Научная статья на тему 'Стажировочные площадки - надежный проводник передовых идей и технологий в практику дошкольного образования'

Стажировочные площадки - надежный проводник передовых идей и технологий в практику дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1710
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАЖИРОВОЧНЫЕ ПЛОЩАДКИ / ПЕРЕДОВЫЕ ИДЕИ / АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белая К. Ю.

В ситуации, когда изменяется модель организации педагогического процесса в ДОУ, идет поиск новых форм методической поддержки воспитателей и педагогов в их профессиональном росте. В этих условиях стажировочные площадки можно рассматривать как одну из форм очень результативного сопровождения педагогов и трансляции передовых идей и технологий в практику дошкольного образования. В статье рассказывается о работе стажировочных площадок в Москве, создаваемых по наиболее актуальным проблемам дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белая К. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fellowship grounds as a reliable implementer of advanced ideas and technologies into practice

The model of organization of educational process in preschool educational institutions, changing, there is a search for new forms of methodological support of teachers and in their professional growth. Under these conditions, fellowship grounds are one of the very productive forms of support of teachers in translation of new ideas and technologies into the practice of preschool education, The paper discusses the operation of fellowship grounds in Moscow to solve the most important problems of preschool education.

Текст научной работы на тему «Стажировочные площадки - надежный проводник передовых идей и технологий в практику дошкольного образования»

Белая К.Ю. кандидат педагогических наук профессор МИОО Заслуженный учитель России Москва, Россия

Стажировочные плащадки - надежный проводник передовых идей и технологий в практику дошкольного образования

Аннотация: В ситуации, когда изменяется модель организации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях, идет поиск новых форм методической поддержки воспитателей и педагогов в их профессиональном росте. В этих условиях стажировочные площадки можно рассматривать как одну из форм очень результативного сопровождения педагогов и трансляции передовых идей и технологий в практику дошкольного образования. Об организации работы стажировочных площадок в Москве, создаваемых по наиболее актуальным проблемам дошкольного образования говорится в данной статье заслуженного учителя России, кандидата педагогических наук, профессора кафедры Московского института открытого образования Ксении Юрьевны Белой.

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий, методов работы с детьми.

В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и управленцев. Процесс обновления дошкольного образования организуется людьми. Следовательно его проектирование, запуск и поддержка будут тем эффективнее, в какой мере организаторы инновационной деятельности опираются на достижения науки и потребности общества.

В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные учреждения и педагоги - новаторы, а практически каждое дошкольное учреждение. Инновационные преобразования приобретают системный характер, а следовательно идут поиски новых форм трансляции лучшего педагогического опыта.

Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему разумному новому.

Педагогический опыт, связанный с прогрессивными идеями педагогики и психологии, основанный на достижениях и

закономерностях науки, служит наиболее надежным проводником передовых идей и технологий в практику ДОУ.

В условиях коренного преобразования методических служб, изменения их статуса, появление стажировочных площадок, как формы трансляции инновационного педагогического опыта в широкую практику, важно и своевременно. Создание стажировочных площадок это еще один путь поиска методической поддержки педагогов, позволяющий сделать эту поддержку более эффективной и адресной.

Стажировочные площадки созданы и активно действуют во многих территориях России. Попытаемся на примере Москвы проследить создание и организацию работы стажировочных площадок в системе дошкольного образования.

Что же такое стажировочная площадка?

Это временная структура, организованная на базе трех образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, являющиеся победителями Московского городского конкурса «Детский сад для всех и каждого» в одной из номинаций. Двенадцать номинаций конкурса, это двенадцать ключевых направлений, по которым развернуты проекты в совершенствовании качества дошкольного образования Москвы.

- Организационно-финансовые механизмы повышения качества

дошкольного образования;

- Родитель и детский сад: развитие государственно- общественного управления;

- От современных информационных технологий к эффективному управлению ДОУ;

- Здоровьеформирующие технологии в ДОУ;

- Особый ребенок. Социализация и успешность детей с ограниченными возможностями здоровья;

- Дошкольное образование: интеллектуальный ресурс развития нации. Одаренные дети. Поддержка детской инициативы;

- Новые образовательные проекты. Использование ресурсов социокультурной среды города Москвы для социализации и развития детей;

- Ребенок в многонациональном мегаполисе;

- Современная модель комфортной адаптации детей в ДОУ;

- Мой садик дома: развитие семейных детских садов;

- Ребенок и мир: формирование безопасного поведения;

- Выпускник детского сада - успешный первоклассник.

Преемственность ФГТ и ФГОС.

Три учреждения, занявшие 1,2 и 3 места в каждом из двенадцати направлений, работают на принципах сетевого взаимодействия, что позволяет:

- выявить проблемы и затруднения практиков;

- изменить позицию педагога - стажера в системе повышения квалификации (с позиции «потребителя» методического продукта, на позицию активного, творческого создателя этого продукта);

- изменить мотивацию педагога - стажера (участие каждого в коллективной и индивидуальной (личной) пользы для всех и каждого;

- активизировать коммуникации, обмен опытом, мнениями, знаниями.

Стажировочная площадка транслирует накопленный опыт и осуществляет повышение профессионального мастерства дошкольных работников системы образования Москвы в межкурсовой период в формах очной, очно-заочной и дистанционной программах.

Повышение профессионального мастерства воспитателей, педагогов и управленцев в рамках стажировочной площадки направлено на взаимное обогащение, предъявление собственного опыта, способности отнестись к чужому опыту с собственной социальной позиции.

Стажировочная площадка осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Департаментом образования города Москвы, окружными органами управления образованием, образовательными учреждениями, педагогическими, научными и другими организациями по вопросам своей компетенции.

Основная цель стажировочной площадки - создание инновационного образовательного пространства, обеспечивающего условия для приобретения новых профессиональных компетенций управленческими и педагогическими кадрами в рамках реализации подпрограммы «Дошкольное образование» Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 г.г.) «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование»).

Основными задачами стажировочной площадки являются:

- распространение лучших управленческих и образовательных практик в сфере дошкольного образования в городе Москвы;

- создание условий для реализации новых управленческих технологий и организационно-финансовых механизмов, направленных на повышение качества дошкольного образования;

- совершенствование профессиональной компетентности руководителей и педагогов ДОУ, посредствам включения их в практику СП;

- формирование профессионального сообщества педагогов, имеющих инновационный образовательный потенциал;

- позиционирование ДОУ как образовательного центра социокультурной жизни района.

Для решения поставленных задач, деятельность стажировочной площадки четка планируется в соответствии с утвержденным планом-графиком выполнения работ, который составляется на один учебный год. Каждое из трех образовательных учреждений составляет свой план, включающий разные формы работы со стажерами. Лучший вариант-это модульное планирования. В последующем планы обсуждаются на совете стажировочной площадки и объединяются в единый план, в котором отражается целостное представление содержания инновационного опыта, методические и организационные подходы к решению проблем по данному направлению.

Инновационное движение в стажировочных площадках должно опираться на научно выверенную стратегию модернизации дошкольного образования.

Для оказания помощи в организации работы стажировочной площадки назначается научный консультант, из числа высококвалифицированных научно-педагогических и научных кадров ( кандидатов или докторов педагогических наук). Научный консультант:

- Оказывает консультативную и методическую помощь по вопросам организации работы стажировочной площадки.

- Совместно с Советом стажировочной площадки разрабатывает алгоритм и план работы, программы модульных курсов, семинаров и методических мероприятий.

- Подготавливает и дает консультации в организации разнообразных форм работы со стажерами.

- Обеспечивает информационные условия для тиражирования опыта, посредствам сетевого взаимодействия стажировочной площадки, базовых, опорных учреждений и широкой практики.

- Анализирует результативность проведенных мероприятий, опираясь на материалы анкетирования стажеров.

- Разрабатывает опросники, тесты для анкетирования стажеров.

- Организует работу 2-х творческих групп по актуальным проблемам образовательного процесса в СДС, в соответствии с планом стажировочной площадки.

- Осуществляет помощь в обработке и редактировании продуктов работы стажировочной площадки по тематике проекта.

- Участвует в составлении аналитических справок и отчетов для руководства и несет ответственность за их достоверность.

Сотрудники стажировочной площадки:

- участвуют в формировании перечня мероприятий, осуществляемой в рамках образовательной программы стажировочной площадки;

- организуют занятия по закрепленным темам образовательной программы;

- участвуют в мониторинге результатов деятельности стажировочной площадки;

- осуществляют тьюторское сопровождение стажеров;

- повышают свою квалификацию по направлениям стажировочной площадки.

Деятельность СП направлена на обеспечение практической отработки стажерами эффективных образцов содержания дошкольного образования, технологий воспитания и обучения, новых механизмов управления образованием.

Путем организации различных форм социально-педагогического взаимодействия, к которым относятся конференции и видеоконференции, круглые столы, форумы, семинары- практикумы, мастер - классы, консультирование, творческие мастерские, школы педагогического опыта, и другие мероприятия, стажировочная площадка обеспечивает презентацию собственного инновационного опыта.

Чтобы помочь стажеру ориентироваться в выборе тем и форм посещения занятий, руководители СП могут помочь стажерам в составлении индивидуальных маршрутов, а при необходимости организовать тьторское сопровождение на период его посещения и работы на стажировочной площадки. ( Тьюторское сопровождение - это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов стажера, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, формирование его образовательной рефлексии).

Все формы организации работы со стажерами должны носить практико-ориентированный характер, с обязательным включением стажеров в разработку индивидуальных образовательных проектов, которые формируются на основе изучения транслируемого опыта для адаптации его к условиям своего образовательного учреждения.

В план стажировочной площадки включены самые разные формы представления инновационного опыта, одной из них являются дистанционные занятия.

Дистанционные занятия это новая форма педагогического творчества. Для проведения таких занятий руководители стажировочной площадки подбирают разнообразные материалы и размещают их на сайте для самостоятельного изучения стажерами. План дистанционного занятия может

включать все те же части, что и очное занятие (вопросы, задания, обсуждение и др.). Дистанционное занятие не ограничивается аудио-лекциями. Текст может сопровождаться схемами, презентациями, фотографиями, видио-файлами, статьями и т.д. Посещение стажерами дистанционных занятий является обязательной частью стажировки.

Основным продуктом деятельности СП является индивидуальный образовательный проект, разрабатываемый стажером или группой стажеров на основе транслируемого опыта и адаптации его к условиям своего учреждения.

На базе стажировочной площадки создаются 2-3 творческие группы по направлению деятельности, с целью подготовки инновационных методических и информационных продуктов. Результатами их работы могут быть методические и дидактические пособия, рекомендации, сборники материалов и др.

По результатам работы стажировочной площадки за год

проводится мониторинг.

Мониторинг результатов реализации мероприятий стажировочной площадки организуется путем сбора, обработки, анализа статистической, справочной и аналитической информации о результатах реализации мероприятий и оценки достигнутых результатов.

При проведении мониторинга стажировочной площадки используется информация, содержащаяся в отчетах и иных документах по выполнению работ, оказанию услуг в рамках стажировочной площадки.

Публичность (открытость) информации о результатах мониторинга мероприятий стажировочной площадки обеспечивается размещением оперативной информации в сети Интернет. Стажировочная площадка предоставляет отчеты о достигнутых результатах деятельности по определенным формам в установленные сроки,

Кто такой стажер ?

Все работники дошкольных образовательных учреждений, включившиеся в работу стажировочной площадки, с целью повышения своей педагогической и профессиональной компетентности могут называться стажерами. Стажер - это человек имеющий практические знания в области дошкольного образования, работающий с детьми дошкольного возраста и желающий улучшить и обновить не только теоретические знания, но и обогатиться передовым опытом коллег, получить ответы на волнующие его вопросы, усовершенствовать свои методы и приемы работы, познакомиться с новыми разработками в системе дошкольной педагогики, психологии и методике. Он

самостоятельно выбирает направление своей стажировки и записывается при помощи регистрации на стажировочную площадку.

Стажер активно участвует в разных формах, предлагаемых руководителями стажировочной площадки, выполняет предложенные задания, сам формирует свою профессиональную компетентность по выбранному направлению и создает свой индивидуальный образовательный проект. Он может выступить инициатором обсуждения актуальной темы

Стажер, активно участвующий в работе стажировочной площадки может не только повысить свой педагогический потенциал, профессиональное мастерство, но и получить «Сертификат участника стажировочной площадки». Учитывая, что стажер самостоятелен в выборе тем и форм посещения, существуют правила получения им данного документа.

Стажер в обязательном порядке:

1. Участвует во всех дистанционных занятиях по данному направлению (модулю) и выполняет предложенные там задания.

2. Посещает не менее одного семинарского занятия.

3. Участвует в мастер-классах ( не менее одного).

4. Включается в работу творческой группы, для выполнения задания.

5. Оформляет аналитический отчет или мини отчёт по прохождению стажировки.

«Сертификат участника стажировочной площадки» не заменяет удостоверение или свидетельство о повышении квалификации, которое выдается при прохождении курсов повышения квалификации с учебным планом от 72 до 216 учебных часов. Данный документ подтверждает, что педагог в межкурсовой период активно занимался самообразованием, повышал свой профессиональное мастерство, знакомился с лучшим педагогическим опытом коллег.

Таким образом, на современном уровне развития системы дошкольного образования, стажировочные плащадки являются проводником передовых идей и технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.