УДК 378.1
С.В. Панина
Методологические ориентиры готовности педагога к инновационной деятельности
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия
Аннотация. Актуальность исследования обусловлена важнейшей задачей совершенствования профессиональной компетентности педагога с учетом социального заказа общества. В связи с этим, материал направлен на изучение теоретических подходов к вопросу готовности к инновационной деятельности современного педагога.
Проведен обзор теоретических позиций российских исследователей по вопросам «готовность педагога к инновационной деятельности», что и послужило основным методом исследования. Рассмотрены факторы успеха в инновационной деятельности педагога в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования как: мотивация педагогического труда, уровень профессиональной компетентности, социально-психологический климат в коллективе, методическое сопровождение внедрения инновационных технологий.
Материалы статьи могут представлять ценность для педагогов школы и исследователей по проблемам повышения профессионального роста и развития инновационной компетентности.
Ключевые слова: готовность к инновационной деятельности, подходы к готовности, педагог, ФГОС ООО.
S.V. Panina
Methodological Guidelines for the Teacher's Readiness
for Innovation
M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia
Abstract. The relevance of the study is due to the most important task of improving the professional competence of the teacher, taking into account the social order of society. In this regard, the material is aimed at studying theoretical approaches to the question of readiness for innovative activities of a modern teacher.
A review of the theoretical positions of Russian researchers on the «teacher's readiness for innovation» was conducted, which served as the main research method. The factors of success in the innovative activity of the teacher in the context of the implementation of the Federal state educational standard of basic general education are considered: motivation of pedagogical work, level of professional competence, socio-psychological climate in the team, methodological support of the introduction of innovative technologies.
The materials of the article can be of value for schoolteachers and researchers on the problems of increasing professional growth and developing innovative competence.
Keywords: readiness for innovative activity, approaches to readiness, teacher, Federal state educational standards of basic general education.
Введение
Согласно Федеральной целевой программе «Развитие образования РФ на 2016-2020 годы» констатируется, что «в ближайшей перспективе будет увеличиваться дисбаланс между потребностью сферы образования в педагогических работниках, способных решать задачи модернизации на всех уровнях образования, и реальной возможностью их подготовки и привлечения
ПАНИНА Светлана Викторовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Педагогического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. E-mail: psv1148@mail.ru
PANINA Svetlana Viktorovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogics, Teacher Training Institute, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.
к педагогической деятельности», в связи с чем, акцентируется внимание на необходимости кардинального и масштабного развития компетенций педагогических кадров [1].
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования становится вектором инновационного развития современной школы, а его реализация требует от учителей инновационного поведения в профессиональной деятельности [2]. Одной из причин низкого темпа распространения инновационных подходов в образовании является недостаточный уровень развития инновационной компетентности педагогов. Реализация ФГОС основного общего образования требует от педагога инновационного поведения в профессиональной деятельности, между тем структура компетентности современного учителя в педагогической науке окончательно не установлена.
Готовность к инновационной деятельности становится неотъемлемым компонентом профессионально - педагогической компетентности современного учителя. Инновационное поведение учителя актуализируется при условии формирования среды инновационной деятельности педагогов, как в отдельных образовательных организациях, так и в системе муниципального образования. В силу этого назрела необходимость реагирования на вызовы времени и создания условий для становления готовности педагогов к инновационной деятельности посредством введения новых форм в систему повышения квалификации учителей в муниципальной среде.
Вопросы, связанные с готовностью к инновационной деятельности, нашли отражение в работах В.А. Адольфа [3], В.Н. Введенского [4], Н.Ю. Звягинцевой [5], И.А. Зимней [6], Н.Ф. Ильиной [7], Б.И. Канаева [8], С.А. Квашниной [9], В.С. Лазарева [10], Р.А. Льговой [11], В.А. Сластенина [12], Т.М. Сорокиной [13], Е.Л. Умниковой [14] и других.
Вместе с тем следует отметить, что в условиях реализации ФГОС «готовность педагога к инновационной деятельности» приобретает новый аспект, поскольку меняется содержание инновационной деятельности педагога, умеющего управлять своим профессиональным ростом.
Внедрение нового стандарта ставит перед педагогами новые профессиональные задачи, как умение проектировать и организовать образовательный процесс в обеспечении предметных, метапредметных, личностных образовательных результатов обучающихся.
Анализ научных исследований, раскрывающих идеи индивидуализации образования педагога, ориентированного на инновационную деятельность, показывает, что процесс становления готовности педагога к инновационной деятельности сталкивается с рядом противоречий: между потребностью в педагогах основной школы, обладающих готовностью к реализации инновационной деятельности, и индивидуально-личностными возможностями учителей; между потребностью обеспечения практической деятельности педагога технологией проектирования индивидуальных карт профессионального развития и неразработанностью содержательно-технологического обеспечения процесса.
Теоретические подходы к готовности педагога к инновационной деятельности
Готовность учителя к инновационной деятельности обладает определёнными особенностями педагогической деятельности, которые дают основание рассматривать её как специфический вид профессиональной готовности, и понимается как результат процесса развития профессиональной компетентности педагога. С точки зрения компетентностного подхода в образовании выделяют понятие «инновационная компетентность педагога», которое еще не устоялось в терминологии педагогической науки.
Одни исследователи придерживаются традиционной терминологии и исследуют «готовность к инновационной деятельности», другие - «инновационную компетентность».
Если рассмотреть историю вопроса, то можно констатировать, что в конце прошлого века, когда инновации в педагогике стали необходимым условием развития профессионализма педагога, изучение готовности педагога к инновационной деятельности стало актуальным. В своих исследованиях М.В. Кларин указывает, что освоение новых моделей обучения неизбежно связано с работой самого учителя над изменением собственной личности. При этом
в профессиональном становлении учителя к инновационной деятельности центральное место занимает рефлексия, позволяющая осмыслить и обобщить свой опыт [15].
В.А. Сластенин, Л.С. Подымова понятие «инновационность» определяют как «открытость, проницаемость для иного, отличного от собственного, мнения». Исследователи уточняют, что «речь идет о готовности и умении педагога отнестись к своей позиции не как к единственно возможной и истинной. Умение координировать свою точку зрения с другими, осознание собственной субъективности развиваются на протяжении всей жизни человека». При этом авторы выделяют диалогичность, как существенную характеристику принципа инновацион-ности, которая может обеспечить равенство психологических позиций взаимодействующих сторон в утверждении иного типа отношений: совместного поиска и анализа результатов. Совместность понимается исследователями как «отказ от позиции, что твое мнение, подход единственно возможные и правильные» [3].
Большинство специалистов [3,7, 17] рассматривают готовность педагога к инновационной деятельности как условие успешного выполнения деятельности, как избирательную активность, настраивающую личность на будущую деятельность, как качественный показатель зрелости саморегуляции педагога, как активно-действенное состояние личности, выражающее способность решать педагогические задачи с учетом конкретных условий и обстоятельств практической деятельности.
В этом же аспекте рассматривает готовность к инновационной деятельности педагога В.С. Лазарев. Так исследователь под готовностью понимает «совокупность качеств учителя, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива школы, а также его способности выявлять актуальные проблемы образования учащихся, находить и реализовать эффективные способы их решения» [10].
Н.И. Раитина под готовностью к инновационной деятельности понимает интегративное профессионально значимое качество личности, включающее структурные (мотивационно-ценностный, когнитивный, операционально-деятельностный, эмоционально-волевой) и функциональные (функции - побудительная, исполнительная, регулирующая) компоненты [16]. В.А. Адольф и Н.Ф. Ильина раскрывают данное явление как психическое и психосоциальное образование, определяющее отношение человека к реальности (предметной и социальной), установку вырабатывать новые концепты, способы поведения и взаимодействия, психологическую готовность реализовать инновационное поведение [7].
Сергеева Т.И. понятие «готовность учителя к инновационной деятельности» определяет как сформированность мотивации, знаний, умений, навыков, профессионально и личностно значимых качеств, необходимых для разработки и внедрения педагогических инноваций. Личностная готовность педагога к инновационной деятельности, по мнению автора, представлена мотивами, направленностью, уровнем притязаний, самооценкой [17].
Исследователи едины в том, что готовность педагога к инновационной деятельности - мо-тивационно-поведенческая готовность по реализации новых способов и форм осуществления профессиональной деятельности. Как считаем, это означает, что готовность педагога к инновационной деятельности во многом зависит от самого учителя, который должен стать субъектом профессиональной деятельности.
В реализации системно-деятельностного подхода «готовность педагога к инновационной деятельности» приобретает новый аспект, поскольку меняется содержание инновационной деятельности учителя, умеющего управлять своим профессиональным ростом.
Так О.Б. Даутова понятие «готовность педагога к инновациям» определяет как мотиваци-онно - поведенческую предрасположенность к содействию целенаправленному изменению системы отношений в образовательной среде [18].
Вопросы становления и развития профессиональных качеств изучают представители ак-меологии (А.А. Бодалев [19], А.А. Деркач [20]), рассматривающие саморазвитие и самосовершенствование педагога, что является основным условием его становления как субъекта профессиональной деятельности, именно субъект профессиональной деятельности способен
достичь вершин мастерства, личностной и профессиональной зрелости и полностью реализовать свой творческий потенциал.
С одной стороны, считаем, что готовность педагога к инновационной деятельности во многом зависит от самого учителя, как субъекта профессиональной деятельности. С другой стороны, процесс становления готовности педагога к инновационной деятельности зависит от включенности его в условиях социальных воздействий.
Из всего следует, что готовность педагогов к инновационной деятельности, считается непрерывным процессом качественного изменения личности под влиянием социальных воздействий и собственной активности в реализации системно - деятельностного подхода.
Так А.Д. Николаева указывает следующие факторы, влияющие на инновационную установку педагога: творческие способности личности, степень тревожности, уровень мотивации достижения, пол, стаж работы и т.д. По мнению автора, учитель становится активным участником инновационного процесса, если уверен в достижимости результата; при достижении получении ожидаемых последствий этого результата; в полезности (привлекательности) этих последствий [21].
По мнению В.С. Лазарева, успех педагога в инновационной деятельности зависит от таких факторов, как мотивация педагогического труда, уровень профессиональной компетентности, социально - психологический климат в коллективе, методическое сопровождение внедрения инновационных технологий.
Так совместно с Сергеевой Т.И. обобщены факторы успеха в инновационной деятельности педагога, и рассмотрим каждый фактор в аспекте реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (табл. 1).
Таблица 1
Факторы успеха в инновационной деятельности педагога в условиях реализации ФГОС ООО
№ Факторы Характеристика факторов
1 Мотивация педагогического труда Педагог принимает идеологию ФГОС и осознает инновационную деятельность как ценность и возможность в ней на самореализацию. Учитель, как главный субъект инновационной деятельности, проектирует и реализует системно-деятельностный подход в образовании
2 Уровень профессиональной компетентно сти В достижении ожидаемых результатов по формированию универсальных учебных действий обучающихся педагог методически грамотно подбирает инновационные методики и технологии, гарантирующие повышение качества образования. Внедряя инновационные технологии, учитель предъявляет уровень теоретической и практической подготовленности по реализации ФГОС, сформированность интеллектуальных умений способность к рефлексивному контролю
3 Социально-психологический климат в коллективе Педагог успешно внедряет инновационные технологии, когда все участники образовательного процесса мотивированы на реализацию программы развития школы. Организационная, материально-техническая и психологическая поддержка ближайшего социального окружения, администрации и коллектива образовательного учреждения создают инновационную среду
4 Методическое сопровождение внедрения инновационных технологий Создание профессиональных сообществ в форме центра, ассоциации, лаборатории с целью аккумуляции творческого потенциала в одной группе позволяет организовать консультации для учителей по разработке и реализации индивидуальных образовательных траекторий в овладении инновационной технологией
[17].
Внедрение инновационной технологии в образовательную практику является одним из механизмов повышения качества, реализации федеральных стандартов основного общего образования. Педагогическая наука не стоит на месте, и методисты разрабатывают инновационные технологии, цель которых - формирование и развитие универсальных учебных действий обучающихся.
Считаем, что при моделировании формирования готовности педагога к инновационной деятельности необходимо опирается на следующие подходы: системно-деятельностный, ком-петеностный, ресурсный, акмеологический, управленческий.
Так системно-деятельностный подход, предполагает комплексное рассмотрение объекта как совокупности структурных частей, выделение системообразующих связей, учет совокупности внешних и внутренних факторов и условий в рамках системы деятельности, ее развития.
Идеи компетентностного подхода уточняют, что важным качеством современного педагога является профессиональная компетентность, в структуре которой отдельно следует выделить инновационную компетентность, как совокупность психологической, теоретической и практической готовности педагога решать профессиональные задачи по реализации инновационной деятельности. Опора на ресурсный подход предполагает учет творческого потенциала педагога, муниципальной системы как совокупность объективно существующих условий и средств, необходимых для реализации инновационных процессов.
Идеи акмеологического подхода устанавливают, что педагог, как ответственный субъект деятельности, самоактуализируется в профессиональном развитии от учителя, внедряющего инновационную технологию, к позиции эксперта-консультанта по конструированию и реализации развивающей системы учебных заданий в технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности, а далее стремится выйти на позицию тьютора. Управленческий подход определяет, что на процесс становления готовности учителя к инновационной деятельности влияет качество управленческих решений по выработке эффективных механизмов управления инновационными процессами. Одним из эффективных механизмов становится создание профессиональных сообществ в форме центра, ассоциации, лаборатории, что позволяет аккумулировать творческий потенциал участников инновационной деятельности в одной организации.
Необходимо, при становлении и развитии готовности педагога к инновационной деятельности учитывать следующие принципы как преемственности (учет всего то, что было изучено по становлению готовности педагога к инновационной деятельности); сотрудничества (предполагает принятие мнений других участников как равноправных сотрудников); субъектности (направлен на становление деятельностной позиции субъекта инновационной деятельности, активности в создании инновационной среды); индивидуализации (обеспечивает разработку и коррекцию индивидуальных программ становления инновационной готовности и их реализации в процессе профессиональной деятельности).
Заключение
Введение ФГОС на основной ступени образования предполагает эффективного решения управленческих задач в обеспечении необходимых ресурсов. Именно повышение требований к компетентности современного педагога, усложнением содержания инновационной деятельности, так как реализация нового ФГОС основного общего образования требует от учителей инновационного поведения в профессиональной деятельности.
Анализ литературы позволил рассмотреть понятия «готовность к инновационной деятельности», «инновационное поведение», «становление готовности к инновационной деятельности» в условиях реализации федеральных стандартов основного общего образования. Так под готовностью к инновационной деятельности мы понимаем мотивационно-поведенческую готовность педагога по реализации новых способов и форм осуществления профессиональной деятельности. В условиях введения ФГОС готовность к инновационной деятельности определяется как мотивационно-поведенческая предрасположенность к решению новых задач школьного образования, зафиксированных в стандарте. Инновационное поведение педагога направлено на освоение, проектирование, реализацию, оценку и корректировку инноваций в образовательном процессе.
Готовность педагога к инновационной деятельности - непрерывный процесс качественного изменения личности под влиянием социальных воздействий и собственной активности педагога в реализации стандартов.
Литература
1. Стратегия развития образования в РС (Я) на период до 2025 года (проект) [Электронный ресурс] // Министерство образования РС(Я): [сайт]. -Якутск, [б.г.]. -URL:https://minobr.sakha.gov.ru/ (06.12.16).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. -М.: Просвещение, 2011. - 48 с.
3. Адольф В.А. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления: монография / В.А. Адольф, Н.Ф. Ильина. - Красноярск: Красноярский краевой ин-т повыш. квалификации и проф. переподготовки работников образования, 2007. - 204 с.
4. Введенский В.Н. Профессиональная компетентность педагога: пособие для учителя / В.Н. Введенский. - СПб.: Фил. изд-ва «Просвещение», 2004. - 159 с.
5. Звягинцева Н.Ю. Формирование инновационной компетентности будущего педагога / Н.Ю. Звягинцева // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. - 2009.
- Вып. 4 (51). - С. 49-54.
6. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе подходов к проблемам образования? / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 8. - С. 20-26.
7. Ильина Н.Ф. Инновационная деятельность в образовании: проблемы становления / Н.Ф. Ильина, В.А. Адольф // Высшее образование в России. - 2010. - № 1. - С. 81-87.
8. Канаев Б.И. Педагогический анализ результата образовательного процесса: практико-ориентиро-ванная монография / Б.И. Канаев. - М.; Тольятти: ИНОРАО, 2003. - 272 с.
9. Квашнина С.А. Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в инновационной деятельности [Электронный ресурс] / С.А. Квашнина // Открытый урок. Первое сентября: [сайт]. - [б.м.], 20032016. -URL:http://festival.1september.ru/articles/582148/ (06.12.16).
10. Лазарев В.С. ФГОС общего образования: блеск деклараций и перспективы реализации / В.С. Лазарев // Педагогика. - 2015. - №4. - С. 10-19.
11. Льгова Р. А. Инновационная компетентность учителя, как компонент профессионально-педагогической компетентности / Р.А. Льгова // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 3.
12. Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. -М.: Магистр, 1997. - 224 с.
13. Сорокина Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущего учителя средством интегрированного учебного содержания / Т.М. Сорокина // Начальная школа. - 2004. - № 2. - С. 110-115.
14. Умникова Е.Л. Профессиональное развитие педагогов в системе непрерывного образования / Е.Л. Умникова // Образование и наука. - 2009. - № 6 (63). Т. 2. - С. 26-30.
15. Кларин М.В. Технология обучения: идеал и реальность / М.В. Кларин. - Рига: Эксперимент, 1999. - 180 с.
16. Раитина Н.И. Подготовка учителя к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации как фактор профессионального развития: автореф. дис. ...канд. пед. наук / Н.И. Раитина.
- Чита, 2011.
17. Сергеева Т.И. Готовность педагогов к инновационной деятельности в условиях Лаборатории развивающих образовательных технологий (ЛРОТ) / Т.И. Сергеева // Концепт: науч.-метод.электрон. журн. -2016. - Т. 19. - С. 196-198; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56283.htm. (08.12.16).
18. Даутова О.Б. Управление введением ФГОС основного общего образования / О.Б. Даутова, О.Н. Крылова, Г.О. Матина, Е.А. Пивчук. - СПб.: КАРО, 2013. - 160 с.
19. Бодалев А.А. О предмете акмеологии / А.А. Бодалев // Психологический журнал. - 1993. - № 5. Т. 14. - С. 26.
20. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала / А.А. Деркач. - М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2004. - 752 с.
21. Николаева А.Д. Инновационные процессы в образовании: учебное пособие / А.Д. Николаева. -Якутск: Изд. дом СВФУ, 2014. - 204 с.
References
1. Strategija razvitija obrazovanija v RS (Ja) na period do 2025 goda (proekt) [Jelektronnyj resurs] // Ministerstvo obrazovanija RS(Ja): [sajt]. -Jakutsk, [b.g.]. -URL:https://minobr.sakha.gov.ru/ (06.12.16).
2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshhego obrazovanija. - M.: Prosveshhenie, 2011. - 48 s.
3. Adol'f V.A. Innovacionnaja dejatel'nost' pedagoga v processe ego professional'nogo stanovlenija: monografija / V.A. Adol'f, N.F. Il'ina. - Krasnojarsk: Krasnojarskij kraevoj in-t povysh. kvalifikacii i prof. perepodgotovki rabotnikov obrazovanija, 2007. - 204 s.
4. Vvedenskij V.N. Professional'naja kompetentnost' pedagoga: posobie dlja uchitelja /
V.N. Vvedenskij. - SPb.: Fil. izd-va «Prosveshhenie», 2004. - 159 s.
5. Zvjaginceva N.Ju. Formirovanie innovacionnoj kompetentnosti budushhego pedagoga / N.Ju. Zvjaginceva // Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Pedagogika i psihologija. - 2009. - Vyp. 4 (51). -S. 49-54.
6. Zimnjaja I.A. Kompetentnostnyj podhod. Kakovo ego mesto v sisteme podhodov k problemam obrazovanija? / I.A. Zimnjaja // Vysshee obrazovanie segodnja. - 2006. - № 8. - S. 20-26.
7. Il'ina N.F. Innovacionnaja dejatel'nost' v obrazovanii: problemy stanovlenija /
N.F. Il'ina, V.A. Adol'f // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2010. - № 1. - S. 81-87.
8. Kanaev B.I. Pedagogicheskij analiz rezul'tata obrazovatel'nogo processa: praktiko-orientirovannaja monografija / B.I. Kanaev. - M.; Tol'jatti: INORAO, 2003. - 272 s.
9. Kvashnina S.A. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie pedagogov v innovacionnoj dejatel'nosti [Jelektronnyj resurs] / S.A. Kvashnina // Otkrytyj urok. Pervoe sentjabrja: [sajt]. - [b.m.], 2003-2016. -URL:http://festival.1september.ru/articles/582148/ (06.12.16).
10. Lazarev V.S. FGOS obshhego obrazovanija: blesk deklaracij i perspektivy realizacii / V.S. Lazarev // Pedagogika. - 2015. - №4. - S. 10-19.
11. L'gova R.A. Innovacionnaja kompetentnost' uchitelja, kak komponent professional'no-pedagogicheskoj kompetentnosti / R.A. L'gova // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2011. - № 3.
12. Slastenin, V.A. Pedagogika: innovacionnaja dejatel'nost' / V.A. Slastenin, L.S. Podymova. - M.: Magistr, 1997. - 224 s.
13. Sorokina T.M. Razvitie professional'noj kompetencii budushhego uchitelja sredstvom integrirovannogo uchebnogo soderzhanija / T.M. Sorokina // Nachal'naja shkola. - 2004. - № 2. - S. 110-115.
14. Umnikova E.L. Professional'noe razvitie pedagogov v sisteme nepreryvnogo obrazovanija / E.L. Um-nikova // Obrazovanie i nauka. - 2009. - № 6 (63). T. 2. - S. 26-30.
15. Klarin M.V. Tehnologija obuchenija: ideal i real'nost' / M.V. Klarin. - Riga: Jeksperiment, 1999. - 180 s.
16. Raitina N.I. Podgotovka uchitelja k innovacionnoj dejatel'nosti v uslovijah povyshenija kvalifikacii kak faktor professional'nogo razvitija: avtoref. dis. .. .kand. ped. nauk / N.I. Raitina. - Chita, 2011.
17. Sergeeva T.I. Gotovnost' pedagogov k innovacionnoj dejatel'nosti v uslovijah Laboratorii razvivajushhih obrazovatel'nyh tehnologij (LROT) / T.I. Sergeeva // Koncept: nauch.-metod.jelektron. zhurn. -2016. - T. 19. -S. 196-198; To zhe [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56283.htm. (08.12.16).
18. Dautova O.B. Upravlenie vvedeniem FGOS osnovnogo obshhego obrazovanija / O.B. Dautova, O.N. Krylova, G.O. Matina, E.A. Pivchuk. - SPb.: KARO, 2013. - 160 s.
19. Bodalev A.A. O predmete akmeologii / A.A. Bodalev // Psihologicheskij zhurnal. - 1993. - № 5. T. 14. - S. 26.
20. Derkach A.A. Akmeologicheskie osnovy razvitija professionala / A.A. Derkach. - M.: Izd-vo Mosk. psihol.-soc. in-ta; Voronezh: MODJeK, 2004. - 752 s.
21. Nikolaeva A.D. Innovacionnye processy v obrazovanii: uchebnoe posobie / A.D. Nikolaeva. - Jakutsk: Izd. dom SVFU, 2014. - 204 c.