Научная статья на тему 'Информационная образовательная среда гимназии и непрерывное развитие личности'

Информационная образовательная среда гимназии и непрерывное развитие личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГИМНАЗИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аладина Ирина Александровна, Андрюхина Людмила Михайловна

В статье представлены подходы к разработке практико-ориентированной концепции проектирования и конструирования информационной среды образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аладина Ирина Александровна, Андрюхина Людмила Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная образовательная среда гимназии и непрерывное развитие личности»

Социокультурная среда образовательной организации

Аладина Ирина Александровна

директор МАОУ гимназии № 1. г. Сухой Лог E-mail: Aladina-S-Log@rambler.ru Андрюхина Людмила Михайловна

д.филос.наук, профессор ФГАОУ ВПО РГППУ г. Екатеринбург

J ^

ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ГИМНАЗИИ И НЕПРЕРЫВНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Л__________________________________________________с

Аннотация. В статье представлены подходы к разработке практико-ориентированной концепции проектирования и конструирования информационной среды образовательного учреждения.

Ключевые слова: социокультурная модернизация системы образования гимназии, образовательная среда, информатизация, сетевое взаимодействие.

Образованность общества становится сегодня не только важнейшим фактором технологического и социально-экономического развития любой страны, но и условием ее выживания. В XXI веке, когда человечество перешло в информационную стадию своего развития, образование должно стать непрерывным процессом, важнейшей частью жизни каждого человека, обеспечивающей ему возможность ориентироваться в безбрежном океане информации, адаптироваться к непрерывным технологическим инновациям [1,8,9,10,19]. В этой связи приоритетные направления деятельности гимназии направлены на решение задач социокультурной модернизации системы образования гимназии, заключающихся в разработке подходов к успешному переходу на стандарты второго поколения; повышении мобильности, качества и доступности образования как ресурса непрерывного развития личности [17,18].

Актуальность исследования основана на противоречии между необходимостью развития личности участников образовательного процесса и не достаточной развитостью информационной среды образовательного учреждения [2,14,16].

Обозначенное противоречие определило проблему исследования, реализуемого в МАОУ гимназии № 1 г. Сухой Лог в рамках работы ФЭП АПК и ПРО (г. Москва) [4,6,7], которая связана с необходимостью разработки практико-ориентированной концепции проектирования и конструирования информационной среды современного общеобразовательного учреждения.

Цель исследования - разработка практико-ориентированной концепции проектирования и конструирования информационной среды гимназии как средства решения задач непрерывного развития личности.

Объект исследования - образовательный процесс в гимназии.

Предмет исследования - процесс конструирования информационной среды гимназии.

Согласно сформулированной цели работы были поставлены следующие задачи исследования.

1. Конкретизировать понятие «информационная среда гимназии» с позиции решения задач непрерывного развития личности.

2. Определить целевые ориентиры проектирования информационной среды в гимназии как средства решения задач непрерывного развития личности.

3. Разработать модель информационной среды общеобразовательного учреждения как управленческого ресурса самоорганизации всех субъектов управления.

4. Определить аспекты управления информатизацией образовательного процесса в рамках информационной среды.

5. Выявить потенциал информационной среды как средства решения задач непрерывного развития личности.

6. Оценить результативность построенной модели информационной среды в рамках педагогического эксперимента.

7. Обеспечить интеграция основного и дополнительного образования, внеурочной деятельности в условиях развивающегося информационного пространства.

Гипотеза исследования. Информатизация образования - это не только процесс технологического переоснащения школы,- результатом информатизации должна стать информационная среда, способная выступить реальной основой реализации образовательной парадигмы информационного общества. Создание такой среды окажется более эффективным, если

• управление информатизацией образовательного процесса будет направлено на развитие педагогической системы гимназии;

• информационная среда станет основой механизма самоорганизации внутришкольной образовательной системы (ОС), обеспечивающего как перевод в режим саморазвития каждого из субъектов управления школой в отдельности, так и формирование саморазвивающейся ОС в целом.

Методологической основой исследования являются теория познания, теория стратегического управления, отечественные и зарубежные концепции образовательного менеджмента, системный, процессный, информационный, синергетический подходы к управлению, теория информации, концепция обратных связей в управлении образовательными системами, личностно-ориентированный и деятельностный подходы к организации образовательного процесса.

Исследование базируется на следующих концепциях и идеях:

• философии образования (Б. С. Гершунский, А. И. Пригожин, В. И. Слободчиков, Б. В. Сазонов, П. Г. Щедровицкий);

• основных положениях методологии педагогики и методики исследования (М. А. Данилов, В. И. Загвязинский, В. В. Кра-евский, А. И. Пискунов, М. Н. Скаткин);

36

Эксперимент и инновации в школе 2014/6

Социокультурная среда образовательной организации

• теориях информационного общества (Д. Белл, З. Бжезинский,

Э. Гидденс, П. Дракер, В. Л. Иноземцев, М. Кастельс, Е. Ма-суда, О. Тоффлер, А. Д. Урсул, Ф. Уэбстер, Ю. Хамбермас, Г. Шиллер);

• концепциях компьютеризации и информатизации сферы образования, методологии и методике использования информационных технологий в системе образования (А. Г. Абросимов, В. П. Беспалько, Б. С. Гершунский, С. Г. Григорьев, В. В. Гринш-кун, Г. Д. Дылян, А. П. Ершов, А. Д. Иванников, В. А. Извозчиков, К. К. Колин, А. А. Кузнецов, В. С. Леднев, Д. Ш. Матрос, И. Масуда, Е. И. Машбиц, А. В. Осин, Е. С. Полат, В. И. Пугач,

Э. С. Ратобыльская, И. В. Роберт, А. П. Семенов, А. Н. Тихонов, Е. Г. Торина, А. Ю. Уваров, С. А. Христочевский, М. С. Цветкова, В. Ф. Шолохович и др.);

• методах анализа информационных процессов в педагогических системах (И. М. Бобко, В. И. Пугач, В. Г. Разумовский, Л. И. Фишман).

Известно, что информационные процессы оказывают влияние на все стороны жизнедеятельности образовательной системы: на содержание образования и воспитания, на деятельность педагогических и вспомогательных кадров, на решение финансово-хозяйственных вопросов, а также определяют систему ориентиров и точек роста образовательной системы в целом [11,13,15]. Это связано, в первую очередь, с тем, что образовательный процесс, представляющий собой педагогически организованное взаимодействие его участников, является также информационным процессом, связанным с производством, хранением, обменом и потреблением различной информации. В силу этого обстоятельства среду, в которой он протекает, можно рассматривать в качестве информационной среды. Однако внедрение информационных технологий в любой сфере деятельности имеет существенные отличия от информационной среды в образовательном учреждении, особенностью которой является наличие трех компонентов:

• программно-аппаратной организации информационной среды;

• учебно-методического наполнения ее информационных ресурсов;

• организации деятельности педагогического коллектива в самой среде.

Информационная среда образовательного учреждения характеризуется рядом необходимых признаков и свойств: выступает условием и средством сложных взаимодействий типа «человек - техника», «человек - человек», «человек -знаковая система», «человек - художественный образ».

Процессуальный и результативный аспекты этих взаимодействий, направленных на совершенствование человеческой личности, переживаются участниками педагогического процесса и имеют четкую ценностную ориентацию

[12,20].

Информационная среда является системным объектом и развивается как открытая самоорганизующаяся система в соответствии с логикой и закономерностями собственного развития, а также в неразрывной связи с развитием педагогической системы образовательного учреждения [3,5]. Развитие информационной среды связано с постоянным повышением уровня ее организации и технического оснащения. Единство и целостность структуры информационной среды, определяемые единством педагогических целей, взаимосвязью решаемых педагогических задач и взаимодействием участников образовательного процесса. В каждом отдельном случае информационная среда решает уникальный комплекс задач.

В то же время информационная среда гимназии должна включать в себя инвариантные компоненты,

обеспечивающие информатизацию основных видов деятельности:

• образовательной (учебно-воспитательного процесса);

• управления: образовательным процессом, контингентом обучающихся, кадрами, ресурсами;

• обеспечения коммуникации.

Объективно любая информационная среда образовательного учреждения должна обеспечивать:

• наличие единой базы данных;

• однократный ввод данных с возможностью их последующего редактирования;

• многопользовательский режим использования данных;

• разграничение прав доступа к данным;

• использование одних и тех же данных в различных приложениях и процессах;

• возможность обмена данными между различными прикладными программами без выполнения операций экспорта-импорта.

Методы исследования. Теоретический анализ социологической, психологической, педагогической и методической литературы; педагогическое моделирование; ретроспективный и интроспективный анализ собственной педагогической деятельности; диагностические методы (анкетирование участников образовательного процесса, метод самооценки и др.).

Результат изменений связан с развитием образовательного учреждения как открытой информационно-образовательной структуры, которая, используя в своей работе новейшие информационные технологии, обеспечивает участникам образовательного процесса свободный доступ к образовательной информации всех уровней, обеспечивает непрерывное развитие всех участников образовательного процесса.

Количественные и качественные показатели научной деятельности МАОУ гимназии № 1 представлены в табл. 1-3.

Таблица 1

Публикационная активность педагогов гимназии

Год Материалы НПК районного, городского и регионального уровня Труды НПК Всероссийского и международного уровня Статьи в региональных изданиях Статьи в центральных изданиях

2009 8 3 - -

2010 7 2 - -

2011 15 2 - -

2012 30 8 - -

2013 8 22 12 3

Таблица 2

Участие гимназии в грантах и конкурсах

Год Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности

2010 2

2011 2

2012 1

2013 2

В модель диссеминации результатов инновационной деятельности гимназии включены 49 педагогических работников.

Эксперимент и инновации в школе 2014/6

37

Социокультурная среда образовательной организации

Таблица 3

Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.

Год Мероприятия общешкольного и районного уровня

2008 4

2009 5

2010 4

2011 3

2012 2

2013 3

В гимназии в рамках собственных программ повышения квалификации ведется системная деятельность по следующим направлениям:

• «Информационные и коммуникационные технологии как средство реализации требований федерального государственного стандарта». Прошли переподготовку 44 человека;

• «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: идеология содержания, технологии введения». Прошел переподготовку 31 человек;

• «Интерактивные информационные средства в образовательном процессе». Прошли переподготовку 43 человека.

В системе ведутся стажировки для слушателей образовательных программ ГБОУ ДПО СО «ИРО»:

• для слушателей образовательной программы кафедры естественнонаучного и математического образования (ОП «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: идеология, содержание, технологии введения» (для учителей физики, химии, биологии, географии);

• для слушателей образовательной программы кафедры педагогики и психологии ИРО «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: идеология содержания, технологии введения»;

• для слушателей образовательной программы кафедры информационных технологий «Интерактивные информационные средства в образовательном процессе» (кафедра информационных технологий ИРО);

• для слушателей образовательной программы кафедры педагогики и психологии «Информационные и коммуникационные технологии как средство реализации требований федерального государственного стандарта» (кафедра информационных технологий ИРО).

Инновационный опыт гимназии доступен широкой педагогической общественности на сайте: http://www.pervaya1.3dn.ru.

Сеть социального партнерства: Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования»,

УрО РАО, АПК и ППРО и ИУО РАО (г. Москва), образовательные организации - члены сетевого взаимодействия ФЭП АПК и ППРО, МКУ 2, Управление образования Адми- 17. нистрации городского округа Сухой Лог», Урало-Сибирская Межрегиональная общественная организация «Ассоциация преподавателей высших учебных заведений», 18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ООО «Староцементный завод», ОАО «Завод вторичных цветных металлов», автошкола «Вираж», Центр английского языка, Центр дополнительного образования детей, 19. д/к «Кристалл», с/к «Здоровье», Центральная библиотека им. А. С. Пушкина, школа искусств, ДЮСШ, детская музыкальная школа, городской Совет ветеранов, городской кра- 20. еведческий музей.

Литература

1. Воробьева И. В., Кружкова О. В. Модель оптимизации становления субъектов образовательной среды // Образование и наука. 2012. № 3.С.35-46.

2. Вострикова Е. Л. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальной школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 2. С.19-23.

3. Давыдова Н. Н. Реализация системно-синергетического подхода в практике управления развитием научно-образовательной сети // Образование и наука. 2013. № 7. С.66-84.

4. Давыдова Н. Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие // Народное образование. 2012. № 1. С.88-94.

5. Давыдова Н. Н. Управление процессами самоорганизации в образовательном учреждении, находящемся в позиции сетевого взаимодействия // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 6. С.37-44.

6. Давыдова Н. Н., Федоров В. А. Управление развитием образовательных учреждений на основе сетевого подхода // Педагогический журнал Башкортостана. 2012. № 4. С.15-23.

7. Дорожкин Е. М., Давыдова Н. Н. Развитие образовательных учреждений в ходе сетевого взаимодействия // Высшее образование в России. 2013. № 11. С.11-17.

8. Загвязинский В. И. Стратегические ориентиры развития отечественного образования и пути их реализации // Образование и наука. 2012. № 4. С.3-14.

9. Зеер Э. Ф. Основные смыслообразующие положения личностно-развивающего образования // Образование и наука. 2006. № 5 (41). С.3-9.

10. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Реализация компетентностного подхода в системе инновационного образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 4. С.15-21.

11. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография / Под редакцией: Д. Бадарча - М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013. 320 с.

12. Ломовцева Н. В., Чубаркова Е. В., Карасик А. А. Формирование готовности преподавателей вуза к использованию информационно-образовательной среды в своей деятельности // Образование и наука. 2013. № 3. С.111—119.

13. Новожилова Н. В. Первый опыт создания единого информационно-образовательного пространства в крупных образовательных комплексах // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 2. С.50-52.

14. Обласова Т. В. Развитие учебно-информационных умений школьников в процессе изучения гуманитарных дисциплин // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 3. С.50-58.

15. Решетников В. А. Современная информационная среда, информационно-коммуникационные технологии и здоровье учащихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.

2011. № 4. С.34-38.

16. Семенова И. Н., Слепухин А. В. Классификация и проектирование методов обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий // Образование и наука. 2013. № 5. С.95-109.

Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука. № 1 (90). 2012. С.56-67.

Сиденко Е. А. Профессиональное развитие педагога в условиях введения ФГОС нового поколения // Образование и наука. 2012. № 8. С.5-14.

Смирных О. В., Давыдова Н. Н. Универсальные учебные действия: управление формированием // Народное образование.

2012. № 1. С.167-175.

Стариченко Б. Е. Информационно-технологическая модель обучения // Образование и наука. 2013. № 4. С.91-106.

38

Эксперимент и инновации в школе 2014/6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.