Научная статья на тему 'Современные тенденции в развитии аспирантуры в контексте зарубежного и российского опыта'

Современные тенденции в развитии аспирантуры в контексте зарубежного и российского опыта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1492
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСПИРАНТУРА / ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ / ЗАРУБЕЖНАЯ МОДЕЛЬ АСПИРАНТУРЫ / РОССИЙСКАЯ МОДЕЛЬ АСПИРАНТУРЫ / POST-GRADUATE STUDIES / TRAINING OF HIGHLY QUALIFIED ACADEMIC STAFF / FOREIGN POST-GRADUATE MODEL / RUSSIAN POST-GRADUATE MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мироненко Елена Станиславовна

Внимание и требования к современному высшему образованию усилились как со стороны работодателей, так и со стороны общественности и власти. Несмотря на множество проблем в системе образования, проблема качества подготовки специалистов, в том числе и в аспирантуре, является наиболее актуальной. Система высшего образования, важное место в которой занимает аспирантура, призвана способствовать формированию специалистов, которые отвечают потребностям современной экономики, социальной сферы и управления, обладают прочными профессиональными знаниями и умениями, инновационным мышлением. В статье рассматриваются основные тенденции в развитии аспирантуры в контексте Болонского процесса (зарубежный и российский опыт). На основе анализа существующих образовательных российских и международных стандартов показано, что в российской аспирантуре, как правило, подготовка диссертации существует фактически «сама по себе», в отрыве от всего учебного процесса, в то время как в зарубежной аспирантуре существует строгая логика обучения, подчиненная написанию диссертации: все ресурсы (обучающие курсы, практика, консультации внешних и внутренних экспертов) «работают» на подготовку и проведение аспирантами оригинального авторского исследования. При поступлении в зарубежную аспирантуру проводится конкурс документов, в которых отражаются основные позиции: мотивация к обучению, стаж работы по профилю диссертации и наличие высоких научных достижений. В России отбор осуществляется по результатам вступительных испытаний. Длительность обучения аспирантов за рубежом в целом больше, чем в России (5-8 лет в отличие от 3-4 лет обучения в российской аспирантуре). Автором обозначены возможные направления по реализации новой модели аспирантуры и обеспечению качества третьей ступени высшего образования. В качестве основных мер по развитию российской модели аспирантуры выделены следующие: внедрение механизма сбора первичной информации на всех этапах процесса обучения, отслеживание карьерных траекторий как выпускников, так и лиц, не завершивших обучение; переход к приоритетности портфолио при приеме в аспирантуру; разработка нормативно-правового акта, предусматривающего обязанность аспиранта заключать трудовой договор с заинтересованной организацией-работодателем; наличие широко представленной в образовательных программах аспирантуры образовательной составляющей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Trends in the Development of Post-Graduate Studies in the Context of Foreign and Domestic Experience

Attention and requirements to modern higher education has increased from both employers, the public and the authorities. Despite many problems in education system, the issue of quality training including postgraduate studies, is the most relevant. The system of higher education with one of the most important elements being post-graduate studies is designed to train professionals who meet the needs of modern economy, social sphere and administration, and possess profound professional knowledge and skills and innovative thinking. The article examines the main trends in the development of post-graduate studies in the context of the Bologna process (Russian and foreign experience). Based on analysis of the existing Russian and international educational standards it is shown that in Russian postgraduate studies thesis preparation actually exists in isolation from the learning process, while in foreign post-graduate studies thesis preparation is included in the learning process: all resources (training courses, practice, counselling of internal and external experts) are aimed at preparation and implementation of a unique post-graduate research. When enrolling on foreign post-graduate studies students take part in a contest of documents which reflect the main items: motivation to study, work experience in the sphere reflected in the thesis and academic achievements. In Russia, the selection is carried out according to the results of entrance examinations. The period of post-graduate training abroad is in general longer that in Russia (5-8 years against 3-4 years in Russia). The author outlines the possible directions for the implementation of new models of post-graduate studies and ensuring quality education of the third stage. The main measures for the development of the Russian model of post-graduate studies is the following: introduction of a mechanism for collecting initial information on all stages of the learning process, tracking career trajectories of both graduates and those who have not completed the training; transition to the priority of a graduate portfolio for admission to post-graduate studies; development of a regulatory act providing for a post-graduate student to enter into an employment contract with the concerned employer, availability of an educational component widely represented in post-graduate educational programs.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции в развитии аспирантуры в контексте зарубежного и российского опыта»

Гуманитарные науки

УДК 378.2 ББК 72.641

© Мироненко Е.С.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ АСПИРАНТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ЗАРУБЕЖНОГО И РОССИЙСКОГО ОПЫТА

МИРОНЕНКО ЕЛЕНА СТАНИСЛАВОВНА

Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук Россия, 160014, г Вологда, ул. Горького, д. 56а E-mail: voselena35@mail.ru

Внимание и требования к современному высшему образованию усилились как со стороны работодателей, так и со стороны общественности и власти. Несмотря на множество проблем в системе образования, проблема качества подготовки специалистов, в том числе и в аспирантуре, является наиболее актуальной. Система высшего образования, важное место в которой занимает аспирантура, призвана способствовать формированию специалистов, которые отвечают потребностям современной экономики, социальной сферы и управления, обладают прочными профессиональными знаниями и умениями, инновационным мышлением. В статье рассматриваются основные тенденции в развитии аспирантуры в контексте Болонского процесса (зарубежный и российский опыт). На основе анализа существующих образовательных российских и международных стандартов показано, что в российской аспирантуре, как правило, подготовка диссертации существует фактически «сама по себе», в отрыве от всего учебного процесса, в то время как в зарубежной аспирантуре существует строгая логика обучения, подчиненная написанию диссертации: все ресурсы (обучающие курсы, практика, консультации внешних и внутренних экспертов) «работают» на подготовку и проведение аспирантами оригинального авторского исследования. При поступлении в зарубежную аспирантуру проводится конкурс документов, в которых отражаются основные позиции: мотивация к обучению, стаж работы по профилю диссертации и наличие высоких научных достижений. В России отбор осуществляется по результатам вступительных испытаний. Длительность обучения аспирантов за рубежом в целом больше, чем в России (5-8лет в отличие от 3-4 лет обучения в российской аспирантуре). Автором обозначены возможные направления по реализации новой модели аспирантуры и обеспечению качества третьей ступени высшего образования. В качестве основных мер по развитию российской модели аспирантуры выделены следующие: внедрение механизма сбора первичной информации на всех этапах процесса обучения, отслеживание карьерных траекторий как выпуск-

ников, так и лиц, не завершивших обучение; переход к приоритетности портфолио при приеме в аспирантуру; разработка нормативно-правового акта, предусматривающего обязанность аспиранта заключать трудовой договор с заинтересованной организацией-работодателем; наличие широко представленной в образовательных программах аспирантуры образовательной составляющей.

Аспирантура, подготовка научных кадров высшей квалификации, зарубежная модель аспирантуры, российская модель аспирантуры.

Институт аспирантуры, который был сформирован еще в советское время, переживает сложный процесс реформирования. С вступлением в силу Федерального закона № 273-Ф3 «Об образовании в РФ» подготовка научно-педагогических кадров по программам аспирантуры отнесена к завершающей ступени высшего образования, осуществляется по основным образовательным программам, которые разрабатываются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Первые итоги реформирования аспирантуры являются неоднозначными и вызывают дискуссии. Так, в заявлении Совета по науке при Министерстве образования и науки РФ от 31.03.2016 указано, что переход аспирантуры с уровня послевузовской подготовки на уровень высшего образования был «осуществлен механически, без учета особенностей аспирантуры как системы подготовки научно-педагогических кадров»1.

Основные показатели деятельности института аспирантуры имели за последнее десятилетие устойчивую тенденцию к снижению. Но при этом, следует заметить, что уровень подготовки отечественных исследователей все еще остается довольно высоким. Это подтверждается стабильной на протяжении многих лет востребованностью их за рубежом. Во многих стра-

1 Заявление Совета по науке при Министерстве образования и науки РФ о модернизации аспирантуры, 31.03.2016 [Электронный ресурс]. -

Режим доступа : http://www.sovet-po-nauke.ru/ mfo/31032016-dedaratюn_postgraduate

нах российские исследователи занимают ведущие позиции среди приглашенных иностранных специалистов.

В современных условиях для того, чтобы на равных конкурировать с мировыми научными институтами и университетами, помимо богатого научного потенциала необходимы «глубокие системные и структурные изменения в соответствии с требованиями нового времени и рынка труда» [1].

Цель данного исследования - сформулировать подходы к поиску и выбору управленческих решений в организации российской модели аспирантуры.

Задачи исследования:

- описать зарубежную и российскую модели аспирантуры;

- разработать предложения для органов государственной власти по развитию российской модели аспирантуры.

Выработка государственной политики в области развития российской модели аспирантуры остается одним из самых неоднозначных вопросов государственной научно-технической политики России. При обсуждении данной проблемы высказываются разные точки зрения. С одной стороны, утверждается, что организация российской аспирантуры находится в неудовлетворительном состоянии (О.Н. Баранов, Д. Буянова, И.И. Игнатов, А. Леонов, И. Наумов, В.В. Панин, М. Рудо-меткин, М. Сергеев и др.). В других исследованиях рассматриваются пути совершенствования системы подготовки кадров высшей квалификации (Б.И. Бедный, И.В. Вершинин, Л.Ю. Грудцына, А.А. Миро-

нос, Н.А. Платонова, Т.В. Серова и др.). Ситуация осложняется еще и тем фактом, что действующая государственная система управления аспирантурой в России не имеет близких аналогов за рубежом и поэтому вопросы простого переноса зарубежного опыта или даже проведения сравнительного анализа с иностранными моделями являются дискуссионными и вызывают немало контраргументов.

С конца 1980-х гг. совершенствование системы аспирантуры - регулярно обсуждаемая тема за рубежом. Полемика о развитии аспирантуры зарождается на фоне нарастающих проблем систем высшего образования западных стран того периода. Это - ограничение бюджетных ассигнований, постоянный увеличивающийся поток студентов, повышение требований к качеству обучения, расширение перечня образовательных программ, которые бы удовлетворяли запросам реального сектора экономики.

В Берлине в сентябре 2003 года было принято решение включить в систему двухуровневого высшего образования третий уровень - докторантуру PhD (аналог российской аспирантуры). В Берлинском коммюнике была четко обозначена последовательность получения степеней: «Степени первого цикла должны давать доступ к программам второго цикла. Степени второго цикла должны давать доступ к обучению в аспирантуре»2. По мнению участников встречи, «встраивание» аспирантуры в единый образовательный цикл в качестве третьей ступени после бакалавриата и магистратуры даст возможность более тесного взаимодействия между высшим образованием и наукой и, кроме этого, значительно усилит в

2 Realising the European Higher Education Area. Communiqué of the Conference of Ministers responsible for Higher Education in Berlin on 19 September 2003 [Electronic resource]. - Available at : www.bologna-berlin2003.de/pdf/Communique1.pdf

докторских PhD-программах вес образовательного компонента - обязательных образовательных курсов и семинаров.

В рамках Европейской ассоциации университетов (ЕАУ)3 широко обсуждались конкретные положения для разработки докторских программ PhD (Зальцбург, 2005; Ницца, 2006). Были выработаны базовые принципы развития докторских программ PhD, согласно которым при организации подготовки PhD кандидата акцент должен делаться на междисциплинарной составляющей процесса обучения, развитии универсальных знаний и навыков, поощрении мобильности при подготовке аспирантов и проведении научных исследований4. Оптимальный срок обучения в аспирантуре должен составлять три-четыре года. Также было предложено ввести более высокую лекционную и семинарскую нагрузку в целях соответствия третьей высшей образовательной ступени. Россия, подписав Берлинскую декларацию, присоединилась к Болонскому процессу и взяла на себя обязательства по реформированию не только бакалавриата и магистратуры, но также аспирантуры и докторантуры.

Одна из самых распространенных точек зрения заключается в том, что при «реформировании российской аспирантуры необходимо максимально перенимать зарубежные организационные и управленческие подходы» [2, с.135]. В качестве образца для подражания чаще всего приводится англо-саксонская модель. Например, наиболее известна в этом отношении позиция НИУ ВШЭ [6] (табл. 1).

Формально английский уровень PhD соответствует российской аспирантуре, однако с учетом уровня обучения и слож-

3 http://www.eua.be

4 Bologna Seminar on "Doctoral Programmes for the European Knowledge Society" (Salzburg, 3-5 February 2005) (www.eua.be/eua/jsp/en/upload/ Salzburg_Conclusions.1108990538850.pdf).

Таблица 1. Основные формы аспирантуры за рубежом на примере Великобритании

Наименование степени Описание формы аспирантуры

Традиционная степень, PhD Обучение в форме выполнения индивидуального научного проекта под руководством научного руководителя. Присуждение степени происходит по итогам защиты диссертации.

PhD по публикациям Обучение в форме выполнения индивидуального научного проекта под руководством научного руководителя. Присуждение степени происходит по итогам зачета серии научных работ, опубликованных или принятых к публикации в научных изданиях, соответствующих установленным требованиям. Присуждение степени обычно сопровождается рассмотрением реферата, в котором представлены постановка проблемы и общие выводы по результатам исследования.

PhD нового курса (New Route PhD) New Route PhD представляет собой имплементацию американской модели аспирантуры (иногда обозначается как the taught doctorate). Обучение реализовано в форме прохождения аспирантом объемного лекционного курса по соответствующей тематике с акцентом на приобретение специализированных навыков и компетенций. Диссертация может быть короче и проще, чем в традиционной аспирантуре. Степень присуждается после обязательной сдачи экзаменов и защиты диссертации. Данный вид аспирантской программы используется некоторыми вузами Великобритании с 2001 года с целью гармонизации программ и привлечения аспирантов из стран с аналогичной моделью аспирантуры.

Научная степень по профессии (DEng; DEd; DBA и др.) Обучение включает в себя курсы лекций по определенным дисциплинам. Обучение нацелено на получение специфических прикладных знаний в узкой профессиональной области. Аспиранты, как правило, уже с профессиональным опытом работы. Также предусматривается выполнение индивидуального научного проекта под руководством научного руководителя. Диссертация часто короче, чем в традиционной модели, и исследование в ней носит прикладной, ориентированный на решение рабочих задач характер. Наибольшее распространение получили степени в образовании - Doctor of Education (DEd), в технических науках - Doctor of engineering (DEng), бизнес в администрировании - Doctor of Business Administration (DBA), в клинической психологии - Doctor of Clinical Psychology (DClinPsy). Страны, в которых научные степени по профессии получили особенное распространение: США, Великобритания, Австралия.

Практико-ориентированная научная степень Аспирантура по данной степени, как правило, предусмотрена в области искусства. В данной модели предусматривается выполнение индивидуального научного проекта под руководством научного руководителя. Результаты проекта состоят из двух частей. Первая - это собственно диссертация, которая, как правило, короче, чем в традиционной модели, но также содержит значительную теоретическую часть и рефлексию. Вторая часть состоит из одной или более форм практических, творческих результатов, таких как новелла, пьеса, постановка (для театральных студий), портфолио работ (искусство и дизайн) и т. д. По каждой части проводится экзамен.

Источники: Park C. Redefining the Doctorate. - York : The Higher Education Academy, 2007; Louw J., Muller J. A Literature Review on Models of the PhD. - Wynberg : CHET, 2014.

ности требований качество полученных знаний вполне можно соотнести с отечественной докторской степенью. На первом году аспирантуры все обучающиеся посещают профильные занятия. За каждым аспирантом закрепляется опытный научный сотрудник. В английских вузах тема научной работы подбирается не обучающимся, а его научным руководителем. Он также обязуется обеспечить своего аспиранта всеми необходимыми предметами, приборами и информацией для начала исследования. В среднем обучение может длиться в течение 3-4 лет. По окончании исследовательского процесса обучающийся обязан опубликовать результаты своих разработок. На

основе этой публикации пишется и защищается непосредственно диссертационная работа.

Проведем краткий обзор практик реализации программ PhD в ведущих зарубежных университетах.

Лондонская школа экономики - The London School of Economics and Political Science5

Лондонская школа экономики - это один из ведущих мировых центров экономического образования, который входит в тройку лучших университетов Великобритании, наряду с Оксфордом и

5 http://www.lse.ac.uk

Кембриджем. В Лондонской школе экономики также ведется широкая научно-исследовательская работа. Образовательная программа доктора философии подразумевает наличие серьезной образовательной составляющей на протяжении первого года обучения. Особый акцент делается на изучении исследовательских практик и методологии. Для поступления на программу доктора философии кандидаты должны предоставить следующие документы:

- заполненную бланк-заявку;

- две академические характеристики;

- резюме;

- краткое обоснование решения поступить на докторскую программу;

- описание исследовательской работы для защиты в Лондонской школе экономики объемом не более 5 страниц (должны быть отражены следующие моменты: обоснование выбора конкретной темы, вопросы, которые будут исследованы, подходы, методы и т. д.).

Гарвардский Университет6

Соискателями степени PhD по программе политическое управление могут быть лица, уже получившие степень магистра и прошедшие жесткий отбор в аспирантуру. В среднем, из ста претендентов каждый год выбираются не более пяти человек. Период обучения в аспирантуре составляет пять лет. Совместно со своими советниками обучающиеся составляют учебный план, соответствующий как их индивидуальным потребностям, так и стандартным требованиям программ по экономике или политической науке. Обучающиеся проходят полный двухгодичный курс по профильным дисциплинам и приобретают широкий спектр знаний по экономической теории и теории политических и общественных наук, необходимых для их будущего исследования. Каждый курс обу-

6 http://www.hks.harvard.edu/degrees/phd

чения представлен «треками», состоящими из 16 односеместровых курсов. На третьем году обучения аспиранты продолжают углублять свои познания по двум дисциплинам и по его истечении сдают основной экзамен (General Examination), который представляет собой устный экзамен по программе первых двух лет обучения в аспирантуре и состоит из трех частей. Первые две части направлены на проверку знаний аспиранта по дисциплинам экономического и политического блоков. В третьей части экзамена аспирант представляет членам комиссии макет диссертации, построенный в виде развернутого плана с доказательствами положений, которые выносятся на защиту. Как правило, комиссия состоит из двух экзаменаторов, каждый из которых является специалистом в одной из двух дисциплин. Возможно присутствие и третьего экзаменатора. Кандидатуры двух экзаменаторов предлагаются самим аспирантом. Цель этого экзамена - оценка интеллектуальных, творческих способностей соискателя, а также определение уровня владения исследовательскими и аналитическими навыками и знаниями, необходимыми для выполнения диссертационного исследования по выбранной специальности. Проект диссертации должен быть закончен к началу четвертого года обучения. Диссертация должна демонстрировать высокий уровень компетентности в проведении исследований и способность внести оригинальный и значительный вклад в науку. Степень присуждается после публичной устной защиты диссертации.

В США самое главное требование к кандидатам на соискание степени - сильная и обоснованная мотивация7. Свою мотивацию будущий аспирант должен подтвердить документально, написав Statement of Research Interests. Это мотивационное

7 https://selfmadetrip.com/poluchit-doktor-skuyu-stepen-v-ssha

письмо или эссе, в котором делается упор на уже проведенные исследования, связанные с научной работой, полученные результаты и дальнейшие цели, которых кандидат хочет достичь, обучаясь в аспирантуре. В американской системе образования предусмотрена возможность поступить в аспирантуру сразу после получения диплома бакалавра, правда, не для всех специальностей, а лишь для технических. Так, выпускник бакалавриата с дипломом B.Tech, B.E. (Bachelor in Engineering) и некоторых других технических дисциплин, при желании, может сразу продолжить обучение в аспирантуре, пропустив 2 года магистратуры, при соблюдении всех прочих условий (научная работа, экзамены, рекомендательные письма). Обучение в докторантуре обычно занимает 4-5 лет. В первые два года аспирант изучает обязательные и рекомендованные предметы, а также дополнительные курсы по выбору. В конце второго курса он должен определиться с темой диссертации и найти научного руководителя. Третий учебный год отведен под итоговые устные и письменные экзамены по пройденным дисциплинам. В зависимости от учебного заведения, учебного плана и специальности количество экзаменов может быть разным. В среднем, их четыре: два по основной дисциплине (major) и два по дополнительной (minor). Четвертый и пятый годы полностью посвящаются исследованиям, публикациям и написанию диссертации. К концу четвертого или пятого курса диссертация должна быть написана и защищена. После этого аспиранту присваивается степень PhD. Американская модель обучения подразумевает большой объем лекционных занятий, курсов, тренингов. Процесс получения научной степени занимает 5-6 лет, в гуманитарных дисциплинах - немногим больше. Но никакой унификации здесь нет - над диссертацией можно работать и 10 лет - все зависит от университета,

аспирантской программы, финансирования и т. д. В связи с этим возникает вопрос о социальном статусе аспиранта. Аспирантура - это не продолжение обучения, но начало профессиональной карьеры. Аспирант - молодой исследователь, начинающий академическую карьеру «early career researchers» [3, с. 134].

Отдельным предметом исследований является научное руководство. Необходимо отметить, что провести аналогию между российским понятием «научный руководитель» и зарубежными формами наставничества возможно c некоторыми допущениями. В зарубежной практике есть два понятия: научный куратор (supervisor) и научный наставник (mentor). Научное курирование распространено в американской модели: наблюдение за подопечным, предоставление необходимых практических консультаций и сопровождение в процессе обучения. Деятельность ментора несколько иная. Ментор является состоявшимся ученым, он, как правило, не ведет специального наблюдения за аспирантом, не работает с ним целенаправленно, но может привлекать его к своим научно-исследовательским проектам, давать советы по научной деятельности. Другими словами, в этом случае аспирант учится, ассистируя ментору.

Модель аспирантуры, представленная в США и Великобритании, сегодня имеет решающее влияние на модели последипломного образования остальных стран мира.

Как показывают обсуждения среди руководителей российских аспирантур, в ведущих российских вузах высоко ценится советский опыт, отдельные элементы которого иногда восстанавливаются в рамках локальной управленческой практики вузов [5]. Вместе с тем есть и понимание, что советская система аспирантуры создавалась и функционировала в рамках уникальной модели плановой экономики. А эффективность модели аспирантуры

как государственного института определяется не столько качеством внутренних процессов самих в себе, сколько степенью сопряженности этих процессов с контекстом функционирования более общих государственных систем. Советская модель аспирантуры может рассматриваться как эффективная по внутренним параметрам, но эта модель сейчас не имеет системного контекста, под цели и задачи которого она создавалась.

В Российской Федерации действует двухуровневая система подготовки и аттестации кадров высшей квалификации -кандидат наук (по специальности) и доктор наук (по специальности). Подготовка кадров высшей квалификации осуществляется в научно-исследовательских организациях (НИИ), в образовательных организациях высшего образования (вузы) и в организациях дополнительного профессионального образования (ОДПО).

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» к освоению программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего (специалитет или магистратура).

Основные профессиональные образовательные программы высшего образования формируются образовательными организациями в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, которые представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации данных программ.

Обучение по программе аспирантуры осуществляется в очной и заочной формах. Объем программы аспирантуры составляет 180 зачетных единиц (далее -з. е.) вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных техноло-

гий, реализации программы аспирантуры с использованием сетевой формы, реализации программы аспирантуры по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении. Срок получения образования по программе аспирантуры в очной форме обучения составляет 3-4 года в зависимости от требований федерального государственного образовательного стандарта; в заочной форме обучения, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год (по усмотрению организации) по сравнению со сроком получения образования в очной форме обучения. Объем программы аспирантуры в заочной форме обучения, реализуемый за один учебный год, определяется организацией самостоятельно.

Структура программы аспирантуры включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную) (табл. 2). Это обеспечивает возможность реализации различных составляющих программы аспирантуры в рамках одного направления подготовки.

Блок 1. «Дисциплины (модули)», который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.

Блок 2. «Практики», который в полном объеме относится к вариативной части программы.

Блок 3. «Научные исследования», который в полном объеме относится к вариативной части программы.

Блок 4. «Государственная итоговая аттестация», который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь».

Охарактеризуем основные тенденции, которые произошли в сегменте россий-

Таблица 2. Структура программы аспирантуры*

Наименование элемента программы Объем (в з. е.)

Блок 1 «Дисциплины (модули)» 30

Базовая часть 9

Дисциплины (модули), в том числе направленные на подготовку к сдаче кандидатских экзаменов

Вариативная часть Дисциплина/дисциплины (модуль/модули), в том числе направленные на подготовку к сдаче кандидатского экзамена Дисциплина/дисциплины (модуль/модули), направленные на подготовку к преподавательской деятельности 21

Блок 2 «Практики» 141

Вариативная часть

Блок 3 «Научные исследования»

Вариативная часть

Блок 4 «Государственная итоговая аттестация» 9

Базовая часть

Объем программы аспирантуры 180

* Программа аспирантуры представлена на примере программы аспирантуры по направлению подготовки 38.06.01 Экономика (программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре), утверждена приказом Минобрнауки России от 30 июля 2014 года № 898.

ской аспирантуры за период с 2000 года по 2015 год. Рост количества организаций, осуществляющих подготовку кандидатов и докторов наук, и численности соответствующих контингентов начался вскоре после 1991 года, когда в стране один за другим стали открываться частные вузы и университеты. Стабильный прирост количества организаций, вовлеченных в подготовку обладателей ученых степеней, наблюдался на протяжении почти всего последнего десятилетия. Данный процесс замедлился лишь в 2013 году. Сокращение количества организаций, осуществляющих подготовку аспирантов, объясняется объединением научно-исследовательских организаций и организаций высшего образования, ведущих подготовку аспирантов, а также лишением организаций лицензионными органами правоустанавливающих документов.

Так, в 2012 году число НИИ, ведущих подготовку аспирантов, составляло 820 ед., в 2015 году их стало 771 ед.; вузов, ведущих подготовку аспирантов, - 740 ед. в 2012 году, в 2015 году - 661 ед. В то же время общее число организаций, ведущих подготовку аспирантов, увеличилось на 6,2% (по сравнению с 2000 годом), в т. ч. организаций высшего образования -

на 17%. В 2015 году произошло сокращение научно-исследовательских организаций, имеющих аспирантуру, на 3,3% по сравнению с 2000 годом. С 2009 года аспирантов стали готовить организации дополнительного профессионального образования. Так, если в 2000 году на НИИ приходилось 58,5% организаций (797 ед.), ведущих подготовку аспирантов, а на вузы - 41,5% (565 ед.), то в 2015 году на научные организации приходится 53,3% (771 ед.), на вузы - 45,7% (661 ед.) и на организации дополнительного профессионального образования - 1% (14 ед.) от общего числа организаций, ведущих подготовку аспирантов (табл. 3).

В период 2000-2010 гг. численность аспирантов неуклонно росла. Максимальное значение численности аспирантов было отмечено в 2010 году и составило 157437 чел. против 117714 чел. в 2000 году. В период 2011-2015 гг. численность аспирантов стала сокращаться. Так, в 2011 году она составляла 156279 чел., а в 2015 году - 109936 чел. Таким образом, в 2015 году впервые за 15 лет этот показатель уменьшился по сравнению с 2000 годом (на 6,6%). Эффективность аспирантур в 2015 году снизилась по сравнению с 2000 годом на 12% и составила всего 18% (табл. 4).

Таблица 3. Организации, осуществляющие подготовку научных кадров в аспирантуре

2000 г. 2005 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Всего 1362 1473 1568 1570 1575 1557 1519 1446

Научно-исследовательские организации 797 833 809 805 820 818 805 771

Образовательные организации высшего образования 565 640 748 750 740 724 698 661

Организации дополнительного профессионального образования - - 11 15 15 15 16 14

Источник: Подготовка научных кадров высшей квалификации в России. Инф.-стат. мат. - М. : ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ, 2016.

Таблица 4. Эффективность работы аспирантур 2000-2015 гг.

Год Численность аспирантов Прием в аспирантуру Выпуск из аспирантуры В том числе с защитой диссертации Эффективность работы аспирантуры*, %

2000 117714 43100 24828 7503 30

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2005 142899 46896 33561 10650 32

2010 157437 54558 33763 9611 28

2011 156279 50582 33082 9635 29

2012 146754 45556 35162 9195 26

2013 132002 38971 34733 8979 26

2014 119868 32981 28273 5189 18

2015 109936 31647 25826 4651 18

Соотношение 2000 г. к 2015 г. (+/-), % -12

* Показатель эффективности работы аспирантуры определяется как отношение числа лиц, окончивших аспирантуру с защитой диссертации (выпущенных с защитой) в текущем году - N ВыпЗащ (1:), к общему выпуску из аспирантуры в отчетном году -N Выпуск (1): кЕ1(1) = N ВыпЗащ (1)/ N Выпуск (1), где 1 - рассматриваемый год. Источник: Подготовка научных кадров высшей квалификации в России. Инф.-стат. мат. - М. : ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ, 2016.

В 2015 году в учреждения аспирантуры различного типа было принято 31647 чел. По сравнению с 2000 годом этот показатель снизился на 26,6%. До 2010 года прием в аспирантуру стабильно увеличивался и достиг своего максимума - 54558 чел., или на 26,6% больше, чем в 2000 году, а начиная с 2011 года количество принятых в аспирантуру стало сокращаться. Сокращение приема в аспирантуру объясняется реформами, проводимыми в высшем образовании.

Аспиранты, принятые в аспирантуру в 2015 году, предпочли очную аспирантуру - 24379 чел., или 77%. Успешным завершением аспирантской подготовки является защита кандидатской диссертации в срок обучения в аспирантуре. В 2015 году 3435 чел. защитили кандидатские диссертации в положенный срок, из них 3093 чел., или 90%, - выпускники аспирантуры вузов. Динамика числен-

ности выпускников аспирантуры с защитой диссертации в пределах срока обучения в аспирантуре неравномерна: общий рост этого показателя до 2005 года сменился его спадом, а в 2015 году он уменьшился более чем в 2 раза по сравнению с 2000 годом (см. табл. 4).

Проанализировав зарубежные и российскую модели аспирантуры, можно сделать основные выводы:

1. При поступлении в зарубежную аспирантуру проводится конкурс документов, в которых отражаются основные позиции: мотивация к обучению, стаж работы по профилю диссертации и наличие высоких научных достижений. В России отбор осуществляется по результатам вступительных испытаний.

2. Длительность обучения аспирантов за рубежом в целом больше, чем в России (6-8 лет в отличие от 3-4 лет обучения в российской аспирантуре).

3. В зарубежной аспирантуре существует строгая логика обучения, подчиненная написанию диссертации. При этом все ресурсы (обучающие курсы, практика, консультации внешних и внутренних экспертов) работают на подготовку и проведение аспирантами оригинального авторского исследования; в российской аспирантуре, как правило, подготовка диссертации существует фактически «сама по себе», в отрыве от всего учебного процесса.

Обозначим основные направления деятельности государства, которые, на наш взгляд, могут стать существенным подспорьем в развитии российской модели аспирантуры как эффективного государственного института.

Внедрять в каждой образовательной и научной организации, осуществляющей подготовку аспирантов, механизмы сбора первичной информации на всех этапах процесса обучения, а также отслеживание карьерных траекторий как выпускников, так и лиц, не завершивших обучение. Наличие детализированных количественных и качественных данных позволит оценить источник и глубину конкретных проблем на определенных этапах обучения и точечно разработать соответствующие изменения для управленческой практики.

Разработать нормативно-правовой акт, предусматривающий обязанность аспиранта заключать трудовой договор с заинтересованной организацией-работодателем с целью совершенствования системы отбора соискателей, поступающих на обучение по образовательным программам аспирантуры, и уменьшения отсева аспирантов.

Осуществлять переход к приоритетности портфолио при приеме в аспирантуру.

Образовательная составляющая в образовательных программах аспирантуры

должна быть представлена достаточно широко. Степень должна быть «полновесной», процесс ее получения - довольно долгим и предельно напряженным.

Реорганизация аспирантуры - долгий и длительный процесс. К нему следует подходить осторожно и не копировать слепо зарубежные стандарты. Отечественная (советская) модель аспирантуры, как и зарубежная, формировались в течение длительного исторического периода. Кроме того, неправильно было бы утверждать, что советская система подготовки и аттестации кадров была хуже зарубежной.

Таким образом, сегодня дискуссия о развитии российской модели аспирантуры достигла некоторой стадии, на которой сформировались разные точки зрения, вместе с тем эволюция взглядов на этом этапе «застопорилась». Важная задача исследователей, занимающихся данным вопросом, заключается в преодолении закрепившегося мнения и в выходе на обоснование новой модели аспирантуры, которая сочетала бы в себе накопленные традиции и осмысление новых управленческих подходов. Как подчеркивает Г.А. Краснова, жизнеспособность Болон-ской декларации состоит в том, что она не утверждает единственно возможную жесткую модель, а показывает вектор развития. Для стран, следующих принципам Болонского процесса, важно построение прозрачной и открытой национальной системы образования, привлекательной и понятной во всем мире, конкурентоспособной благодаря выстроенной системе квалификаций и качества, интегрированной в европейское образовательное пространство [4]. Поэтому в новой системе должны быть сохранены отечественные достижения и специфика подготовки научных кадров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Большова, Н. Н. Аспирантура: опыт университетов Запада [Электронный ресурс] / Н. Н. Большо-ва // МГИМО : официальный сайт. - Режим доступа : http://mgimo.ru/files2/y08_2010/160572/ Aspirantura_Bol6ova.pdf

2. Вершинин, И. В. Дискуссия об аспирантуре за рубежом: основные проблемы и тенденции [Текст] / И. В. Вершинин // Наука. Инновации. Образование. - 2016. - № 2. - С.133-155.

3. Душина, С. А. Аспирантура в национальных академических системах (опыт Германии и США) [Текст] / С. А. Душина, Н. А. Ашеулова // Вестник МГИМО. - 2013. - № 2 (29). - С. 134.

4. Краснова, Г. А. Докторант дорогого стоит [Электронный ресурс] / Г.А. Краснова// Независимая газета. - 12.03.2014 - Режим доступа : http://www.ng.ru/science/2014-03-12/10_doctorant.html

5. Матюшкина, М. Д. Проспективная оценка качества постдипломного педагогического образования [Текст] : монография / М. Д. Матюшкина. - СПб. : ЛЕМА, 2013. - С. 273.

6. Наука и технологии России. Проблемы российской аспирантуры [Электронный ресурс] // Наука и технологии России - strf.ru. - Режим доступа : http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_ no=34750#.VMJJEv6sXrc

7. Подготовка научных кадров высшей квалификации в России [Текст] : информ.-стат. мат. -М. : ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ, 2016.

8. Louw, J. A Literature Review on Models of the PhD [Electronic resource] / J. Louw, J. Muller. - Available at : http://www.idea-phd.net/images/doc-pdf/Louw_and_Muller_2014_Literature_Review_on_Models_of_ the_PhD.pdf

9. Meek, V Higher Education, Research and Innovation: Changing Dynamics Report on the UNESCO Forum on Higher Education, Research and Knowledge [Electronic resource] / V. Meek, U. Teichler, M. Kearney. -Available at : http://unesdoc.unesco.org/images/0018/001830/183071E.pdf

10. Park, C. Redefining the Doctorate. York: The Higher Education [Electronic resource] / C. Park. - Available at : Academyhttps://www2.le.ac.uk/departments/gradschool/about/ external/publications/redefining-the-doctorate.pdf

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Мироненко Елена Станиславовна - кандидат филологических наук, заместитель заведующего отделом исследований влияния интеграционных процессов в науке и образовании на территориальное развитие. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук. Россия, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а. E-mail: voselena35@mail.ru. Тел.: (8172) 59-78-08.

Mironenko E. S.

MODERN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF POST-GRADUATE STUDIES IN THE CONTEXT OF FOREIGN AND DOMESTIC EXPERIENCE

Abstract. Attention and requirements to modern higher education has increased from both employers, the public and the authorities. Despite many problems in education system, the issue of quality training including postgraduate studies, is the most relevant. The system of higher education with one of the most important elements being post-graduate studies is designed to train professionals who meet the needs of modern economy, social sphere and administration, and possess profound professional knowledge and skills and innovative thinking. The article examines the main trends in the development of post-graduate studies in the context of the Bologna process

(Russian and foreign experience). Based on analysis of the existing Russian and international educational standards it is shown that in Russian postgraduate studies thesis preparation actually exists in isolation from the learning process, while in foreign post-graduate studies thesis preparation is included in the learning process: all resources (training courses, practice, counselling of internal and external experts) are aimed at preparation and implementation of a unique postgraduate research. When enrolling on foreign post-graduate studies students take part in a contest of documents which reflect the main items: motivation to study, work experience in the sphere reflected in the thesis and academic achievements. In Russia, the selection is carried out according to the results of entrance examinations. The period of post-graduate training abroad is in general longer that in Russia (5-8years against 3-4years in Russia). The author outlines the possible directions for the implementation of new models of post-graduate studies and ensuring quality education of the third stage. The main measures for the development of the Russian model of postgraduate studies is the following: introduction of a mechanism for collecting initial information on all stages of the learning process, tracking career trajectories of both graduates and those who have not completed the training; transition to the priority of a graduate portfolio for admission to post-graduate studies; development of a regulatory act providing for a post-graduate student to enter into an employment contract with the concerned employer, availability of an educational component widely represented in post-graduate educational programs.

Key words: post-graduate studies, training of highly qualified academic staff, foreign post-graduate model, Russian post-graduate model.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Mironenko Elena Stanislavovna - Ph.D. in Philology, Deputy Head at the Department for the Studies of the Influence of Integration Processes in Science and Education on Territorial Development. Federal State Budgetary Institution of Science Institute of SocioEconomic Development of Territories of Russian Academy of Science. 56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russian Federation. E-mail: voselena35@mail.ru. Phone: +7(8172) 59-78-08.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.