Научная статья на тему 'Критериально-показательный аспект формирования профессиональной компетентности будущих дизайнеров одежды'

Критериально-показательный аспект формирования профессиональной компетентности будущих дизайнеров одежды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критериально-показательный аспект формирования профессиональной компетентности будущих дизайнеров одежды»

ности, которая соединяет прошлое, настоящее и будущее в развитии общества, способствует преемственности поколений.

Одной из важнейших составляющих готовности педагогов ДОУ к непрерывному совершенствованию и самосовершенствованию, постоянному повышению квалификации является потребность в повышении уровня профессиональной зрелости. Эффективность системы повышения квалификации напрямую зависит от уровня заинтересованности в ней педагогов ДОУ, создания у них высокой внутренней мотивации к самосовершенствованию.

Проектирование системы педагогических условий формирования профессиональной зрелости педагогов дошкольного образовательного учреждения на районной стажировочной площадке позволит повысить эффективность работы с молодыми специалистами ДОУ.

Л. В. Сапрыкина

Критериально-показательный аспект формирования профессиональной компетентности будущих дизайнеров одежды

Современные исследователи И. Зимняя, Н. Уйсимбаева, М. Элькин, изучая критериально-показательный аспект формирования профессиональной компетентности студентов, выделяют, как правило, следующие уровни сформированности: репродуктивный, продуктивный, творческий (либо их вариации).

Цель статьи - разработать показатели и критерии оценивания профессиональной компетентности будущих дизайнеров одежды, которые будут отвечать специфике профессиональной деятельности.

Понятие «профессиональная компетентность» специалиста выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм. Исходя из этого компетентность как единство теоретической и практической готовности специалиста к выполнению профессиональных функций характеризует не только деятельность, но и самого специалиста как ее субъекта в самостоятельном, ответственном, инициативном взаимодействии с миром.

Благодаря этому свойству компетентность интегрирует профессиональные и личностные качества, направляет их на овладение профессиональными знаниями, целенаправленное применение в планировании и реализации профессиональной деятельности, активизирует человека к развитию собственных способностей, самореализации в социально полезной деятельности, обеспечивает профессиональное становление.

227

Профессиональная деятельность требует от специалиста умения решать профессиональные задачи, которые имеют свои особенности. Следовательно, возникает проблема разработки показателей и критериев оценивания профессиональной компетентности с учетом специфики профессиональной деятельности будущих дизайнеров одежды.

В педагогической науке критерий - признак, на основе которого оценивается состояние развития личности, в том числе ее качественных характеристик. Педагогический критерий характеризуется факторами социальной и профессиональной среды, которые активно влияют на формирование профессиональной компетентности.

Таким образом, критерий - это существенный признак явления или процесса, на основе которого исследователи определяют уровень развития профессиональной компетентности студентов экспериментальных и контрольных групп.

Поиск критериев, по которым можно оценить степень проявления профессиональной компетентности, в процессе подготовки требует прежде определения соответствующего перечня ее показателей, где показатель - суждения о наличии или отсутствии качеств объекта и интенсивность их проявления.

Анализ научных работ современных исследователей показывает, что оптимальный перечень показателей профессиональной компетентности, который они предлагают, целиком зависит от концептуального понимания содержания определенного вида профессиональной компетентности.

При оценке личностных качеств, которые могут выступать критериями формирования профессиональной компетентности, среди ученых существуют разногласия относительно преимуществ набора тех или иных качеств, в частности, которыми должен обладать будущий дизайнер одежды.

Критерии позволяют определить процессы становления и развития профессиональной компетентности будущих дизайнеров одежды в соответствующих направлениях профессиональной деятельности. Профессиональная активность, самоопределение, ответственность дают возможность определить уровень сформиро-ванности профессиональной компетентности будущего дизайнера одежды как органического единства этих качеств личности на более высокой ступени профессионального становления.

Исходной для определения критериев оценивания профессиональной компетентности в нашем исследовании является степень сформированности ключевых структурных компонентов профессиональной компетентности будущего дизайнера одежды, развитие которых является показателем развития как ее отдельных качеств, так и профессиональной компетентности в целом.

228

Итак, мы предлагаем следующие критерии и показатели формирования профессиональной компетентности будущего дизайнера одежды.

Профессионально-содержательный (базовый): знания, умения и навыки, обеспечивающие осознание будущим дизайнером содержания профессиональной деятельности: теоретические - знание, навыки и умения, которые сочетают в себе как уже приобретенный опыт, так и способность дальнейшего самостоятельного его приобретения и творческого применения на практике, потребность в рационализации мыслительной деятельности, знание общих правил, по которым необходимо действовать, практическую проверку этих правил, общую эрудицию, самоконтроль; художественные - представление о развитии искусства, методы познания его видов, закономерности историко-художественного процесса, формирование творческого мировоззрения, развитие пространственного мышления, навыки творческих методов изображения и композиционное мастерство, накопление основных знаний в области дизайнерского искусства, развитие творческой индивидуальности и художественного вкуса; специальные - знания учебных дисциплин, аналитические и прогностические способности, умение решать задачи производственного характера на основе современных методов дизайнерского проектирования, профессиональный способ видения мира, склонность и стремление к более глубоким знаниям, учитывая инновации в профессии, содержательное и профессионально-ответственное отношение к своей профессии, понимание ее социальной значимости, устойчивая потребность в профессиональном самосовершенствовании и эффективном контактном взаимодействии с профессиональной средой.

Операционно-технологический (практический): умения (гностические, аналитические, прогностические, проектные, эстетические); навыки (профессиональные, специальные); профессионально важные качества (целеустремленность, самостоятельность, работоспособность, дисциплинированность, надежность, коммуникабельность, толерантность, готовность работать в коллективе, способность осваивать новые технологии).

Личностно-эмоциональный: умение мобилизовать свой профессиональный потенциал: профессионально-личностные - осознание будущим дизайнером своих способностей и возможностей, способность на самонастройку на проектную деятельность, желание заниматься определенным видом деятельности, удовлетворение от профессиональных занятий; индивидуально-психологические - способность самостоятельно приобретать новые знания и умения; подготовленность к самостоятельному выполнению заданий, умение оценивать результаты работы, обрабатывать полученную инфор-

229

мацию, моделировать процессы, развитие собственной творческой индивидуальности; владение навыками общения, мастерство ведения диалогов; морально-психологические - осознание предыдущего опыта, сознательный характер самоорганизованной деятельности, направленной на планируемый конкретный результат, способность личности к целенаправленной работе, брать на себя ответственность за последствия своей деятельности.

Рефлексивно-оценочный: оценка и переоценка своих способностей, умение сознательно контролировать профессиональную деятельность и уровень собственных достижений на основе специальных знаний; коррекция действий и поведения, направленных на осмысление собственных поступков, адекватная самооценка участия в совместной работе, самовыражение, саморазвитие и самосовершенствование.

Таким образом, разработанные критерии и показатели формирования профессиональной компетентности будущих дизайнеров одежды обеспечивают возможность проведения мониторинговых исследований по данной проблеме с целью определения путей повышения уровня профессиональной компетентности студентов.

Н. В. Седова

Педагогическое образование в гимназии

Ценностным основанием любых преобразований в образовательной сфере является ориентация на создание максимально благоприятных условий для саморазвития, самоопределения учащихся; на определение новых способов содействия, поддержки, осознанного выбора и построения собственного индивидуального образовательного маршрута.

Основная цель многолетних и довольно сложных исследований состояла в поиске ответа на вопрос: чем отличается «хорошая» школа от менее хорошей? Какие признаки (показатели) позволяют нам установить, что та или иная школа является «хорошей школой»? Сначала искали «твердые» критерии, которые можно относительно просто выявить, например, количество учеников на одного учителя, число учащихся в классе, наличие ресурсов и т. п. Данное направление исследований себя не оправдало. Вместо «твердых критериев», на которые можно влиять путем политических решений, были выявлены «тонкие» факторы, которые имеют более «атмосферический» характер, зависят от «настроения», «климата» школы.

230

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.