ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
Сиденко Алла Степановна
Профессор АПКиППРО г. Москва
J ^
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО
ПОТЕНЦИАЛА педагогов
Л_________________________________________с
Аннотация. В статье представлен опыт работы Федеральной экспериментальной площадки АПК и ППРО (г. Москва) по вопросам разработки и апробации широкого спектра возможностей сетевого взаимодействия инновационно-активных ОУ Уральского региона в развитии педагогического потенциала образовательного учреждения (ОУ). Показано, что в этом случае сетевое взаимодействие строится на основе инновационной модели постдипломного педагогического образования с использованием следующих андрагогических принципов: самостоятельности, рефлексивности, сотрудничества, индивидуализации, взаимосвязи теории и практики.
Ключевые слова: сетевое взаимодействие, модульные программы, инновационный потенциал педагога.
В условиях современной социально-экономической среды особую актуальность приобретает изучение путей развития образовательных учреждений как открытых образовательных систем, которые представляют собой совокупность взаимосвязанных образовательных элементов, постоянно обменивающихся с другими социальными системами и друг другом информацией, интеллектуальными, финансовыми и материальными ресурсами. Так как любая социальная система всегда основывается на человеческих отношениях, то именно человек является важным фактором возникновения, функционирования и развития подобных систем. По мнению Э. Ласло «... насущной проблемой для нашего поколения является создание нового образа мышления, новых оценок и нового образа жизни, способных регулировать глобальную социоэкономическую и экологическую систему до того, как напряжение в ней станет критическим» [20, с. 134]. Питер Друкер отмечает, что «... независимо от того, какими материальными ресурсами обладает система, сами по себе они не приумножаются. И государство, и фирма развиваются энергией и интеллектом составляющих их людей» [18, с. 65]. Мы солидарны с мнением ряда авторов о том, что сегодня именно человеческий капитал является важной экономической категорией, которая характеризует совокупность сформированных и развитых в результате инвестиций производительных способностей, личных черт и мотиваций индивидов, которые находятся в их собственности, используются в экономической деятельности, способствуют росту производительности труда и благодаря этому влияют на рост доходов (заработков) своего владельца и национального дохода [21, с. 34].
Компоненты индивидуального человеческого капитала включают: капитал здоровья, капитал образования, культурно-нравственный капитал, трудовой, интеллектуальный и организационно-предпринимательский капитал и имеют общую черту - они неотчуждаемы от человеческой личности. В целом становление человеческого капитала осуществляется через механизм социализации и профессионализации в институциональной форме (система непрерывного образования, информационного и культурного обслуживания, изучение развития системы производства) и в неинституциональной форме воспитания в семье, механизмов социального взаимодействия и общения [2,3]. Понимание человеческого капитала как совокупности общественно-целесообразных производственных знаний, навыков, способностей дает основания для таких важных обобщений:
• человеческий капитал - это совокупность природных способностей и человеческой энергии с приобретенными общеобразовательными и профессиональными знаниями. Такое единение происходит в процессе формирования человеческого капитала посредством всех видов приобретения новых знаний на основе определенных вложений;
• человеческий капитал стоит рассматривать на трех уровнях: макроэкономическом, на уровне предприятия и индивидуальном уровне;
• человеческий капитал разделяется на вещественную и невещественную формы. Вещественной формой человеческого капитала являются расходы на физическое формирование человека, а к невещественной форме относятся расходы на образование, охрану здоровья и перемещение рабочей силы.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2012
25
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
Педагог - одна из самых массовых и уникальных по своему характеру и материалу профессия. Учитель дает первые ответы на вечные жизненные вопросы, открывает тайны человеческой души, раскрывает способы человеческого жизнеустройства, обогащает ум и душу, помогает обрести уверенность в будущем. И это не завышенная оценка миссии учителя,-ни одно начинание, ни одна реформа, ни одна идея не станут реальностью без поддержки учителя. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, самоотдачи, творческого отношения к работе. Если мы хотим, чтобы из наших школ выпускались люди, готовые к самостоятельной жизни, способные решать свои проблемы и проблемы общества, то в школе дети должны видеть педагогов -профессионалов, талантливых, с высоким уровнем знаний, активных, успешных людей. Именно поэтому одним из важнейших направлений президентской инициативы «Наша новая школа» стало направление «Совершенствование учительского корпуса»: «... Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего».
С 2007 года в рамках сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона организовано системное научно-образовательное взаимодействие ОУ по ряду направлений, особенно интересующих ОУ в условиях реализации государственных программ развития общего образования на период до 2020 года [9, 10, 14, 15, 25]. Среди основных: образовательное учреждение в конкурентной среде: разработка стратегии и реализация изменений, теория и практика ноосферного образования в парадигме интеграции естественных и гуманитарных наук XXI века, дидактико-технологическое обеспечение комплексного развития творческих способностей человека, социализация и гражданское становление личности в образовательном пространстве, непрерывное образование в условиях новой образовательной парадигмы, информационно-методическое сопровождение сетевого взаимодействия ОУ в рамках университетских комплексов и ряд других [1, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 13, 16, 17, 22, 25]. Особое внимание в работе сети уделяется проблеме развития инновационного потенциала педагогов как важного ресурса развития системы образования [23, 24, 26, 27, 28]. С 2011 года сеть инновационно-активных ОУ Уральского региона является Федеральной экспериментальной площадкой АПК и ПРО (г. Москва) (далее ФЭП).
На основании анализа научных исследований при изучении проблематики направлений работы сети инновационно-активных ОУ Уральского региона был выделен ряд противоречий:
• между необходимостью подготовки педагогов к решению задач инновационного развития системы образования и недостаточной готовностью традиционной
системы повышения квалификации к реализации этой деятельности;
• между необходимостью развития горизонтальных структур повышения квалификации и недостаточностью научно-педагогических исследований, предлагающих научно-обоснованные пути такого развития;
• между потребностью развития личностно-профессиональных контактов и взаимодействия педагогов для обогащения педагогического опыта и слабо развитыми в реальной педагогической практике новыми организационными формами повышения квалификации, адекватными данной потребности.
Данные противоречия определили проблему исследования, связанную с необходимостью поиска научно-обоснованных путей построения современной организационной формы развития инновационного потенциала педагогов, позволяющей с учетом профессионального опыта и образовательных запросов оперативно готовить их к решению задач инновационного развития системы образования в новых условиях. Объектом исследования является развитие инновационного потенциала педагогов ОУ Уральского региона. В качестве предмета исследования выступает сетевое взаимодействие как новая организационная форма развития инновационного потенциала педагогов ОУ Целью работы ФЭП является выявление эффективности использования сетевого взаимодействия в вопросах подготовки педагогов к решению задач инновационного развития образования с учетом профессионального опыта и образовательных запросов.
Гипотеза, взятая за основу при разработке деятельности ФЭП, основана на предположении о том, что сетевое взаимодействие может обеспечить эффективную подготовку педагогов к решению задач развития системы образования в ответ на «вызовы» времени, если оно будет:
• построено с учетом современного научного понимания принципов образования взрослых в условиях сетевого взаимодействия;
• содержательно ориентировано на актуальные проблемы профессиональной педагогической деятельности, связанные с инновационным развитием системы образования;
• построено с учётом ресурсов, возможностей и потребностей субъектов сетевого взаимодействия;
• обеспечено современным научно-методическим сопровождением процесса обучения.
Среди основных задач деятельности ФЭП по данному направлению мы выделяем:
1. разработку содержания становления сетевого взаимодействия в интересах развития инновационного потенциала педагогов ОУ в условиях Уральского региона;
2. обоснование содержания и структуры научно-методического сопровождения развития инновационного потенциала педагогов ОУ в рамках сетевого взаимодействия;
3. разработку и апробацию элементов научно-методического сопровождения инновационной деятельности ОУ - членов сети.
26
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2012
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
Методологическая основа исследования базируется на концепции непрерывного образования, положениях синергетического и андрагогического подходов применительно к дополнительному профессиональному образованию педагогов. Реализация этих подходов в данном исследовании позволяет рассматривать развитие инновационного потенциала педагогов как часть системы непрерывного профессионального педагогического образования и выявить особенности формирования и разработки содержания программ развития инновационного потенциала педагога ОУ в логике сетевого взаимодействия на основании ан-драгогических принципов [26]. В работе ФЭП широко используются следующие методы исследования: теоретический анализ философской и научно-педагогической литературы, законодательных и нормативно-правовых актов и документов; синтез; сравнение; обобщение; анкетирование учителей. В ходе работы сети изучаются возможности и особенности подготовки учителей по модульным программам развития инновационного потенциала педагогов, оценка результатов развития инновационного потенциала учителя в рамках сетевого взаимодействия.
На то, что развитие инновационного потенциала учителя в рамках ФЭП ведется в идеологии сетевого взаимодействия, указывают следующие признаки:
• наличие объединяющей цели, основанной на заинтересованности всех участников взаимодействия в использовании совместных ресурсов для подготовки педагогов к решению задач инновационного развития системы образования в условиях информационного общества;
• наличие множества узлов сети (ОУ), представленных отдельными педагогами и образовательными учреждениями, и структурированными особым образом связями между ними, в основе которых - добровольное объединение ресурсов, принятие взаимной ответственности и обязательств;
• распределенный характер сети, определяющийся наличием отдельных педагогов и образовательных учреждений - базовых площадок сети, обладающих достаточными образовательными, материально-техническими, экспертными и кадровыми ресурсами;
• открытость ОУ сети друг для друга, выражающаяся в возможности участия субъектов сетевого взаимодействия в формировании и реализации программ повышения квалификации, разработке учебно-методических материалов, обсуждении и распространении достигнутых в ходе обучения результатов;
• преимущественной ролью «горизонтальных» взаимодействий, заключающейся в равных возможностях участников сетевого взаимодействия при формировании совместных решений.
Под инновационным потенциалом педагога мы понимаем совокупность социокультурных и творческих характеристик его личности, выражающих готовность совершенствовать педагогическую деятельность и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность, средств и методов. В инновационный потенциал пе-
дагога включается желание и возможность развивать свои интересы и представления, искать собственные нетрадиционные решения возникающих проблем, воспринимать и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании. Таким образом, фактически сущность процесса развития инновационного потенциала педагога состоит в поиске путей разрешения индивидуальных образовательных дефицитов, возникающих в процессе осуществления инновационной деятельности. Данный процесс предполагает обогащение знаний и умений педагогов, формирование профессиональной компетентности, необходимой для успешного выполнения инновационной деятельности посредством вовлечения их в инновационный поиск, в непрерывное творческое переосмысление действительности, что приводит к совершенствованию мастерства и профессионализма.
Для успешной работы в области инновационной педагогики учитель должен обладать:
• способностью генерировать новые идеи, проектировать и моделировать их в конкретной деятельности;
• высоким уровнем культурной грамотности, интеллектуальной и эмоциональной развитостью;
• открытостью личности к новому, базирующейся на гибкости мышления и толерантности.
В ходе анализа теоретических подходов к проблеме развития инновационного потенциала педагога на научно-образовательных семинарах сети был выделен ряд условий, необходимых для успешного осуществления данного процесса, а именно:
• развитие инновационного потенциала педагога должно осуществляться на основе компетентностного подхода;
• процесс развития инновационного потенциала педагога непрерывен, так как становление инновационной практики - это постоянно изменяющийся процесс;
• процесс развития инновационного потенциала педагога происходит за счет его участия в инновационной деятельности и специально организованных рефлексивно-аналитических, проектировочных и образовательных событиях;
• образование педагога организовано как непрерывный процесс достижения поставленных образовательных задач и создания новых;
• так как любая деятельность человека включает решение задач, целесообразно организовывать сопровождение развития инновационного потенциала специалиста на основе решения им задач, присущих данному виду деятельности;
• для развития инновационного потенциала педагога необходимо поэтапное формирование представлений о путях стратегического и среднесрочного развития ОУ и организация совместного проектирования предстоящей деятельности, в том числе освоение каждым педагогом знаний, умений, способов, необходимых ему для ее реализации.
Понятно, что реализация на практике инновационного потенциала отдельного педагога оказывается особенно результативной при наличии педагогического коллектива единомышленников, способных к реа-
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2012
27
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
лизации в сфере образования инновационных идей, проектов и технологий, в нашем случае научно-образовательной сети [4, 23, 24, 27].
Научно-методическое сопровождение развития инновационного потенциала педагога ОУ в условиях сетевого взаимодействия - это специально организованный процесс взаимодействия между субъектами образовательной деятельности, в результате которого каждый участник взаимодействия получает квалифицированную помощь в построении собственного ориентационного поля профессионального развития. Содержание и структура научно-методического сопровождения включает:
• совокупность модульных образовательных программ повышения квалификации по современным проблемам инновационного развития системы образования;
• систему стажировок участников взаимодействия в базовых площадках сети;
• консультационную поддержку участия в научных семинарах и научно-практических конференциях разного уровня по проблемам выявления путей инновационного развития системы образования;
• многообразие форм проведения мероприятий сети, в том числе с использованием средств ИКТ (трансляционные тематические педагогические советы, вебинары, сетевые мастер-классы, мастерские, подиумные и панельные дискуссии, работа временных творческих содружеств и коллективов, участие в конкурсах педагогического мастерства разного уровня);
• поддержку участия педагогов в профессиональных конкурсах разного уровня;
• нормативный пакет, включающий документы по регламентации сетевого взаимодействия в рамках ФЭП.
Организационно-методической особенностью развития инновационного потенциала педагогов ОУ в условиях сетевого взаимодействия является реализация модульных образовательных программ, ориентированных на развитие профессиональной компетентности участников взаимодействия, расширение их профессиональных контактов и создание условий для обмена опытом. Образовательная программа «Инновационные процессы в образовании» рассматривает на основании правительственной концепции и стратегии модернизации образования парадигмальные изменения в целях, содержании, методах, технологиях обучения и воспитания на основе инновационных подходов. Цель программы - актуализация знаний слушателей, постановка и освещение проблем, достижение понимания участниками сетевого взаимодействия представляемой информации через рефлексивные процедуры, стимулирование интереса к изучаемым темам. Основные задачи образовательной программы направлены на:
• изучение основных проблем развития инновационных процессов в образовании, экспертизы и мониторинга уровня развития основных составляющих инновационного образования, оценки коррекционных и развивающих образовательных программ, их разработки, определения их эффективности;
• формирование умений применять полученные знания к различным областям инновационной деятельности: кадровые и социально-педагогические процессы, инновационное поведение, общение, межличностные и межгрупповые отношения в инновационной среде;
• формирование готовности участников программы к осуществлению инновационной деятельности, в том числе на овладение методиками диагностики профессионально важных качеств педагога-инноватора;
• овладение методологией разработки инновационного проекта, управления инновационными процессами в образовании, формами индивидуализации и дифференциации образовательного процесса в системе инновационного образования.
Модули программы: «Государственная политика в сфере образования»; «Инновационные процессы в образовании»; «Оценка деятельности современного ОУ»; «Экономико-финансовые основы управления современной школой»; «Маркетинговые ресурсы в управлении развитием образовательного учреждения»; «Развитие содержания образовательного процесса в условиях введения ФГТ и ФГОС нового поколения»; «Деловое администрирование». Обучение организовано с учетом «принципа свободы», т. к. обеспечивается возможность выбора обучаемым индивидуальной образовательной траектории на основе блочно-модульного подхода к реализации программы обучения. Первый модуль «Государственная политика в сфере общего образования» является инвариантным и обязательным для всех слушателей. Обучение практико-ориентирова-но и осуществляется с использованием интерактивных методов до 60-70% от общего времени. Обеспечение практической направленности обучения осуществляется через использование потенциала базовых и стажи-ровочных площадок сети. Модульное построение образовательных программ обеспечивает:
• высокую степень гибкости содержания программ и адекватность задачам инновационного развития системы образования;
• возможность оперативной коррекции содержания программы в соответствии с запросами слушателей без изменения её общего замысла;
• непосредственное использование слушателями освоенных компетентностей в практике профессиональной деятельности до окончания освоения программы;
• стимулирование профессионального роста слушателей и мотивацию к самообразованию;
• построение процесса развития инновационного потенциала педагогов с учетом личного профессионального опыта и образовательных запросов.
Основными формами работы со слушателями являются: интерактивная лекция, основной целью которой является актуализация знаний слушателей по теме, постановка и освещение проблемы, достижение понимания слушателями представляемой информации через рефлексивные процедуры, стимулирование интереса к изучаемой теме. Практикум, предполагающий выполнение практических заданий индивидуально или в небольших группах, направлен-
28
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2012
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
ных на освоение и отработку технологий и методик инновационного менеджмента. Индивидуальные консультации - представляют собой внеаудиторную форму работы преподавателя с отдельным слушателем, включающую обсуждение тех материалов и заданий, которые либо вызывают трудности у слушателя, либо связаны с углубленным интересом слушателя к определенной проблеме. Иные формы работы - групповая и совместная работа над проектом, практика деловых игр, анализ критических ситуаций, презентация портфолио. Обучение проводят представители Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (г. Москва). Результатом обучения является проектная инициатива участников сетевого взаимодействия, направленная на разработку механизма управления, обеспечивающего системные изменения жизнедеятельности конкретного ОУ на среднесрочный период.
В ходе сессионной подготовки различаются 2 уровня разрабатываемых проектов:
а) образовательные проекты, направленные на достижение конечных результатов обучения, воспитания и развития школьников посредством совершенствования жизнедеятельности школы;
б) управленческие проекты, направленные на создание институциональных механизмов (инструментов) управления в школе, которые способны не только обеспечить решение образовательных задач, но и привести к системным изменениям образовательного учреждения.
Общим итогом работы научно-образовательной сети по данному направлению является организация государственно-общественных слушаний результатов разработки проектных инициатив участников сетевого взаимодействия. Результативность подготовки педагогических кадров к решению задач инновационного развития системы образования в рамках сетевого взаимодействия выявляется по следующим критериям:
- критерий качества - позволяет оценить эффективность программы через изменение профессиональной позиции каждого участника взаимодействия и готовность к освоению новых профессиональных ролей, развитию горизонтальной или вертикальной карьеры (когнитивно-технологическая составляющая развития инновационного потенциала педагога);
- критерий отношения - позволяет оценить удовлетворенность участников сетевого взаимодействия содержанием программы, определить понимание ими значимости и необходимости организованного профессионального общения для совершенствования собственной профессиональной педагогической деятельности (рефлексивная составляющая повышения квалификации).
Важным итогом сетевого взаимодействия по направлению развития инновационного потенциала педагогов ОУ является тот факт, что используемые формы повышения квалификации позволяют обеспечить существенное расширение спектра профессиональных ролей в рамках профессии.
Литература
1. Абрамски Ирит, Порохина ГД., Виноградова ИЮ. Становление личности учащегося в сфере этнической толерантности в условиях образовательного консорциума // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. №3.
2. Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание. / Питер 2009. - 344с.
3. Астахова Т., Толкачева Е. Человеческий ресурс и человеческий капитал: разница понятий или подходов управления? // Управление человеческим потенциалом. 2006. №4.
4. Бабанский Ю.К.Оптимизация процесса обучения - М.: Педагогика, 1997. 204с.
5. Белкина О.А. Реабилитация социально незащищенного подростка в условиях современного общеобразовательного учреждения на основе комплексного подхода // Инновационные проекты и программы в образовании, 2012. №1.
6. Бывшева М.В., Шулика А.Н. Социально-педагогическое партнерство в образовательном пространстве школы: модель события и содействия. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. №1.
7. Босташвили Г.Г., Мясникова М.Ю., Сафонова Л.В. Разработка системы и гарантий качества образования с позиций процессного подхода // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. №2.
8. Галимова Т.М., Ляпунова ТЮ. Использование системного подхода к оценке качества образования в современной гимназии // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. №2.
9. Гапонцева М.Г., Гапонцев В.Л., Федоров В.А. Синергетика в педагогике: целесообразность переноса // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. 2008. №9. с.100-110.
10. Давыдова Н.Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие. // Народное образование. 2012. №1. с.88-94.
11. Давыдова Н.Н. Создание внутренней системы оценки качества в современном общеобразовательном учреждении // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2009. №6(63) т.2. с.13-26.
12. Давыдова Н.Н., Усова О.Н. Разработка процессной модели управления качеством образования современного ОУ // Инновационные проекты и программы в образовании . 2011. №4. с.21-26.
13. Давыдова Н.Н. Разработка системы менеджмента качества // Народное образование. 2011. №9. с.102-110.
14. Давыдова Н.Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образования // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. 2010. №8. с.32-42.
15. Давыдова Н.Н., Суслов А.А. Управление развитием научно-образовательной сети. // Университетское управление: практика и анализ. 2011. №5. с.39-44.
16. Давыдова Н.Н., Журавлева А.В. Разработка интегративной модели создания условий для формирования социально-успешной индивидуальности в условиях общеобразовательной школы // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. №3. с.51-55.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2012
29
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
17. Дембицкая Ю.В. Инновационная деятельность образовательных учреждений города Нижний Тагил в рамках академической площадки УРО РАО // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. №2.
18. Друкер П. Эффективное управление. - М: ГРАНД, 2001. -364с.
19. Загвязинский В.И. Социальные функции образования и его стратегические ориентиры в период модернизации. // Образование и наука. Известия УрО РАО, 2011. №7, с.14-25.
20. Ласло Э. Век бифуркации: постижение изменяющегося мира // Путь. 1995. №1. с.3-129.
21. Матвейкин В.Г., Дворецкий С.И., Минько Л.В. и др. Инновационный потенциал: современное состояние и перспективы развития. - М.: Машиностроение-1, 2007. - 284с.
22. Мезенин В.А., Давыдова Н.Н., Чеганова Л.Н. Создание современной модели профильной экономической подготовки учащихся на базе сетевого взаимодействия в рамках университетского комплекса // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. №3. с.41-47.
23. Пермякова И.Г., Давыдова Н.Н. Пути раскрытия творческого потенциала педагогических работников в условиях
саморазвивающихся образовательных учреждений. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. №1. с.55-57.
24. Решетняк Л.В., Давыдова Н.Н. Временное творческое содружество как основа деятельности кафедры начальных классов образовательного учреждения повышенного статуса. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2010. №1. с.46-48.
25. Сиденко А.С., Хмелёва В.С. Сопровождение экспериментальной и инновационной деятельности экспериментальных площадок // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №4.
26. Сиденко А.С., Болмазова Е.В., Сиденко Е.А. Проект программы эксперимента «Подготовка педагогических кадров к реализации стандартов второго поколения» // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - №1.
27. Сиденко А.С. О модели внутрифирменного повышения квалификации по подготовке школ к реализации ФГОС второго поколения. // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - №4.
28. Сиденко А.С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения. // Образование и наука. Известия УрО РАО №1 (90), 2012. с.56-64.
J
Л
Прохорова Светлана Юрьевна
к. п.н., доцент, проректор по развитию регионального образования ОГБОУДПО УИПКПРО
E-mail: [email protected] г. Ульяновск
СИСТЕМА ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СЕЛЬСКОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ школе
_____________________________________________________________Г
Аннотация. Статья посвящена проблеме создания системы поликультурного образования в сельской общеобразовательной многонациональной школе. Автор представляет модель системы поликультурного образования в сельской общеобразовательной многонациональной школе, подробно описывает критерии и показатели оценочно-результативного компонента системы.
Ключевые слова: поликультурное образование, система поликультурного образования.
Российская Федерация является многонациональной и многокультурной страной. В результате демографических особенностей расселения народов на территории России, исторически сложившихся с давних времён, ни одна нация или народность не живёт обособленно от других в границах своего региона. Внутри каждой административно-территориальной единицы проживают представители разных народов.
Полиэтнический состав населения сложился за многовековую историю заселения Симбирско-Ульяновского края в процессе освоения его территории представителями разных народов.
В соответствии с данными отечественных переписей населения в XIX-XX вв. и Симбирская губерния, и Ульяновская область отличались, с одной стороны, разнообразной многонациональностью, а с другой -
30
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2012