УДК 338.366.4.055.63.64
РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН В СОВРЕМЕННЫХ
УСЛОВИЯХ
П. С. ЮНУСОВА, кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник Б-таИ: ипю5252@таП. ги Институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН
Статья посвящена экономическим, социальным и территориальным аспектам развития малого предпринимательства в Республике Дагестан. Проанализирован опыт становления и развития малого предпринимательства в регионе. Особое внимание уделено специфике развития субъектов малого предпринимательства и вопросам, касающимся территориального потенциала их развития. Выявлены резервы развития малого предпринимательства в Республике Дагестан.
Ключевые слова: малое предпринимательство, экономические, социальные и территориальные аспекты развития малого предпринимательства, территориальный потенциал региона.
Малое предпринимательство имеет особое значение для развития экономики и решения острых социальных проблем любой страны. Развитие малого предпринимательства имеет ряд позитивных аспектов, которые можно объединить в три группы: экономические, социальные, территориальные. К экономическим аспектам относятся повышение конкурентоспособности, стимулирование экономического роста, освоение новых секторов рынка, преодоление монополизма, структурная перестройка сфер экономической деятельности.
В числе социальных аспектов — увеличение занятости населения, снижение уровня безработицы, увеличение доли «среднего» класса в обществе, развитие навыков предпринимательства, смягчение социальной напряженности, уменьшение размера социальных трансфертов.
К территориальным аспектам относятся развитие предпринимательства в малых городах и сельской местности, использование местных ресурсов, инфраструктурное освоение территории, пространственная деконцентрация производства, приближение производств к местным рынкам, поддержка и оживление экономически депрессивных регионов.
В отличие от крупных финансово-промышленных групп малое предпринимательство оперативно реагирует на изменения конъюнктуры рынка. Кроме того, малый бизнес мобилизует значительные финансовые и производственные ресурсы населения. Здесь более низкие управленческие и эксплуатационные расходы и более высокая оборачиваемость капитала.
Существенный вклад малый бизнес вносит в формирование конкурентной среды. При узкой специализации и использовании новейшей техники малое предпринимательство выступает в качестве серьезного конкурента, подрывающего монопольные позиции крупных корпораций. Очевиден вклад малого бизнеса в решение проблемы занятости, что особенно важно для такого трудоизбыточного региона, как Республика Дагестан.
Наконец, велика роль малого бизнеса в смягчении социальной напряженности и демократизации рыночных отношений, поскольку именно малое предпринимательство является основой формирования «среднего класса» и, следовательно, ослабления присущих рыночной экономике тенденций к социальной дифференциации. Для Республики Дагестан
развитие малого предпринимательства — одна из основных предпосылок экономического и социального возрождения. Вовлекая в позитивную деятельность наиболее инициативную часть общества, малое предпринимательство способствует повышению жизненного уровня отдельных слоев населения, созданию новых рабочих мест, формированию конкуренции и насыщению рынка товарами и услугами.
В последние годы многие ученые Республики Дагестан занимаются исследованием вопросов, связанных с развитием малого предпринимательства в регионе. Проблемам и перспективам развития предпринимательства в сельском хозяйстве региона посвящены работы А. Ш. Ахмедуева, М. Г. Шабанова, М. С. Гамидовой и др.
Вместе с тем, сравнение показателей развития малых предприятий (МП) России с развитыми странами показывает, что в нашей стране (в том числе и в Дагестане) имеются значительные резервы для их развития. Так, если в промышленно развитых странах в малом бизнесе в среднем трудится 50—60 % общей численности занятых в народном хозяйстве, то в России на долю малых предприятий приходится всего 13,5 % (в Дагестане — 3,5 %) от общего числа занятого населения [2]. Для сравнения отметим, что в Китае этот показатель достигает 75 %, в Японии — 78, в Германии — 70, в США — 54 %.
По оценкам ученых, для нормального функционирования экономики необходимо, чтобы на 10 тыс. жителей приходилось 200—250 ед. малых предприятий. Следовательно, в России, чтобы довести их количество до оптимального уровня, нужно увеличить количество малых предприятий почти в 2 раза. На начало 2010 г. в России на 10 тыс. чел. приходилось 113 ед. малых предприятий. В Дагестане число малых предприятий, приходящихся на 10 тыс. чел., отстает от мирового уровня почти в 15 раз. Здесь на 10 тыс. чел. приходится всего 15 малых предприятий [2].
Такое положение в развитии малого предпринимательства в России связано с наличием ряда существенных проблем в этой области, основными из которых являются, в частности: жесткий налоговый прессинг, трудность сбыта продукции, недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств, трудности с получением банковских кредитов и др.
Развитие субъектов малого предпринимательства в Республике Дагестан обладает спецификой, которая обусловлена следующими факторами:
• высокая дотационность экономики региона (в 2010 г. — 73 %);
• трудоизбыточность в сочетании с высоким уровнем безработицы (в 2009 г. — 13,6 %);
• низкая доля малого бизнеса;
• большой потенциал развития туризма;
• пограничное расположение;
• богатые традиции по развитию местных ремесел;
• высокие национальные моральные устои, религиозность и др.
Основные проблемы развития малого бизнеса в Республике Дагестан обусловлены следующими факторами:
— административными барьерами;
— высокой коррумпированностью;
— небольшим количеством инновационных предприятий;
— высоким уровнем теневой экономики (многие малые предприятия и индивидуальные предприниматели находятся в тени, уклоняются от выплаты налогов, особенно в таких высокодоходных сферах, как производство и оборот алкогольной продукции, ГСМ, торговля, строительство, сфера услуг);
— высоким уровнем социальной напряженности;
— высоким криминогенным уровнем;
— низким размером заработной платы (на малых предприятиях она значительно меньше, чем в среднем по республике) и др.
— невысоким потоком частных инвестиций в регион;
— низкой долей продукции обрабатывающих сфер;
— технологическим отставанием;
— деквалификацией рабочей силы и др. Пограничное расположение с Грузией, Азербайджаном, Ираном, Казахстаном, Туркменистаном и наличие прямого международного авиасообщения с Ближним Востоком способствуют развитию малого предпринимательства в регионе.
Роль малого предпринимательства в развитии региона и наличие отмеченных преимуществ делают актуальным выбор темы исследования.
Становление малого предпринимательства в Дагестане с конца 1980-х гг. прошло два этапа. Первый и наиболее яркий из них наблюдался еще в условиях бывшего СССР. Он был связан с принятием Закона СССР от 26.05.1988 № 8998-Х1 «О кооперации в СССР». Огромные льготы всех видов
обусловили развитие производства дефицитных товаров широкого потребления и сферы всевозможных и столь же дефицитных тогда бытовых услуг, розничной торговли, общественного питания и пр. Этот этап характеризовался тем, что большая часть средств, накапливаемых в малом предпринимательстве, практически навсегда уходила из сферы накопления путем перекачки ресурсов командно-управляемых предприятий в теневую экономику. Они не использовались для развития национального производства и его инфраструктуры.
Закон РСФСР от 25.12.1990 № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» был призван способствовать упорядочению предпринимательской деятельности и дальнейшему ее развитию путем создания определенной правовой базы. Однако отсутствие экономических условий (госсектор занимал еще монопольное положение) сдерживало развитие предпринимательства.
В этих условиях был необходим другой экономический курс, который воплотился в реформах, связанных с разгосударствлением и приватизацией государственной собственности и переходом к рыночной экономике.
Второй этап в развитии малого предпринимательства начался с 1991 г., который характеризовался самыми высокими темпами роста числа малых предприятий и численности занятых в них. Если в 1991 г. общее количество предприятий и организаций в регионе составляло всего 3,7 тыс. ед., то к 1995 г. оно выросло до 18,8 тыс. ед., в том числе количество малых предприятий выросло до 13,6 тыс. ед. (табл. 1).
В Республике Дагестан в 1996 г. произошел резкий спад в формировании предпринимательских структур, который продолжался до 2003 г. Спад экономической активности и темпов формирования предпринимательских структур наблюдался как в Северо-Кавказском федеральном округе, так и в целом по России.
Одним из объяснений такого положения является, на наш взгляд, экономическая политика государства в 1995—1998 гг., которая имела негативные последствия для динамики производства в стране. Чрезмерное уменьшение предложения денег приводило к росту неплатежей, бартера и взаимозачетов, что, в частности, приводило к сильному увеличению трансакционных издержек фирм. Завышенный обменный курс российского рубля значительно снижал ценовую конкурентоспособность российских производителей. Слишком большая налоговая нагрузка приводила к росту долговой нагрузки у законопослушных фирм.
Другое объяснение может заключаться в Указе Государственного Совета Республики Дагестан от 11.12.1996 № 373 «О применении упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства в Республике Дагестан». Данный указ привел к сокращению численности малых предприятий, поскольку большинство из них, особенно вновь созданные, не выдерживали «налоговый прессинг» из-за завышенных процентных ставок, завышенных показателей базовой доходности и корректирующих коэффициентов.
Следующим объяснением будет такой факт: согласно вступившему в силу Федеральному закону от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» с 01.01.1996 критерии отнесения предприятий к категории малых были изменены.
С принятием Народным Собранием Республики Дагестан закона от 19.11.2003 № 38 «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности на территории Республики Дагестан» произошел рост количества малых предприятий в регионе, который продолжался до 2006 г. По предварительным итогам сплошного обследования субъектов малого и среднего предпринимательства
Таблица 1
Состояние и тенденции развития малого предпринимательства в Республике Дагестан в 1996—2010 гг.
Показатель 1996 2000 2003 2004 2005 2008 2009 2010
Число малых предприятий, тыс. ед. 1,7 2,0 3,6 4,2 4,9 4,0 4,0 4,0
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), тыс. чел. 101,5 33,6 34,5 37,5 50,8 54,7 44,3 30,5
Оборот малых предприятий, млрд руб. 1 466,3 2,1 7,3 10,9 40,5 72,6 86,7 46,5
Примечание: в 1996 г. оборот МП измерялся в трлн руб. Источник: составлено по данным [1, 2].
на начало 2012 г. в республике действовало 3,4 тыс. субъектов малого бизнеса.
Территориальный потенциал развития МП определяется исходя из следующих критериев: доля продукции МП в валовом региональном продукте, доля занятых в МП в общей численности экономически активного населения, количество малых предприятий на 10 тыс. чел. и др.
Анализ данных табл. 2 свидетельствует о том, что Республика Дагестан обладает большим потенциалом для развития малого предпринимательства. В настоящее время она занимает последнее место среди республик СКФО по количеству малых предприятий на 10 тыс. чел. (15 ед.). Низкой численностью малых предприятий в республике вызвана и низкая доля продукции, произведенной ими в общем объеме ВРП — 3,3 %. По данному показателю она опережает только республики Ингушетия (2,9 %), Северная Осетия — Алания (3,1 %) и Чеченскую Республику (3,2 %). По доле лиц, занятых в МП, в общей численности экономически активного населения Республика Дагестан (3,5 %) также уступает всем республикам СКФО, кроме Республики Ингушетия (1,4 %) и Чеченской Ре спублики (1,6 %).
По развитию малых предприятий в регионах СКФО в наиболее выгодном положении находятся Ставропольский край и Карачаево-Черкесская Республика.
Многочисленные трудности в развитии МП приводят к тому, что часть их действует в теневой экономике. Такая практика реализуется распространением наличного оборота, использованием бартерного обмена, различных финансовых ухищрений (искажение реальной стоимости сделки, фиктивные
сделки и др.). Укрытие от учета значительной части дохода в среде предпринимателей все чаще производится путем выполнения работ без оформления договоров. По оценочным данным, средняя доля работ, не оформленных договорами, может составлять от 30 до 40 % всех выполненных работ.
Это искажает фактическое положение дел в сфере предпринимательской деятельности, в бюджет республики не поступает значительная доля финансовых ресурсов. Из работающих предприятий около 20 % не представляют информацию о финансово-хозяйственной деятельности в налоговые органы, в органы государственной статистики. Субъекты малого предпринимательства в 2011 г. заплатили только 2 млрд руб. в виде налогов в консолидированный бюджет республики.
Малые предприятия в силу своей специфики имеют ярко выраженную региональную ориентацию и строят свою деятельность исходя из потребностей и объемов локального спроса. На горную зону приходится примерно 19 % субъектов малого предпринимательства, предгорную — 13 %, равнинную зону — около 68 %. Только в городе Махачкала зарегистрировано около 30 % субъектов малого предпринимательства.
Одним из показателей развития малого предпринимательства служит доля занятых в этой сфере. По данным Реестра субъектов малого предпринимательства, численность занятых в малом предпринимательстве составляет около 44,3 тыс. чел. В настоящее время в сфере малого предпринимательства сосредоточено около 3,6 % экономически активного населения. Наибольшее количество занятых приходится на строительство — 32,1 % всех занятых в этой сфере.
Таблица 2
Территориальный потенциал развития МП в республиках СКФО в 2009 г.
Субъект РФ Количество малых предприятий на 10 тыс. чел., ед. Доля продукции МП в ВРП, % Доля занятых в МП в общей численности экономически активного населения, °%
Российская Федерация 113 5,3 13,5
Северо-Кавказский федеральный округ 37 4,9 6,0
Республика Дагестан 15 3,3 3,5
Республика Ингушетия 33 2,9 1,4
Кабардино-Балкарская Республика 40 3,3 4,4
Карачаево-Черкесская Республика 57 4,3 6,9
Республика Северная Осетия — Алания 55 3,1 5,8
Чеченская Республика 39 3,2 1,6
Ставропольский край 50 7,4 11,5
Источник: составлено по данным [2].
Таблица 3
Распределение малых предприятий в Республике Дагестан по видам экономической деятельности в 2009 г. *
Вид экономической деятельности
Показатель Всего обрабатывающие производства Строительство оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
Число малых предприятий 4,0 0,6 0,6 1,1
(на конец года), тыс. ед. (15) (15) (27,5)
Среднесписочная численность 44,3 5,9 14,2 6,7
работников (без внешних (13,3) (32,1) (15,1)
совместителей), тыс. чел.
Оборот малых предприятий, 86,7 6,7 8,5 27,3
млрд руб. (15,1) (9,8) (31,5)
Источник: составлено по данным [2]. * В скобках приведены данные в %.
В разрезе сфер экономики преобладающая часть предприятий функционирует в оптовой и розничной торговле — 27,5 %, в обрабатывающем производстве — 15 %, в строительстве — 15 % (табл. 3).
Субъекты малого предпринимательства с учетом индивидуальных предпринимателей, торгующих на вещевых, смешанных и продовольственных рынках, формируют 98,5 % оборота розничной торговли. Высокая доля торговли и общественного питания связана с инфляционными процессами и недостаточностью начального капитала и оборотных средств для функционирования предприятий товарного производства.
Слабо развита взаимосвязь предпринимателей с промышленными предприятиями. Ведь в предпринимательстве заложены большие возможности по производству деталей и комплектующих, выпуску первых пробных партий новой продукции, повышению ее качества.
Высокое процентное содержание торговли и общепита, а также платных услуг населению связано еще и с тем, что в республике для этого созданы все необходимые условия: работает сеть рынков (в республике действуют около 90 официально зарегистрированных вещевых, смешанных и продовольственных рынков), магазинов, ларьков. Отводятся места для оптовой торговли, широко применяются транспортные услуги для перевозки грузов, пассажиров и пр.
В то же время стихийный рост коммерческих ларьков, мини-рынков, сложившаяся практика их открытия без учета архитектурного облика вызы-
вают немало нареканий. Администрациями многих городов республики был принят свод распоряжений, регламентирующий порядок открытия и регистрации всех коммерческих структур, предпринимателей, юридических и физических лиц. Осуществляется контроль за соблюдением законодательства по торговле и земельного законодательства по отводу мест для осуществления предпринимательской деятельности, соблюдением санитарно-эпидемиологических норм и технологических процессов при выпечке хлеба, качеством молочных продуктов, осуществлением расчетов с покупателями с применением контрольно-кассовых машин.
В силу нестабильности положения в экономике и законодательстве значительная часть малых предприятий диверсифицирует свою деятельность и по существу является многопрофильным предприятием. Это существенно повышает их устойчивость на рынке за счет внутрифирменного перераспределения ресурсов и работы в различных сегментах рынка. Кроме того, переход от специализации к многопрофильности объясняется желанием МП проводить оперативную переориентацию деятельности в связи с изменением конъюнктуры рынка и стремлением получать наибольшую прибыль.
Нарастающая тенденция к изменению профиля деятельности малых предприятий объективно отражает наступление тяжелого периода в развитии сектора малого предпринимательства, когда малые предприятия стремятся сконцентрировать все свои ресурсы на наиболее рентабельных стратегически важных для выживаемости направлениях деятельности, а именно на торговле и посредничестве.
Развитие приоритетных направлений малого предпринимательства в Республике Дагестан должно быть связано с разработкой региональной политики в сфере МП, с повышением предпринимательской грамотности, с поддержкой малого инновационного предпринимательства, с поддержкой дагестанских товаропроизводителей в продвижении продукции и товаров на региональный и внешние рынки, с информационной поддержкой, с исключением возможности ухода предпринимателей в «теневые» схемы налогообложения.
Важное место в решении этих задач принадлежит государственной поддержке малого предпринимательства. Законом о республиканском бюджете ежегодно предусматриваются расходы на финансирование республиканских программ развития малого и среднего предпринимательства в объеме не менее 100 млн руб.
В республике активно ведется работа по привлечению средств федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства. Так, в 2011 г. по результатам конкурсного отбора подписаны три соглашения на предоставление субсидий из федерального бюджета бюджету Республики Дагестан на общую сумму 228,67 млн руб., в том числе на строительство бизнес-инкубатора в г. Кизилюрт, грантовую поддержку, выдачу микрозаймов, повышение квалификации, развитие лизинга, поддержку предпринимателей инновационной сферы.
В республике с 2010 г. внедрена система поддержки малого инновационного предпринимательства. На конкурсной основе предоставлялись гранты в размере до 500 тыс. руб. на создание малых инновационных компаний. Три субъекта малого и среднего предпринимательства в 2011 г. получили гранты в сумме 1 329 тыс. руб. Получают поддержку и инновационные проекты. Так, в 2011 г. выданы компенсации по 33 проектам 17 компаниям на сумму более 2 400 тыс. руб. Выданы субсидии двум действующим инновационным малым компаниям в размере 1 млн руб. на расходы, связанные с производством товаров.
При заключении договора лизинга 24 субъектам малого и среднего предпринимательства, работающим в сфере производства и оказания услуг, предоставлены субсидии на компенсацию части затрат, понесенных по оплате авансовых платежей по лизинговым договорам, на общую сумму 4 342,850 тыс. руб.
Десяти субъектам малого и среднего предпринимательства в 2011 г. были предоставлены субсидии на компенсацию части затрат по аренде выставочной площади и регистрационному сбору на общую сумму 400 тыс. руб. Свыше 50 предпринимателей приняли участие в выставках под коллективными стендами «Деловой Дагестан», «Свадебная индустрия Северного Кавказа» «Ах, Эта Свадьба — 2011», «Дагестанэкспо — 2011», в Дагестанском экономическом форуме 2011 г., присутствовали в Китае на Международной ярмарке малых и средних предприятий QSMEF — 2011 [1].
В результате конкурсного отбора в 2011 г. признаны победителями 474 претендента, получившие гранты на общую сумму 128 млн руб. по линии предоставления грантов в виде субсидий начинающим субъектам малого предпринимательства в размере до 300 тыс. руб. на организацию и развитие собственного дела.
В республике значительно активизирована информационная поддержка: проводятся семинары, работает портал для предпринимателей, выпускаются радио- и телевизионная передачи «Бизнес Дагестана», газета «Деловой собеседник» и журнал «Бизнес Дагестана». Для предпринимателей на светодиодных дисплеях и на телевидении систематически размещается информация.
В г. Махачкала с 2008 г. действуют два бизнес-инкубатора, завершается строительство бизнес-инкубатора и в г. Кизилюрт. В муниципальных образованиях создано 19 информационно-консультационных центров. Дагестанским агентством по поддержке инновационного предпринимательства (на средства республиканского и федерального бюджетов) построен бизнес-инкубатор в Махачкале для размещения республиканского центра развития предпринимательства. При данном центре действуют маркетинговый, учетный, консалтинговый, обучающий, рекламно-информационный, кадровый, проектный центры, центры правовых услуг и интернет-технологий.
Фондом микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства в 2010 г. предоставлено 164 микрозайма на сумму 105,9 млн руб.
За период работы Фонда содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Дагестан были заключены соглашения с 6 банками, предоставлены поручительства по обязательствам 94 субъектам малого и среднего предпринимательства.
В Республике Дагестан действуют специальные программы поддержки в образовательной и кадровой сферах, благодаря которым в 2011 г. 1 772 руководителя и специалиста субъектов малого и среднего предпринимательства получили возможность повысить свою квалификацию.
Несмотря на проводимую комплексную работу по развитию предпринимательства в Республике Дагестан, данная сфера деятельности продолжает испытывать много трудностей. Об этом свидетельствуют результаты опроса предпринимателей. Всего лишь 36,2 % респондентов полагают, что условия для развития малого и среднего предпринимательства в регионе благоприятные. Поэтому только полная реализация всех республиканских программ развития малого и среднего предпринимательства позволит создать более комфортные условия для развития малого предпринимательства в респуб-
лике. Без этого невозможно не только дальнейшее развитие рынка, но и решение острейших экономических и социальных проблем, стоящих перед республикой.
Список литературы
1. Доклад председателя комитета по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Дагестан М. Г. Шабанова 15.03.2012 на конференции на тему «Поддержка малого и среднего предпринимательства в Дагестане: итоги, стратегия, основные задачи». URL: http://www. riadagestan. rn/news/2012/3/15/133668.
2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011. М.: Росстат, 2011.
3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2003. URL: http://www. gks. ru/bgd/regl/ B03 14/Main. htm.