Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЫ'

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИЯ / АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суровицкая Юлия Юрьевна, Венгловский Виктор Степанович

В настоящей статье описаны значительные проблемы в общеобразовательных организациях с инклюзивным образованием. А так же выделены особенности подготовки компетентного специалиста в области физической культуры с высокой степенью сформированности инклюзивных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Суровицкая Юлия Юрьевна, Венгловский Виктор Степанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЫ»

УДК 372

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЫ

Садыкова А.К., Суровицкая Ю.Ю., Венгловский В.С.

Кокшетауский университет имени А. Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. В настоящей статье описаны значительные проблемы в общеобразовательных организациях с инклюзивным образованием. А так же выделены особенности подготовки компетентного специалиста в области физической культуры с высокой степенью сформированности инклюзивных компетенций.

Ключевые слова: инклюзия, адаптивная физическая культура, подготовка специалистов.

Распространение в Казахстане процесса инклюзии детей с особыми образовательными потребностями или ограниченными возможностями психического и/или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования. Инклюзивная практика реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования, и создания необходимых условий для достижения адаптации образования всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, их психических и физических возможностей.

В процессе нашего исследования ведется активный поиск эффективных путей, методик и технологий создания необходимых условий для обеспечения качественного образования, социализации детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, а также обеспечения участия несовершеннолетних указанных категорий в культурной и спортивной жизни общества.

В данном направлении необходимо обоснованное изучение сущности (природы) инклюзии. Это, по мнению Л.М. Беткер «позволит специалистам общеобразовательных организаций поэтапно "выращивать" инклюзивную практику, преобразовывать образовательное пространство, чтобы отвечать требованиям времени, ожиданиям» субъектов образовательного процесса [1].

Значительные проблемы в общеобразовательных организациях с инклюзивным образованием могут возникнуть при организации занятий физической культурой с обучающимися, когда в условиях урочного занятия в «одном строю» могут присутствовать следующие категории детей:

- учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к основной, подготовительной и специальной медицинской группе (СМГ);

- учащиеся с особыми образовательными потребностями (ООП): слабослышащие и глухие, слепые и слабовидящие, с нарушением речи, с проблемами физического и психического развития и др.;

- учащиеся с ООП, отнесенные по состоянию здоровья к СМГ;

- учащиеся-инвалиды.

Актуальность проблемы обоснована тем, что физическое воспитание в форме инклюзии связано со следующими трудностями: составление программно-нормативного обеспечения, изменение структуры и содержания образовательного процесса и физкультурно-образовательной среды.

В связи с такими трудностями не во всех школах система инклюзивного образования функционирует на должном уровне.

Очевидно, что с такими особенностями при осуществлении физического воспитания в общеобразовательных организациях в школах первоочередным становится кадровый вопрос, заключающийся в проблеме укомплектованности учителями, ориентирующимися в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых потребностях участников инклюзивного образования всех групп, отмеченных выше. Однако результаты практической деятельности студентов в общеобразовательных школах с инклюзией в период прохождения ими педагогических практик показывают, что при стандартной подготовке специалистов по физической (адаптивной) культуре в вузах и ссузах выпускники «не владеют необходимыми знаниями, приемами и методиками специального образовательного процесса» [1].

Большая роль принадлежит в этом вопросе негативной позиции учителей к инклюзии. Позиция учителей обосновывается тем, что:

- отсутствует должный уровень практического и методического опыта как для коррекции у учащихся отклонений, так и для вовлечения их в физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность;

- это доставляет им дополнительные трудности, обоснованные значительными интеллектуальными и временными затратами на подготовку к занятиям, при отсутствии дополнительной материальной поддержки. Важность материального стимулирования учителей, осуществляющих профессиональную деятельность в условиях инклюзии, также отмечается и в исследованиях О.В. Кучмаевой [2]. Однако вполне очевидно, что стимулирование (или «специальная поддержка») может и изменит отношение учителей к инклюзии, но точно не приведет к повышению их профессионализма.

В данном случае необходимо говорить о подготовке компетентного специалиста в области адаптивной физической культуры с высокой степенью сформированности инклюзивных компетенций. В этом отношении будет полезен материал Елисеевой И.Г. и Ерсариной А.К., посвященный проблемам формирования инклюзивной компетентности будущих специалистов в условиях их профессиональной подготовки [3].

Исходя из отмеченных требований к выпускнику можно вновь отметить очередную проблему - будущий специалист готовится к организации физического воспитания детей с ООП по адаптированным программам. Однако при осуществлении профессиональной деятельности с учащимися, не имеющими

отклонений в здоровье, студенты образовательной программы «Физическая культура и спорт» не являются компетентными в силу того, что учебным планом предусмотрена направленность собственно на реализацию ФКС.

Тщательное изучение содержания требований модели выпускников вузов и ссузов по ФК и ФКС позволяет выявить в системе подготовки будущих учителей следующий парадокс - студенты образовательной программы «Физическая культура и спорт» готовятся к проведению занятий по физической культуре в группах учащихся с ООП и СМГ, но не владеют умениями и навыками организации занятий физического воспитания с учащимися, не имеющими отклонений в здоровье. Такая же ситуация, только с обратной закономерностью, наблюдается и в подготовке студентов образовательной программы «Физическая культура и спорт» в вузе.

Перед учителями ставится непреодолимая на данный момент проблема -обеспечение высокого качества физического воспитания всех категорий учащихся в условиях их совместного обучения.

Поиск решения проблемы подготовки специалистов «необходимого профиля» привел к потребности анализа учебных планов вузов и колледжей по подготовке студентов по образовательной программе «Физическая культура и спорт».

Данный анализ дал возможность увидеть недочеты и внести соответствующие коррективы в формирование недостающих инклюзивных компетенций на основе интеграции в рамках вариативных компонентов двух специальностей недостающих компонентов (дисциплин), позволяющих формировать необходимые способности.

Таким образом, проблема подготовки будущих учителей физической культуры, обладающих инклюзивными компетенциями, остается открытой. Несмотря на «кадровый голод» в такого рода специалистах, на данный момент проблема их подготовки вниманием ученых и исследователей необоснованно обделена.

Библиографический список

1. Шеенко Е.И., Рыжкова Н.Н. К проблеме подготовки выпускников по специальности «Адаптивная физическая культура», ориентированных к осуществлению инклюзивной формы физического воспитания в школе // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 3.

2. Кучмаева О. Нормативная база инклюзивного образования [Текст] / О. Кучмаева, Г. Сабитова, О. Петрякова // Воспитательная работа в школе. - 2013. -№7. - С. 73-79.

3. Елисеева И.Г., Ерсарина А.К. Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе: метод. рекомендации/ Елисеева И.Г., Ерсарина А.К. - Алматы: ННП Ц КП , 2019. -96с.

Садыкова Айгуль Казихановна, научный руководитель, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).

Суровицкая Юлия Юрьевна, магистр педагогических наук, докторант, преподаватель кафедры социально-педагогических дисциплин Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).

Венгловский Виктор Степанович, магистрант ОП «Педагогика и психология» кафедры социально-педагогических дисциплин Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).

Дата поступления статьи: 17.11.2020

© А.К.Садыкова, Ю.Ю.Суровицкая, В.С.Венгловский

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.