УДК 376
УСЛОВИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ
Акишева А.К., Кульмагамбетова А. А. Кокшетауский университет им. А.Мырзахметова (г.Кокшетау Республика Казахстан)
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема безопасности инклюзивного образования. Особое внимание обращается на особенности обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, излагаются взгляды на становление современного образовательного процесса. Выделяются необходимые условия для успешного обучения ребенка с особыми образовательными потребностями.
Ключевые слова: инклюзивное образование, общеобразовательная школа, дети с ограниченными возможностями, педагог, психолог.
На сегодняшний день в направлении поддержки инклюзивного образования в общеобразовательных школах обучаются учащиеся с отклонениями в умственном развитии или умственной отсталостью по определенным причинам. Каждый ученик имеет свои особенности в обучении. Так, уровень развития эмоциональных и психических познавательных процессов у каждого учащегося различен. В настоящее время осознанное воспитание, индивидуальный подход к каждому ученику, является жизненным требованием качественного образования. Сегодня во всех регионах страны на основе поддержки образования детей с ограниченными возможностями постепенно открываются классы коррекционно-
развивающего обучения в
общеобразовательных учреждениях. Цель данного класса: объединить учащихся с ограниченными возможностями в один класс и дать каждому ученику индивидуальный класс и программу обучения. [1].
Цель инклюзивного образования: воспитание детей с ограниченными возможностями в развитии с нормальными детьми, т.е. образование человека как равноправной личности независимо от пола, религии, происхождения. Инклюзивное образование это одна из форм обучения детей с ограниченными возможностями.
Инклюзивное обучение - упрощенная система обучения детей с ограниченными возможностями в развитии с целью упрощения процессов социализации и интеграции с
нормально развитыми детьми. Инклюзивное обучение проводится в интегрированных группах (ученик учится в обычном детском классе - группе и получает систематическую помощь учителя), частичных группах (отдельные дети проводят половину дня в специальных группах, а вторую часть простых группах). Дети во временных специальных группах объединяются для проведения совместных прогулок, праздников, конкурсов, личных дел.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Инклюзивное образование - форма обучения, обеспечивающая получение образования детьми с особыми потребностями, учитывающая потребности всех детей. Инклюзивное образование удовлетворяет потребности детей в учебном процессе и стремится к разработке нового направления обучения и преподавания. Если изменения, внесенные в инклюзивное обучение и преподавание, будут эффективными, то изменится и положение детей с особыми потребностями.
Цель развития инклюзивного
образования - реализация равного права всех категорий лиц на качественное образование.
Основные задачи развития инклюзивного образования:
1. совершенствование нормативно-правовых и организационно-экономических основ и механизмов развития инклюзивного образования;
2. совершенствование методологических, учебно-методических основ развития инклюзивного образования (разработка учебных планов и учебных программ,
3. адаптация и модификация учебников, учебно-методических комплексов, внедрение критериальной системы оценки учебных достижений);
4. оказание персонифицированной коррекционно-педагогической и социально -педагогической поддержки, создание благоприятной образовательной среды, чтобы обучающиеся чувствовали себя активными членами школьного общества, имели высокую самооценку, повышали мотивацию к обучению и социализировались;
5. создание «безбарьерной доступной среды» и обеспечение обучающихся компенсаторными средствами;
6. улучшение кадрового обеспечения организаций, осуществляющих инклюзивное образование;
7. создание условий для продолжения обучения лиц с особыми образовательными потребностями на уровне технического и профессионального, высшего образования и дальнейшего освоения профессии;
8. проведение прикладных научных исследований в области инклюзивного образования.
С целью организации образования детей с ограниченными возможностями в развитии разработана типовая специальная
образовательная программа. В инклюзивном образовании предусмотрены
общеобразовательные процессы,
обеспечивающие получение образования с учетом потребностей детей. Инклюзивное образование - это такой процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей,
включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку. Дети, обучающиеся в школах, открывших инклюзивное обучение, получают возможность получить знания о правах человека. Ведь они учатся общаться, узнавать, принимать друг друга.
Эффективным развитием системы медико-педагогической и социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья является реализация принципов и идей целостного образования, создание структуры социальной траектории жизни, которая решается путем включения детей с ограниченными возможностями в здоровую детскую среду, интегрированного обучения, организации совместного досуга и оказания им взаимопомощи.
Кроме того, в оздоровительных центрах, коррекционных школах и детских садах открыты экспериментальные группы и классы для детей со сложными формированиями и другими отклонениями в развитии.
В настоящее время дети, нуждающиеся в особом обучении, имеют право выбирать учреждения для получения образования, поэтому на каждом этапе обучения необходимо учитывать условия социальной адаптации и требования к приобретению знаний, умений, навыков. Содержание образования детей, нуждающихся в особом обучении, должно определяться особенностями их развития, обеспечение условий для получения образования наравне с основными потребностями.
Чтобы предотвратить негативные последствия развития неслышащего ребенка, необходимо обеспечить условия для получения новых знаний, которые:
- развитие слухового восприятия и обучение использованию остаточного слуха;
- учить связывать речь говорящего с речью;
- следить за тем, чтобы ранее сформированный словарный запас не терялся путем коррекционной педагогической поддержки;
- учить ориентироваться в беззвучном пространстве.
Важно учитывать, что ограниченность возможностей развития ребенка в слуховом, зрительном, двигательном и т.д. носит качественный характер. Здесь становление личности полностью трансформируется и требует особых условий для развития, получения знаний. Прежде всего, необходимо не останавливаться на освоении образовательной программы, а формировать навыки личной жизни. Умения жить, будь то пространственная или временная ориентация в окружающей среде, формируют различные отношения, социальную адаптацию,
сознательную дисциплинированность своего поведения и позитивное отношение к будущей жизни.
Специальное обучение и воспитание в тесном контакте друг с другом требуют обеспечения специальных образовательных условий. К ним относится обеспечение специальными образовательными
программами, в том числе
общеобразовательными учебными
программами и коррекционно-развивающими программами. Специальные образовательные учебные программы разрабатываются на основе общеобразовательных учебных программ и направлены на обучение и развитие детей с ограниченными возможностями с учетом рекомендаций психолого-медико-
педагогических консультаций, обучающихся и воспитанников, учитывают психические и физические недостатки, а также познавательные возможности.
Сегодня в общественном сознании укрепляется мнение об инклюзии как наиболее прогрессивном (по сравнению с интеграцией) подходе, позволяющем любому ребенку, независимо от типа и степени выраженности нарушения, обучаться вместе со своими нормально развивающимися сверстниками. Внедрение инклюзивных подходов в школьную практику можно назвать одним из приоритетов государственной образовательной политики Республики Казахстан. Об этом свидетельствуют национальные
законодательные инициативы.
Однако существует ряд проблем,
решение которых в значительной степени способствовало бы дальнейшему развитию
инклюзивного образования, среди которых создание в организациях образования безбарьерной образовательной среды, разработка механизмов материально-технического, социального, психолого-педагогического, кадрового и
реабилитационного сопровождения,
рекомендации по составлению штатного расписания в школах, где учатся дети с ограниченными возможностями, и многое другое.
Подлинное инклюзивное образование позволит разрешить противоречие между законодательно гарантированным правом детей с ОВР на равный доступ к качественному образованию и фактически сохраняющимся неравенством в его реализации. Инклюзия должна быть систематической и целенаправленной, а не спонтанной и стихийной. Поэтому оптимальным является обучение ребенка с ОВР в рамках системы непрерывного общего образования. Создание и эффективное функционирование этой системы невозможно без подготовленного учителя, который является ключевой фигурой реализации инклюзивного образования.
Дети могут овладеть различными уровнями знаний в соответствии с уровнем дефекта и возможностями познания и в зависимости от качества специальных условий для получения знаний. Система образования в нашей стране включает в себя следующие уровни образования на основе принципа непрерывности и преемственности
образовательных учебных программ:
• дошкольное воспитание и обучение;
• начальное образование;
• основное среднее образование;
• среднее образование (общее среднее образование, техническое и профессиональное образование);
• послесреднее образование;
• высшее образование;
• послевузовское образование.
А лица с ограниченными возможностями смогут освоить уровень образования, соответствующий их развитию, при условии своевременной коррекционной поддержки. Некоторые неслышащие, слабослышащие, незрячие, слабовидящие и с нарушениями опорно - двигательного аппарата, эмоционально-волевого развития,
речи 171
способны овладеть уровнем общего среднего образования и обучаться в высшем учебном заведении.
Основным путем совершенствования содержания специального образования является эффективное использование современных психолого-педагогических, теоретических и экспериментальных исследований. Они отражают огромные возможности физического и психического развития учащихся, способы их коррекции и развития.
К содержанию образования в специальной школе предъявляются следующие требования:
-коррекционно-развивающее направление обучения;
-результативность обучения, т. е. содержание должно формировать систему знаний,
-доступность обучения, учет возрастных и познавательных особенностей учащихся; -научность обучения; -закрепление учебного материала в образовательных учебных программах;
-содержание образования должно быть тесно связано с жизнью, опытом;
-обеспечение межпредметных связей для повышения эффективности обучения;
-разработка образовательных учебных программ в соответствии с современными требованиями.
Вышеназванные требования
закрепляются в четко установленных документах: образовательном стандарте, учебном плане, образовательных учебных программах и учебниках.
Специальный образовательный стандарт устанавливает требования к общему общеобразовательному уровню, коррекционно -развивающей работе, подготовке к оздоровительному и профессиональному труду для всех групп лиц с особыми образовательными потребностями. При разработке требований стандарта учитываются пороки развития, характерные для всех лиц с ограниченными возможностями.
Последовательность изучения предметов обеспечивает систематическое усвоение содержания учебных предметов с учетом познавательных возможностей учащихся, сохранения гармонии, взаимосвязи учебных предметов.
В специальном образовании каждый выполняет свою функцию: учебники, учебные программы, учебные планы, учебные пособия, методические пособия, рабочие тетради, дневники наблюдений, учебное оборудование, наглядные пособия, технические средства обучения, учебные кинофильмы,
компьютерные технологии - все это составляет учебно-методический комплекс. Такой комплекс организует и дисциплинирует труд учителя, дает возможность эффективно планировать свою деятельность и предвидеть ее результаты, закладывает основы нового поиска, созидания.
Анализ зарубежной и отечественной практики показывает, что дети с особыми образовательными потребностями требуют особой заботы и внимания со стороны взрослых, а учитель-предметник не может в ходе урока и внеурочной деятельности уделить достаточное внимание каждому ученику. Сделать более эффективным образовательный процесс может участие в нем тьютора. Тьютор или ассистент учителя - это специалист, который осуществляет непосредственное сопровождение ребенка с ООП в течение учебного дня - на занятиях (фронтальных и индивидуальных), во время перемены и при выполнении тех или иных режимных моментов.
Безопасность инклюзивного пространства строится на наличии в общеобразовательной школе необходимых нормативно - правовых документов, методической базы, специалистов психолого-педагогического сопровождения, так же на взаимодействии специалистов с родителями и друг с другом. Благодаря этому ребенок с особыми образовательными потребностями будет ощущать себя в коллективе комфортно, и социализация такого ребенка будет проходить значительно успешнее.
Библиографический список
1. Рсалдинова А. К., Кемешова А. М Инклюзив^бшм беру жагдайындаерекшек;ажеттшктер1бар окушылардыцокужетютштершбагалаудыцжолд ары: Алматы: ФГБОУ ВО» НЦПК "брлеу", 2019-с. 64
2. Поташник М.М. Управление качеством образования. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 448а
3. Алтаева Г. Ж. Рольпсихолого- школа-интернат общего типа, г. Щучинск -педагогического сопровождения детей в 2015год. условиях инклюзивного образования. (КРО)
Акишева Айсулу Кенесовна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау)
Кульмагамбетова Алмагуль Айтпаевна магистрант Кокшетауский университет им.АбаяМырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау) e-mail: almu76@mail.ru
Дата поступления статьи: 25.03.2021
© Акишева А.К., Кульмагамбетова А.А., 2021