Научная статья на тему 'Повышение квалификации педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений на районных стажировочных площадках'

Повышение квалификации педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений на районных стажировочных площадках Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение квалификации педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений на районных стажировочных площадках»

Таким образом, мы выявили зависимость процесса формирования экологических универсальных учебных действий от выбора обучающей технологии, а в нашем случае модульно-кейсовой технологии.

1. В результате исследования уточнены основные понятия: универсальные учебные действия и их виды, кейс, модуль, модуль-но-кейсовая технология.

2. Критерием сформированности экологических УУД может выступать уровень творческих способностей, так как ими могут овладеть студенты, достаточно мотивированные на учебу, обладающие высоким уровнем самостоятельности и осознанности действий, умеющие выявлять и творчески решать экологические проблемы.

3. Модульно-кейсовая технология обеспечивает эффективность процесса формирования экологических универсальных учебных действий у студентов, так как способствует самоорганизации, саморазвитию и самосовершенствованию, дает возможность осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

4. Повышению эффективности усвоения студентами экологических УУД способствуют разработанные нами и апробированные авторские материалы и УМК.

Е. А. Родина

Повышение квалификации педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений на районных стажировочных площадках

Профессиональная деятельность педагога требует не только специального образования, но и практического опыта. В условиях падения престижности педагогической профессии сокращается количество выпускников педагогических колледжей и вузов, готовых прийти на работу в образовательные учреждения города и района. Отсутствие педагогического опыта еще больше снижает шанс, что выпускник останется на работе в ДОУ.

В рамках опытно-экспериментальной работы специалистами ДОУ было проведено анкетирование молодых педагогов, впервые приступивших к работе в 2012/13 учебном году. Только один из опрошенных педагогов не указал в своей анкете, что он испытывает трудности в работе. Остальные указали, что испытывают психологические трудности в общении с детьми, родителями, в методической работе и педагогической деятельности, 50 % из них связывают трудности с отсутствием авторитета и опыта работы.

222

Все респонденты весьма средне оценивают свои знания современных нормативных документов, особенно это касается федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования требований к аттестации педагогических работников (на 2 и 3 по 5-ти балльной шкале). 50 % опрошенных считают, что необходимо сразу после окончания вуза повышать квалификацию, что они нуждаются в тренингах педагогического общения и хотели бы пройти стажировку на рабочем месте. Наиболее удобными для себя они считают такие формы повышения квалификации, как КПК на базе районных ИМЦ, на базе своего ДОУ, на базе городских ресурсных центров, индивидуальные консультации и самообразование.

Наиболее востребованной является педагогическая и методическая помощь более опытных педагогов, психологическая поддержка, забота о физическом и психическом здоровье. При этом они отмечают, что в учреждении им оказывают посильную помощь в адаптации к педагогической профессии, но она не носит системный характер и недостаточна для того, чтобы эффективно и быстро пройти начальный период становления профессиональной деятельности. На вопросы, могут ли они написать статью о педагогической деятельности, разработать методическую тему или создать инновационный продукт, участвовать в опытно-экспериментальной работе учреждения, все ответили отрицательно. Наиболее часто встречаются такие проблемы, как неумение управлять коллективом детей и сложности в общении с родителями воспитанников.

Опыт работы администрации ГБДОУ детский сад № 81 по организации процесса адаптации молодых специалистов, анализ проблем молодых педагогов, подтверждаемый данными анкетирования, стал причиной разработки идеи создания специальной системы стажировочных площадок на базе ДОУ района. Под профессиональной адаптацией педагога мы понимаем приспособление к новым условиям труда (новая должность, новое содержание образования, новые требования к процессу или к оценке педагогических результатов), которое может происходить стихийно или под влиянием помощи со стороны администрации и структур дополнительного профессионального образования. Стажировка педагога может быть как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, так и одним из модулей программы повышения квалификации или переподготовки, она связана с выстраиванием индивидуальной программы личностнопрофессионального развития и ее реализацией с помощью педаго-гов-наставников и тьюторов.

Создание районной системы стажировочных площадок повышения квалификации педагогических кадров и совершенствования

223

профессиональной компетентности работников образовательных учреждений на базе ДОУ района необходимо для адаптации молодых специалистов, вновь принятых на работу специалистов без педагогического образования, резерва руководителей к профессиональной деятельности ДОУ.

Система стажировочных площадок как новая модель повышения квалификации работников образовательных учреждений включает стажировочную практику, способствовующую совершенствованию профессиональной компетентности специалистов ДОУ. Положительный инновационный опыт учреждений образования востребован в районе, городе, России и может быть распространён через организацию сети учреждений, которые обеспечат непрерывное развитие потенциала современного педагога и подготовку педагогических кадров на основе проведения постоянно действующих стажировок.

Ведущим критерием высокого качества профессиональной деятельности педагога является его профессиональная зрелость. Наиболее приемлемым в современных условиях для профессионального развития педагогического коллектива является акмеологический подход, изучающий критерии и показатели, объективные и субъективные факторы высших достижений педагогов, опирающийся на идеи «вершинной психологии» (Л.С. Выготский) и «достижительной мотивации» (А.А. Бодалев). Акмеологический подход к формированию профессиональной зрелости педагога заключается в использовании психологических механизмов обеспечения успеха (В.Н. Максимова), одним из которых и является организация стажировки молодых специалистов на базе районных стажировочных площадок.

Необходимыми условиями формирования высокой мотивации достижений и готовности к постоянной инновационной деятельности педагогического коллектива являются: материальное и моральное стимулирование экспериментальной и инновационной деятельности педагогов; положительная общественная и административная оценка их труда; формирование системы духовных ценностей и потребности в служении обществу и государству; валеологическая и психологическая поддержка личности педагога, направленная на воспитание духовно-зрелой и здоровой личности, для которой характерны приоритет духовно-нравственного и психического здоровья, стремление к сохранению и созиданию собственного здоровья и мотивации здорового образа жизни; создание системы участия педагогов в непрерывном последипломном образовании и помощь специалистам в организации самообразования; организация в ДОУ научно-методической и экспериментальной работы; участие педагогического коллектива в различных научных и научно-практических

224

конференциях, круглых столах, творческих встречах, конкурсах и т. д.; материально-техническое и информационное обеспечение инновационной деятельности педагогов.

Сформированность педагогической деятельности, на наш взгляд, заключается в качестве профессиональных знаний, наличии педагогических умений, владении современными педагогическими технологиями, приемами диагностики и анализе своей деятельности, способность к рефлексии.

Современный педагог должен обладать высокой коммуникативной культурой: выработать навык педагогического общения, соблюдать профессиональную этику, иметь высокую способность к эмпатии.

Для самореализации личности педагогу необходимы гуманистические ценностные ориентации, идеалы, положительная мотивация деятельности; высокоразвитые профессионально-значимые личностные качества.

Соотношение в реальном труде педагога профессиональных знаний и умений и профессиональной позиции, психологических качеств ведет к коэволюции в развитии как педагога, так и воспитанников при условии сохранения их здоровья.

Таким образом, профессиональная зрелость педагога, рассматриваемая как акмеологическая категория, является условием для успешного осуществления воспитательно-образовательного процесса в ОУ.

В подготовке педагогических кадров мало внимания уделяется вопросам развития коммуникативных навыков будущих педагогов, умению общаться с ребенком, коллегами, сотрудничать с родителями. В настоящее время назрела острая необходимость в создании системы социальной защиты педагогов и мотивации их заинтересованности в повышении своего профессионального уровня. Реализация новых требований и современная педагогическая реальность предполагает коренное обновление системы педагогического образования.

Первоочередная мера, на наш взгляд, заключается в перестройке системы оперативной переподготовки специалистов дошкольного образования. Особое внимание должно быть уделено повышению коммуникативной компетентности, обучению партнерскому общению с использованием активных социальнопсихологических методов и технологий. Однако для массового внедрения современных психологических и коммуникативных технологий надо преодолеть ряд объективных препятствий, к которым относятся: отсутствие в большинстве ОУ психологов; низкий уровень готовности психологов к работе с дошкольными работниками; отсутствие здоровьесберегающих технологий, позволяющих рабо-

225

тать на довербальном уровне (с учетом возраста воспитанников); отсутствие службы сопровождения в большинстве ДОУ и системы социальной и психологической поддержки педагогов.

Акмеологическая поддержка (В.И. Сыренский) способна вооружать каждого педагога знаниями и умениями, которые помогут раскрыть свои внутренние резервы, преодолевать трудности, добиваться успеха и счастья гуманистическим путем, сохраняя здоровье и продлевая жизнь. Внутренние помехи, связанные с организацией психической деятельности, к которым относятся: здоровье, жизненные силы, умение управлять собой, вера в собственные силы, терпение, целеустремленность, желание познать себя, стремление к совершенствованию, умение поэтапно двигаться к высоким целям, концентрироваться на главном этапе своей деятельности, успешно себя реализовать.

Успешная реализация системы навыков и умений по созиданию здоровья автоматически должна усиливать и развивать акмеологи-ческое мировоззрение, а оно, в свою очередь, будет способствовать успешной реализации системы навыков и умений и т. д. Так замыкается функциональный круг положительного значения, способствующий успешному адаптированию человека к неблагоприятным социальным и экологическим факторам, высоким умственным и физическим нагрузкам. Означенный функциональный круг сопряжен с формированием положительных эмоций, способствующих появлению хорошего настроения и упрочению данного круга.

С целью преодоления противоречия между имеющимся резервом здоровьесозидающих возможностей в педагогическом процессе и недостаточной реализацией этих возможностей в ДОУ разработана система работы с педагогами, включающая в себя следующие компоненты: акмеологическая поддержка, коммуникативный тренинг, психологический практикум, формирование творческих групп и инновационной работы по проблемам общения в ДОУ, система оздоровительной и коррекционной работы с педагогами, система работы по организации повышения квалификации педагогов и их самообразования, игровая и арттерапия, креативная (песочная) терапия, система работы по организации досуга и отдыха и привлечению педагогов к здоровому образу жизни и спорту.

Итогом введения данной системы работы стало уменьшение количества дней отсутствия на работе по состоянию здоровья, снижение количества конфликтов между педагогами, улучшение психологического микроклимата в учреждении, доминирование в педагогическом взаимодействии межличностных взаимоотношений по типу «эмоционально-положительный паритет», атмосфера творчества и успешности. Система образования, по мнению

В.Н. Максимовой, - это социальная область человеческой деятель-

226

ности, которая соединяет прошлое, настоящее и будущее в развитии общества, способствует преемственности поколений.

Одной из важнейших составляющих готовности педагогов ДОУ к непрерывному совершенствованию и самосовершенствованию, постоянному повышению квалификации является потребность в повышении уровня профессиональной зрелости. Эффективность системы повышения квалификации напрямую зависит от уровня заинтересованности в ней педагогов ДОУ, создания у них высокой внутренней мотивации к самосовершенствованию.

Проектирование системы педагогических условий формирования профессиональной зрелости педагогов дошкольного образовательного учреждения на районной стажировочной площадке позволит повысить эффективность работы с молодыми специалистами ДОУ.

Л. В. Сапрыкина

Критериально-показательный аспект формирования профессиональной компетентности будущих дизайнеров одежды

Современные исследователи И. Зимняя, Н. Уйсимбаева, М. Элькин, изучая критериально-показательный аспект формирования профессиональной компетентности студентов, выделяют, как правило, следующие уровни сформированности: репродуктивный, продуктивный, творческий (либо их вариации).

Цель статьи - разработать показатели и критерии оценивания профессиональной компетентности будущих дизайнеров одежды, которые будут отвечать специфике профессиональной деятельности.

Понятие «профессиональная компетентность» специалиста выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм. Исходя из этого компетентность как единство теоретической и практической готовности специалиста к выполнению профессиональных функций характеризует не только деятельность, но и самого специалиста как ее субъекта в самостоятельном, ответственном, инициативном взаимодействии с миром.

Благодаря этому свойству компетентность интегрирует профессиональные и личностные качества, направляет их на овладение профессиональными знаниями, целенаправленное применение в планировании и реализации профессиональной деятельности, активизирует человека к развитию собственных способностей, самореализации в социально полезной деятельности, обеспечивает профессиональное становление.

227

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.