Научная статья на тему 'Организация управления инновационной деятельностью предприятий в рыночных условиях'

Организация управления инновационной деятельностью предприятий в рыночных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация управления инновационной деятельностью предприятий в рыночных условиях»

работу по строительству социально-ориентированного рыночного хозяйства. Для этого нам нужны глубокие познания организационной науки, экономических механизмов, на деле обеспечивающих гармонию интересов всех субъектов производства в условиях рынка. Мы должны настойчиво продвигаться этой дорогой и верим, мы найдем самые лучшие способы побороть все эти препятствия.

Магомедов А.Г., Тагиев М.Х.

Организация управления инновационной деятельностью предприятий в рыночных условиях

Сложившаяся в России экономическая ситуация привела в промышленной сфере к сокращению наукоемкой продукции вследствие утраты научных заделов, обеспечивающих расширенное воспроизводство качественных технологических ресурсов и определяющих конкурентоспособность промышленной продукции. Причин этому множество - это рыночные преобразования, сбои экономической политики, отсутствие финансовых средств, состояние неопределенности в экономике и т.д. При плановой экономике управление инновационными процессами, как правило, осуществлялось государством (разработка, планирование, обеспечение трудовыми, финансовыми ресурсами и т.д.). В результате перехода к рыночному хозяйству и переложения ответственности на сами предприятия, эти процессы просто оказались брошенными на самотек. Многие регионы решают проблемы развития авторитарно, т.е. из-за отсутствия достаточного количества информации они организуют на своих предприятиях, располагающих дополнительными мощностями, производство различных видов промышленной продукции, которая не всегда находит спрос. Соответственно, причиной неудач предприятий промышленности в инновационной сфере является неслаженность работы или вообще отсутствие соответствующей инновационной инфраструктуры в стране. Это говорит о том, что государство должно разработать соответствующую нормативно-правовую базу в этой сфере, разработать и осуществлять разнообразные программы, т.е. должно осуществить промышленную политику и создать инновационную стратегию для сохранения и развития деятельности в этой сфере. Одним из важнейших условий осуществления этих мер является оздоровление экономической среды, в которой ведут свою деятельность предприятия. Важное значение в этой сфере также имеет проведение со стороны государства протекционистской политики, т.е. защита отечественных субъектов хозяйствования от конкуренции со стороны иностранных производителей. Целями политики в этой сфере деятельности должны стать последовательное преодоление ресурсной и структурно-технологической несбалансированности, ориентация на формирование потребительского рынка и прогрессивной структуры производства и потребления. Государство должно рассматривать эту проблему комплексно, строго координировать процессы в этой сфере, оказывать финансовую, организационную поддержку конкретным программам, ориентированных на достижение конечной цели - интеграцию России в мировой рынок. Одним из факторов, определяющих степень интеграции России в мировую экономику, является развитие российского экспорта, особенно продукции обрабатывающих отраслей промышленности. Поэтому оно может и должно стать важным элементом структурной перестройки и технологической модернизации национального хозяйства страны. При оказании содействия со стороны государства в развитии тех или иных сфер деятельности должен соблюдаться принцип дифференцированности. Так, например, ряд отраслей российской промышленности производит потенциально конкурентоспособную продукцию - это авиационная и космическая техника, атомная технология, продукция энергомашиностроения, наукоемкие виды медицинской техники, лазерная техника и технология и др. Эти отрасли готовы выйти и выходят на мировой рынок и нуждаются в соответствующей поддержке государства (финансовой, патентование и т.д.). А вот такие отрасли, как автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение, текстильная, легкая и пищевая промышленность нуждаются в обновлении и серьезной защите от импорта. Согласно исследованиям центра экономической конъюнктуры наметилась тенденция, что обновлением своей продукции интенсивно занимаются только крупные предприятия (свыше 5000 чел. занятых) отдельных отраслей промышленности. В существующих условиях при оказании соответствующей поддержки государством необходимо учитывать и эту особенность.

Если изучить сам процесс создания и внедрения наукоемких проектов в производство, например, за последние несколько десятилетий, то можно заметить несогласованность между этапами инновационного процесса, и вообще большое количество научных разработок заканчиваются на стадии теоретических исследований, т.е. в практике они не применяются. Это в свою очередь вызвало образование огромного научного задела в этой области. В связи с переходом к рыночному хозяйству предприятия из этой научной базы «выбирают» тот или иной проект для внедрения. Но этот «выбор» не может быть достаточно обоснованным с экономической точки зрения при отсутствии соответствующей информации, что приводит к большому риску и расходам (финансовые, трудовые и т.д.). Причина этому - отсутствие информационного взаимодействия между участниками инновационного процесса, т.е. выбор того или иного научно-технического проекта должен быть основан на тщательном изучении рынков (мониторинга), прогнозировании потребностей, технологий, выхода на рынки тех или иных видов продукции и т.д. Все это говорит о необходимости создания в стране банков данных, т.е. электронных информационных систем. В развитых странах Европы и Америки существуют более 50 таких международных банков данных в виде организаций того или иного типа, которые за определенную плату предоставляют потребителям необходимую информацию. Получив все необходимые сведения о рынках наукоемкой продукции, ресурсов, сырья, прогнозы на ближайшее будущее в этой сфере, производитель принимает уже обоснованное решение на внедрение того или иного проекта в практику с минимальным риском, рассчитывает необходимые финансовые издержки и возможную прибыль в результате осуществления проекта.

Как известно, реализация инновационных проектов требует больших финансовых вложений. Это является одним из основных факторов, сдерживающих инновационную деятельность и проявляется не только в фактическом отсутствии финансовых средств у предприятия, намеревающегося обновить свою продукцию, но и в неплатежеспособности заказчика, высоких кредитных ставках, инфляции, отсутствии спроса на продукцию. Теоретически отечественные предприятия могут использовать следующие виды финансирования: федеральный бюджет; различные формы инвестиционного сотрудничества; выпуск и продажу акций; участие в инвестиционных конкурсах Минэкономики РФ; льготные государственные кредиты; кредиты зарубежных банков на реструктуризацию производства; самофинансирование за счет прибыли от реализации эффективного инвестиционного проекта. В условиях нехватки собственных денежных средств у предприятий, а также ограниченности государственной поддержки важнейшим условием активизации инновационной деятельности выступает привлечение финансовых средств из негосударственных источников для целей коммерциализации технологий. Отечественный научно-технический потенциал обладает большими возможностями для коммерческих технологий и при создании благоприятной организационно-экономической среды может стать для инвесторов выгодной сферой вложения средств. Большие перспективы привлечения частного капитала в научно-техническую среду открывает формирование отечественной системы так называемого венчурного финансирования технологических проектов.

Таким образом, для развития инновационных процессов в деятельности отечественных субъектов хозяйствования необходимо осуществить:

Преобразование научного, промышленного и технологического потенциала на базе внедрения перспективных отечественных и зарубежных наукоемких технологий;

• Обеспечение согласованности между этапами инновационного процесса (от возникновения теоретических знаний о продукте, технике, технологии до непосредственной реализации этих знаний в практике), действий и информационного обмена между возможными участниками инновационного проекта;

• Создание инновационной инфрастуктуры в экономике страны (инновационно-технологических центров, технопарков, системы подготовки специалистов, создание информационных баз и т.д.);

• Формирование федеральных и региональных информационных систем научно -технических достижений, проведение маркетинговых исследований;

• Выбор государством приоритетных и наиболее значимых инновационных проектов и оказание им поддержки (финансовая помощь, патентование, организационная помощь и т.д.);

• Стимулирование промышленных предприятий и наукоемких отраслей промышленности к сохранению, созданию и развитию собственных научных и научно-технических подразделений, поддержка новых прогрессивных форм интеграции научно-технологических и производственных организаций;

Обеспечение минимально короткого инновационного цикла процессов (время от рождения идеи до воплощения в продукт) путем совместной работы ученых и технологов.

Гамидова М.С.

Условия и направления развития предпринимательства в Республике Дагестан.

Развитие и становление предпринимательства в полном объеме понятия началось в России с 1991г, когда стали осуществляться коренные преобразования общественной, в том числе и экономической системы. С этого времени произошли разгосударствление и приватизация государственной собственности, формирование частной собственности, либерализация экономики и переход к рынку,. начала создаваться соответствующая правовая база предпринимательской деятельности. Были учреждены и приняты Гражданский Кодекс, Законы "О приватизации государственной и муниципальной собственности", "Об акционерном обществе", "О поддержке малого предпринимательства в РФ", постановления Правительства РФ "О Фонде поддержки предпринимательства и развитии конкуренции", "О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" и другие нормативные акты.

Все это привело к быстрому развитию предпринимательской деятельности и новых предпринимательских структур в России и ее регионах. Только за последние пять с половиной лет (с 1994г) число предприятий и организаций, включенных в ЕГРПО России, увеличилось в 2,3раза и достигло 2800тысяч. Если число промышленных предприятий за дореформенные пять лет (1986-90гг) увеличилось всего на 2,3%, то за последующие пять лет (1991-95гг) возросло в 4,4раза.

Высокими темпами развивалось предпринимательство и в Республике Дагестан. По данным Госкомстата Республики Дагестан число предприятий и организаций достигло к концу 1997 г 40950 единиц. Из общего количества предприятий сосредоточено в сельском хозяйстве 19,6 тыс. (47,8%), торговле, общественном питании, МТС и сбыте - 11,6 тыс. (28%), промышленности - 2,5 тыс.(6%), строительстве - 2,3 тыс. (5,6%), на транспорте и связи - 0,7 тыс. (1,7%).

Приведенные выше показатели достигнуты, прежде всего, за счет бурного развития малого предпринимательства и фермерских хозяйств. К концу 1997 г. число малых предприятий в Дагестане достигло 22 тыс., а фермерских хозяйств 18,3 тыс. Число промышленных предприятий за годы реформы увеличилось почти в 10 раз и по данным Госкомстата Республики достигло в 1997 г. 2500. В сельском хозяйстве развивались высокими темпами фермерские хозяйства, но рост числа предприятий был незначительным.

Приведенные выше данные, бесспорно, свидетельствуют о коренных изменениях в системе хозяйствования, а также о возрождении и становлении предпринимательства как важнейшего элемента этой системы. Они дают основание оценить предпринимательство как объективную реальность сегодняшней российской экономики. Однако указанные показатели дают лишь количественную оценку развития предпринимательства, но не характеризуют его качественную сторону, то есть - насколько успешно при этом выполняется экономическая и социальная роль предпринимательства. О том, что эта роль выполняется не достаточно эффективно, говорит то, что затягивается выход из кризиса и, соответственно, стабилизация и развитие экономики.

Прежде всего необходимо отметить, что для полноценного функционирования рынка имеющегося числа предпринимателей и предпринимательских, структур явно недостаточно Экономика России еще не обрела необходимой критической массы предпринимательских структур частной собственности. Как видно из приведенных выше данных, их развитие притормозилось. Если за один 1994г число предприятий и организаций в России увеличилось на 701,4 тыс. (на 56,3%), то в 1995г - всего на 303,3 тыс. (на 15,6%), в 1996г - на 237,4 тыс. (на 10,6%). Очевидна тенденция снижения темпов развития предпринимательских структур. По предварительным данным в 1998 году произошло снижение этой численности на 5 %.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.