Научная статья на тему 'Предпосылки и перспективы развития лизингового рынка'

Предпосылки и перспективы развития лизингового рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпосылки и перспективы развития лизингового рынка»

Из этой таблицы видно, что большинство кустарей работало в шерстеобрабатывающих промыслах. И почти вся продукция попадала на рынок, как на местный, так и российский.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что ремесло и торговля играли большую роль в экономике горцев Дагестана. Если стоимость всего поголовья скота по рыночным ценам в 1913 г. составляла 13 млн.руб., то годовая продукция кустарей стоила более 6 млн.руб. Из этого можно сделать вывод, что кустарная промышленность Дагестана была высоко развита и в значительной степени являлась товаропроизводителем и составляла одну из важных доходных статей в семейном бюджете горцев.

На базе обмена сложились региональные рынки (базары). Наиболее известными из них являлись (и являются) базары в Кумухе, Цудахаре, Хунзахе, Унцукуле, Тарки, Чохе, Кубачи и др.

Юзбеков З.К.

Предпосылки и перспективы развития лизингового рынка17

В предыдущих статьях по экономике Дагестана мы делали акцент на различных формах ускорения рыночных отношений. Существует много программ достижения хозяйственно-социального благополучия большинства населенных пунктов, безработное население которых бедствует на фоне огромного экономического потенциала республики. Наиболее реальными и апробированными в целом ряде регионов России являются лизинговые программы.

Впервые лизинг появился в России в советское время. Тогда он использовался, главным образом, для приобретения судов и самолетов. Однако, в советское время, лизинговые сделки были редкостью. В начале 90-х годов в России начали появляться первые лизинговые компании, большинство из которых были учреждены коммерческими банками.

В России прообраз специализированных лизинговых фирм возник в 1988 г. - это были совместные предприятия «Арендмаш», «Совфинтранс» и ряд других. С началом рыночных отношении в связи с появлением спроса на новый вид финансовых услуг ведущими банками России были сформированы лизинговые компании: Мосбизнесбанком - «Лизингбизнес», Межрегиональным банком — Меликон», Промстройбанком (Санкт-Петербург) - «Балтлиз» и др. Для поддержки отраслевой промышленности были образованны отраслевые лизинговые компании: Аэролизинг, Лизингуголь, Ростстанкоинструмент, Росагроснаб, которые в большей мере финансировались за счет бюджетных денег.

По данным Государственной регистрационной палаты в 1990 г. в России было

17 Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского Гуманитарного научного фонда (РГНФ). Проект 04-02-000-81 а.

зарегистрировано 2 лизинговые компании, в 1993 г. — 10, к сентябрю 2000 г. -1416, включая 116 нерезидентов.

К середине 90-х годов Правительство, оценив потенциал лизинга и его преимущества для экономического развития страны, приняло ряд постановлений, направленных на его поддержку. В результате этого на рынке появились новые компании, учрежденные финансово-промышленными группами для модернизации собственных производственных мощностей. К 1994 г. группа из 15 лизинговых компаний учредила Российскую ассоциацию лизинговых компаний «Рослизинг», как некоммерческое объединение лизинговых компаний, банков и иных предприятий, занимающихся лизингом. Сегодня число членов «Рослизинга» превышает 80 компаний, хотя это цифра включает также страховые компании, банки и другие организации18.

Целью Российской ассоциации лизинговых компаний является координация деятельности региональных организаций, входящих в ее состав, а также представление и защита общих имущественных интересов и прав ее членов.

Основные задачи Ассоциации:

-целенаправленное формирование системы государственной и общественной поддержки лизинга;

-участие в подготовке и принятии законодательных, правовых и нормативных документов, влияющих на реализацию стратегических направлений лизинга;

-создание условий, позволяющих членам Ассоциации объединять свои ресурсы и усилия для выполнения собственных и совместных программ и проектов как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Членами Ассоциации стали ведущие лизинговые компании и банки, расположенные в Москве, Приморье, Сибири, на Урале, в Поволжье. В нее могут войти все желающие субъекты хозяйствования, осуществляющие или содействующие лизингу.

Ассоциация обеспечивает своим членам предоставление:

законодательной и нормативно-правовой документации, связанной с лизинговой деятельностью, как в России, так и за рубежом; информации по рынку лизинговых услуг; информации по вторичному рынку лизингового оборудования; сведений по субъектам лизинговой деятельности; необходимых статистических данных.

В России на процесс формирования инфраструктуры Лизинговой отрасли влияет множество факторов общеэкономического и юридического характера, в частности объем предстоящих лизинговых операций, товарная и географическая структура рынка, налоговый режим в регионе. В связи с этим можно выделить следующие этапы в развитии российской лизинговой инфраструктуры:

1) организационный - образование фирм, которые могли бы заниматься

18 Ассоциации лизинговых компаний «Рослизинг». - http://www.rosleasing.ru

лизинговыми операциями,

2) функциональный - непосредственное осуществление функций Лизинговыми компаниями,

3) координационный - создание специального органа для координации лизинговых функций в масштабах всей лизинговой системы страны («Рослизинг»),

Первыми нормативно-правовыми документами, определяющими и регулирующими лизинг, были Указ Президента № 1929 (сентябрь 1994) и постановление Правительства РФ № 633 (июнь 1995). Оба документа давали понятие лизинговой деятельности и регламентировали форму лизинговых сделок и контрактов, включая общие принципы лизинга, права и обязательства сторон.

Два постановления, принятые Правительством РФ, сыграли важную роль в дальнейшем развитии лизинга. Первое постановление № 1133 (ноябрь 1995 г.) позволило лизингополучателям включать лизинговые платежи в состав затрат относимых на себестоимость. Второе постановление № 752 (июнь 1996 г.) предусматривало, что стороны договора могут применять механизм ускоренной амортизации к активам, являющимся объектом лизинга, при отражении таковых в своей финансовой отчетности. Однако эти постановления не решали всех проблем, стоявших перед лизинговым сектором в то время, и никто не мог гарантировать, что последующие нормативно-правовые акты не будут им противоречить или не отменят их. Этот период был отмечен становлением лизинга как отрасли в России. Росло не только число региональных компаний, но и объемы сделок19.

В начале сентября 1996 г. Комиссией при Министерстве экономики Российской Федерации были выданы первые 17 лицензий на право осуществления лизинговой деятельности. С февраля 1997 г. лицензии стали выдавать не только компаниям-резидентам, но и нерезидентам. До августовского кризиса 1998 г. лицензирование прошли 776 лицензиатов, в том числе 710 резидентов и 66 нерезидентов из различных, в большинстве своем из экономически развитых, стран мира.

Упадок российской финансовой отрасли, последовавший за кризисом в августе 1998 г., оказал глубокое влияние на развитие лизинга в России. Прежде всего, он привел к резкому сокращению долгосрочного банковского кредитования. Результатом этого стало значительное сокращение числа действующих лизинговых компаний. Кроме того, по нашим оценкам, объем лизинговых сделок упал приблизительно с 1,4 млрд. долларов США до чуть более 400 млн. долларов США.

Несмотря на стагнацию рынка, лизинговые компании с опытным и профессиональным руководством, которые не зависели от банков, разоренных кризисом, смогли увеличить свой бизнес в последующие годы после кризиса 1998 года.

Оценивая статистику существовавшего ранее лицензирования лизинговой

19 «Федеральный закон № 10 от 29 января 2002г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О лизинге»// «Лизинг-ревю», - М: Издательский дом «Деловая пресса», 2001, № 8-9.

деятельности20, можно сделать вывод, что кризис замедлил, но не остановил приток на рынок новых лизингодателей. К началу 1999 г. лицензии получили 823 компании. Из них — 753 резидента и 70 нерезидентов. В 2000 г. лицензии на право осуществления лизинговой деятельности имели 1658 компаний резидентов и нерезидентов. Вместе с тем следует отметить, что только 20—25% из всех компаний, получивших лицензию, занимались лизинговой деятельностью и при этом заключили один и более договоров лизинга. В августе 2001 г. число лицензиатов достигло 2083 резидентов и 141 нерезидента. Всего за пять лет лицензии получили 2224 компании.

Однако, несмотря на бурный рост числа лизинговых компаний, большинство из них не смогли достигнуть необходимого уровня. Более успешно работают лишь те, которые имеют доступ к использованию в той или иной форме бюджетных и других финансовых средств или статус уполномоченных органов исполнительной власти федерального или местного уровней.

На основании проведенных исследований компанией «Гарантинвест» было определено, что в 1999 г. стоимость заключенных договоров лизинга достигла 1300 млн. долл., а в 2001 г. — 1960 млн. долл., т.е. за два года российский лизинговый бизнес вырос в 1,5 раза.

Анализ ситуации на рынке лизинговых услуг в России свидетельствует о постоянно складывающейся в течение уже нескольких лет динамичности его развития. Темпы роста лизинговых операций в 2001 и в 2002 гг. существенно увеличивались и опережали рост валового внутреннего продукта (ВВП) и промышленного производства. Это было обусловлено прежде всего развитием экономики страны, потребностью в увеличении инвестиций в основные фонды и возможностью получения льгот при лизинге, ослаблением общей налоговой нагрузки, улучшением условий кредитования лизинговых компаний, благоприятными изменениями в законодательстве, регулирующими лизинговую деятельность в России.

ВВП России, по данным Госкомстата, увеличился в течение 2001 г. на 5,0%, объем промышленного производства — на 5,7%; инвестиции в основной капитал возросли на 8,7%, а иностранные инвестиции — на 30,1% (в руб.). В то же время в 2001 г. объем нового лизингового бизнеса (стоимость заключенных в течение года договоров), по данным специалистов, вырос на 38,5% (в долл.) по сравнению с предыдущим годом и достиг 1960 млн. долл. Из этой суммы 1895 млн. долл. приходится на лизинг машин, оборудования и транспортных средств и 65 млн. долл. — это стоимость договоров лизинга производственных зданий и сооружений.

В 2002-2003 гг. рынок лизинга в России продолжал развиваться очень быстрыми темпами. Прирост объема средств, профинансированных по договорам лизинга

20 На основании Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» после 10 февраля 2002 г. обязательное лицензирование лизинговой деятельности в Российской Федерации прекращено.

российскими лизинговыми компаниями, за 9 месяцев 2003 года по отношению к аналогичному периоду 2002 г. составил 49%. В 2002 г. по отношению к 2001 г. этот показатель составил 73%.

Существенные для России объемы нового лизингового бизнеса приходились на договоры, заключенные с российскими лизингополучателями компаниями -нерезидентами из Австрии, Германии, Италии, Нидерландов, США, Швеции, Финляндии, Франции и других стран, а также договоры тех лизинговых компаний, которые были созданы в России в качестве резидентов со 100%-м западным капиталом.

В ведущих странах удельный вес лизинга в общем объеме инвестиций в оборудование является важным и определяет макроэкономические показатели. Например, в США на протяжении пяти лет он составляет 29,5—31,8%, в Великобритании в отдельные годы достигал 36%. В нашей стране он значительно меньше. По статистическим результатам инвестиционной деятельности по стране в целом рассчитанной компанией "Гарантинвест" показатель удельного веса лизинга в основные производственные фонды составил 5,2%.

Рассчитанная структура передаваемых предприятиям в лизинг активов (оборудование, транспортные средства) и удельный вес каждого из этих видов оборудования в процентах к общему итогу (по тем договорам лизинга, которые были заключены в 2002 году), представлена в таблице № 1.

Наиболее примечательными изменениями, которые существенно повлияли на корректировку в структуре оборудования, передаваемого в лизинг в 2002 г. по сравнению с предыдущим годом, стали: более чем двукратный рост стоимости договоров лизинга машиностроительного оборудования, сельскохозяйственной техники и почти полуторакратный рост объемов договоров со средствами связи и телекоммуникаций; увеличение числа компаний работающих в секторе рынка легковых автомобилей и в секторе автомобилей для перевозки грузов в каждом из этих секторов договоры заключали по 60,0% российских лизингодателей, договоры лизинга компьютеров и оргтехники заключали половина лизинговых компаний, а строительной техники - более 40% лизингодателей. В свою очередь, происходит рост числа предприятий и организаций - пользователей лизинговых услуг, т.е. тех, кто приобретает оборудование на условиях финансового лизинга. Так, обследование, которое проводил Госкомстат России, свидетельствует о том, что в 2001 г. таких предприятий в России было 9%, а в 2002 году -11%.

Таблица № 1.

Структура лизинговых активов_

№ Виды имущества Уд. вес стоимости

договоров лизинга, в

1. Информационные системы, всего 18,90

1.1. Средства связи и телекоммуникации 15,77

1.2. компьютеры 3,13

2. Автотранспортные средства, всего 16,32

2.1. Для перевозки грузов 8,37

2.2. Для перевозки пассажиров 7,53

2.2.1. Легковые автомобили 6,04

2.2.2. Автобусы 1,49

2.3. Авторемонтное и автосервисное 0,42

3. Сельскохозяйственное оборудование 12,51

4. Нефтяное, газовое и геологическое 10,27

5. Строительное и дорожное оборудование, 6,38

5.1. Строительная техника 4,62

5.2. Дорожная и строительно-дорожная техника 1,76

6. Машиностроительное оборудование 6,06

7. Пищевое оборудование 4,99

8. Железнодорожная техника и подвижной 3,28

9. Бумагоделательное оборудование 3,23

10. Полиграфическое оборудование 2,77

11. Металлургическое оборудование 1,31

12. Лесозаготовительное оборудование 1,22

13. Энергетическое оборудование 1,16

14. Горная техника 1,01

15. Химическое оборудование 0,91

16. Торговое оборудование 0,88

17. Деревообрабатывающее оборудование 0,87

18. Суда и судоремонтное оборудование 0,76

19. Медицинское оборудование 0,51

20. Авиатранспорт, авиаоборудование 0,50

21. Холодильное оборудование 0,39

22. Здания и сооружения 0,23

23. Другое имущество 5,54

Источник: «Рынок лизинговых услуг России - 2002» // «Лизинг-ревю», 2003 г. № 3

На развитие лизинга в Российской Федерации оказывают существенное влияние взаимоотношения лизингодателей с поставщиками. Коммерческое кредитование (то есть то, что иногда ошибочно называют товарным кредитованием) в общем объеме финансирования составило 8,1%. Многим российским лизинговым компаниям удавалось получить рассрочки по оплате оборудования на период от 3-х до 36-ти месяцев, т.е. на сроки, сопоставимые со значительной частью продолжительности лизинговых договоров или даже полностью им соответствующие. Так, более чем каждая пятая лизинговая компания имела возможность в 2002 году получать коммерческие кредиты поставщиков. Причем стоимость их была значительно

дешевле банковского кредитования. Наименьшие по стоимости ставки коммерческого кредитования получают лизинговые компании, работающие со средствами связи и телекоммуникаций, строительной техникой, автотранспортными средствами для перевозки грузов. У некоторых российских лизингодателей коммерческие кредиты стали наиболее крупным направлением финансирования лизинговых операций (от 30 до 60%).

Одной из особенностей развития рынка лизинговых услуг России явилось постепенное уменьшение величины аванса, который, согласно договору, вносит лизингополучатель. Аванс является одной из форм обеспечения сделки, и в то же время его можно рассматривать как источник финансирования лизинговой операции. Проведенный нами анализ показал, что удельный вес авансовых платежей в общем объеме финансирования составил 11,9%. Имеются примеры того, что лизинговые компании пошли по пути существенного сокращения величины аванса, а в отдельных случаях вообще не берут авансового платежа.

Среди основных тенденций развития лизингового бизнеса, можно выделить, прежде всего, расширение доступа лизинговых компаний к источникам финансирования, в том числе иностранным, удлинение сроков лизинговых сделок, рост лизинговой культуры поставщиков оборудования, сохранение крайне низкого уровня дефолтов лизингополучателей по лизинговым сделкам, появление конкуренции в отрасли и движение лизинговых компаний в регионы.

Дальнейший рост рынка лизинга участники рынка оценивают довольно разнообразно: даются оценки прироста от 10% до 100% в год. Наиболее реалистичными представляются следующие темпы: прирост объема профинансированных лизинговыми компаниями средств — не менее 40% в год, прирост объема лизинговых платежей — не менее 70% в год, что показано на графике № 1. Однако этот рост возможен лишь при благоприятных макроэкономических условиях и общем росте российской экономики. Дело в том, что российские лизинговые компании все еще крайне неустойчивы и даже временное сжатие ликвидности на российском рынке может стать катастрофой для многих из них. Однако при сохранении стабильных условий рынок будет расти быстрыми темпами до тех пор, пока лизинг в России не достигнет показателей развитых стран — 30%-40% от инвестиций в основные средства.

График №1.

Темпы роста российского рынка лизинговых услуг

□ млрд долл.

3,5

3 Т 2,5 Т

2 Т

1,5 Т 1Т 0,5 0 -

1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003

Источник: данные группы по развитию лизинга МФК. Прогноз:«Эксперт - РА» http://www.ifc.org/russianleasing

Отраслями, наиболее привлекательными для развития российского лизинга, практики считают сельское хозяйство, строительство, тяжелое машиностроение, транспорт, а также малое и микропредпринимательство.

Особого внимания заслуживает деятельность тех лизингодателей, в портфеле которых существенно преобладают (более чем на 3/4) договоры с предприятиями малого бизнеса. К ним, прежде всего, относятся региональные компания "ДельтаПизинг", Московская лизинговая компания, "Каркаде", "РТ-Лизинг" (Санкт-Петербург). Конечно же, объемы заключенных ими договоров уступают показателям других компаний. На долю лизингодателей, работающих с малыми предприятиями, приходится около 2,5% от стоимости всех заключенных в России договоров лизинга. Однако на самом деле значимость этих компаний для ближайшего будущего развития российской экономики очень велика, поскольку позволяет в короткие сроки включить в реальное производство большое количество предпринимателей, активно заинтересованных в создании новых принципов хозяйствования.

Почти 39% из обследованных компаний вели учет и формировали статистику заключения договоров лизинга с предприятиями малого бизнеса. Для некоторых лизинговых компаний малый бизнес стал предметом их специализации. Значимость этого направления деятельности трудно переоценить, поскольку она очень важна для ближайшего будущего развития российской экономики, так как позволяет в короткие сроки включить в реальное производство большое количество предпринимателей, активно заинтересованных в создании и развитии новых принципов хозяйствования.

Эти данные подтверждают, что лизинговое финансирование имеет огромное значение для малого и среднего бизнеса. Действительно, существует ряд компаний, работающих со сделками стоимостью значительно ниже 5000 долларов США, что переводит лизинговую деятельность многих компаний в категорию микрокредитов. Как правило, более крупные коммерческие лизинговые компании стремятся

сократить финансирование лизинговых сделок объемом менее 10 ООО - 30 ООО долларов США, т.к. административные и накладные расходы обычно делают мелкие сделки менее рентабельными. Средние и вновь учрежденные лизинговые компании проявляют гораздо больше интереса к работе с малыми или даже микросделками; кроме того, компании, работающие в беднейших регионах России, также предпочитают средние сделки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если рост наиболее развитых лизинговых компаний был инициирован клиентурой их материнских банков, то теперь они проводят более агрессивную политику по привлечению новых заказчиков. Значительная часть лизингового финансирования, предоставляемого независимыми лизинговыми компаниями, предназначена для малых и средних предприятий - части российской экономики, по-прежнему имеющей значительный потенциал для роста. Отправной точкой деятельности лизинговых компаний традиционно является автотранспорт, однако, по мере того, как у них появляется опыт в оценке риска, они часто переходят к лизингу более сложного производственного оборудования.

Это крайне положительная тенденция для российской лизинговой отрасли. Некоторые средние региональные компании также смогли использовать свой опыт и знания для продвижения кредитных ресурсов в регионы, что в значительной степени должно способствовать реальному росту производительности.

Вместе с тем иностранные и российские лизинговые компании сталкиваются при осуществлении сделок с некоторыми проблемами, которые снижают экономическую эффективность международных лизинговых операций: это двойное обложение налогом на добавленную стоимость. НДС начисляется на стоимость самого имущества при ввозе его на таможенную территорию России, а также на стоимость собственно лизинговых услуг, предоставляемых по международному соглашению лизинга.

Двойное начисление НДС по международному лизингу приводит к тому, что при прочих равных условиях получение одного и того же импортного имущества по лизингу обходится российскому лизингополучателю на 20% дороже его обычной покупки, что сдерживает заключение международных лизинговых сделок. Кроме того, российский лизингодатель не имеет прямой возможности для возмещения этих дополнительных 20% стоимости имущества.

К тому же судебная процедура возврата имущества в случае неплатежей довольна длительна. Для того чтобы получить решение Арбитражного суда, требуется от трех до шести месяцев. Кроме того, что процесс является длительным сам по себе, лизингополучатель может различными способами затягивать процесс, например, убеждая судью в том, что причиной неплатежей с его стороны являются нарушения обязательств его партнерами. При таких обстоятельствах процесс возврата оборудования может затянуться на длительный срок.

В данных обстоятельствах возможным решением может стать создание рейтинговой службы, оценивающей потенциальных лизингополучателей. Представляется, что груз данной проблемы лежит не только на государстве

(действительно, всем известно несовершенство российской судебной системы), но и на самих лизинговых компаниях.

В качестве наиболее типичных проблем в лизинговой деятельности работники лизинговых компаний указывали проблемы с налогообложением, за ними шли вопросы, связанные с гражданским законодательством, бухгалтерским учетом и несовершенством механизма возврата. Также часто упоминались несовершенство валютного, таможенного законодательства и трудности с получением лицензий21.

Однако 29 января 2002 г. Президентом России был подписан Федеральный закон № 10 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О лизинге», который, по прогнозам аналитиков в ближайшие годы должен будет обеспечит настоящий лизинговый бум в стране. В данном законе были введены революционные изменения, коснувшиеся не только участников лизинговой сделки, но и всех хозяйствующих субъектов22.

Одним из значительных изменений в данном законе ведущие работники лизинговых компаний считают введенные наиболее благоприятные режимы амортизации и налогообложения, с их объективными чертами, которые присущи лизингу, без которых он существовать и развиваться не сможет. Ускоренная амортизация, которая считается отрицательным моментом налоговой политики государства, на самом деле является выгодной для самого государства: позволяя производственным предприятиям снижать налогооблагаемую базу сегодня, оно помогает тому, что завтра сэкономленные средства будут направлены на развитие производства. Лизинг, помогая встать на ноги малым предприятиям, модернизировать производство, выпускать конкурентную продукцию, как следствие, помогает увеличивать налоговые поступления в бюджет.

Все вышеперечисленное показывает, что государственное регулирование лизинговых отношений в Российской Федерации проходит период становления. Одним из обязательных условий дальнейшего успешного развития и функционирования лизингового бизнеса является его надежное правовое обеспечение нормами законодательства. Все без исключения участники лизинговой сделки заинтересованы в строгих юридических гарантиях надлежащего выполнения договорных обязательств. С учетом все более широкого применения лизинга в России субъекты Российской Федерации предпринимают собственные шаги по решению возникающих трудностей с применением лизинга.

Лизинг представляется одним из наиболее реальных экономических инструментов, с помощью которых можно оздоровить экономическую ситуацию в регионах путем перепрофилирования производства.

21 Официальный сайт Международной финансовой корпорации (1РС) - Группы по развитию лизинга. - http://www.ifc.org/ru/leasing

22 «Федеральный закон № 10 от 29 января 2002г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О лизинге»// «Лизинг-ревю», - М: Издательский дом «Деловая пресса», 2001, № 8-9

Но для развития лизинга в регионе требуется также приведение местного законодательства в соответствии с ФЗ "О лизинге", что позволит дать толчок развитию лизинга с использованием зарубежной техники и технологий.

Эти и целый ряд других экономических преимуществ лизинга весьма актуальны для не сформировавшейся в инвестиционном плане и лежащей на трансфертной игле экономики Дагестана.

Хаджалова Х.М.

Социальные аспекты экономических проблем23

Социально-экономические преобразования 90-х годов привели в кризисное состояние все стороны общественного бытия, коснулись экономики и политики, государственного устройства и национально-этнических отношений, населения и социальной сферы.

Основной удар пришелся по населению. Часть населения оказалась в условиях падения доходов, лишения денежных накоплений, угрозы безработицы, начался интенсивный процесс экономического расслоения населения. Республика Дагестан относится к числу регионов, где социально-экономическое ухудшение было особенно значительными.

Заработная плата, являющаяся основным источником существования основных слоев населения, в структуре денежных доходов населения по-прежнему занимает далеко не последнее место. Её доля за период 1995-2002 гг. сократилась с 30% до 16%, а доля предпринимательского дохода составляла 61%. Тогда как в среднем по России доля заработной платы составляла 60% (в 2002г. - 61,4%), а на долю предпринимательского дохода приходилось 14-16% (в 2002 г. - 15,9%) соответственно.

Средний размер заработной платы в Дагестане в 2000 г. составлял 870,0 рублей. Ее уровень отставал от показателей по Северо-Кавказскому региону: в Кабар-дино-Балкарии - 1132,5 рублей, в Северной Осетии -1111,6 рублей, Ростовской области - 1372,2 рубля, в Краснодарском крае - 1734,0 рублей и значительно отставал от показателя по России.24 Между тем, по данным обследований, более 60% работающих не имеют других источников доходов, кроме заработной платы. Падение роли заработной платы в общих денежных доходах населения является главной предпосылкой, свидетельствующей о росте социального расслоения общества.

Либерализация цен в 1992 г. привела к обесцениванию заработной платы, доходов и сбережений населения, росту безработицы, к галопирующей инфляции. Возникла цепная реакция: рост цен требовал повышения заработной платы, а каждое

23 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ (проект № 04-06-800972)

24 Социально-экономическое положение Республики Дагестан. 2000 год. - Махачкала: Госкомстат РД, 2001.-С.216.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.