Научная статья на тему 'Развитие инновационного потенциала образовательных учреждений Уральского региона в условиях сетевого взаимодействия'

Развитие инновационного потенциала образовательных учреждений Уральского региона в условиях сетевого взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
433
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННО-АКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СЕТЬ / ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давыдова Наталия Николаевна

В работе представлены пути развития деятельности по проектированию и конструированию новых видов образовательной практики на основе принципов сетевого взаимодействия. Обоснованы пути развития научно-образовательной сети инновационно-активных образовательных учреждений ФЭП АПК и ППРО, выполняющей инновационные проекты на высоком уровне координации целей и интеграции всех видов ресурсов, достигаемом посредством формирования внутреннего информационного пространства сети.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Давыдова Наталия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие инновационного потенциала образовательных учреждений Уральского региона в условиях сетевого взаимодействия»

Теория инновационной деятельности

УДК 373.553:001.895

J

Л

Н. Н. Давыдова

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ОУ УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ*

_____________________Г

Аннотация. В работе представлены пути развития деятельности по проектированию и конструированию новых видов образовательной практики на основе принципов сетевого взаимодействия. Обоснованы пути развития научно-образовательной сети инновационно-активных образовательных учреждений ФЭП АПК и ППРО, выполняющей инновационные проекты на высоком уровне координации целей и интеграции всех видов ресурсов, достигаемом посредством формирования внутреннего информационного пространства сети.

Ключевые слова: инновационно-активные образовательные учреждения, научно-образовательная сеть, единое информационное пространство, сетевое взаимодействие.

Abstract. The paper presents the development of activities in the design and construction of new kinds of educational practice based on the principles of networking. The ways of the development of research and education network of innovation-active educational institutions and agribusiness FEP APK and PPRO performing innovative projects at a high level of coordination and integration goals of all kinds of resources is achieved through the formation of an internal information network space.

Keywords: Innovation-active educational institutions, research and education network, a single information space, networking.

C2007 года в Уральском регионе при поддержке УрО РАО и ФГАОУ ВПО РГППУ идет системное развитие сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений в условиях реализации государственных программ развития общего образования на период до 2020 года. Среди основных направлений работы сети следует отметить следующие:

• развитие образовательных учреждений в конкурентной среде: разработка стратегии и реализация изменений; • теория и практика ноосферного образования в парадигме интеграции естественных и гуманитарных наук XXI века;

• дидактико-технологическое обеспечение комплексного развития творческих способностей человека;

• социализация и гражданское становление личности в образовательном пространстве;

• непрерывное образование в условиях новой образовательной парадигмы;

• информационно-методическое сопровождение сетевого взаимодействия ОУ в рамках университетских комплексов и ряд других [1,4].

1 Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ № 11-06-00771а.

С 2011 года сеть инновационно-активных ОУ получила статус Федеральной экспериментальной площадки АПК и ППРО (г. Москва) (далее ФЭП). Координатором сети с 2013 года является ФГАОУ вПо РГППУ [2,3].

На основании анализа научных исследований при изучении проблематики направлений работы сети инновационно-активных ОУ Уральского региона был выделен ряд противоречий:

• между необходимостью подготовки педагогов к решению задач инновационного развития системы образования и недостаточной готовностью традиционной системы повышения квалификации к реализации этой деятельности;

• между необходимостью развития горизонтальных структур повышения квалификации и недостаточностью научно-педагогических исследований, предлагающих научно-обоснованные пути такого развития;

• между потребностью развития личностно-профессиональных контактов и взаимодействия педагогов для обогащения педагогического опыта и слабо развитыми в реальной педагогической практике новыми организационными формами повышения квалификации, адекватными данной потребности.

Инновационные проекты и программы в образовании 2014/1

15

Теория инновационной деятельности

Данные противоречия определили проблему исследования, связанную с необходимостью поиска научно-обоснованных путей построения современной организационной формы развития инновационного потенциала педагогов, позволяющей с учетом профессионального опыта и образовательных запросов оперативно готовить их к решению задач инновационного развития системы образования в новых условиях

[6,7,8]. Объектом исследования является развитие инновационного потенциала ОУ Уральского региона. В качестве предмета исследования выступает сетевое взаимодействие как новая организационная форма развития инновационного потенциала образовательных учреждений разного типа и вида. Целью работы ФЭП является выявление эффективности использования сетевого взаимодействия в вопросах решения задач инновационного развития образования Уральского региона.

Среди основных задач деятельности ФЭП по данному направлению мы выделяем:

1. разработку содержания становления сетевого взаимодействия в интересах развития инновационного потенциала ОУ в условиях Уральского региона;

2. обоснование содержания и структуры научно-методического сопровождения развития инновационного потенциала ОУ в рамках сетевого взаимодействия;

3. разработку и апробацию элементов научно-методического сопровождения инновационной деятельности ОУ - членов сети.

Методологическая основа исследования базируется на концепции непрерывного образования, положениях синергетического и андрагогического подходов применительно к дополнительному профессиональному образованию педагогов. Реализация этих подходов в данном исследовании позволяет рассматривать развитие инновационного потенциала педагогов как часть системы непрерывного профессионального педагогического образования и выявить особенности формирования и разработки содержания программ развития инновационного потенциала педагога ОУ в логике сетевого взаимодействия на основании андрагогических принципов. В работе ФЭП широко используются следующие методы исследования теоретический анализ философской и научно-педагогической литературы, законодательных и нормативно-правовых актов и документов; синтез; сравнение; обобщение; анкетирование учителей. В ходе работы сети изучаются возможности и особенности подготовки учителей по модульным программам развития инновационного потенциала педагогов, оценка результатов развития инновационного потенциала учителя в рамках сетевого взаимодействия.

На то, что развитие инновационного потенциала учителя в рамках ФЭП ведется в идеологии сетевого взаимодействия, указывают следующие признаки:

• наличие объединяющей цели, основанной на заинтересованности всех участников взаимодействия в использовании совместных ресурсов для подготовки

педагогов к решению задач инновационного развития системы образования в условиях информационного общества;

• наличие множества узлов сети (ОУ), представленных отдельными педагогами и образовательными учреждениями, и структурированными особым образом связями между ними, в основе которых - добровольное объединение ресурсов, принятие взаимной ответственности и обязательств;

• распределенный характер сети, определяющийся наличием отдельных педагогов и образовательных учреждений -базовых площадок сети, обладающих достаточными образовательными, материально-техническими, экспертными и кадровыми ресурсами;

• открытость ОУ сети друг для друга, выражающаяся в возможности участия субъектов сетевого взаимодействия в формировании и реализации программ повышения квалификации, разработке учебно-методических материалов, обсуждении и распространении достигнутых в ходе обучения результатов;

• преимущественной ролью «горизонтальных» взаимодействий, заключающейся в равных возможностях участников сетевого взаимодействия при формировании совместных решений.

В 2012 году управление сетевым взаимодействием было направлено на определение основных организационно-содержательных условий формирования эффективной инфраструктуры научно-образовательной сети:

• создание среды инициативного взаимодействия членов сети, обеспечивающей расширение пространства саморазвития конкретных учреждений;

• формирование открытой информационной инфраструктуры инновационной деятельности, обеспечивающей коммуникационную (передача, хранение и обработка информации) и коммуникативную (интеллектуальное общение, обмен смыслами, эмоциями и ценностями) поддержку коллективного сотворчества субъектов сети и их взаимодействия с внешней средой;

• организацию подготовки педагогических команд к продуктивной инновационной деятельности через проведение учебных сессий, которая обеспечивает последовательность этапов траектории профессионального развития субъектов сетевого взаимодействия: педагог - исследователь - инноватор.

В ходе работы ФЭП в 2012-2013 гг. были выделены следующие основные подсистемы инфраструктуры научно-образовательной сети:

1. генерирующая новшества (сетевые ВНИКИ по проблемам или направлениям);

2. содействующая развитию инновационных процессов (базовые научные учреждения сети: АПК и ППРО (г. Москва) и ФГАОУ ВПО РГППУ, стажировочные площадки - ОУ сети - лауреаты Всероссийских конкурсов инновационной направленности);

3. подсистема, обеспечивающая и координирующая деятельность субъектов инновационного процесса (координационный центр научно-образовательной сети).

16

Инновационные проекты и программы в образовании 2014/1

Теория инновационной деятельности

К числу основных принципов формирования инфраструктуры сети мы относим принципы:

• непрерывности поддержки участников сетевого взаимодействия;

• расширения пространства самоорганизации и продуктивности ОУ сети;

• расширения профессиональных ролей и командного обучения участников взаимодействия.

Среди основных условий и механизмов управления сетевым взаимодействием отметим:

• преобразование общих целей работы по проекту сети в цели и задачи участников сетевого взаимодействия;

• позиционирование деятельности участников сети относительно поставленных целей;

• определение состояния образовательного учреждения - участника сетевого взаимодействия относительно поставленной перед ним сетью целей и задач;

• определение путей приведения состояния ОУ - участников сети в соответствие с поставленными целями и задачами путем изменения условий и механизмов ресурсного обеспечения осуществляемой ими деятельности.

Главным ресурсом развития инфраструктуры сети являются кадры -педагоги и руководители, способные создавать новшества, реализовывать их и управлять их продвижением в массовую практику. Поэтому в 2012-2013 гг. особое внимание было уделено:

• изучению возможностей обеспечения расширения профессиональных ролей педагогов ОУ сети в интересах роста мотивации и преодоления их «эмоционального выгорания»;

• организации обучения участников сетевого взаимодействия новым видам деятельности (исследование, проектирование, экспертиза, модерирование результатов собственной деятельности на информационном портале);

• созданию ситуации необходимости оформления результатов своей инновационной деятельности в виде разработки собственных научно-методических продуктов, участия в профессиональных конкурсных мероприятиях;

• организации подготовки руководителей образовательных учреждений сети к управлению инновационными процессами, формированию и развитию интеллектуального потенциала образовательных учреждений, работе с педагогами-инноваторами, составляющими основной ресурс инновационного развития образовательного учреждения.

Построение сетевой кооперации ведется в проблемно-проектном и экспертном режимах деятельности [6]. Основными формами кооперации выступают научные семинары для членов сетевого взаимодействия. В 2012-2013 гг. проведены 3 учебные сессии из 5 таких семинаров: «Инновационные процессы в ДОУ», «Инновационные процессы в ОУ», «Маркетинг в условиях инновационного развития ОУ», «Научные основы экспертизы инновационной деятельности ДОУ», «Основы научной экспертизы в инновационном образовании» с выдачей удосто-

верений государственного образца о повышении квалификации в объеме 144 часов. Кроме того, обеспечено апробирование разных моделей диссемина-ции результатов деятельности (Педчтения разного уровня, мастер-классы, творческие обмены, возможности Информационного портала www.edscience.ru, раздел «Инновации»). В ходе работы активно использованы технологии самообучающейся организации (развитие системного мышления у членов сетевого взаимодействия, постоянное обучение в ходе мероприятий сети более ясному пониманию существующей реальности, обучение уходу от стереотипов, обучение пониманию общего видения проблемы через призму личного отношения к ней). В рамках работы по проекту проведен 2-й региональный конкурс юных исследователей им. академика С. С. Шварца с выпуском сборника работ участников конкурса. В конкурсе приняли участие 156 учащихся ОУ Свердловской области. 27-29 марта 2012 года в рамках проекта проведен Второй Всероссийский Педагогический Форум «Универсальные учебные действия: от идеи к технологии, от цели - к инструменту» (организатор МАОУ гимназия № 47, г. Екатеринбург), в котором участвовали более 200 представителей ОУ, в феврале-марте 2013 года прошли Леонтьевские чтения, в качестве организатора которых выступила МАОУ гимназия № 18 г. Нижний Тагил, и III Всероссийский педагогический форум «Новая школа - новый маршрут» (организаторы МАОУ гимназия № 47, г. Екатеринбург, Управление образования Администрации г. Екатеринбурга).

В 2012 году особое внимание было уделено формированию открытой информационной инфраструктуры инновационной деятельности, обеспечивающей коммуникативную и коммуникационную поддержку коллективного сотворчества субъектов сети и их взаимодействия с внешней средой [5]. Проведен ряд web конференций «Формирование иноязычной компетентности обучающихся в режиме подготовки к ЕГЭ», 3 консультационных web семинара сотрудников АПК и ППРО (г. Москва) для участников проекта по вопросам развития сетевого взаимодействия. Исследованы подходы к созданию в управляющей подсистеме научно-образовательной сети координационного центра управления развитием проекта. Во внутреннем информационном пространстве научно-образовательной сети выделены три уровня: информационный портал сети с базами данных по проектам организаций - членов сети, права доступа к которым различны для посетителей портала; внешняя среда проекта, доступная для пассивных членов сети; инфо-среда сети, которая позволяет сохранять сеть «открытой», стимулируя тем самым развитие как внешней, так и внутренней по отношению к сети конкурентной среды. Данный проект удостоен звания Победителя Всероссийского конкурса «Золотой фонд Российского образования - 2012», который ежегодно проводится при поддержке Министерства образования и науки РФ и Памятного знака конкурса.

Инновационные проекты и программы в образовании 2014/1

17

Теория инновационной деятельности

Продолжалась работа по выявлению факторов развития современной информационной инфраструктуры сети ОУ. Подтверждено, что основными из них являются: использование сетевой инфраструктуры на основе возможностей сети Интернет; кооперация усилий координационного центра научно-образовательной сети и отдельных сайтов ОУ сети; расширение их взаимодействия с другими подобными информационными центрами. В этой связи, в 2012 году было заключено соглашение с журналом теоретических и прикладных исследований «Образование и наука» (входит в список изданий ВАК, занимает 7 место в РФ по направлению «Народное образование» www.elibrary.ru) о совместной деятельности по широкой диссеминации инновационного опыта участников научно-образовательной сети через возможности сайта издания (www.edscience.ru). Налажена дис-семинация инновационного опыта членов сетевого взаимодействия через научно-практические издания Издательского дома «Инновации и эксперимент в образовании» (г. Москва, www.in-exp.ru).

В качестве ведущего критерия эффективности управления развитием научно-образовательной сети определён её инновационный потенциал, понимаемый как совокупность свойств, обеспечивающих эффективное решение проблем инновационного развития членов сетевого взаимодействия, которые не могут быть решены при использовании ранее известных (традиционных) подходов и средств. В качестве основных источников информации для определения инновационного потенциала сетевого взаимодействия использовались карты учета хода научно-исследовательских проектов, реализуемых в рамках сети и результаты внешней экспертизы работы сети на федеральном уровне. За организацию деятельности по определению эффективности сетевого взаимодействия ОУ для перевода образовательных учреждений в режим саморазвития, в апреле 2012 года по результатам Всероссийского конкурса «Панорама учебной деятельности», проводимого при поддержке Минобрнауки РФ, проект удостоен звания Победителя конкурса.

Результаты интеллектуальной деятельности ОУ в рамках сети, которые мы в полном соответствии со ст. 1225 ГК РФ считаем продуктами умственной творческой деятельности, широко представляются в ходе конкурсов инновационных проектов и интеллектуальных продуктов, научно-образовательных семинаров, мастер-классов и научно-практических конференций разного уровня. Так, в 2012 году участники сети приняли участие в 6 Всероссийских профессиональных конкурсах инновационной тематики: «Качественное образование -будущее нации», «Современные технологии раскрытия потенциала личности учащихся в образовании», «Здоровьесберегающие технологии в образовании», «Планета творчества» «Панорама учебного сотрудничества», «Золотой фонд Российского образования», (общее число участников которых составило более 2000 представителей образовательных учреждений из разных территорий Российской

Федерации), причем 139 инновационных проектов из ОУ Свердловской области стали победителями и дипломантами этих профессиональных конкурсов.

В 2012 году существенно расширилось представление опыта деятельности членов сети в центральной печати. Только за последние 3 года в ряде федеральных изданий педагогической направленности «Народное образование», «Инновационные проекты и программы в образовании» «Муниципальное образование: инновации и эксперимент». «Эксперимент и проекты в образовании», «Университетское управление: практика и анализ», «Вопросы управления» опубликовано более 40 научных статей по актуальным направлениям работы сети.

В целом, мы считаем, что формирование корпоративной научно-образовательной сети, как основы сетевого взаимодействия образовательных учреждений разного уровня, университетов и научных центров приводит к усилению эффективности их совместной деятельности в масштабах всей Свердловской области, и обеспечивает:

• опережающий характер научных исследований и разработки образовательных программ в сфере образования;

• ускорение внедрения результатов инновационных проектов, поддержанных на внешнем уровне;

• достижение положительных социальных эффектов для системы образования в целом.

Литература

1. Давыдова Н. Н.. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие // Народное образование. 2012. № 1. С.88-94.

2. Давыдова Н. Н. Формирование системы управления инновационной деятельностью учреждений современной научно-образовательной сети // Вопросы управления. 2012. № 3.

3. Давыдова Н. Н., Федоров В. А. К разработке организационно-педагогической модели управления процессами самоорганизации образовательных систем в условиях сетевого взаимодействия // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 4. С.31-34.

4. Давыдова Н. Н., Федоров В. А. Управление развитием образовательных учреждений на основе сетевого подхода // Педагогический журнал Башкортостана. 2012. № 4.

5. Максимов Н. В. Информационная среда науки и образования: от информационного обслуживания к распределенной системе управления знаниями // Информационное общество. 2009. Вып. 6. С.58-67.

6. Сиденко А. С. Виды проектов и этапы проектирования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2008. № 2. С.76-80.

7. Сиденко А. С. Использование сетевого взаимодействия для обеспечения развития инновационного потенциала педагогов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 4. С.25-30.

8. Сиденко А. С. Инновационный и исследовательский проект: общее и отличное. // Сибирский учитель. 2013. № 3 (88). С. 62-69.

18

Инновационные проекты и программы в образовании 2014/1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.