Научная статья на тему 'Основные направления и содержание деятельности МАУ ДПО «Центр развития образования» городского округа Домодедово'

Основные направления и содержание деятельности МАУ ДПО «Центр развития образования» городского округа Домодедово Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИССЕМИНАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / КООРДИНАТОР / РЕФОРМЫ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Опехтина Ирина Александровна, Барменкова Ольга Ивановна

Характерной особенностью современного этапа образования является формирование коммуникативной компетенции учащихся, обеспечивающей адаптацию будущего специалиста к современным условиям жизни, Оно осуществляется не только на учебных занятиях, но и во внеучебное на основе активных дискуссионных: споров, дебатов, дискуссий. Значим выбор социальной тематики проблемного поля, технологический сценарий, уровневое оценивание освоения коммуникативной составляющей умений учащихся, качественная рефлексия результатов в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Опехтина Ирина Александровна, Барменкова Ольга Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления и содержание деятельности МАУ ДПО «Центр развития образования» городского округа Домодедово»

Эксперимент и инновации в школе № 4/2015

Инновационные подходы в современном образовании

И.А. Опехтина, О.И. Барменкова

Основные направления и содержание деятельности МАУ ДПО «Центр развития образования» городского округа Домодедово

Аннотация

В статье представлены основные направления работы муниципального Центра развития образования. Авторы делятся опытом организации работы специалистов центра по созданию условий для непрерывного образования и повышения квалификации педагогических кадров городского округа Домодедово.

диссеминация, инновационные процессы, координатор, реформы, стратегические направления.

Российская система образования сегодня находится в центре внимания государства: сформулирован государственный заказ системе образования, приняты стратегические документы, запущены реформы, которые должны превратить систему образования в современнейший социальный институт, не только соответствующий сегодняшним реалиям, но и идущий на шаг впереди [2,3]. Подобные преобразования невозможны без координации усилий на всех уровнях — всероссийском, региональном, городского округа, отдельного образовательного учреждения[5].

В городском округе Домодедово координатором такой работы стал МАУ ДПО «Центр развития образования». Его основные задачи: аккумулировать положительный опыт, накопленный за многие годы, и организовывать его диссеминацию, вникать в проводимые инновационные процессы и обеспечивать их интеграцию в систему образования городского округа, планировать стратегию развития образовательной системы и реализовывать её. Важнейшей задачей мы считаем развитие партнёрства с другими образовательными системами (Москвы и Московской области, России, других государств), а также с другими социальными институтами и отраслями. Приоритетной задачей Центра развития образования является: быть средоточием самой актуальной информации, самых современных технологий, самых последних идей педагогической науки и практики, а также быть действительно

Центром педагогического сообщества городского округа, где созданы все условия для профессионального развития учителя, повышения его квалификации и презентации опыта, куда любой педагог может прийти со своими профессиональными чаяниями, проблемами и надеждами.

Основными направлениями деятельности ЦРО являются организационно-методическая, информационно-методическая, учебно-методическая, научно-методическая и консультационная деятельность.

Организационно-методическая деятельность включает планирование и организацию повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников городского округа, оказание им методической помощи в системе непрерывного образования[4].

В 2014-2015 году курсовую подготовку прошли 768 педагогических и руководящих работников (освоено 802 учебные программы). Педагоги городского округа успешно осваивают коммуникационно — информационные технологии: обучение на курсах прошел 161 педагогический работник.

Большую популярность у педагогических работников получили курсы дистанционного обучения. За последний учебный год повысили квалификацию дистанционно 178 педагогических работников. Профессиональную переподготовку в настоящее время проходят 46 человек.

Прошли аттестацию 295 педагогических работников (111 на высшую и 184 на первую категории).

ф

Основные направления и содержание деятельности МАУ ДПО «Центр развития образования» городского округа Домодедов

В настоящее время количество педагогов, имеющих первую и высшую категорию, составляет 68% от общего количества работающих.

Серьёзное внимание уделяется организации деятельности муниципальных методических объединений. В этом учебном году успешно осуществляли свою деятельность 30 муниципальных методических объединений, проведено 116 заседаний ММО, на которых обсуждались актуальные вопросы модернизации системы образования, внедрения ФГОС нового поколения в основной школе, подготовки к итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ. Руководители ММО и работники Центра оказывали педагогам консультационные услуги, работали в составе жюри олимпиад, занимались диссемина-цией педагогического опыта коллег, работали экспертами в аттестационных комиссиях, занимались подготовкой публикаций в профессиональных журналах, принимали участие в подготовке диагностических работ. Руководители ММО приступили к созданию сайтов своих методических объединений для создания единого информационно-методического пространства (в настоящее время эффективно работают 4 сайта: учителей иностранного языка, химии, физики; географии). Сайт учителей иностранных языков посещают педагоги из 110 стран мира.

На базе МАУ ДПО «Центр развития образования» была проведена серия муниципальных конкурсов профессионального мастерства. В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» и национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», областного конкурса «Педагог Подмосковья», сотрудниками был продуман ряд этапов и заданий для конкурсов «Учитель года», «Самый классный классный», «Педагог-психолог». В ходе конкурсов педагогическая общественность познакомилась с интересным опытом талантливых учителей, а лучшие стали участниками областных этапов.

В конкурсе «Учитель года» приняли участие 12 человек, победительницей стала Шубенкова Юлия Михайловна, учитель немецкого языка Домодедовской гимназии № 5. В конкурсе классных руководителей «Самый «классный» классный приняли участие 15 представителей образовательных учреждений округа. Победила в конкурсе Агарева Людмила Анатольевна, МАОУ Домодедовская гимназия № 5[1].

На базе МАУ ДПО «Центр развития образования» проходит ежегодный конкурс «Интернет-образовательная среда», который способствует повышению профессионального мастерства педагогов в области эффективного использования электронных образовательных ресурсов, выявления лучших работ, созданных педагогами городского округа, способствующих повышению качества образовательного процесса. В конкурсе приняли участие педагоги из 12 образовательных учреждений.

Учебно-методическая работа Центра развития образования направлена на разработку методических материалов, ведение образовательной деятельности (постоянно действующая «Школа исследователей» для педагогов округа и «Юный исследователь» для обучающихся, членов научного общества). Результатом этой целенаправленной работы является организация и проведение ежегодной муниципальной ученической конференции «Будущее науки» и конференции педагогов округа по актуальным вопросам образования и воспитания подрастающего поколения в условиях внедрения ФГОС нового поколения. В конференции старшеклассников в апреле 2015 г. приняло участие более 100 человек, 40 из которых стали победителями и призёрами. По общему количеству победителей и призёров рейтинг возглавили МАОУ СОШ № 4, Домодедовская гимназия № 5 и Домодедовский лицей № 3. Члены жюри отмечают, что заметно повысилось качество материалов исследований, уровень публичных выступлений обучающихся, оформления и защиты проектов. Высокий уровень подготовки докладов отмечен и с точки зрения отбора и структурирования информации, и с точки зрения оформления.

Научно-практическая конференция педагогических работников была посвящена 70-летию Победы. Анализ содержания представленных работ свидетельствует о тенденциях формирования учителя-исследователя, который концептуально подходит к обобщению собственного педагогического опыта, выходя на метапредметный уровень постановки и рассмотрения педагогической проблемы. По итогам конференции педагоги публикуют свои материалы в педагогических журналов и на страницах профессиональных сайтов.

С целью организации консультационной работы создан и укомплектован кадрами отдел оперативной психологической помощи, психологи которого будут работать непосредственно с участниками и потерпевшими, оказавшимися в кризисной или экстремальной ситуации. Однако основной его задачей является работа по предупреждению возникновения экстремальных ситуаций.

Подготовлены и отправлены на сертификацию две программы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации):

«Теория и практика профориентационной работы в образовательном учреждении» на 72 часа;

«Изучение офисного пакета MS Office 2013. Освоение навыков работы с приложениями МS Word 2013, MS Excel 2013, MS Power Point 2013» на 72 часа.

Методисты Центра приняли активное участие в подготовке и проведении муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников, в которой приняли участие 1618 обучающихся городского округа. Лидерами олимпиады по числу участников, призеров и победителей признаны МАОУ

ДСОШ № 4, МАОУ гимназия № 5, Домодедовский лицей № 3.

В 2014-2015 учебном году в образовательных учреждениях городского округа Домодедово проведено 15 муниципальных семинаров для педагогических работников городского округа Домодедова, участие в которых приняло более 300 человек.

Эффективной, на наш взгляд, является организация деятельности опорных кабинетов и ресурсных центров. Всего в образовательных учреждениях городского округа Домодедово работает 7 опорных кабинетов.

На их базе проводится серьёзная научно-методическая работа: семинары разного уровня, мастер-классы, «круглые столы», лекции и практические занятия по подготовке кандидатов в эксперты ОГЭ и ЕГЭ. В этом учебном году созданы три новых кабинета: кабинет химии, ресурсный центр межкультурной коммуникации и опорный кабинет начальных классов. Методисты центра оказывают научно-методическую поддержку педагогам-исследователям, ведущим инновационную работу.

Для организации сетевого взаимодействия и социального партнёрства в образовании создан сайт Центра развития образования, который призван стать эффективным инструментом общения и информирования педагогического сообщества об инновационной деятельности образовательных учреждений округа.

Специалисты Центра и учителя образовательных учреждений городского округа Домодедово активно участвовали в работе вебинаров различной направленности, проводимых издательством «Просвещение», а также в работе сетевой школы методиста на сайте net-edu.ru.

В заключение следует отметить, что, что несмотря на положительные тенденции в работе муници-

пального Центра развития образования, его коллективу предстоит ещё немало сделать в направлении совершенствования предлагаемых образовательных услуг, касающихся таких аспектов образования как участие в реализации новых образовательных стандартов, информатизация образования, помощь в подготовке педагогических работников к проведению ЕГЭ по разным предметам, совершенствование инновационной экспериментальной работы, разработка и лицензирование программ постоянно действующих семинаров и курсов, дистанционное обучение, повышение квалификации работников образовательных учреждений, а также сотрудников Центра.

Литература

1. Агарёва Л.А., Барменкова О.И. Использование образовательных интернет-ресурсов в обучении английскому языку на среднем этапе обучения. // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 2. С.2-8.

2. Бобровникова Е.Р. Научно-методическое сопровождение деятельности учителей на основе совместной деятельности субъектов образовательного пространства. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 2. С.24-29.

3. Давыдова Н.Н. Развитие процессов самоорганизации ОУ в условиях научно-образовательной сети // Инновационные проекты и программы в образовании 2013. № 4.С.45-47.

4. Дагаева Н.М., Сиденко Е.А. Сценарий мастер-класса на курсах повышения квалификации: «Как написать научно-методическую статью». // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2015. № 3. С.54-59.

5. Казачихина М.В. Развитие установки на инновационную деятельность у педагогов. // Инновационные проекты и программы в образовании 2012. № 4.С.30-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.