Научная статья на тему 'Опыт первого года работы городской стажировочной площадки «Здоровьеформирующие технологии в ДОУ»'

Опыт первого года работы городской стажировочной площадки «Здоровьеформирующие технологии в ДОУ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
939
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАЖИРОВОЧНАЯ ПЛОЩАДКА / INTERNSHIP / ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАЖИРОВОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ / INTERNSHIP PROGRAM / ПРОГРАММА СТАЖИРОВКИ / СОТРУДНИЧЕСТВО ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ / PRESCHOOL ESTABLISHMENT AND FAMILY COOPERATION / ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА / PSYCHOLOGICAL AND PHYSICAL EDUCATION OF THE CHILD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прищепа Светлана Семеновна, Шатверян Тамара Сергеевна

В статье рассматриваются вопросы организации и содержания деятельности стажировочной площадки по направлению «Здоровьеформирующие технологии в ДОУ». Раскрывается специфика организации деятельности стажировочной площадки: задачи, этапы, формы стажировки, сроки их проведения. Представлена учебная программа стажировки педагогов по теме «Содержание и организация сотрудничества ДОУ и семьи в психофизическом воспитании ребенка». Дается краткое описание итогов работы первой городской научнопрактической конференции «Современные здоровьесберегающие технологии в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи» (в рамках стажировочной площадки). Прилагаются анкеты для слушателей стажировочной площадки в начале и в конце обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прищепа Светлана Семеновна, Шатверян Тамара Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The experience of the first year of internship “Health saving technology in preschool”

The article discusses the organization and content of internship in “Health saving technology in preschool”. Specificity of the organization of internship: its objectives, milestones, forms of internship, the timing of implementation are presented. The curriculum of the training of teachers on the theme “The content and organization of cooperation in preschool and family: psychological and physical education of the child” is described. A brief description of the outcome of the practical conference “Modern health saving technologies in preschool educational institutions and families in the frame of internship” is provided. Questionnaire for monitoring of students’ progress in the course of internship is presented.

Текст научной работы на тему «Опыт первого года работы городской стажировочной площадки «Здоровьеформирующие технологии в ДОУ»»

С. С. Прищепа, Т. С. Шатверян

Опыт первого года работы городской стажировочной площадки «Здоровьеформирующие технологии в ДОУ»

Прищепа Светлана Семеновна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления дошкольным образованием Института педагогики и психологии образования ГБОУ ВПО МГПУ, научный консультант городской стажировочной площадки в номинации «Здоровьеформирующие технологии в ДОУ» (Москва, Россия)

Шатверян Тамара Сергеевна - заведующая ГБОУ ЦРР - детский сад №474 СВАО г. Москвы, руководитель городской стажировочной площадки в номинации «Здоровьеформирующие технологии в ДОУ» (Москва, Россия)

В статье рассматриваются вопросы организации и содержания деятельности стажировочной площадки по направлению «Здоровьеформирующие технологии в ДОУ». Раскрывается специфика организации деятельности стажировочной площадки: задачи, этапы, формы стажировки, сроки их проведения. Представлена учебная программа стажировки педагогов по теме «Содержание и организация сотрудничества ДОУ и семьи в психофизическом воспитании ребенка». Дается краткое описание итогов работы первой городской научно-практической конференции «Современные здоро-вьесберегающие технологии в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи» (в рамках стажировочной площадки). Прилагаются анкеты для слушателей стажировочной площадки в начале и в конце обучения.

Ключевые слова: стажировочная площадка, организация деятельности стажировочной площадки, программа стажировки, сотрудничество детского сада и семьи, психофизическое воспитание ребенка.

The experience of the first year of internship "Health saving technology in preschool" Prishepa Svetlana, PhD in Pedagogy, Assistant Professor of the Department of Preschool Education Management, Institute of Pedagogy and Psychology of Education of Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia) Shatveryan Tamara, Head of Preschool Establishemnt #474 (Moscow, Russia) The article discusses the organization and content of internship in "Health saving technology in preschool". Specificity of the organization of internship: its objectives, milestones, forms of internship, the timing of implementation are presented. The curriculum of the training of teachers on the theme "The content and organization of cooperation in preschool and family: psychological and physical education of the child" is described. A brief description of the outcome of the practical conference "Modern health saving technologies in preschool educational institutions and families in the frame of internship" is provided. Questionnaire for monitoring of students' progress in the course of internship is presented. Keywords: internship, internship program, preschool establishment and family cooperation, psychological and physical education of the child.

Одной из современных форм повышения эффективности профессионального развития педагогов системы дошкольного образования г. Москвы с 2012 учебного года стала стажировочная площадка (по реализации подпрограммы «Дошкольное образование» Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (20122016 гг.) «Развитие образования г. Москвы» («Столичное образование»). Ее основная задача - распространение лучших практик дошкольного образования с целью повышения квалификации педагогов в период межкурсовой подготовки и обмен инновационным опытом среди педагогических коллективов. Продолжительность работы стажировочной площадки рассчитана на три года.

Организатором деятельности стажировочной площадки (далее СП) по направлению «Здоровьеформирующие технологии в ДОУ» стал ГБОУ ЦРР - детский сад №474 СВАО г. Москвы. На базе нашего учреждения транслируется опыт по теме «Содержание и организация сотрудничества ДОУ и семьи в психофизическом воспитании ребенка», который был апробирован в рамках экспериментальной работы и распространен по России в виде многочисленных статей и методических рекомендаций.

Были определены следующие задачи деятельности:

- познакомить педагогов со здоровьефор-мирующими технологиями, используемыми в условиях детского сада и семьи;

- помочь педагогам подготовиться к взаимодействию с родителями: умение планировать работу, определить содержание, осуществить организацию и контроль данной работы;

- сформировать умения прогнозировать возможные трудности в работе с родителями и находить эффективные средства их разрешения.

Руководствуясь рекомендациями по организации деятельности СП в системе дошкольного образования г. Москвы, составленными Департаментом образования г. Москвы, мы разработали концепцию, учебную программу и перспективный план деятельности СП. В течение 2012-2013 учебного года стажировка слушателей проходила в три потока. Продолжительность обучения составляла три календарных месяца, один раз в неделю, по два часа. Категория стажеров разнообразная - это воспитатели, инструкторы по

Стажировочная площадка:

1. Принимает к исполнению утвержденный план-график проведения стажерских практик.

2. Реализует утвержденную программу деятельности стажировочной площадки.

3. Предоставляет отчеты (заключения) о результатах проведения стажерской практики на площадке.

4. Разрабатывает методические рекомендации по данной проблеме.

5. Планирует участие в профессиональных семинарах, смотрах, выставках, конкурсах разного уровня.

физической культуре, старшие воспитатели, педагоги-психологи.

Учебный курс стажировки педагогов ДОУ состоит из трех этапов:

Первый этап - ознакомительный. Цель: познакомить стажеров с организацией деятельности СП, с современными тенденциями организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Формы стажировки - круглый стол. Форма организации - групповая.

Второй этап - основной. Цель: познакомить стажеров с инновационным опытом сетевых образовательных учреждений. Формы стажировки - мастер-класс, семинары-практикумы, практические занятия, деловая игра, тренинг, открытый показ мероприятия с детьми. Форма организации - групповая, подгруп-повая, работа в парах.

Третий этап - итоговый. Цель: предоставить возможность педагогам-стажерам поделится опытом работы. Формы стажировки: научно-практический семинар или научно-практическая конференция. Виды самостоятельной работы: творческий проект, мультимедийная презентация. Форма организации - групповая, индивидуальная.

Формы стажировки:

Городские мероприятия (научно-практическая конференция, научно-практические семинары) планируются не чаще одного раза в квартал; консультации, семинары-практикумы, деловые игры - один раз в месяц; стажировка у тьютеров (открытый показ мероприятия, мастер-класс, ролевая игра, вовлечение стажера в мероприятие) не менее одного раза в неделю.

В начале обучения мы провели анкетирование педагогов, которое позволило выявить причины, побудившие прийти их на стажи-ровочную площадку, наиболее сложные проблемы, возникающие у них в процессе организации физкультурно-оздоровительной деятельности в детском саду, приемлемые формы учебной деятельности в процессе стажировки. По мнению самих педагогов, одной из основных причин, которая побудила их прийти на стажировочную площадку, является повышение профессиональной компетентности (55%) и интерес к теме СП (43%). Для большинства педагогов (75%) такие формы стажировки, как просмотр открытых мероприятий в ДОУ, мастер-классы, семинары-практикумы, тренинги, вызвали наибольший интерес.

В процессе стажировки педагогам была оказана помощь со стороны руководителей СП в плане обобщения их опыта работы, составления выступления и презентации.

В Центре организационно-методического обеспечения физического воспитания Департамента образования г. Москвы состоялась первая городская научно-практическая конференция «Современные здоро-вьесберегающие технологии в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи» (в рамках работы стажиро-вочной площадки направление «Здоро-вьеформирующие технологии в ДОУ).

В работе конференции приняли участие свыше 100 человек: представители высших учебных заведений: Московского педагогического государственного университета, Московского городского педагогического университета, Московского института открытого образования, Института возрастной физиологии РАО, Педагогической академии последипломного образования МО, методисты Центра организационно-методического обеспечения физического воспитания Департамента образования г. Москвы.

Участники конференции отметили тот факт, что на современном этапе необходима консолидация усилий со стороны науки, педагогических работников ДОУ и семьи в вопросах создания благоприятных условий с целью организации деятельности профилактической и оздоровительной направленности, формирования у детей положительного отношения к здоровому образу жизни, потребности в систематических занятиях

физическими упражнениями в условиях дошкольного учреждения и семьи.

Об эффективности деятельности ста-жировочной площадки можно судить по ответам стажеров на вопросы анкеты по результатам стажировки (Приложение 2). Для нас - руководителей СП, в первую очередь, важно то, какие здоровьефор-мирующие технологии, с которыми познакомились педагоги в процессе стажировки, будут использованы ими в работе, как с детьми, так и родителями. Нами было выявлено то, что:

- наиболее приемлемыми и интересными формами стажировки, по мнению педагогов, являются:

- просмотр открытых мероприятий (30%);

- мастер-классы (25%);

- семинары-практикумы (25%).

- педагоги предлагают внести следующие изменения в организацию и содержание стажировки:

- стажировку проводить для отдельных категорий педагогов (20%);

- увеличить количество просмотра открытых занятий в ДОУ (10%).

Также мы обращаем внимание на отзывы стажеров, размещенные на сайте Департамента образования г. Москвы: «Мне бы хотелось поблагодарить организаторов ста-жировочной площадки " Здоровьесберегающие технологии в ДОУ... Стажировка позволила мне увидеть современные формы организации здоровьесберегающих технологий в ДОУ как с детьми, так и с их родителями. Было раскрыто много интересных тем и идей, которые можно использовать в работе своего дошкольного учреждения. Очень интересны были занятия, которые раскрывали специфику работы с семьей...».

Завершается наш первый год работы в рамках стажировочной площадки. Постоянная рефлексия деятельности стажировочной площадки «Здоровьеформирующие технологии в ДОУ» позволяет нам скорректировать содержание и организацию стажировки педагогов на следующий учебный год.

Приложение 1. Программа стажировки по теме «Содержание и организация сотрудничества ДОУ и семьи в психофизическом воспитании ребенка»

Тема 1. «Научно-методические основы организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ» (круглый стол, 2 ч.).

План

1. Презентация деятельности ГБОУ ЦРР -д/с №474 СВАО г. Москвы.

2. Современные тенденции физического воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада (фото №1) (основы демократизации и гуманизации процесса физического воспитания детей, личностно-ориентированный и деятельностный подходы к процессу организации физического воспитания, организационно-педагогические принципы: научности, гармонического развития личности, оздоровительной направленности).

Тема 2. «Система взаимодействия детского сада и семьи в приобщении детей к здоровому образу жизни» (теоретический семинар, 2 ч.).

План

1. Теоретические основы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи (суть проблемы педагогического взаимодействия детского сада и семьи и ее разрешение на современном этапе, исторический аспект становления совместной работы детского сада и семьи по физическому воспитанию детей, сравнительный анализ определения понятий: «педагогическая пропаганда», «педагогическое просвещение», «сотрудничество», «взаимодействие», «партнерство», принципы сотрудничества педагогов с родителями, характеристика педагогической компетентности родителей в области физического воспитания ребенка).

2. Система взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в приобщении детей раннего и дошкольного возраста к здоровому образу жизни (компоненты системы: целевой, организационный, содержательный технологический, результативный, современные формы взаимодействия педагогов с родителями: родительские гостиные (фото №4) и родительские конференции (фото №2), мастер-классы (фото №3), психо-

лого-педагогические тренинги, семейные проекты; методы активизации родительской позиции: обсуждение разных точек зрения на дискуссионный вопрос, проблемная ситуация, тренинговые игровые упражнения, обращение

к опыту родителей, игровое взаимодействие родителей и детей: совместное выполнение физических упражнений или музыкально-ритмических упражнений; просмотр видеороликов; прослушивание аудиозаписей и др.).

Тема 3. «Гармонизация детско-родитель-ских отношений средствами физической культуры» (теоретический семинар, 2 ч.).

1. Технология гармонизации детско-роди-тельских отношений средствами физической культуры (определение понятия «гармоничные детско-родительские отношения», три этапа технологии гармонизации детско-родитель-ских отношений средствами физической культуры, методика проведения физкультурных занятий родителей с детьми (фото №5, 6).

2. Сотрудничество педагога-психолога с воспитателем по физкультуре на совместных физкультурных занятиях родителей с детьми (содержание сотрудничества двух специалистов, делегирование обязанностей специалистов в процессе подготовки, проведения совместных физкультурных занятий родителей с детьми).

Тема 4. Эффективные методы и приемы в работе педагога с семьей на совместных физкультурных занятиях родителей с детьми» (тренинг, 2 ч.).

Разрешение проблемных ситуаций, с которыми может встретиться педагог при проведении физкультурных занятий родителей с детьми (фото №7).

Тема 5. «Специфика выполнения физических упражнений в детско-родительской паре» (мастер-класс, 2 ч.).

1. Методика выполнения физических упражнений в детско-родительской паре (фото №8, 9) (общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами: мячом, гимнастическими палками, обручем; основные движения в детско-родительской паре).

2. Здоровьесберегающие технологии в работе с семьей (упражнения дыхательной и пальцевой гимнастики; игровой самомассаж и массаж; стрейтчинговые упражнения; физи-

ческие упражнения, направленные на профилактику плоскостопия; психогимнастические этюды, релаксационные упражнения).

Тема 6. «Организация проектной деятельности в детском саду» (теоретический семинар, 2 ч.).

1. Педагогическое проектирование - как эффективный способ планирования воспитательно-образовательного процесса.

2. Метод проектов в работе с семьей (пример «Книга о полезной и здоровой пище» (фото №10).

Тема 7. Научно-практический семинар или научно-практическая конференция. ■

Приложение 2

Анкета №1. Для слушателя стажировочной площадки на тему: «Здоровьеформирующие технологии в ДОУ». (Входное анкетирование).

1. Персональные данные слушателя стажировки 1.1. Ф.И.О.

1.2. Наименование ОУ

1.3. Должность_

1.4. Педагогический стаж работы

1.5. Ваше базовое образование. (Подчеркните один из вариантов ответа): 1) высшее педагогическое; 2) среднее педагогическое (колледж); 3) среднее профессиональное (непедагогическое); 4) высшее профессиональное (непедагогическое); 5) среднее общее (школа); 6) начальное профессиональное.

2. Учебная направленность слушателя стажировки.

2.1. Назовите причины, побудившие вас прийти на стажировочную площадку?

- интерес к теме СП;

- повышение профессиональной компетентности;

- проблемы профессиональной деятельности, поиск путей их решения;

- другое (напишите)_

2.2. По какой примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования вы работаете?

- «От рождения до школы» (рук. авт. коллектива Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова);

- «Истоки» (рук. авт. коллектива Л. А. Парамонова);

- «Детство» (рук. авт. коллектива Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова).

2.3. Укажите наиболее сложные проблемы, возникающие в вашей профессиональной деятельности:

- недостаточный уровень знаний (каких)_

- недостаточный уровень умений (каких)_

- слабая материально-техническая база;

- другое (напишите)_

2.4. Какие формы учебной деятельности в процессе стажировки станут для вас наиболее приемлемыми?

- круглые столы;

- семинары-практикумы;

- мастер-классы;

- деловые (ролевые) игры;

- тренинги;

- просмотр открытых мероприятий в ДОУ;

- научно-практические семинары и конференции;

- самостоятельная работа.

2.5. Укажите, пожалуйста, то направление, по которому вы готовы поделиться собственным опытом работы в процессе стажировки:

- «Содержание и организация сотрудничества ДОУ и семьи в психофизическом воспитании ребенка»;

- «Здоровьеформирующее воспитание ребенка в коррекционно-разивающем образовательном процессе ДОУ»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- «Организация физкультурно-оздоровительной и профилактической работы в ДОУ с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата»;

- Другое (напишите)_

Благодарим вас за ответы.

Анкета №2. Для слушателя стажировочной площадки на тему: «Здоровьеформирующие технологии в ДОУ». (Заключительное анкетирование).

Персональные данные слушателя стажировки

1.1. Ф.И.О._

1.2. Наименование ОУ_

1.3. Должность_

2. Основные результаты стажировки.

2.1. Оцените в целом (по 5-балльной шкале) степень удовлетворения ваших ожиданий от прохождения стажировки.

2.2. Оцените (по 5-балльной шкале) степень удовлетворения ваших ожиданий по отдельным темам:

- Основы сотрудничества детского сада и семьи в психофизическом воспитании детей.

- Использование здоровьесберегающих технологий в семье.

- Педагогические основы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, имеющие нарушения в состоянии здоровья.

- Дифференцированная система закаливания для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) и ЛОР-заболеваниями.

- Методика проведения оздоровительных игр для детей с НОДА и ЛОР-заболеваниями.

- Интеграционное взаимодействие специалистов в области здоровьеформирования.

- Личностно-ориентированное развитие ребенка в коррекционно-развивающей работе детского сада.

2.3. Оцените эффективность использованных на данных курсах разных форм учебной деятельности (наиболее эффективные подчеркните).

- круглые столы;

- семинары-практикумы;

- мастер-классы;

- деловые (ролевые) игры;

- просмотр открытых мероприятий в ДОУ;

- самостоятельная работа.

2.4. Что узнали нового и интересного в процессе стажировки.

2.5. Планируете ли вы использовать в своей работы здоровьесберегающие технологии, формы, методы и приемы в работе с детьми, родителями, с которыми познакомились в процессе стажировки? Укажите какие?

2.6. Что вы считаете необходимым добавить или исключить из содержания стажировки.

2.7. Ваши пожелания.

Благодарим вас за ответы.

Статья поступила в редакцию 07.09.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.