Социокультурная среда образовательной организации
13. Зеер Э. Ф. Основные смыслообразующие положения личностно-развивающего образования // Образование и наука. 2006. № 5(41). С.3-9.
14. Карабанова О. Индивидуальные траектории развития в фокусе внимания // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 1. С.3-5.
15. Мусина Э. М. К вопросу реализации индивидуального учебного плана учащихся на старшей ступени школы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 5. С.24-26.
16. Никитина Е. А. Первые дни ребёнка в школе. Психологическое сопровождение первоклассников в период адаптации к учебным условиям // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 2. С.39-47.
17. Огоновская А. С. Образовательно-событийная среда как средство развития личности // Образование и наука. 2013. № 3. С.37-46.
18. Осмоловская И. М. Предметность обучения и учебные предметы в контексте различных дидактических подходов // Образование и наука. 2012. № 7 (96). С.67-79.
19. Сапа А. В. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников в условиях внутришкольной модели профильного обучения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 3. С.22-26.
20. Свиридова Е. М. Планирование индивидуальной траектории деятельности ученика в малой группе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 1. С.26-32.
21. Фельдштейн Д. И. Проблемы формирования личности растущего человека на новом историческом этапе развития общества // Образование и наука. 2013. № 9. С.3-17.
22. Фельдштейн Д. И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 3. С.23-28.
Крюкова Елена Михайловна
директор Белова Елена Геннадьевна
заместитель директора МАОУ гимназии № 47 г. Екатеринбург E-mail: [email protected]
J ^
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ПУТЕМ ОВЛАДЕНИЯ СОВРЕМЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ
S______________________________________________г
Аннотация: в статье представлены подходы к обоснованию комплекса педагогических условий и средств подготовки педагогов к овладению современными образовательными технологиями в условиях введения ФГОС нового поколения.
Ключевые слова: современные образовательные технологии, ФГОС, сетевое взаимодействие.
ктуальность исследования: Радикальные социально-экономические преобразования в нашей стране вызвали необходимость пересмотра отношения к системе образования со стороны государства и общества. Образование является той системой, через которую проходят, так или иначе, все члены общества (в качестве учеников, родителей, членов коллегиальных органов управления и т.д.). Поэтому образование на сегодняшний день рассматривается как основной фактор формирования нового качества экономики и общества как важнейшее условие национальной безопасности, сохранения единого социокультурного пространства, обеспечения благосостояния и построения нового образа жизни страны [12,20]. Вследствие этого актуальными становятся вопросы изменения содержания образования детей, внедрения инновационных технологий в образовательных учреждениях [13,16].
Качество решения поставленных перед системой образования стратегических и тактических задач во многом зависит от профессиональной компетентности педагога. К педагогу предъявляется требование создавать новый образ жизни, что, по сути, означает быть носителем культуры будущего и на этой основе готовить будущее поколение. Поэтому профессиональное становление педагога, его включенность
в процесс непрерывного самосовершенствования является на сегодняшний день актуальной проблемой [2,4,15,19]. Только преобразуя содержание образования, формы и способы организации, создавая принципиально новое технологическое обеспечение процесса профессионального становления педагога можно ответить на вызов времени и найти ресурс для развития системы образования в обозначенном выше направлении. В ходе анализа ситуации, сложившейся в последние годы в вопросах профессионального становления педагога новой формации был выделен ряд противоречий между:
• потребностью государства и общества в профессиональном становлении педагога, способного к введению ФГОС нового поколения и недостаточной разработанностью соответствующих содержания и форм дополнительного профессионального образования [5,14];
• потребностью учреждений в практико-ориентированных рекомендациях по овладению педагогами новыми образовательными технологиями в условиях введения ФГОС нового поколения и недостаточной их разработанностью в контексте данного процесса [3,18];
• осознанием педагогом необходимости преодоления индивидуальных образовательных дефицитов, возникающих в про-
70
Эксперимент и инновации в школе 2014/6
Социокультурная среда образовательной организации
цессе профессионального становления и унифицированными образовательными программами, способами, формами дополнительного профессионального образования [1,21].
Обозначенные противоречия определили проблему исследования, выполненного в МАОУ гимназии № 47 г Екатеринбурга в рамках работы ФЭП АПК и ПРО (г. Москва), которая связана с необходимостью создания принципиально нового технологического обеспечения процесса профессионального становления педагога [6,7,8,9,10,17].
Недостаточная разработанность проблемы и ее значимость для современного образования определили тему исследования «Профессиональное становление педагога в условиях реализации ФГОС путем овладения современными образовательными технологиями».
Идея изменения: Эффективное овладение педагогами современной школы новыми образовательными технологиями позволит реализовать требования ФГОС в части достижения нового качества образования.
Цель исследования: разработка и обоснование комплекса педагогических условий и средств подготовки педагогов к овладению современными образовательными технологиями в условиях введения ФГОС нового поколения.
Задачи исследования:
1. Определить критерии и показатели подготовленности педагога к использованию новых образовательных технологий в практической деятельности.
2. Разработать, теоретически обосновать структуру и содержание модели подготовки педагога к использованию современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС.
3. Выявить организационно-педагогические условия подготовки педагога к использованию современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС нового поколения и диалоговому взаимодействию в сетевых педагогических сообществах.
Объект исследования: процесс подготовки педагога к овладению современными образовательными технологиями в условиях введения ФГОС.
Предмет исследования: комплекс педагогических условий и средств подготовки педагогов к овладению современными образовательными технологиями в условиях введения ФГОС.
Гипотеза исследования: процесс профессионального становления педагога в условиях введения ФГОС нового поколения будет осуществляться успешно, если:
• разработать модель профессионального становления педагога в условиях введения ФГОС нового поколения, позволяющую разрешать индивидуальные образовательные дефициты;
• реализовать модель профессионального становления педагога в условиях овладения новыми образовательными технологиями.
Концептуальные основания деятельности:
В науке созданы предпосылки для выявления специфики профессионального становления педагога, которое все чаще рассматривается учеными как формирование ценностных оснований (В. А. Сластенин, З. И. Равкин, Г. И. Чижакова и др.), компетенций (Б. С. Гершунский, И. Д. Фрумин и др.). Значительный вклад в развитие методологии профессионального становления и образования педагога внесли Б. Г. Ананьев, Ю. В. Громыко, В. В. Краевский. Анализируя профессионально-личностный аспект, педагоги и психологи рассматривают совершенствование личностных характеристик и личностно-деловых качеств учителя (С. Б. Елканов, В. Г. Маралов, В. Д. Шадриков, М. И. Шилова). Социальнопедагогические аспекты профессионального становления
педагога проанализированы в работах Г. М. Андреевой, Н. И. Шевандрина, а проблемы формирования субъектно-сти его личности изучаются С. В. Поповым, В. И. Слобод-чиковым. Особое внимание в современных исследованиях уделяется проблеме становления профессиональных компетентностей и профессионализма (В. А. Адольф, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, А. В. Хуторской). Во многих публикациях профессиональное становление педагога рассматривается как последовательность взаимосвязанных временных стадий от возникновения и формирования профессиональных намерений до полной реализации личности в профессиональном труде (Е. А. Климов, Л. М. Митина,
Э. Ф. Зеер и др.).
Основное содержание деятельности по проекту связано с внедрением в образовательный процесс современных технологий обучения и воспитания. На базе МАОУ-Гимназии в рамках работы академической площадки Уро РАО, а затем ФЭП АПК и ППРО, создан учебнометодический центр «Призвание», на базе которого за последние десять лет прошли обучение более тысячи ПиРР Екатеринбурга, Свердловской области и региона. В ходе работы по теме исследования разработана и научно обоснована модель профессионального становления педагога в условиях введения ФГОС нового поколения, включающая цель, содержание, средства, методы и технологии реализации процесса профессионального становления педагога, выявлены и научно обоснованы структурные компоненты модели профессионального становления педагога:
• содержательный, состоящий в обновлении содержания и средств профессионального становления педагога на основе сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм работы по освоению новых образовательных технологий;
• организационный, требующий обновления форм и методов организации образовательного процесса;
• результативный, заключающийся в проведении мониторинга реализации модели профессионального становления педагога в инновационном комплексе.
Среди педагогов МАОУ-Гимназии есть учителя-методисты, кандидаты педагогических наук, аспиранты, большое количество учителей - победителей конкурсов профессионального мастерства. Многие члены педагогического коллектива имеют опыт публичного представления собственного профессионального опыта на всероссийском уровне как через научно-методические публикации, так и через основной вид учебной деятельности - открытый урок. Приведенные данные свидетельствуют о достаточно высокой степени научно-методического потенциала МАОУ-Гимна-зии № 47. Ценность опыта также состоит в практическом освоении предлагаемой для стажировочной площадки темы: процесс обучения и воспитания в Гимназии строится на современных образовательных технологиях. Программа стажировки соответственно включает наряду с теоретическим практический модуль, связанный с посещением и анализом открытых уроков, проектированием собственных уроков и возможностью их апробации на базе стажировочной площадки. Педагоги и руководители ОУ во время стажировки получат возможность проанализировать возможности современных образовательных технологий как условия обеспечения нового качества образования в соответствии с требованиями ФГОС.
Планируемый результат изменений: обеспечение профессионального становления педагога в условиях введения ФГОС нового поколения.
Эксперимент и инновации в школе 2014/6
71
Социокультурная среда образовательной организации
Научная новизна исследования
1. Исследование сущности профессионального становления педагога в условиях введения ФГОС нового поколения, состоящая в разрешении его индивидуальных образовательных дефицитов.
2. Научно обоснована модель профессионального становления педагога в условиях введения ФГОС нового поколения, включающая цель, содержание, средства, методы и технологии реализации процесса профессионального становления педагога.
3. Обоснованы структурные компоненты модели профессионального становления педагога:
• содержательный, состоящий в обновлении содержания и средств профессионального становления педагога на основе сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм работы по освоению новых образовательных технологий;
• организационный, требующий обновления форм и методов организации образовательного процесса;
• результативный, заключающийся в проведении мониторинга реализации модели профессионального становления педагога в инновационном комплексе.
Количественные и качественные показатели научной деятельности МАОУ гимназии № 47 представлены в табл. 1-4.
Таблица 1
Публикационная активность педагогического коллектива
Год Материалы НПК районного, городского и регионального уровня Труды НПК Всероссийского и международного уровня Статьи в региональных изданиях Статьи в центральных изданиях
2008 6 2 4 2
2009 4 2 4 2
2010 12 8 6 2
2011 12 21 8 4
2012 19 24 6 2
2013 21 23 12 2
Таблица 2
Количество защищённых и готовящихся к защите диссертационных исследований.
Год Кандидатские работы
2010 Защитились - 2
2011 -
2012 Готовятся к защите - 2
2013 Готовятся к защите - 2
Таблица 3
Участие гимназии в грантах и конкурсах
Год Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности Всероссийские конкурсы профессиональной направленности Гранты, полученные ИАОУ в процессе работы над проблемой исследования
2009 Победитель конкурса на лучшее образовательное учреждение г. Екатеринбурга в номинации «Развитие педагогического потенциала» Обладатель национальной премии в области образования «Элита российского образования» в номинации «Лучший инновационный проект 2009»
2010 Победитель городского конкурса «Панорама воспитательных систем-2010» Победитель конкурса «Школа России -2010» и «Академическая школа России»
2011 - Победитель конкурса «Школа России -2011» и «Академическая школа России»; - Лауреат Всероссийской выставки «Золотой фонд Отечественной науки» Грант правительства Свердловской области (400тыс) «Образовательные учреждения, реализующие инновационные образовательные программы»
2012 Обладатель национальной премии в области образования «Элита российского образования»
2013 Участники ряда муниципальных конкурсов, победитель городского конкурса «Самый классный классный» Грант правительства Свердловской области (400тыс) «Образовательные учреждения, реализующие инновационные образовательные программы»
Таблица 4
Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.
Год Мероприятия общешкольного и районного уровня Мероприятия муниципального, регионального и Всероссийского уровня
2009 Деятельность педагогических Проблемных лабораторий по внедрению современных образовательных технологий Семинары УМЦ «Призвание» методического центра ОС «Школа -2100»
2010 Цикл семинаров по теме «Современный урок: критерии эффективности» Обучающий семинар для педагогов ОУ г. Урай (ХМАО) по теме «Современные образовательные технологии»
2011 Цикл семинаров по теме «Современные образовательные технологии как средство достижения нового качества образования в аспекте требований ФГОС» Всероссийский Педагогический Форум «Развитие педагогического потенциала как условие реализации ФГОС»
2012 Цикл семинаров по теме «Формирование универсальных учебных действий средствами современных образовательных технологий» - Всероссийский Педагогический Форум «Универсальные учебные действия: от идеи к технологии, от цели - к инструменту» - Организация стажировок для ПиРР Свердловской области и ХМАО
2013 Цикл семинаров по теме «Современный урок в аспекте требований ФГОС НОО и ООО» - Всероссийский Педагогический Форум -2013 «Ценностное развитие и воспитание как приоритетная образовательная задача - Организация стажировок для ПиРР Свердловской области, ХМАО, Удмуртии
72
Эксперимент и инновации в школе 2014/6
Социокультурная среда образовательной организации
Доступность инновационного опыта гимназии широкой педагогической общественности
• сайт: http://www.gimnazium47.ru;
• выпуск сборников материалов по теме работы гимназии:
- «Развитие педагогического потенциала как условие реализации ФГОС» // Сборник научных и методических материалов, Екатеринбург, 2011;
- «Универсальные учебные действия: от идеи к технологии, от цели - к инструменту» // Сборник научных и методических материалов, Екатеринбург, 2012;
- «Психолого-педагогический условия развития и воспитания личности обучающихся в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» // Материалы научно-методической конференции, Екатеринбург, 2012.
Сеть социального партнерства: образовательные организации - участники сетевого взаимодействия ФЭП АПК и ППРО, педагогические коллективы образовательных организаций Ханты-мансийского автономного округа, Республики Удмуртия.
Литература
1. Антипина И. О. Современные подходы к определению профессионально значимых компетенций директора школы в отечественной педагогической науке и практике // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 6. С.15-19.
2. Бакурадзе А. Б. Влияние ценностей на мотивацию труда педагогов // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 1. С.18-22.
3. Белова Е. Г., Давыдова Н. Н., Крюкова Е. М. Развитие педагогического потенциала как условие реализации ФГОС // Успехи современного естествознания. 2011. № 10. С.67-68.
4. Блинкова Л. В., Гуринова Н. П. Организация личностно-ориентированного сопровождения профессионального роста педагогов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 1. С.42-44.
5. Буйлова Л. Н. Формирование системы повышения квалификации педагогов дополнительного образования детей города Москвы в современных условиях // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 6. С.19-25.
6. Гапонюк П. Н. Модель педагогических технологий профессионально-ориентированного опережающего довузовского обучения // Образование и наука. 2011. № 8. С.57-64.
7. Давыдова Н. Н. Реализация системно-синергетического подхода в практике управления развитием научно-образовательной сети // Образование и наука. 2013. № 7. С.66-84.
8. Давыдова Н. Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие // Народное образование. 2012. № 1. С.88-94.
9. Давыдова Н. Н., Федоров В. А. Моделирование развития образовательных учреждений на основе сетевого подхода // Педагогика. 2013. № 6. С.49-54.
10. Дорожкин Е. М., Давыдова Н. Н. Развитие образовательных учреждений в ходе сетевого взаимодействия // Высшее образование в России. 2013. № 11. С.11-17.
11. Дудина М. Н. Новая образовательная парадигма: проблемы содержания образования // Образование и наука. 2010. № 2. С.3-18.
12. Загвязинский В. И., Плотников Л. Д., Волосникова Л. М. Педагогическое образование в России и стратегия его возможного развития // Образование и наука. 2013. № 4. С.3-19.
13. Казачихина М. В. Формирование установки на инновационную деятельность у педагогов // Образование и наука. 2011. № 2. С.42-56.
14. Кузнецова А. Г. Создание и реализация уровневой модели повышения квалификации, ориентированной на обеспечение готовности педагогических и руководящих работников системы образования к введению ФГОС // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 5. С.72-75.
15. Огоновская И. С. Пространство педагогической креативности и факторы ее ограничения // Образование и наука. 2013. № 1. С.3-16.
16. Рустамова С. У. Формирование готовности педагогов общеобразовательной школы к инновационной деятельности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 3. С.57-61.
17. Сиденко А. С. Использование сетевого взаимодействия для обеспечения развития инновационного потенциала педагогов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 4. С.25-30.
18. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука. № 1 (90). 2012. С.56-65.
19. Ушакова Н. Н. Развитие исследовательской культуры педагога // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 3. С.3-6.
20. Фельдштейн Д. Е. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Образование и наука. 2010. № 5. С.3-14.
21. Фролов А. А., Фролова Ю. Н., Черняев И. А. Осознание структуры научно-познавательной деятельности субъектами разных уровней непрерывного образования // Образование и наука. 2013. № 9. С.24-35.
Эксперимент и инновации в школе 2014/6
73