УДК 323.326
DOI: 10.24411/1813-3528-2018-10051
Магомедова А.А. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНЕ
Аннотация: В Статье рассмотрено современное состояние Сгудешта 1 курса тгжтраг^ы развития малого предпринимательства в Республике Дагестан. по направлению «Управление Освещена деятельность Агентства по предпринимательству и песоналом фГБОу ВО ДГУ» инвестициям РД.
Ключевые слова: малое предпринимательство, развитие, регион
Magomedova A.A. Analysis of the state of small business in the region
Abstract: The article considers the current state of small business development in the Republic of Dagestan. Covered the activities of the Agency for Entrepreneurship and Investment RD. Keywords: small business, development, region
Результативность малого бизнеса в России остается довольно низкой по сравнению с зарубежными странами. Высокий уровень проводимой государственной поддержки в экономически развитых странах способствует созданию единой структуры хозяйствующих субъектов, в которую равноправно входят организации с разными доходами, объемами производства, уровнем кооперирования и специализации.
Малое предпринимательство играет огромную роль в развитии экономики и стабилизации ситуации на рынке труда во многих странах. В развитых западных и восточных странах на малые и средние предприятия приходится около 50% общей численности занятых. Доля малых предприятий в ВВП развитых стран также превышает 50%. Доля малого и среднего предпринимательства в ВВП России на 2017 год составляет примерно 20%.
Что касается Республики Дагестан, то для целей развития малого предпринимательства в соответствии с Указом Главы Республики Дагестан от 22 января 2016 г. №14 было образовано Агентство по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан [1]. Агентство является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по разработке и реализации мер государственной политики в сфере поддержки и развития предпринимательства, презентационно-выставочной деятельности, по формированию благоприятного инвестиционного климата, привлечению и сопровождению инвестиций, а также предоставлению соответствующих государственных услуг в регионе.
Говоря о численности малых форм хозяйствования в регионе, то по данным государственной статистики на конец 2017 года число зарегистрированных малых предприятий на территории Республики Дагестан составило 9175 ед., из них действующих 1580 единиц.
По территории республики малые предприятия дислоцированы крайне неравномерно. Наибольшее количество предприятий сконцентрировано в Махачкале и Хасавюрте, а также в Кизлярском, Каякентском, Хасавюртовском и Бабаюртовском районах.
Среднесписочная численность занятых в малых предприятиях в 2017 году составила 51972 человек, что меньше по сравнению с 2016 г. на 3,1 тыс. человек. Стоит также отметить, что в 2015 году было зарегистрировано 7798 малых предприятий (табл. 1)
Таблица 1
Основные показатели состояния субъектов малого предпринимательства в Республике _Дагестан_
2015 2016 2017
- количество малых предприятий, ед. 7798 7835 9175
- количество индивидуальных предпринимателей, чел. 70369 61105 66706
- количество занятых на малых предприятиях, чел. 58372 55072 51972
- доля населения, занятого на субъектах малого бизнеса, от общей численности экономически активного населения, % 4,4 4,2 4,7
Источник: Тамаева А.М. Малый и средний бизнес в Республике Дагестан // Научный
альманах. - 2017. - №3-1. С. 249-251.
По данным статистики в республике действуют также более 36 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств.
Доля работников субъектов малого предпринимательства в общей численности занятых в экономике составила 12 %, что, как представляется, является весьма низким показателем.
Важно, чтобы на уровне региона создавались такие условия, в том числе и для малого предпринимательства, которые служили основой для улучшения ситуации в экономике и рынке труда республики. Об этом подробнее, см., например [4-7].
Наибольший удельный вес в малом предпринимательстве занимают предприятия торговли и общественного питания, их доля составила 41,1 %, доля строительных- 19,8 %, промышленных - 17,3 %, платных услуг 12,2 процента, сельского хозяйства - 4,8 %, 3 % транспорт и 1,8 % связь.
В 2017 году малыми предприятиями было произведено продукции (работ, услуг) по всем видам деятельности на сумму 3944,6 млн. рублей, в том числе по основному виду деятельности 1907,37 млн. рублей (43,1 % от общего производства).
В таблице 2 представлены основные показатели функционирования малого предпринимательства в Республике Дагестан в 2015-2017гг. По результатам анализа можно сделать вывод о том, что доля продукции малых предприятий (без малого бизнеса) в валовом региональном продукте в 2017 году составила 8,2 %, что на 2 % больше чем в предыдущем году.
Таблица 2
Оценка показателей функционирования малого предпринимательства в Республике
Дагестан в 2015-20 )17гг.
Годы Доля продукции малого предпринимательства в ВРП Республики Дагестан, % Производство продукции малым предпринимательством, млн. руб.
2015 5,7 3443,9
2016 6,2 3746,1
2017 8,2 3944,6
Источник: Данные Росстата
Объем продукции производимой крестьянскими (фермерскими) хозяйствами имеет устойчивую тенденцию к росту, и в общем объеме валовой продукции сельского хозяйства республики составила 3,9 процента (в 2016 г.-3,4 процента).
Развитие и укрепление малого бизнеса опирается, прежде всего, на финансовые ресурсы. Объем инвестиций в основной капитал за 2017 год составил в малое предпринимательство 167 млн. рублей, что на 3 % выше уровня прошлого года.
Необходимо отметить, что на развитие предпринимательской деятельности отрицательно влияет недостаточный начальный капитал и отсутствие собственных оборотных средств.
К настоящему времени в Республике Дагестан приняты необходимые нормативно -правовые акты и создана инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства.
Также приняты законы Республики Дагестан об установлении налоговых преференций по некоторым видам предпринимательской деятельности.
Приняты принципиальные решения по расширению доступа субъектов малого предпринимательства к закупкам отдельных заказчиков, осуществляющих закупочную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [2]. В настоящее время установлена доля закупок у субъектов МСП в размере 18%, в том числе 10% по результатам закупок, осуществляемых только среди субъектов МСП. В период до 2018 года планируется постепенное увеличение доли закупок отдельными заказчиками у субъектов МСП до 25%. По итогам 2016 года этот показатель составляет 22,6 %.
В 2016 году Агентство по предпринимательству и инвестициям РД приняло участие в конкурсе, проведенном Минэкономразвития России по отбору субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства. Было подано несколько заявок, в том числе на:
- содействие в развитии;
- увеличение капитализации Фонда содействия кредитованию (гарантийного фонда);
- предоставление грантов начинающим и действующим менее 1 года субъектам малого и среднего предпринимательства;
- создание и развитие бизнес-инкубаторов на республиканском и муниципальном уровнях, в том числе на строительство в г. Дербент;
- создание и развитие технопарка, промышленного (индустриального) парка.
На сегодняшний день Агентством привлечено в республику субсидий из федерального бюджета на сумму около 250 млн. рублей. Фондом микрофинансирования малого предпринимательства [3] в 2016 г. представлены 17 займов на общую сумму 16 млн. рублей. Гарантийным фондом предоставлено 6 поручительств на общую сумму около 30 млн. рублей.
Задачами государственной политики в сфере развития малого предпринимательства в 2018-2020 гг. являются:
-сокращение административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности;
-использование опыта других регионов в части регистрации малых предприятий и инвесторов по принципу «одного окна».
-упрощение доступа к финансовым ресурсам, развитие кредитования и страхования; -развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; -максимальное вовлечение в хозяйственный оборот имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности;
-привлечение малых предприятий для активного участия в конкурсных торгах для государственных и муниципальных нужд.
-обеспечение открытости информации о наличии объектов недвижимого имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, их состоянии и цене; -содействие развитию микрокредитования малого бизнеса.
Таким образом, проведенный анализ современного состояния развития сферы МП показал, что поддержка государством малого предпринимательства в настоящее время приобретает особую экономическую, социальную и общественную значимость. В условиях замедления экономического роста и сокращения доходов бюджета на первый план выходит вопрос, как наиболее эффективно использовать имеющиеся средства и при этом стимулировать экономическое развитие и тем самым способствовать повышению уровня занятости населения.
Решение проблем обеспечения эффективной деятельности субъектов малого бизнеса во многом зависит от формирования благоприятной институциональной, предпринимательской среды региона, где должны создаваться условия для осуществления экономической и хозяйственной деятельности.
Список источников:
1. Агентство по предпринимательству и инвестициям РД http://mspinvestrd.ru
2. Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (с изм. и дополн.) / Система ГАРАНТ: http://base.garant.rU/12188083/#ixzz5Wv2RZ8vD
3. Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Дагестан. - http://fmrd.ru
4. Кутаев Ш.К. Кутаева Р.А. Тенденции воспроизводства населения и их воздействие на движение трудовых ресурсов Северо-Кавказского федерального округа // Економiчний часопис-ХХ1. - 2016. - № 160 (7-8). - С. 88-91.
5. Кутаев Ш.К., Кутаева Р.А. Экономика региона и занятость населения: точки соприкосновения // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2009. № 2 (29). С. 366-369.
6. Кутаев Ш.К., Вишневская Н.Г., Новикова И.В. Концептуальные основы функционирования и развития рынка труда: опыт регионов/ Под общей ред. Ш. К. Кутаева.- М.: Издательство «Перо», 2013. - 272 с.
7. Кутаева Р.А. Положительные стороны неформальной занятости // Вопросы структуризации экономики. 2012. № 3. С. 150-152.
8. Кутаев Ш.К. Повышение эффективности структур содействия занятости населения // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 11. С. 50-46.
9. Мирзабалаева Ф.И., Алиева П.Р. Развитие рабочего трудового потенциала в Республике Дагестан // Теория и практика общественного развития. 2013. № 3. С. 215-218.