Социокультурная среда образовательной организации
Аладина Ирина Александровна
директор МАОУ гимназии № 1. г. Сухой Лог E-mail: [email protected] Андрюхина Людмила Михайловна
д.филос.наук, профессор ФГАОУ ВПО РГППУ г. Екатеринбург
J ^
ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ГИМНАЗИИ И НЕПРЕРЫВНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
Л__________________________________________________с
Аннотация. В статье представлены подходы к разработке практико-ориентированной концепции проектирования и конструирования информационной среды образовательного учреждения.
Ключевые слова: социокультурная модернизация системы образования гимназии, образовательная среда, информатизация, сетевое взаимодействие.
Образованность общества становится сегодня не только важнейшим фактором технологического и социально-экономического развития любой страны, но и условием ее выживания. В XXI веке, когда человечество перешло в информационную стадию своего развития, образование должно стать непрерывным процессом, важнейшей частью жизни каждого человека, обеспечивающей ему возможность ориентироваться в безбрежном океане информации, адаптироваться к непрерывным технологическим инновациям [1,8,9,10,19]. В этой связи приоритетные направления деятельности гимназии направлены на решение задач социокультурной модернизации системы образования гимназии, заключающихся в разработке подходов к успешному переходу на стандарты второго поколения; повышении мобильности, качества и доступности образования как ресурса непрерывного развития личности [17,18].
Актуальность исследования основана на противоречии между необходимостью развития личности участников образовательного процесса и не достаточной развитостью информационной среды образовательного учреждения [2,14,16].
Обозначенное противоречие определило проблему исследования, реализуемого в МАОУ гимназии № 1 г. Сухой Лог в рамках работы ФЭП АПК и ПРО (г. Москва) [4,6,7], которая связана с необходимостью разработки практико-ориентированной концепции проектирования и конструирования информационной среды современного общеобразовательного учреждения.
Цель исследования - разработка практико-ориентированной концепции проектирования и конструирования информационной среды гимназии как средства решения задач непрерывного развития личности.
Объект исследования - образовательный процесс в гимназии.
Предмет исследования - процесс конструирования информационной среды гимназии.
Согласно сформулированной цели работы были поставлены следующие задачи исследования.
1. Конкретизировать понятие «информационная среда гимназии» с позиции решения задач непрерывного развития личности.
2. Определить целевые ориентиры проектирования информационной среды в гимназии как средства решения задач непрерывного развития личности.
3. Разработать модель информационной среды общеобразовательного учреждения как управленческого ресурса самоорганизации всех субъектов управления.
4. Определить аспекты управления информатизацией образовательного процесса в рамках информационной среды.
5. Выявить потенциал информационной среды как средства решения задач непрерывного развития личности.
6. Оценить результативность построенной модели информационной среды в рамках педагогического эксперимента.
7. Обеспечить интеграция основного и дополнительного образования, внеурочной деятельности в условиях развивающегося информационного пространства.
Гипотеза исследования. Информатизация образования - это не только процесс технологического переоснащения школы,- результатом информатизации должна стать информационная среда, способная выступить реальной основой реализации образовательной парадигмы информационного общества. Создание такой среды окажется более эффективным, если
• управление информатизацией образовательного процесса будет направлено на развитие педагогической системы гимназии;
• информационная среда станет основой механизма самоорганизации внутришкольной образовательной системы (ОС), обеспечивающего как перевод в режим саморазвития каждого из субъектов управления школой в отдельности, так и формирование саморазвивающейся ОС в целом.
Методологической основой исследования являются теория познания, теория стратегического управления, отечественные и зарубежные концепции образовательного менеджмента, системный, процессный, информационный, синергетический подходы к управлению, теория информации, концепция обратных связей в управлении образовательными системами, личностно-ориентированный и деятельностный подходы к организации образовательного процесса.
Исследование базируется на следующих концепциях и идеях:
• философии образования (Б. С. Гершунский, А. И. Пригожин, В. И. Слободчиков, Б. В. Сазонов, П. Г. Щедровицкий);
• основных положениях методологии педагогики и методики исследования (М. А. Данилов, В. И. Загвязинский, В. В. Кра-евский, А. И. Пискунов, М. Н. Скаткин);
36
Эксперимент и инновации в школе 2014/6
Социокультурная среда образовательной организации
• теориях информационного общества (Д. Белл, З. Бжезинский,
Э. Гидденс, П. Дракер, В. Л. Иноземцев, М. Кастельс, Е. Ма-суда, О. Тоффлер, А. Д. Урсул, Ф. Уэбстер, Ю. Хамбермас, Г. Шиллер);
• концепциях компьютеризации и информатизации сферы образования, методологии и методике использования информационных технологий в системе образования (А. Г. Абросимов, В. П. Беспалько, Б. С. Гершунский, С. Г. Григорьев, В. В. Гринш-кун, Г. Д. Дылян, А. П. Ершов, А. Д. Иванников, В. А. Извозчиков, К. К. Колин, А. А. Кузнецов, В. С. Леднев, Д. Ш. Матрос, И. Масуда, Е. И. Машбиц, А. В. Осин, Е. С. Полат, В. И. Пугач,
Э. С. Ратобыльская, И. В. Роберт, А. П. Семенов, А. Н. Тихонов, Е. Г. Торина, А. Ю. Уваров, С. А. Христочевский, М. С. Цветкова, В. Ф. Шолохович и др.);
• методах анализа информационных процессов в педагогических системах (И. М. Бобко, В. И. Пугач, В. Г. Разумовский, Л. И. Фишман).
Известно, что информационные процессы оказывают влияние на все стороны жизнедеятельности образовательной системы: на содержание образования и воспитания, на деятельность педагогических и вспомогательных кадров, на решение финансово-хозяйственных вопросов, а также определяют систему ориентиров и точек роста образовательной системы в целом [11,13,15]. Это связано, в первую очередь, с тем, что образовательный процесс, представляющий собой педагогически организованное взаимодействие его участников, является также информационным процессом, связанным с производством, хранением, обменом и потреблением различной информации. В силу этого обстоятельства среду, в которой он протекает, можно рассматривать в качестве информационной среды. Однако внедрение информационных технологий в любой сфере деятельности имеет существенные отличия от информационной среды в образовательном учреждении, особенностью которой является наличие трех компонентов:
• программно-аппаратной организации информационной среды;
• учебно-методического наполнения ее информационных ресурсов;
• организации деятельности педагогического коллектива в самой среде.
Информационная среда образовательного учреждения характеризуется рядом необходимых признаков и свойств: выступает условием и средством сложных взаимодействий типа «человек - техника», «человек - человек», «человек -знаковая система», «человек - художественный образ».
Процессуальный и результативный аспекты этих взаимодействий, направленных на совершенствование человеческой личности, переживаются участниками педагогического процесса и имеют четкую ценностную ориентацию
[12,20].
Информационная среда является системным объектом и развивается как открытая самоорганизующаяся система в соответствии с логикой и закономерностями собственного развития, а также в неразрывной связи с развитием педагогической системы образовательного учреждения [3,5]. Развитие информационной среды связано с постоянным повышением уровня ее организации и технического оснащения. Единство и целостность структуры информационной среды, определяемые единством педагогических целей, взаимосвязью решаемых педагогических задач и взаимодействием участников образовательного процесса. В каждом отдельном случае информационная среда решает уникальный комплекс задач.
В то же время информационная среда гимназии должна включать в себя инвариантные компоненты,
обеспечивающие информатизацию основных видов деятельности:
• образовательной (учебно-воспитательного процесса);
• управления: образовательным процессом, контингентом обучающихся, кадрами, ресурсами;
• обеспечения коммуникации.
Объективно любая информационная среда образовательного учреждения должна обеспечивать:
• наличие единой базы данных;
• однократный ввод данных с возможностью их последующего редактирования;
• многопользовательский режим использования данных;
• разграничение прав доступа к данным;
• использование одних и тех же данных в различных приложениях и процессах;
• возможность обмена данными между различными прикладными программами без выполнения операций экспорта-импорта.
Методы исследования. Теоретический анализ социологической, психологической, педагогической и методической литературы; педагогическое моделирование; ретроспективный и интроспективный анализ собственной педагогической деятельности; диагностические методы (анкетирование участников образовательного процесса, метод самооценки и др.).
Результат изменений связан с развитием образовательного учреждения как открытой информационно-образовательной структуры, которая, используя в своей работе новейшие информационные технологии, обеспечивает участникам образовательного процесса свободный доступ к образовательной информации всех уровней, обеспечивает непрерывное развитие всех участников образовательного процесса.
Количественные и качественные показатели научной деятельности МАОУ гимназии № 1 представлены в табл. 1-3.
Таблица 1
Публикационная активность педагогов гимназии
Год Материалы НПК районного, городского и регионального уровня Труды НПК Всероссийского и международного уровня Статьи в региональных изданиях Статьи в центральных изданиях
2009 8 3 - -
2010 7 2 - -
2011 15 2 - -
2012 30 8 - -
2013 8 22 12 3
Таблица 2
Участие гимназии в грантах и конкурсах
Год Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности
2010 2
2011 2
2012 1
2013 2
В модель диссеминации результатов инновационной деятельности гимназии включены 49 педагогических работников.
Эксперимент и инновации в школе 2014/6
37
Социокультурная среда образовательной организации
Таблица 3
Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.
Год Мероприятия общешкольного и районного уровня
2008 4
2009 5
2010 4
2011 3
2012 2
2013 3
В гимназии в рамках собственных программ повышения квалификации ведется системная деятельность по следующим направлениям:
• «Информационные и коммуникационные технологии как средство реализации требований федерального государственного стандарта». Прошли переподготовку 44 человека;
• «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: идеология содержания, технологии введения». Прошел переподготовку 31 человек;
• «Интерактивные информационные средства в образовательном процессе». Прошли переподготовку 43 человека.
В системе ведутся стажировки для слушателей образовательных программ ГБОУ ДПО СО «ИРО»:
• для слушателей образовательной программы кафедры естественнонаучного и математического образования (ОП «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: идеология, содержание, технологии введения» (для учителей физики, химии, биологии, географии);
• для слушателей образовательной программы кафедры педагогики и психологии ИРО «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: идеология содержания, технологии введения»;
• для слушателей образовательной программы кафедры информационных технологий «Интерактивные информационные средства в образовательном процессе» (кафедра информационных технологий ИРО);
• для слушателей образовательной программы кафедры педагогики и психологии «Информационные и коммуникационные технологии как средство реализации требований федерального государственного стандарта» (кафедра информационных технологий ИРО).
Инновационный опыт гимназии доступен широкой педагогической общественности на сайте: http://www.pervaya1.3dn.ru.
Сеть социального партнерства: Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования»,
УрО РАО, АПК и ППРО и ИУО РАО (г. Москва), образовательные организации - члены сетевого взаимодействия ФЭП АПК и ППРО, МКУ 2, Управление образования Адми- 17. нистрации городского округа Сухой Лог», Урало-Сибирская Межрегиональная общественная организация «Ассоциация преподавателей высших учебных заведений», 18.
ООО «Староцементный завод», ОАО «Завод вторичных цветных металлов», автошкола «Вираж», Центр английского языка, Центр дополнительного образования детей, 19. д/к «Кристалл», с/к «Здоровье», Центральная библиотека им. А. С. Пушкина, школа искусств, ДЮСШ, детская музыкальная школа, городской Совет ветеранов, городской кра- 20. еведческий музей.
Литература
1. Воробьева И. В., Кружкова О. В. Модель оптимизации становления субъектов образовательной среды // Образование и наука. 2012. № 3.С.35-46.
2. Вострикова Е. Л. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальной школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 2. С.19-23.
3. Давыдова Н. Н. Реализация системно-синергетического подхода в практике управления развитием научно-образовательной сети // Образование и наука. 2013. № 7. С.66-84.
4. Давыдова Н. Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие // Народное образование. 2012. № 1. С.88-94.
5. Давыдова Н. Н. Управление процессами самоорганизации в образовательном учреждении, находящемся в позиции сетевого взаимодействия // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 6. С.37-44.
6. Давыдова Н. Н., Федоров В. А. Управление развитием образовательных учреждений на основе сетевого подхода // Педагогический журнал Башкортостана. 2012. № 4. С.15-23.
7. Дорожкин Е. М., Давыдова Н. Н. Развитие образовательных учреждений в ходе сетевого взаимодействия // Высшее образование в России. 2013. № 11. С.11-17.
8. Загвязинский В. И. Стратегические ориентиры развития отечественного образования и пути их реализации // Образование и наука. 2012. № 4. С.3-14.
9. Зеер Э. Ф. Основные смыслообразующие положения личностно-развивающего образования // Образование и наука. 2006. № 5 (41). С.3-9.
10. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Реализация компетентностного подхода в системе инновационного образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 4. С.15-21.
11. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография / Под редакцией: Д. Бадарча - М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013. 320 с.
12. Ломовцева Н. В., Чубаркова Е. В., Карасик А. А. Формирование готовности преподавателей вуза к использованию информационно-образовательной среды в своей деятельности // Образование и наука. 2013. № 3. С.111—119.
13. Новожилова Н. В. Первый опыт создания единого информационно-образовательного пространства в крупных образовательных комплексах // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 2. С.50-52.
14. Обласова Т. В. Развитие учебно-информационных умений школьников в процессе изучения гуманитарных дисциплин // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 3. С.50-58.
15. Решетников В. А. Современная информационная среда, информационно-коммуникационные технологии и здоровье учащихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.
2011. № 4. С.34-38.
16. Семенова И. Н., Слепухин А. В. Классификация и проектирование методов обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий // Образование и наука. 2013. № 5. С.95-109.
Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука. № 1 (90). 2012. С.56-67.
Сиденко Е. А. Профессиональное развитие педагога в условиях введения ФГОС нового поколения // Образование и наука. 2012. № 8. С.5-14.
Смирных О. В., Давыдова Н. Н. Универсальные учебные действия: управление формированием // Народное образование.
2012. № 1. С.167-175.
Стариченко Б. Е. Информационно-технологическая модель обучения // Образование и наука. 2013. № 4. С.91-106.
38
Эксперимент и инновации в школе 2014/6