УДК 316.42/316.33:001
И. Н. ШАРЫЙ,
кандидат социологических наук, Институт социологии НАНБеларуси, г. Минск
СЕКТОР СОЦИОЛОГИИ НАУКИ В 10-е ГОДЫ XXI ВЕКА:
ИССЛЕДОВАНИЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В НАУЧНОЙ
СФЕРЕ БЕЛАРУСИ
Рассмотрены особенности исследований сотрудниками сектора социологии науки ГНУ «Институт социологии НАН Беларуси» молодежной политики в сфере науки в период с 2000 по 2010 г. Показано, что активизация исследования проблем научной молодежи и разработка предложений по повышению эффективности молодежной политики была обусловлена необходимостью преодоления непрекращающегося сокращения в Беларуси численности кандидатов наук младшей и средней возрастных категорий. Особое место уделено исследованиям в рамках государственной программы «Научные кадры» (2002-2006 гг.).
Ключевые слова: молодежная политика, молодые ученые, аспиранты, воспроизводство, государственная программа, сектор социологии науки, научные кадры, мониторинг, социально-экономический механизм, кандидаты наук.
I. N. SHARY,
Candidate of Sociological Sciences, Institute of Sociology of NAS of Belarus, Minsk
SECTOR OF SOCIOLOGY OF SCIENCE IN THE 10th YEARS OF THE 21th CENTURY: A STUDY OF YOUTH POLICY IN THE SCIENTIFIC FIELD OF BELARUS
Peculiarities of research of youth policy in the field of science, conducted by the employees of the sociology of science sector, the of Sociology, the National Academy of Sciences of Belarus
in the period from 2000 to 2010, are considered. It is shown that the intensification of research on the problems of scientific youth and the development of proposals to improve the effectiveness of youth policy was due to the need to overcome the ongoing reduction in Belarus of the number of candidates of sciences in young and middle ages. A special place is given to research within the framework of the state program "Scientific Personnel" (2002-2006).
Keywords: youth policy, young scientists, graduate students, reproduction, state program, sociology of science sector, scientific personnel, monitoring, socio-economic mechanism, candidates of sciences.
Особенности развития научных кадров в БССР во второй половине 70-х годов и в 80-е годы XX в. были в центре научных интересов коллектива отдела науковедения под руководством его основателя и бессменного руководителя Г. А. Несветайлова. В новых социально-политических и экономических условиях в 90-е годы XX века исследования кадровых проблем науки Республики
Беларусь под руководством доктора социологических наук Г. А. Несветайлова были продолжены в отделе социологии науки Института социологии НАН Беларуси. Результаты исследований кадрового потенциала науки были обобщены в статьях и монографиях основателя белорусского науковедения Г. А. Несветайлова, в том числе в одной из последних работ ученого «Научные кадры: возраст и творчество» [1; 2]. После ухода из жизни в 1999 г. Г. А. Несветайло-ва руководителем отдела социологии науки стала доктор философских наук Р. А. Смирнова. В 1999 г. в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.09.1999 г. № 1494 в Институте социологии был создан Центр мониторинга миграции научных и научно-педагогических кадров, который возглавил кандидат философских наук М. И. Артюхин, до этого работавший в отделе социологии науки (с 1990 по 1999 г.).
С 1999 по 2002 г. в отделе социологии науки изучались проблемы научной грамотности населения, субъективные и объективные факторы повышения научно-инновационного потенциала белорусского общества [3; 4], проблемы устойчивого воспроизводства научных кадров в сфере науки, особенности молодежной политики в науке в контексте изменения научно-образовательного пространства Беларуси [5; 6], проблемы подготовки научных кадров в аспирантуре [7; 8]. В 2001 г. исследования молодежной составляющей кадрового потенциала науки получили дополнительный импульс в связи с выполнением полученного по конкурсу БРФФИ гранта № ГОО-273 «Молодежная политика в сфере науки и проблемы повышения ее эффективности: социологический анализ» (научный руководитель - кандидат социологических наук И. Н. Шарый). С 2001 по 2003 г. в выполнении гранта принимали участие: руководитель Центра мониторинга миграции научных и научно-педагогических кадров кандидат философских наук М. И. Артюхин, кандидат экономических наук П. П. Димитрук, младшие научные сотрудники О. В. Максимова, Т. А. Кузьменкова, И. А. Лисовская, О. В. Шимкович, С. И. Рожкова. Молодежная политика в сфере науки рассматривалась как подсистема государственной научной политики, обеспечивающая непрерывное пополнение научной сферы молодежью, устойчивость процессов воспроизводства научных кадров высшей квалификации, создание благоприятных условий для раскрытия творческого потенциала, закрепления и профессиональной самореализации молодых ученых в научной сфере своей страны [9, с. 35].
На основе анализа особенностей реализации молодежной политики выявлены два различных типа ее реализации - «активный» и «поддерживающий» [10, с. 79]. Для первого типа молодежной политики характерно преобладание очной формы обучения в аспирантуре над заочной, для второго -заочной формы обучения. На рис. 1 показано, что в 1990-е годы произошел переход к «активному» типу молодежной политики, что проявилось в высоких темпах роста численности аспирантов, обучающихся без отрыва от производства. Численность аспирантов в республике с 1989 по 2002 г. выросла в 2 раза (с 3023 до 6053 аспирантов). Рост был обеспечен в основном за счет численности аспирантов дневной формы обучения.
1980 1982 1984 1986 1988 1990 1992 1994 1996 1998 2000 2002
Годы
Численность аспирантов, обучающихся с отрывом от производства и Численность аспирантов, обучающихся без отрыва от производства
Рис. 1. Динамика численности аспирантов очной и заочной форм обучения в Республике Беларусь с 1980 по 2002 г. [11, с. 141; 12]
В первой половине 1990-х годов динамика численности аспирантов в вузах и научных учреждениях имела разнонаправленный характер: в научных учреждениях численность аспирантов сократилась, а в вузах - выросла [10, с. 80]. Во второй половине 1990-х годов численность аспирантов росла в вузах и научных учреждениях. С 1990 по 1999 г. прирост численности аспирантов в вузах составил 80 %, тогда как в научных учреждениях - 25 % [10, с. 80].
В середине 1990-х годов в Беларуси были приняты дополнительные меры по совершенствованию государственной молодежной политики. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 12 января 1996 г. № 19 был создан Специальный фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов [13]. В 1998 г. были учреждены 30 стипендий Президента Республики Беларусь талантливым молодым ученым, в 1,2 раза повышены стипендии аспирантам [14]. Особое внимание было уделено государственной поддержке аспирантов, стипендии которым были повышены в 2002 г. (в 1,3 раза) и в 2005 г. (1,5 раза).
В 1990-е годы в рамках государственной политики поддержки молодежи в научно-образовательной сфере получила развитие система социальной поддержки учащихся, студентов, аспирантов, молодых ученых, были обеспечены высокие темпы роста численности аспирантов, обучающихся без отрыва от производства, удалось не допустить сокращения численности профессорско-
—Кандидаты наук в возрасте до 39 лет
® Кандидаты наук в возрасте от 40 до 49 лет —Ь "Кандидаты наук в возрасте 50 лет и старше
Рис. 2. Динамика численности исследователей в Республике Беларусь с 1993 по 2002 г. по возрастным категориям (представлены данные из отчета НИР «Разработать предложения по совершенствованию социально-экономического механизма привлечения и закрепления молодых специалистов в науке» (№ гос. регистрации 20032724)
преподавательского состава. Однако остановить сокращение численности кандидатов наук из числа исследователей в научных учреждениях не удалось.
На рис. 2 представлены данные о динамике численности кандидатов наук в Республике Беларусь с 1993 по 2002 г. с учетом возрастных категорий.
Из представленных на рис. 2 данных следует, что с 1993 по 2000 г. численность кандидатов наук из числа исследователей в возрасте до 39 лет сократилась почти в 2 раза, численность кандидатов наук в возрасте 40-49 лет -в 1,7 раза, а численность кандидатов наук в возрасте 50 лет и старше выросла на 21,8 %. В начале первого десятилетия XXI в. темпы сокращения кандидатов наук оставались высокими. Как следует из данных, представленных на рис. 2, с 2000 по 2002 г. численность кандидатов наук в возрасте до 39 лет сократилась на 20 %, численность кандидатов наук в возрастной категории 40-49 лет - на 19,5 %, началось сокращение численности кандидатов наук в возрасте старше 50 лет. Одной из причин сокращения кандидатов наук была недостаточно эффективная молодежная политика в научной сфере.
В 2002 г. сотрудниками Института социологии НАН Беларуси был проведен республиканский опрос руководителей структурных научных подразделений научных учреждений академического, отраслевого и вузовского секторов науки по проблемам развития науки, в том числе по проблемам молодеж-
ной политики. В опросе приняли участие 499 руководителей. Как показали результаты опроса, большинство экспертов (67 %) оценили эффективность проводимой в тот период молодежной политики низко, 14 % отметили, что эффективность молодежной политики в науке средняя, 1 % оценили ее эффективность высоко [15, с. 140]. На основе анализа подходов реализации молодежной политики и тенденций изменения численности исследователей, изменения их возрастной структуры был сделан вывод, что «традиционные меры в рамках активной молодежной политики должны быть дополнены системой мер по закреплению высококвалифицированных молодых ученых в сфере науки. Молодежная политика должна стать не только активной, но и эффективной» [15, с. 139].
Актуальность исследований молодежной составляющей кадрового потенциала белорусской науки была связана с проблемой высоких темпов сокращения кандидатов наук молодого и среднего возраста в 90-е годы XX века.
В 2002 г. Институт социологии НАН Беларуси, в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2002 № 240 «О государственной программе "Научные кадры"», стал головной организацией-исполнителем этой программы. 2 июля 2002 г. в составе Центра мониторинга миграции научных и научно-педагогических кадров Института социологии был создан сектор социологии науки (в результате реорганизации отдела социологии науки). Заведующим сектором социологии науки стал кандидат социологических наук И. Н. Шарый, который с 1990 по 2002 г. работал в отделе социологии науки, защитил (1999 г.) кандидатскую диссертацию (научный руководитель - доктор социологических наук Г. А. Несветайлов). Сотрудники сектора социологии науки продолжили исследования по плановой теме «Проблемы устойчивого развития науки Беларуси в условиях институциональных преобразований», которая ранее разрабатывалась в отделе социологии науки, а также приняли активное участие в исследованиях по программе «Научные кадры».
Все сотрудники Центра мониторинга миграции научных и научно-педагогических кадров ГНУ «Институт социологии НАН Беларуси» с 2002 по 2006 г. участвовали в выполнении заданий Государственной программы «Научные кадры». Кроме ГНУ «Институт социологии» НАН Беларуси, в Государственной программе участвовали научные коллективы ГНУ «НИИ статистики Министерства статистики и анализа», ГНУ «НИИ труда министерства труда и социальной защиты», Академии управления при Президенте Республики Беларусь, сотрудники Министерства образования Республики Беларусь.
Из семи заданий Государственной программы на период с 2002 по 2006 г. четыре задания выполнялись научным коллективом ГНУ «Институт социологии НАН Беларуси». Научными руководителями заданий Государственной программы от Института социологии были: директор Института доктор социологических наук Г. М. Евелькин, руководитель Центра мониторинга миграции научных и научно-педагогических кадров кандидат философских
наук М. И. Артюхин, зав. сектором социологии науки, кандидат социологических наук И. Н. Шарый. В секторе социологии науки, который был структурным подразделением Центра мониторинга миграции научных и научно-педагогических кадров, выполнялись два задания Государственной программы: задание № 5 «Совершенствовать социально-экономический механизм привлечения и закрепления молодых специалистов в науке; осуществить проведение постоянного мониторинга использования молодых специалистов в науке» и задание № 7 «Разработать рекомендации по повышению эффективности государственной поддержки молодых ученых на основе результатов социологического исследования». В рамках этих заданий сотрудниками сектора социологии науки с 2002 по 2006 г. было выполнено пять научно-исследовательских проектов (научный руководитель - кандидат социологических наук И. Н. Шарый).
В 2002 г. в рамках задания ГП «Научные кадры» для предотвращения неблагоприятных тенденций сокращения молодежной составляющей кадрового потенциала белорусской науки были подготовлены предложения по созданию Национального фонда поддержки научной молодежи. Предложения были основаны на результатах изучения имеющихся на тот период форм государственной поддержки молодежи, результатах анкетных опросов аспирантов, молодых ученых и руководителей научных подразделений. При этом предполагалось реализовать комплексный подход, включающий как научные, так и социальные аспекты поддержки молодых ученых с использованием конкурсных механизмов отбора. Предусматривалась материальная поддержка молодых перспективных исследователей, исследовательские гранты для молодых ученых, гранты для поддержки материально-технической базы исследователей, коммуникационные гранты (конференции, семинары, доступ к базам данных), образовательные гранты (стажировки), издательские гранты (монографии, учебные пособия).
В 2003 г. в рамках задания программы были изучены особенности сложившегося в республике социально-экономического механизма привлечения и закрепления молодых специалистов в сфере науки, особенности стимулирования научной деятельности молодежи, тенденции процесса омоложения ее кадрового потенциала. На основе проведенного исследования сделан вывод, что в условиях резкого сокращения финансирования науки в начале 1990-х годов, которое привело к обвальному сокращению научных работников молодого и среднего возраста, реализация концепции выживания (самоадаптации науки) позволила на определенном этапе сохранить интеллектуальное ядро научных коллективов, однако она не позволяет реализовать оптимальную стратегию воспроизводства научных кадров. Не была преодолена деформация воспроизводственной структуры научных кадров высшей квалификации, продолжалось сокращение научных работников в возрасте от 30 до 49 лет. По результатам исследования были внесены предложения по совершенствованию социально-экономического механизма привлечения и закрепления молодежи
в науке. Была обоснована необходимость совершенствования механизма оплаты труда в науке, повышения уровня заработной платы докторов и кандидатов наук.
В 2004 г. была разработана концептуальная основа осуществления мониторинга использования молодых специалистов в науке, а также инструментарий проведения мониторинга. Было предложено использовать мониторинг как часть единой информационно-аналитической системы изучения основных тенденций воспроизводства высококвалифицированных работников в сфере науки, которая может стать основой планирования и прогнозирования развития кадрового потенциала Республики Беларусь в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Существенное внимание было уделено изучению российского опыта разработки концепции долгосрочной молодежной политики в науке [16, с. 162-163].
В рамках задания Государственной программы «Научные кадры» в 2005 г. были изучены основные направления и социально-экономический механизм молодежной политики в науке, разработаны предложения по совершенствованию молодежной политики в науке. Было проведено исследование уровня, динамики и структуры заработной платы кандидатов наук (до 40 лет). Для сбора данных о заработной плате специальные формы были разосланы во все научно-исследовательские организации НАН Беларуси. В результате опроса были получены данные о начисленной среднемесячной заработной плате за год 236 молодых кандидатов наук. При проведении анализа в качестве базы для сравнения использовались официальные данные о среднемесячной заработной плате в промышленности, поскольку такая база для сравнения использовалась в Законе «О научной деятельности». Как показал проведенный анализ, в 2004 г. заработная плата молодых кандидатов наук была на 26 % больше, чем в промышленности. Однако в результате исследования было выявлено, что сложилась существенная дифференциация уровня заработной платы в различных отделениях наук, а также у работников в рамках отделений наук. Был сделан вывод, что учитывать только средний показатель заработной платы научных работников, в том числе молодых ученых, недостаточно. Исследование показало, что определяющее влияние на дифференциацию уровня заработной платы молодых кандидатов наук имел дополнительный доход за участие в работе ВНК. Заработная плата кандидатов наук в возрасте до 40 лет, которые участвовали в ВНК, была выше, чем в промышленности, заработная плата кандидатов наук, которые не имели такой возможности, была ниже, чем в промышленности.
На рис. 3 представлены данные о динамике среднемесячной зарплаты кандидатов наук НАН Беларуси (без отделения аграрных наук) в возрасте до 40 лет, которые не получали доплат по ВНК в течение года, и среднемесячной заработной платы в промышленности в 2004 г.
Как следует из представленных на рис. 3 данных, заработная плата кандидатов наук в возрастной категории до 40 лет, которые не участвовали в те-
Тыс. руб.
■Щ—Среднемесячная заработная плата кандидатов наук НАН Беларуси в возрасте до 40 лет, которые не получали доплаты по ВНК в 2004 г.
Среднемесячная заработная плата в промышленности в 2004 г.
Рис. 3. Динамика среднемесячной зарплаты кандидатов наук НАН Беларуси в возрасте до 40 лет, которые не получали доплат по ВНК в течение года, и среднемесячной заработной платы в промышленности в 2004 г. (представлены данные из отчета НИР «Исследовать основные направления и социально-экономический механизм молодежной политики в науке в современных условиях, разработать предложения по совершенствованию молодежной
политики в науке» (№ 20052302)
чение года в работе ВНК, с января по октябрь 2004 г. была меньше, чем среднемесячная заработная плата в промышленности. Только в последние месяцы года, в связи с выплатой премий и выплат компенсирующего характера, имел место рост среднемесячной заработной платы рассматриваемой категории кандидатов наук. В целом же начисленная среднемесячная заработная плата молодых кандидатов наук рассматриваемой категории была ниже, чем среднемесячная заработная плата в промышленности за аналогичный период. Как показало исследование, большинство молодых кандидатов наук (60 %) в рамках рассматриваемого временного периода не имело доплат по ВНК. Таким образом, многолетние усилия по подготовке и защите кандидатской диссертации не давали большинству молодых кандидатов наук преимуществ в уровне заработной платы в 2004 г. При сложившемся соотношении уровня среднемесячной зарплаты большинства молодых высококвалифицированных специалистов и среднемесячной заработной платы в промышленности, их закрепление в сфере науки было проблематичным.
В результате исследований особенностей молодежной составляющей кадровой политики был сделан вывод, что эффективность мер по закреплению
молодежи в сфере науки определяется динамикой численности кандидатов наук в возрасте до 39 лет [9, с. 36; 15, с. 140]. Результаты проведенных исследований показали, что эффективность государственной молодежной политики в науке необходимо рассматривать в комплексе системы мер по воспроизводству научных кадров [17, с. 66].
В первой половине 1990-х годов сформировались основные направления исследований сотрудников сектора социологии науки, которые выполнялись в рамках государственной программы научных исследований ГНУ «Институт социологии НАН Беларуси» (2001-2005 гг.). В рамках изучения особенностей молодежной политики в научной сфере Республики Беларусь проводились исследования по проблемам омоложения кадрового потенциала белорусской науки и формирования системы государственной поддержки научной молодежи, на основе опроса руководителей проектов, финансируемых БРФФИ, изучались особенности влияния молодежных конкурсов на профессиональное становление молодых ученых, проводились исследования особенностей профессионального становления молодежи на основе анкетных опросов участников научных конференций «Молодежь в науке» с 2003 по 2005 г. [18]. По результатам проведенных исследований в 2006-2008 гг. для слушателей из числа перспективного кадрового резерва организаций НАН Беларуси на курсах повышения квалификации ГУО «Институт подготовки научных кадров НАН Беларуси» были прочитаны лекции «Молодежная политика в научной сфере» и «Основные направления государственной поддержки молодых ученых в Республике Беларусь» (кандидат социологических наук И. Н. Ша-рый). Младшие научные сотрудники сектора социологии науки Э. М. Щурок и Т. А. Кузьменкова были награждены дипломами Национальной академии наук Беларуси и Совета молодых ученых НАН Беларуси за лучший научный доклад на секции «Социология. Педагогика» в рамках международных научных конференций «Молодежь в науке - 2007» (23-26 октября 2007 г.) и «Молодежь в науке - 2009» (21-24 апреля 2009 г.). Полученный научный задел создал предпосылки для продолжения исследований политики в области воспроизводства научных кадров высшей квалификации, для изучения особенностей мотивации научной деятельности, молодежной составляющей кадровой политики при переходе к инновационной экономике [19; 20; 21].
Реализованные государством меры по совершенствованию молодежной политики в сфере науки в рассматриваемый временной период оказались эффективными. С 2003 по 2010 г. в НАН Беларуси число кандидатов наук в возрасте до 29 лет выросло почти на 60 %, в возрасте 30-39 лет - на 38 %. Результаты исследований, полученные сотрудниками сектора социологии науки, были использованы при выполнении заданий отраслевой программы «Научные кадры НАН Беларуси» (2006-2010 гг.). Концепция мониторинга привлечения и закрепления молодежи в науке, разработанная сотрудниками сектора социологии науки, была положена в основу постановления Национальной академии наук Беларуси и Государственного комитета по науке и технологиям Респу-
блики Беларусь № 8/19 «О проведении мониторинга привлечения и закрепления молодых ученых в организациях Республики Беларусь, осуществляющих научную деятельность» (зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 27 ноября 2006 г., регистрационный № 8/15393). Подходы, предложенные при проведении мониторинга, использовались в кадровой политике Министерства образования Республики Беларусь и НАН Беларуси. Проведенные в первом десятилетии XXI в. исследования в области молодежной научной политики представляют не только исторический интерес. При разработке перспективной концепции политики в области воспроизводства научных кадров важно учитывать имеющийся зарубежный опыт, а также отечественный опыт реализации молодежной политики в сфере науки.
Список использованных источников
1. Несветайлов, Г. А. Научные кадры: возраст и творчество / Г. А. Несветайлов // Социол. исслед. - 1998. - № 9. - С. 115-119.
2. Слонимский, А. А. Отечественная школа науковедения: этапы становления и трансформации (40 лет белорусскому науковедению) / А. А. Слонимский, В. А. Карелина, И. Н. Ша-рый // Социология. - 2016. - № 3. - С. 119-125.
3. Смирнова, Р. А. Наука и массовое сознание / Р. А. Смирнова // Динамика социальных процессов в условиях государственной независимости Беларуси : социологический анализ : сб. науч. тр. - Минск : Право и экономика, 2000. - Вып. 2. - С. 88-93.
4. Смирнова, Р. А. Субъективные и объективные факторы повышения научно-инновационного потенциала белорусского общества / Р. А. Смирнова // Социальные и социокультурные процессы в современной Беларуси : социологический анализ : сб. науч. тр. - Минск : Современное слово, 2001. - Вып. 3. - С. 210-219.
5. Шарый, И. Н Научная сфера в переходный период: проблемы устойчивости воспроизводственных процессов / И. Н. Шарый // Динамика социальных процессов в условиях государственной независимости Беларуси : социологический анализ : сб. науч. тр. - Минск : Право и экономика, 2000. - Вып. 2. - С. 93-98.
6. Шарый, И. Н. Молодежная политика в науке в контексте общесистемных изменений научно-образовательного пространства Беларуси / И. Н. Шарый // Социальные и социокультурные процессы в современной Беларуси : социологический анализ : сб. науч. тр. - Минск : Современное слово, 2001. - Вып. 3. - С. 219-227.
7. Максимова, О. В. Подготовка кадров высшей квалификации: проблемы и возможности / О. В Максимова // Динамика социальных процессов в условиях государственной независимости Беларуси : социологический анализ : сб. науч. тр. - Минск : Право и экономика, 2000. -Вып. 2. - С. 98-100.
8. Максимова, О В Проблемы эффективности подготовки кадров высшей квалификации через аспирантуру в Республике Беларусь / О. В. Максимова // Социальные и социокультурные процессы в современной Беларуси : социологический анализ : сб. науч. тр.- Минск : Современное слово, 2001. - Вып. 3. - С. 227-228.
9. Шарый, И. Н. Молодежная политика в сфере науки: проблемы эффективности в переходный период / И. Н. Шарый // Социология. - 2003. - № 3. - С. 34-41.
10. Шарый, И. Н Молодежная политика в сфере науки и проблемы научно-инновационного развития в Республике Беларусь / И. Н. Шарый // Проблемы и перспективы развития научно-инновационного комплекса Республики Беларусь : сб. науч. ст. ; редкол.: В. И. Недиль-ко [и др.]. - Минск : БелИСА, 2001. - С. 79-83.
11. Народное хозяйство Белорусской ССР в 1989 г. : стат. ежегодник / Госкомстат БССР. -Минск : Беларусь, 1990. - 272 с.
12. Наука и инновации в Республике Беларусь 2003 : стат. сб. / В. Н. Тамашевич [и др.]. -Минск : БелИСА, 2004. - 172 с.
13. О специальном фонде Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 12 января 1996 г. № 19 ; в ред. Указа Президента Респ. Беларусь, 29.02.2008 № 142 // Официальный интернет-портал Президента Респ. Беларусь. - Режим доступа: http://www. president.gov.by. -Дата доступа: 15.11. 2019.
14. О дополнительных мерах по реализации Национальной академией наук Беларуси статуса высшей государственной научной организации [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 4 августа 1998 г. № 390 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. - Режим доступа: http://www.pravo.by./main.aspx?guid=3871&p0=p39800390&p2=7B-NRPA%7D/. - Дата доступа 15.11. 2016.
15. Шарый, И. Н Проблемы воспроизводства научных кадров в переходный период / И. Н. Шарый // Проблемы развития научно-инновационного потенциала Беларуси : сб. науч. тр. ; под ред. В. И. Недилько. - Минск : Бел ИСА, 2003. - С. 136-141.
16. Кадровый потенциал науки Республики Беларусь / М. И. Артюхин [и др.] ; науч. ред. Г. М. Евелькин. - Минск : Технопринт, 2004. - 260 с. - (Сер. «Библиотека социологии»).
17. Шарый, И. Н. Проблемы воспроизводства и омоложения кадрового потенциала науки в Республике Беларусь / И. Н. Шарый // Научные кадры Республики Беларусь (социологический анализ) / Т. А. Антонова [и др.] ; под общ. ред. Г. М. Евелькина ; Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т социологии. - Минск : Беларус. навука, 2007. - С. 46-67.
18. Шарый, И. Н Государственная поддержка молодых ученых и проблемы омоложения кадрового потенциала науки / И. Н. Шарый, Т. А. Кузьменкова, Л. Н. Михейчиков, Э. М. Щурок // Социальные и социокультурные процессы в современной Беларуси : социологический анализ / М. Г. Алейник [и др.] ; отв. ред. Г. М. Евелькин. - Минск : Беларус. навука, 2006. -С. 377-400.
19. Шарый, И. Н. Политика в области воспроизводства кадрового состава белорусской науки и проблемы повышения ее эффективности / И. Н. Шарый // Социальное знание и белорусское общество : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (к 20-летию институционализации социологии в Беларуси и 20-летию создания Института социологии НАН Беларуси), Минск, 3-4 дек. 2009 г. / редкол. : И. В. Котляров (гл ред.) [и др.] ; НАН Беларуси, Ин-т социологии. -Минск : Право и экономика, 2009. - С. 401-404.
20. Щурок, Э. М. Мотивация научной деятельности и особенности профессиональных установок аспирантов / Э. М. Щурок // Научные кадры в условиях инновационного развития Республики Беларусь / М. И. Артюхин [и др.] ; под общ. ред. М. И. Артюхина ; НАН Беларуси, Ин-т социологии. - Минск : Белорус. наука, 2010. - С. 203-216.
21. Шарый, И. Н. Кадровая политика в науке и ее молодежная составляющая в условиях становления инновационной экономики / И. Н. Шарый // Социол. альм. - Минск : Беларус. на-вука, 2010. - Вып. 1. - С. 217-223.
Поступила 26.11.2019 г.