Научная статья на тему 'Роль малого предпринимательства в экономике республики Дагестан'

Роль малого предпринимательства в экономике республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
203
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль малого предпринимательства в экономике республики Дагестан»

одной из важнейших характеристик стабильности хозяйственной деятельности. Потеря ликвидности чревата не только дополнительными издержками, но и периодическими остановками производственного процесса.

Если денежные средства, дебиторская задолженность и производственно-материальные запасы поддерживаются на относительно низких уровнях, то вероятность неплатежеспособности или нехватки средств для осуществления рентабельной деятельности велика. Тем не менее, можно сформулировать простейший вариант управления оборотными средствами, сводящий к минимуму риск потери ликвидности: чем больше превышение текущих активов над текущими обязательствами, тем меньше степень риска.

При низком уровне обеспеченности оборотными средствами производственная деятельность не поддерживается должным образом, отсюда — возможная потеря ликвидности, периодические сбои в работе и низкая прибыль. При некотором оптимальном уровне обеспеченности оборотными средствами прибыль становится максимальной. Дальнейшее повышение величины оборотных средств приведет к тому, что строительное предприятие будет иметь в распоряжении временно свободные, бездействующие текущие активы, а также излишние издержки финансирования, что повлечет снижение прибыли.

Таким образом, политика управления оборотными средствами должна обеспечить поиск компромисса между риском потери ликвидности и эффективностью работы строительного предприятия. Это сводится к решению двух важных задач: обеспечение платежеспособности и обеспечение приемлемого объема, структуры и рентабельности оборотных средств. Условие обеспечения платежеспособности отсутствует, если строительное предприятие не в состоянии оплачивать счета, выполнять обязательства.

Обеспечение приемлемого объема, структуры и рентабельности оборотных средств зависит от воздействия различных уровней элементов оборотных средств на прибыль. Например, высокий уровень материально- производственных запасов потребует соответственно значительных текущих расходов, в то время как широкий ассортимент готовой продукции в дальнейшем может способствовать повышению объемов реализации и увеличению доходов. Каждое управленческое решение, связанное с определением уровня денежных средств, дебиторской задолженности и производственных запасов, должно быть рассмотрено как с позиции рентабельности данного вида активов, так и с позиции оптимальной структуры оборотных средств.

Гамидова М.С.

Роль малого предпринимательства в экономике Республики Дагестан

Мы живём в эпоху, когда Россия и наш Дагестан переживает период глубокого преобразования общественной системы, формирования и становление многоукладной рыночной экономики. Коренная ломка прежней экономической системы и переход к новым рыночным отношениям сопровождаются глубоким экономическим кри-

зисом и деградацией социальной сферы. Преодоление кризиса, стабилизация и дальнейшее развитие экономики и социальной сферы, как завершение начатого преобразования в обществе, проблемы, имеющие судьбоносное значение для России и её регионов. Определяющая роль в решении этих проблем принадлежит предпринимательству. Именно поэтому формирование и развитие в России и её регионах достаточного слоя предпринимателей - не только условия развития рынка, но и важнейшие факторы решения определённых экономических и социальных проблем.

Во всём мире в общей структуре хозяйствующих субъектов выделили малое предпринимательство и малые предприятия.

Под малым предприятием понимается самостоятельное юридическое предприятие с небольшим числом работающих, имеющую высокую финансово-хозяйственную независимость, упрощенную организационную структуру и способность к быстрой перестройке своих хозяйственных подразделений. Отличительная способность, сущность малого предпринимательства состоит в достижении эффекта особого рода, в получении такого результата и таким способом, которых нельзя достичь на основе других форм организации производства или обмена. Именно в силу внутренних преимуществ малое предпринимательство утверждается не столько как количественный, сколько как качественно определённый вид предпринимательской деятельности. Малые формы предпринимательства в нынешних Российских условиях имеют существенные преимущества по сравнению с крупными предприятиями. Малое предпринимательство позволяет эффективно использовать имеющиеся в данном регионе и привлекать со стороны капиталы, материально-технические ресурсы и рабочую силу для развития производства, оперативно осуществлять структурные преобразования производства с учётом коньюктуры рынка своевременно и в кротчайшие сроки осваивать и внедрять в производство новейшие достижения науки и техники.

В начале 90х годов были созданы правовые, экономические и социальные условия для развития малого предпринимательства в России. С 1991 года началось бурное развитие малого бизнеса, с 1991г-по 1996г. число малого предпринимательства увеличилось в России в целом в 6,5 раза, в Северо-Кавказком регионе-4,2 раза, в Республике Дагестан-5,4 раза. Такой предпринимательский бунт был обусловлен как приватизацией государственной и муниципальной собственности, так и созданием новых частных структур малого бизнеса, однако с 1995 года в России практически не растёт общее число малого предпринимательства, такая же тенденция наблюдается в Северо-Кавказком регионе и в РД.

Эксперты Минэкономики РФ оптимальным для нынешних Российских условий считают доведения числа малых предприятий до 20-25 единиц на 1т. жителей. В настоящее время этот показатель равен 6 по России и 5 по Дагестану. Опыт г. Москвы и Московской области показывает, что такой уровень реально малым бизнесом достигнут уже сегодня, если малому предпринимательству будет оказано должное внимание и действительная поддержка, это сразу принесёт ощутимый эффект.

Например, в городе Москве 32% занятых трудящихся на малых предприятиях, а налоговые сборы с этих предприятий состоят до 50% поступивших в доходы госбюджета малого бизнеса в силу своей специфики имеет ярко выраженную региональную ориентацию. Малое предпринимательство строили свою деятельность, исходя из потребностей местного рынка, объёма и структуры локального спроса.

Застойное состояние, а в последние годы и отрицательная динамика структур малого предпринимательства обусловлены рядом объективных и субъективных факторов.

Наряду с несовершенством правового регулирования и недостатками налогообложения, особенно негативно влияет на деятельность малого предпринимательства:

1. Сложность и высокая стоимость регистрации предпринимательских структур.

2. Несовершенство системы лицензирования предпринимательской деятельности.

3. Большое количество контрольных органов и дублирование их функций.

4. Действия многочисленных структур местных органов власти, тормозящие развитие предпринимательства.

Малое предпринимательство сталкивается с препятствиями, которые гасят его внутренние импульсы к росту. К таким основным препятствиям можно отнести:

несовершенство законодательной базы предпринимательской деятельности;

жесткий налоговый прессинг и усложненность систем налогообложения; затруднения со сбытом продукции; недостаточность собственных оборотных средств;

трудности с получением банковских кредитов, ограниченные возможности лизинговых услуг;

давление криминальных структур; нехватка квалифицированных кадров менеджеров, бухгалтеров, консультантов;

сложности с получением информации, помещений и крайне высокой арендной платой.

Одним из основных условий преодоления негативных для малого бизнеса тенденций должна стать активная и взвешенная государственная политика в отношении малого предпринимательства, учитывающая отраслевые и региональные особенности развития этого сектора экономики, сопровождаемая реализацией эффективных мер государственной поддержки малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровне.

По данным Управления Министерства по налогам и сборам РФ по РД на 1 января 2002 в республике зарегистрировано около 9,0тыс. малых предприятий и 38,6 тыс. индивидуальных предприятий.

За 2001 г. общая сумма налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства составили 161,9 млн. руб. (11,8% от всех налогов, поступивших в бюджеты всех уровней).

В сельской местности на конец 2001г. действовало около 32,0 тыс. колхозных (фермерских) хозяйств. По сравнению с 2000г. их число увеличилось на 25%. Кроме того, около 400 тыс. семейных подворных хозяйств также поставляют свою продукцию на рынок. В целом по республике малом секторе экономики занято примерно 121тыс. человек, что составляет 16,3% от общей численности занятого населения.

Следует отметить, что в республике существует дифференциация в территориальном размещении малых предприятий. Основное количество малых предприятий (58% от общего числа) сосредоточено в городах, в том числе 20% - в г. Махачкале. Значительное количество малых предприятий действуют в гг. Дербенте (12,3%) , Буйнакске (10%), Хасавюрте (3,5%),Каспийске (5,2%) и Кизилюрте (5%).

Государственную политику в сфере поддержки малого предпринимательства в РД осуществляет Комитет Правительства РД по поддержке и развитию малого предпринимательства и потребительского рынка, созданный постановлением Правительства РД от 4 февраля 2002 г. N026.

Комитетом разработана, и утверждена постановлением Правительства РД от 26 апреля 2002г.№ 75 Комплексная программа по поддержке и развитию малого предпринимательства РД на 2002-2003 годы.

В настоящее время функции по поддержке малого предпринимательства осуществляется органами государственной власти РД (Комитет Правительства Республики Дагестан по поддержке и развитию малого предпринимательства и потребительского рынка) и государственными фондами поддержки малого предпринимательства на федеральном республиканском и муниципальном уровнях.

Реализацию функций по поддержке и развитию малого предпринимательства в республике обеспечивают следующие структуры: торгово-промышленная палата РД,

ассоциация фермерских хозяйств и сельхозкооперативов Дагестана (АФ-

КОД),

Дагестанское представительство Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере,

Ассоциация народно-художественных промыслов РД, Республиканский фонд поддержки и развития м.п., Муниципальный фонд поддержки м.п., Информационно-аналитический центр «Развитие», Лизинговые компании ГП «Занятость» и межрегиональная лизинговая компания «Юг России»,

Бизнес-инкубатор при Министерстве по делам молодёжи и туризму.

Исходя из особенностей республики, приоритетными направлениями развития малого предпринимательства являются:

производство и переработка сельскохозяйственной продукции; сфера услуг;

коммунальное хозяйство;

В тоже время, осуществляет ряд проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства в республике, таких как:

неустойчивость и несовершенство законодательной базы; несовершенство системы налогообложения; административные барьеры;

недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств. В республике слабо развиты такие прогрессивные финансовые технологии, способствующие повышению инвестиционной активности и привлечению средств инвесторов, как гарантийные механизмы кредитно-инвестиционной поддержки малых предприятий, микрокредитование, компенсация разницы процентных ставок по кредитам, получаемым субъектами малого предпринимательства. В связи с чем, в республиканской программе по поддержке малого производства, в числе основных мероприятий предусмотрены следующие меры:

создание гарантийного фонда республики для обеспечения кредитования субъектов малого предпринимательства;

развитие механизмов и структур микрокредитования и страхования малого предпринимательства;

привлечения субъектов малого предпринимательства к выполнению размещаемых на конкурсной основе заказов на производство товаров (работ, услуг) для государственных нужд;

финансирование проектов субъектов малого предпринимательства в сфере производства товаров и услуг в приоритетных направлениях по возвратной основе;

принятие мер по преодолению административных барьеров, упорядочению проведения контролирующими органами проверок деятельности субъектов малого предпринимательства.

Реализация, предусмотренных мероприятий, позволит существенно повысить роль малого предпринимательства в экономическом развитии республики и расширить базу для сбора налогов в республиканский бюджет

Подводя итоги современного состояния малого предпринимательства в целом может констатировать, что достигнутый к настоящему времени уровень развития малого предпринимательства в республике не достаточен.

В настоящее время ни по одному из важнейших компонентов, ни по доле производства в валовом региональном продукте, ни по росту налоговых поступлений, ни в решении проблем занятости - малого бизнеса не стал пока весомым фактором нашей экономики. Малые формы предпринимательства в наших российских условиях имеют существенные преимущества по сравнению с крупными предприятиями, малое предпринимательство позволит эффективно использовать имеющиеся в данном регионе и привлекать со стороны капиталы, материально-технические ресурсы и рабочую силу для развития производства, оперативно осуществлять структурные преобразования производства с учётом конъюнктуры рынка, своевременно и в крат-

чайшие сроки, осваивать и внедряясь в производство новейшее достижения науки и техники.

Особую манёвренность и жизнеспособность малого предпринимательства обеспечивают их небольшой размер, простота процесса создания, перепрофилирования и ликвидации, ориентация предпринимателя на собственные ресурсы и связанная с этим высокая экономическая ответственность перед партнёрами, а также кредитоспособность, самостоятельность и оперативность в принятии управленческих решений.

Развитие малого предпринимательства должно быть ориентировано на решение конкретных экономических и социальных задач. К основным экономическим задачам следует отнести:

преодоление кризиса, стабилизация и дальнейшее развитие производства;

содействие стабилизации и развития производства на крупных и средних предприятиях;

ускорение научно-технического прогресса и инновационного прогресса;

развитие свободной конкуренции и демонополизации на региональном

рынке;

первоначальное накопление капитала и вовлечение в хозяйственный оборот имеющихся в обществе материально-технических, природных, денежных, трудовых и других ресурсов;

формирование прослойки активных предпринимателей - хозяйственников и управленческих кадров;

расширение доходной базы и возрастание налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

К основным социально-экономическим задачам, решаемым при помощи м.п., можно отнести:

удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах первой необходимости;

создание новых рабочих мест в производственной, непроизводственной, инновационной и других сферах экономики и обеспечения занятости населения;

обеспечение стабильных доходов и повышение жизненного уровня населения;

ослабление социальной напряжённости и межнациональных противоречий.

Многочисленные и масштабные экономические и социальные задачи, стоящие перед малым производством, могут быть успешно решены при условии широкого развития малых форм хозяйствования во всех рассмотренных выше направлениях. В этом должны быть заинтересованы как все слои общества, так и государственные и муниципальные органы власти. Отсюда и вытекает актуальность всесторонней поддержки малого предпринимательства. Важную роль в организационной, а также экономической поддержке предпринимательства, особенно малого бизнеса, играет создание в республике соответствующей инфраструктуры, элементами которой являются бизнес школы, бизнес инкубаторы, консалтинговые фирмы, инвестиционные

фонды и центры поддержки бизнеса, а также государственные центры занятости, департаменты по подготовке малого бизнеса, фонды подготовки малого предпринимательства и т. д. Наряду с этим к инфраструктуре предпринимательства следует отнести обслуживающие предпринимателей банки, лизинговые и страховые компании, общественные и другие организации. Эти элементы инфраструктуры представляют собой надёжные каналы государственного регулирования предпринимательства и его поддержки в самых различных формах в зависимости от задач и условий каждого региона.

Предпринимательская деятельность - сложный, ответственный и тяжёлый труд, направленный, в конечном счёте, на благо общества, хотя мотивировано оно частным интересом. Поэтому предпринимательство далеко не частное дело отдельных граждан, оно должно получить признание и поддержку государства, местных органов власти, общества в целом.

Его развитие представляет собой то самое звено, ухватившись за которое можно вытащить всю цепь взаимосвязанных проблем социально-экономического развития и единения Дагестана.

Гусейнова А.И.

Роль производственно-ресурсного потенциала в развитии эффективного предпринимательства

При обосновании тактических и стратегических направлений совершенствования хозяйственной деятельности региона важной исходной базой является состояние производственно- ресурсного потенциала. Роль производственно- ресурсного потенциала существенно повышается в условиях рынка и прежде всего в связи с необходимостью быстрого решения задач экономического и социального развития в регионе.

До сих пор в экономической литературе ни в России, ни в регионе не установлен единый подход к оценке состава и структуры производственно - ресурсного потенциала. Разная трактовка состава производственно - ресурсного потенциала объясняется, с одной стороны, тем, что эта категория начала разрабатываться сравнительно недавно 10 - 15 лет назад, с другой стороны, тем что производственно -ресурсный потенциал как объект управления относится к числу трудноописываемых с точки зрения количественной и качественной характеристик. Это объясняется следующими причинами: во-первых, на сегодня нет четкого инструмента для измерения конечных результатов его функционирования; во-вторых, процесс его развития характеризуется высокой степенью динамичности.

Однако необходимость активного использования категории производственно-ресурсный потенциал в исследовательской и производственной деятельности требует ускоренного решения указанных проблем. Представляется, что они имеют принципиальное методическое значение для управления наращиванием и использованием производственно- ресурсного потенциала. В связи с этим актуальным яв-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.