Научная статья на тему 'Управление знаниями педагогов ДОО в условиях реализации ФГОС'

Управление знаниями педагогов ДОО в условиях реализации ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
443
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жукова О. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление знаниями педагогов ДОО в условиях реализации ФГОС»

Задача системы управления знаниями при повышении квалификации - изменение профессионального мышления педагогов с целью овладения ими системно-деятельностным подходом в реализации своей профессиональной работы, ориентированной на результат, как того и требуют сегодняшние федеральные стандарты дошкольного образования [2].

Список литературы

1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

2. Жилина А.И. Системный подход как методология исследования развития современных процессов управления педагогическим образованием // Вопросы методологии в педагогике и педагогическом образовании. - СПб. -Тюмень: УРАО ИПО, 2011. - С. 41-51.

3. Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения // Справочник заместителя директора. - 2011. -№4. - С. 13-27.

4. Деятельностный подход как основа педагогических технологий в обучении. -

URL:[http://www.nbuv. gov. ua/portal/soc_gum/pspo/2005_7_1/doc_pdf/Kolyada.pdf]

5. Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС. - URL: [http://school1884.ru/]

О. Г. Жукова

Управление знаниями педагогов ДОО в условиях реализации ФГОС

В настоящее время управление знаниями педагогов ДОО представлено в качестве определенной системы, посредством которой педагог реализует собственную модель обучения, воспитания и развития детей. Она включает в себя выбор конкретных технологий, внедрение и отработку их в процессе деятельности, индивидуализацию и дифференциацию, изменение содержания обучения. ФГОС как основа повышения качества образования предъявляет к педагогам и образовательной организации определенные требования. Выполняя их, дошкольная организация совершенствует управленческие механизмы. Это приводит к переходу на новый уровень, в рамках которого формируется инновационная школа. В ней решаются организационно-экономические и педагогические задачи. Таким образом, улучшается качество образования. На первой ступени образования, которой является детский сад, закладывается фундамент для последующего развития индивидуальных способностей каждого ребенка.

Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду. Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком (Е.В. Бондаревская, Л.И. Божович, М. И. Лисина, В.С. Мухина). Только зрелость личностной, профессиональной позиции воспитателя обеспечивает ценности развития личности дошкольника и, следовательно, и повышение качества его образования.

Введение ФГОС ДОО требует от педагога готовности к использованию и созданию инноваций. Решить эту проблему может систематическая работа по управлению знаниями, организованная с педагогами. Особенностью методической деятельности на современном этапе, по нашему убеждению, является удовлетворение актуальных профессиональных потребностей педагога и обеспечение условий для включения их в творческий поиск. Методическая деятельность, реализуемая на всех уровнях в соответствии с современными требованиями, позволит успешно перейти каждому педагогу к реализации ФГОС.

Необходимо отметить, что изменилось и понимание методической работы.

Методическая работа - это систематическая, целенаправленная, коллективная и индивидуальная, теоретическая и практическая деятельность педагогов по совершенствованию своего мастерства. В современных условиях основная цель методической работы - постоянное обновление набора профессиональных знаний и умений педагога в зависимости от запросов общества и государства.

Ключевым условием повышения качества образования является управление знаниями педагогических кадров и как результат -высокий уровень профессиональной грамотности педагогов. Повышение квалификации - это процесс, предполагающий сохранение приобретенной квалификации, а также приведение ее в соответствие с изменяющейся обстановкой деятельности учреждения.

Системность и комплексность повышения квалификации обеспечивается структурой ее организации, которая отражена в соответствующем плане работы детского сада. Требуются углубленные исследования вопросов адаптации научно-теоретических знаний с целью создания на базе дошкольной образовательной организации комплекса условий, содействующих перестройке педагогического мировоззрения воспитателей, что приведет в свою очередь к освоению новых личностно-профессиональных позиций.

Управление знаниями педагогов в условиях перехода ДОО к реализации ФГОС должно быть ориентировано на развитие педагогических умений:

- исследовательских, включающих умение оценить мероприятие воспитательного характера с позиции требований ФГОС (родительское собрание, массовое мероприятие, семинар и др.); изучать индивидуальные психологические особенности личности ребенка; провести анализ результативности воспитательно-образовательного процесса, методической работы и др. по итогам года или по отдельному направлению; умение провести самоанализ работы с позиции требований ФГОС;

- проектировочных, включающих умение разработать сценарий проведения воспитательного мероприятия и др. в соответствии с имеющимися проблемами, возрастными особенностями, современными требованиями в области воспитания в условиях перехода и реализации ФГОС; разработать план, программу деятельности на конкретный период времени в соответствии с целями и задачами воспитания и развития детей;

- организаторских, включающих умение применять в педагогической практике современные образовательные технологии; современные подходы к воспитательно-образовательной деятельности; умение включить детей в различные виды деятельности, соответствующие их психологическим особенностям и потребностям;

- коммуникативных, включающих умение взаимодействовать в группе исполнителей;

- конструктивных, включающих умение отбирать оптимальные формы, методы и приемы воспитательной работы; соблюдать принципы системно-деятельностного подхода к реализации образовательного процесса.

Несмотря на достижения в теории и практике в области решения проблемы формирования профессионализма педагога, приходится констатировать, что проблема управления знаниями педагогов ДОО и совершенствование их профессиональной компетентности требует особого внимания, особенно в области разработки механизмов внедрения и управления знаниями в педагогическом процессе.

Под управлением знаниями мы понимаем систему взаимосвязанных компонентов, включающих в себя развитие объективно необходимых профессиональных педагогических знаний, умений и педагогической позиции. Работа ДОО в режиме развития заставляет переосмыслить и по-новому строить систему управления, привлекая педагогов к разработке, применению и реализации управленческих решений. Требует активного переустройства ранее сложившего

279

опыта работы в сторону изменения основного содержания деятельности и применяемых подходов, построения новой модели взаимодействия.

Управление знаниями в современных условиях связано с поиском новых эффективных подходов в воспитательно-образовательном процессе, в управлении дошкольным образовательным учреждением.

В основе педагогического процесса необходима инновационная деятельность, в которой должны отражаться:

- стратегическое планирование развития инновационной деятельности;

- моделирование предметно-развивающей среды;

- планирование целостного педагогического процесса;

- целостной системы воспитания и обучения;

- комплексно-тематический принцип планирования;

- научно-методическое сопровождение педагогического процесса;

- взаимодействие с семьей;

- подготовка педагогических кадров [5, с. 44].

Повышение профессионализма педагогов основывается на анализе педагогической деятельности и отражается в карте профессиональной деятельности с учетом собственных объективных оценок самого педагога. Управление знаниями педагогов - это целостная система взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога и воспитателя; на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива дошкольного учреждения в целом, а в конечном счете -на совершенствование воспитательного и образовательного процесса, достижение оптимального уровня образования и развития воспитанников.

Использование и внедрение эффективных методов в управлении - это успех работы дошкольной образовательной организации, который означает непрерывный творческий процесс, в ходе которого организация педагогического труда приводится в соответствие с постоянно изменяющимся уровнем развития содержания и методики обучения и воспитания. Управление знаниями педагогов ДОО заключается в обеспечении и реализации инновационных стратегий, слаженной работы и взаимодействия структурных подразделений, всего педагогического коллектива и позволяют достичь положительной динамики, высокой эффективности образования. Развитие современного информационного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом.

Информатизация дошкольного образования - это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация ДОО. Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса. Следовательно, педагогам необходимо изучать возможности использования и внедрения новых ИКТ в свою практическую деятельность, быть для ребёнка проводником в мир новых технологий, формировать основы информационной культуры его личности [4].

Последнее десятилетие принесло радикальные изменения в систему отечественного дошкольного образования. На смену типовой программе пришли вариативные, на смену унифицированному «детскому саду» - разные типы и виды дошкольных образовательных учреждений. Поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной работы стал нормой деятельности педагогов. Инновационное движение в дошкольном образовании опирается на научно выверенную стратегию развития дошкольного образования, которая связывает воедино его социальные, организационные, финансово-экономические, психолого-педагогические и другие приоритеты, определяя продуманную программу действий на исторически обозримый срок.

Дошкольное образование в обеспечении равных стартовых возможностей детей для обучения в начальной школе рассматривается как необходимая предпосылка общедоступности качественного общего образования. Достижение оптимального уровня развития каждого ребенка дошкольного возраста, который позволит ему быть успешным в школе, - одна из приоритетных задач развития дошкольного образования в Российской Федерации. Ее решение невозможно без гибкой, многофункциональной системы управления знаниями педагогов дошкольного образования, призванных обеспечить конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование.

Потому ведущим фактором в управлении знаниями педагогов является овладение ими ФГОС ДО, которые задают следующие ориентиры развития системы дошкольного образования:

• соответствие принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

• сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

• соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);

• обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

• построение с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

• построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе;

• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Главная тенденция, которая отчетливо прослеживается, - дошкольное образование повысило свой статус во всем мире и стало предметом национальной политики. Российская система дошкольного образования признана международным сообществом как одна из эффективных систем образования детей младшего возраста.

Процесс управления знаниями носит системный характер, причем это относится к любому уровню управления: касается ли это управления дошкольным учреждением в целом или только его педагогическим коллективом, или управления воспитательно-образовательным процессом в группе дошкольников. Управление знаниями включает основные управленческие функции: анализ, це-леполагание, планирование, организацию, контроль. Умение управлять знаниями - основной показатель в деятельности как руководителя ДОО, так и основная задача повышения квалификации педагогов. Очень важно создать коллектив единомышленников, имеющих единое педагогическое кредо, позиции, традиции, т.е. создание команды единомышленников. Только в этом случае можно достичь высокого уровня профессионального мастерства и создания имиджа ДОО среди населения.

Список литературы

1. Антонов Ю. Е. Проблемы методологии современного дошкольного воспитания // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2011. -№ 2. - С. 29-36.

2. Арабаджи В.А. Творческий поиск в работе с педагогами // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2010. - № 3. - С. 20-23.

3. Белая К.Ю. Методическая работа в ДО: анализ, планирование, формы и методы. - М.: ТЦ, 2006.

4. Горвиц Ю.М., Чайнова А. А., Поддьяков Н. Н. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. - М., 1998.

5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации (Ми-нобрнауки России) от 21.10.2010 г. № 03-248 «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

6. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации (Мино-брнауки России) от 22 июля 1997 г. № 990/14-15 «О подготовке детей к школе».

7. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации (Ми-нобрнауки России) от 14.03. 2000 г. № 65\23 -16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».

8. Письмо Министерства образования РФ от 24 апреля 1995 г. № 46/19-15 «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений РФ».

9. Скоролупова О.А., Федина Н.В. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция // Дошк. воспитание. - 2010. - № 7. - С. 48-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.