Научная статья на тему 'Условия обучения в аспирантуре учреждений НАН Беларуси в оценках аспирантов'

Условия обучения в аспирантуре учреждений НАН Беларуси в оценках аспирантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аспирантура / аспиранты / удовлетворенность условиями обучения / graduate school / graduate students / satisfaction with the conditions of study

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О Г. Ворошень

В статье представлен анализ мнений и оценок аспирантов по поводу условий обучения в аспирантуре и работы над кандидатской диссертацией. Подчеркивается значимость создания оптимальных условий обучения аспирантов для качественной подготовки специалистов высшей квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSTGRADUATE STUDY CONDITIONS IN INSTITUTIONS OF NAS OF BELARUS IN THE ASSESSMENTS OF POSTGRADUATES

The article presents an analysis of the opinions and assessments of graduate students about the conditions of study in graduate school and work on the dissertation. The importance of creating optimal conditions for training graduate students for high-quality training of highly qualified specialists is emphasized.

Текст научной работы на тему «Условия обучения в аспирантуре учреждений НАН Беларуси в оценках аспирантов»

УДК 378.22-052:[001.32(476):005.72J+378.22.06/.09(476)

О. Г. ВОРОШЕНЬ,

Институт социологии НАНБеларуси, г. Минск

УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ В АСПИРАНТУРЕ УЧРЕЖДЕНИЙ НАН БЕЛАРУСИ В ОЦЕНКАХ АСПИРАНТОВ

В статье представлен анализ мнений и оценок аспирантов по поводу условий обучения в аспирантуре и работы над кандидатской диссертацией. Подчеркивается значимость создания оптимальных условий обучения аспирантов для качественной подготовки специалистов высшей квалификации.

Ключевые слова: аспирантура, аспиранты, удовлетворенность условиями обучения.

O. G. VOROSHEN,

Institute of Sociology of NAS of Belarus, Minsk

POSTGRADUATE STUDY CONDITIONS IN INSTITUTIONS OF NAS OF BELARUS IN THE ASSESSMENTS OF POSTGRADUATES

The article presents an analysis of the opinions and assessments of graduate students about the conditions of study in graduate school and work on the dissertation. The importance of creating optimal conditions for training graduate students for high-quality training of highly qualified specialists is emphasized.

Keywords: graduate school, graduate students, satisfaction with the conditions of study.

Одним из главных институтов формирования кадрового потенциала науки в Республике Беларусь является аспирантура. Аспирантура - важный элемент в системе воспроизводства высококвалифицированных научных кадров, от ее эффективности зависит качественное и количественное восполнение кадровой структуры научной сферы Беларуси. Основная задача аспирантуры -обеспечивать качественную подготовку научных кадров высшей квалификации для научных организаций Беларуси и высокотехнологичных производств.

В настоящее время подготовка научных работников высшей квалификации проводится в 123 организациях, реализующих образовательные программы аспирантуры по 364 специальностям, в том числе по приоритетным, необходимым для развития высокотехнологичных производств, относящихся к V и VI укладам экономики [1]. В 2018 г. перечень приоритетных специальностей был расширен, и на данный момент включает 137 специальностей. Таким образом, после корректировки списка доля аспирантов, обучающихся по приоритетным специальностям, возросла в два раза: с 16,1 % в 2016 г. до 31,5 % в 2018 г. [2].

Актуальной проблемой в деятельности аспирантуры последних лет продолжает оставаться сокращение численности обучающихся в аспирантуре граждан Беларуси. За период с 2012 по 2017 г. численность обучающихся в аспирантуре белорусских граждан сократилась с 5196 до 4769 человек, то есть на 8,2 % [3]. Только в 2018 г. наметилась тенденция к повышению численности аспирантов в научных организациях страны (табл. 1).

Таблица 1. Динамика численности обучающихся в аспирантуре за период 2012-2018 гг.

Численность обучающихся в аспирантуре Годы

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Всего 5456 5265 4900 4932 5090 5149 5357

из них граждан Беларуси 5196 4990 4649 4687 4769 4769 4908

иностранных граждан 260 275 251 275 321 380 449

Сокращение численности обучающихся в аспирантуре граждан Беларуси создает неблагоприятные условия для воспроизводства кадрового потенциала белорусской науки и вместе с тем актуализирует вопросы о необходимости привлечения молодежи в аспирантуру, создания оптимальных условий для качественной подготовки научных кадров высшей квалификации.

В исследовании, проведенном сотрудниками Института социологии НАН Беларуси, изучались мнения и оценки аспирантов по поводу условий обучения в аспирантуре, степень удовлетворенности условиями обучения и работы над кандидатской диссертацией и их значимость для аспирантов. Опрос проводился среди аспирантов дневной формы обучения учреждений НАН Беларуси в 2019 г. В исследовании приняли участие 237 аспирантов. Среди них 38,8 % аспирантов первого года обучения, 34,2 % - второго и 27 % - третьего года обучения.

Чтобы оценить степень удовлетворенности условиями обучения в аспирантуре, респондентам было предложено ответить на вопрос: «В какой мере Вы удовлетворены перечисленными ниже условиями обучения в аспирантуре и работы над кандидатской диссертацией?»

В целом аспиранты продемонстрировали довольно высокий уровень удовлетворенности основными аспектами обучения: доля ответов «удовлетворен» и «скорее удовлетворен» превалирует при оценке большинства условий (рисунок).

Наиболее высоко оцениваются респондентами возможности по опубликованию своих научных трудов в Беларуси (89 %), а также возможности участия в научных конференциях, которые проводятся в Беларуси (88,2 %). Оценивая информационные (возможность получать необходимую информацию для написания диссертации), технические (возможность пользоваться компьютером, доступ к необходимому оборудованию) и санитарно-гигиенические условия работы над диссертацией, большинство аспирантов выбрали варианты ответа «удовлетворен» либо «скорее удовлетворен».

Возможность публиковать свои научные труды в Беларуси Возможность участия в научных конференциях в Беларуси Возможность участия в научной и методической работе лаборатории, отдела, сектора Возможность получать необходимую информацию для написания диссертации Возможность пользоваться компьютером на рабочем месте в институте

Санитарно-гигиенические условия рабочего места

Возможность участия в конкурсе для получения исследовательского гранта НАН Беларуси

Доступ к научному оборудованию

Возможность участия в конкурсе на получение гранта БРФФИ Возможность публиковать свои научные труды за рубежом Наличие в институте современного научного оборудования Возможность участия в научных конференциях в странах СНГ, странах Балтии, Польше

Размер стипендии

Возможность участия в конкурсе на получение зарубежного гранта Возможность участия в научных конференциях в странах дальнего зарубежья

4,7

89

88,2

84,4

82,7

79,3

77,7

70,5

64,1

63,3

61,6

61,6

57,8

51,1

4,2

Жз!

6,31

ш

|5,9| 9,7

4,7

4,7 16

16,4

13,1

8,9

27

24

15,7 |

7,6

30,8

11,4

30,8

44,7

47,6

30,8

38

22

0

10 20 30

40

50

J_21А_

~40

60 70 80 90 100

□ «Удовлетворен» и «скорее удовлетворен» ШЗатрудняюсь ответить

■ «Не удовлетворен» и «скорее не удовлетворен»

Оценка аспирантами своей удовлетворенности условиями обучения в аспирантуре, %

В период обучения аспирантам предоставляются возможности принимать участие в конкурсах БРФФИ, конкурсе на получение исследовательского гранта НАН Беларуси для аспирантов, стипендии Президента Республики Беларусь.

Полученные данные показали, что 18,1 % опрошенных, обучающихся в очной аспирантуре НАН Беларуси на момент опроса (май-июнь 2019 г.), были удостоены Стипендии Президента Республики Беларусь за свои научные достижения. Из них 17,3 % получали Стипендию Президента Республики Беларусь для аспирантов и 0,8 % - для молодых ученых. В 2013 г. доля аспирантов, получавших Стипендии Президента Республики Беларусь, была ниже и составляла 12,7 %.

Как свидетельствуют результаты исследования, чаще других были удостоены Стипендии Президента Республики Беларусь аспиранты, представляющие Отделение гуманитарных наук (20,4 %), Отделение физики и техниче-

5

ских наук (19,7 %), Отделение химии и наук о Земле (19 %), Отделение аграрных наук (17,5 %). Реже всего получали стипендию обучающиеся в Отделении физики, математики и информатики (6,3 %).

Еще одна возможность получения дополнительного финансирования проводимых исследований во время обучения в аспирантуре - это участие в конкурсе на получение исследовательского гранта для аспирантов, учрежденного НАН Беларуси. Как показали результаты проведенного опроса, исследовательский грант для аспирантов был выделен для 18,1 % аспирантов, обучавшихся в очной аспирантуре НАН Беларуси на момент проведения опроса. В 2013 г. доля аспирантов, выигравших конкурс на получение исследовательского гранта НАН Беларуси, составила 22,2 %.

Таким образом, доля аспирантов, которые получали Стипендию Президента Республики Беларусь и/или исследовательские гранты для аспирантов, составила 36,3 % от общего числа опрошенных, что на 7,2 % больше, чем в 2013 г.

Аспиранты также имеют возможность принимать участие в конкурсах на получение исследовательских грантов, проводимых Белорусским фондом фундаментальных исследований. Ежегодно БРФФИ проводит конкурс на соискание грантов для молодых ученых «Наука М» в целях привлечения талантливой молодежи к выполнению фундаментальных научных исследований. Также молодые исследователи могут принять участие в ряде других конкурсов. 30,3 % аспирантов привлекались в качестве исполнителей проектов БРФФИ по конкурсам «Наука М», «Наука» и другим (табл. 2).

Таблица 2. Участие аспирантов в проектах БРФФИ

Участие в проектах БРФФИ «Наука М» «Наука» Другие конкурсы

Участвую в качестве руководителя 4,6 0,4 0,8

Участвую в качестве исполнителя 10,1 10,5 9,7

Не участвую 78,9 80,2 71,3

Нет ответа 7,2 9,3 18,1

Значительно реже аспиранты участвуют в проектах БРФФИ в качестве руководителей НИР. Доля аспирантов, занятых в грантах по конкурсам «Наука М», «Наука», выше всего в Отделении медицинских наук и Отделении химии и наук о Земле.

По данным проведенного опроса, две трети аспирантов выразили удовлетворенность имеющимися возможностями участвовать в конкурсах на дополнительное финансирование своих исследований. 70,5 % опрошенных «удовлетворены» либо «скорее удовлетворены» возможностями участия в конкурсе на получение исследовательского гранта НАН Беларуси для аспирантов и 63,3 % - в конкурсах БРФФИ (рисунок).

Как показали полученные данные, наибольшую неудовлетворенность вызывает материальное положение самих обучающихся: 44,7 % аспирантов не

удовлетворены размером своей стипендии. Также аспиранты демонстрируют неудовлетворенность такими аспектами, как возможность участия в научных конференциях в странах ближнего (30,8 %) и дальнего (40 %) зарубежья. Треть аспирантов не удовлетворены отсутствием в организации современного научного оборудования для проведения экспериментов по теме диссертации (30,8 %), а также доступом к такому оборудованию (27 %).

Исследование, проведенное ранее в 2013 г., позволило выявить особенности динамики оценок аспирантами условий обучения. Анализ динамики степени удовлетворенности аспирантов условиями обучения в аспирантуре показал, что большинство условий оценивается опрошенными в 2019 и 2013 гг. сходным образом. В то же время в оценках некоторых сторон организации аспирантской подготовки наблюдается значительный рост позитивных оценок. Так, например, наибольший рост степени удовлетворенности наблюдается при оценке аспирантами возможностей получать необходимую информацию для написания диссертации: доля опрошенных, которые «удовлетворены» либо «скорее удовлетворены», возросла с 55,2 % в 2013 г. до 87,2 % в 2019 г.

Отмечается рост степени удовлетворенности аспирантов такими условиями обучения, как наличие в институте современного научного оборудования для проведения экспериментов по теме диссертации (с 49,4 % в 2013 г. до 61,6 % в 2019 г.), возможности участия в конкурсе на получение зарубежного гранта (с 37,8 % в 2013 г. до 47,6 % в 2019 г.), возможности участия в научных конференциях за рубежом (с 41,7 % в 2013 г. до 47,9 % в 2019 г.).

Проведенное исследование также позволило оценить степень значимости для аспирантов основных условий обучения в аспирантуре. Аспирантам было предложено выбрать пять (из 18) наиболее важных для них условий, необходимых для успешного обучения в аспирантуре и работе над кандидатской диссертацией.

Среди таких условий опрошенные чаще всего называли благоприятный психологический климат в коллективе (66,2 %) и хорошие отношения с научным руководителем и высокий уровень научного руководства (65,8 %) (табл. 3). Осуществляя свой выбор, молодые специалисты подчеркнули значимость в первую очередь социально-психологических условий, межличностных отношений в коллективе и с научным руководителем, а также важность высокого профессионализма и компетентности научного руководителя.

Таблица 3. Распространенность ответов на вопрос: «Выберите, пожалуйста, пять наиболее важных для Вас условий, необходимых для успешного обучения в аспирантуре и работе над кандидатской диссертацией»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Условия, необходимые для успешного обучения в аспирантуре и работе над кандидатской диссертацией %

Благоприятный психологический климат в коллективе 66,2

Хорошие отношения с научным руководителем и высокий уровень научного руководства 65,8

Возможность постоянно получать самую новую научную информацию, в том числе из-за рубежа 54,4

Окончание табл. 3

Условия, необходимые для успешного обучения в аспирантуре и работе над кандидатской диссертацией %

Уровень технической оснащенности исследований 41,1

Высокий уровень стипендии аспиранта 40,4

Возможность публиковать результаты научных исследований в ведущих научных журналах Республики Беларусь 30

Стажировка за рубежом 30

Возможность публиковать результаты научных исследований в ведущих научных журналах за рубежом 26,6

Возможность полноценного отдыха 25,7

Участие в международных исследовательских проектах 23,6

Хорошие жилищные условия 22,4

Принадлежность к известной научной школе 13,5

Участие в хоздоговорах 11,4

Получение гранта БРФФИ 11

Участие в научных конференциях за рубежом 10,5

Хорошие санитарно-гигиенические условия труда 10,5

Получение индивидуального зарубежного гранта 8,4

Получение исследовательского гранта НАН Беларуси для аспирантов 8,4

Далее по значимости следуют информационные и технические условия обучения. Более половины аспирантов (54,4 %) считают наиболее важным условием обучения возможность постоянно получать самую новую научную информацию по теме диссертации, в том числе из-за рубежа. Уровень технической оснащенности исследования важен для 41,1 % аспирантов.

В пятерку наиболее важных условий обучения в аспирантуре вошел также фактор материального благополучия. 40,4 % аспирантов считают высокий уровень стипендии необходимым условием для успешного обучения в аспирантуре.

Также следует отметить, что такой материальный фактор, как хорошие жилищные условия, считают важным условием для успешного обучения только 22,4 % опрошенных. Хотя чувство неудовлетворенности по поводу условий проживания присуще половине обучающихся в академической аспирантуре: 25,7 % аспирантов «скорее не удовлетворены» и 23,2 % - «не удовлетворены» своими жилищными условиями.

Следует отметить, что наиболее остро проблемы с жильем ощущаются среди аспирантов, обучающихся в Отделении химии и наук о Земле: среди них 66,7 % опрошенных «не удовлетворены» либо «скорее не удовлетворены» своими жилищными условиями. Наименее остро проблема с жильем стоит в Отделении физики, математики и информатики: только 25 % аспирантов выразили неудовлетворенность своими жилищными условиями.

Аспирантам было предложено оценить, недостаток каких знаний и навыков в наибольшей мере препятствует их обучению в аспирантуре и работе над кандидатской диссертацией. Как показали результаты исследования, в равной степени аспирантам недостает знаний по смежным дисциплинам и знаний

иностранного языка (38,8 % и 37,1 % соответственно). Недостаточное владение методологией и навыками проведения исследования отметили 28,3 % и 21,9 % опрошенных соответственно. 21,9 % аспирантов признались, что недостаточное умение планировать и организовывать свою работу является для них препятствием для плодотворного обучения и работы над кандидатской диссертацией. Такие запросы аспирантов, возможно, следует учитывать при разработке образовательной программы аспирантуры.

В целом аспиранты продемонстрировали высокий уровень удовлетворенности большинством условий обучения в аспирантуре. Важнейшими условиями для успешного обучения в аспирантуре и работы над кандидатской диссертацией, по мнению аспирантов, являются обеспечение оптимальных социально-психологических, информационных, технических и материальных условий. Реализация комплекса мер по совершенствованию технической оснащенности организаций, расширению доступа к источникам информации по теме диссертаций, в том числе зарубежным изданиям, повышение размера стипендии будет способствовать повышению продуктивности обучения аспирантов.

Список использованных источников

1. Пальчик, Г. В. Подготовка научных работников высшей квалификации как необходимое условие развития отечественных инновационных научных школ / Г. В. Пальчик // Беларус. думка. - 2017. - № 7. - С. 16-21.

2. Сутурин, А. К Тенденции в сфере подготовки научных работников высшей квалификации в Республике Беларусь / А. К. Сутурин, Н. А. Никоненко // Белорусская наука в условиях модернизации : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 20-21 сент. 2018 г. - Минск : СтройМедиаПроект, 2018. - С. 100-103.

3. Образование в Республике Беларусь : стат. сб. / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь ; редкол.: И. В. Медведева (гл. ред.) [и др.]. - Минск : Белстат, 2019. - 187 с.

Поступила 29.10.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.