Научная статья на тему 'Условия и направления развития предпринимательства в Республике Дагестан'

Условия и направления развития предпринимательства в Республике Дагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия и направления развития предпринимательства в Республике Дагестан»

• Обеспечение минимально короткого инновационного цикла процессов (время от рождения идеи до воплощения в продукт) путем совместной рабо-

ты ученых и технологов.

Гамидова М.С.

Условия и направления развития предпринимательства в Республике Дагестан.

Развитие и становление предпринимательства в полном объеме понятия началось в России с 1991г, когда стали осуществляться коренные преобразования общественной, в том числе и экономической системы. С этого времени произошли разгосударствление и приватизация государственной собственности, формирование частной собственности, либерализация экономики и переход к рынку,. начала создаваться соответствующая правовая база предпринимательской деятельности. Были учреждены и приняты Гражданский Кодекс, Законы "О приватизации государственной и муниципальной собственности", "Об акционерном обществе", "О поддержке малого предпринимательства в РФ", постановления Правительства РФ "О Фонде поддержки предпринимательства и развитии конкуренции", "О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" и другие нормативные акты.

Все это привело к быстрому развитию предпринимательской деятельности и новых предпринимательских структур в России и ее регионах. Только за последние пять с половиной лет (с 1994г) число предприятий и организаций, включенных в ЕГРПО России, увеличилось в 2,3раза и достигло 2800тысяч. Если число промышленных предприятий за дореформенные пять лет (1986-90гг) увеличилось всего на 2,3%, то за последующие пять лет (1991-95гг) возросло в 4,4раза.

Высокими темпами развивалось предпринимательство и в Республике Дагестан. По данным Госкомстата Республики Дагестан число предприятий и организаций достигло к концу 1997 г 40950 единиц. Из общего количества предприятий сосредоточено в сельском хозяйстве 19,6 тыс. (47,8%), торговле, общественном питании, МТС и сбыте - 11,6 тыс. (28%), промышленности - 2,5 тыс.(6%), строительстве - 2,3 тыс. (5,6%), на транспорте и связи - 0,7 тыс. (1,7%).

Приведенные выше показатели достигнуты, прежде всего, за счет бурного развития малого предпринимательства и фермерских хозяйств. К концу 1997 г. число малых предприятий в Дагестане достигло 22 тыс., а фермерских хозяйств 18,3 тыс. Число промышленных предприятий за годы реформы увеличилось почти в 10 раз и по данным Госкомстата Республики достигло в 1997 г. 2500. В сельском хозяйстве развивались высокими темпами фермерские хозяйства, но рост числа предприятий был незначительным.

Приведенные выше данные, бесспорно, свидетельствуют о коренных изменениях в системе хозяйствования, а также о возрождении и становлении предпринимательства как важнейшего элемента этой системы. Они дают основание оценить предпринимательство как объективную реальность сегодняшней российской экономики. Однако указанные показатели дают лишь количественную оценку развития предпринимательства, но не характеризуют его качественную сторону, то есть - насколько успешно при этом выполняется экономическая и социальная роль предпринимательства. О том, что эта роль выполняется не достаточно эффективно, говорит то, что затягивается выход из кризиса и, соответственно, стабилизация и развитие экономики.

Прежде всего необходимо отметить, что для полноценного функционирования рынка имеющегося числа предпринимателей и предпринимательских, структур явно недостаточно Экономика России еще не обрела необходимой критической массы предпринимательских структур частной собственности. Как видно из приведенных выше данных, их развитие притормозилось. Если за один 1994г число предприятий и организаций в России увеличилось на 701,4 тыс. (на 56,3%), то в 1995г - всего на 303,3 тыс. (на 15,6%), в 1996г - на 237,4 тыс. (на 10,6%). Очевидна тенденция снижения темпов развития предпринимательских структур. По предварительным данным в 1998 году произошло снижение этой численности на 5 %.

Особенно наглядно такая тенденция проявляется в отношении малого предпринимательства. По числу малых предприятий в России также наблюдается существенное отставание по сравнению с другими странами.

Увеличение численности предпринимателей и предпринимательских структур, особенно субъектов малого бизнеса, является одним из основных направлений развития предпринимательства в России, а также для Республики Дагестан.

Наряду с количественным ростом числа предпринимателей крайне важными явлениями пореформенной России являются коренные структурные изменения в направлении формирования многоукладной экономики. В результате проведенной приватизации монопольное положение государственных предприятий практически устранено во всех отраслях и сферах народного хозяйства. Однако процесс разгосударствления и приватизации в последние годы затормозился, а преобразования государственных и муниципальных предприятий проводятся несистемно, от случая к случаю. Например, по данным переоценки основных фондов доля в них государственной и муниципальной собственности существенно не уменьшается и составила на 01.01.1994г 53,0% на 01.01.1995г - 46%, на 01.01.1996 45,5%.

Между тем сложившаяся структура секторов экономики не вполне соответствует мировой практике и может затормозить развитие рыночных отношений.

Возможности для использования потенциала частного предпринимательства в Республике Дагестан еще меньше, так как здесь структурные изменения намного отстают от России в целом. Хотя государственные и муниципальные предприятия (организации) составляют лишь 13,1% от общей численности, их доля в основных фондах народного хозяйства равна 73%. Это означает, что в Республике Дагестан по существу не проведена еще "большая приватизация". После "малой приватизации" с 1993г. в Республике приватизация федеральной, республиканской и муниципальной собственности сдерживается, а число приватизированных предприятий из года в год уменьшается. Так, в 1993г. было приватизировано 392 предприятия, в 1994г. - 256, в 1995г. - 49, в 1996г.— 42, в 1997г. - 17. Доминирующее положение государственных и муниципальных предприятий в основном капитале народного хозяйства и впредь будет сдерживать развитие частного предпринимательства в ведущих отраслях народного хозяйства Дагестана.

Сказанное позволяет сделать вывод, что изменение структуры экономики в направлении расширения негосударственных секторов, дальнейшее продолжение приватизации (имея в виду ее "денежный" этап, т.е. "большую приватизацию") располагают необходимыми условиями и служат перспективными направлениями развития предпринимательства в России и особенно в Республике Дагестан.

Чрезвычайно актуальной для Дагестана является задача развертывания и активизации предпринимательской деятельности на действующих предприятиях и хозяйственных структурах с целью максимального и эффективного использования имеющегося производственного и научно-технического потенциала. Созданный до сих пор производственный потенциал устаревает физически и морально, а его неполное использование, не позволяет обеспечивать не только расширенное, но и простое воспроизводство. Вместе с тем за годы кризиса рабочая сила и кадры специалистов деквалифицируются. Все это - невосполнимые потери для экономики.

Республика Дагестан имеет значительный объем капитала в физической форме (незагруженные мощности, помещения, сбытовые каналы и т.д.), использование которого могло бы дать в сегодняшних условиях значительный импульс развитию производства и выходу из кризиса. По данным Госкомстата РД, по состоянию на 01.01.1997г восстановительная стоимость основных фондов составила 62,3 трлн. руб. (неденоминированных). Этот огромный физический капитал используется крайне неэффективно, а во многих случаях - не по назначению. Об этом наглядно свидетельствует то, что фактический объем выпускаемой продукции в 1997г в большинстве отраслей промышленности не достигал в физическом объеме 10% уровня 1990г.

В целом в промышленности имеющиеся мощности используются лишь на 18% односменной производительности. Особую тревогу должно вызывать то, что крайне недостаточно используются мощности в таких традиционных и очень важных для Дагестана отраслях, как легкая, лесная и деревообрабатывающая, машиностроение и металлообработка. По данным Госкомстата РД мощности по производству водки в Дагестане используются всего на 3%.

Сохранение и эффективное использование имеющихся производственных мощностей и всего потенциала является первоочередной задачей предпринимательской деятельности и одним из важнейших направлений развития предпринимательства.

Особое значение для Дагестана имеет развитие предпринимательской деятельности на предприятиях, которые относились к ВПК. Здесь не только значительные производственные мощности, но и высококвалифицированные рабочие и технические кадры, сохранение и использование которых может составить базу для развития машиностроения и других отраслей. Только активное внедрение на предприятиях ВПК предпринимательства и их переориентация на выпуск гражданской продукции и на рынок может сохранить этот потенциал и использовать его для подъема экономики.

Необходимо резко активизировать предпринимательскую деятельность по конверсии, уточнить программу реструктуризации каждого предприятия ВПК с учетом перспектив государственного заказа на оборонную продукцию и спроса на гражданскую, определить источники финансовых и материально-технических ресурсов, необходимых для реализации намечаемых мероприятий.

Наряду с реконструкцией и расширением действующих предприятий, конверсией предприятий ВПК принципиальное значение для экономики Дагестана имеет создание новых современных предприятий, ориентированных на рациональное использование местных природных ресурсов, сырья и рабочей силы.

В Дагестане имеются в промышленных масштабах многие виды минерального сырья. Однако даже выявленные запасы полезных ископаемых в Республике используются крайне неэффективно или вообще не используются. Именно здесь имеются пока неограниченные возможности для развития предпринимательства, создания новых предпринимательских структур с привлечением отечественных и зарубежных инвесторов.

Республиканские и местные органы власти должны всевозможными организационно-экономическими методами и правовыми нормами стимулировать создание и развитие предприятий соответствующего профиля, исходя из региональных программ социально-экономического развития, принятой стратегии, социальной, экономической, научно-технической и экологической - политики.

Особое внимание местным и республиканским органам власти следует уделять развитию предпринимательской деятельности и поощрению создания предприятий в депрессивных районах. Это единственно реальный путь к устранению неравномерности экономического и социального развития регионов внутри Республики, и отсюда - к единению народов Дагестана.

Одним из важнейших направлений развития предпринимательства в Дагестане является создание рыночной инфраструктуры. Формирование эффективного сектора рыночной инфраструктуры представляет собой важное условие развития предпринимательской деятельности во всех других секторах и отраслях экономики. Этот сектор включает инфраструктуру товарного рынка (оптовой и розничной торговли, товарно-сырьевые биржи, оптово-розничные рынки и агробиржи, выставки и выставки-продажи и др.), рынка рабочей силы (биржи труда, службы занятости, информационные центры и центры по подготовке и переподготовке работников и т.д.), фондового и финансового рынков (фондовые биржи, банки, страховые организации, инвестиционные фонды и др.), инновационную инфраструктуру (инжиниринговые фирмы, венчурные фирмы и фонды, инкубаторы, технопарки, технополисы), управленческую и информационную инфраструктуру (консультативные фирмы, школы бизнеса, банки данных, институты и центры по проблемам управления и т.д.). От развитости и дееспособности этих структур во многом зависит организованность и результативность предпринимательской деятельности в производственной сфере, и эффективность экономики в целом.

Отдельно следовало бы остановиться на проблеме развития компонентов рыночной инфраструктуры, обеспечивающих внешнеэкономические связи республики - кооперационные, торгово-экономические, научно-технические и т.д. связи с другими субъектами Российской Федерации и зарубежными странами. Необходимо энергично и максимально использовать возможности для широкого всестороннего развития внешнеэкономических связей республики и формирование необходимых для этого предпринимательских структур.

В связи с происшедшими в последние годы политическими процессами в России коренным образом изменилось геополитическое положение Республики. Дагестан по своему геополитическому положению может стать не только транспортным, но и экономическим мостом между Югом и Севером; между

Закавказьем и Россией, между субъектами Российской Федерации; между закавказскими, ближневосточными, арабскими странами, с одной стороны, и Россией, прибалтийскими, скандинавскими, восточно-европейскими странами, с другой.

Дагестан мог бы стать одним из международных центров торговли и современного бизнеса, масштабных мировых экономических связей. Но для этого нужны добрая воля и энергичные предприимчивые усилия по созданию соответствующей инфраструктуры. Можно было бы начать, например, с создания международных посреднических, торговых, консультационных, инновационных и других центров, совместных производственно-финансовых групп с участием субъектов и капитала из различных стран.

Развитие предпринимательства в вышеуказанных направлениях должно происходить с созданием для этого необходимых условий, то есть его надо осуществлять планомерно с учетом объективного положения экономики и перспектив вывода ее из кризиса. Для того, чтобы развитие предпринимательства шло в нужном направлении, необходимо также эффективное государственное регулирование этого процесса на федеральном и особенно на региональном уровне. В основу планового регулирования развития предпринимательства должна быть положена, прежде всего комплексная программа социально-экономического развития региона.

Чтобы программа была жизнеспособной, в ней должен быть предусмотрен соответствующий механизм ее реализации. Центральное место в этом механизме необходимо отводить развитию предпринимательства. Такая программа должна представлять собой организующее начало, выступать важнейшим инструментом планомерного развития предпринимательства. Поскольку центром организаторской работы по развитию предпринимательской деятельности является регион, то решающее значение имеет разработка и принятие региональных программ социально-экономического развития, которые могут составить основу для развёртывания предпринимательства в каждом регионе.

Гамидова Н.Э., Мусаева Р.М.

Совершенствование организационно-экономического механизма управления предприятиями пищевой промышленности

В современной экономике вопрос о собственности неотрывен от вопроса об эффективности управления. Об этом свидетельствуют не только теоретические постулаты, сформулированные в рамках новомодных экономических учений, но и новейший опыт мирового хозяйства, в соответствии с которым решение ключевых экономических проблем -от конкретно страновых до глобальных -зависит от преобразований не столько в сфере собственности, а сколько от выбора эффективных способов управления как на микро- так и на макроэкономическом уровне.

Под влиянием стагнации хозяйственной жизни, положение в которой мало-помалу ухудшается, все очевиднее становится потребность не просто в восстановлении управляемости экономикой, а в крупномасштабной реформе, способной поднять на качественно новый уровень всю систему народнохозяйственного управления, обеспечить высокую эффективность управленческих решений, на каждой ступени их принятия.

Сегодня нужен следующий, конкретный шаг в исследованиях рассматриваемого вопроса .Целесообразно осуществить апробирование ряда имеющихся предложений на конкретных системах. Это позволит проверить и уточнить многие вопросы общего плана и поставить новые, ранее неучтенные проблемы управления. Необходим специальный инструмент, метод построения таких систем и их составных элементов: организационной структуры управления, функций отдельных составляющих органов, способов их взаимодействия, - и других, наиболее полно удовлетворяющих задаваемым целям.

Тихомиров Ю.А. представляет управление как процесс. При этом процесс управления определяется как упорядочение системы, а в любой самоуправляемой системе есть «механизмы»,осуществляющие упорядочивающее воздействие системы с внешними условиями.

В промышленном предприятии управление производством состоит в управлении движением материальных потоков и проведении над ними определенных технологических операций по изготовлению продукции. Выполнение такой работы требует также ряда вспомогательных операций и действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.