УДК 376
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Такенова А.Е., Куламбаева К.К.
Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)
Аннотация. Инклюзивное образование - форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях. Инклюзию следует отличать от интеграции, при которой инвалиды, люди с особыми образовательными потребностями обучаются в обычных учебных заведениях и адаптируются к системе образования, которая остаётся неизменной. Инклюзивное образование включает в свое содержание все грани школьного образования и использует разные образовательные подходы. В Республике Казахстан в образовательном процессе создаются условия для благоприятного положительного обучения, и организовывается моральная, педагогическая среда, адаптированная к образовательным потребностям любого ребёнка. Нормативно-правовая база Казахстана позволяет создавать новые условия в образовательных организациях с соблюдением принципов инклюзивного образования.
Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзия, дети ОВЗ, особые образовательные потребности.
Инклюзивное образование - форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях. При этом для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) создаются специальные условия: перепланировка учебных помещений, новые методики обучения, адаптированный учебный план, изменённые методы оценки и другие [1].
Инклюзию следует отличать от интеграции, при которой инвалиды, люди с особыми образовательными потребностями обучаются в обычных учебных заведениях и адаптируются к системе образования, которая остаётся неизменной [2].
Инклюзивное образование включает в свое содержание все грани школьного образования и использует разные образовательные подходы.
В образовательной политике США и стран Европы используются следующие образовательные подходы [3].
- расширение доступа к образованию (что называется widening participation (англ.) русск.);
- мэйнстриминг - временное обучение людей с ОВЗ со сверстниками, встречи на праздниках и совместный досуг;
- интеграция - совместное обучение людей с ОВЗ со сверстниками без ограничений в обычной системе образования, которая остаётся неизменной и не приспособленной под нужды учеников;
- инклюзия - реформирование образовательных заведений, перепланировка учебных помещений под нужды и потребности всех без исключения.
В Республике Казахстан в образовательном процессе создаются условия для благоприятного положительного обучения, и организовывается моральная, педагогическая среда, адаптированная к образовательным потребностям любого ребёнка.
Педагогическую среду в инклюзивных классах можно обеспечить только при тесном сотрудничестве с родителями, в сплочённом командном взаимодействии всех участников образовательного процесса.
Включение понятия «инклюзивное образование» в нормативно-правовую базу Республики Казахстан и реализация всех перечисленных позиций в документах в части развития инклюзивного образования это шаги вместе с мировым сообществом к созданию безбарьерной среды в образовании.
ЗРК «Об образовании» [4], ЗРК «О правах ребенка в Республике Казахстан» [5], ЗРК «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» [6], Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2020 - 2025 годы [7] шаг к созданию новых условий с соблюдением принципов инклюзивного образования.
Создание педагогической среды означает, что все дети должны быть включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства; будет оказана поддержка каждому ребёнку, не только детям с инвалидностью и основаны на следующих принципах:
- ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- каждый человек способен чувствовать и думать;
- каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- все люди нуждаются друг в друге;
- подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- разнообразие усиливает все стороны жизни человека [8; 9].
Таким образом, инклюзивное образование- это сложный процесс, требующий определённой перестройки привычного уклада жизни и создания, определенных социально-образовательных условий, позволяющих осуществить на практике системный подход по включению в инклюзивное образование всех детей с ограниченными возможностями [10].
Библиографический список
1. Перфильева М.Ю., Симонова Ю.П., Прушинский С.А. Участие общественных организаций инвалидов в развитии инклюзивного образования - М.: МЭР РФ, 2012. - 60 с.
2. Гусева Т.Н. Инклюзивное образование - М.: Центр «Школьная книга», 2010. - 272 с.
3. Кашапова Л.М. Инклюзия в системе профессионального образования: постановка и видение проблемы // Вестник УГАЭС. Наука. Образование. Экономика № 1. - 2012. - С. 105-110.
4. Закон Республики Казахстан «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 09.04.2016 г.) (дата обращения 16.11.2020) https://special-edu.kz/nprbase.html
5. Закон Республики Казахстан от 8 августа 2002 года № 345-11 «О правах ребенка в Республике Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 09.04.2016 г.) (дата обращения 16.11.2020) https://special-edu.kz/nprbase.html
6. Закон Республики Казахстан от 11 июля 2002 года № 343-11 «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.12.2015 г.) (дата обращения 16.11.2020) https://special-edu.kz/nprbase.html
7. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2020 - 2025 годы. Утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года № 988 (дата обращения 16.11.2020) https://clck.ru/SA7az
8. Саулембекова Р.М., Кабдушева А.Ж. Педагоги новой формации в инклюзивном образовании https://clck.ru/SA9pU
9. Бекенова Ж.Б. Формы работы с ребенком с особо образовательными потребностями в условиях обучения на дому (из опыта работы) https://clck.ru/SA9kN
10. Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики https://clck.ru/SABuw
Такенова Айгуль Елюбаевна, магистрант кафедры Социально -педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).
Куламбаева Камбат Казыхановна, доктор педагогических наук доцент педагогики, профессор кафедры Социально - педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).
e-mail: [email protected]
Дата поступления статьи: 25.11.2020
© А.Е.Такенова, К.К.Куламбаева