Научная статья на тему 'Научные гранты как форма государственной поддержки аспирантов академического сектора науки: социологический анализ'

Научные гранты как форма государственной поддержки аспирантов академического сектора науки: социологический анализ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
503
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аспиранты / грантовая поддержка / исследовательский грант / стипендия Президента Республики Беларусь / postgraduates / grant support / research grants / grant of the President of the Republic of Belarus

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — О Г. Ворошень

Рассмотрены основные виды грантовой поддержки, доступные аспирантам учреждений НАН Беларуси. Проанализировано участие аспирантов в таких формах государственной поддержки научной деятельности, как получение стипендии Президента Республики Беларусь и исследовательских грантов для аспирантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH GRANTS AS A FORM OF STATE SUPP ORT OF POSTGRADUATES OF ACADEMIC SECTOR OF SCIENCE: SOCIOLOGICAL ANALISYS

The article describes the main types of grant support of postgraduates of the National Academy of Sciences of Belarus. Postgraduates’ participation in such forms of state support as research grants for postgraduates and grants of the President of the Republic of Belarus is analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Научные гранты как форма государственной поддержки аспирантов академического сектора науки: социологический анализ»

УДК 316.74:[001+378.22]:336.563.1(476)

О. Г. ВОРОШЕНЬ,

Институт социологии НАНБеларуси, г. Минск

НАУЧНЫЕ ГРАНТЫ КАК ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АСПИРАНТОВ АКАДЕМИЧЕСКОГО СЕКТОРА НАУКИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Рассмотрены основные виды грантовой поддержки, доступные аспирантам учреждений НАН Беларуси. Проанализировано участие аспирантов в таких формах государственной поддержки научной деятельности, как получение стипендии Президента Республики Беларусь и исследовательских грантов для аспирантов.

Ключевые слова: аспиранты, грантовая поддержка, исследовательский грант, стипендия Президента Республики Беларусь.

Государственная поддержка талантливых молодых ученых является важным направлением государственной молодежной политики в сфере науки Республики Беларусь, выступает в качестве одного из важнейших приоритетов государственной поддержки науки и культуры в Беларуси.

Повышенное внимание к научной молодежи объясняется «исключительной важностью притока молодежи в науку для воспроизводства ее кадрового состава» [1, с. 214]. Особое место в процессах воспроизводства кадрового состава науки отводится аспирантуре как структуре, осуществляющей подготовку научных кадров высшей квалификации. В целях повышения качества подготовки научных кадров, создания дополнительных стимулов для эффективного научного творчества аспиранты включены в систему государственной поддержки молодых ученых, в рамках которой молодым ученым на конкурсной основе выделяются гранты, стипендии, премии за достижения в науке.

Участие в конкурсах на получение исследовательских грантов и стипендий предоставляет возможности наиболее талантливым молодым исследователям получить дополнительное финансирование для проведения своих исследований. Гранты направлены на поддержку творческой инициативы ученых, стимулирование научного творчества. Эффективность грантовой поддержки определяется отбором лучших проектов на конкурсной основе, что дает возможность молодым исследователям проявить себя в науке, приобрести опыт самостоятельной работы и иметь дополнительный источник дохода.

Особое место в системе государственной поддержки научной молодежи занимает поддержка аспирантов научных организаций НАН Беларуси. Гран-

товая поддержка научно-исследовательских работ аспирантов введена в Беларуси с 1996 г. Молодые ученые НАН Беларуси имеют возможность ежегодно участвовать в ряде конкурсов на получение стипендий и исследовательских грантов для аспирантов и молодых ученых.

Для финансовой поддержки исследований по докторским и кандидатским диссертациям и содействия их своевременному завершению Национальной академией наук Беларуси ежегодно проводится конкурс среди докторантов и аспирантов на получение грантов для выполнения научно-исследовательских работ по теме диссертации. По итогам конкурса за последние годы гранты НАН Беларуси в 2010 г. получили 88 человек, в 2011 г. - 83, в 2012 г. - 60, в 2013 г. - 62, в 2014 г. - 47 человек [2, с. 223; 3, с. 253; 4, с. 235].

Для осуществления социальной поддержки аспирантов, а также повышения качества подготовки научных работников высшей квалификации, эффективности их научно-исследовательской деятельности в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 6 сентября 2011 г. № 398 «О социальной поддержке обучающихся» ежегодно Министерством образования совместно с Национальной академией наук Беларуси проводится открытый конкурс среди аспирантов дневной формы обучения на получение стипендии Президента Республики Беларусь [6]. За последние годы количество аспирантов из организаций НАН Беларуси, отмеченных стипендиями Президента Республики Беларусь, составило в 2011 г. 19 человек, в 2012 г. - 25, в 2013 г. - 18, в 2014 г. -23 человека [2, с. 345; 3, с. 377; 4, с. 356; 5, с. 407].

В целях стимулирования развития творческой инициативы молодых ученых, укрепления кадрового потенциала научных организаций, выполняющих исследования либо разработки в области естественных, технических, социальных и гуманитарных наук в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2005 г. № 367 «О совершенствовании стимулирования творческого труда молодых ученых» учреждено 100 стипендий талантливым молодым ученым. Стипендии назначаются молодым исследователям без степени до 30 лет, аспирантам в том числе [7]. Стипендиатами в 2011 г. были 39, в 2012 г. - 32, в 2013 г. - 34, в 2014 г. - 47 молодых ученых НАН Беларуси [2, с. 344; 3, с. 377; 4, с. 356; 5, с. 406].

Особое место в системе государственной поддержки научной молодежи занимает Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований (БРФФИ), который также ежегодно проводит конкурс на соискание грантов для молодых ученых «Наука М» в целях привлечения талантливой молодежи к выполнению фундаментальных научных исследований. Также молодые исследователи, в том числе и аспиранты, могут принять участие в ряде совместных конкурсов на соискание грантов для молодых ученых: совместно с Министерством образования Республики Беларусь - «БРФФИ-Минобразование М», совместно с Российским гуманитарным научным фондом (РГНФ) - «БРФФИ-РГНФ М».

Целью подобных конкурсов является стимулирование творческой активности аспирантов, эффективности и качества их научно-исследователь-

ской деятельности, формирование ориентации на практическое применение результатов их работы.

В исследовании, проведенном сотрудниками Института социологии НАН Беларуси, было проанализировано участие аспирантов в таких формах государственной поддержки научной деятельности, как получение стипендии Президента Республики Беларусь и исследовательских грантов для аспирантов, учреждаемых НАН Беларуси. В результате проведенного сплошного анкетного опроса получены ответы от 262 аспирантов дневной формы обучения научных организаций НАН Беларуси, расположенных в г. Минске.

Полученные данные показали, что 12,7 % опрошенных, обучающихся в очной аспирантуре НАН Беларуси на момент опроса (май-июнь 2013 г.), были удостоены стипендии Президента Республики Беларусь за свои научные достижения. Из них 10 % получали стипендию Президента Республики Беларусь для аспирантов и 2,7 % - для молодых ученых.

Также следует отметить, что большинство аспирантов, получивших данный вид господдержки, являются аспирантами третьего года обучения. Как представлено на графике, если среди аспирантов первого года обучения только 1,6 % получали стипендию Президента Республики Беларусь для аспирантов, то к третьему году обучения доля таких аспирантов составила уже 18,4 % (рис. 1).

20 15 10 5 о

4,7 ■ 6,7

1,6 1 1й

I 1 1

□ Аспиранты, получавшие стипендию Президента Республики Беларусь для аспирантов

□ Аспиранты, получавшие стипендию Президента Республики Беларусь для молодых ученых

1-й зоб обучения 2-й год обучения 3-й вод обучения

Рис. 1. Распределение аспирантов, получавших стипендию Президента Республики Беларусь,

по годам обучения

Результаты исследования показали, что чаще других были удостоены стипендии Президента Республики Беларусь аспиранты, представляющие естественные и технические науки.

Еще одна возможность получения дополнительного финансирования проводимых исследований во время обучения в аспирантуре - это участие в конкурсе на получение исследовательского гранта для аспирантов, учрежденного НАН Беларуси.

Как показали результаты проведенного опроса, исследовательский грант для аспирантов был выделен для 22,2 % аспирантов, обучающихся в очной аспирантуре НАН Беларуси на момент проведения опроса. Группу этих респондентов составили аспиранты второго (37,9 %) и третьего (62,1 %) годов

обучения. Наибольшее число исследовательских грантов для аспирантов было выделено респондентам, представляющим естественные науки (48,3 %). Далее следуют аспиранты, представляющие отделение общественных и гуманитарных наук (22,4 %) и отделение технических наук (17,3 %).

Следует отметить, что доля аспирантов, вовлеченных в разные формы системы дополнительного стимулирования научной деятельности, повышается с увеличением срока их обучения и соответственно пребывания в «научной среде».

Таким образом, доля аспирантов, которые получали стипендию Президента Республики Беларусь и/или исследовательские гранты для аспирантов, составила 29,1 % от общего числа опрошенных аспирантов.

При ближайшем рассмотрении выделенной группы аспирантов (получавших стипендию Президента Республики Беларусь и/или исследовательские гранты для аспирантов) выявлено, что ее составили исследователи с выраженной установкой на научную деятельность. Об этом свидетельствует тот факт, что 72,4 % аспирантов занимались научно-исследовательской деятельностью уже в вузе. Участие в научной работе будущих соискателей ученой степени уже в студенческие годы помогает повысить эффективность подготовки научных работников высшей квалификации. Именно этап научно-исследовательской работы студентов позволяет им не только создать научный задел по теме будущего диссертационного исследования, но и определить, насколько они склонны к занятию научной деятельностью, дает возможность реализовать свои творческие способности.

Очевидно, что степень активности в научно-исследовательской работе аспирантов зависит, в том числе, и от их уверенности в своем профессиональном будущем. Аспирантам было предложено ответить на вопрос: «Уверены ли Вы в завтрашнем дне?» Среди аспирантов-грантополучателей доля уверенных в завтрашнем дне в два раза выше, чем среди аспирантов, которые не получали ни грант, ни стипендию (17,1 % и 8,2 % соответственно). И, напротив, доля неуверенных в завтрашнем дне значительно выше среди респондентов, не получавших грантовой поддержки (18,6 % и 10,5 % соответственно).

Для того чтобы выяснить, в какой мере респонденты ориентированы на научную карьеру, аспирантам был задан вопрос: «Считаете ли Вы науку своим окончательным профессиональным выбором?» Так, доля аспирантов, сделавших свой окончательный профессиональный выбор в пользу науки, преобладает среди тех респондентов, которые получали исследовательский грант для аспирантов или стипендию Президента Республики Беларусь. И в то же время среди них значительно меньше респондентов, которые не считают науку своим призванием.

Отвечая на вопрос: «Где бы Вы предпочли работать после окончания аспирантуры, если бы у Вас был выбор?», 38,9 % аспирантов, получавших гранто-вую поддержку, выбрали в качестве предпочитаемого места работы научные организации НАН Беларуси. Почти в два раза меньше респондентов (23,2 %), не получавших ни грантов, ни стипендий, сделали такой же выбор.

Также следует отметить, что миграционные намерения выражены слабее среди респондентов, отмеченных стипендиями и грантами, по сравнению с остальными. Из них только 8,3 % ответивших хотели бы уехать за границу для работы по контракту и 5,6 % хотели бы уехать из нашей страны навсегда.

Аспирантов, получавших исследовательские гранты и стипендию Президента Республики Беларусь, отличает также стремление к наиболее полной творческой самореализации в научной деятельности. Об этом можно судить исходя из того факта, что среди них выше доля опрошенных, которые утверждают, что они полностью либо наполовину реализуют свой творческий потенциал в работе над диссертацией (рис. 2). И, напротив, в этой группе ниже доля аспирантов, которые лишь в минимальной степени реализуют свои способности при написании диссертации.

п Аспиранты, не получавшие исследовательский грант и/или стипендию

□ Аспиранты, получавшие исследовательский грант и/или стипендию

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос: «В какой мере Вы реализуете свой творческий потенциал, работая над диссертацией?»

Анализ ответов респондентов на вопрос: «Что именно привлекает Вас в научной деятельности?» показал, что интерес к научной деятельности в большей степени обусловлен желанием реализовать свои творческие способности в полной мере, стремлением к новому, приобретению новых знаний у аспирантов, которые получали гранты и стипендии. В то же время среди аспирантов, не получавших ни гранты, ни стипендии, выше доля респондентов, ориентированных на карьеру.

Также в группе аспирантов, получивших грантовую поддержку своей научной деятельности, выявлены определенные особенности их профессиональной идентичности. Среди них меньше доля респондентов с низкой степенью выраженности профессиональной идентичности и выше доля аспирантов, для которых характерна средняя и высокая степень выраженности профессиональной идентичности, в отличие от респондентов, не получавших исследовательские гранты и стипендии (рис. 3).

Поскольку одной из задач проведения конкурсов на получение исследовательских грантов и стипендий является повышение материального благосостояния аспирантов, нами были проанализированы ответы аспирантов на вопросы об их материальном положении. Полученные данные позволяют

46 7

37,4 36.3

6.6

-1 1,6 1,3

Полностью Наполовину В минимальной Не реализую

степени вообще

Аспиранты, не получавшие исследовательский ¡¡рант и/или стипендию

Аспиранты, получавшие исследовательский грант и/или стипендию

Рис. 3. Выраженность профессиональной идентификации среди аспирантов

говорить о том, что получение гранта/стипендии незначительно сказывается на субъективном восприятии аспирантами своего материального положения. Иллюстрацией могут служить данные, представленные в таблице.

Оценка аспирантами своего материального положения

Как бы Вы оценили свое материальное положение? Аспиранты, получавшие грант и/или стипендию Аспиранты, не получавшие грант и/или стипендию Всего

Очень хорошее 1,6 0 1,2

Скорее хорошее 5,5 7,9 6,2

Среднее, не хуже и не лучше, чем у других 42,6 44,7 43,2

Скорее плохое 34,4 36,8 35,1

Очень плохое 9,8 7,9 9,3

Затрудняюсь ответить 6 2,6 5

Всего 100 100 100

Подводя итог, можно сделать вывод, что аспирантов, получавших гран-товую поддержку, а также удостоенных стипендии Президента Республики Беларусь, отличает более выраженная установка на научную деятельность, высокая степень реализации своего творческого потенциала в научной деятельности, уверенность в завтрашнем дне, дальнейшие планы профессиональной деятельности в сфере науки, более выраженная степень профессиональной идентификации.

Следовательно, адресатами таких форм поддержки научной деятельности аспирантов, как исследовательские гранты и стипендии, становятся наиболее активные и талантливые представители молодежи, которые ориентированы на дальнейшую научную деятельность.

Такие формы государственной поддержки молодых исследователей являются эффективным методом стимулирования научно-исследовательской деятельности и способствуют становлению инициативной и творческой лично-

сти, росту квалификации молодых исследователей. Участие в конкурсах на получение грантов и стипендий помогает вхождению наиболее талантливой научной молодежи в науку, способствует формированию исследователей, способных к выполнению перспективных научных и инновационных проектов.

Литература

1. Шарый, И. Н. Особенности институционализации государственной молодежной политики в сфере науки Республики Беларусь / И. Н. Шарый // Белорусская наука в условиях модернизации: социологический анализ / Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т социологии ; науч. ред. М. И. Артюхин. - Минск : Беларус. навука, 2015. - С. 214-225.

2. Отчет о деятельности Национальной академии наук Беларуси в 2011 году. - Минск : Беларус. навука, 2012. - 354 с.

3. Отчет о деятельности Национальной академии наук Беларуси в 2012 году. - Минск : Беларус. навука, 2013. - 389 с.

4. Отчет о деятельности Национальной академии наук Беларуси в 2014 году. - Минск : Беларус. навука, 2015. - 363 с.

5. Отчет о деятельности Национальной академии наук Беларуси в 2013 году. - Минск : Бе-ларус. навука, 2014. - 413 с.

6. О социальной поддержке обучающихся : Указ Президента Респ. Беларусь, 6 сент. 2011 г., № 398 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2011. - № 102. - 1/12819.

7. О совершенствовании стимулирования творческого труда молодых ученых : Указ Президента Респ. Беларусь, 11 авг. 2005 г., № 367 // Организация научно-технической деятельности в Республике Беларусь / А. К. Сатурин [и др.]. - Минск : БелИСА, 2005. - Вып. 10. - 176 с.

o. G. VoRoSHEN

RESEARCH GRANTS AS A FORM OF STATE SuppORT OF pOSTGRADuATES OF academic SECTOR OF SCIENCE: SOCIOLOGICAL ANALISYS

Summary

The article describes the main types of grant support of postgraduates of the National Academy of Sciences of Belarus. Postgraduates' participation in such forms of state support as research grants for postgraduates and grants of the President of the Republic of Belarus is analyzed in the article.

Keywords: postgraduates, grant support, research grants, grant of the President of the Republic of Belarus.

Поступила 30.10.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.