КРИТЕРИАЛЬНО-ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ ОДЕЖДЫ
Л. В. Сапрыкина
Цель доклада - раскрыть показатели и критерии оценивания профессиональной компетентности будущих дизайнеров одежды, которые будут отвечать специфике профессиональной деятельности.
Понятие «профессиональная компетентность» специалиста выражает в целостной структуре личности единство его теоретической и практической готовности к определенной профессиональной деятельности и характеризует его профессионализм. Исходя из этого компетентность как единство теоретической и практической готовности специалиста к выполнению профессиональных функций характеризует не только деятельность, но и самого специалиста как ее субъекта в самостоятельном, ответственном, инициативном взаимодействии с миром. Благодаря этому свойству компетентность интегрирует профессиональные и личностные качества, направляет их на овладение профессиональными знаниями, на целенаправленное применение в планировании и реализации профессиональной деятельности, активизирует человека к развитию собственных способностей, самореализации в социально полезной деятельности, обеспечивает профессиональное становление. Профессиональная деятельность требует от специалиста умения решать профессиональные задачи, которые имеют свои особенности. Следовательно, возникает проблема разработки показателей и критериев оценивания профессиональной компетентности с учетом специфики профессиональной деятельности будущих дизайнеров одежды.
В педагогической науке критерий - признак, на основе которого оценивается состояние развития личности, в том числе ее качественных характеристик. Педагогический критерий характеризуется факторами социальной и профессиональной среды, которые активно влияют на формирование профессиональной компетентности. Таким образом, критерий - это существенный признак явления или процесса, на основе которого исследователи определяют уровень развития профессиональной компетентности студентов. Поиск критериев, по которым можно оценить степень проявления профессиональной компетентности, в процессе обучения требует прежде определения соответствующего перечня ее показателей, где показатель - суждения о наличии или отсутствии качеств объекта и интенсивность их проявления.
Анализ научных работ по данной проблеме показывает, что оптимальный перечень показателей профессиональной компетентности, который предлагается, целиком зависит от концептуального понимания содержания определенного вида профессиональной компетентности. При оценке личностных качеств, которые могут выступать критериями формирования профессиональной компетентности, среди ученых существуют разногласия относительно преимуществ набора тех или иных качеств, в частности, которыми
294
должен обладать будущий дизайнер одежды. Критерии позволяют определить процессы становления и развития профессиональной компетентности будущих дизайнеров одежды в соответствующих направлениях профессиональной деятельности. Профессиональная активность, самоопределение, ответственность дают возможность определить уровень сформированности профессиональной компетентности будущего дизайнера одежды. Исходным условием для определения критериев оценивания профессиональной компетентности в нашем исследовании является степень сформированности ключевых структурных компонентов профессиональной компетентности будущего дизайнера одежды, развитие которых является показателем как его отдельных качеств, так и профессиональной компетентности в целом.
Мы предлагаем следующие критерии и показатели формирования профессиональной компетентности будущего дизайнера одежды.
Профессионально-содержательный (базовый) критерий, под которым мы понимаем знания, умения и навыки, обеспечивающие осознание будущим дизайнером содержания профессиональной деятельности. При этом мы различаем: (а) критерии теоретического плана - знания, навыки и умения, которые сочетают в себе как уже приобретенный опыт, так и способность дальнейшего самостоятельного его приобретения и творческого применения на практике; потребность в рационализации мыслительной деятельности и др.; (б) критерии художественного плана - представление о развитии искусства, методы познания его видов, закономерности историко-художественного процесса, формирование творческого мировоззрения, развитие пространственного мышления, навыки творческих методов изображения и композиционное мастерство и др.; (в) критерии специальные - знания учебных дисциплин, аналитические и прогностические способности, умение решать задачи производственного характера на основе современных методов дизайнерского проектирования, профессиональный способ видения мира, склонность и стремление к более глубоким знаниям и др.
Операционно-технологический (практический) критерий, под которым мы понимаем умения (гностические, аналитические, прогностические, проектные, эстетические), навыки (профессиональные, специальные), профессионально важные качества (целеустремленность, самостоятельность, работоспособность, дисциплинированность, надежность, коммуникабельность, толерантность, готовность работать в коллективе, способность осваивать новые технологии).
Личностно-эмоциональный критерий, под которым мы понимаем умение мобилизовать свой профессиональный потенциал: (а) профессиональноличностные - осознание будущим дизайнером своих способностей и возможностей, способность к самонастройке на проектную деятельность, желание заниматься определенным видом деятельности, удовлетворение от профессиональных занятий; (б) индивидуально-психологические - способность самостоятельно приобретать новые знания и умения; подготовленность к самостоятельному выполнению заданий, умение оценивать результаты работы, обрабатывать полученную информацию, моделировать процессы, развитие
295
собственной творческой индивидуальности; владение навыками общения, мастерство ведения диалогов; (в) морально-психологические - осознание предыдущего опыта, сознательный характер самоорганизованной деятельности, направленной на планируемый конкретный результат, способность личности к целенаправленной работе, способность брать на себя ответственность за последствия своей деятельности.
Рефлексивно-оценочный критерий, под которым мы понимаем оценку и переоценку своих способностей, умение сознательно контролировать профессиональную деятельность и уровень собственных достижений на основе специальных знаний; коррекция действий и поведения, направленных на осмысление собственных поступков, адекватная самооценка участия в совместной работе, самовыражение, саморазвитие и самосовершенствование.
Таким образом, раскрытые критерии и показатели формирования профессиональной компетентности будущих дизайнеров одежды обеспечивают возможность проведения мониторинговых исследований по данной проблеме с целью определения возможностей повышения уровня профессиональной компетентности студентов.
296