Научная статья на тему 'СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ РАБОТНИКОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»'

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ РАБОТНИКОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательная программа послевузовского образования / система подготовки и аттестации научных работников высшей квалификации / эффективность деятельности аспирантуры и докторантуры / модель подготовки научных работников высшей квалификации / научно-методическая и психолого-педагогическая поддержка аспирантов и докторантов / Советы по защите диссертаций. / educational program of postgraduate education / system of training and certification of highly qualified scientists / the effectiveness of postgraduate and doctoral studies / training model for highly qualified scientists / scientific and methodological and psychological and pedagogical support of graduate students and doctoral students / Tips for the defense of dissertations.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хрыщанович Владимир Янович, Перережко Ирина Ростиславовна, Совостюк Татьяна Александровна

В статье представлены результаты подготовки научных работников высшей квалификации в Белорусском государственном медицинском университете, проанализированы причины результативности защит кандидатских и докторских диссертаций. Доказано, что высокая эффективность подготовки научных работников высшей квалификации в университете свидетельствует о сложившейся системе обучения аспирантов и докторантов по освоению образовательных программ послевузовского образования I и II ступеней. Показана также роль диссертационных советов по защите кандидатских и докторских диссертаций как ключевого фактора развития научного потенциала университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хрыщанович Владимир Янович, Перережко Ирина Ростиславовна, Совостюк Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF TRAINING HIGHLY QUALIFIED SCIENTISTS IN THE EDUCATIONAL INSTITUTION “BELARUSIAN STATE MEDICAL UNIVERSITY”

The article presents the results of training highly qualified scientists at the Belarusian State Medical University, analyzes the reasons for the effectiveness of the defense of candidate and doctoral dissertations. It is proved that the high efficiency of training highly qualified scientists at the university testifies to the existing system of training graduate and doctoral students in mastering the educational programs of postgraduate education of the I and II levels. The role of dissertation councils for the defense of candidate and doctoral dissertations as a key in the development of the scientific potential of the university is also shown.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ РАБОТНИКОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»»

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ РАБОТНИКОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Хрыщанович Владимир Янович (Минск, Республика Беларусь), доктор медицинских наук, профессор, проректор по научной работе, Белорусский государственный медицинский университет. E-mail: vladimirkh77@mail.ru.

Перережко Ирина Ростиславовна (Минск, Республика Беларусь), кандидат педагогических наук, доцент, заведующий докторантурой, аспирантурой и магистратурой, Белорусский государственный медицинский университет. E-mail: nadia_16@mail.ru.

Совостюк Татьяна Александровна (Минск, Республика Беларусь), магистр исторических наук, старший преподаватель кафедры философии и политологии, Белорусский государственный медицинский университет. E-mail: tsovostuk@mail.ru.

Аннотация. В статье представлены результаты подготовки научных работников высшей квалификации в Белорусском государственном медицинском университете, проанализированы причины результативности защит кандидатских и докторских диссертаций. Доказано, что высокая эффективность подготовки научных работников высшей квалификации в университете свидетельствует о сложившейся системе обучения аспирантов и докторантов по освоению образовательных программ послевузовского образования I и II ступеней. Показана также роль диссертационных советов по защите кандидатских и докторских диссертаций как ключевого фактора развития научного потенциала университета.

Ключевые слова: образовательная программа послевузовского образования, система подготовки и аттестации научных работников высшей квалификации, эффективность деятельности аспирантуры и докторантуры, модель подготовки научных работников высшей квалификации, научно-методическая и психолого-педагогическая поддержка аспирантов и докторантов, Советы по защите диссертаций.

THE SYSTEM OF TRAINING HIGHLY QUALIFIED SCIENTISTS IN THE EDUCATIONAL INSTITUTION "BELARUSIAN STATE MEDICAL UNIVERSITY"

Khryshchanovich Vladimir Yanovich (Minsk, Republic of Belarus), Doctor of Medical Sciences, Professor, Vice-Rector for Research, Belarusian State Medical University. E-mail: vladimirkh77@mail.ru

Pererezhko Irina Rostislavovna (Minsk, Republic of Belarus), Candidate of Pedagogical Sciences, Associate professor, Head of doctoral studies, postgraduate study and magistracy, Belarusian State Medical University. E-mail: nadia_16@mail.ru

Sovostyuk Tatsiana Aleksandrovna (Minsk, Republic of Belarus), Master of Historical Sciences, Senior Lecturer of the Department of Philosophy and Political Science, Belarusian State Medical University. E-mail: tsovostuk@mail.ru.

Abstract. The article presents the results of training highly qualified scientists at the Belarusian State Medical University, analyzes the reasons for the effectiveness of the defense of candidate and doctoral dissertations. It is proved that the high efficiency of training highly qualified scientists at the university testifies to the existing system of training graduate and doctoral students in mastering the educational programs of postgraduate education of the I and II levels. The role of dissertation councils for the defense of candidate and doctoral dissertations as a key in the development of the scientific potential of the university is also shown.

Keywords: educational program of postgraduate education; system of training and certification of highly qualified scientists, the effectiveness of postgraduate and doctoral studies, training model for highly qualified scientists, scientific and methodological and psychological and pedagogical support of graduate students and doctoral students, Tips for the defense of dissertations.

Успешная реализация стратегии инновационного развития страны зависит от эффективности осуществления фундаментальных и прикладных научных исследований, создания и внедрения инновационных разработок во все сферы жизнедеятельности общества.

«Сегодня наука в Беларуси поставлена на службу реальным потребностям страны. Перспективные разработки довольно быстро внедряются в практику и дают реальную коммерческую отдачу» [1].

«Однако на современном этапе важны не количественные показатели кадрового обеспечения, а целенаправленная подготовка научных работников высшей квалификации по специальностям, относящимся к V и VI технологическим укладам. В связи с этим актуализируется разработка государственной стратегии подготовки научных работников высшей квалификации, в рамках которой следует предусмотреть определение приоритетных научных специальностей, по которым требуется ускоренная подготовка научных работников высшей квалификации и создание соответствующих условий для их подготовки в Республике Беларусь и (или) за рубежом» [2, 3].

Реализация образовательных программ послевузовского образования в университете осуществляется на I ступени (аспирантура, адъюнктура) и II ступени (докторантура) послевузовского образования по 42 специальностям медицинского, биологического и фармацевтического профиля.

В аспирантуре и докторантуре университета обучается 286 человек. Научное руководство аспирантами и консультирование докторантами осуществляют 110 научных руководителей и консультантов, из них 75 докторов наук и 35 кандидатов наук.

Основным содержанием подготовки научных работников высшей квалификации в аспирантуре и докторантуре университета является процесс, направленный на проведение научных исследований, получение новых знаний путем создания научных разработок и способов их применения и, как результат, подготовленная диссертационная работа.

Результаты подготовки научных работников высшей квалификации в университете свидетельствуют о высокой эффективности данного процесса, который составляет 83 %. За период с 2015 по 2019 годы защищено 98 кандидатских и 19 докторских диссертаций.

Эффективность подготовки научных работников высшей квалификации за пять лет (2015—2019 годы) Защищено диссертаций

Год Кандидатские диссертации Докторские диссертации

2015 24 4

2016 18 3

2017 19 5

2018 24 4

2019 13 3

Всего 98 19

Эффективность деятельности аспирантуры и докторантуры в период обучения и в течение трех лет после окончания обучения составила 75 %.

Эффективность деятельности аспирантуры и докторантуры в период обучения и в течение трех лет после окончания обучения Защищено диссертаций, %

Год Кандидатские диссертации Докторские диссертации

2017 66 100

2018 71 100

2019 64 50

За три года 67 83

Высокая эффективность деятельности аспирантуры и докторантуры свидетельствует о сложившейся системе подготовки и аттестации научных работников высшей квалификации в университете:

1. Разработан перспективный план подготовки научных работников высшей квалификации до 2025 года.

2. Внедрена модель подготовки научных работников высшей квалификации в соответствии с Положением о подготовке научных работников высшей квалификации в Республике Беларусь (прилагается)

3. В университете действуют 26 научно-педагогических школ по ряду медико-биологических и клинических дисциплин, которые продолжают вносить существенный вклад в развитие и совершенствование научного процесса. В 2019 году было организовано и проведено 52 международных научно-практических мероприятий, 87 республиканских научных (научно-практических) конференций, съездов, симпозиумов, 268 научно-практических семинаров. По итоговому рейтингу результативности среди научных организаций Министерства здравоохранения Республики Беларусь университет в течение последних восьми лет занимает первое место.

4. Осуществляется комплекс мероприятий, направленный на удержание эффективности подготовки аспирантов и докторантов не ниже 80 %:

— оказывается консультативная, методическая и информационная поддержка аспирантам (докторантам), научным руководителям по вопросам обучения в аспирантуре (докторантуре); обеспечен регулярный контроль за выполнением индивидуальных планов работы аспирантов (докторантов) по написанию диссертационных исследований посредством систематических отчетов на кафедрах, советах факультетов, проведения промежуточной и итоговой аттестации, поддержки мотивов достижения;

— осуществляется финансирование НИР аспирантов для осуществления закупок диагностических реагентов и расходных материалов;

— проводится работа с одаренной молодежью и студентами с целью дальнейшего поступления в аспирантуру, мероприятия, стимулирующие научно-исследовательскую работу студентов. Количество вовлеченных в научную работу студентов составляет 65 %. Практикуются инновационные формы работы с талантливой молодежью: фестиваль студенческой науки, научные олимпиады, студенческие научные конференции, конкурс стартап-проектов и др.

— проводится работа с кафедрами по повышению остепененности преподавательского состава.

Для эффективности подготовки научных работников высшей квалификации разработана программа кадрового обеспечения университета на 2020—2025 годы, которая включает мероприятия по планированию, организации и контролю подготовки научных работников для нужд кафедр университета:

— осуществляется анкетирование аспирантов и докторантов с целью удовлетворенности качества обучения;

— созданы благоприятные условия для аспирантов и докторантов (методическая помощь, информационное сопровождение, лабораторная и клиническая поддержка, библиотечный фонд) с целью успешного завершения диссертационных работ;

— осуществляется премирование научных руководителей (консультантов) и аспирантов (докторантов), защитивших диссертационные работы в период обучения в аспирантуре (докторантуре), а также лиц, диссертации которых в соответствии с «Положением о ежегодном конкурсе на лучшую докторскую и кандидатскую диссертацию», признаны лучшими. Ежегодно аспиранты и докторанты университета становятся победителями конкурса в номинации «медицинские и фармацевтические науки».

— проводится цикл занятий с аспирантами в формате «Школа молодого ученого». Аспирантов обучают методике проведения патентных исследований по теме диссертации, разработке и оформлению первичной документации диссертационной работы, индивидуального плана работы, организации проведения научных исследований, разработке дизайна исследования;

— проводятся научно-практические семинары: «Scopus в научно-исследовательской деятельности ученого»; «Подготовка к научному исследованию, поиск актуальной информации»; «Лучшие медицинские ресурсы от крупнейших мировых издательств»; спецкурс: «Введение в академическую и доказательную медицину»;

— осуществляется дополнительное материальное стимулирование и денежные выплаты авторам работ в высокорейтинговых журналах, индексируемых базой данных Scopus [4].

5. В целях повышения качества подготовки научных работников высшей квалификации и создания дополнительных стимулов для эффективной научной работы аспиранты университета участвуют в открытом конкурсе среди аспирантов дневной формы обучения на получение стипендии Президента Республики Беларусь. С 2015 по 2019 годы стипендия была назначена 11 аспирантам университета. Все аспиранты-стипендиаты защитили кандидатские диссертации, некоторые их них обучаются в докторантуре.

6. С целью осуществления внутривузовского контроля за выполнением диссертационных работ и проверки достоверности и полноты первичных материалов при выполнении диссертационных работ аспирантов и докторантов работает комиссия по проверке первичной документации диссертационных работ аспирантов и докторантов.

7. В целях развития системы контроля качества диссертационных исследований внедрена система проверки диссертационных работ на корректность использования заимствованных материалов, которая предусматривает контроль за процессом подготовки диссертационных работ с разъяснением правил цитирования; проведение проверки диссертационных работ, написание текста публикаций по программе «Антиплагиат».

8. В университете функционирует студенческое научное общество. СНО университета с первых курсов обучения привлекает обучающихся к научному творчеству и исследовательской работе; вовлекает студентов в деятельность научно-педагогических школ, проводит студенческие научные конкурсы, конференции, олимпиады, круглые столы; организует системную работу с одаренной молодежью, привлекает к участию в научной и инновационной деятельности университета. Студенческое научное общество сотрудничает с 38 медицинскими университетами зарубежных стран.

Ежегодно около 300 студенческих научных работ представляются для участия на Республиканский конкурс, что является наибольшим не только среди других медицинских университетов, но и по стране в целом.

Основным звеном системы аттестации научных работников высшей квалификации являются советы по защите диссертаций, которые проводят экспертизу докторских и кандидатских диссертаций и осуществляют свою деятельность на основании Положения о совете по защите диссертаций, утвержденного Постановлением ВАК Республики Беларусь [5].

Ключевой фактор развития научного потенциала учреждений высшего образования является деятельность советов по защите диссертаций. Белорусский государственный медицинский университет — бесспорный лидер по количеству созданных диссертационных советов и специальностей, по которым могут проводиться защиты. В университете функционирует 8 диссертационных советов по 22 специальностям. Тематика диссертационных исследований соответствует приоритетным направлениям фундаментальных и прикладных научных исследований, относящихся к V и VI технологическим укладам.

Модель подготовки научных работников высшей квалификации в учреждении образования «Белорусский государственный медицинский университет»

Высокий кадровый потенциал университета и статус ведущего учреждения в области медицинского образования подтверждает количество защит в диссертационных советах университета. С 2015 по 2019 годы количество защит в диссертационных советах университета составило 152 диссертации, из них — 21 докторская работа.

Сформированная сеть советов по защите диссертаций по охвату специальностей, по которым могут проводиться защиты диссертаций, соответствует потребностям обеспечения учреждений образования и научно-практических центров республики в специалистах высшей научной квалификации и развития в них научных школ.

Таким образом, сложившаяся система подготовки научных работников высшей квалификации способствует высокой эффективности защит кандидатских и докторских диссертаций.

Литература

1. Лукашенко А.Г. Наука определяет наше будущее // Советская Белоруссия — № 18. — Пятница, 27 января 2017.

2. Пальчик Г.В. Система государственной аттестации научных кадров высшей квалификации в Республике Беларусь // Управленческое консультирование. 2017. № 1. С. 8—11.

3. Пальчик Г.В. Аттестация научных работников в Республике Беларусь: основные тенденции развития // Наука и инновации. 2015. № 11. С. 43—45.

4. Доронина О.К., Перережко И.Р. Система подготовки и аттестации научных работников высшей квалификации в учреждении образования «Белорусский государственный медицинский университет» // Система государственной аттестации научных работников высшей квалификации: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 14—15 сент. 2017 г.) / Редкол.: Г.В. Пальчик, А.Е. Гучок, О.В. Дубаневич. — Минск: Беларуская навука, 2017. — С. 330—333.

5. Положение о совете по защите диссертаций, утв. постановлением ВАК Республики Беларусь, 22 февр. 2005 г. № 19 (с изм. и доп.) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информации Республики Беларусь. — Минск, 2017.

ПОКОЛЕНЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК РЕСУРС ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ВЗРОСЛЫХ ПЕТЕРБУРЖЦЕВ1

Микляева Анастасия Владимировна (Санкт-Петербург, Россия), доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии человека, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. E-mail: a.miklyaeva@gmail.com

Аннотация. Представлены результаты исследования жизнестойкости взрослых петербуржцев в возрасте 33—45 лет, идентифицирующих себя с советским или переходным поколением. Выявлены различия в уровне жизнестойкости в пользу респондентов, идентифицирующих себя с переходным поколением, показан вклад ценностных ориентаций в жизнестойкость респондентов с различной поколенческой идентичностью.

Ключевые слова: поколение, поколенческая идентичность, взрослость, жизнестойкость, ценностные ориентации.

GENERATIONAL IDENTITY AS A RESOURCE OF HARDINESS IN ADULTS FROM ST. PETERSBURG

Miklyaeva Anastasia Vladimirovna (Saint Petersburg, Russia), Doctor of psychology, Associate professor, professor of Human psychology department of Herzen State Pedagogical University of Russia. E-mail: a.miklyaeva@gmail.com

1 Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 18-013-00910.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.