Научная статья на тему 'Проблемы развития и деятельности аспирантуры НАН Беларуси'

Проблемы развития и деятельности аспирантуры НАН Беларуси Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
89
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пушкевич С. А.

Выявлены основные факторы снижения интереса абитуриентов к академической аспирантуре. Освещено состояние дел с профессиональным выбором и мотивацией научной деятельности аспирантов НАН Беларуси. Сделаны выводы о негативном влиянии на развитие приоритетных научных направлений и кадрового обеспечения развития наукоемких отраслей экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT AND ACTIVITY PROBLEMS OF THE NATIONAL ACADEMY OF SCIENCES OF BELARUS POSTGRADUATE TRAINING

Factors forming the problem of decreasing interest to the academical postgraduate training are revealed. Status of professional choice and scientific activity motivation is illustrated. Conclusions are made about negative effect on priority guidelines and staffing of science-intensive economic sectors.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития и деятельности аспирантуры НАН Беларуси»

С. А. ПУШКЕВИЧ,

магистр социологических наук,

Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АСПИРАНТУРЫ

НАН БЕЛАРУСИ

Выявлены основные факторы снижения интереса абитуриентов к академической аспирантуре. Освещено состояние дел с профессиональным выбором и мотивацией научной деятельности аспирантов НАН Беларуси. Сделаны выводы о негативном влиянии на развитие приоритетных научных направлений и кадрового обеспечения развития наукоемких отраслей экономики.

Национальная академия наук Беларуси - главный научно-исследовательский центр страны, получивший широкое признание не только в Беларуси, но и далеко за ее пределами. Научный потенциал НАН Беларуси является важнейшим фактором устойчивого социально-экономического развития страны, достижения мирового технического уровня в различных отраслях народнохозяйственного комплекса. Национальная академия наук Беларуси концентрирует свой научно-технический потенциал на решении наиболее важных общенациональных задач в рамках государственных приоритетов научнотехнической и научной деятельности.

НАН Беларуси имеет большое количество подведомственных организаций, в которых ведется подготовка аспирантов - 48, что составляет 41,0 % от общего числа организаций, имеющих аспирантуру, в целом по республике. Согласно приказу Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь, НАН Беларуси имеет право готовить в аспирантуре специалистов по 126 специальностям.

На 1 января 2009 г. в аспирантуре НАН Беларуси обучались 560 аспирантов, в том числе 379 чел. (67,7 %) с отрывом и 181 чел. (32,3 %) без отрыва от производства [1]. Динамика основных показателей деятельности аспирантуры НАН Беларуси в 2002-2009 гг. представлена на рис. 1.

Из выпуска 2009 г. защитились в срок лишь 2,7 % аспирантов (при республиканском показателе 3,2 %) (рис. 2). Столь низкая эффективность академической аспирантуры во многом обусловлена объективными причинами, определяющими возможность подготовить и защитить диссертацию в срок. Например, исследования биохимического профиля, помимо продолжительности экспериментов, связаны с проведением дополнительных работ с уча-

1200

1000

800

600

400

200

О

978 О А Я

„ 717 685 638 562 560

~~И —■

Ц332 213 225 211 209 156 155 183

212 \ ®о -дат- ''*""'206 —Сь 221 242 =*т5га -Сн г- 160 -О2—т— О5

2002

2003

2004

2005 2006

год

2007

2008 2009

• Численность аспирантов на конец года ■ Выпуск из аспирантуры за год

• Прием в аспирантуру за год - Выпуск с защитой диссертации

Рис. 1. Динамика основных показателей деятельности аспирантуры НАН Беларуси

в 2002-2009 гг.

Рис. 2. Динамика доли аспирантов, закончивших аспирантуру с защитой диссертации

в отчетном году

стием ученых смежных специальностей и из других организаций медицинского, биологического и аграрного профиля (испытания на биологическую активность, клинические, полевые, другие испытания, подтверждающие практическую значимость результатов), что затягивает сроки подготовки диссертаций. Специфика диссертационных исследований аграрного профиля состоит в том, что они базируются на данных опытов, продолжительность которых для получения достоверных результатов должна быть не менее трех лет. Не способствует защите диссертации в срок и неудовлетворительное состояние в боль-

шинстве институтов материально-технического и информационного обеспечения научной деятельности, в том числе и диссертационных исследований. Устаревшая материально-техническая база и низкий уровень информационного обеспечения лишают аспиранта реальной возможности проводить полноценные по современным стандартам исследования. Данные социологического опроса аспирантов очной формы обучения НАН Беларуси, проводившегося осенью 2008 г., подтверждают наши выводы. На рис. 3 представлены результаты ответов аспирантов на вопрос: «В какой мере Вы удовлетворены условиями обучения в аспирантуре и работе над диссертацией?»: 1 - возможностью участия в научных конференциях в Беларуси; 2 - научной компетентностью Вашего руководителя; 3 - отношениями с Вашим научным руководителем; 4 - возможностью пользоваться компьютером на рабочем месте в институте; 5 - возможностью участия в научной и методической работе лаборатории, отдела, сектора; 6 - возможностью публиковать свои научные труды; 7 - объективностью оценки Вашей научной деятельности; 8 - организацией учебного процесса в Институте подготовки научных кадров НАН Беларуси; 9 - санитарно-гигиеническими условиями работы; 10 - доступом к научному оборудованию; 11 - возможностью участия в конкурсе для получения исследовательского гранта НАН Беларуси для аспирантов; 12 - размером стипендии; 13 - наличием в институте современного научного оборудования для проведения экспериментов по теме диссертации; 14 - жилищными условиями; 15 -возможностью полноценного отдыха; 16 - возможностью участия в конкурсе на получение гранта БРФФИ; 17 - возможностью постоянно получать самую новую научную информацию, в том числе из-за рубежа; 18 - возможностью участия в научных конференциях за рубежом; 19 - возможностью участия в конкурсе на получение зарубежного гранта.

Следует отметить, что подавляющее большинство аспирантов удовлетворены социально-психологическими условиями их работы над диссертацией, такими как отношения с научным руководителем (85 % опрошенных). Также удовлетворены в полной мере и большей степени возможностью участия в научной и методической работе лаборатории (сектора, отдела) 75 % респондентов. И как следствие вовлеченности в научные исследования - объективностью оценки своей научной деятельности удовлетворены 2/3 опрошенных аспирантов. Кроме того, аспиранты удовлетворены имеющейся возможностью участвовать в научных конференциях в Беларуси и публиковать свои научные труды. В большей степени удовлетворенность данными условиями высказали 88 и 74 % респондентов соответственно. Однако аспиранты говорят об ограниченных возможностях участия в конференциях за рубежом [2].

Респондентам было предложено ответить на вопрос: «В какой мере вы используете творческий потенциал, работая над диссертацией?» Ответы молодых ученых говорят о том, что не все аспиранты в полной мере используют свой творческий потенциал. Только 40 % респондентов в полной мере активны, работая над написанием кандидатской диссертации. Ответы 46 % аспи-

Рис. 3. Распределение ответов аспирантов-очников на вопрос: «В какой мере Вы удовлетворены условиями обучения в аспирантуре и работе над диссертацией?»

рантов свидетельствуют о том, что они используют свой творческий потенциал наполовину, а 14 % респондентов в минимальной степени или не реализуют вообще.

Как показали результаты ответов респондентов на вопрос о наиболее приемлемом для них месте работы после окончания аспирантуры, только каждый третий аспирант предпочел бы работать в научной организации НАН Беларуси. 7 % респондентов пошли бы работать в отраслевую научную организацию, почти 12 % говорят о намерении работать в вузе, 11 % аспирантов предпочли бы работать в органах государственного управления, 12 % выразили желание открыть собственное дело. Кроме того, как следует из полученных данных, почти 17 % респондентов имеют явно выраженные миграционные намерения (заинтересованы выехать за рубеж по контракту 10,8 %, около 6 % готовы уехать за границу навсегда). На рис. 4 отражены миграционные намерения аспирантов НАН Беларуси: 1 - «Планируете ли Вы уехать за границу навсегда?»; 2 - «Планируете ли Вы уехать за границу на время для научной работы по контракту, гранту?»; 3 - «Планируете ли Вы уехать за границу для нелегальной работы (не заключая контракт с работодателем)?»; 4 - «Планируете ли Вы уехать за границу на время для учебы в аспирантуре (магистратуре)?»; 5 - «Планируете ли Вы жить в Беларуси, но работать с зарубежным заказчиком?»

Степень активности в научной работе аспирантов зависит от их уверенности в своем профессиональном будущем. Согласно полученным данным, нежелание аспирантов работать в организациях НАН Беларуси, а также их миграционные намерения во многом связаны с неуверенностью в окончательном

Рис. 4. Миграционные намерения аспирантов НАН Беларуси

профессиональном выборе. Для того чтобы выяснить, в какой мере респонденты ориентированы на научную карьеру, аспирантам был задан вопрос: «Считаете ли Вы науку своим окончательным профессиональным выбором?» Ответы на этот вопрос распределились следующим образом (рис. 5):

Рис. 5. Профессиональный выбор аспирантов НАН Беларуси

Следует отметить, что ответы респондентов на этот вопрос существенно различаются в зависимости от года обучения. Так, среди аспирантов третьего года обучения больше всего тех, кто считает науку своим профессиональным выбором - 32,7 %. Только 18,8 % аспирантов первого года обучения окончательно решили работать в научной сфере, каждый третий аспирант-первокурсник не планирует в будущем заниматься наукой, и чуть меньше половины из них с будущей профессией пока не определились.

Исходя из изложенного выше, можно сделать следующие выводы:

1. Основным мотивирующим фактором поступления в аспирантуру для 76 % аспирантов явилось желание защитить диссертацию и получить ученую степень кандидата наук. Но в то же время для 16 % аспирантов нежелание работать по распределению после окончания вуза послужило причиной данного выбора, 9 % ответивших аспирантов поступили в аспирантуру из-за неопре-

деленности трудоустройства после окончания вуза, что говорит уже о проблемах первой ступени высшего образования.

2. Аспиранты говорят об ограниченных возможностях участия в конференциях за рубежом. Кроме того, молодые ученые испытывают потребность в получении самой новой научной информации, в том числе из-за рубежа. Однако при выборе таких условий, как возможность участия в различного рода конкурсах (на получение зарубежного гранта, гранта БРФФИ, исследовательского гранта для аспирантов НАН Беларуси), значительная часть респондентов затруднилась дать оценку данным условиям, что может свидетельствовать либо об отсутствии у аспирантов достаточной информации, либо о невысокой степени активности данной категории молодых ученых.

3. Только каждый третий аспирант предпочитает работать в научной организации системы НАН Беларуси.

4. Как нежелание работать в организациях НАН Беларуси, так и миграционные намерения во многом связаны с неуверенностью в профессиональном выборе. Наука является окончательным профессиональным выбором лишь 27 % аспирантов.

5. Намерения уехать за границу навсегда или в будущем вообще оставить научную сферу более отчетливо прослеживаются у аспирантов, которые не считают научную деятельность своим профессиональным выбором в жизни. Молодые ученые, которые окончательно не определились в своем профессиональном выборе, в большей степени ориентируются на выезд за границу для работы по контракту.

Литература

1. Димитрук, П. П. Деятельность аспирантуры НАН Беларуси / П. П. Димитру к // Научные кадры в условиях инновационного развития Республики Беларусь / под общ. ред. М. И. Артюхина. - Минск : Беларус. навука, 2010. - С. 81-98.

2. Шарый, И. Н. Основные результаты науковедческого и социологического исследования проблем развития аспирантуры НАН Беларуси: Основные результаты социологического исследования / И. Н. Шарый // Научные кадры в условиях инновационного развития Республики Беларусь / под общ. ред. М. И. Артюхина. - Минск : Беларус. навука, 2010. - С. 191-203.

S. A. PUSHKEVICH

DEVELOPMENT AND ACTIVITY PROBLEMS OF THE NATIONAL ACADEMY OF SCIENCES OF BELARUS POSTGRADUATE TRAINING

Summary

Factors forming the problem of decreasing interest to the academical postgraduate training are revealed. Status of professional choice and scientific activity motivation is illustrated. Conclusions are made about negative effect on priority guidelines and staffing of science-intensive economic sectors.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.