ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
МАГОМЕДОВ М.Ш.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
И РЕГИОНАХ ЮФО
В статье определены роль и значение малого предпринимательства в развитии региональной экономики, приведены количественные и финансово-экономические показатели развития малого предпринимательства в Республике Дагестан и регионах ЮФО. Приведены основные причины отставания развития малого предпринимательства Республики Дагестан, обоснована необходимость принятия дополнительных мер для его эффективного развития в Дагестане.
МЛ (ЮМ¡ИХ) у м. ш
COMPARATIVE ANALYSIS OF DEVELOPMENT OF THE SMALL ENTERPRISE IN REPUBLIC DAGESTAN AND IN THE REGIONS OF THE SOUTH FEDERAL DISTRICT
Role and importance of small enterprise in development of the regional economy are determined in the article, quantitative and financial-economic factors of development of the small enterprise in Republic Dagestan and in the regions of the South federal district are brought. The main reasons of backlog of development of the small enterprise in Republic Dagestan are brought, a necessity of taking additional measures for its efficient development in Dagestan is motivated.
Ключевые слова: малое предпринимательство, региональная экономика, эффективность развития, уровень безработицы, налоговые поступления, стимулирование развития малого предпринимательства.
Keywords: small business, regional economy, efficiency of development, rate of unemployment, tax revenues, stimulation of development of small business.
Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малое предпринимательство играет важную роль в экономическом развитии общества. По численности работающих, объёму производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг сектор малого предпринимательства занимает ведущие позиции в большинстве стран мира. Его эффективное развитие означает рост жизненного уровня населения, создание рабочих мест, распространение вторичной занятости. Кроме того, малое предпринимательство является серьёзным фактором социально-экономической стабильности в обществе. Его ус-
пешное развитие способствует формированию конкурентной среды, насыщению рынка товарами и услугами, снижению уровня безработицы, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, позволяет обеспечить решение экономических и социальных проблем общества. Особенно важное значение для страны успешное развитие малого предпринимательства принимает в настоящее время, когда экономика России развивается в условиях тяжёлого экономического кризиса. Правительство Российской Федерации приняло ряд законодательных актов, направленных на стимулирование развития малого предпринимательства в стране, однако его развитие отстаёт от возможностей и потребностей российской экономики. В нынешних кризисных условиях необходимо принятие дополнительных мер по поддержке малого предпринимательства, особенно в финансовой сфере, так как, по данным журнала «Эксперт», коммерческие банки России значительно сократили кредитование этого сектора экономики по сравнению с предыдущими годами [3, с. 58-59 ].
Важнейшую роль играет сектор малого предпринимательства в развитии региональной экономики. Однако уровень развития этого сектора экономики в Республике Дагестан, согласно последним исследованиям, проведённых Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), является одним из наиболее низких среди остальных регионов ЮФО и других регионов Российской Федерации [2].
С 1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный Закон от 24 июня 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Согласно этому Закону, принципиально изменились критерии выделения субъектов малого и среднего предпринимательства в стране. Так, с 1 января 2008 г. критериями отнесения предприятий к соответствующей категории являются средняя численность работников и предельные значения выручки от реализации или балансовой стоимости активов.
Согласно нормам Федерального Закона, средняя численность работников малого предприятия за предшествующий календарный год не должна превышать 100 чел. включительно (для микропредприятий - до 15 чел.). Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июня 2008 г. №556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг), для каждой категории субъектов малого предпринимательства» определены следующие предельные значения:
❖ 60 млн. руб. для микропредприятий;
❖ 400 млн. руб. для малых предприятий.
Согласно новым правилам ведения статистических наблюдений, данные в сфере малого предпринимательства формируются без учёта микропредприятий. Кроме того, данные не учитывают индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица (ПБОЮЛ) и средние предприятия.
По данным ТО ФС государственной статистики по Республике Дагестан, по состоянию на 1 июля 2008 года количество малых предприятий (кроме микропредприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств) в респуб-
лике составило 1160 единиц, на которых занято 31069 человек (работники списочного состава без внешних совместителей).
Отраслевая структура малых предприятий свидетельствует о том, что их основное количество сосредоточено в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве - 28,8%, оптовой и розничной торговле - 16,7%, обрабатывающих производствах - 20,0%, строительстве - 13,5%. Оборот малых предприятий за январь-июнь 2008 года составил по всем видам экономической деятельности 8572,0 млн. руб. По сравнению с соответствующим периодом 2007 года оборот малых предприятий увеличился на 16,9%. Инвестиции в основной капитал составили 587,5 млн. руб.
Структура оборота малых предприятий по видам экономической деятельности в январе-июне 2008года:
❖ сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство - 24,0%;
❖ обрабатывающие производства - 16,5%;
❖ строительство - 22,1%;
❖ оптовая и розничная торговля, ремонт бытовых изделий,
❖ автотранспортные средства - 46,5%;
❖ транспорт и связь - 4,1 %;
❖ операции с недвижимым имуществом - 2,2%;
❖ прочие - 1,0 %.
Наибольший удельный вес в структуре занятости занимают сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 22,8%, обрабатывающие производства - 22,7%, строительство - 16,8%, оптовая и розничная торговля, ремонт бытовых изделий, автотранспортных средств - 12,8%.
Оборот розничной торговли в январе-августе 2008 года составил 123409,2 млн. руб., что в товарной массе на 21,8% больше, чем в соответствующем периоде 2007 года. В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров в январе-августе 2008 года составил 45,5%, непродовольственных товаров - 54,5% (за аналогичный период прошлого года, соответственно, 49,8% и 50,2%).
Оборот предприятий общественного питания в январе-августе 2008 года составил 11276,1 млн. руб., что в сопоставимых ценах на 10,3% больше соответствующего периода предыдущего года.
В январе-августе 2008 года населению было оказано платных услуг на 24838,5 млн. руб., что в сопоставимых ценах на 17,0% больше соответствующего периода предыдущего года. Из общего объема платных услуг крупными и средними организациями оказано услуг на 8021,3 млн. руб., что составляет 32,3% за соответствующий период предыдущего года.
В январе-августе 2008г. в структуре объема платных услуг населению 87,3% приходилось на услуги транспорта, связи, жилищно-коммунальные, туристические и бытовые [1].
Начиная с 2006 года, республика принимает участие и выигрывает в ежегодно проводимых Минэкономразвития РФ конкурсах на получение субсидий из федерального бюджета на создание объектов инфраструктуры, поддержку малого предпринимательства и на поддержку программ его развития,
в результате чего начата реализация проекта по созданию республиканских бизнес-инкубаторов. Их создание позволит решить одну из главных задач малого предпринимательства - организацию эффективной структуры его поддержки на высоком профессиональном и материально-техническом уровне. В 2008 году введен в действие первый Дагестанский инновационный бизнес-инкубатор «Турали», на базе которого планируется создание технопарка.
В 2006 году из федерального бюджета получено 10,76 млн. рублей на создание бизнес-инкубатора, обучающего центра и создание в городах и районах республики информационно-аналитических центров по оказанию услуг субъектам малого предпринимательства, в 2007 году - 20,075 млн.рублей -на создание бизнес-инкубатора, обучение предпринимателей, создание информационно-аналитических центров и телепрограммы для предпринимателей.
Несмотря на определённые успехи, достигнутые за последние годы в развитии сектора малого предпринимательства в Республике Дагестан, ситуация в этой сфере далека от идеальной. Так, исследования НИСИПП выявляют его значительное отставание в Республике Дагестан по сравнению с другими регионами ЮФО.
Для оценки текущей ситуации и проведения сравнительного анализа уровня развития малого предпринимательства в Республике Дагестан и регионах ЮФО учитывались:
❖ количество зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. населения в январе-сентябре 2008 г.;
❖ среднесписочная численность занятых на малых предприятиях в январе-сентябре 2008 г.;
❖ оборот малых предприятий в январе-сентябре 2008 г.;
❖ инвестиции в основной капитал малых предприятий в январе - сентябре 2008 г.
Таблица 1
Количество малых предприятий на 100 тыс. населения на 1 октября 2008 г.
по регионам ЮФО [2]
на 1 января 2008 г. количество малых предприятий на 100 тыс. чел. в % от
ед. среднего по РФ
1 Российская Федерация 198,4 100
2 Астраханская область 129,9 65,5
3 Волгоградская область 559,6 281,1
4 Кабардино-Балкарская республика 78,5 39,6
5 Карачаево-Черкесская республика 70,2 35,4
6 Краснодарский край 138,6 69,6
7 Республика Адыгея 90,7 45,7
8 Республика Дагестан 44,6 22,5
9 Республика Ингушетия - 0,0
10 Республика Калмыкия 70,0 35,3
11 Республика Северная Осетия - Алания 242,0 122,0
12 Ростовская область 169,2 85,3
13 Ставропольский край 188,5 95,0
Данные таблицы №1 показывают значительное отставание сектора малого предпринимательства Республики Дагестан от других регионов ЮФО по количеству малых предприятий на 100 тыс. населения. Так, процентные показатели Дагестана по сравнению со средними по России составили всего 22,5%, что является наименьшим показателем в округе, в то время как в Кабардино-Балкарии - 39,6%, Северной Осетии - 122,0%, а в Волгоградской области - 281,5%. Одной из основных причин подобной ситуации является то, что подавляющее большинство предпринимателей Дагестана ведёт предпринимательскую деятельность в форме ПБОЮЛ, и эти данные не учитывались при проведении исследования. Ещё одной причиной является то, что большая часть малых предприятий Республики Дагестан ведёт деятельность в «тени», и данные различных исследований это подтверждают[1].
По такому важному критерию оценки, как численность занятых на малых предприятиях, Республика Дагестан также не подает высоких показателей. Так, численность занятых на малых предприятиях республики составляет всего 7,6%, в то время как в среднем по России - 12,7%, в Северной Осетии - 12,5%, а в Волгоградской области - 29,7%, т.е. почти треть занятого населения. В данном случае основной причиной является высокий уровень неформальных отношений между владельцами малых предприятий и наёмными работниками. В большинстве случаев при трудоустройстве на работу на малые предприятия трудовые договоры не заключаются, а заработная плата выдается в конвертах. Такие отношения позволяют избегать налоговых платежей владельцам и работникам малых предприятий. Однако региональный бюджет лишается значительных финансовых поступлений, а работники малых предприятий в случае возникновения конфликтных ситуаций оказываются беззащитными перед владельцами предприятий.
Таблица 2
Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях в регионах _ЮФО на 1 октября 2008 г [2]_
среднесписочная численность работ- доля занятых на МП в общей среднеспи-
ников в январе- сочной численности
сентябре 2008 г., тыс. чел. в январе-сентябре 2008 г., %
1 Российская Федерация 6 262,6 12,7
2 Астраханская область 51,7 11,0
3 Волгоградская область 242,2 29,7
4 Кабардино-Балкарская республика 8,2 5,2
5 Карачаево-Черкесская республика 8,7 2,3
6 Краснодарский край 192,5 12,8
7 Республика Адыгея 13,2 13,9
8 Республика Дагестан 30,9 7,6
9 Республика Ингушетия 1,4 3,8
10 Республика Калмыкия 4,3 6,1
11 Республика Северная Осетия - Алания 17,8 12,5
12 Ростовская область 200,9 16,5
13 Ставропольский край 109,2 14,3
Объёмы оборота малых предприятий Республики Дагестан также являются одними из самых низких среди регионов ЮФО в пересчёте на душу населения. Они составляют всего 13,4% от среднероссийского уровня, в то время как в Республике Северная Осетия достигают 22,8%, в Волгоградской области - 119,8%, а в Ростовской области - 145,6%. Как уже отмечалось выше, большая часть малых предприятий Дагестана ведёт предпринимательскую деятельность в «тени», так как выгоды от легальной деятельности, по словам предпринимателей, практически нет. Поэтому владельцы малых предприятий скрывают реальные денежные обороты с целью уклонения от налогообложения. Кроме того, подавляющее большинство сделок в сфере малого предпринимательства происходит в наличной форме, так как банковскими счетами большинство малых предприятий практически не пользуется. Дополнительным фактором «теневой деятельности» малого предпринимательства Дагестана можно считать низкое кредитование этого сектора коммерческими банками республики, что также не способствует его легализации. Таким образом, реальных стимулов для легальной деятельности малых предприятий для большинства их владельцев практически не существует.
Таблица 3
Оборот малых предпритятий в регионах ЮФО на 1 октября 2008 г [2]
Объём обо- Объём обо- Объём оборо-
рота в янва- рота на ду- та на душу
ре-сентябре шу населе- населения в
2008 г., ния в янва- январе-
млн. руб. ре-сентябре сентябре 2008
2008 г. на г. в % от
душу насе- среднего по
ления России
1 Российская Федерация 7 374 905,8 51 932 100,0
2 Астраханская область 23 960,6 23 939,1 51,8
3 Волгоградская область 149 357,1 57 251,3 119,8
4 Кабардино-Балкарская республика 4 928,8 5 529,9 12,8
5 Карачаево-Черкесская республика 4 346,4 10 169,4 23,3
6 Краснодарский край 274 274,4 53 550,4 108,5
7 Республика Адыгея 8 398,8 19 036,3 39,8
8 Республика Дагестан 15 763,4 5 864,8 13,4
9 Республика Ингушетия 594,8 1 190,8 2,6
10 Республика Калмыкия 1 668,8 5 843,1 13,1
11 Республика Северная Осетия - Алания 6 640,9 9 454,6 22,8
12 Ростовская область 308 840,1 72 600,2 145,6
13 Ставропольский край 82 148,0 30 367,8 59,7
Особое беспокойство вызывают низкие показатели сектора малого предпринимательства Республики Дагестан по инвестициям в основной капитал. Так, объём инвестиций на душу населения составляет всего 18,3% от среднероссийского уровня, в то время как в Астраханской области - 171,6%, в Ростовской области - 257,4%, а в Краснодарском крае - 267,4%. И вновь приходится констатировать, что подобная ситуация в основном связана с вы-
соким уровнем «теневой» деятельности малых предприятий республики. Как уже отмечалось выше, большинство сделок в сфере малого предпринимательства происходит в наличной форме и их реальные объёмы значительно выше, чем публикуемые органами государственной статистики, в том числе и по инвестициям. Очевидно, что Правительству Республики Дагестан придётся приложить максимум усилий для вывода малого предпринимательства из «тени». Однако необходимо предостеречь власти от чрезмерного использования репрессивных методов. Наиболее продуктивный путь - это завоевание доверия предпринимателей, проведение разъяснительной работы, оказание дополнительной поддержки. Поднять уровень экономического развития такого депрессивного региона, как Республика Дагестан, возможно только при значительном увеличении инвестиции в развитие частного предпринимательского сектора.
Таблица 4
Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях в регионах ЮФО
в январе-сентябре 2008 г[2]
Инвестиции в Объём инве- Объём инве-
основной ка- стиций в ос- стиций в ос-
питал на МП новной ка- новной ка-
в январе- сен- питал на питал на
тябре 2008 г., МП в янва- МП в расчё-
млн. руб. ре-сентябре 2008 г. на душу населения, руб. те на душу населения в январе-сентябре 2008 г. в % от среднего по РФ
1 Российская Федерация 212 355,0 1 495,4 100,0
2 Астраханская область 2 286,3 2 284,2 171,6
3 Волгоградская область 3 937,4 1 509,3 109,7
4 Кабардино-Балкарская республика 747,9 839,1 67,6
5 Карачаево-Черкесская республика 74,2 173,6 13,8
6 Краснодарский край 19 454,9 3 798,4 267,4
7 Республика Адыгея 951,9 2 157,5 156,8
8 Республика Дагестан 618,6 230,2 18,3
9 Республика Ингушетия - - -
10 Республика Калмыкия 20,3 71,1 5,5
11 Республика Северная Осетия - Алания 286,1 407,3 34,0
12 Ростовская область 15 719,8 3 695,0 257,4
13 Ставропольский край 885,5 327,3 22,3
Таким образом, проведённый анализ уровня развития малого предпринимательства в регионах ЮФО показал значительное отставание этого сектора предпринимательства в Республике Дагестан. Основной причиной подобной ситуации является аномально большое количество малых предприятий Дагестана, ведущих деятельность в «тени». Количественные и финансовые данные по сектору малого предпринимательства владельцами предприятий занижаются или скрываются. Поэтому только небольшая часть реально-
го количества малых предприятий и финансовых оборотов в сфере малого предпринимательства находит отражение в статистических данных по Республике Дагестан. Подобная ситуация свидетельствует о высоком уровне коррумпированности государственных чиновников и представителей контрольно-надзорных органов Республики Дагестан, так как невозможно скрыть высокие обороты основного капитала и инвестиций на малых предприятиях без их корыстного интереса.
Итак, учитывая важное социально-экономическое и политическое значение малого предпринимательства для Республики Дагестан, Правительству необходимо принять комплекс мер по развитию малого предпринимательства в республике, среди которых важное место должны занять меры по выводу малого предпринимательства из «тени».
_Литература_
1. Официальный сайт Комитета Правительства Республики Дагестан по поддержке и развитию малого предпринимательства и потребительского рынка www.dagbusiness.su;
2. Официальный сайт Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) www.nisse.ru
3. Эксперт 2009 №8;