Н. С. Денисенкова
Стажировочная площадка в действии. Новости из оранжереи где учат выращивать таланты
Денисенкова Наталья Сергеевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития факультета социальной психологии МГППУ (Москва, Россия), nataliya-denisenkova@yandex.ru
Статья рассказывает о деятельности стажировочной площадки по направлению «Дошкольное образование: интеллектуальный ресурс развития нации. Одаренные дети. Поддержка детской инициативы», в частности, информирует читателей о недавно прошедшем в ГБОУ ЦРР - детский сад №1511 мастер-классе «Развитие интеллектуальных способностей и элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста». Интеллектуальный и творческий потенциал одаренных детей является важнейшим ресурсом современного общества. Слушатели стажи-ровочной площадки знакомились с возможными формами и методами практической работы по развитию логического мышления дошкольников, узнавали о принципах образовательной работы в ДОУ с одаренными детьми, построенных на стратегии амплификации детского развития.
Ключевые слова: стажировочная площадка, повышение профессиональной компетентности педагогов, мастер-класс, развитие одаренных детей, интеллектуальная и творческая одаренность дошкольников, способности к программированию.
Internship in action
Denisenkova Nataliya,
PhD in Psychology, Associate Professor of Department of Social Developmental Psychology of Moscow City University of Psychology and Education (Moscow, Russia), nataliya-denisenkova@yandex.ru
The article focuses on the activities within internship in the frame of the program "Preschool education: intellectual resource for the development of the nation. Gifted children. Support for children's initiative". As an example its implementation in kindergarten № 1511 is analyzed. Master class "Development of intellectual abilities and elements of logical thinking in children preschool age" is described. During internship students are introduced to different forms and methods of practical work on the development of logical thinking of preschoolers, learn about the principles of educational work in kindergartens with gifted childre
Keywords: internship, professional competence of teachers, master class, gifted children, intellectual and creative talent of preschoolers.
В Москве начала работу новая форма обмена педагогическим опытом - система ста-жировочных площадок. Ее задача - развитие и стимулирование инновационной деятельности, повышение квалификации работников дошкольного образования через формирование и совершенствование профессиональных ком-
петентностей слушателей (стажеров) посредством включения их в работу стажировочной площадки - образовательной организации, носителя актуального опыта. Данная форма призвана знакомить педагогов г. Москвы с взглядами сотрудников передовых, инновационных образовательных учреждений, создавать усло-
вия для профессионального роста воспитателей, психологов, руководителей ДОУ, чтобы в дальнейшем стажеры могли проектировать собственные вариативные модели профессиональной деятельности.
ГБОУ ЦРР - детский сад №1511 стал стажи-ровочной площадкой по направлению, над которым мы работаем более 20 лет, «Дошкольное образование: интеллектуальный ресурс развития нации. Одаренные дети. Поддержка детской инициативы».
Интеллектуальный и творческий потенциал одаренных детей является важнейшим ресурсом современного общества. В связи с этим приоритетным направлением государственной образовательной политики, науки и практики должно стать формирование системы поиска, поддержки и развития одаренности, а также создание образовательной среды, позволяющей выявлять и развивать способности каждого ребенка.
Цель работы стажировочной площадки - разработка и внедрение в практику модели образовательно-воспитательного процесса в ДОУ, направленного на внедрение в практику диагностики ранней одаренности, развитие интеллектуальных и творческих способностей и одаренности дошкольников, оптимизацию их социального и личностного развития, поддержку детской инициативы. Педагогический коллектив под руководством заведующей детского сада Л. П. Ивановой и старшего педагога А. В. Маклыгиной, в рамках программ «Развитие» и «Одаренный ребенок», разработал различные формы и методы развития дошкольников, накопил банк методических пособий и рекомендаций, как для педагогов, так и для родителей. Стажировочная площадка дает замечательную возможность поделиться опытом.
В качестве нового направления мы выбрали изучение и развитие способностей к программированию, использование в образовательно-воспитательном процессе информационно-коммуникационных технологий. Современные реалии диктуют необходимость грамотного подхода к развитию детей, одаренных в области информатики, компьютерного проектирования и конструирования, программирования, компьютерной инженерии и др. Инновационной составляющей проекта явился курс «Программирование для малышей», разработанный И. Б. Рогожкиной, организатором данной стажировочной площадки. Реализация созданных ею дистанционных проектов, играющих важную роль в работе с особыми катего-
риями детей: с ограниченными возможностями здоровья, с проблемами в развитии, и даже с одаренными детьми, представляет особый интерес для педагогов и для родителей, которые с удовольствием включились в деятельность «Клуба юных мыслителей», интернет-олимпиады для дошкольников и др.
Разрабатывать и практически обеспечивать реализацию таких сложных задач помогает тесное сотрудничество с ведущими научными площадками страны: факультетом психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, факультетом социальной психологии МГППУ, факультетом психологии образования РГГУ, НИИ системных исследований РАН, УЦ «Развитие» имени Л. А. Венгера и др.
В то же время основной задачей проекта является не только и не столько исследовательская и экспериментально-практическая работа, сколько трансляция образовательных инноваций, реализация вариативных форм повышения профессиональной компетенции педагогов, психологов и работников дополнительного образования дошкольных образовательных учреждений. В связи с этим мы постарались создать и апробировать такие активные формы взаимодействия, как мастер-классы, деловые игры, семинары и круглые столы. На них слушатели знакомятся с опытом работы детского сада через анализ реальных образовательно-воспитательных ситуаций, участниками которых они являются, видеоматериалы, активные формы взаимодействия с педагогами, психологами, руководителямиДОУ, а иногда и с самими воспитанниками и их родителями. Для получения обратной связи и активизации представлений, полученных слушателями, в конце каждой встречи необходимо не только принять активное участие в обсуждении, заполнить анкету, но и выполнить задание, которое будет оценено экспертами.
Специально для интерактивных и дистанционных форм работы был создан сайт, на котором постоянно освещается деятельность стажировочной площадки, рассказывается об инновациях в области изучения и развития способностей и одаренности дошкольников, выкладываются материалы прошедших мероприятий и встреч, предлагаются темы для проектов и обсуждается их выполнение. Библиотека сайта позволяет воспитателям и родителям познакомиться с новыми и классическими психолого-педагогическими трудами по проблемам способностей и одаренности, детско-родительских отношений, педагогического мастерства, а также с клубной
и кружковой работой, интернет-олимпиадами для дошкольников, родительской консультацией и другими направлениями деятельности.
За время работы мы провели встречи со слушателями всех модулей: «Психологические аспекты работы по выявлению и развитию способностей и одаренности дошкольников», «Развитие интеллектуально-творческого потенциала детей через различные виды детской деятельности», «Использование дистанционных интерактивных форм работы с детьми и их семьями». Наши партнеры из ГБОУ ЦРР - детский сад №1754 провели целый ряд мероприятий в рамках направления «Развитие индивидуальных творческих способностей детей средствами художественно-эстетической деятельности».
Последней темой мастер-класса, организованного на базе детского сада, была «Развитие интеллектуальных способностей и элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста». Слушатели стажировочной площадки знакомились с возможными формами и методами практической работы по развитию логического мышления дошкольников, узнавали о принципах образовательной работы в ДОУ с одаренными детьми, построенных на стратегии амплификации детского развития.
Мастер-класс начался с показа игр, заданий и ситуаций, стимулирующих развитие логического мышления у детей старшей и подготовительной групп. Его провели воспитатели В. В. Гришина и Т. А. Душакова.
Фото 1. С помощью кругов классифицируем понятия дикие и домашние животные и объединяем их в более широкие понятия (животные, живое )
Фото 2. Мы умеем не только выполнить задание, но и отстоять свое мнение
Педагоги предлагали детям решать сложные логические задачи, преподнося их в форме игры, загадок, викторин и т.д. Дети, используя образные средства, такие как круги Эйлера и логическое древо, соотносили объем и содержание понятий, выделяли их родо-видовые признаки, искали и меняли основания для классификации понятий, учились объединять предметы и объекты природы по существенному признаку, называя их общим словом.
Даже для взрослого такие задачи кажутся чересчур сложными, но дети справлялись с ними практически без посторонней помощи.
Они объединяли в одном обруче курицу, корову, лошадь, называя их домашними животными. В другой круг помещали лису, волка, медведя, т.е. диких животных. С помощью обруча большего размера, внутри которого разместились два маленьких, дети обозначали животных вообще. Самый большой обруч, объединивший все, они назвали «все живое». Это и было классификацией понятий по признаку «дикие» или «домашние», обобщением объектов по существенному признаку и объединение их общим видовым понятием (животные), соотнесение с более общим, родовым понятием (живое). Использование образных средств дало возможность детям справиться со сложной логической операцией установления отношений между понятиями, выделения основания для их классификации и позволило в наглядной форме показывать, что видовое понятие «животные» меньше родового «живое» (см. фото 1).
С помощью интерактивной доски дети аргументировали свое мнение и отстаивали решения. (фото 2)
Используя представления о соотношении понятий, правильно задавая вопросы, дети узнавали, каких животных (фото 3) или геометрическую фигуру (фото 4) загадали их товарищи.
Фото 3. Найти отгадку среди такого множества можно только целенаправленно сужая зону поиска с помощью вопросов
Фото 4.
Фото 5. Опираясь на схему, можно разделить фигурки по разным основаниям (цвету, величине, форме)
Например, для того чтобы узнать, что загадана синичка, пришлось поэтапно выяснять, что она живая, животное, птица, зимующая птица.
Логическое древо помогало структурировать геометрические фигуры по разным основаниям (цвету, величине), обобщая их в соответствии с заданием педагога (фото 5).
Дети были так захвачены отгадыванием шарад, загадок, поисками ответов, что даже по окончании мероприятия продолжали интеллектуальные игры.
Фото 6. Мы умеем рассказать о сложных проблемах просто
Слушатели мастер-класса приступили к обсуждению увиденного и осмыслению его в русле педагогических задач.
В этом им помогли вы-
ступления участников стажиро-вочной площадки. Научный консультант стажировоч-ной площадки, доцент кафедры социального развития МГППУ Н. С. Денисенко-ва рассказала о значении логического мышления для развития способностей и одаренности детей, о специфике логического мышления дошкольников и одаренных детей, в частности.
Воспитатель ЦРР - детского сада №1511 О. А. Коротеева поделилась опытом работы по развитию элементов логического мышления у детей в детском саду. Она говорила об этапах развития логического мышления, специфике образных средств, используемых в старшей и подготовительной группе. Особое место в ее выступлении было уделено формам работы с детьми, включающим все виды детских де-ятельностей (от изобразительной до игровой), используя которые дошкольники знакомятся с законами логики (фото 6).
Практическое занятие «Клуб Знатоков», проведенное Н. С. Денисенковой, А. В. Маклыгиной и В. В. Гришиной со слушателями, внесло веселые нотки в работу и позволило взрослым самим выполнить задания по развитию логического мышления, обычно предлагаемые детям.
Обсуждение результатов мастер-класса показало большую заинтересованность педагогов и психологов в обсуждаемой теме, а также необходимость дальнейшего обмена опытом и мнениями. ■
* Фотографии предоставлены педагогом-психологом ГБОУ ЦРР - детский сад №1511 Т.Е. Толмачевой.
Статья поступила в редакцию 14.12.2012 г.