Научная статья на тему 'Разгосударствление и динамика числа предприятий торговли: региональный аспект'

Разгосударствление и динамика числа предприятий торговли: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
263
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИВАТИЗАЦИЯ / ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ / PRIVATISATION / TRADING ENTERPRISES / DIFFERENTIATION / REGIONAL AND BRANCH FEATURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимирьянова Венера Маратовна

В работе рассматриваются особенности приватизации предприятий торговли и динамика их количества. Анализируются факторы, влияющие на рост числа предприятий. Особое внимание уделяется отличию тенденций в торговле от общих тенденций в экономике. Исследуются региональные различия и оцениваются перспективы выравнивания регионов по числу предприятий торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Privatisation and dynamics of number of trading enterprises: regional aspect

In work features of privatization of trading enterprises and dynamics of their quantity are considered. The factors influencing growth of number of the enterprises are considered. The special attention is given to difference of tendencies in trade from the general tendencies in economy. Regional distinctions are investigated and prospects of alignment of regions on number of trading enterprises are estimated.

Текст научной работы на тему «Разгосударствление и динамика числа предприятий торговли: региональный аспект»

Тимирьянова ЧИСЛО ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ В.М.

14. МИРОВАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

14.1. РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ И ДИНАМИКА ЧИСЛА ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Тимирьянова Венера Маратовна, к.э.н., доцент, Уфимский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета Контакты автора: 79174073127@mail.ru

Аннотация. В работе рассматриваются особенности приватизации предприятий торговли и динамика их количества. Анализируются факторы, влияющие на рост числа предприятий. Особое внимание уделяется отличию тенденций в торговле от общих тенденций в экономике. Исследуются региональные различия и оцениваются перспективы выравнивания регионов по числу предприятий торговли.

Ключевые слова: приватизация, предприятия торговли, дифференциация, региональные и отраслевые особенности

PRIVATISATION AND DYNAMICS OF NUMBER OF TRADING ENTERPRISES: REGIONAL ASPECT

Timiryanova Venera Maratovna, PhD (in economy), Assistant Professor, Ufa Institute of Russian State University of Trade and Economics

Annotation: In work features of privatization of trading enterprises and dynamics of their quantity are considered. The factors influencing growth of number of the enterprises are considered. The special attention is given to difference of tendencies in trade from the general tendencies in economy. Regional distinctions are investigated and prospects of alignment of regions on number of trading enterprises are estimated.

Keywords: privatisation, trading enterprises,

differentiation, regional and branch features

В истории России был период господства государства над рыночными механизмами, а так же значительный отрезок времени переходного периода с различной степенью влияния государства на рыночные отношения. Роль государства в формировании конкурентного рынка сложно оценить однозначно: с одной стороны разрабатывались инструменты для перехода к рыночной экономике, с другой стороны не все предлагаемые мероприятия оказывали положительное влияние на развитие рынка.

Еще тридцать лет назад, во времена советского союза понятие «конкуренция» практически не использовалось, а государство пыталось управлять всем процессом распределения благ. Начальный период перестройки характеризовался признанием отдельных недостатков существовавшей политико-экономической системы СССР. В 1986 г. был принят Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», который с мно-

гочисленными оговорками легализовал частное предпринимательство.

В 1987г. на пленуме ЦК КПСС было провозглашено о переходе от административно-командных методов хозяйственного руководства к режиму регулируемого рынка с социальной ориентацией. Первый шаг в этом направлении был сделан принятием 30 июня 1987 года закона «О государственном предприятии (объединении)». Принятый закон провозглашал принцип полного хозяйственного расчета и самофинансирования. Однако принятие данного закона в реальности не создавало рыночных мотиваций, стимулов, подлинной заинтересованности руководства и членов коллектива, остававшихся на положении наемных работников.

Переход к конкурентному рынку во второй половине 80-х гг. связывали с кооперативами. 26 мая 1988 г. был принят закон № 8998-XI «О кооперации в СССР». Законом предполагалось, что последовательное развитие кооперативного движения в стране превратит кооперацию в широко разветвленную систему, органически связанную с государственным сектором экономики и индивидуальной трудовой деятельностью населения. Кооперативы могли «создаваться и действовать в сельском хозяйстве, в промышленности, строительстве, на транспорте, в торговле и общественном питании, в сфере платных услуг и других отраслях производства и социально-культурной жизни».

В результате реформ периода перестройки в народном хозяйстве РСФСР увеличилось число функционирующих кооперативов. Если на 1 января 1988г. насчитывалось 7,3 тыс. кооперативов, то к 1 января 1991г. их насчитывалось более 134,5 тыс. Кроме того к 1991 г. число граждан занятых индивидуальной трудовой деятельностью достигло 325,4 тыс.чел. Однако детальный анализ показателей указывает на слабое влияние произошедших институциональный изменений на развитие торговли. На 1 января 1988г. было зарегистрировано 242 кооператива осуществляющих торгово-закупочную деятельность. К 1 января 1991г. численность торговых и торгово-закупочных кооператив увеличилась в 12 раз до 3112. Однако сопоставление данных с общим числом предприятий торговли показывает ничтожность произошедших изменений. На 1 января 1987г. насчитывалось 363,9 тыс. предприятий торговли, а на 1 января 1991г. - 367,4 тыс. Следовательно, кооперативы в общей численности предприятий торговли составляли в 1987г. 0,1%, а в 1991 -

0,8%. Что касается численности граждан занятых индивидуальной трудовой деятельностью, то по торговле данные Госкомстат РСФСР не публиковал в связи с незначительным их количеством.

Таким образом, на развитие розничной торговли происходившие изменения не оказали ощутимого влияния: число предприятий увеличилось не значительно, доля государственного сектора не изменилась, роста предложения не произошло (сохранялся дефицит).

В апреле 1991г. был принят закон «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР» №2079-1. Законом впервые вводилось понятие «предпринимательство» и давался перечень прав и обязанностей предпринимателей. Необходимо отметить, что после развала СССР развитие конкурентного рынка связы-

вали с формированием слоя частных собственников. Увеличение их числа ожидалось достичь посредством приватизации государственного имущества. В законодательных актах 1992г. объектам сферы услуг выделялась особая роль. Согласно указа президента РФ от 29 декабря 1991 г. № 341 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» обязательной приватизации подлежали в первую очередь объекты государственной и муниципальной собственности, в наибольшей степени влияющие на формирование и функционирование рыночной инфраструктуры экономики Российской Федерации, а также предприятия и объекты, недостаточно эффективная деятельность которых сдерживает темпы экономического развития страны и формирование рынка.

Таблица 1.

Результаты разгосударствления предприятий

1980г 1985г 1986г 1937г 1988г 1989г 1990г 1991г 1992 г 1993г

Число действовавших кооперативов, тыс. 7.3 385 1022 134,6 43.8

В т.ч. торговые т оргово-торгово-закупочные 024 237

Распределение розничного товарооборота по формам собственности

г ос \д арствен на я 76 76 77 78 78 78 76 63 37

н «государствен ная 24 24 23 22 22 22 23 24 3: 63

Удельный вес предприятий и объектов розничной торговли

г ос VI арствен ной формы собственности 51 51 51 51 51 51 51 51 44 29

н егосударствен нон формы собственности 49 49 49 49 49 49 49 49 56 71

Как показывают исследования, проведенные Бурды-гиным В.А., процесс приватизации протекал неодинаково в различных регионах [1]. Дифференциация регионов связана с различием в преобладании в структуре приватизированных предприятий доли объектов ранее состоящих в собственности субъектов РФ, муниципальной или федеральной собственности. Определенное влияние на это оказали выбор модели и организационно-правовой схемы приватизации. Особо выделяются Республики Татарстан, Саха (Якутия), Башкортостан. В них в 1993г. не приватизировано ни одного предприятия федеральной собственности. В г. Санкт-Петербурге не приватизировано предприятий муниципальной собственности. В г.Москве не приватизированы объекты собственности субъекта федерации. Общей отличительной чертой для них стала замедленная приватизация (в г.Москве и в Республике Татарстан пик приватизации пришелся на 1995г., а не на 1993-1994гг как в большинстве субъектов), и сохранение за государством сильных позиций во многих отраслях экономики.

Присутствуют региональные различия в способах приватизации. Так 92% всех приватизированных предприятий в 1993г. в Республике Калмыкия-Хальмг-Тангч приватизировано путем акционирования. Приватизировано путем продажи на аукционах 42,9% предприятий в Республике Татарстан и ни одного предприятия в Республике Саха (Якутия). В Чукотском автономном округе преобладала приватизации объектов через конкурс коммерческий (79% предприятий) и не применялся инвестиционный конкурс. В Республике Саха (Якутия) обратная ситуация: ни одного предприятия не приватизировано на основе коммерческого конкурса и 66,7% предприятий приватизировано путем инвестиционного конкурса. Через выкуп арендованного имущества приватизировано 66,1% предприятий в Рес-

публике Карелия, 73,6% - в г.Москве, 63,15% - в Республике Башкортостан.

Региональные различия имеет и отраслевая структура приватизированных предприятий. Эти различия предопределялись сложившейся специализацией региона. Безусловно, для всех регионов первая волна приватизации была связана со сферой услуг. К ней относились две трети перешедших в частную собственность предприятий. В целом по РФ в первые годы в разрезе по отраслям народного хозяйства наибольший удельный вес занимала розничная торговля. В 1992г. доля предприятий торговли в общей численности приватизированных предприятий составляла 40,5%, в 1993г. - 34,6%. Однако и тут отмечается дифференциация регионов. В 1993г. доля предприятий торговли в общем числе приватизированных предприятий в приморском крае составляла 53,2%, в пермской области - 52,6%. В свою очередь в Республике Калмыкия их доля составляла 8%, в Республике Дагестан 7%. Здесь в большей степени приватизировались предприятия строительного сектора и промышленности соответственно.

Приватизационный процесс исследовался многими учеными: Бурдыгиным В.А., Пожаровым В.А., Тохаевой Ф.Д., Чередниченко С.И. и др. В их работах значительное внимание уделено моделям и итогам процесса. Однако не многие рассматривали приватизацию в связке с динамикой количества предприятий. Существующие данные о динамике приватизации и количества предприятий позволяют говорить о том, что ускорение приватизационного процесса не вело к росту числа зарегестрированных предприятий и ускорению развития экономики региона в целом. И более того регионы с замедленным процессом приватизации относятся к регионам донорам и в них динамично росло количество зарегистрированных предприятий. При этом пик роста числа предприятий, как правило, был ранее пика приватизации в регионе. Проведенный автором корреляционно-регрессионный анализ позволил выявить обратную связь числа приватизированных предприятий и числа зарегистрированных предприятий. В свою очередь положительное влияние на рост числа субъектов рынка оказали рост среднедушевых доходов, рост числа граждан с высшим образованием, рост валового регионального продукта. Следовательно, во многом развитие рынка предопределялось финансовым состоянием и образованностью населения, его способностью и желанием самостоятельно заниматься предпринимательской деятельностью, потенциалом региона (ВРП).

Если отдельно останавливаться на предприятиях торговли, то здесь можно отметить следующее: В целом по России число регистрируемых предприятий торговли превышало число приватизированных. Так на 1 января 1993г. число предприятий получивших статус юридического лица составило 43,2 тыс., в то время как число приватизированных предприятий торговли составляло - 18,6 тыс.

В результате произошедших институциональных преобразований изменилась структура формирования розничного товарооборота. Уже в 1992г. доля в обороте розничной торговли предприятий частной собственности (19%) превысила долю потребительской кооперации (18%). В 1993г. оборот розничной торговли преимущественно формировался предприятиями негосударственных форм собственности.

До 1996г. повсеместно происходил рост числа зарегистрированных предприятий. С 1996г. регионы начали

Тимирьянова ЧИСЛО ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ В.М.

дифференцироваться: в ряде регионов число предприятий начало сокращаться в других их число продолжало расти. Снижение числа предприятий более 6 лет из последних 20 лет происходило в 8 регионах. При этом особо выделяется Республика Тыва, где в период 1996-2006гг снижение числа предприятий происходило ежегодно. В результате к началу 2011г. число зарегистрированных предприятий стало ниже уровня 1995г.

В последние 5 лет становится больше регионов, в которых число предприятий ниже более чем в два раза среднего значения по РФ. Так как число предприятий является одним из показателей позволяющих говорить о силе конкуренции (чем больше конкурентов, тем сильнее борьба), то можно отметить, что в этих регионах развитие конкурентной среды невысокое: Тамбовская область, Республики Дагестан, Ингушетия, Кабардино-балкарская, Чеченская и Карачаево-Черкесская республики, Пензенская область, Республики Бурятия и Тыва, Кемеровская область, Амурская область и др.

Таблица 2

Г руппировка по направлению динамики количества предприятий

Количесг во регионов, в которых происходило снижение количества .зарегистрированных предприятий на 1 января по отношению к аналогичному периоду предыдущего года, ед. 1992г. 1993г. 1994г. 1995г. 1996г.

7 0 0 0 3

1997г. 1998г. 1999г. 2000г. 2001г.

4 4 10 7 7

2002г. 2003г. 2004г. 2005г. 2006г.

7 6 6 9 8

2007г. 2008г. 2009г. 2010г. 2011г.

59 17 20 15 49

Количесг во регионов, в которых количество предприятий на 1000 чел. населения в два раза ниже выше чем в среднем по РФ, едУед. 1992г. 1993г. 1994г. 1995г. 1996г.

0/0 5/0 7/0 3/0 1/1

1997г. 1998г. 1999г. 2000г. 2001г.

1/2 1/3 1/3 1/3 1/3

2002г. 2003г. 2004г. 2005г. 2006г.

3/2 3/1 4/1 8/0 90

2007г. 2008г. 2009г. 2010г. 2011г.

10/0 11/0 10/0 12/0 11/0

Наибольшее число предприятий на 1000чел. отмечается в трех регионах (в Республиках Калмыкия и Алтай, в Магаданской области). Однако в последние пять лет регионов, в которых число предприятий на 1000 чел превышает в два раза среднее значение по РФ не было. Во всех вышеозначенных регионах произошло снижение числа предприятий. Сильнее всего падение числа предприятий произошло в Республике Калмыкия. Если в 2005г. на 1000чел. местного населения приходилось почти 60 предприятий (в среднем по РФ -33) то к 2011г. их число сократилось до 29 предприятий на 1000чел. (в среднем по РФ - 34). В этой республике в первые 10 постперестроечных лет число предприятий увеличилось в 12,8 раз, а в последующие 10 лет сократилось вдвое достигнув значения начала 1996г. Схожая ситуация в Республике Алтай, Камчатском крае и Магаданской области.

Если рассматривать отдельно предприятия торговли, то можно выделить следующие особенности:

- за последние пять лет уменьшилось количество регионов, в которых количество предприятий на 10000 чел. ниже в два раза среднероссийских значений. Таким образом, отмечается обратная тенденция: в целом (по предприятиям всех отраслей экономики) в разрезе субъектов федерации в последние пять лет отмечается тенденция увеличения числа регионов с

низкими значениями по числу предприятий, а в торговле происходит снижение числа таких регионов;

- в соответствии с общей тенденцией в торговле не выделяются субъекты, в которых количество предприятий в пересчете на 10000чел. населения в два раза выше среднероссийского значения.

- даже в период кризиса 2008г. в торговле снижения числа предприятий и индивидуальных предпринимателей практически не отмечалось. В Приморском и Хабаровском краях, Амурской области в последние пять лет отмечается значительный прирост, как количества предприятий, так и количества индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, тенденции развития предпринимательских структур в торговли несколько отличаются от развития предпринимательских структур в экономике России в целом. Дифференциация регионов высока в обоих случаях. Для оценки степени дифференциации и перспектив выравнивания регионов определим среднее число лет необходимое регионам для выравнивания.

Если за Прф - принять количество предприятий на 10000чел. населения в РФ, за Псф - количество предприятий на 10000чел. населения в субъектах федерации (где сф=1...83), а за ТПрф и ТПсф - средние за ряд лет темпы прироста количества предприятий в России и ее субъектах соответственно, идею выравнивания можно представить в виде:

Прф (1+ ТПРФ)х = Псф (1+ ТПсф)х

Х _ 1оё (1+ТПсф) п ■

((1+ТПрф) Псф

В результате расчетов получены следующие данные:

1. По всем предприятиям:

- в 44 субъектах федерации количество предприятий в пересчете на 1000чел. населения меньше чем в среднем по России, а темп прироста выше среднероссийского значения. При этом при сохранении существующих тенденций чтоб сровняться со среднероссийским значением 27 субъектам федерации понадобиться более 10 лет;

- в 35 субъектах федерации количество предприятий и темпы прироста их количества ниже среднероссийских значений, что делает невозможным достижение ими среднероссийского значения.

- 4 субъекта федерации при сохранении имеющихся тенденций будут увеличивать разрыв со среднероссийским значением по количеству предприятий в силу более высоких темпов прироста.

2. По предприятиям торговли:

- в 29 субъектах федерации количество предприятий в пересчете на 10000чел. населения меньше чем в среднем по России, а темп прироста выше среднероссийского значения. При этом при сохранении существующих тенденций для выравнивания со среднероссийскими значениями 15 регионам понадобится менее 1 года, и только 3 субъектам федерации понадобится более 10 лет;

- в 25 субъектах федерации количество предприятий торговли и темпы прироста их количества ниже среднероссийских значений, что делает невозможным достижение ими среднероссийского значения.

- 14 субъектов федерации при сохранении имеющихся тенденций будут увеличивать разрыв со среднероссийским значением по количеству предприятий в силу более высоких темпов их прироста.

а) предприятия всех отраслей

Темпы

прироста

. і У..

Количество предприятий на 10000чел.

рехода к рыночной экономике, с другой стороны не все предлагаемые мероприятия оказывали положительное влияние на развитие рынка. На существующую региональную дифференциацию на первых этапах перехода к рыночной экономике оказывал значительное влияние приватизационный процесс, региональные особенности которого проанализированы автором. В работе выявлены особенности предприятий торговли, позволяющие говорить о более высокой подвижности их состава на рынке, а также определены перспективы выравнивания регионов по количеству участников рынка. С учетом вышеизложенного следует рассматривать рецензируемую статью как попытку (и небезуспешную) определить факторы, оказывающие определяющее воздействие на состав и динамику предприятий потребительского рынка.

В статье автор, основываясь на специальных литературных источниках, делает глубокий анализ рассматриваемой проблемы, проводит анализ динамики количества предприятий в разрезе субъектов федерации. Изложенный в статье материал отличается достоверностью, существенной новизной разработок обеспечивающей их практическое применение. Содержание статьи расширяет знания о предмете исследования

б) предприятия торговли

Рис.1 Распределение регионов по количеству предприятий и темпам их прироста

ФГБОУ ВПО «Уфимская государственная академия

экономики и сервиса», доцент,

к.э.н. А.Ф. Самигуллина

I емпы прироста

Коли чество предприятий на

1000ч

0 4

0 2

Как видно из рисунка региональная дифференциация по числу предприятий имеет различную природу. В торговле состав субъектов рынка подвержен большей подвижности, при этом разрыв по числу предприятий меньше. Учитывая это достичь выравнивания регионов по количеству субъектов рынка (предприятий) в торговле можно быстрее.

Список литературы:

1. Бурдыгин В.А. Повышение эффективности управления приватизацией (региональный аспект): дис. ... канд. экон. наук. 2004. -183с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Федеральная служба государственной статистики [сайт]. URL:http://www.gks.ru

References:

1. Burdygin V. A. Increase of management efficiency by privatization (regional aspect): the dissertation of Cand.Econ.Sci. 2004.-183s.

2. Federal Agency of the state statistics [site]. URL:http:// www.gks.ru

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Разгосударствление и динамика числа предприятий торговли: региональный аспект», подготовленную Тимирьяновой Венерой Маратовной для публикации в экономико-юридическом журнале «Бизнес в законе»

Тема предпринятого автором статьи исследования актуальна в связи с не проработанностью целого ряда вопросов, касающихся усиления дифференциации регионов по уровню развития потребительского рынка. Роль государства в формировании конкурентного потребительского рынка сложно оценить однозначно: с одной стороны разрабатывались инструменты для пе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.