УДК [336.645.1: 336.671]: 336.027
ЛИЗИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ И ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВЫХ ПРЕФЕРЕНЦИИ*
П. Н. МАШЕГОВ, доктор экономических наук, заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга E-mail: [email protected]
А. А. БЕЛЬСКИЙ, кандидат экономических наук, доцент кафедры прикладных экономических дисциплин E-mail: al. [email protected] Орловский государственный университет
В статье рассмотрены проблемы оценки эффективности налоговых преференций при лизинговом финансировании инновационной деятельности. Отмечено, что большинство налоговых льгот связано с перераспределением налогового бремени между участниками лизинговой сделки и не ведет к уменьшению бюджетных поступлений. Показано, что для объективной оценки эффективности налоговых преференций лизинговой деятельности необходимо корректно оценить масштабы лизинговой деятельности и дать качественную оценку оборудования, являющегося предметом лизинговой сделки. Предложена система мониторинга лизинговой деятельности, основанная на межведомственном взаимодействии.
Ключевые слова: лизинг, налоговые преференции, финансирование инноваций.
Считается, что лизинг являются одним из ключевых методов финансирования инновационной деятельности [1, 2, 16]. В значительной мере
* Статья представлена информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Государственном университете - учебно-научно-производственном комплексе (Орел ГТУ).
преимущества лизинга для лизингополучателя обусловлены возможностью снижения налоговой нагрузки. Данная практика является общемировой, как и то, что сделка не может быть признанной лизинговой, если единственной ее целью является уменьшение налогового бремени участников. Мировой финансовый кризис, снижение темпов экономического роста вновь сделали актуальным рассмотрение налоговых льгот, прежде всего как угроз наполняемости бюджета. Так, утвержденными Правительством РФ в августе 2011 г. «Основными направлениями налоговой политики РФ на 2012-2014 гг.» [10] предусмотрено осуществить проверку эффективности установленных действующим законодательством налоговых льгот. Необходимость указанных мер вытекает из того, что предоставление фискальных освобождений без проверки их результативности дискредитирует саму идею налоговых освобождений. При этом отмечается, что более 90 % выпадающих доходов составляют потери, связанные с применением налоговых освобождений, обусловленных структурой налогов и использованием общих принципов налогообложения отдельных операций. Другими
словами, указанные суммы не могут быть признаны налоговыми расходами бюджетов, направленными на достижение тех или иных целей.
В контексте представленного исследования под налоговыми преференциями предлагается понимать всю совокупность тех или иных способов финансирования хозяйствующих субъектов за счет средств бюджета и, следовательно, приводящих к появлению выпадающих доходов бюджетов различных уровней. Такой подход обусловлен двумя причинами.
Во-первых, из всех преференций и изъятий из налоговой системы весьма трудно выделить собственно налоговые льготы. Определенная часть этих налоговых исключений носит ярко выраженный характер налоговых льгот, другую часть к льготам, исходя из положений ст. 56 Налогового кодекса РФ, отнести или затруднено, или просто невозможно [13].
Во-вторых, если говорить об эффективности, то необходимо сравнивать понесенные издержки с полученными результатами. В этом контексте не столь важным является выпадающий доход, связанный с транзакциями определенного типа, формальной налоговой льготой или нет.
Решение проблемы оценки эффективности предоставления налоговых преференций при осуществлении лизинговых сделок с точки зрения финансирования инновационного развития предусматривает сопоставление некоторых показателей. В состав этих показателей входят:
1) оценка объема лизинговых сделок;
2) оценка объемов выпадающих доходов бюджетов всех уровней, связанных с осуществлением данных лизинговых сделок;
3) оценка уровня соответствия приобретаемых средств производства вектору инновационного развития экономики;
4) оценка компенсирующих дополнительных налоговых поступлений, формируемых за счет расширения профинансированных в рамках лизинговой сделки объемов предпринимательской деятельности;
5) оценка изменения предпринимательского пове -дения в случае изменения объемов налоговых преференций в рамках лизинговой сделки. Первые два показателя являются количественными, третий - качественным, а два последних -вероятностными.
Рассмотрим подходы к определению этих показателей в порядке убывания сложности их определения.
Вероятностные характеристики должны описывать то, как изменится предпринимательское поведение при изменении условий выбора альтернатив. Инвестиционное предпринимательское поведение довольно сложно по своей структуре и зависит от очень большого количества разноплановых факторов. Несмотря на обилие описывающих моделей, большинство из них мало применимо для принятия решения в конкретной ситуации, так как основано на ретроспективных данных, лишь от части учитывающих специфику текущего момента.
Так, например, даже не учитывая доказанной субъективности принимаемых инвестиционных решений и руководствуясь лишь рациональными основаниями при выборе объекта инвестирования и метода финансирования инвестиций, следует сопоставить стоимость привлекаемого капитала и уровень ожидаемой доходности бизнеса, который очень сильно зависит от отраслевой принадлежности и колебаний мировой конъюнктуры. Иными словами, в высокодоходных отраслях инвестор «не заметит» более высокой стоимости банковского кредита, а в низкодоходных увеличение издержек инвестирования может стать причиной сворачивания предпринимательской активности.
Оценка «вероятностных» характеристик будет всегда в определенной мере субъективной, так как основывается на опросах относительно предполагаемого предпринимательского поведения. Однако, как известно из теории перспектив, человеку свойственно преувеличивать значимость ожидаемых потерь. То есть фактическая отмена льгот может и не привести к тем объемам уменьшения инвестиций, которые прогнозируются респондентами, так как предприниматель будет действовать по принципу: «что делать, жить-то надо» и все равно осуществит инвестирование на менее выгодных для себя условиях, хотя еще недавно и не собирался этого делать.
Соответственно, оценить компенсирующие дополнительные налоговые поступления, связанные с осуществленными лизинговыми сделками, теоретически возможно, а потери, связанные с переходом на другие методы финансирования, - нет.
Оценка качественных характеристик возможна лишь в рамках специфических программ, предусматривающих дополнительную экспертизу проектов.
В силу своих сущностных характеристик лизинг является одним из способов ресурсного обеспечения воспроизводства основных средств. Однако инновационный характер данного воспроизводства
не является отличительной особенностью лизинговой операции, но обусловлен выбором стратегии хозяйствующего субъекта. Потенциал лизинга как метода финансирования средств производства достаточно велик. Тем не менее включение лизинговых компаний в состав инфраструктуры национальной инновационной системы требует от государства определенных действий, обеспечивающих как общий вектор инновационного характера развития экономики, так и мотивированность лизинговых компаний относительно совершения сделок по поставкам инновационного оборудования.
На необходимость введения дополнительных показателей для установления «уровня инноваци-онности» лизинговой сделки указано в Основных направлениях налоговой политики РФ, где сказано, что, учитывая принятые в последнее время меры, направленные на повышение инвестиционной активности организаций, предоставление права ускоренной амортизации в отношении любого имущества, являющегося предметом договора финансовой аренды (лизинга), нецелесообразно. Обоснованным представляется применение коэффициента ускоренной амортизации только при совершении лизинговых операций, соответствующих задачам модернизации экономики и обновления фондов производственного сектора.
В целях упорядочивания данной меры налогового стимулирования предполагается разработка перечня видов основных средств, в отношении которых при предоставлении (получении) в лизинг к основной норме амортизации может применяться повышающий коэффициент.
Существуют теоретические разработки, направленные на идентификацию лизинговых сделок, которым присущи качественный модернизаци-онный характер [6] и практически используемые критерии. Например, параметрами отнесения лизинговых седелок к категории инновационных в ОАО «МСП Лизинг» (для возможных предметов лизинга модельный ряд оборудования должен быть не старше 5 лет) [12] являются:
- промышленное и технологическое оборудование, необходимое для реализации инновационного проекта, внедрения инновационных технологий, выпуска высокотехнологичной продукции, коммерциализации научных разработок, выполнения заключенных экспортных контрактов;
- оборудование для опытных заводов и научно-исследовательских лабораторий, выпускающих
малотоннажную наукоемкую продукцию в целях последующего развития массового производства.
Лизингополучатель должен подтвердить инновационный характер своего проекта одним из следующих способов:
- наличием права собственности (интеллектуального права) на действующий российский или международный (иностранный) патент на изобретение или полезную модель, используемую в проекте;
- наличием лицензионного соглашения на использование российского или международного (иностранного) патента, используемого в проекте;
- контрактами, подтверждающими приобретение для реализации проекта высокотехнологичного оборудования или технологий, основанных на российских или международных (иностранных) патентах с приоритетом не старше 5 лет;
- экспертным заключением (от любого из участников Соглашения о взаимодействии институтов развития или сторонних экспертных организаций).
Оценка количественных характеристик разделяется на два аспекта.
Вначале необходимо определиться, с чем именно связаны выпадающие доходы бюджетов.
Для лизингополучателя лизинговые схемы привлекательны тем, что оборудование может находиться на балансе лизингодателя, следовательно, он будет освобожден от налога на имущество.
Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектом обложения налогом на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. 378 НК РФ.
Если предмет лизинга находится на балансе лизингополучателя, то именно он является плательщиком налога на имущество. Аналогичный вывод представлен в письмах Минфина России от 28.02.2005 № 03-06-01-04/118, МНС РФ от 14.10.2004 № 21-3-05/437.
Аналогично выглядит картина по транспортному налогу. Он выплачивается либо лизингодателем, либо лизингополучателем в зависимости от условий договора. То есть он, так же, как и налог на имущество, не
является налоговой преференцией в смысле наличия выпадающих доходов бюджета. Происходит просто «перекладывание» налогового бремени с одного хозяйствующего субъекта на другого. Выпадение дохода бюджета возможно только в том случае, если один из участников имеет преференции по налогу на имущество, т. е. не по основанию факта лизинга.
Лизинговые платежи включают целиком себестоимость производителя, что приводит к экономии по налогу на прибыль. Глава 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ [7] содержит несколько специальных положений, связанных с налогообложением прибыли в рамках договора лизинга.
Согласно подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество при налогообложении прибыли включаются в прочие расходы, связанные с производством и реализацией.
Рассмотрение этого положения как налоговой преференции является весьма дискуссионным, так как вознаграждение (премия) лизинговой компании в составе лизингового платежа включается в себестоимость (так же, как и проценты по банковскому кредиту). В свою очередь тело кредита (стоимость оборудования) будет возмещено (включено в себестоимость, а это приведет к экономии по налогу на прибыль) через механизм амортизации.
Подпунктом 1 п. 2 ст. 259.3 НК РФ предусмотренное право на применение специального повышающего коэффициента не выше 3 к основной норме амортизации по основным средствам, которые являются предметом договора финансовой аренды (договора лизинга).
Данная норма, безусловно, важна для начинающегося бизнеса, когда финансовый поток от реализации товаров/услуг еще не вышел на проектный уровень, и ощущается нехватка денежных ресурсов. Однако для государства объем преференции пропорционален инфляции отсроченных платежей, так как общий объем амортизационных отчислений не изменяется, а лишь происходит их перераспределение во времени.
При этом согласно п. 10 ст. 258 НК РФ основные средства, являющиеся предметом лизинга, могут учитываться в соответствующей амортизационной группе с начислением амортизации в целях налогообложения прибыли как у собственника имущества - лизингодателя, так и у арендатора -лизингополучателя. Данное право регулируется только договором лизинга
Таким образом, объем предоставляемых налоговых преференций несоизмеримо мал по сравнению с теми возможностями налоговой оптимизации, которая доступна для предприятия - участника сделки и которые достигаются за счет перераспределения налогового бремени между участниками во времени, но никак не за счет фактических изъятий из бюджета.
Однако самый большой парадокс связан с оценкой масштабов лизинговой деятельности.
Аналитические данные по изучению динамики рынка лизинговых услуг можно найти в публикациях агентства «Эксперт РА», в ежегодных аналитических исследованиях рынка лизинга профессора В. Д. Газмана, в официальных статистических материалах Федеральной службы государственной статистики. Отличительная особенность перечисленных информационных источников заключается в том, что рынок лизинговых услуг оценивается по различным показателям.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» проводит исследования рынка лизинга и составляет списки крупнейших лизинговых компаний по итогам каждого года, полугодия и девяти месяцев. В проекте «Российский лизинг» может принять участие любая лизинговая компания (или группа аффилированных компаний), зарегистрированная как юридическое лицо на территории РФ, осуществляющая деятельность по предоставлению оборудования и других объектов в финансовую аренду. Исследование проводится на основе анализа анкетных данных, предоставленных лизингодателями - участниками исследования. В качестве индикаторов развития рынка лизинга выступают такие показатели, как объем нового бизнеса (объем рынка лизинга), объем профинансированных средств, объем полученных платежей, текущий портфель компании (объем лизинговых платежей к получению), на основании которых аналитики агентства создают собственный рейтинг лизинговых компаний [15].
В ежегодных аналитических исследованиях проф. В. Д. Газман исследует динамику развития лизинга в России на основании анкет, полученных от лизинговых компаний, и составляет ренкинг лизингодателей по таким основным показателям, как стоимость новых заключенных договоров лизинга, количество договоров, лизинговые портфели, на основе которых также составляется рейтинг лизинговых компаний [3].
Федеральная служба государственной статистики не составляет рейтинга лизинговых компаний, а
проводит исследование организаций, осуществляющих деятельность в области финансового лизинга. Главными показателями при оценке развития рынка лизинговых услуг выступают общая стоимость договоров финансового лизинга, средний срок действия договоров финансового лизинга, источники финансирования и др.
Обратим внимание, что главным показателем, который учитывается в лизинговых ассоциациях США, в Европейской федерации национальных ассоциаций лизинговых компаний (Leaseurope), является объем нового бизнеса (New Production), т. е. стоимость новых заключенных договоров в течение отчетного года [4, с. 52]. Очевидно, что основной показатель, используемый в настоящее время при формировании статистики лизинга в РФ, заимствован из западной практики оценки лизингового бизнеса.
Данные по объему нового лизингового бизнеса по результатам различных аналитических исследований представлены на рис. 1.
Действующий механизм исследования лизингового бизнеса РФ проводится на основе анкетирования лизинговых компаний. До 2002 г. лизинговая деятельность в России подлежала лицензированию, поэтому на вопрос о количестве действующих лизинговых компаний можно было получить практически точный ответ. Всего за период действия положения о лицензировании (с 1994 по 2002 г.), по данным ассоциации лизинговых компаний «Росли-зинг», было выдано 2 429 лицензий на лизинговую деятельность резидентам РФ и 148 - нерезидентам [11]. Безусловно, за минувшее десятилетие количество лизингодателей изменилось. Однако
^ о
1400
1 200
1000
800
600
400
200
L^LnrS
т ^ ^
ш
I
!
2007
2008
2009
2010
2011
Рис. 1. Стоимость новых заключенных договоров лизинга в 2007-2011 гг., млрд руб.
перечисленные ранее аналитические исследования предоставляют информацию в разбросе от 83 до 889 лизинговых компаний (рис. 2). Заметим, что такой показатель, как объемы нового лизингового бизнеса, согласно официальной статистике является самым низким показателем (он существенно отличается от данных других аналитических исследований), а показатель количества обследованных лизинговых компаний является самым высоким показателем.
В настоящее время лизинговые компании подлежат постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу, которая располагает необходимой информацией о количестве действующих в РФ лизинговых компаний, но не занимается статистическими исследованиями.
По мнению авторов, одним из главных недостатков статистического обследования лизинговой деятельности в РФ является формирование аналитических данных на основе исследования одной из сторон лизинговой сделки - лизингодателя. Отметим, что деятельность лизинговых компаний сопряжена не только с получением прибыли за счет привлекательности лизингового механизма (наличия определенных преференций), но и направлена на удовлетворение потребности клиентов (лизингополучателей) во временном использовании необходимого им имущества. Лизингополучателем является лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга. Приобретая оборудование по договору лизинга, организация получает возможность принять сумму лизинговых платежей в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль. Думается, что в сложившихся условиях необходимо рассмотреть возможность получения информации у непосредственного потребителя лизинговой услуги - лизингополучателя.
■ По данным проф. В.Д. Газмана
□ По данным Эксперт РА
□ По данным ФСГС
0
1 000 900 800 700 600 500 400 300 200 100 0
сл г-
сл 00 00
00 00
00 00
г-
^ 2
сл ^
ш
£1
сл
п
□ По данным проф. В.Д. Газмана
□ По данным Эксперт РА
□ По данным ФСГС
2007
2008
2009
2010
2011
Рис. 2. Количество обследованных лизинговых компаний в 2007-2011 гг.
Доход лизингодателя по договору лизинга образуется за счет лизинговых платежей лизингополучателя. Под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя. В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.
В настоящее время данные об объеме полученных лизинговых платежей предоставляет рейтинговое агентство «Эксперт РА». Согласно методологии агентства, объем полученных платежей - это общая сумма платежей по договорам лизинга, перечисленных на расчетный счет организации в течение периода [15], т. е. оценка ведется на основании данных, полученных от обследованных лизинговых компаний, а не от лизингополучателей (рис. 3).
Отметим, что В. Д. Газман критически относится к методологическому подходу Росстата по оценке объема сделок финансового лизинга в части иностранных инвестиций по поступающим лизинговым платежам. При этом исследователь выделяет ряд причин несовершенства данного подхода статистического исследования.
600 П
500 -
400 -
300 -
200 -
100 -
Так, например, указывается, что сумма всех поступающих в течение года лизинговых платежей по действующим договорам скорее всего не будет равна сумме заключенных договоров лизинга. Кроме того, может иметь место факт неисполнения обязательств по каким-то договорам лизинга. При использовании такого подхода не учитывается величина выкупной стоимости [4, с. 40]. Отметим, что договор лизинга заключается на длительный срок, следовательно, лизинговые платежи уплачиваются в течение нескольких лет. По правилам бухгалтерского учета, начисление причитающихся лизингодателю лизинговых платежей за отчетный период отражается в учете лизингополучателя по счету «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», т. е. в бухгалтерском балансе лизингополучателя указанные суммы будут отражаться в разделе «Краткосрочные обязательства». Размер, способ осуществления и периодичность лизинговых платежей определяются договором лизинга. Учитывая изложенное, авторы считают необходимым рассмотреть возможность исследования рынка лизинговых услуг с позиции расходов лизингополучателя за отчетный год, который характеризует результат использования лизингового механизма
540
402,
294
320
350
2007
2008
2009
2010
2011
Рис. 3. Объем полученных лизинговых платежей по данным агентства «Эксперт РА» в 2007-2011 гг, млрд руб. [15]
инвестирования. Пожалуй, самую достоверную информацию о размере финансовых расходов лизингополучателей за отчетный год можно получить у налоговой инспекции, в которой лизингополучатель состоит на учете.
Система мониторинга лизинговой деятельности может быть сформирована на основе межведомственного взаимодействия государственных органов исполнительной власти. Взаимодействие между ФНС России и Росстатом осуществляется при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. До 2004 г., с которого началась реализация концепции «одного окна», электронного обмена данными между ФНС России и Росстатом не было, как не было и самой необходимости в таком обмене. Каждое ведомство получало от заявителей всю необходимую информацию в виде первичных документов, само ее обрабатывало и использовало. С введением технологии «одного окна», уменьшившей число посещений заявителем различных ведомств до одного, такой источник информации для Росстата исчез. Теперь вся информация сначала поступает в одно место - ФНС России, после чего она перенаправляется в различные ведомства, в том числе и в статистическое ведомство страны [14].
Кроме того, совместным приказом ФНС России и Росстата от 18.01.2008 «О совершенствовании информационного взаимодействия Федеральной службы государственной статистики и Федеральной налоговой службы» утвержден порядок информационного взаимодействия Федеральной службы государственной статистики и Федеральной налоговой службы при предоставлении информации статистической и налоговой отчетности. В этом приказе приводятся перечень информации статистической налоговой отчетности, передаваемой Федеральной налоговой службой в Федеральную службу государственной статистики, и перечень информации статистической отчетности, передаваемой Федеральной службой государственной статистики в Федеральную налоговую службу.
Предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности. Гражданское законодательство определяет, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск
деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Следовательно, лизингополучатель, приобретая имущество по договору лизинга, используя его в предпринимательской деятельности и получая при помощи данного имущества доход, является налогоплательщиком налога на прибыль.
В соответствии со ст. 247 НК РФ, объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, т. е. полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с НК РФ. Согласно ст. 252 НК РФ, у налогоплательщика расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. На основании подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций лизинговые платежи учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
Лизинг в России и методы расчета лизинговых платежей уже прошли несколько стадий развития. В настоящее время имеет место переход от простых сделок к более сложным, т. е. увеличиваются суммы сделок, срок лизинга и инвестиционный период, поставка и монтаж оборудования растягиваются на несколько месяцев. При планировании лизинговой сделки надо увязать в единый цельный процесс реализацию договоров, связанных с куплей-продажей предмета лизинга, его доставкой и монтажом, страхованием имущественных рисков, привлечением заемных денежных средств и их возвратом, уплатой различных налогов и сборов, содержанием лизинговой компании [5, с. 67]. Соответственно, условиями договора лизинга может быть предусмотрено не только равномерное перечисление лизинговых платежей, но и неравномерный график оплаты.
Лизинговые платежи отдельно в налоговой декларации по налогу на прибыль не показываются. Однако для документального подтверждения указанных расходов необходимы документы, оформленные в соответствии с требованиями законодательства РФ, в том числе заключенный договор лизинга, график лизинговых платежей, документы, подтверждающие оплату лизинговых платежей, акт приемки-передачи лизингового имущества. При этом ежемесячного заключения актов оказанных услуг по договору лизинга в целях документального подтверждения расходов в виде лизинговых платежей в налоговом
учете не требуется
[9].
Процесс взаимодействия инспекций ФНС России и территориальных органов Федеральной службы государственной статистики по вопросу формирования статистики лизинга представлен на рис. 4.
Итак, заключению договора лизинга предшествует некоторая организационная работа: определяется
Рис. 4. Система межведомственного взаимодействия при получении данных о суммах лизинговых платежей: 1 - подписание договорализинга; 2 -заключениедоговора купли-продажис продавцом предмета лизинга; 3 - доставка оборудования в адрес лизингополучателя; 4 - перечисление лизингодателю лизинговых платежей; 5 - предоставление формы № ДАФЛ; 6 - предоставление налоговойдекларации; 7 - предоставление обработанныхсведений о размерахперечисленных лизингодателям лизинговых платежей
предмет договора лизинга;
- оценивается целесообразность использования лизинговой формы инвестирования; ведутся переговоры с потенциальным продавцом имущества;
определяются размер и периодичность оплаты лизинговых платежей.
Заканчивается данныйпроцесс подписанием договора лизинга. Далее заключается договор купли-продажи с продавцом предмета лизинга, который осуществляет достав^ оборудования в адоес лизингополучателя. За пользование предметом лизинга лизингополучатель перечисляет лизингодателю лизинговые платежи, установленныедоговором лизинга.
Федеральная слуяйа государственной статисгаю! ежегодно проводит обследованиеорггишзаций,осу-ществляющих деятельность в области финансового лизинга по форме № ,Д\ФЛ.Этаформа заполняетсяру-ководителем организации потогам работы .тпошлхиюй компании за отчетный годи предстшшштся территориальному органу Федеральной службы государственной статистики в субъекте РФпоуст£шовленномуимадфесу 10 февраля года, следующегозаагаетш>ш.
На основании ст. 289 НК РФ налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения
каждого обособленного подразделении соответствующие налоговые декларации. В рассматриваемом случае лизингополучатель представляет налоговые декларации(налоговыерасчеты) непозднее28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налоговые декларации (налоговыерасчеты) по итогам налоговогопериода представляютсянапогоплателыциками(налоговы -ми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Далее налоговые декларации (расчеты) и другие документы, по которым лизингополучатели рассчитываются и уплачи-в аютналогнагфибыль,подвергаются камерально й налоговой проверке,на которую отводится три месяца содняпредставленияотчетности,атакже других необходимых документов.
На последнем этапе налоговая инспекция, в которой лизингополучательсостоитна учете,пред-ставляет обработанные сведения оразмерахпере-численныхлизингодатехмм лизинговых платежей в территориальный орган Федеральной службы государ ственной статистшш.Заюпочать дополнительны е соглашения междуФНСРоссии иРосстатом, по мнению авторов, необязательно, так как в рамках действующего приказа Росстата и ФНС России1
1 О совершенствовании информационного взаимодействия Федеральной службы государственной статистики и Федеральной налоговой службы: приказ Росстата от 18.01.2008 № 5 и ФНС России от 18.01.2008 № ММ-3-11/14@ (ред. от 26.10.2012).
предусмотрена передача информации Отчета о налоговой базе и структуре начислений по налогу на прибыль организаций (форма № 5-П), в которую отдельной строкой необходимо включить сведения о сумме лизинговых платежей отчетного периода.
При успешной реализации взаимодействия ФНС России и Росстата ведомствами будет решена задача по формированию полной и достоверной информации об объемах лизинговых платежей, что можно рассматривать как один из индикаторов успешности рынка лизинговых услуг России на современном этапе развития. При этом обеспечиваются однократность ввода информации и снижение числа звеньев в цепочке передачи информации заинтересованным субъектам.
Таким образом, первым шагом при оценке эффективности налоговых преференций лизинговой деятельности должно стать формирование системы сбора объективной информации о ее масштабах, основанной на межведомственном взаимодействии государственных органов исполнительной власти. Уровень инновационности лизинговых сделок может быть оценен на основе выборочного исследования, предусматривающего рассмотрение качественных характеристик передаваемого в лизинг оборудования. Лишь на третьем этапе появляется возможность оценки уровня сопоставимости выпадающих доходов бюджетов с объемами финансирования модернизационного развития территорий и страны в целом, что, в свою очередь, позволит принять решение о рациональности сохранения тех немногочисленных налоговых преференций, которые представляются хозяйствующим субъектам по факту лизинговой сделки.
Список литературы
1. Батаева Н. А. Перспективы лизинга как эффективного инструмента инвестирования в инновационную деятельность Ярославской области // Ярославский педагогический вестник. 2010 № 4 Т. I (Гуманитарные науки). URL: http://vestnik.yspu. org/releases/2010_4g/25.pdf.
2. Беляева И. В. Лизинг: выбор эффективного источника финансирования инновационных проектов предприятием (фирмой) в условиях нестабильной экономики // Вестник Тамбовского университета. Сер. «Гуманитарные науки». 2009. № 10. С. 67-72.
3. Газман В. Д. Исследование динамики лизингового рынка России // Лизинг ревю. 2012. № 2. С.8-20.
4. Газман В. Д. Лизингоемкость инвестиций // Экономический журнал ВШЭ. 2007. № 1. С. 35-54.
5. Киркоров А. Н. Управление финансами лизинговой компании. М.: Альфа-Пресс. 2006. 164 с.
6. Машегов П. Н., Бельский А. А. Специализированный инновационный лизинг: институциональная и финансовая модели // Финансы и кредит. 2011. № 17. С. 23-31.
7. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ. URL: http://www. consultant. ru/popular/nalog2/3_4.html#p6747.
8. О финансовой аренде (лизинге): Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ (ред. от 08.05.2010). URL: http://www. consultant. ru.
9. Об учете расходов в виде лизинговых платежей при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организации: письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 14.01.2008 №03-03-06/1/3.
10. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов. URL: http://www. consultant. ru.
11. Отчетный доклад председателя Российской Ассоциации лизинговых компаний о работе ассоциации «Рослизинг» за март 2002 - март 2003 гг. / Официальный сайт Российской ассоциация лизинговых компаний. URL: http://rosleasing. ru/news/?ident=119.
12. Официальный сайт ОАО «МСП Лизинг» -оператора государственной Программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства. URL: http://www. mspleasing. ru.
13. Пансков В. Г. Налоговые льготы и преференции: проблемы, пути решения / Материалы к Четвертому российско-украинскому симпозиуму «Теория и практика налоговых реформ»: сборник статей / Налоги и финансовое право, 2012 г. URL: http://www. garant. ru.
14. Реализация концепции «одного окна» в территориальных органах Федеральной службы государственной статистики. URL: http://integration. ibs. ru/content/rus/223/2239-article. asp.
15. Рынок лизинга по итогам 2011 г.: не забыть уроки кризиса. URL: http://www. raexpert. ru/researches/leasing/leasing2011_itogi.
16. Федорович В. О., Федорович Т. В. Управление финансами крупных государственных корпораций: источники финансирования инноваций // Финансы и кредит. 2012. № 40 (520).