Научная статья на тему 'Налоговые преференции лизинга: зарубежный опыт и отечественная практика'

Налоговые преференции лизинга: зарубежный опыт и отечественная практика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1520
427
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЗИНГ / НАЛОГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Журавлева И.А.

В данной статье рассмотрен опыт стран Европы и США в области налогообложения рынка лизинговых услуг для обеспечения конкурентоспособности промышленной продукции в условиях необходимого обновления основных средств, выявлены проблемы налогообложения лизинговых операций, обоснована роль налоговых преференций для создания благоприятных условий развития международного лизинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговые преференции лизинга: зарубежный опыт и отечественная практика»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

УДК 336.221 (08)

НАЛОГОВЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ ЛИЗИНГА: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА

И.А. ЖУРАВЛЕВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры налогового консультирования E-mail: sia.mir67@mail.ru Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

В данной статье рассмотрен опыт стран Европы и США в области налогообложения рынка лизинговых услуг для обеспечения конкурентоспособности промышленной продукции в условиях необходимого обновления основных средств, выявлены проблемы налогообложения лизинговых операций, обоснована роль налоговых преференций для создания благоприятных условий развития международного лизинга.

Ключевые слова: лизинг, налог, лизинговые услуги, лизинговые операции, международный лизинг

На современном этапе развития экономики России основополагающее направление государственной политики - модернизация промышленности и сельского хозяйства, в том числе за счет инвестиций, инновационных схем кредитования, развития лизинга.

Лизинг в России в его современном понимании как альтернатива банковскому кредитованию начал развиваться в начале 1990-х гг. В настоящее время в России удельный вес лизинга в общем объеме инвестиций в производство составляет 1%, в то время как в экономически развитых странах - 6-8%х.

1 Рейтинговое агентство «Эксперт РА». URL: http://raexpert. ru/.

Показатель доли лизинга в валовом внутреннем продукте (ВВП) характеризует развитость рынка лизинговых услуг. В экономически развитых странах уровень этого показателя достигает порядка 2%. Например, в 2009 г. в Австрии он составлял 2,1%, в Германии - 1,85, в Канаде - 1,84, в США - 1,71%. Максимальная доля лизинга в ВВП за 2011 г. составила 5,19%, а средневзвешенный показатель по 50 странам - 3,5%2.

В России данный показатель за аналогичный период равнялся 1,1%. В 2010 и 2011 гг. доля лизинга в ВВП России выросла и достигла показателей в 2,86 и 3,02%, соответственно3.

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что экономическое содержание лизинга определяется сложным сочетанием интересов и целей его субъектов, особенностями их взаимоотношений, возникающих при реализации договорных обязательств, а также значительным влиянием развитого рынка лизинга на уровень макроэкономических показателей [2], необходимостью реформирования налогового законодательства в части налоговых преференций. Вступление России в ВТО открывает воз-

2 Рослизинг (Российская ассоциация лизинговых компаний). URL: http://www.rosleasing.ru/news/7idertF265.

3 Там же.

можности развитию международного лизинга для российских компаний, что обусловливает реформирование национального налогового законодательства и предъявляет новые требования к налоговым преференциям.

Развитие отечественного рынка лизинговых услуг позволит:

- реализовать возможность ускоренного процесса обновления основных фондов предприятия, используя дорогостоящее имущество и научные достижения;

- использовать гибкие формы и схемы выплаты лизинговых платежей;

- осуществлять поддержку соотношения собственного и заемного капиталов в балансе предприятия;

- относить лизинговые платежи на расходы, уменьшая налогооблагаемую базу по налогу на прибыль;

- использовать преимущества льготного налогообложения и начисления ускоренной амортизации.

Приведенный перечень преимуществ применения лизинга не является исчерпывающим, позитивные изменения экономической ситуации в стране расширят и дополнят его в перспективе.

Историческая справка. Лизинг как услуга известен с давних времен. Свое зарождение начинал в Европе. Но изначально сфера этой деятельности не была до конца ясна, так как во многом основы функционирования лизинговых отношений расходились с основными положениями гражданского, финансового, налогового и торгового законодательства. «Точкой отсчета» лизинговой деятельности на мировом уровне можно считать период, когда немецкие экономисты начали работу над правовой основой лизинговых отношений [2].

28.05.1988, когда был принят окончательный текст документа «Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге», лизинг был признан самостоятельным правовым институтом4. С этой даты лизинг начинает эффективно развиваться в развитых странах. Например, в США в период 1990-х гг. лизинг составил около 30% от общего объема инвестиций в машины и оборудование, а обороты лизинговых услуг по контрактам -

4 Лизинг за рубежом // Кредиторус. URL: http://www. creditorus.ru/lizing/lizing_abroad.php.

порядка 100-130 млрд долл. США в год. Аналогичная ситуация сложилась и в Соединенном Королевстве, где лизинг составил 30% к общему объему инвестиций в основные фонды5.

За 2011 г. данные новых объемов лизинга в Европе достигли следующих показателей: Германия - 44,8 мрлд евро; Франция - 39,6; Соединенное Королевство - 38,2; Италия - 27,4; Австрия и Нидерланды - 10,4; Северная Европа - 22,8; Средиземноморье - 11,2; Центральная и Восточная Европа - 35,6 млрд евро6.

Развитие лизинга в России происходило в несколько этапов. Первый этап охватил период с 1998 по 2001 г., второй - с 2002 по 2005 г. Третий этап становления начался в 2006 г. и длится по настоящее время. Именно кризис 1998 г. послужил основой для зарождения лизинговых отношений в России и стал первой предпосылкой к росту лизинга и превращению его в действенный инструмент финансирования реального сектора экономики.

В 2012 г. российский рынок лизинга вырос на 8,3% на фоне сокращения общеевропейского рынка на 1%, в результате чего повысились его позиции в рэнкинге Leaseurope. В I полугодии 2013 г. объем российского рынка лизинга, рассчитанный по методике Leaseurope, составил 353 млрд руб., сократившись на 8,2%, (против прироста в 20,2% в I полугодии 2012 г.).

Важно отметить, что, несмотря на невысокие темпы роста, лизинг является неотъемлемой частью рыночных отношений.

В настоящее время основная цель, стоящая перед лизинговыми компаниями, заключается в привлечении клиентов. Первоначально, на этапах становления и развития данного сектора услуг, лизинговые компании предпочитали работать с крупными предприятиями. Но сегодня многие компании обратили внимание на сферу среднего и малого бизнеса.

Бурное развитие сферы лизинговой деятельности в развитых странах обеспечено достаточно высокой степенью финансово-правовой поддержки со стороны бизнес-сообществ этих стран. В России национальный лизинг нуждается в

5 Лизинг за рубежом // Кредиторус. URL: http://www. creditorus.ru/lizing/lizing_abroad.php.

6 Leaseurope. URL: www.leaseurope.org.

Таблица 1

Объем лизингового рынка стран Европы

№ п/п Страна Объем лизингового рынка в 2012 г., млн евро Объем лизингового рынка в 2011 г., млн евро Изменение, % Место в 2011 г.

1 Германия 45 005,0 44 816,0 0,40 1-е

2 Соединенное Королевство 44 739,6 38 163,1 17,20 3-е

3 Франция 39 010,0 39 623,0 -1,50 2-е

4 Россия 19 630,8 18 124,2 8,30 5-е

5 Италия 18 533,0 27 409,0 32,40 4-е

6 Швеция 12 339,9 10 265,6 20,20 6-е

7 Нидерланды 11 520,0 8 498,7 35,60 8-е

8 Швейцария 8 151,5 8 361,0 -2,50 9-е

9 Польша 7 461,9 7 557,7 -1,30 10-е

10 Бельгия 7 357,8 7 072,5 4,00 11-е

Источник: данные Leaseurope и «Эксперт РА».

более расширенной и сегментированной (по отраслям) зако -нодательно-правовой базе, что обеспечит дальнейшее развитие этого сегмента. Так, по данным зарубежных исследователей, объемы бизнеса рынка лизинговых услуг США за август 2012 г. составили 6,9 млрд долл. США (5,4 млрд евро), что на 21% выше аналогичного показателя 2011 г. и на 5% больше показателей 25 компаний ELFA (Equipment Leasing and Finance Association).

Данные, приведенные в табл. 1, демонстрируют позитивную динамику развития рынка лизинга в большинстве стран Европы.

По мнению экспертов, благоприятные финансово-правовые условия для развития лизинга созданы также в Великобритании, Ирландии, Германии, Норвегии и, как отмечалось выше, в США.

По данным статистики, в 2010 г. Германия стала крупнейшим европейским рынком лизинга, на котором стоимость лизинговых услуг достигла 39,8 млрд евро. Немногим уступила по этим

Источник: рейтинговое агентство «Эксперт РА».

Стоимость лизинговых сделок в 2010 г., млрд евро

показателям Франция - 33,8 млрд евро. Австрия и Швейцария в совокупности имели показатель в 21,6 млрд евро (см. рисунок). Государства развитых стран стимулируют лизингодателей к расширению спектра операций путем льготного налогообложения, которое в законодательстве трактуется как компенсация за риск, связанный с передачей имущества лизингополучателю7.

Рассмотрим применение налоговых преференций в лизинговых отношениях на примере ряда развитых стран.

7 pavelpashkovsky. Зарубежный опыт развития лизинга // Промышленность и сельское хозяйство. Сборник статей. URL: http://forindustry.wordpress.com/2010/04/29/zarubejniy-opyt-razvitiya-lizinga/.

Экономический смысл применяемой в США системы льготного налогообложения заключается в том, что законодательство устанавливает процент уплачиваемого налога на прибыль от стоимости объекта по каждой лизинговой сделке, учитывая период действия договора. (табл. 2).

Применение такой дифференциации позволяет после первого года действия договора лизинга погасить полностью сумму налога на прибыль за счет налоговой льготы. Тот факт, что со временем процент от стоимости объекта снижается (см. табл. 2), является для лизингодателя стимулирующим фактом для расширения объемов лизинговых услуг.

В Австралии для лизинга действует льгота иного рода. Лизингополучатели освобождаются от уплаты таможенных платежей на ввозимое по лизингу оборудование из других стран, что стимулирует лизингодателей расширять экономические отношения с другими странами в этой отрасли услуг.

В Ирландии разработана система соглашений, позволяющая избежать двойного налогообложения. Каждое соглашение содержит выгодные положения по налогу, удерживаемому с источника дохода, на лизинг оборудования.

В Нидерландах для получения кредита необходим залог, который обеспечивает 50% от приобретаемого в кредит имущества, а при оформлении договора лизинга залогом служит приобретаемое в лизинг оборудование.

Таблица 2

Система льготного налогообложения лизинга в США для объектов стоимостью 4 500 долл.*

год Налог на прибыль

% от стоимости объекта долл.

1-й 24 1 080

2-й 22 990

3-й 18 810

4-й 17 765

5-й 16 720

6-й 3 135

* pavelpashkovsky. Зарубежный опыт развития лизинга // Промышленность и сельское хозяйство. Сборник статей. URL: http://formdustry.wordpress.com/2010/04/29/zarubejniy-opyt-razvitiya-lizinga/.

Во многих развитых и развивающихся странах существуют предусмотренные для лизинговой деятельности налоговые льготы и специальное законодательство. Следует подчеркнуть, что в разных странах сроки договора лизинга значительно различаются.

Результаты сравнительного анализа нормативно-отраслевого регулирования лизинга в России и ряде зарубежных стран представлены в табл. 3.

Следует отметить, что приоритетность направления развития лизинга в США, Англии, Франции и России совершенно разная.

В российской практике на протяжении многих лет совокупный объем лизинговых сделок заключался в сфере железнодорожного транспорта. Например, в 2010 г. он составлял 24,4%. В сельском хозяйстве доля лизинга очень низка: потребность

Таблица 3

Сравнительная характеристика нормативно-отраслевого регулирования лизинга

в США, Англии, Франции и России

Факторы Страны

США Англия Франция Россия

Наличие налоговых льгот Да Да Да Нет

Наличие специального Да Нет Да Да

законодательства

Год начала активного 1952 1971 1960 1997

использования лизинговых

операций

Средний и максимальный 8/15 7/10 10/20 3/5

сроки лизинга, лет

Приоритетные отрасли, Транспорт, Электроника, Медицина, Железнодорожный

где используется лизинг машиностроение, машиностроение машиностроение транспорт, автотранспорт,

(по мере убывания) авиация авиатехника

техники в лизинг - 90%, а фактическое же применение лизинга в сельском хозяйстве -10%8.

За I полугодие 2013 г. структура российского рынка по предметам лизинга выглядела следующим образом: оборудование -73,4%; транспорт -26,1 %; недвижимость - 0,5%9.

Для сравнения: в Европе, по данным за 2010 г., структура рынка лизинга была следующей: оборудование и машины - 13%; транспорт - 56%; недвижимость - 13%; прочее -15%10.

Если сравнить возможности применения налоговых преференций для данной сферы услуг, можно выявить целый ряд проблем. В качестве первой следует назвать отсутствие в отечественном законодательстве отраслевой градации. Суть второй проблемы в том, что преференции, законодательно закрепленные во второй части Налогового кодекса Российский Федерации (НК РФ), не способствуют созданию эффективного инвестиционного климата для развития лизинговых отношений.

Говоря о льготном налогообложении лизинговых операций в США, Англии и ряде других стран, организация действует как лизингодатель и получает определенные национальным законодательством налоговые льготы, о которых говорилось выше. Необходимо отметить, что для получения налоговых льгот имущество лизингодателя должно находиться в собственности. Данные налоговые льготы могут быть трансформированы лизингополучателю в форме сниженных арендных платежей, что повышает эффективность финансирования по сравнению с традиционным кредитованием или другими видами финансирования.

Налоговые преференции лизинговых сделок обеспечиваются компенсационной гарантией лизингодателю на случай потери налоговых льгот, которые он должен был получить в процессе реализации сделки. Данный вопрос регулируется так называемой специальной налоговой компенсацией, оформляемой в форме дополнительного соглашения. Как правило, в таком соглашении перечисляются те налоговые льготы, которые лизингодатель должен получить, а также условия

8 Рейтинговое агентство «Эксперт РА». URL: http://raex-pert.ru/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 Там же.

10 Leaseurope. URL: www.leaseurope.org.

и порядок действий лизингополучателя, которые необходимы для получения лизингодателем указанных льгот. Одна из целей соглашения -ограничение условий, при которых происходит выплата компенсации, а именно в случае потери налоговых льгот, возникшей вследствие налоговых нарушений или упущений со стороны лизингополучателя. Стандарты этих нарушений подробно оговариваются в соглашении. Предполагается исключение компенсации при обстоятельствах, которые находились за пределами возможностей лизингополучателя и регламентируются национальными налоговыми нормами права.

Анализируя зарубежный опыт, можно утверждать, что для лизинговых компаний преобладающее значение в структуре капитала имеют заемные средства. За их счет формируется до 75% всех ресурсов компаний11. В российской практике чаще применяется подход, когда ресурсы компании формируются за счет взносов участников, поступлений лизинговых платежей, банковских ссуд и средств, полученных от продажи ценных бумаг, при том, что процент заемных средств составляет 45-55%.

Мировой опыт показывает, что процессы активного расширения национальных рынков лизинга как за счет увеличения количества лизинговых сделок, так и их объемов происходят непрерывно. Это связано с рядом причин как внутреннего (национального), так и общемирового характера [1].

Несмотря на то, что сфера лизинговой деятельности в России находится пока еще на стадии развития, необходимо грамотное государственное регулирование как нормативно-правовой базы, так и непосредственно самого организационного процесса этого правового института услуг. За основу моделирования благоприятного климата лизинговой деятельности в России может быть положен опыт стран Европы и США, их политика в системе льготного налогообложения и поддержка этого сегмента рынка с учетом национальных интересов нашей страны.

Для России лизинг важен тем, что с его помощью можно увеличить коэффициент обновления основных фондов, особенно в сельском

11 pavelpashkovsky. Зарубежный опыт развития лизинга // Промышленность и сельское хозяйство. Сборник статей. URL: http://forindustry.wordpress.com/2010/04/29/zarubejniy-opyt-razvitiya-lizinga/.

хозяйстве, где потребность в лизинге составляет 90%. Удельный вес лизинга техники в России составляет 2,5%, в то время как на рынке Европы он варьируется от 45% (в Ирландии) до 15% (в Италии). По данным экспертных агентств, степень износа основных фондов российских компаний на 01.01.2012 составляла 51,3%12. По своей экономической сущности лизинг предполагает предоставление права временного использования имущества в порядке долгосрочной аренды с возможностью выкупа, пролонгации срока использования или возможностью возврата.

Для целей бухгалтерского и налогового учета лизинг также является наиболее предпочтительным видом расширения производственных ресурсов.

В Европе сегодня существует порядка 1 300 лизинговых компаний. Они принадлежат банкам, производителям (дочерние) или являются независимыми лизингодателями13. В России насчитывается 129 лизинговых компаний14. Широкое развитие сферы лизинговых услуг в развитых странах обеспечено достаточно высокой степенью поддержки предпринимательского бизнеса, что является одним из главных пунктов, на который России нужно обратить внимание при дальнейшем развитии этого рыночного сегмента.

Также государства развитых стран стимулируют лизингодателей к расширению спектра их операций путем предоставления налоговых льгот. В законодательстве это трактуется как компенсация за риск, связанный с передачей имущества лизингополучателю. Подобная норма в российском налоговом законодательстве не установлена, и в обозримой перспективе ее введение финансовым ведомством не рассматривается.

Остановимся подробнее на ряде преференций, установленных в НК РФ и влияющих, прямо или опосредованно, на развитие национального лизинга.

Налог на прибыль организаций. При приобретении предмета лизинга основополагающую роль в учете, как бухгалтерском, так и налоговом,

12 Степень износа основных фондов по видам экономической деятельности // Россия в цифрах - 2012 г. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks. ru/bgd/regl/b12_11/IssWWW.exe/Stg/d1/03-05.htm.

13 Leaseurope. URL: www.leaseurope.org.

14 Рейтинговое агентство «Эксперт РА». URL: http:// raexpert.ru/.

играет договор лизинга. У лизингодателя расходы на приобретение имущества, переданного в лизинг, но учитываемого на балансе лизингодателя, списываются через амортизацию (п. 1 ст. 256, абз. 3 п. 1 ст. 257, п. 7 ст. 258 НК РФ). Доходы от передачи имущества в лизинг включаются в состав доходов от реализации (п. 1 ст. 249 НК РФ).

Для лизингополучателя получение предмета лизинга, учитываемого на балансе лизингодателя, не влечет каких-либо налоговых последствий. Расходы лизингополучателя на ремонт учитываются при расчете налога на прибыль (ст. 260 НК РФ).

Рассмотрим ситуацию, когда предмет лизинга учитывается на балансе лизингодателя. По нормам гл. 25 НК РФ он включается в состав амортизируемого имущества. В налоговом учете первоначальная стоимость предмета лизинга складывается из суммы расходов лизингополучателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования в производстве, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Нормы гл. 25 НК РФ в раде случаев предоставляют 30%-ную амортизационную премию от первоначальной стоимости основных средств. Но конкретно для лизинговых компаний спорным является вопрос о том, можно ли лизингополучателю единовременно включать в состав расходов текущего периода затраты на капитальное вложение в размере не более 30% первоначальной стоимости основных средств.

Кроме этого, неоднозначной представляется позиция, касающаяся применения специальных коэффициентов, ускоряющих процесс переноса первоначальной стоимости объекта лизинга. Так, лизингодатель, с одной стороны, вправе применять специальный коэффициент, установленный нормами ст. 259.3 НК РФ в отношении амортизируемых основных средств, являющихся предметом договора финансовой аренды и относящихся к 4-10-й амортизационным группам. Но, с другой стороны, данная норма вводит сразу два ограничения. Первое -. обязанность лизингодателя закрепить в нормах налогового учета выделение в отдельную амортизационную группу таких основных средств. И второе -ограничение величины повышающего коэффици-

ента, предусмотренное гл. 25 НК РФ, как налоговая преференция, в своей совокупности значением выше 3 единиц. Практика применения данной нормы льготного права в своей экономической совокупности не дает ожидаемого эффекта. Эта льгота работает еще и в совокупности ограничительного фактора номера амортизационных групп.

Вопрос применения коэффициентов ускоренной амортизации при улучшении основных средств, относимых как к отделимым, так и к неотделимым улучшениям, также четко не урегулирован нормами налогового законодательства.

Требует уточнения и следующая норма гл. 25 НК РФ: расходы, связанные с процентами по долговым обязательствам любого вида, признаются внереализационными расходами. Таким образом, если буквально следовать данной норме, проценты по заемным средствам, привлеченным для приобретения предмета лизинга, не включаются в первоначальную стоимость приобретенного имущества, а относятся к внереализационным расходам.

С одной стороны, неоднозначность толкования норм налогового права и неясность порядка применения некоторых норм НК РФ приводят к возникновению налоговых противоречий между лизингодателем и налоговыми органами или же к созданию схем ухода от налогообложения, что не позволяет налоговым преференциям проявиться в полной экономической силе. С другой стороны, из буквального прочтения норм гл. 25 НК РФ следует, что имеющиеся налоговые преференции в отношении услуг лизинга по сравнению с другими способами финансирования капитальных и интеллектуальных вложений имеют ряд следующих преимуществ:

- подход, разрешенный по отношению к учету имущества, переданного в лизинг (налогообложение зависит от того, на чьем балансе учитывается оборудование);

- отнесение лизинговых платежей лизингополучателем на расходы (уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль) в полном объеме;

- сторона договора лизинга, учитывающая на своем балансе предмет лизинга, имеет право к амортизационным отчислениям применять специальный коэффициент ускорения до 3 единиц (в результате этой преференции умень-

шаются суммы налога на прибыль в первый период реализации сделки у лизинговой компании и налога на имущество организаций). Возможность использования вышеназванных положений налогового законодательства создает условия снижения сумм налога на прибыль и налога на имущество организаций, поскольку лизингополучатель и лизингодатель, увеличивая размер своих расходов, сокращают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций. В связи с этим возникает вопрос: используют ли лизинговые компании полученный финансовый потенциал от налоговых преференций для развития отечественных лизинговых услуг. Возможно, для получения положительного ответа на этот вопрос нужен контроль со стороны налоговых органов за использованием высвобождающихся денежных средств в виде их аккумуляции в амортизационный фонд или лизинговый фонд (выбор предприятия). Но на данном этапе развития налоговой системы и норм гл. 25 НК РФ вышеназванные преференции носят заявительный характер.

Налог на добавленную стоимость. Рассматривая нормы гл. 21 НК РФ, можно сделать следующие выводы. Данная глава не дает определенных налоговых преференций для лизинговых компаний: при реализации предмета лизинга продавец дополнительно к цене (тарифу) предмета лизинга обязан предъявить к оплате лизинговой компании соответствующую сумму налога. Основанием для предъявления являются выставление счета-фактуры, содержащего сведения о сумме предъявленного НДС, и еще ряд показателей, характеризующих сделку. Данную сумму лизинговая компания вправе при соблюдении определенных условий принять к вычету, т.е. вычесть ее из общей суммы НДС.

Механизм вычета суммы НДС, уплаченной лизинговой компанией при ввозе предмета лизинга на таможенную территорию Таможенного союза, аналогичен. Глава 21 НК РФ регламентирует определенные условия применения вычетов сумм НДС, которые необходимо соблюдать. При нарушении налоговых норм стоимость приобретения имущества в лизинг или лизинговые платежи будет увеличена на сумму НДС, отраженного в счете-фактуре или в таможенной декларации.

Налог на имущество организаций. Критерии отнесения активов в состав основных средств

определены в п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01. По взаимному соглашению сторон договора предмет лизинга может учитываться на балансе лизингодателя или лизингополучателя. От этого будет зависеть, кто из них должен уплачивать налог на имущество со стоимости предмета лизинга.

Статьей 381 НК РФ предусмотрены льготы по налогу на имущество организаций. Пользоваться ею вправе та сторона договора, у которой это имущество учтено на балансе. В частности, этой стороной может быть лизингодатель, если договором финансовой аренды (лизинга) предусмотрен учет на его балансе указанного выше имущества.

Но проблема заключается в том, что при исчислении налога на имущество возникает ряд спорных моментов. Например, при возврате предмета лизинга лизингодателю у него есть право квалифицировать данный актив как основное средство или товар. Однако при возврате лизингового имущества и прекращении его использования для лизинга его стоимость переносится с кредита счета 03 «Доходные вложения в материальные ценности» (субсчет «Имущество для сдачи в лизинг») на счет 01 «Основные средства». Таким образом, объект основных средств, изъятый у лизингополучателя, подлежит учету и обложению налогом на имущество организаций до его выбытия.

В качестве лизингополучателя может выступать индивидуальный предприниматель, и предмет лизинга по условиям договора может учитываться у него на балансе. Кто должен платить налог на имущество организаций в таком случае? Плательщиками налога на имущество организаций признаются, в частности, российские организации, а индивидуальные предприниматели таковыми не являются. Они ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством, отражая полученные доходы, произведенные расходы и хозяйственные операции при осуществлении предпринимательской деятельности в книге учета доходов и расходов.

Налога на имущество организаций индивидуальные предприниматели не платят, бухгалтерский учет у них отсутствует, баланса нет, по своим обязательствам гражданин отвечает всем принадлежащим ему имуществом. Передать лизинговое имущество на баланс предпринимателя

невозможно даже чисто физически. При такой системе организации учета получается, что лизинговое имущество не является объектом налогообложения ни у одной из сторон договора: ни у лизингодателя, ни у лизингополучателя.

Еще одна проблема неурегулированности налогового законодательства не дает права применения налоговых льгот. По мнению Минфина России, подобный вариант учета будет приниматься во внимание судом при установлении недобросовестности поведения налогоплательщика. Поэтому в договоре лизинга, заключенном с предпринимателем, целесообразнее будет указать, что предмет лизинга числится на балансе организации-лизингодателя.

Если рассматривать международный лизинг в России в качестве перспективного направления, необходимо особым образом выделить взаимодействие со странами СНГ. Законодательство государств - участников СНГ предусматривает обязанность резидента проводить удержание налога при выплате нерезиденту лизинговых платежей. Вместе с тем в Республике Казахстан, Республике Молдова и на Украине налог рассчитывается с общей суммы выплаты без учета расходов. В Республике Армения аналогичный порядок, однако доходами, полученными от международного лизинга, признаются лишь проценты, указанные в лизинговом договоре. В Республике Беларусь и в Российской Федерации доход от лизинговых операций уменьшается на возмещение лизингодателю стоимости лизингового имущества. Дополнительно, в Республике Беларусь при определении дохода учитываются документально подтвержденные затраты по страхованию объекта лизинга и выплате банку, правительству иностранного государства процентов за кредит, полученный на приобретение имущества.

Аналогичная ситуация сложилась в государствах и с определением места реализации услуги лизинга в целях исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. Общие подходы применяются в Республике Беларусь, Российской Федерации, а от даты вступления в силу договорно-правовой базы Таможенного союза - в Республике Казахстан.

Развитие лизинговой сферы особенно актуально в условиях снижения платежеспособности субъектов предпринимательской деятельности

и, соответственно, уменьшения товарооборота, вызванных мировым финансовым кризисом.

Вместе с тем, принимая во внимание, что вопросы налоговой политики, как правило, находятся в компетенции министерств финансов, предлагается выработать единые межнациональные налоговые преференции, которые позволят развивать общемировое сотрудничество правового института лизинговых услуг.

Подводя итог вышеизложенному, можно резюмировать следующее: лизинг - эффективный инструмент для решения проблемы модернизации и расширения производства, позволяющий любому хозяйствующему субъекту приступить к реализации крупных проектов при ограниченности собственных средств, сохранить существующие кредитные линии, а также оптимизировать налогообложение и рационально использовать прибыль.

Анализ налогового законодательства России и ряда развитых стран позволил сделать следующие выводы:

- в странах Европы и США развитие лизинговых отношений стимулируется на законодательном уровне; в отечественной практике имеет место попытка применения налоговых преференций;

- при возникновении лизинговых отношений в российской практике не применяется отраслевой подход по льготному налогообложению;

- для лизинговых компаний, применяющих специальные режимы налогообложения, отсутствуют преференции в соответствующих главах налогового законодательства РФ;

- развитие международного лизинга обусловливает необходимость внесения в национальное налоговое законодательство экономически эффективных налоговых преференций.

На законодательном уровне для развития и поддержки лизинга необходимы четкие нормативно-правовые инструменты, которые в синергии применения налоговых преференций давали бы положительный результат, способствующий развитию национальной экономики и решению социальных проблем в обществе.

Список литературы 1. Филосова Т.Г. Глобальная конкуренция и инновации // Лизинг. 2012. № 2.

2 . Zhuravleva I.A. Innovative leasing in developing of a national innovation system // African Journal of Business Management (AJBM) (ISSN:1993-8233, ISI Indexed), 2013.

Foreign experience

TAX PREFERENCES OF LEASING: FOREIGN EXPERIENCE AND DOMESTIC PRACTICE Irina A. ZHURAVLEVA

Abstract

The article considers the U.S. and European experience in leasing market taxation to ensure competitiveness of industrial products under the necessary updating of fixed assets The author reveals the problems of taxation of leasing transactions and justifies the role of tax incentives for creation of favorable conditions for the cross-border leasing

Keywords: leasing, tax

References

1. Filosova T.G. Global'naia konkurentsiia i innovatsii [Global competition and innovation].

Lizing - Leasing, 2012, no. 2.

2. Zhuravleva I.A. Innovative leasing in developing of a national innovation system . African Journal of Business Management (AJBM), 2013.

Irina A. ZHURAVLEVA

Financial University under Government of Russian Federation, Moscow, Russian Federation sia . mir67@mail . ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.