Научная статья на тему 'Анализ перспектив развития лизингового рынка в России'

Анализ перспектив развития лизингового рынка в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
243
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ перспектив развития лизингового рынка в России»

АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВОГО РЫНКА В РВССИИ

Й.В. КАРПОВ,

доктор юридических наук, профессор Международной академии предпринимательства Л.Ю. ГУСЕВ,

Московский гуманитарно-экономический институт

До середины 1998 г. отечественная лизинговая индустрия постепенно набирала обороты. После начала широкомасштабного финансового кризиса многие российские лизинговые компании временно не заключали новые лизинговые договоры. Это продолжалось в течение полутора-двух месяцев. Вместе с тем, в отличие от банков, в лизинговых компаниях не было массового сокращения персонала. Руководители ряда ведущих компаний правильно оценили ситуацию. Они сделали вывод, что в ближайшее время лизинг в России будет востребован в еще большей степени, чем до кризиса. А раз так, то в этот «смутный» период правильнее всего заняться анализом и отработкой новых лизинговых продуктов.

В России назрела необходимость в формировании хорошо налаженной общегосударственной комплексной системы статистической информации по лизингу. Она нужна для анализа сложившихся тенденций и для определения перспектив развития лизингового рынка, формирования его структуры, разработки нормативно-правовых актов и создания механизмов, повышающих заинтересованность в проведении лизинговых операций на внутреннем и международном рынках, для планирования широкомасштабных инвестиций на основе различных видов и форм лизинговой деятельности. К сожалению, пока такой системы в России еще нет.

Вместе с тем на протяжении уже нескольких лет идет накопление определенной статистической информации по компаниям, входящим в состав российской ассоциации лизинговых компаний «Рос-лизинг». На часто проводимых в последнее время конференциях, семинарах, встречах деловых кругов, в печати появляются также сообщения и о работе «неассоциированных» лизинговых компаний. Эти материалы требуют определенных обобщений и систематизации, а при необходимости — уточнений, так как сообщается иногда противоречивая и не совсем точная информация о заключаемых договорах и проводимых лизинговых операциях.

Госкомстат России предпринимал попытку наладить сбор информации по отражению стоимости лизингового оборудования в статистической отчетности у лизингополучателей и лизингодателей (письмо Госкомстата России от 13 марта 1996 г. № 24-1-21/483 «Об отражении затрат на приобретение лизингового оборудования») при вводе в действие объектов, основных фондов и при использовании капитальных вложений, а также при строительстве объектов и приобретении оборудования для собственных нужд. Однако в ежегодных сборниках Госкомстата России этой и другой важной информации по лизингу пока нет. Правда, руководители государственного статистического ведомства считают, что раз в последние годы появилась такая отрасль хозяйствования, как лизинг, то в перспективе они будут заниматься «обсчетом» ее деятельности.

К сожалению, до настоящего времени остаются малоизвестными не только количественные, но и качественные показатели, характеризующие отечественную лизинговую отрасль хозяйствования. Имеется в виду прежде всего статистика нарушения финансовых обязательств по лизинговым и сопряженным с ними банковским и страховым операциям внутри России и при международных сделках. Это нельзя признать верным ни в правовом, ни в экономическом, ни в политическом отношениях.

Очень полезной для анализа развития отечественного лизинга была бы информация о возврате лизинговых платежей операторам российского и зарубежного лизингового бизнеса. Только с помощью достоверной информации можно аргументированнее проиллюстрировать отечественному и мировому финансовому сообществу надежность российских партнеров — лизинговых компаний и лизингополучателей.

Формирование хорошо налаженной, солидной информационной базы, ясной, доступной и прозрачной для пользователей, — дело крайне важное и в коммерческом отношении. Анализи-

руя данные из публикации в газете «Финансовые известия», что возврат лизинговых платежей в 1997 г. по компании «Росагроснаб» составил 80% и что это хороший уровень возвратности, у многих потенциальных кредиторов может сложиться искаженное мнение, что такие «хорошие» показатели присущи всему российскому лизингу, тем паче иной информации почти нет.

Как и почти весь российский бизнес, лизинговые компании не очень заинтересованы в рекламировании своей работы и не всегда стремятся сообщать о результатах своей деятельности. Поэтому информация о работе даже ассоциированных лизинговых компаний часто воспринимается с известной долей скепсиса.

Нередко начало формирования статистической информации о российском лизинге относят к 1994 г. Это не совсем верно. В действительности, начиная с этой даты, публикуются данные ассоциации «Рослизинг» в ежегодных отчетах (Annual Reports) Совета европейской федерации ассоциаций лизинговых компаний «Евролиз» (LEASEUROPE). Основная часть статистической информации по лизингу в России на сегодняшний день поступает из публикаций этой ассоциации.

Отчетность по ассоциации «Рослизинг» не всегда полна, так как в течение каждого года происходит определенное движение среди лизинговых компаний: кто-то вступает в ассоциацию, а кто-то выходит из нее; не всегда компании показывают абсолютно точную информацию о своих лизинговых операциях. Встречаются случаи, когда у некоторых компаний объемные показатели за полгода превышают значения за весь истекший год. Большое значение для точного определения ежегодных объемов нового лизингового бизнеса приобретает информация по тем договорам, которые заключены в одном году, а их реализация начинается в следующем.

Вместе с тем учет статистической информации по ассоциации «Рослизинг» ведется уже более четырех лет. Статистический учет построен на методической основе, применяемой в «Евро-лизе». Думается, что структурные показатели лизинговой деятельности компаний, сложившиеся на основе информации «Рослизинга», могут достаточно репрезентативно характеризовать основные пропорции всего российского лизинга по видам оборудования, пользователям, срокам лизинговых договоров.

В 1996 г., по оценке Минэкономики России, в объеме инвестиций в основной капитал лизинговые операции составляли 1%. Этот показатель соответствовал 630 млн дол. Он приводится в данных London Financial Group Global Leasing Report, которая формирует информацию по 50 нацио-

1 World Leasing Yearbook 1998., 19th edition., Ed. by Christopher Holloway,— London, Euromoney Publication, 1998.

нальным лизинговым рынкам в течение последних 19 лет. Опубликованы эти материалы в статье Дэвида Портера и Энди Томсона «Leasing penetration continues to grow» в книге «World Leasing Yearbook 1998»'. Такие объемы лизинговых операций поставили Россию на 36-е место в мире. Годом раньше с 200 млн дол. Россия находилась на 46-м месте. Но это не представляется наиболее важным, куда важнее определить потенциал России, учесть мировой опыт.

Конечно, достичь объемов ведущих лизинговых стран в ближайшие годы для России будет крайне сложно. В то же время по результатам 1999 г. прямые иностранные инвестиции в отечественную экономику составили 3 897,3 млн дол. В предкризисный период ряд зарубежных поставщиков были заинтересованы инвестировать в российский сектор производства только по лизинговым схемам капитал в объеме, превышающем указанную выше сумму. Но это возможно только при ясных и стабильных экономико-правовых нормах. На заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям, состоявшемся 14 декабря 1998 г., было сообщено, что, по оценке аудиторской компании Ernst&Young, в 1998 г. прямые вложения иностранцев в Россию составили около 2 млрд дол. По прогнозам Минэкономики России, в 2004 г. объем ввоза капитала может достигнуть 5 — 6 млрд дол.

В 1997 г. объем лизинговых сделок, заключенных компаниями ассоциации «Рослизинг», составил 2 836,5 млрд руб., или 476 млн дол. В предыдущем году этот показатель соответствовал 121 млн дол. (т.е. был почти вчетверо меньшим), а еше на год раньше — 23 млн дол.

Как видно, динамика роста объемов определяется не процентами, а разами, что вполне объяснимо, так как широкомасштабный российский лизинг как явление только начинается. Отчасти эти скачки объясняются еще и тем, что в составе ассоциации «Рослизинг» в 1996 г. стали учитываться данные по компании «Лизингуголь» — более 1/2 годового объема ассоциации (51,5%), а в 1997 г.— по компании «Росагроснаб» (около 1/4 объема ассоциации «Рослизинг»).

Можно предположить, что в 1997 г. еще примерно на такую же сумму, как компании, входившие в ассоциацию «Рослизинг», заключили договоры другие российские операторы лизинга и нерезиденты.

«Расчеты эти строятся на основе материалов о деятельности нескольких десятков неассоции-рованных лизинговых компаний, публикаций в печати, данных Центрального банка России, оценок Государственной регистрационной палаты, информации лизинговых ассоциаций некоторых зарубежных стран, компании которых поставляют оборудование в Россию.

Если расчеты верны, то объем лизинговых услуг, предоставляемых российским лизингополучателям, в 1997 г. составил приблизительно 5,6 — 5,7 трлн руб., т.е. 940 — 960 млн дол. Сопоставив эту величину с общим объемом инвестиций в основной капитал (408,8 трлн руб.), определим, что доля лизинга равняется 1,4%. Это больше, чем в предыдущие годы, но по-прежнему крайне мало по сравнению с ведущими (и не только с ведущими) странами мира.

В 1996 г. удельный вес стоимости заключенных лизинговых контрактов по компаниям ассоциации «Рослизинг» в общем объеме инвестиций в отечественный основной капитал составлял 0,2%, а в 1997 г. — 0,7%. Следовательно, 1/7, а затем 1/2 (если верны эти расчеты) российского лизингового бизнеса реализовывалась в рамках неассоциированных лизинговых компаний»2.

Масштабы деятельности лизинговых компаний-нерезидентов различны. Так, в общей сумме лицензий, выданных Центральным банком России в Г996 г. на операции финансового лизинга, 45% (или 73 млн дол.) приходилось на лизингодателей Ирландии, 19% (31 млн дол.) — Шве-4 ции, 9% (15 млн дол.) — Австрии и по 6 — 7% (10 — 11 млн дол.) приходилось на лизингодателей, имеющих юридическую регистрацию в Италии и Швейцарии.

В 1997 г. ведущие позиции лизинговых импортеров в Россию заняли компании, зарегистрированные в Нидерландах, на которые приходилось 55% (105 млн дол.) обшей стоимости лицензированных операций, и в США — 17% (32 млн дол.). Большой интерес к развитию лизинговых отношений с российскими предприятиями и компаниями стали проявлять лизингодатели Германии и Финляндии, а лизинговые компании Австрии и Швеции можно считать уже традиционными партнерами.

Развитию лизинга в России препятствует ряд нормативных ограничений. Например, нельзя напрямую сдать в лизинг автомобиль граждани-ну-непредпринимателю. Это ограничение предусмотрено в постановлении Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. № 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» (утратило силу) и во второй части Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной с марта 1996 г., а также в Законе «О лизинге». Поэтому в 1995 г. доля легковых автомобилей в лизинге оборудования составляла 17,7%, в 1996 г.— 2,0%, а в 1997 г. - 0,5%.

2 Гагман В.Д. Рынок лизинговых услуг. — Москва: Фонд «Правовая культура». — 1999. С. 95.

1 Серегин В.П., Халевинская ЕЛ. Организация, учет и налого-

обложение лизинговых операций. — Москва: «Юрист», 1999.

С. 91.

«В материале «Анализ деятельности российских лизинговых компаний», подготовленном Международной финансовой корпорацией в начале 1998 г., отмечается, что ведущие мировые лизинговые компании пока почти не представлены в России, и лишь отдельные именитые нерезиденты получают лицензии, причем на проведение только одной лизинговой сделки. Думается, что это не совсем точная оценка.

За два года (с декабря 1996 г. до декабря 1998 г.) Комиссия при Минэкономики России выдала лицензии на право осуществления в России лизинговой деятельности 70 компаниям-не-резидентам. В результате представительство западных компаний составляет около 9% общего количества лизингодателей, лицензированных на российском рынке»3.

Среди компаний-нерезидентов семь представляют первую сотню крупнейших в мире лизингодателей. К ним относятся: So-geliase Leasing GmbH, входящая в группу Société Generele (Австрия— Франция); Capital Corporation CIS, входящая в группу AT&T Capital (США); ABN Amro Lease (Голландия); Rank Xerox Leasing (Europe) Limited и «Ксерокс (СНГ)», входящие в группу Xerox (Великобритания— США); Хьюлетт Паккард А.О., входящая в группу Hewlett Packard (Австрия— США); Sudleasing GmbH (Германия); ABB Credit (Швеция).

Кроме того, еще несколько хорошо известных в мире и Европе лизингодателей получили лицензии и стали вести лизинговую деятельность в России, например Motorola Credit Corp. (США); Mietfinanz GmbH, Akf Unilease GmbH (Германия); Lease Finanz Ag (Австрия). Еще ряд крупных фирм-лизингодателей из Австрии, Великобритании, Голландии, США высказали свою заинтересованность в проведении лизинговых операций в России.

Уже работающие у нас компании заключили не одну-две сделки и не только в Москве, но и в других регионах России. Их работа началась с выяснения, втом числе и в Минэкономики России, долгосрочных перспектив российского рынка лизинговых услуг. Эти компании подавали заявки на право осуществления в течение ряда лет лизинговой деятельности в России с возможностью дальнейшей пролонгации действия лицензии. В результате они получили лицензии, как правило, сразу на трех- или даже на пятилетний (максимальный по российским правилам) период. Некоторые менее крупные лизингодатели-нерезиденты, получившие лицензию первоначально на один год, по истечении этого срока продлевали ее действие.

До выхода Закона «О лизинге» российским законодательством запрещалось сдавать в лизинг имущество, ранее использованное при лизинго-

вой операции. Необходимо было устранить некоторые препятствия для применения схем возвратного лизинга.

Восьмая часть лизинговых операций в Европе приходится на компьютеры и оргтехнику. В России же динамика была такой: в 1994 г. — 2,9%, в 1995 г. - 3,0%, в 1996 г. - 4,8%, а в 1997 г. произошел резкий спад — до 0,9%, т.е. было заключено договоров на 4 млн дол. По-видимому, это результат того обстоятельства, что объектом лизинга согласно российским нормативным актам могут быть основные фонды, а к ним, по Указу Президента РФ N9 685/96 и бухгалтерскому стандарту ПБУ 6/97, относится имущество стоимостью свыше 100 минимальных размеров заработной платы. В результате сдавать в лизинг компьютеры дешевле чем за 1,5 тыс. дол. в 1997 г. было невозможно.

В соответствии с методикой «Евролиза» суда, авиа- и железнодорожная техника объединены в одну группу лизингового имущества. Аналогичным образом ведет статистику и ассоциация «Рос-лизинг». Вместе с тем по российскому законодательству (ст. 130 ГК РФ) суда и авиатехника, в ртличие от железнодорожной техники, относятся к объектам недвижимости.

Данные по этой группе имущества имеются только за два последних года. Объем операций в пересчете возрос с 2,1 до 4,3 млн дол., хотя относительные показатели в общем объеме лизинга оборудования сократились. Как видно, «цена» этой группы имущества может сравниться со стоимостью одного самолета в российском изготовлении. В действительности лизинг авиатранспортных средств еще грядет. В этой связи имелась обнадеживающая информация из компании «Инком-авиа», из Национального резервного банка (НРБ) об организации лизинга самолетов.

Так, в госбюджете на 1998 г. из 50 млрд руб. лимитов государственных гарантий на финансовый лизинг приходилось 9,5 млрд руб., в том числе на лизинг гражданских воздушных судов — 4 млрд руб. Потребуется создание специальных нор-мативно-правовых актов, регламентирующих лизинг самолетов и вертолетов.

В течение последних лет стали заключаться лизинговые сделки с недвижимостью. Первыми активность в этом сегменте лизингового рынка проявили пензенская компания «Лизинком», Московская лизинговая компания и компания «Лизингбизнес». Пока на этот вид бизнеса приходится 5,3 — 6,0 млн дол., или 1,3% всех лизинговых операций. Здесь многие проблемы возникают из-за прав собственности на землю. Поэтому нужно одновременно с договором лизинга недвижимости заключать договоры на аренду и субаренду земельных участков. При этом общий размер пошлин при оформлении и регистрации до-

говоров лизинга недвижимости, по оценке компании «Лизинком», достигает 5,5%.

В отличие от ведущих европейских стран величина российского лизинга недвижимости незначительна. Однако следует учитывать, что европейским традициям и обычаям ведения этого вида бизнеса, особенно в таких странах, как Франция, Германия, Италия, где очень крепкая правовая и выгодная налоговая основа, не один десяток лет; мы же только начинаем.

В 1994 г. 96,7% договоров на лизинг оборудования было заключено на срок до двух лет, в 1995 г. - 36,8%, в 1996 г. - 16,1%, в 1997 г. - 7,3%, а в первой половине 1998 г. — только 2,65%. Банки стали активнее участвовать в лизинговых операциях. Они чаще кредитовали лизинговые компании на более продолжительные периоды. В 1997 г. основная масса договоров (92,4%) заключалась на срок до пяти лет. В 1995 — 1997 гг. долгосрочные договоры на лизинг оборудования на срок свыше пяти лет составляли от 1,0 до 0,3%. В первой половине 1998 г. этот показатель вырос до 3,6%. Еще более 1% договоров было заключено на срок свыше десяти лет. В 2003 г. эта цифра приблизилась к 6%. Однако следует учесть, что зачастую возможность получить долгосрочный по российским меркам кредит для закупки лизингового оборудования имеется только у тех компаний, учредителями которых являются банки-кредито-ры. Эти же банки нередко становятся и лизингополучателями оборудования.

Вместе с тем, в отличие от широкой международной практики, российские банки, по данным Государственной регистрационной палаты, являлись учредителями только 25,2% компаний, намеревающихся заняться лизинговой деятельностью. Зато в каждой седьмой компании одним из учредителей была администрация регионов. Это тоже специфика российского лизинга.

В 1997 г. 67,6% договоров на лизинг недвижимости заключалось на срок до 8 лет включительно, еще 32,2% договоров — на срок до 16 лет включительно.

Интересна структура лизингового оборудования по типу заказчика по данным ассоциации «Рое-лизине. Эта информация приведена в таблице.

1998 г. не самый благоприятный для лизингового бизнеса. Сначала ставки рефинансирования, последовательно устанавливаемые Центральным банком России в первой половине года на уровне 50, 150, 60%, не способствовали развитию инвестиционных лизинговых проектов. Приемлемой была бы ситуация со стоимостью кредитных ресурсов на уровне 25 — 30% в рублях и 17 — 20% в валюте. Но в августе 1998 г. начался финансовый кризис, который потряс всю банковскую систему. Очень тяжело он отразился и на лизинговых компаниях.

ежемесячны! информационно-аналитическмй журнал дайджест финансы

21

5 11131 май 2004

лизинг и ИНВЕСТИЦИИ

Заказчики лизингового оборудования по компаниям, входившим в ассоциацию «Рослизинг» в 1994 — 1997 гг.

Таблица

Тип заказчиков 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г.

1. Сельское, лесное хозяйство, рыболовство,

млн руб. - 60,1 10 092,1 722 445,8

млн дол. » - 0,1 1,8 121,2

% всех заказчиков - 0,1 1,6 25,8

2. Промышленность, строительство.

млн руб. 4 426,6 14 250,6 471 463,9 1 127 188,2

млн дол. 1.2 3,1 84,8 189,1

% всех заказчиков 48,2 13,2 73,5 40,2

3. Услуги- частный сектор,

млн руб. 1 358,8 75 673,0 61 500,5 12281,0

млн дол. 0,4 16,3 11,1 2,1

% всех заказчиков 14,8 70,3 9,6 0,4

4. Услуги - общественный сектор,

млн руб. - 10 757,0 38 130,3 237 626,5

млн дол. - 2,3 6,9 39,9

% всех заказчиков - 10,0 5,9 8,5

5. Торговля (для внутренних целей),

млн руб. 2 739,9 - 6 862,7 -

МЛН Д0Л1 0,8 - 1,2 -

% всех заказчиков 29,9 - 1,1 -

6. Потребители - частные лица,

млн руб. - - - 5 281,4

млн дол. - - - 0,9

% всех заказчиков - - - 0,2

7. Другое,

млн руб. 653,2 6 867,3 53 163,7 695 927,8

млн дол. 0,2 1,5 9,6 116,8

% всех заказчиков 7,1 6,4 8,3 24,9

Итого:

млн руб. 9 178,5 107 608,0 641 213,2 2 800 750,4

млн дол. 2,6 23,2 115,3 69,9

% все заказчики 100,0 100,0 100,0 100,0

Однако в отличие от банков, пострадавших в ходе финансового кризиса и имеющих большую кредиторскую задолженность, в активах большинства лизинговых компаний преобладала дебиторская задолженность. Вероятность возврата лизинговых платежей по уже заключенным сделкам достаточно велика, особенно в тех случаях, когда лизингополучателями являются предприятия с высоким экспортным потенциалом.

Как уже говорилось ранее, доля лизинга в общем объеме капиталовложений производственного характера в России составляет около 1,5%, что является существенным отставанием от развитых стран в развитии лизинга, и исходя из текущей экономической ситуации, Россия нуждается в резкой активизации инвестиционных процессов. Россия, следовательно, должна стремиться к увеличению этой доли, если не до уровня 15 — 30%, как на Западе, то хотя бы до 10 — 15%.

Если условия для развития лизинга в России не будут улучшаться (включая совершенствова-

ние лизингового законодательства и улучшение общеэкономической ситуации), то, учитывая ее огромные потребности в обновлении основных фондов промышленности, на ее территории будет быстрее, чем отечественный лизинговый бизнес, развиваться международный лизинг, осуществляемый компаниями, зарегистрированными в тех странах, где действует более благоприятный климат, определяемый лизинговым, налоговым и инвестиционным законодательством. Это значит, что Россия утратит соответствующие источники налоговых поступлений, так как они по соглашениям об избежании двойного налогообложения будут платить налоги в странах их регистрации. Будут также упущенны возможности регулирования этого сектора отечественной экономики, а это крайне нежелательный сценарий развития экономической ситуации. Уже сейчас сложилось такое положение, когда только лизинг может оздоровить некоторые отрасли экономики, например, парк самолетов в России уже ста-

ло практически невозможно обновить без применения такой формы финансово-промышленного сотрудничества с зарубежными компаниями, как международный лизинг, позволяющий воспользоваться более дешевыми кредитами западных институтов, чем по другим видам международного сотрудничества.

Международный лизинг, представляющий собой товарный кредит с денежным погашением, является менее рискованной формой международного кредитования инвестиций по сравнению со всеми другими его видами. Обычно он пользуется поддержкой со стороны государства, где расположен получатель лизинга, выражаю-

щейся в налоговых льготах, преференциальном таможенном режиме и других формах стимулирования. В условиях России принципиально важен и такой фактор: международный лизинг позволяет получить поддержку со стороны индустриально развитых стран через механизм экспортного кредитования и предоставления государственных гарантий экспортных кредитов.

Лизинг представляется одним из наиболее реальных экономических инструментов, с помощью которых можно оздоровить и перепрофилировать производство в России. Для эффективной работы лизинга в нашей стране необходимо много законодательных и экономических изменений.

Ф.СИ-!

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X X X X X X

Куда

АБОНЕМЕНТ

71221

(индекс итдлнищ

Дайджест-Финансы

(НЛНМНЮКМШК ИЩЛПНЯ)

Количество /

КОМ НЛО ПОЙ 1

На 2004 год по месяцам:

цимгопый ннлккс)

Кому

1<>ЛМ1(ЛИЯ. ИНИЦИАЛЫ)

ЛИТЕР

пв МЕСТО

ДОСТАВОЧНАЯ КАРТОЧКА

71221

ОШДККС И41ЛНИИ1

Дайджест-Финансы

||1ЛИМ11К>1МИИ1 ИЦЛПИ*)

Стоимость

ПОДПИСКИ

Руб

ПЕРЕАДРЕСОВКИ

Руб

Количество комплектов

1

На 20

)4 год по месяцам:

7

X

8 9 10 11 12

хзххх

Куда

Кому

(ФАМИЛИЯ. ИНИЦМЛЛЬЬ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.