Программа корпоративной и сетевой профессиональной поддержки специалиста при акмеологической стратегии управления тоже носит акмеологический характер и включает в себя комплекс мер по оказанию помощи работнику в личностно-профессиональном самосовершенствовании как индивиду, личности и деятелю. Профессиональная поддержка способствует достижению
профессиональной зрелости специалиста и коллектива и представляет собой новую методологию профессионального развития кадрового потенциала региональной системы образования.
Становление педагога происходит сложнее, чем у представителей другой профессии в связи с тем, что педагогическое образование не гарантирует успех начинающему специалисту. Чтобы стать хорошим педагогом, недостаточно аудиторных программных знаний. Ещё А.С. Макаренко отмечал, что как бы человек успешно ни закончил педагогический вуз, как бы он ни был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом.
Л. И. Колунтаева
Управление знаниями - новая методология профессионального развития кадрового потенциала в дошкольном образовательном учреждении
Детский сад сегодня - это сложный организм, стремящийся к развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребностей ребенка, семьи, общества, отвечающий современным требованиям.
Сердцем этого сложного организма является его педагогический коллектив.
В условиях обновления содержания дошкольного образования возросла потребность в педагоге, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством креативного освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта.
Сформировать команду единомышленников и создать условия для профессионального роста и самосовершенствования каждого педагога - это важная управленческая задача.
Модель дошкольного образования должна быть ориентирована прежде всего на концепцию личностно-ориентированного социально-педагогического подхода педагога к ребенку-дошкольнику.
Обновление дошкольного образования сегодня требует от педагогов:
• знания тенденций инновационных изменений в системе современного дошкольного образования, отличий традиционной, раз-
187
вивающей и личностно-ориентированной систем педагогической деятельности;
• понимания сущности современных педагогических технологий;
• владения современными технологиями целеполагания, проектирования, диагностирования, умения анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также особенности и эффективность применяемых инновационных технологий в собственной педагогической деятельности;
• знания интерактивных форм и методов обучения, коррекции и развития детей дошкольного возраста;
• обладания основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей-дошкольников (п. 3.2.5 ФГОС ДО).
Таким образом, управление знаниями - новая методология профессионального развития кадрового потенциала системы образования в целом и дошкольного образовательного учреждения в частности.
В связи с этим задачей первостепенной важности, метод ологи-ей профессионального развития кадрового потенциала дошкольного учреждения является управление знаниями педагогических кадров, развитие профессионального самосознания педагога и определение путей и средств их профессионального саморазвития.
В учреждении разработана программа, в которой стратегией является профессиональное развитие кадрового потенциала учреждения.
Цель программы:
- создание условий для обеспечения профессионального развития педагогов и формирование творчески работающих педагогов единомышленников;
- совершенствование системы повышения квалификации, повышение престижа дошкольного учреждения через рост квалификации педагогических работников.
Задачи:
- создание правовых, организационных условий для развития профессиональной культуры педагогов учреждения;
- методическое сопровождение педагогических работников в условиях модернизации дошкольного образования, обновление его структуры и содержания;
- освоение педагогами учреждения современными педагогическими технологиями и методиками (информационнокоммуникационных, исследовательских, проектных, системнодеятельностного подхода и т. д.);
- овладение педагогами основами научного анализа собственного педагогического опыта;
188
- повышение мотивации педагогов учреждения для участия в конкурсном движении;
- системный подход к организации непрерывного образования и повышения квалификации педагогов учреждения;
- активизирование творческого потенциала педагогов учреждения на обобщение передового педагогического опыта и его распространение;
- стимулирование и поддержка педагогических работников, стремящихся к совершенствованию своего профессионального мастерства.
Ожидаемый результат:
• повышение уровня профессиональной компетентности педагогических кадров учреждения (овладение педагогом необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформирован-ность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности педагога);
• внедрение инноваций, открытие личных сайтов педагогов, участие в профессиональных конкурсах на различном уровне, разработка авторских методических пособий и основной авторской программы дошкольного образования - интегративной развивающей образовательной программы (ИРОП) «Найди себя»;
• создание модели системной работы в учреждении по непрерывному повышению квалификации педагогов;
• успешное прохождение аттестации педагогического состава учреждения;
• формирование высокопрофессионального педагогического коллектива, способного работать в современных условиях модернизации, в условиях ФГОС ДО, а также для повышения престижа педагогической профессии в дошкольном образовании;
• расширение деятельности педагогов дошкольного учреждения по распространению педагогического опыта в системе образования города, района и области;
• формирование основных компетенций, необходимых для создания социальных ситуаций развития воспитанников, соответствующих специфике дошкольного возраста;
• формирование творческого коллектива педагогов-единомышленников.
Программа рассчитана на 5 лет, каждый год имеет 4 этапа:
1. Подготовительный (1 мес.).
2. Организационный (1 мес.).
3. Практический (9 мес.).
4. Итоговый (1 мес.).
189
I. Целью подготовительного этапа является обеспечение мотивационной готовности педагогического коллектива к ценностным ориентациям и профессиональному самоопределению личности, к поиску оптимальных механизмов личностно-профессионального развития.
Содержание деятельности данного этапа:
• Внесение изменений в структуру методической деятельности: методическая деятельность направлена на индивидуальноличностное совершенствование педагогов, с этой целью разработана модель профессионального развития педагога, его индивидуально-личностного совершенствования, направленного на повышение качества знаний, уровня профессиональной деятельности и педагогического мастерства воспитателей.
1. Пополнение педагогами базовых научных и методических знаний.
2. Развитие исследовательских умений педагогов.
3. Организация взаимодействия методических объединений, круглых столов, защита программ, авторских пособий, творческих отчетов и т. д.
II. Целью организационного этапа является усиление мотивационной готовности, обеспечение теоретической подготовки как одно из условий становления профессиональной зрелости педагога.
Качество целостного педагогического процесса (воспитательно-образовательно-оздоровительно-коррекционно-развивиающего процесса) в учреждении зависит не только от целей и задач, которые поставлены перед педагогическим коллективом, но и в значительной мере от профессиональной компетентности кадров, реализующих эти цели, задачи на практике.
Содержание деятельности данного этапа:
1. Промежуточная диагностика уровня инновационнотворческого потенциала педагогического коллектива.
2. Совершенствование системы научно-методической работы, её организация.
3. Создание внутрисадовской системы повышения квалификации.
4. В течение учебного года проводится работа с педагогическим коллективом: семинары-практикумы, консультации, круглые столы, мастер-классы, участие в конкурсах и фестивалях, обобщение передового опыта и другие формы работы.
Кроме того, в учреждении разработан паспорт методического мастерства педагога (портфолио педагога), который рассчитан также на 5 лет и дает целостное представление о педагоге, позволяет адекватно оценить результаты профессионального роста и позитивных изменений в деятельности педагога, помогает изучать профессиональный потенциал педагога и дает возможность методическую работу привести в определенную систему.
190
III. Целью практического этапа является обеспечение практической готовности педагога к его профессиональной зрелости.
Содержание деятельности данного этапа:
Активизации профессионального потенциала педагогов следует придавать огромное значение.
1. Администрация учреждения использует все виды контроля, применяются различные методы диагностики: наблюдение, анализ документации, анкетирование, изучение продуктов детской деятельности, экспресс-анализ достижений и продвижения детей и др.
2. Разработка педагогами авторских программ, пособий, проектов, специальных семинаров, мастер-классов и др.
Уровень методической работы, её эффективность во многом определяют профессиональную готовность кадров к совершенствованию и реализации в учреждении авторской образовательной программы дошкольного образования - интегративной развивающей образовательной программы (ИРОП) «Найди себя».
3. Активное участие педагогов в методической работе на уровне города, района, области:
• работа в составе творческих групп;
• участие в работе научно-практических конференций;
• обобщение опыта своей работы в виде публикаций;
• участие в выставках материалов передового педагогического опыта.
4. В «портфолио» каждого педагога имеется примерный план - темы индивидуального повышения профессионального мастерства педагогов на 5 лет:
• коррекционно-развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста;
• развитие творческих способностей дошкольников в процессе изготовления поделок в технике оригами;
• музейная педагогика с детьми старшего дошкольного возраста;
• песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста;
• использование элементов акробатики в работе со старшими дошкольниками;
• повышение качества целостного педагогического процесса в условиях введения ФГОС ДО;
• исследовательская деятельность с детьми дошкольного возраста;
• режиссерская игра с детьми дошкольного возраста;
• проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении и др.
5. Создание стимулирующих мероприятий.
191
В учреждении разработана система мер поощрения творческих педагогов:
• стимулирование педагогов: присвоением званий, вручением грамот, благодарностей разных уровней - от уровня учреждения до федерального;
• признание «педагога года», «группа года» - по итогам работы за год (на основании разработанных положений);
• материальное стимулирование, позволяющее поддержать креативность педагога на основании разработанных критериев.
Методы поддержки педагога направлены на развитие его готовности к субъект-субъектному развивающему взаимодействию в системе «ребёнок-взрослые-сверстники», которые предполагают установление новой психодидактической парадигмы в дошкольном образовании.
IV. Целью итогового этапа является профессиональная зрелость педагога, а это интегративный показатель, включающий в себя совокупность личностно-профессиональных качеств, которые и гарантируют высокую результативность и качество профессиональной зрелости педагога дошкольного учреждения.
Содержание деятельности данного этапа.
Эффективность деятельности педагогического коллектива учреждения по развитию профессионального потенциала достигнута, потому что деятельность учреждения конструируется как динамический процесс, характеризующийся преемственностью его этапов в соответствии с содержанием, формами и методами работы, которые нацелены на развитие профессионального потенциала педагогического коллектива учреждения, а это:
- последовательное развитие восприимчивости педагогов к системе по достижению профессиональной зрелости;
- обеспечение их подготовленности к реализации поставленных задач по развитию высшего уровня профессионального мастерства;
- повышение уровня творческой активности педагогов;
- обеспечение психолого-педагогических и организационнопедагогических условий развития личностно-профессиональных качеств педагога;
- проведение смотров-конкурсов профессионального мастерства:
• на качество реализации целостного педагогического процесса (воспитательно-образовательно-оздоровительно-коррекционноразвивающего процесса);
• на обогащение предметно-развивающей среды;
- организация различных выставок и др.
«Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперёд вместе с вечным движением жизни» (Е. И. Рерих).
192