Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 2 • 2015
От теории к практике реализации федерального государственного образовательного стандарта
Г.П. Подвозных, В.И. Беднова, О.Ф. Игошина
О формах сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования в организации внеурочной деятельности обучающихся
--Ключевые слова:
Аннотация. В статье представлен опыт центра эстетического воспитания детей ФГОС, сетевое взаимодействие,
по организации сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования взаимодействие общего и
в свете внедрения ФГОС нового поколения. дополнительного образования
Keywords:
federal state educational standards, networking, the interaction of the general and further education
Abstract. The article describes the experience of the center of aesthetic education of children on the organization of networking and supplementary education in the light of the implementation of the federal state educational standards of new generation.
На современном этапе сетевая организация совместной деятельности рассматривается в качестве наиболее актуальной, оптимальной и эффективной формы достижения целей в любой сфере, в том числе образовательной. Являясь противоположностью иерархической структуры организации совместной деятельности, сетевое взаимодействие предлагает горизонтальные взаимоотношения, основанные на равноправии и взаимной заинтересованности друг в друге, совместном принятии решений.
При сетевом взаимодействии, с одной стороны, сохраняется независимость участников и для каждого из них сохраняются стимулы к развитию, поскольку их деятельность продолжает носить уникальный характер. Создание системы сетевого взаимодействия означает интеграцию уникального опыта, возможностей и знаний участников, объединяющихся вокруг некоторого проекта, который не может быть выполнен каждым из партнеров в отдельности [7, 12, 13]. Образование сети различными участниками обеспечивает взаимную компенсацию их недостатков и усиление преимуществ [1, 8, 10, 11].
Основу сети как конструкции составляют:
1) система отношений (включая управление, распределение/присвоение ответственности, отношений собственности, предметов ведения, регламентов принятия решений, схемы финансирования);
2) распределенность работ по участникам сети — перечень задач, за которые ответственны звенья сети;
3) узлы сети — структуры, от которых осуществляется дальнейшее разветвление сети, либо участники — непосредственные исполнители деятельности;
4) нормативно-правовое и организационно-техническое обеспечение.
Вопрос интеграции общего и дополнительного образования всегда находился в центре внимания педагогического
коллектива МБОУ ДОД «Центр эстетического воспитания детей "Лик"» в рамках работы ФЭП АПК и ППРО Минобр-науки РФ [3-6].
Центр взаимодействует со всеми образовательными организациями микрорайона ЖБИ, заключены договоры о совместной деятельности, направленные на реализацию образовательной инициативы «Наша новая школа» в части создания системы сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования детей и формирование на этой основе единого образовательного пространства.
С 2010 г. центр является инициатором и организатором районного фестиваля волонтерских отрядов «Спешите делать добрые дела». В фестивале принимают участие обучающиеся 5-8-х классов. Основной результат фестиваля — формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, духовно-нравственной личности.
За 3 года реализации программы фестиваля увеличилось:
• количество школ, принимающих участие в фестивале, с 10 до 14;
• количество подростков, вовлеченных в социально значимые акции, со 120 до 250.
В процессе деятельности волонтеры получают бесценный опыт взаимодействия с внешним миром и взаимодействия между собой, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаются в реализацию инновационных проектов. Действуя по принципу «равный — равному», проводят тематические занятия с младшими школьниками, агитационные выступления, акции по здоровому питанию и здоровому образу жизни, что в конечном итоге способствует формированию у них социальной компетентности.
Наряду с организацией работы с детьми в центре совместно с МБОУ ИМЦ также в течение 3 лет ведется курсовая под-
О формах сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования в организации внеурочной деятельности обучающихся
35
готовка классных руководителей. В 2011/2012 учебном году на курсах обучались классные руководители 5-7-х классов, в 2012 г. — 13, в связи с введением ФГОС на курсах обучались учителя начальной школы и в 2013/2014 учебном году — классные руководители — руководители волонтерских отрядов. Результатом курсов стало следующее.
• На уровне педагога: разработка проектов, описание опыта работы по педагогической поддержке и сопровождению детской инициативы в классе, выстроенных с использованием деятельностных педагогических технологий.
• На уровне образовательного учреждения: создание условий для системного комплексного построения воспитательного процесса в рамках класса.
• На уровне района: разработка модели развития профессиональной компетентности классных руководителей.
В результате ежегодно свою квалификацию в центре повышают 10-12 педагогов школ района.
Одним из направлений взаимодействия с образовательными учреждениями района в 2013/2014 учебном году стала апробация целевой программы внеурочной деятельности для изучающих курс «Основы религиозной культуры и светской этики».
Программа предполагала создание условий для закрепления и расширения знаний обучающихся, полученных в процессе учебной деятельности, путем вовлечения их во внеурочную коллективно-творческую деятельность. Коллективно-творческая деятельность реализовывалась через сетевое взаимодействие обучающихся ряда образовательных учреждений, расположенных в одном микрорайоне, изучающих данный предмет.
В процессе реализации программы сетевого взаимодействия были:
• разработаны механизмы сетевого взаимодействия;
• создана творческая группа, состоящая из координатора от центра «Лик» и кураторов от образовательных учреждений;
• разработана нормативно-правовая база сетевого взаимодействия;
• у участников сетевого взаимодействия появились новые социальные партнеры.
Центром «Лик» были апробированы новые подходы в интеграции общего и дополнительного образования, новые формы образовательной, информационно-методической и организационно-массовой деятельности, направленные на реализацию требований ФГОС.
В результате апробации различных форм сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования в организации внеурочной деятельности обучающихся творческой группой центра был разработан инновационный проект «Перспективные направления межсетевого взаимодействия МБОУ ДОД "Центр эстетического воспитания детей 'Лик'" с образовательными учреждениями Кировского района».
Одной из важнейших задач образовательной политики государства на современном этапе выступает задача разностороннего развития обучающихся, их способностей, умений и навыков, готовности и способностей адаптироваться к меняющимся социальным условиям [7, 10]. Решение этой задачи невозможно без организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений разного типа и вида, в частности общего и дополнительного образования.
Сетевое взаимодействие позволяет:
• объединить ресурсы центра и школ для достижения общей цели;
• опираться на инициативу каждого конкретного участника;
• осуществлять прямой контакт участников друг с другом;
• выстраивать многообразные возможные пути решения поставленных задач;
• использовать общий ресурс сети для нужд каждого конкретного участника.
Актуальность рассмотрения проблемы взаимодействия общего и дополнительного образования в условиях внедрения федеральных образовательных стандартов обозначена необходимостью разрешения противоречий:
• обеспечение повышения качества образования в соответствии с современными требованиями ФГОС и общества подразумевает формирование образовательных сетей разных форм, социального партнерства, создание сетевых образовательных программ и проектов. В то же время налицо явный недостаток подходов, форм и методов организации образовательной сети, механизмов сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями разного типа;
• ограничение взаимодействия школ с учреждениями дополнительного образования детей, которое сводится только к реализации внеурочной деятельности, хотя пространства взаимодействия могут быть намного шире;
• организация дополнительного образования в школе непрофессионалами, что влечет за собой низкое качество внеурочной деятельности.
Дополнительное образование при переходе на новые образовательные стандарты выполняет роль института развития творческих способностей детей, удовлетворения их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формировании культуры здорового и безопасного образа жизни, а также организации их свободного времени.
Специфика данной модели межсетевого взаимодействия образовательных учреждений заключается в том, что центр как более мобильная часть системы образования обеспечивает:
• возможность построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, ориентированного личностные и метапредметные результаты;
• деятельность специалистов в узких направлениях дополнительного образования детей, сферах творческой деятельности (художественной, технической, спортивной и др.);
• материально-техническую базу для качественной реализации программ дополнительного образования и внеурочной деятельности;
• методическую поддержку процессов межсетевого взаимодействия общего и дополнительного образования;
• возможность поддержки одаренных детей и детей других особых категорий (трудных, с ограниченными возможностями здоровья);
• возможность работать в социуме, социальное творчество детей;
• реализацию основных направлений духовно-нравственного развития и гражданского воспитания обучающихся.
Значимость реализации данного проекта заключается в том, что мы стремимся сформировать такие личностные качества ребенка, которые позволят ему быть востребованным в обществе будущего. Система межсетевого взаи-
36
Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 2 • 2015
модействия строится таким образом, чтобы предоставить обучающемуся возможность проявить себя и развиваться в соответствии со своими стремлениями и способностями.
Организация взаимодействия со школами — участниками проекта осуществляется посредством заключения договоров о сотрудничестве. Договор направлен на реализацию образовательной инициативы «Наша новая школа» в части создания системы сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования и формирования на этой основе единого образовательного пространства.
Цель проекта: создание единого образовательного пространства через апробацию модели межсетевого взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с общеобразовательными учреждениями района.
Задачи:
• создание нормативно-правовой базы межсетевого взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования;
• анализ спектра запросов социальных партнеров по организации сетевого взаимодействия;
• апробация механизмов, методов и форм сетевого взаимодействия между субъектами образовательного процесса;
• совместная реализация образовательных проектов и социальных инициатив в едином образовательном пространстве;
• расширение спектра дополнительных общеобразовательных программ, направленных на реализацию основных направлений внеурочной деятельности;
• расширение условий для обеспечения доступности качественного дополнительного образования обучающихся с разными потребностями и возможностями, в том числе одаренных, требующих особого педагогического влияния, детей-инвалидов;
• вовлечение обучающихся сетевых образовательных учреждений в волонтерское движение и социально значимые акции;
• совершенствование системы повышения квалификации педагогов — участников сетевого взаимодействия;
• объединение образовательных ресурсов школ и центра, создание общего программно-методического пространства для реализации дополнительных общеобразовательных программ;
• обобщение и тиражирование педагогического опыта в условиях сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования.
Основные идеи проекта: проект «Перспективные направления межсетевого взаимодействия муниципального бюджетного образовательного учреждения "Центр эстетического воспитания детей 'Лик'" (учреждения дополнительного образования детей) с образовательными учреждениями района» призван обеспечить реализацию задач по формированию модели сетевого взаимодействия на основе осуществления пяти ключевых идей:
1) создание единого образовательного пространства;
2) повышение качества дополнительных образовательных услуг;
3) развитие образовательных учреждений, входящих в сетевое взаимодействие;
4) направляемое развитие;
5) внедрение инновационной деятельности.
Идея организации сетевого взаимодействия учреждений разного типа позволяет оптимизировать нагрузки обучающихся и расширяет возможности дополнительного образования. В условиях тесного сотрудничества со шко-
лами центр может успешно развиваться, совершенствовать систему развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, осуществляя единство партнерского взаимодействия.
Идея повышения качества дополнительных образовательных услуг является одной из основных задач образования, которая в новых социально-экономических условиях в большей степени ориентирована на запросы обучающихся и их родителей. В данных условиях педагогический коллектив центра нацелен творчески и продуктивно работать над созданием единой образовательной среды, что позволит повысить эффективность использования ресурсного потенциала всех учреждений, входящих в сетевое взаимодействие.
Идея направляемого развития заключается в том, что разработанная программа опытно-экспериментальной площадки должна стимулировать творческую активность участников сетевого взаимодействия в системе социального партнерства на основе заявленных в программе проектов.
Идея внедрения инновационной деятельности заключается в том, что она является эффективным способом повышения конкурентоспособности учреждения дополнительного образования, развития творческого ресурса детей с использованием современных инновационных технологий. Инновационная деятельность носит индивидуально выраженный творческий характер, в рамках которой организуется сетевое взаимодействие.
Не в каждом образовательном учреждении созданы условия для дополнительного образования детей в нужном объеме. Но каждая школа будет иметь возможность предоставить обучающимся способ реализовать свои предпочтения и интересы, используя потенциал дополнительного образования центра за счет рациональной организации сетевого взаимодействия.
Проект представляет собой комплекс мероприятий, объединенных единой целью и обеспечивающих реализацию намеченных задач и достижение ожидаемых результатов. Эти мероприятия подлежат корректировке и ежегодному планированию работы.
Реализация проекта происходит через следующие направления (подпроекты) деятельности.
Для обучающихся начальной школы:
• «Путь к творчеству».
Для обучающихся основной школы:
• «Спешите делать добрые дела» (районный фестиваль волонтерских отрядов);
• «Эстетика. Культура. Здоровье» (воспитание культуры здоровья у участников образовательного процесса);
• «Души прекрасные порывы» (программа внеурочной деятельности для изучающих курс «Основы религиозной культуры и светской этики»);
• «Наследники победы» (гражданско-патриотическое воспитание через поисково-исследовательскую и музейную деятельность).
Создание единого образовательного пространства, основанного на межсетевом взаимодействии учреждений общего и дополнительного образования, проявит себя как мощнейший фактор развития не только обучающихся и образовательных учреждений, но и социальной среды в целом.
В результате реализации проекта возрастет роль социального заказа центру, что приведет к усилению влияния учреждения на обучающихся, их родителей и социальную среду, к созданию особого социокультурного пространства, непрерывному повышению его качества.
О формах сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования в организации внеурочной деятельности обучающихся
37
Деятельность в рамках проекта откроет ряд новых возможностей:
• взаимодействие, кооперация, интеграция усилий педагогов общего и дополнительного образования;
• отслеживание личностного роста ребенка и осуществление коррекционно-развивающей работы;
• выявление и развитие склонностей и способностей детей к различным видам деятельности;
• расширение условий для детского творчества;
• организация содержательного досуга детей во внеурочное время;
• формирование активной жизненной позиции у подрастающего поколения;
• возможность выстраивать и реализовать вместе со школой единую стратегию развития личности ребенка;
• повышение профессионального уровня педагогов школ и центра, осуществляющих процесс воспитания и дополнительного образования детей.
Литература
1. Асмолов А.Г. Вариативное образование в изменяющемся мире: социокультурная перспектива // Образование и наука. 2013. № 8. С. 3-15.
2. Васильев И.А. Качественное образование — детерминанта прироста интеллектуального потенциала страны // Образование и наука. 2013. № 9. С. 103-121.
3. Виноградова И.Ю., Давыдова Н.Н. Разработка модели организации социально-педагогической поддержки профессиональной инициативы педагога в новых экономических условиях // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 2. С. 48-54.
4. Давыдова Н.Н. Реализация системно-синергетического подхода в практике управления развитием научно-образовательной сети // Образование и наука. 2013. № 7. С. 66-85.
5. Давыдова Н.Н. Формирование инновационной политики образовательных организаций в рамках научно-образовательной сети // Вопросы управления. 2013. № 6. С. 240-246.
6. Давыдова Н.Н., Синякова М.Г. Фоменко С.Л. Тенденции развития социального партнерства в условиях сетевой кластерной интеграции // Педагогический журнал Башкортостана. 2014. № 5(54). С. 25-32.
7. Давыдова Н.Н., Федоров В.А. К разработке организационно-педагогической модели управления процессами самоорганизации образовательных систем в условиях сетевого взаимодействия // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 4. С. 31-34.
8. Загвязинский В. И. Стратегические ориентиры развития отечественного образования и пути их реализации // Образование и наука. 2012. № 4. С. 3-14.
9. Ковешникова О.Т. Модель процесса формирования гражданского самоопределения старшеклассника // Образование и наука. 2013. № 8. С. 150-171.
10. Патаракин Е.Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0: Монография. М.: Современные технологии в образовании и культуре, 2009.
11. Сетевые сообщества педагогов. URL: http://wiki.pippkro. ru/index.php
12. Сиденко А.С. Использование сетевого взаимодействия для обеспечения развития инновационного потенциала педагогов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 4. С. 25-30.
13. Сиденко Е.А. Основные затруднения учителей при переходе на ФГОС второго поколения // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 2. С. 4-7.
14. Строкова Т.А. Оценка личностного развития учащихся // Образование и наука. 2012. № 9. С. 57-69.