DOI 10.26105/SSPU.2019.61.4.015 YAK 37.015.4:316.334 ББК 60.561.9
Т.Е. ЗЕРЧАНИНОВА, И.С. ТАРБЕЕВА
T.E. ZERCHANINOVA, I.S. TARBEEVA
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АСПИРАНТОВ ВУЗОВ
INSTITUTIONAL FACTORS OF SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL ACTIVITIES OF POSTGRADUATE STUDENTS
Институциональные преобразования системы высшего образования привели к внедрению новой модели аспирантуры как третьей ступени высшего образования. Но это не изменило сформировавшуюся тенденцию сокращения общей численности аспирантов и сокращения числа защит кандидатских диссертаций. Целью работы является изучение институциональных факторов научно-образовательной деятельности аспирантов вузов. Для проведения исследования был использован метод анализа официальных документов, анализ статистических данных и социологическое интервью. Анализ статистических данных показал снижение показателей эффективности аспирантуры. Анализ официальных документов позволил выявить содержание государственной политики и институциональные основы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. В результате опроса аспирантов выявлены основные проблемы, с которыми они сталкиваются во время обучения. В результате исследования выявлены основные институциональные факторы научно-образовательной деятельности аспирантов: увеличение объема учебной нагрузки, низкий размер стипендии, сокращение сети диссертационных советов. Всё это создает препятствия для научно-исследовательской деятельности аспирантов и успешной защиты диссертации после окончания аспирантуры. Авторами статьи разработаны рекомендации, направленные на поддержку научно-образовательной деятельности аспирантов, в том числе в форме грантов.
Institutional changes in the higher education system have led to the introduction of a new model of postgraduate studies as a third level of higher education. But this did not change the current trend of reducing the total number of postgraduate students and the number of dissertations. The aim of the work is to study institutional factors of scientific and educational activity of postgraduate students of higher education institutions. The research was carried out through the method of analysis of official documents, analysis of statistical data and sociological interviews. Analysis of statistical data has shown a decrease in the efficiency of postgraduate studies. The analysis of official documents revealed the content of the state policy and institutional framework of training of scientific and pedagogical staff in the postgraduate course. As a result of post-graduate students' survey, the main problems they face with during their studies were identified. As a result of the study, the main institutional factors of scientific and educational activities of postgraduates were identified: increase in the volume of study load, low size of scholarship, reduction of the network of dissertation councils. All this creates obstacles for postgraduate research activities and successful defense of the thesis after graduation. The authors of the article have developed recommendations aimed at supporting the scientific and educational activities of postgraduates, including in the form of grants.
Ключевые слова: высшее образование, аспирантура, аспиранты, кандидатская диссертация, научная деятельность, образовательная деятельность.
Key words: higher education, postgraduate studies, postgraduate students, PhD thesis, scientific activity, educational activity.
Введение. На протяжении последних лет продолжается устойчивое снижение удельного веса лиц, защитивших диссертации, в общей численности выпускников аспирантуры. Все государственные решения в сфере подготовки научно-педагогических кадров связаны с поиском оптимальных путей решения проблемы эффективности работы аспирантуры. Институци-
ональные преобразования системы высшего образования привели к внедрению новой модели аспирантуры как третьей ступени высшего образования. Но это не изменило сформировавшуюся тенденцию сокращения общей численности аспирантов и сокращения числа защит. «Значение социальных институтов усиливается при анализе проблем, связанных с экономическими и социальными реформами» [2, с. 258]. В связи с этим представляется актуальным изучение факторов, оказывающих влияние на научно-образовательную деятельность аспирантов и эффективность аспирантуры.
В связи с осуществляемыми реформами в сфере высшего образования, в том числе и в отношении аспирантуры, подготовка кадров высшей квалификации все чаще становится предметом научных дискуссий. Этой теме посвящены исследования Бедного Б.И., Рыбакова Н.В., Сапунова М.Б. [1], Мар-голина А.М., Мельникова Р.М. [4], Новиковой Е.Ю. [6], Резника С.Д., Хольки-ной О.В. [9] и др.
Цель данного исследования - изучить институциональные факторы научно-образовательной деятельности аспирантов вузов.
Методы и материалы исследования. В исследовании использованы два дополняющих друг друга методологических подхода: деятельностный и институциональный. Деятельностный подход применяется для изучения научно-образовательной деятельности аспирантов, институциональный подход используется для исследования институциональных факторов научно-образовательной деятельности аспирантов. Методы исследования: анализ официальных документов, регламентирующих научно-образовательную деятельность аспирантов, анализ статистических данных, характеризующих подготовку аспирантов, свободное интервью с аспирантами Уральского института управления - филиала РАНХиГС 1 и 2 курса очной и заочной форм обучения.
Результаты и обсуждение результатов. Анализ статистических данных позволил выявить тенденцию снижения общей численности аспирантов, а также снижение численности лиц, поступающих в аспирантуру. «В 2010 г. на 100 исследователей приходилось уже 43 аспиранта» [1, с. 127]. А по состоянию на 2017 год на 100 исследователей приходилось примерно 25 аспирантов [3]. На общую численность аспирантов оказывают влияние число ежегодно поступающих в аспирантуру и число отчисленных из нее. Со временем происходит заметное снижение численности поступающих в аспирантуру. В 2017 г. в аспирантуры организаций различного типа было принято 26081 человек [10, с. 14]. Этот показатель снизился на 39,5% по сравнению с 2000 годом. До 2010 года наблюдалось стабильное увеличение числа поступающих в аспирантуру, начиная с 2011 г. число принятых в аспирантуру неуклонно сокращается.
Удельный вес лиц, защитивших диссертации, в общей численности выпускников выступает показателем результативности аспирантуры. В настоящее время наблюдается значительное снижение этого показателя, в 2017 году он достиг своего минимума по сравнению с предыдущими годами и составил 12,8%. Самым максимальным за 18 лет этот показатель был в 2006 году и составлял 33,5% (рис. 1).
В 2017 г. больше всего выпускников аспирантуры завершили обучение с защитой диссертации в сельскохозяйственных науках (25,2%). В химических науках этот показатель составил 24,8%, медицинских науках - 18,1%, физико-математических науках - 15,8%, технических науках - 15,1% и в культурологии - 14,5% [10, с. 17]. Если говорить о социально-демографическом портрете современного аспиранта, то стоит отметить, что при приеме в аспирантуру и выпуске из аспирантуры преобладают мужчины. В 2017 году аспирантуру окончили 18 069 человек, из них 52,5% - это мужчины. Эта тенденция сохраняется на протяжении длительного периода, только раньше доля мужчин была чуть больше, к примеру, в 2000 году - 59,3%, в 2010 - 58,7%. В 2010 году доминирующей возрастной группой были люди 23-25 лет,
в 2017 году 24-26, а также 30-34 года. Средний возраст аспирантов, начиная с 2000 года, увеличивается, в 2000 году этот показатель был равен 26,6, в 2017 году средний возраст аспиранта составлял 28,3 лет [10].
Рис. 1. Удельный вес защитивших диссертацию в выпуске из аспирантуры, %1
На научно-образовательную деятельность аспирантов и, соответственно, эффективность аспирантуры влияет большое количество разнообразных факторов. В данной статье рассматриваются только некоторые формальные институциональные факторы.
Специалисты трактуют социальные институты как «систему формальных и неформальных норм и правил поведения, стандартов, образцов. Формальные институты утверждаются конкретными полномочными органами и фиксируются в качестве нормативно-правовых актов. В отличие от них, неформальные институты опираются на более широкое основание в виде культурных традиций и ценностей, которые связаны с воспроизведением устойчивых практик поведения» [2, с. 258]. Мы начали наш анализ с формальных институциональных факторов, так как именно формальные институты меняются в первую очередь и достаточно быстро. Неформальные институты являются более инерционными [2, с. 260].
Первый фактор научно-образовательной деятельности аспирантов - изменение государственной политики в сфере высшего образования. Снижение численности аспирантов и лиц, поступающих в аспирантуру, может быть связано с изменениями, произошедшими в подготовке научно-педагогических кадров в аспирантуре, с введением новой модели аспирантуры, предполагающей подготовку дипломированных специалистов. Нововведения в аспирантуре связаны с реализуемой в России государственной политикой в сфере высшего образования. Основополагающим документом, в котором аспирантура закреплена в качестве уровня профессионального образования
1 Рисунок составлен авторами по нескольким источникам: Удельный вес защитивших диссертацию в выпуске из аспирантуры организаций государственных академий наук (проценты) [Электронный ресурс]. ЕИС Минобрнауки России. Режим доступа: http://eis.mon.gov.ru/научные%20сборники/развитие,%20госуд.%20академий%20 наук%20-%202013/3_16.Мт1 (дата обращения: 29.03.2019); Подготовка научных кадров высшей квалификации в России. Инф.-стат. мат. М.: ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ, 2016. 178 с.; Статистика науки и образования. Вып. 3. Подготовка научных кадров высшей квалификации в России. Инф.-стат. мат. М.: ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ, 2017. 170 с.; Статистика науки и образования. Вып. 3. Подготовка научных кадров высшей квалификации в России. Инф.-стат. мат. М.: ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ, 2018. 200 с.
и третьей ступени высшего образования в России, является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 [12, ст. 10]. Завершение обучения в современной аспирантуре предполагает получение диплома об окончании аспирантуры с присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь», но не предполагает защиту диссертации. Более того, завершение обучения совсем не означает, что дипломированный специалист в будущем защитится. Сам факт получения диплома об окончании аспирантуры не дает право выпускнику рассчитывать на какой-то карьерный рост в педагогической или научной сферах. Выпускники с дипломами об окончании магистратуры и выпускники с дипломами об окончании аспирантуры могут осуществлять преподавательскую деятельность и не могут занимать должности выше старшего преподавателя в вузе. Карьерный рост на должностях профессорско-преподавательского состава может гарантировать только получение ученой степени. Кроме этого, аспиранту необходимо дважды «пережить» защиту диссертации, сначала в форме научного доклада, затем в диссертационном совете. Также кроме кандидатских экзаменов нужно сдать государственный экзамен по своей научной специальности.
Эти нововведения оказали большое влияние на весь процесс обучения в аспирантуре. Произошло активное усиление образовательного компонента. Объем программы аспирантуры зависит от направления подготовки и может составлять 180 или 240 зачетных единиц (з.е.). Объем зачетных единиц должен быть равномерно распределен в очной аспирантуре, то есть объем программы аспирантуры в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е. В заочной аспирантуре объем учебной программы на один год определяется организацией самостоятельно. Усиление образовательного компонента в аспирантуре привело к увеличению аудиторных занятий.
Опрошенные методом свободного интервью аспиранты очной и заочной форм обучения 1 и 2 курсов Уральского института управления - филиала РАНХиГС отметили большой объем учебной нагрузки: обучение проходит чуть ли не ежедневно, особенно на 1 курсе:
Мужчина, 2 курс: «Учимся 3-4 раза в неделю, 2-3 раза в вечернее время (после 18-30 по будням), в дневное время по субботам».
Женщина, 2 курс: «Учебная нагрузка намного больше, чем я ожидала, поэтому возникают проблемы с научной деятельностью. В первый год даже было желание все бросить».
Мужчина, 1 курс: «5 раз в неделю проходят занятия в вечернее время».
Аспиранты отмечают, что достаточно трудно на текущий момент говорить о тексте диссертации, в связи с отсутствием свободного времени затягивается этап «погружения» в тему диссертации.
Женщина, 1 курс: «Достаточно мало времени серьезно прорабатывать текст диссертации. Реально значимой информации есть на первый пункт первой главы».
Женщина, 2 курс: «На данный момент я еще не приступала к написанию текста кандидатской диссертации. Нахожусь на стадии анализа научного материала и поиска литературы».
Вторым институциональным фактором является финансовый фактор.
Аспирантов, обучающихся на бюджете, беспокоит размер аспирантской стипендии, которой не может хватить даже на покупку продуктов питания:
Женщина, 2 курс: «Необходимо увеличить стипендию. Сейчас размер стипендии составляет 3680 рублей, прожить на это невозможно, приходится работать. Практически не остается времени на научную работу, большую часть свободного от работы времени я провожу на учебных занятиях в аспирантуре».
Размер норматива для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре составляет 2 921 рублей в месяц [7]. Образовательной организацией самостоятельно устанавливается размер государственной академической стипендии для аспирантов очной формы обучения, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, но не меньше установленного норматива. Существует также возможность получения дополнительных стипендий. Например, стипендия Президента Российской Федерации для студентов и аспирантов, осваивающих образовательные программы высшего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Размер стипендии устанавливается на учебный год по результатам конкурса и составляет 4 500 рублей в месяц [8]. Претендовать на нее могу только те, кто уже хотя бы год проучился в аспирантуре, при этом, кроме успешных результатов сдачи кандидатских экзаменов, кандидат на получение стипендии должен представить документы, подтверждающие победы и участие в различных научных и общественных мероприятиях. Таким образом, при поступлении в аспирантуру на бюджет обучающийся должен искать дополнительный источник дохода. Аспиранты, оплачивающие свое обучение в аспирантуре, вообще не получают стипендию. Поэтому практически все аспиранты, независимо от формы обучения, параллельно с обучением в аспирантуре работают с полной занятостью. Отсюда у аспирантов возникает неуверенность в том, что к концу обучения в аспирантуре они завершат работу над текстом диссертации:
Женщина, 2 курс: «Рассчитываю, что текст будет написан. Буду стараться достигнуть этой задачи. Если нет, то по причине отсутствия свободного времени (работа/личная жизнь)».
Женщина, 2 курс: Думаю, нет, потому что, совмещать работу и обучение в аспирантуре сложно... Времени на написание самого текста диссертации очень мало, практически нет».
Третьим институциональным фактором, на наш взгляд, влияющим на эффективность аспирантуры, является сокращение сети диссертационных советов. То есть аспирант сталкивается не только с трудностями, связанными с написанием самого текста диссертации, но и с поиском места защиты своей работы. В случае, если аспиранту удается закончить свое исследование и подготовить отвечающий всем требованиям текст диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, он может просто не иметь возможности представить его к защите. Мы проанализировали число действующих диссертационных советов за период 2007-2017 гг. (рис. 2).
Сокращение числа диссертационных советов продолжается по сей день. С целью совершенствования государственной системы научной аттестации Высшей аттестационной комиссией (ВАК) были разработаны критериальные значения показателей оценки результативности научной деятельности организаций и членов диссертационных советов. Несоответствие этим критериям является основанием для прекращения работы диссертационного совета.
Однако оптимизация сети диссертационных советов не ограничивается только сокращением их числа. Новым этапом преобразований стало принятие решения о предоставлении некоторым научным организациям и вузам особых прав: создание на своей базе диссертационных советов; установление их полномочий; определение перечня научных специальностей, по которым защищаются диссертации; право контролировать, приостанавливать, возобновлять и прекращать деятельность этих советов. Кроме этого, им разрешается утверждать положение о диссертационном совете, формы дипломов об ученых степенях, технические требования к таким документам, порядок их оформления и выдачи [11]. Предполагается, что данные научные и образовательные организации будут отвечать за качество диссертаций и уровень защит своим авторитетом перед научным сообществом. Стоит отметить, что с
этим нововведением связано также сокращение числа действующих диссертационных советов, размещенных на официальном сайте ВАК, там уже не учтены диссертационные советы МГУ и СПбГУ. Говорить о каких-то положительных и отрицательных результатах подобного решения еще рано, главное, чтобы все эти нововведения дали нужный импульс для эффективного функционирования аспирантуры, которая должна завершаться защитой кандидатской диссертации.
4000 3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Рис. 2. Число действующих и объединенных диссертационных советов по защите докторских и кандидатских диссертаций за период 2007-2017 гг., шт.1
Проанализировав основные формальные институциональные факторы, рассмотрим некоторые предложения по дальнейшему институциональному регулированию научно-образовательной деятельности аспирантов.
В ходе исследования было установлено, что аспиранты практически не посещают научные мероприятия, ограничиваясь заочным участием и публикацией статьи или тезисов. Это связано с их большой занятостью. Например, подавляющее большинство научных конференций проходят в дневное время, продолжительность круглых столов и заседаний секций составляет в среднем 4-5 часов, а это уже половина рабочего дня. Кроме того, для отчетности от аспиранта требуется, как правило, только сама публикация. Мы считаем целесообразным введение требований, предусматривающих обязательное очное участие аспиранта в научных мероприятиях, где он может приобрести навыки научной дискуссии. Очное участие с докладом должно подтверждаться документально, например, сертификатом участника. Во время публичных выступлений аспирант получит навыки представлять результаты своих исследований, отвечать на вопросы по теме, вести дискуссию по основным проблемам в своей области знаний. Вопросы, на которые аспирант не
1 Рисунок составлен авторами по нескольким источникам: Огородова Л.М. О состоянии и перспективах развития системы государственной аттестации научных и научно-педагогических работников [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://web.moch. nsc.ru/nioch/templates/purity_iii/files/doclads/2014_06_16_ogorodova.pdf (дата обращения: 29.04.2019); Гуртов В.А., Пахомов С.И., Шишканова И.А. Обзор деятельности сети диссертационных советов в 2013 году: аналитический доклад. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2014. 476 с.; Подготовка научных кадров высшей квалификации в России. Инф.-стат. мат. М.: ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ, 2016. 178 с.; Статистика науки и образования. Вып. 3. Подготовка научных кадров высшей квалификации в России. Инф.-стат. мат. М.: ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ, 2018. 200 с.
сможет оперативно найти ответы, могут стать основой для дальнейших исследований по теме.
Кроме того, на наш взгляд, целесообразно ввести обязательную защиту кандидатской диссертации в качестве итоговой аттестации для успешного окончания аспирантуры. Аспирант должен иметь возможность также защитить диссертацию по мере готовности и завершения работы над текстом, даже если это происходит раньше нормативно закрепленных сроков обучения в аспирантуре. В связи с этим в ближайшем будущем можно ожидать новый этап реформирования аспирантуры, начало которому, вероятнее всего, положит новый федеральный закон «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в РФ», проект которого предусматривает введение обязательной защиты кандидатской диссертации по окончании аспирантуры.
Требует также решения проблема финансового обеспечения научно-образовательной деятельности аспирантов. В настоящее время обсуждается возможность увеличения стипендии для аспирантов, а также введения грантовой поддержки для аспирантов. Так, например, обсуждается возможность введения грантов для лиц, поступающих в аспирантуру, когда желающие продолжить обучение продумывают концепцию своего исследования по актуальной научной проблеме, совместно с научным руководителем подсчитывают необходимые финансовые ресурсы, включая стипендию аспиранта на все три года обучения, и подают заявку. При одобрении аспирант сможет рассчитывать на сумму около 5 млн рублей. Причем аспирант должен обязательно защитить кандидатскую диссертацию или вернуть сумму гранта [5]. Остается надеяться, что это станет новым этапом реформирования, ведь финансовая обеспеченность аспирантов - это необходимая составляющая процесса обучения в аспирантуре, который должен завершиться защитой кандидатской диссертации, что приведет к увеличению числа молодых ученых, осуществляющих научную и педагогическую деятельность.
Выводы. В заключении подведем итоги и сделаем основные выводы:
1. Сформировалась устойчивая тенденция сокращения общей численности аспирантов и сокращения числа защит кандидатских диссертаций. Анализ статистических данных выявил снижение показателей эффективности аспирантуры.
2. Анализ официальных документов позволил выявить содержание государственной политики и институциональные основы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.
3. В результате опроса аспирантов выявлены основные проблемы, с которыми они сталкиваются во время обучения. В результате исследования выявлены основные институциональные факторы научно-образовательной деятельности аспирантов: увеличение объема учебной нагрузки, низкий размер стипендии, сокращение сети диссертационных советов. Всё это создает препятствия для научно-исследовательской деятельности аспирантов и успешной защиты диссертации после окончания аспирантуры.
4. Рассмотрены некоторые предложения по дальнейшему институциональному регулированию научно-образовательной деятельности аспирантов, например, финансовая поддержка в форме грантов на проведение диссертационных исследований, введение обязательной защиты кандидатской диссертации по окончании аспирантуры и др.
Данное исследование было посвящено только формальным институциональным факторам научно-образовательной деятельности аспирантов. В перспективе предполагается изучить и неформальные факторы.
Литература
1. Бедный Б.И., Рыбаков Н.В., Сапунов М.Б. Российская аспирантура в образовательном поле: междисциплинарный дискурс // Социологические исследования. 2017. № 9. С. 125-134.
2. Дуран Т.В., Костина Н.Б. Качество среднего профессионального образования в условиях трансформации: институциональный подход к исследованию // Вопросы управления. 2018. № 6. С. 257-263.
3. Индикаторы науки: 2019: статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2019. 328 с.
4. Марголин А.М., Мельников Р.М. Пути повышения эффективности подготовки аспирантов // Высшее образование в России. 2018. № 12. С. 9-19.
5. Минобрнауки: гранты на аспирантуру могут решить проблему низкого числа защит диссертаций [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// news.rambler.ru/other/40922263/?utm_content=rnews&utm_medium=read_ more&utm_source=copylink (дата обращения: 20.07.2019).
6. Новикова Е.Ю. Компетенции аспирантов: мнения учащихся // Alma mater (Вестник высшей школы). 2015. № 2. С. 85-88.
7. О формировании стипендиального фонда: Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2016 г. № 1390 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 52. (Часть V), ст. 7655.
8. Об утверждении Положения о стипендиях Президента Российской Федерации: Распоряжение Президента Российской Федерации от 06.09.1993 г. № 613-рп // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 37. Ст. 3451.
9. Резник С.Д., Холькина О.В. Проблемы, опыт и система работы с аспирантами на кафедре университета // Alma mater (Вестник высшей школы). 2017. № 4. С. 84-90.
10. Статистика науки и образования. Вып. 3. Подготовка научных кадров высшей квалификации в России. Инф.-стат. мат. М.: ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ, 2018. 200 с.
11. Федеральный закон Российской Федерации от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» // Российская газета. № 167. 1996. 3 сент.
12. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. № 303. 2012. 31 дек.
References
1. Bednyj B.I., Rybakov N.V., Sapunov M.B. Doctoral Education in Russia in the Educational Field: an Interdisciplinary Discourse. Sociologicheskie issledovani-ja [Sociological Studies], 2017, № 9, pp. 125-134 (in Russian).
2. Duran T.V., Kostina N.B. Quality of secondary professional education in the conditions of transformation: institutional approach to research. Voprosy uprav-lenija [Management Issues], 2018, № 6, pp. 257-263 (in Russian).
3. Indikatory nauki: 2019: statisticheskij sbornik [Science indicators: 2019: statistical compendium]. M.: Publ. HSE University, 2019. 328 p.
4. Margolin A.M., Mel'nikov R.M. Ways to Improve the Efficiency of Doctoral Education. Vysshee Obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia], 2018, № 12, pp. 9-19 (in Russian).
5. Ministry of Education and Science: postgraduate grants can solve the problem of low number of dissertations. Available at: https://news.rambler.ru/ other/40922263/?utm_content = rnews&utm_medium = read_more&utm_ source=copylink (Accessed 20 July 2019) (in Russian).
6. Novikova E.Ju. Postgraduate competencies: students' opinions. Alma mater (Vestnik vysshej shkoly) [Alma mater (Higher School Herald)], 2015, № 2, pp. 85-88 (in Russian).
7 O formirovanii stipendial'nogo fonda, Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 17.12.2016 g. № 1390, Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Fed-
eratsii [On the formation of a scholarship fund: Resolution of the Government of the Russian Federation of 17 December 2016 N 1390, Collection of Legislation of the Russian Federation], 2016, N 52 (Pt. V), st. 7655 (in Russian).
8. Ob utverzhdenii Polozhenija o stipendijah Prezidenta Rossijskoj Federacii, Ra-sporjazhenie Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 06.09.1993 g. № 613-rp, So-branie aktov Prezidenta i Pravitel'stva Rossijskoj Federacii [On approval of the Regulation on the scholarships of the President of the Russian Federation, Order of the President of the Russian Federation of September 06, 1993 N 613-rp, Collection of acts of the President and Government of the Russian Federation], 1993, N 37, st. 3451 (in Russian).
9. Reznik S.D., Hol'kina O.V. Problems, experience and system of work with postgraduate students at the university department. Alma mater (Vestnik vysshej shkoly) [Alma mater (Higher School Herald)], 2017, № 4, pp. 84-90 (in Russian).
10. Statistika nauki i obrazovanija. Vypusk 3. Podgotovka nauchnyh kadrov vysshej kvalifikacii v Rossii [Science and education statistics. Issue 3. Training of highly qualified scientific personnel in Russia]. M.: Publ. FGBNU NII RINKCJe, 2018. 200 p.
11. The federal law of the Russian Federation of Augustus 23, 1996 № 127-FZ «On science and the state scientific and technical policy». Rossiiskaia hazeta [Russian Newspaper], 1996, 03 September, № 167 (in Russian).
12. The federal law of the Russian Federation of December 29, 2012 № 273-FZ «On education in the Russian Federation». Rossiiskaia hazeta [Russian Newspaper], 2012, 31 December, № 303 (in Russian).