ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)
Устойчивое развитие регионов
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНЕ
Абас Шапиевич АХМЕДУЕВ
доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела социально-экономической политики региона, Институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН, Махачкала, Российская Федерация achmeduev@mail.ru
Аннотация
Предмет. Статья посвящена развитию малого и среднего предпринимательства. Сфера предпринимательства рассмотрена на примере Республики Дагестан. Цели. Анализ состояния малого предпринимательства в Республике Дагестан, обоснование основных факторов, тормозящих его развитие.
Методология. Использованы сравнительный, статистический, логический и системный виды анализа.
Результаты. Проведен анализ современных проблем развития малого предпринимательства в Республике Дагестан, раскрыты основные факторы торможения и застойного состояния малого бизнеса. Кроме этого, определены приоритетные направления и потенциальные возможности масштабного развития малого предпринимательства в основных отраслях и с ферах экономики региона, предложены практические меры по отраслевой и территориальной диверсификации инфраструктуры государственной поддержки предпринимательской деятельности и созданию благоприятного делового климата в регионе. Выводы. Сделан вывод о том, что развитие малого и среднего предпринимательства во всех сферах экономики и муниципальных образованиях позволит успешно решать стратегические задачи и будет способствовать улучшению экономики и повышению уровня жизни населения региона.
перспективы © Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015
История статьи:
Принята 01.06.2015 Принята в доработанном виде 26.06.2015 Одобрена 18.08.2015
УДК 334.012
JEL: D00, 043, R10, R11
Ключевые слова:
предпринимательство, малый бизнес, факторы торможения, инфраструктура поддержки,
В современных условиях глобализации, интенсивной инновационной трансформации экономики, формирования открытого мирового рынка, а также постоянного обострения конкуренции развитие предпринимательства - это основной способ преодоления отставания, дальнейшего экономического и социального развития страны и его регионов. «Значение предпринимательской деятельности детерминировано той ролью, которую она объективно играет в исторических судьбах России вообще и развитии отечественной экономики в частности» [1, с. 267]. Такие функции предпринимательства, как компетентная организация общественного производства, эффективное использование имеющегося производственного и инновационного потенциала, трудовых и природных ресурсов, активное вовлечение людей в сферу хозяйственной деятельности и экономическая мотивация их труда, способствуют подъему экономики и повышению уровня жизни населения. Именно предпринимательство является основным фактором формирования и развития рыночной экономики. Это
не только обосновано теоретически, но и доказано многовековой практикой [2-5]. Подчеркивая особую роль активной предпринимательской деятельности для развития экономики, Й. Шумпетер писал: «... предпринимателями мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент» [6, с. 169-170]. «Сегодня во всем мире в условиях глобализации и обострения конкуренции формирование и реализация четкой и, желательно, долгосрочной стратегии становятся актуальной потребностью существования компаний, признаком современной и эффективной модели создания и развития бизнеса» [7, с. 91].
В теории и практике развития предпринимательской деятельности во всем мире особо выделяют малое предпринимательство. Это обусловлено:
1) исключительной ролью малого предпринимательства в насыщении местного рынка товарами и услугами, создании конкурентной среды и поддержании конкуренции,
развитии посреднической деятельности и кооперации с крупными корпорациями, ускорении научно-технического прогресса и инновационного процесса;
2) важной ролью малого предпринимательства в создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения;
3) значением малого предпринимательства для вовлечения в активную экономическую деятельность широкого круга населения, повышения его уровня жизни, воспитания современных предпринимателей, формирования предпринимательского слоя и среднего класса в обществе;
4) изначально слабой экономической базой структур малого предпринимательства и объективной необходимостью создания особого режима для их функционирования в условиях жесткой рыночной конкуренции.
Сфера малого предпринимательства играет весомую роль в формировании современной рыночной экономики, создании благоприятного делового климата во всех ее отраслях. Именно малый бизнес прежде всего способствует формированию социально ориентированной модели рынка. Существует явная взаимосвязь эффективности экономики, уровня общественного благосостояния и развития малого и среднего бизнеса.
Исследованию проблем развития малого предпринимательства, изучению его региональных особенностей в последние годы уделяется большое внимание [8, 9]. Активно продолжается дискуссия о роли, направлениях и перспективах развития малого и среднего предпринимательства в регионах России, особенно в субъектах Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) [10, 11].
В настоящее время доля малого бизнеса в экономике России в несколько раз ниже, чем в развитых странах. В США она составляет более 50% ВВП, в России, по разным оценкам, - 15-20%. Также мала его доля в занятости населения и инвестициях. В экономически развитых странах, в том числе в странах Евросоюза, в малом и среднем предпринимательстве занято от 60 до 80% от общей численности занятых.
Развитие малого и среднего предпринимательства, расширение масштабов его отраслевой и территориальной диверсификации - это надежные и эффективные способы вывода из кризисного состояния и обеспечения прорывного роста экономики и социальной сферы таких проблемных
субъектов Российской Федерации, как Республика Дагестан.
Современное состояние малого предпринимательства в Республике Дагестан можно оценить как неудовлетворительное. Количество малых предприятий на 10 000 чел. населения в 2013 г. представлено в табл. 1.
Показатели свидетельствуют о том, что Республика Дагестан по уровню развития малого бизнеса отстает от среднего показателя в стране в 5,5 раза и в СКФО - в 2,1 раза. Число малых предприятий (включая микропредприятия) в 2013 г. в республике составило 7 781 ед., по сравнению с 2012 г. рост составил 0,4% (7 748 ед.). Но при этом число малых предприятий (без микропредприятий) уменьшилось на 100 ед. (с 689 ед. в 2012 г. до 589 ед. в 2013 г., или на 14,5%).
Приведенные данные свидетельствуют о значительном неиспользуемом потенциале развития малого предпринимательства в Республике Дагестан. С помощью определенной организационной работы и прежде всего создания благоприятного делового климата число малых предприятий можно удвоить и довести до среднего показателя в СКФО (55 ед. на 10 000 чел. населения), а к 2020 г. - до показателя Ставропольского края (81 ед. на 10 000 чел. населения).
Для решения такой задачи прежде всего нужно раскрыть причины застойного состояния и устранить
Таблица 1
Количество малых предприятий на 10 000 чел. населения в субъектах РФ в 2013 г.
Субъект Количество малых предприятий % к показателю Республики Дагестан
Российская Федерация 144 554
Северо-Кавказский федеральный округ 55 212
Республика Дагестан 26 100
Республика Ингушетия 60 231
Кабардино-Балкарская Республика 51 196
Карачаево-Черкесская Республика 79 304
Республика Северная Осетия - Алания 92 354
Чеченская Республика 39 150
Ставропольский край 81 312
Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: стат. сборник. М.: Росстат, 2014. С. 422.
все факторы торможения развития малого и среднего предпринимательства в республике.
Застойное состояние, а в последние годы и отрицательная динамика структур малого предпринимательства обусловлены рядом объективных и субъективных факторов. Из числа объективных следует отметить политическую и экономическую нестабильность, неразвитость рыночных отношений и механизма рынка, практическое отсутствие антимонопольной политики, коррупция, недостаток первоначального капитала и т.д. Эти проблемы носят системный характер и требуют масштабных и активных действий.
Вместе с тем малое предпринимательство сталкивается с препятствиями, которые нивелируют его внутренние импульсы к росту. К ним можно отнести:
- несовершенство законодательной базы предпринимательской деятельности;
- жесткий налоговый контроль и усложненность систем налогообложения;
- затруднения в сбыте продукции;
- недостаточность собственных оборотных средств;
- трудности в получении банковских кредитов, ограниченные возможности получения лизинговых услуг;
- давление криминальных структур на малый бизнес;
- нехватка квалифицированных кадров менеджеров, бухгалтеров, консультантов;
- сложности с получением информации, производственных помещений и площадей;
- высокая арендная плата.
К числу основных факторов торможения развития малого и среднего предпринимательства следует отнести недостаток или отсутствие стартового капитала для начинающих и недостаточность со б с тв е нны х о б о р о тны х с р е дс тв дл я функционирующих бизнес-структур. Именно нехватка ресурсов не позволяет развиваться малым предприятиям в желаемых объемах. Банковские кредиты для них или недоступны, или выдаются на невыгодных условиях. По мнению опрошенных предпринимателей, получить кредит в республике практически невозможно или достаточно сложно. 48,4% считают, что это практически невозможно, 35,8% полагают, что достаточно сложно. Для
получения финансирования половина опрошенных предпринимателей использует личные связи и знакомых, 36,7% признались, что используют откат и взятки1.
В Республике Дагестан ставки по рублевым кредитам с условием наличия залогового обеспечения, как правило, составляют около 30%. Это означает, что малым предприятиям невыгодно брать кредиты, так как ставки по кредитам выше, чем средний уровень рентабельности производства. Ставка выше 20% годовых делает кредит бесполезным, от 14% до 20% -это балансирование на грани рентабельности, со ставкой 12-14% предпринимательство чувствует себя спокойнее, но серьезное развитие невозможно.
В соответствии с Посланием Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию от 04.12.2014 для развития малого бизнеса должны быть созданы весьма благоприятные условия. Предложено максимально снять всякие ограничения с бизнеса, на ближайшие четыре года «зафиксировать» действующие налоговые условия, избавить предпринимателей от навязчивого надзора и контроля, предусмотреть для малого бизнеса «надзорные каникулы», а для малых предприятий, которые регистрируются впервые, - двухлетние «налоговые каникулы».
Свобода от чрезмерной государственной опеки, излишнего контроля и преград органов власти является важнейшим условием проявления предпринимательской инициативы и успешного развития предпринимательства. «Предприниматель несет ответственность за свое предприятие; тут он может с полным правом требовать, чтобы его действия были свободны от государственной указки и водительства, чтобы он пользовался полной предпринимательской свободой» [12, с. 133]. Практическая реализация концептуальных положений Послания Президента РФ позволит не только гарантировать свободу, но и усилить социальную ответственность предпринимателей.
С учетом этих ожидаемых существенных позитивных перемен и создаваемого ими благоприятного делового климата необходимо прежде всего принять кардинальные меры по легализации и выводу из теневого оборота и малого и среднего бизнеса во всех отраслях и сферах экономики, городах и районах республики. Вместе с тем необходимо максимально использовать возможности для дальнейшего
1 Гамидова М.С. Проблемы и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан. Махачкала: Наука плюс, 2012. С. 10.
развития малого и среднего бизнеса во всех отраслях и сферах экономики, городах и сельских районах, создавать благоприятную предпринимательскую среду и инфраструктуру их поддержки на всей территории Республики Дагестан.
Необходимо расширить структуру и многократно увеличить потенциал инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. Имеющаяся в республике инфраструктура совершенно недостаточна для ожидаемой легализации и масштабного развития малого и среднего предпринимательства. Необходимо, чтобы вся территория с разбивкой по зонам была охвачена эффективно работающими бизнес-инкубаторами, бизнес-школами, консалтинговыми фирмами, государственными центрами обучения и занятости, департаментами по поддержке малого и среднего бизнеса и т.д. Каждый предприниматель должен постоянно ощущать опору, получать консультацию, помощь и поддержку на месте и в любое время. Только при этом условии можно рассчитывать на развитие и результативность малого и среднего предпринимательства в республике.
Особого внимания и кардинальных решений требует финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. В программах социально-экономического развития республики, целевых государственных программах развития малого и среднего бизнеса, в республиканских и муниципальных бюджетах предусматриваются средства на развитие малого предпринимательства, но фактически не выделяются или выделяются в меньшем размере. Например, в республиканском бюджете Республики Дагестан на 2014 г. на реализацию государственной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан на 2014-2016 гг.» первоначально было предусмотрено 145 млн руб., а в последующем сумма была снижена до 123 млн руб. (на 15,2%). В республиканском бюджете Республики Дагестан на 2015 г. на эту же госпрограмму «Развитие малого и среднего предпринимательства на 2014-2016 гг.» выделено всего 56,2 млн руб. (в 2,2 раза меньше, чем в 2014 г.). При таком отношении к финансовой поддержке крайне сложно обеспечить масштабное развитие малого и среднего предпринимательства в республике.
По мнению автора, для финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства и финансирования соответствующих программ развития целесообразно ежегодно предусматривать
в бюджетах соответствующего уровня не менее 0,5% от доходов на планируемый период. В максимальной степени нужно привлекать на эти цели средства из федеральных источников, выделяемые в порядке софинансирования на реализацию программ.
Для определенной финансовой поддержки малого и среднего бизнеса целесообразно создавать и эффективно использовать также такие специализированные республиканские финансовые институты, как гарантийный, венчурный и лизинговый фонды, а также корпоративные финансовые структуры типа кооперативов или союзов взаимного кредитования и взаимопомощи, микрокредитования и др.
Подобные фонды и финансовые структуры могут оказывать разнообразную помощь и поддержку на возмездной и безвозмездной основе, в частности предоставлять льготные кредиты, беспроцентные ссуды, краткосрочные займы, гарантии кредитным организациям, субсидировать часть затрат по процентным ставкам, лизинговым и арендным платежам и т.д. Все это позволит концентрироваться на приоритетных направлениях и эффективно использовать средства из всех источников, включая инвестиционные ресурсы самих предпринимателей.
По мнению автора, для стабильного и масштабного развития малого бизнеса и вывода его из теневого оборота прежде всего необходимо разработать долговременную стратегию развития малого и среднего предпринимательства, четко сформулировать перспективные направления и объективные условия ее реализации. Крайне важно на каждые предстоящие пять лет на основе Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 г.2 принимать комплексную республиканскую программу поэтапного развития малого и среднего предпринимательства, обеспечить ее реализацию всеми необходимыми ресурсами.
Для успешной реализации долговременной стратегии и программы развития малого предпринимательства крайне важно объективно оценивать реальное положение и перспективы развития малого предпринимательства в отраслях и сферах народного хозяйства республики.
Значительный потенциал для развития малого предпринимательства в Республике Дагестан
2 Закон Республики Дагестан от 15.07.2011 № 38 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года» (ред. от 30.12.2013)
имеется прежде всего в отраслях материального производства - в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве.
Сложившаяся отраслевая структура малых предприятий в республике, по мнению автора, далека от оптимальной (табл. 2).
По состоянию на конец 2013 г. в сельском хозяйстве функционируют 26,5% малых предприятий. На них приходится 34,9% занятых и только 8,9% оборота малых предприятий. В оптовой и розничной торговле - 24,8% малых предприятий, 12,8% занятых, которые дают 45,8% оборота малых предприятий. В промышленных видах деятельности - всего 12,3% (953 ед.) малых предприятий, 13,5% численности работников (без внешних совместителей), на которых приходится 17,4% оборота малых предприятий.
По данным Дагестанстата, число индивидуальных предпринимателей в 2010 г. составляло 78 638 ед., а в 2013 г. снизилось до 48 574 ед., или на 30 064 ед. (на 38,2%). Это свидетельствует об уходе от легализации индивидуального предпринимательства в республике. Из общего числа индивидуальных предпринимателей 53,5% (25 983 ед.) заняты в оптовой и розничной торговле и дают 96,4% объема
Таблица 2
Структура малых предприятий в Республике Дагестан в 2013 г.
Раздел ВЭД % к итогу
Сельское хозяйство, охота и лесное 26,5
хозяйство
Рыболовство и рыбоводство 0,7
Добыча полезных ископаемых 0,9
Обрабатывающие производства 10,8
Производство и распределение 0,6
электроэнергии, газа и воды
Строительство 15,7
Оптовая и розничная торговля; ремонт 24,8
автотранспортных средств, мотоциклов,
бытовых изделий и предметов личного
пользования
Гостиницы и рестораны 2,6
Транспорт и связь 4,2
Образование 0,5
Здравоохранение и предоставление 1,7
социальных услуг
Предоставление прочих коммунальных, 1,8
социальных и персональных услуг
Прочие виды деятельности 9,2
Всего... 100
Источник: Дагестан в цифрах 2014 г.: стат. сборник. Махачкала: ТО ФСГС по Республике Дагестан, 2014. С. 143.
выручки от продажи товаров, продукции (работ, услуг) по видам деятельности. В промышленных видах деятельности - всего 7,6% из общего числа индивидуальных предпринимателей, на которых приходится всего 0,5% объема выручки. В республике нет также точных данных о количестве фактически действующих крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ). По данным Дагестанстата, число функционирующих КФХ в последние годы снижается.
С учетом современных реалий при практически неограниченных возможностях никак нельзя объяснить, что в промышленных видах деятельности функционируют всего 12,3% малых предприятий. В республике огромный потенциал для развития малых предприятий в одной только пищевой промышленности, особенно в видах деятельности по переработке сельскохозяйственного сырья. В 1990 гг. почти в каждом районе республики функционировали небольшие предприятия типа райпромкомбинатов, райпищекомбинатов, мясо-молочные заводы, кожевенные и обувные цеха и т.д. Возрождение таких производств на современном техническом уровне - это реальная база для развития малого предпринимательства в перерабатывающей промышленности. Это в свою очередь будет гарантировать сбыт сельхозпродукции, следовательно, активно стимулировать развитие малого предпринимательства в сельском хозяйстве.
Малое предпринимательство объективно необходимо развивать в добывающей промышленности для рационального использования природных ресурсов. Эффективное использование сырья, природных и других ресурсов, имеющихся в регионе, районах и городах, возможно, если наряду с крупными предприятиями получают широкое развитие малые формы предприятий. Освоение значительной части разведанных общераспространенных полезных ископаемых не требует больших капитальных вложений, организации крупных фирм. Например, использование в лечебных целях термальных вод, розлив минеральной воды, добыча нерудных и строительных материалов и т.д. могут осуществляться малыми предприятиями. Более того, здесь именно малые предприятия могут более гибко реагировать на потребности и спрос регионального рынка, лучше и скорее насытить рынок продукцией (услугами) высокого качества. Главное при этом -затраты малых предприятий, и цены будут ниже за счет небольших накладных расходов и сокращения трансакционных издержек.
Малому предпринимательству принадлежит особая роль в сельском хозяйстве. Сложившаяся конъюнктура на продовольственном рынке и структура сельскохозяйственного производства объективно обусловливают необходимость широкого развития малых предприятий в селе для обеспечения высоких темпов производства сельхозпродукции и импортозамещения. Хотя из общего числа 26,5% малых предприятий приходится на сельское хозяйство, всего сельскохозяйственным производством занимаются 2 064 малых предприятий (не считая КФХ). Для преимущественно аграрной Республики Дагестан это крайне мало. Имеющийся потенциал позволяет в ближайшей перспективе довести число малых предприятий в сельском хозяйстве до 4 400 ед., а в перспективе к 2020 г. - не менее 55 ед. на 10 000 чел. сельского населения.
Предполагается, что любые меры по развитию сельскохозяйственного производства Республики Дагестан будут половинчатыми, если при этом не формируется адекватная производственная и торгово-посредническая инфраструктура обслуживания и поддержания сельского хозяйства. При нынешнем состоянии сельского хозяйства с учетом сложившейся структуры, в которой основным производителем продукции фактически стало неорганизованное население, невозможно возникновение такой инфраструктуры без активной поддержки государственных и муниципальных органов власти. Пути решения проблемы могут быть самыми разнообразными. Одним из них, по мнению автора, может быть возрождение прежней системы потребительской кооперации (производственных, заготовительных, торгово-сбытовых и других структур). При этом недопустимо образование монополий (отраслевых, функциональных, территориальных). Нужны альтернативные конкурирующие структуры. Все это обусловливает необходимость широкого развертывания малого предпринимательства в этой сфере и активной поддержки органами власти данного сектора экономики в сельском хозяйстве.
Другим реальным и наиболее перспективным представляется формирование малых предприятий в сельскохозяйственном производстве путем объединения или укрупнения самих хозяйств населения. Формирование малых предприятий в сельском хозяйстве на основе объединения земельных участков, имущества и денежных капиталов хозяйств населения может осуществляться в различных организационно-правовых формах.
Объективной закономерностью современности являются все большая социальная ориентация экономики и радикальное изменение ее структуры, опережающее развитие и увеличение удельного веса сферы услуг в общем объеме валового внутреннего продукта. Это объективно обусловливает необходимость создания и развития малого предпринимательства как наиболее рациональной и эффективной формы хозяйства, соответствующей специфике деятельности данной сферы. При этом резко возрастает роль малого предпринимательства.
В настоящее время в республике весьма слабо развито малое предпринимательство в сфере услуг. На конец 2013 г. в этой сфере (не считая оптовую и розничную торговлю) действовало всего 1 305 малых предприятий. В Республике Дагестан проводится активная работа по развитию и повышению качества услуг всех видов транспорта, особенно городского. Развитие туризма и рекреации требует развертывания соответствующих структур, специальных средств размещения и современных услуг. В масштабном расширении и радикальном улучшении качества нуждаются коммунальные и прочие инфраструктурные услуги и т.д. Все это не только создает реальный потенциал, но и обусловливает объективную необходимость масштабного развертывания малого и среднего предпринимательства в сфере услуг. Соответственно, число малых предприятий в сфере оказания услуг населению должно увеличиться в несколько раз.
Одним из перспективных направлений развития малого предпринимательства является формирование в республике отношений лизинга. На конец 2013 г. степень износа основных фондов Республики Дагестан составляет 42,1%, а удельный вес полностью изношенных основных фондов достигает 7,3%. Особую тревогу вызывает степень износа основных фондов в добыче полезных ископаемых (71,3%), обрабатывающем производстве (53,3%), транспорте и связи (51,5%), строительстве (50,2%) и сельском хозяйстве (35,3%). Вывести материально-техническую базу практически всех базовых отраслей экономики республики из такого тревожного состояния в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов без активного использования лизинга на данном этапе невозможно. В связи с этим открываются широкие возможности для развития малых и средних лизинговых компаний в республике.
В настоящее время в Республике Дагестан практически нет частных лизинговых структур. Первые шаги в
последние годы делает государственный лизинг по передаче в аренду машин и оборудования для сельского хозяйства. Это можно оценить лишь как начало развертывания лизинговой деятельности в республике.
Представляется целесообразным принять практические меры по развитию не только государственного, но и частного лизинга в республике как важного условия и направления формирования предпринимательского потенциала. Следует прежде всего разработать республиканскую программу развития лизинга на 2015-2020 гг., в которой необходимо предусмотреть меры по созданию государственных, смешанных государственно-частных и частных лизинговых компаний, а также по их государственной поддержке. Для эффективного использования средств республиканского и муниципальных бюджетов, выделяемых на эти цели, целесообразно создать фонд содействия развитию лизинга.
Учитывая, что развитие лизинга способствует развертыванию предпринимательской деятельности и расширению налогооблагаемой базы, следует рассмотреть вопрос о предоставлении налоговых льгот лизингодателям. Появлению лизинговых компаний и развитию лизинга может способствовать освобождение прибыли, полученной лизингодателями (хозяйствующими субъектами и банками от реализации договоров лизинга и от кредитов, выданных для реализации лизинга), от уплаты налога на прибыль в части, зачисляемой в республиканский бюджет. Таким же образом следует освобождать лизингодателей от налога на имущество.
Во всем мире активную роль в развитии малого предпринимательства играет франчайзинг. Франчайзинг - это одна из современных форм внутрифирменных и межфирменных экономических отношений. Сущность этих отношений заключается в том, что головная, как правило, крупная и известная на данном рынке фирма, по своей инициативе создает ряд небольших самостоятельных, но зависимых предприятий, заключает с ними соглашение (договор) о предоставлении им права на производство и сбыт определенных товаров или оказание услуг под ее торговой маркой.
В Республике Дагестан для развития франчайзинга, по мнению автора, есть большие возможности, которые пока не используются. Например, имеются крупные предприятия (ОАО «Дагдизель», ОАО «КЭМЗ», ОАО «Авиаагрегат», ОАО «Каспийский завод листового стекла» и др.), которые могут создать широкую
сеть промышленных и торговых предприятий на основе франчайзинга с использованием имеющихся производственных площадей, материальных (в ряде случаев неиспользуемых) и финансовых ресурсов. Это способствовало бы развитию малого предпринимательства и укреплению экономики данных предприятий и республики в целом.
Весьма важным и актуальным для Республики Даге с тан я в ля е тс я р аз в и тие м ало го предпринимательства в секторе народных художественных промыслов. Закон Республики Дагестан от 15.12.2000 № 28 «О народных художественных промыслах» обязывает органы государственной власти субъектов РФ принять действенные меры по поддержке народных художественных промыслов, их сохранению, возрождению и развитию, в том числе посредством установления налоговых и иных льгот. «На сегодняшний день положение народных художественных промыслов таково, что государство должно рассматривать возрождение этой отрасли как важную государственную задачу, потому что возрождение этой отрасли позволит стабилизировать социально-экономическое положение нашей республики, обеспечить занятость населения, создать дополнительные рабочие места в трудоизбыточных районах» [13, с. 117].
Народный художественный промысел в Республике Дагестан был развит еще с древнейших времен. Народные художественные промыслы (НХП) в начале 1990-х гг. уже представляли собой значительный и динамично развивающийся сектор экономики, обеспечивающий занятость более 15 тыс. чел. Производственные цеха и участки предприятий НХП располагались более чем в 130 населенных пунктах республики. В настоящее время в республике имеется более 40 крупных и малых предприятий НХП, в том числе 8 государственных унитарных предприятий, цеха и производственные участки которых расположены более чем в 100 населенных пунктах3. Все это, учитывая мастерство, менталитет, многовековой опыт и традиции населения, создает обширную базу для полномасштабного возрождения НХП посредством активного формирования и развития малого предпринимательства. Этому также будут способствовать меры государственной поддержки НХП, предусмотренные Законом Республики Дагестан от 15.12.2000 № 28 «О народных художественных промыслах», а также
3 Экономическая энциклопедия регионов России. Республика Дагестан. М.: Экономика, 2009. С. 293-294.
подпрограммой «Развитие народных художественных промыслов на 2014-2016 гг.», включенной в государственную программу Республики Дагестан «Развитие промышленности Республики Дагестан на 2014-2018 гг.».
Органы местного самоуправления согласно Закону Республики Дагестан от 15.12.2000 № 28 «О народных художественных промыслах» также должны активно участвовать в решении вопросов сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов, в том числе путем предоставления предпринимателям льгот по местным налогам.
В связи с этим представляется целесообразным разработать и принять активные меры для реализации республиканской государственной программы развития народных художественных промыслов, Закона Республики Дагестан от 15.12.2000 № 28 «О народных художественных промыслах», а также расширения предпринимательской деятельности в этой важной сфере экономики республики. С целью консолидации ресурсов и улучшения управляемости необходимо способствовать объединению занятых в этой сфере в производственные кооперативы, малые предприятия, семейные фирмы, используя для этого отечественный и мировой опыт [14].
Одним из приоритетных и перспективных направлений развития малого предпринимательства является развертывание в Республике Дагестан туристической деятельности. Республика располагает значительными и уникальными природно-климатическими, историко-культурными, оздоровительными ресурсами, позволяющими широко развернуть туристскую деятельность и удовлетворять потребности отечественных и зарубежных туристов. Республика Дагестан может предоставить широкое разнообразие видов отдыха и туризма: лечебно-оздоровительный, горный туризм, экологический, экскурсионный, экстремальный, пляжный и другие виды отдыха. Однако этот важный ресурс экономики в настоящее время практически не используется. Удельный вес туристско-экскурсионных услуг в структуре платных услуг в республике составляет всего 10%.
По оценке специалистов, природно-ресурсный потенциал республики при соответствующем развитии туристской инфраструктуры и предпринимательства позволяет принимать более 600 тыс. туристов в год4. Однако нынешнее состояние туристско-
4 Экономическая энциклопедия регионов России. Республика Дагестан. М.: Экономика, 2009. С. 497.
рекреационного комплекса, включая малое и среднее предпринимательство, позволяет в настоящее время принять всего 25-30 тыс. туристов и отдыхающих. В настоящее время в республике функционируют всего 7 постоянно действующих и 15-22 сезонных туристических фирм. Для эффективного использования имеющегося в республике туристско-рекреационного комплекса их должно быть в десятки раз больше. Таков потенциал и возможности для развития в Республике Дагестан малого и среднего предпринимательства в сфере туризма.
С и с те м но е и ко м пл е кс н о е р аз в ити е туристской деятельности, ее материальной базы, инфраструктуры и т.д. невозможно без государственного регулирования, поддержки государственных и муниципальных органов власти. Для государственного регулирования необходимы прежде всего инвентаризация и объективная оценка состояния всех туристских ресурсов, работа по их сохранению и восстановлению, определение эффективных направлений и форм использования. То же самое следует сделать в отношении туристской индустрии, всей инфраструктуры, оценить достаточность индустрии и приемлемость сложившейся территориальной структуры объектов обслуживания туристов и т.д.
По мнению автора, нужен поэтапный план создания новых объектов, а также реконструкции и восстановления существующих объектов с учетом современных требований туристов. Создание такой материальной базы туризма требует длительного времени. Поэтому в настоящее время нужно активизировать предпринимательскую деятельность в этой сфере, чтобы по мере устранения дестабилизирующего фактора на Северном Кавказе развернуть масштабную работу по принятию и обслуживанию российских и зарубежных туристов в Республике Дагестан.
Государственную поддержку малого бизнеса в сфере туризма можно осуществлять:
- путем предоставления туристским фирмам определенных ресурсов и объектов туристской индустрии на длительное пользование на льготных условиях;
- путем освобождения от налога прибыли, полученной от инвестиций в объекты туристской индустрии, до полной окупаемости инвестиций, а также от налога на имущество в части, зачисляемой в республиканский и муниципальные бюджеты;
- путем финансирования мероприятий по созданию объектов туристской индустрии за счет республиканского и местных бюджетов на долевых началах с частными малыми предприятиями.
Одним из важнейших направлений развития малого предпринимательства в Дагестане является создание структур рыночной инфраструктуры. Вместе с тем формирование эффективного сектора рыночной инфраструктуры представляет собой важное условие развития предпринимательской деятельности во всех других секторах и отраслях экономики [15, 16]. Институты рынка - «... это правила, определяющие взаимодействие экономических агентов. «Хорошие» институты стимулируют производительную экономическую деятельность и эффективное использование ресурсов ... «Плохие» вносят неопределенность, делают рыночные взаимодействия чрезмерно рискованными и дорогими» [17, с. 74]. Этот сектор включает инфраструктуру товарного рынка, рынка рабочей силы, фондового и финансового рынков, инновационную инфраструктуру, управленческую и информационную инфраструктуры и т.д. От развитости и дееспособности этих структур во многом зависят организованность и результативность любой предпринимательской деятельности, особенно малого бизнеса.
Для успешного развития малого предпринимательства многие исследователи считают необходимым осуществить структуризацию и определенные инновационные организационные преобразования посредством создания ассоциаций малых предприятий, кластерной организации и управления региональной подсистемой «малое предпринимательство», а также усиления наблюдаемости и управляемости малыми предприятиями [18, 19]. О целесообразности создания подобных и иных структурных и организационных преобразований, а также обширной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства свидетельствует опыт многих развитых стран мира. Особого внимания, по мнению автора, заслуживают
используемые за рубежом методы и формы государственной финансово-кредитной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства [20].
В России и регионах сложилась довольно устойчивая система прямой финансовой поддержки малого предпринимательства за счет субсидирования из федерального и регионального бюджетов, финансирования федеральной и региональных программ развития малого бизнеса, гарантирования кредитов коммерческих банков и т.д. Но все эти формы и методы (как по объему средств, так и по масштабу охвата) явно не удовлетворяют запросы даже малых предприятий, а среднему предпринимателю они пока вообще недоступны. Оказываемая поддержка компенсирует отсутствие в России поля для расширения деятельности малого и среднего предпринимательства, но она не соответствует структуре и институциональной системе российской экономики [21]. Дальнейшее усиление, как и совершенствование форм и методов государственной финансовой поддержки, является одной из ключевых проблем развития малого и среднего предпринимательства в регионе.
Масштабное развертывание процесса организации и формирования, количественный рост и дальнейшее развитие современных малых и средних предпринимательских структур во всех отраслях и сферах экономики, муниципальных образованиях, повышение эффективности их деятельности - все это позволит успешно решить долгосрочные стратегические задачи, преодолеть отставание, существенно поднять экономику и уровень жизни населения республики. Данная задача становится крайне актуальной в связи с создавшейся финансово-экономической ситуацией в стране и в регионах, когда реализация крупных инвестиционных проектов осложняется, а развитие малого и среднего предпринимательства становится важнейшим фактором развития экономики, сокращения безработицы, повышения реальных доходов населения, формирования среднего класса, общественно-политической стабильности.
Список литературы
1. Сафронов Д.А., ЧапуркоЯ.Я., Чапурко Т.М. Предпринимательская деятельность: вопросы экономико-политического и правового характера в истории и на современном этапе развития российского общества // Экономика и предпринимательство. 2012. № 4. С. 267-272.
2. Pierre-Andre Julien. A theory of local entrepreneurship in the knowledge economy. Edward Elgar Publishing, 2008.322 p.
3. Bryon J. A comparison of small and medium sized enterprises in Europe and in the USA. Taylor & Francis, 2003.280 р.
4. Scott Andrew Shane. A general theory of entrepreneurship: The individual-opportunity nexus. Edward Elgar Publishing, 2003. 327 р.
5. Shalendra D. Sharma. Achieving economic development in the era of globalization. Routledge Taylor & Francis Group, 2007. 212 р.
6. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982, 455 с.
7. Кузнецова Т.Е., Рудь В.А. Конкуренция, инновации и стратегии развития российских предприятий // Вопросы экономики. 2013. № 12. С. 86-108.
8. HelfenM., SchuesslerE.S. Uncovering Divergence: Management Attitudes towards HRM Practices and Works Council Presence in German SMEs // Economic and Industrial Democracy. 2009. Vol. 30. № 2. P. 207-240.
9. AghionP., BloomN., BlundellR., GreffithR., HowittP. Competition and Innovation: An Inverted U Relationship // Quarterly Journal of Economics. 2005. Vol. 120. № 2. P. 701-728. doi: 10.1093/qje/120.2.701
10. Тореев В.Б. Региональные особенности развития малого предпринимательства // Экономическая наука современной России. 2012. № 1. С. 63-72.
11. БабаеваД.Р. О некоторых аспектах и мотивах функционирования совместного предпринимательства в России // Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. № 2. С. 272-278.
12. Эрхард Л. Благосостояние для всех. М.: Начала-Пресс, 1991. 332 с.
13. Ниналалова Л.Г. Государственная поддержка народных художественных промыслов как основа их возрождения // Региональные проблемы преобразования экономики. 2013. № 3. С. 114-117.
14. Hatum A. Adaptation or expiration in family firms: Organizational flexibility in emerging economies. Edward Elgar Publishing, 2007. 238 р.
15. Kluve J., Card D., FertigM., Gуra M., Jacobi L., Jensen P. et al. Active labor market policies in Europe: Performance and perspectives. Berlin, Heidelberg: Springer-Verlag Berlin Heidelberg, 2007. 223 р. doi: 10.1007/978-3-540-48558-2
16. Yazdipour R. Advances in Entrepreneurial finance: With applications from behavioral finance and economics. Springer Science & Business Media, 2010. 254 р.
17. Гимпельсон В.Е., Капелюшников Р.И. Жить «в тени» или умереть «на свету»: неформальность на российском рынке труда // Вопросы экономики. 2013. № 11. С. 65-88.
18. Gilsing V., Bekkers R., Bodas Freitas I.M., Van der Steen M. Differences in Technology Transfer Between Science-based and Development-based Industries: Transfer mechanisms and Barries // Technovation. 2011. Vol. 31. № 12. P. 638-647. doi:10.1016/j.technovation.2011.06.009
19. Петросянц В.З., АбдурахмановД.-В.Б. Анализ проблем обеспечения наблюдаемости и управляемости малых предприятий // Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. № 1. С. 209-212.
20. Мироседи Т.Г. Особенности систем инфраструктурной поддержки малого и среднего предпринимательства в зарубежных странах // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2014. № 4. С. 201-204.
21. Виленский А.В. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в современной России на второй волне грюндерства // Вопросы экономики. 2014. № 11. С. 95-106.
ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)
Sustainable Development of Regions
PROBLEMS AND PERSPECTIVE DIRECTIONS OF SMALL BUSINESS DEVELOPMENT IN REGIONS
Abas Sh. AKHMEDUEV
Institute of Socio-Economic Research, Dagestan Science Centre of RAS, Makhachkala, Russian Federation achmeduev@mail.ru
Article history:
Received 1 June 2015 Received in revised form 26 June 2015 Accepted 18 August 2015
JEL classification: D00, O43, R10, R11
Keywords: small business, impediments, infrastructure, support, perspective directions
Abstract
Importance The article considers the development of small and medium-sized businesses using a case study of the Republic of Dagestan.
Objectives The paper aims to analyze the state of small business in the Republic of Dagestan, and substantiate the basic impediments to its development.
Methods For the study, I used comparative, statistical, logical and system analyses. Results I analyzed the current problems of development of small business in the Republic of Dagestan, the basic factors of stagnant state of small business. I identified priority areas and the potential scale of development of small entrepreneurship in major industries and sectors of the economy in the region, and proposed practical measures for sectoral and territorial diversification of public infrastructure to support entrepreneurship and creation of a favorable business climate in the region.
Conclusions and Relevance I conclude that the development of small and medium-sized enterprises in all economic sectors and municipalities will successfully solve strategic problems and will contribute to the improvement of the economy and living standards in the region.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015
References
1. Safronov D.A., Chapurko Ya.Ya., Chapurko T.M. Predprinimatel'skaya deyatel'nost': voprosy ekonomiko-politicheskogo i pravovogo kharaktera v istorii i na sovremennom etape razvitiya rossiiskogo obshchestva [Enterprise activity: issues of economic-political and legal character in the history and at the present stage of development of the Russian society]. Ekonomika i predprinimatel 'stvo = Economy and Entrepreneurship, 2012, no.4, pp. 267-272.
2. Pierre-Andre Julien. A Theory of Local Entrepreneurship in the Knowledge Economy. Edward Elgar Publishing, 2008, 322 p.
3. Bryon J. A Comparison of Small and Medium-Sized Enterprises in Europe and in the USA. Taylor & Francis, 2003, 280 p.
4. Scott Andrew Shane. A General Theory of Entrepreneurship: The Individual-Opportunity Nexus. Edward Elgar Publishing, 2003, 327 p.
5. Shalendra D. Sharma Achieving Economic Development in the Era of Globalization. Routledge Taylor & Francis Group, 2007, 212 p.
6. Schumpeter J.A. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya [Theorie der wirtschaftlichen Entwicklung]. Moscow, Progress Publ., 1982, 455 p.
7. Kuznetsova T.E., Rud' V.A. Konkurentsiya, innovatsii i strategii razvitiya rossiiskikh predpriyatii [Competition, Innovation and Strategy: Empirical Evidence from Russian Enterprise]. Voprosy Economiki, 2013, no. 12, pp.86-108.
8. Helfen M., Schuessler E.S. Uncovering Divergence: Management Attitudes towards HRM Practices and Works Council Presence in German SMEs. Economic and Industrial Democracy, 2009, vol. 30, no. 2, pp. 207-240.
9. Aghion P., Bloom N., Blundell R., Greffith R., Howitt P. Competition and Innovation: An Inverted U Relationship. Quarterly Journal of Economics, 2005, vol. 120, no. 2, pp. 701-728. doi: 10.1093/ qje/120.2.701
10. Toreev V.B. Regional'nye osobennosti razvitiya malogo predprinimatel'stva [Regional features of development of small business]. Ekonomicheskaya nauka sovremennoi Rossii = Economic Science of Modern Russia, 2012, no. 1, pp. 63-72.
11. Babaeva D.R. O nekotorykh aspektakh i motivakh funktsionirovaniya sovmestnogo predprinimatel'stva v Rossii [Some aspects of the functioning and motivation of joint venture in Russia]. Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki = Regional Problems of Transforming the Economy, 2012, no. 2, pp. 272-278.
12. Erhard L. Blagosostoyanie dlya vsekh [Wohlstand für Alle]. Moscow, Nachala-Press Publ., 1991, 332 p.
13. Ninalalova L.G. Gosudarstvennaya podderzhka narodnykh khudozhestvennykh promyslov kak osnova ikh vozrozhdeniya [State support of national art crafts as a basis of their revival]. Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki = Regional Problems of Transforming the Economy, 2013, no. 3, pp. 114-117.
14. Hatum A. Adaptation or Expiration in Family Firms: Organizational Flexibility in Emerging Economies. Edward Elgar Publishing, 2007, 238 p.
15. Kluve J., Card D., Fertig M., Gyra M., Jacobi L., Jensen P. et al. Active Labor Market Policies in Europe: Performance and Perspectives. Berlin, Heidelberg, Springer-Verlag Berlin Heidelberg, 2007, 223 p. doi: 10.1007/978-3-540-48558-2
16. Yazdipour R. Advances in Entrepreneurial Finance: With Applications from Behavioral Finance and Economics. Springer Science & Business Media, 2010, 254 p.
17. Gimpel'son V.E., Kapelyushnikov R.I. Zhit' "v teni" ili umeret' "na svetu": neformal'nost' na rossiiskom rynke truda [To Live in the Shadows or to Die in the Light: Informality in the Russian Labor Market]. Voprosy Economiki, 2013, no. 11, pp. 65-88.
18. Gilsing V., Bekkers R., Bodas Freitas I.M., Van der Steen M. Differences in Technology Transfer between Science-based and Development-based Industries: Transfer Mechanisms and Barriers. Technovation, 2011, vol. 31, no. 12, pp. 638-647. doi: 10.1016/j.technovation.2011.06.009
19. Petrosyants V.Z., Abdurakhmanov D.-V.B. Analiz problem obespecheniya nablyudaemosti i upravlyaemosti malykh predpriyatii [Analysis of observability and controllability problems of small enterprises]. Regional 'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki = Regional Problems of Transforming the Economy, 2012, no. 1,
20. Mirosedi T.G. Osobennosti sistem infrastrukturnoi podderzhki malogo i srednego predprinimatel'stva v zarubezhnykh stranakh [Features of the systems of infrastructure support of small and medium businesses in foreign countries]. Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa = Business. Education. Law. Bulletin of Volgograd Institute of Business, 2014, no. 4, pp. 201-204.
21. Vilenskii A.V. Gosudarstvennaya podderzhka malogo i srednego predprinimatel'stva v sovremennoi Rossii na vtoroi volne gryunderstva [State Support for Small and Medium-sized Businesses in the Second Period of Speculative Promotion in Modern Russia]. Voprosy Economiki, 2014, no. 11, pp. 95-106.
pp.209-212.