лении теста генерировать практически неповторяющуюся последовательность заданий. Необходимо также учитывать, что если тестируется слабая по подготовленности группа студентов, то наиболее трудные задания не работают (ни один из студентов не может на них ответить правильно), поэтому из дальнейшей обработки и интерпретации тестовых данных эти задания следует исключить.
4. Соответствие содержания теста уровню современного состояния науки, что требует проверки знаний студентов на современном материале.
5. Возрастающая трудность учебного материала, т.е. каждый учебный элемент в процессе контроля обладает некоторой усредненной для студентов мерой трудности, на которую и ориентируются преподаватели.
6. Комплексность и сбалансированность содержания теста. Например, тест, разработанный для итогового контроля знаний, не может состоять из материалов только одной темы, даже если эта тема является ключевой в учебной дисциплине.
На основе проведенных нами исследований мы можем сделать вывод, что педагогическое тестирование является одной из наиболее технологичных форм оценки уровня учебных достижений студентов вузов. В этом смысле ни одна из известных традиционных форм контроля с тестированием сравниться не может.
ковского ун-та. Серия 20. —Педагогическое образование. -2004. - №2. - С.25-56.
3. Ефремова Н.В. Тестирование и мониторинг: Рекомендации учителю / Ефремова Н.В. // Стандарты и мониторинг. - 2001. - №3. - С.55-59.
4. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. - М.: Просвещение, 2002. - 383 с.
5. Качалова Л.П. Педагогический мониторинг. Процессы интеграции психолого-педагогических знаний будущего учителя // Стандарты и мониторинг в обучении. - 1999. -№6. - С.31-34.
6. Качалов В., Прудковский Б. По поводу оценки качества высшего образования / В. Качалов, Б. Прудковский // Высшее образование в России. - 1999. - №2. - С.56-58.
7. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования). — М.: Народное образование, 2000. - 352 с.
8. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. -М.:Академия, 2002. - 576 с.
9. Развитие региональной системы оценки качества образования / Под ред. А.И. Адамского. - М.:Эврика, 2006. -32 с.
10. Ялаева Н.В.Компьютерное тестирование как средство интенсификации обучения английскому языку в юридическом вузе: Дис... канд.пед.наук / Н.В. Ялаева. - Екатеринбург, 2003. - 215 с.
Библиографический список
1. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий: Учебник для преподавателей вузов, техникумов, училищ, учителей школ, гимназий и лицеев. - М.: Центр тестирования, 2002. -238 с.
2. Долинер Л.И. Компьютерные тесты успеваемости как средство оптимизации учебного процесса // Вестник Мос-
КОРЧИНСКАЯ Татьяна Ивановна, заведующая компьютерной лабораторией, доцент кафедры информатики.
Дата поступления статьи в редакцию: 22.11.06 г. © Корчинская Т.И.
УДК 37 01: 745/749 О. Ю. ПРУДОВСКАЯ
Омский государственный институт сервиса
РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРИМЕНЕНИЮ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ У СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ_
Статья посвящена проблеме формирования профессиональной готовности студентов-дизайнеров к применению информационных технологий. Научная новизна исследования заключается в том, что определены принципы построения модели специалиста-дизайнера, обоснованы структура и содержание компонентов готовности к применению информационных технологий в профессиональной деятельности дизайнера.
Уточнение знания о сущности готовности к Дизайн является лишь одним из видов деятель-
профессиональной деятельности у будущих ди- ности, формирующих личность и общество. Но
зайнеров невозможно без выявления специфики важность его огромна, так как в сфере дизайна воз-
профессиональной деятельности дизайнера. действие на личность происходит в неявной, час-
то неосознаваемой потребителем форме. Однако роль дизайна в современном российском обществе осмыслена недостаточно. Подготовка профессиональных дизайнеров в России достаточно долгое время не проводилась, а функции дизайнера на производстве выполняли специалисты с инженерным или архитектурным образованием. Поэтому зачастую дизайн как вид деятельности рассматривается только в рамках обыденно-практического и традиционного профессионального сознания. В действительности же основная задача как общества в целом, так и специалистов в сфере профессионального образования в частности, состоит в том, чтобы осознать творческие возможности дизайна не только как вида производственно-практической деятельности, но и как инструмента социально-культурного творчества.
Одна из сложнейших задач профессиональной подготовленности дизайнера состоит в осмыслении общих принципов дизайна как вида творческой деятельности, т.к. каждый дизайн-проект контекстуально воспроизводит достижения самого широкого круга человеческого знания — эргономики, психологии, социологии, экологии, философии, эстетики, религии, мифа и т.п. Дизайнер выполняет миссию хранения и передачи информации о предметном национально-культурном ядре, а вся совокупность предметов представляет собой одну из форм бытия всех видов деятельности, всех форм сознания, воплощающих в себе ценности и нормы культуры данного общества.
Проектное воображение является базовой профессиональной способностью дизайнера. Но оно нуждается в особом творческом пространстве, в котором работа воображения может разворачиваться с необходимой для проектирования осмысленностью и действенностью. Таким пространством давно стала предметная среда. Проектируя окружающую предметную среду, дизайнер должен чувствовать и уметь моделировать пространственно-масштабную взаимосвязь различных объектов, создавать графически интерпретированные модели предметно-пространственной среды и ее элементов.
Содержанием практической деятельности дизайнера является художественное конструирование. Он создает эстетически выразительную, рационально и целесообразно построенную форму. Поэтому студента-дизайнера следует учить анализировать средствами графики логику и закономерности конструкции, структуры формообразования объема в пространстве, выявлять и воспроизводить многообразные, зачастую сложные пространственно-конструкционные связи пластической формы. Художественный же аспект деятельности дизайнера предполагает знание законов художественного творчества и профессиональное владение ими. Все эти требования современного дизайна демонстрируют, насколько внутренне богатой и динамичной должна быть личность дизайнера, и насколько тщательно должны быть осмыслены подходы к профессиональной деятельности дизайнера.
Теоретические положения готовности к применению ИТ вытекают из общей теории готовности к деятельности и, в частности, из теории профессиональной готовности. Исследование сущности готовности к профессиональной деятельности у будущего дизайнера значительно осложнено отсутствием исследований, посвященных данному феномену.
Выявление сущности готовности к применению ИТ в профессиональной деятельности дизайнера потребовало анализа понятийной цепочки "готовность", "готовность к профессиональной деятельности".
Готовность к различным видам деятельности всесторонне исследуется с конца 50-х годов прошлого столетия [1, 2], и к сегодняшнему дню накоплен обширный материал, раскрывающий ее сущность и структуру. Анализ исследований, посвященных проблеме готовности, показывает разнообразие подходов к трактовке этого понятия, которые сводятся прежде всего к ее пониманию как важнейшего условия выполнения профессиональной деятельности.
"Профессиональную готовность" считают одним из непременных условий эффективности профессиональной деятельности специалиста. Данную готовность рассматривают, исходя из общих принципов в изучении профессиональной деятельности — принципов единства деятельности и сознания, взаимосвязи внешних и внутренних условий, единства личности и деятельности, ведущей роли активности в целенаправленной деятельности. Готовность специалиста к будущей профессиональной деятельности В. А. Сластенин рассматривает в трех уровнях: личностная, теоретическая и технологическая (операционно—деятельностная). От того, какими личностными качествами будет обладать специалист, будет зависеть то, в какой сфере деятельности реализует он свои знания и умения, полученные в вузе. Профессиональная готовность понимается многими исследователями как один из критериев результативности процесса подготовки, как система интегративных свойств, качеств личности и как установка на будущую деятельность.
Профессиональную готовность специалиста рассматривают и как сложное, многоуровневое, разноплановое системное психическое образование, прежде всего личностное образование человека, которое предполагает наличие у него соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства, а также способности саморегуляции, самонастроя на соответствующую деятельность, умения мобилизовать свой профессиональный (духовный, личностный и физический) потенциал на решение поставленных задач в соответствующих условиях.
Таким образом, готовность к профессиональной деятельности — это закономерный результат широко понимаемой профессиональной направленности, профессионального образования, воспитания и самовоспитания, профессионального самоопределения. Подготовка к профессии есть не что иное, как формирование готовности к ней. Таким образом, профессиональная готовность есть не только результат, но и цель профессиональной подготовки, начальное и главное условие успешной реализации возможностей каждой личности.
В исследованиях, посвященных готовности специалистов к использованию средств вычислительной техники в профессиональной деятельности (М.З. Лейбовский, Г.Н. Чусавитина, А. М. Подрейко и др.), общим является ее понимание как интегра-тивного качества личности, характеризующегося многокомпонентной и многоуровневой структурой. Состав выделяемых исследователями компонент во многом похож, но наполнение компонент существенно отражает либо специфику конкрет-
Рис. 1. Структура готовности к применению ИТ в профессиональной деятельности дизайнера
ной профессии, либо аспект предмета, в процессе обучения которому формируется готовность.
В своем исследовании под готовностью к применению ИТ в профессиональной деятельности специалиста мы понимаем целостное свойство личности, характеризующее единство ее знаний, умений, способностей и навыков к творческому использованию информационно-компьютерных технологий в профессиональной деятельности, находящее отражение в интеллектуальной, мотивационной и предметно-практической сферах личности. Мы рассматриваем готовность к применению ИТ как компонент профессиональной готовности прежде всего потому, что отсутствие профессиональной компетенции делает бессмысленным применение компьютера в профессиональной сфере. Такое понимание основано на результатах предыдущих исследований по проблемам готовности к деятельности и профессиональной готовности. Следует отметить, что мы рассматриваем ту значительную часть специалистов, для которой в результате развития информационных технологий отпала необходимость владеть языками и системами программирования при использовании компьютера в профессиональной сфере.
В настоящее время расширяется предметная область информатики, информационно-компьютерные технологии представляют пользователям качественно новые возможности, это влечет за собой развитие методической системы обучения информатике, и, в частности, информационным технологиям в системе высшего образования. Этим проблемам посвящены исследования и публикации многих авторов. Их работы оказали значительное влияние на данное исследование, однако понятие информационно-компьютерной готовности специалиста как компонента профессиональной готовности, ее становление и развитие в вышеперечисленных работах по методике обучения информационным технологиям не рассматриваются.
Анализ содержания информационно-компьютерной деятельности (ее качественной стороны) показывает, что она различна по содержанию даже внутри группы профессионалов одной специальности [3]. Выделяют три группы лиц, использующих информационно-компьютерные технологии
в профессиональных целях: специалист — пользователь, специалист — постановщик задач, специалист — профессиональный пользователь. Различие групп специалистов определяет то, какие технологии они используют и какие задачи с помощью них решают, т.е. пути решения проблемы. Информационно-компьютерная деятельность специалистов-профессиональных пользователей синтезирует в себе и деятельность специалиста-пользователя, и деятельность специалиста-постановщика задач, требуя наличия знаний, умений и навыков как пользователей, так и постановщиков задач. Соответственно целью информационно-компьютерной подготовки в вузе должна являться подготовка специалистов такого уровня, поскольку обществу нужны кадры, способные творчески применять новые информационные технологии, находить новые точки приложения и ставить задачи. Такая деятельность предъявляет особые требования к готовности личности.
Анализ различных подходов, трактовок к определению готовности и ее структуры к различным видам деятельности позволил уточнить наше понимание готовности к профессиональной деятельности дизайнера через результат целенаправленной профессиональной подготовки, характеризующийся профессиональной направленностью, сформированностью знаний, умений, навыков и рефлексии личности, которые обеспечивают ей успешность в выполнении профессиональных функций. Такая готовность обеспечивается взаимосвязью и взаимообусловленностью ее структурных компонентов.
Опираясь на практический опыт и анализ научно-педагогической литературы, в структуре готовности к профессиональной деятельности дизайнера мы выделяем наиболее важные для нашего исследования компоненты: мотивационный, содержательно-операционный, рефлексивный. Совокупность мотивационного, содержательно-операционного и рефлексивного компонентов составляют сущность готовности к профессиональной деятельности у будущих дизайнеров.
Мотивационный компонент является основополагающим, вокруг которого структурируются основные свойства и качества личности дизайнера как профессионала. В основе мотивационного
Таблица 1
Характеристика уровней готовности к применению ИТ в профессиональной деятельности дизайнера
и н Й Компоненты готовности
О р ^ Мотивационный Содержательно-операционный Рефлексивный
Н И З К И Й Потребность к применению ИТ в профессиональной деятельности отсутствует. Профессиональные мотивы к применению ИТ реальной побудительной силой не обладают. Наличие общих представлений о будущей деятельности. Сведения о профессиональной деятельности ситуативны. Знания основ дизайн-проектирования носят поверхностный характер. Знания в области информационных технологий бессистемные, неполные, "на бытовом уровне". Характер усвоения репродуктивный. Не владеют методикой замысла, решения и воплощения проекта. Частичные практические навыки и умения в области художественного проектирования. Способность к рефлексии не развита. Самооценка занижена. Оценить, проанализировать свои действия не могут.
С Р Е Д Н И Й Достаточно высокий интерес к проблемам профессиональной деятельности дизайнера. Высокий уровень познавательной активности. Осознаны профессиональные мотивы к применению ИТ. Потребность в реализации своих знаний ситуативная, нуждается в стимулировании. Знания по ряду тем систематизированные, осознанные. Понимается их значение для будущей профессиональной деятельности. Характер усвоения репродуктивно-творч еский. Знания особенностей, форм, методов работы над дизайн-проектом недостаточно глубоки и осознаны. Усвоенные знания активно применяются в практической деятельности. Не всегда четко ставит цели при работе над проектом. Умеет определить тему, идею. Недостаточно высокий уровень умений в области ИТ. Проявляется потребность в рефлексии. Оценивает цели, процесс и результат деятельности не всегда адекватно, но постоянно ищет причины недостатков. Уровень самооценки адекватный.
В Ы С О К И Й Устойчивая профессиональная мотивация, потребность в профессиональной деятельности. Уверен в своих возможностях, правильном выборе профессии. Познавательные мотивы носят устойчивый характер. Ориентирован на достижения успеха в профессиональной деятельности. Убежден в необходимости применения ИТ в профессиональной деятельности. Знания полные и глубокие. Творческий подход к систематизации и профессионализации знаний. Интересуется литературой по проблемам информационных технологий в дизайне. Устойчивая потребность реализации знаний в практической деятельности. Четко ставит цели и задачи. Самостоятельное выполнение проектных заданий на достаточно высоком уровне. Высокий уровень навыков и умений в области ИТ. Выбор программных и технических средств при организации работы над проектом адекватный. Оперативно решает профессиональные задачи. Владеет методикой проведения предпроектных исследований. Рефлексия развита. Самокритичен, способен адекватно оценивать собственную деятельность. Стремление к познанию себя, самовыражению, самореализации.
компонента готовности будущих дизайнеров к применению ИТ лежит положительное отношение к профессии, организованной на современной технологической основе, устойчивая профессиональная направленность, интерес к профессии, компьютеру, к творческому использованию компьютера в профессиональной деятельности, система положительных установок на применение ПК в дизайн-проектировании.
В структуру содержательно-операционного компонента готовности у будущих дизайнеров к профессиональной деятельности входят фонд действенных знаний, практических умений и навыков, свойства личности, обеспечивающие соответственной деятельности наибольшую продуктивность.
Содержательно-операционный компонент применения ИТ в профессиональной деятельности представляет собой совокупность специальных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения качества и результатов дизайн-проектирования при использовании средств вычислительной техники. В содержательно-процессуальный компонент включаются, прежде всего, знания теоретических основ компьютерной графики и умения решать задачи с практическим содержанием. Помимо усвоения готовых знаний и умений студенты должны научиться эффективно их использовать при решении проектных задач. Общим критерием сформированности готовности к использованию ИТ в учебном процессе является продуктивное, творческое решение профессиональных задач, связанных с использованием компьютерной техники студентами на практике как средства развития творческого.
Готовность предполагает осознание тех трудностей, с которыми можно столкнуться в процессе профессиональной деятельности. Представляется важным в структуре готовности к профессиональной деятельности у будущих дизайнеров выделение такого компонента, который определил бы уровень развития самооценки, понимания значимости данной деятельности для других людей, ответственности за результаты своей деятельности, познания себя и самореализации в профессиональной деятельности. Таким компонентом, на наш взгляд, является рефлексивный.
Под рефлексией мы понимаем направленность сознания дизайнера на осмысление своей профессиональной деятельности и себя как ее субъекта. Рефлексивный компонент как основа развития профессиональных рефлексивных качеств включает самооценку, самопознание, самоконтроль. Рефлексивная подготовка обеспечивает формирование у студентов целостного представления о значимости профессиональной деятельности дизайнера, о соответствии собственных личных качеств требуемых для такой деятельности.
Все выделенные компоненты взаимообусловлены и взаимодействуют друг с другом. Модель готовности к применению ИКТ в профессиональной деятельности дизайнера представлена в виде схемы (рис. 1).
Таким образом, уточнение сущности готовности к применению ИТ в профессиональной деятельности у будущего дизайнера, рассмотрение ее в трех компонентах создает предпосылки для построения процесса ее формирования, но является, на наш взгляд, недостаточным. Необходимо изучить и особенности процесса формирования готовности
к применению ИТ в профессиональной деятельности у будущего дизайнера.
Определяя критерии готовности к применению ИТ в профессиональной деятельности дизайнера, мы руководствовались с ущностными характеристиками и положением критериального подхода (критерии должны фиксировать деятельностное состояние субъекта, нести информацию о характере деятельности, о мотивах и отношении к ее выполнению). Для оценки готовности студентов нами выделены критерии, показатели и уровни, отражающие основные стороны данной деятельности и связанные с учебно-воспитательным процессом института. К критериям, готовности к применению ИТ в профессиональной деятельности у будущих дизайнеров мы. относим, мотивационную, содержательно-операционную и рефлексивную готовность.
О сформированности мотивационного компонента можно судить по профессиональной направленности, которую понимают как целостное и многогранное свойство личности, включающее два компонента: практический (поведенческий) и эмоционально-когнитивный, как устойчивую доминирующую систему мотивов (убеждений, склонностей, интересов и т.п.), определяющую поведение специалиста, его отношение к профессии, к своему труду.
О сформированности содержательно-операционной составляющей позволяют судить такие показатели, как степень осведомленности об особенностях профессиональной деятельности дизайнера, владение системой знаний, необходимых для осуществления данной деятельности, активность в применении усвоенных знаний, уровень сфор-мированности умений и навыков осуществлять профессиональную деятельность дизайнера.
Показателями выраженности рефлексивного компонента, на наш взгляд, являются: способность к рефлексии проектной деятельности; способность дизайнера к самоконтролю (рациональная рефлексия и оценка собственных действий на основе личностно-значимых мотивов и установок); профессиональная самооценка (сложная развернутая система представлений о самом себе в деятельности).
Данные показатели рассматриваются нами как признаки сформированности компонентов готовности к применению ИТ в профессиональной деятельности у будущего дизайнера и служат исходным моментом для определения уровней ее развития у студентов дизайнерской специализации.
На основании результатов работ А.М. Коротко-ва, Е.А. Локтюшиной, Л.Ю. Кравченко нами были выделены следующие критерии определения уровня готовности к применению ИТ в профессиональной деятельности дизайнера [4]:
— стремление к приобретению нового опыта, уверенность в своих силах при освоении новых методов применения информационных технологий в профессиональной деятельности;
— сформированность системы профессиональных знаний и умений организовывать процесс дизайн-проектирования с помощью средств ИТ;
— степень развития компьютерной компетентности, владение основными компьютерными инструментами, приемами выполнения операций,
методиками применения компьютера в профессиональной деятельности дизайнера.
Диагностика уровней готовности студентов к профессиональной деятельности с использованием новых информационных технологий и структурных компонентов этой готовности велась в целом на основе методики, разработанной Л.Ю. Кравченко [5] и трансформированной нами применительно к нуждам нашего исследования.
Апробация и совершенствование методики проводилось в условиях констатирующего эксперимента в Омском государственном институте сервиса со студентами художественно-технологического факультета специальности 052400 «Дизайн» (специализация «Дизайн среды»).
Переходя от уровня к уровню решаются специфические внутренние задачи, суть которых заключается в том, что субъект решает их в плане самопроявления, самореализации и внутреннего самоутверждения.
Таким образом, общая готовность студента к использованию ИТ в учебном процессе может быть охарактеризована тремя уровнями: начальным (низким), средним и высоким. Низкий уровень характеризует нефункционирующую готовность к применению ИТ в профессиональной деятельности. При среднем уровне готовность к исследуемой деятельности можно охарактеризовать как формирующуюся и осознаваемую. Высокий характеризуется сформированной готовностью к применению ИТ в профессиональной деятельности дизайнера.
Характеристика уровней готовности к применению ИТ в профессиональной деятельности по компонентам представлена в табл. 1.
Таким образом, нами уточнено понимание сущности готовности к применению информационных технологий в профессиональной деятельности дизайнера, обоснована структура и содержание ее компонентов; разработаны научные основы осуществления подготовки студентов-дизайнеров к профессиональной деятельности с использованием современных информационных технологий.
Библиографический список
1. Ильин В.С. Целостный процесс формирования всесторонне развитой личности его строения // Целостный подход к учебно-воспитательному процессу: Собр. науч. тр. В-д, 1984. С. 3— 27.
2. Рубинштейн С. А. Основы общей психологии в 2-х т. М.: Педагогика, 1989. 485 с.
3. Смирнова Е. Э. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования. Ленинград: Изд-во Ленинградского университета, 1984. 177 с.
4. Коротков А. М., Локтюшина Е. А., Петров А. В. Структура учебно-методического комплекса компьютерной поддержки учебного процесса в вузе // «Новые информационные технологии в педагогическом образовании»: тез. докл. X научно-практической конф. — Омск, 1993.
5. Кравченко Л. Ю. Подготовка будущих учителей к применению компьютерных технологий в условиях личностно-ориентированного обучения: Дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук — Волгоград, 1998.
ПРУДОВСКАЯ Ольга Юрьевна, старший преподаватель кафедры дизайна, рисунка и живописи.
Дата поступления статьи в редакцию: 06.12.06 г. © Прудовская О.Ю.