группой образовательные
задачи, организовывает работу, ведет учет освоенного содержания.
Так как речь идет об индивидуальной образовательной программе каждого, то необходим особый учет как частный случай регулирования и контроля. Средством для его организации служат табло (карты) учета разного типа работ участников, виды которых обусловлены их назначением.
Реализовать индивидуальные образовательные программы невозможно только за счет ресурсов одного учреждения. Создание сетей, управление ими - это новшество в системе непрерывного инновационного образования. «Сетевость», будучи моделью координации интересов и ресурсов субъектов, включенных в процесс производства (например, управленческих решений), - иная форма управления, заменяющая иерархическое администрирование, способная ухватить сложность и текучесть современного процесса принятия решений при взаимодействии разных факторов. Субъекты сети объединяются общим делом (интересом), взаимозависимостью, а также добровольным сотрудничеством и равноправием.
Очевидно, что создание сетей является управленческой деятельностью по созданию каналов доступа к ресурсам, знаниям и возможностям, необходимым для жизнеспособности организаций (в нашем случае - образовательных учреждений). Также это и практика по совместному использованию знания, способ переговоров (соглашение) относительно того, кто и с кем будет пользоваться общими ресурсами, какова степень доступа к ним и объема вознаграждения за право их получения. Если осознавать эту обусловленность появления сетей и их природу, то мы вынуждены задать по меньшей мере два вопроса: когда, например, обсуждаем сетевое образование педагогов инновационных школ, проектируем «сетевую школу», то какую задачу они призваны решать, или иначе, решение какой управленческой задачи востребует вхождение в сетевую соорганизацию; и второй вопрос - каков тип этой инновации в образовании.
Ясно, что организация доступа каждого учителя, руководителя к новым знаниям, идеям, сетям (делам других) возможна за счет развития инфраструктуры на базе межшкольных методических центров (проект ИСО), освоения информационных технологий, создания баз данных и баз знаний, создания сетевых компьютерных коммуникаций.
Таким образом, обеспечивается появление профессионально значимых новообразований (компетентностей, ценностей, целей, смыслов), идет специальная работа по преодолению стереотипов в мышлении учителей, проявляющихся в неофобии (страха нового), и их «оспосо-бление» относительно предстоящей инновационной деятельности.
Так появляются иное содержание образования в системе непрерывного инновационного образования и другая ее организация - в виде сетевых и/или модуль-
ных программ, которые могут иметь статус инновационных. В этом смысле их можно рассматривать в качестве механизма диссеминации результатов инновационной деятельности; позиционирование самой программы как инновационной, равно как и механизмов ее продвижения, с ориентацией на разные целевые группы и разной степенью включенности обучаемых в инновационную деятельность.
Таким образом, управление осуществляется через специально организованный рефлексивный процесс, продуктом которого являются индивидуальные образовательные программы; через организацию коллективной мыслительной работы по формированию общих представлений о стратегии становления новой образовательной практики, где каждый имеет возможность влиять на представления других, тем самым управляя и направленностью своего образования.
Л и т е р а т у р а
1. Аверин С.П., Гендин А.М., Дроздов Н.И., Сергеев М.И. Социологический мониторинг повышения квалификации педагогических кадров края в Красноярском ИПКРО: монография.
- Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т имени В.П. Астафьева, 2008. - 252 с.
2. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза 2000 г. [Электронный ресурс] www.znanie.org (дата обращения: 10.12.2009).
3. Адольф В.А., Ильина Н.Ф. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления. -Красноярск, 2007. - 204 с.
4. Мкртчян М. А. Прожектные идеи и утопии на третье тысячелетие // Коллективный способ обучения. - 1996. - № 3. -С. 6-7.
5. Ильина Н.Ф. Индивидуальная образовательная программа как средство организации образования педагогов инновационных школ // Академический журнал Западной Сибири. -2008. - № 6. - С. 11-13.
6. Адольф В. А. Профессиональная компетентность современного учителя. - Красноярск, 1998. - 310 с.
7. Управление образованием взрослых / Под ред. В.И. По-добеда, А.И. Жилиной. - СПб.: ИОВ РАО, 2000. - 188 с.
8. Щедровицкий Г.П. Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология: курс лекций. - М., 2000. - 384 с.
9. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. -М., 1993. - 154 с.
10. Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. - М.: Народное образование, 2004. - 352 с.
N.F. Ilyina
The system of lifelong innovation professional pedagogical education: essence, peculiarities of realization, management
The author introduces the system of lifelong innovation professional pedagogical education on the basis of combination of the principles of lifelong education, individualization of the educational purposes and curricula, the nature of collectivity and network organization of the educational process.
Key words: the system of lifelong innovation professional pedagogical education, innovation activity, readiness of a teacher for innovation activity, individual educational curriculum, network organization of the educational environment, educational resources, systematic management, self-governing system, network module programs.