Научная статья на тему 'Инновационная политика в свете структурных преобразований экономики региона'

Инновационная политика в свете структурных преобразований экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / СТРУКТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / ПОЛИТИКА / РЕГИОН / INNOVATIVE ACTIVITY / INNOVATIVE DEVELOPMENT / MODERNIZATION / OF STRUCTURAL REFORMS / POLITICS / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гордеев Олег Иванович

Вступление России на путь инновационного развития и ускоренной модернизации экономики и обществаусиливают внимание к поиску средств еереали-зации, как в масштабе страны, так и отдельного региона. Это предопределяет необходимость теоретического осмысления и научного обеспечения структурной перестройки на всех уровнях национального хозяйства, как важнейшей составляющей инновационных преобразований экономики региона. Такая направленность развития должна рассматриваться при разработке инновационной политики, ориентированной на преодоление ресурсной и структурно-технологической несбалансированности и формирование прогрессивной структуры производства и потребления. Важным условием здесь становится усиление активности инновационной деятельности в регионе. Рассмотрению структурных преобразований в экономике региона в качестве императива инновационной политики посвящена настоящая статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гордеев Олег Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION POLICY IN THE LIGHT OF STRUCTURAL CHANGES-FORMATIONS OF THE ECONOMY OF THE REGION

Accession of Russia to the path of innovation development and the accelerated modernization of the economy and society strengthen attention to the search of means of its implementation, as in the whole country, and a separate region. This predetermines the necessity of theoretical analysis and scientific support for the structural adjustment at all levels of the national economy, as the most important component of innovation economy of the region. Such a trend of development should be considered in the elaboration of innovation policy aimed at the overcoming of the resource and structural-technological imbalances and the formation of the progressive structure of production and consumption. An important condition for this is an increase of activity of the innovation activity in the region. The analysis of structural changes in the economy of the region as an imperative of innovation policy of the topic of the present article.

Текст научной работы на тему «Инновационная политика в свете структурных преобразований экономики региона»

ГОРДЕЕВ O.K.

ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В СВЕТЕ СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

Вступление России на путь инновационного развития и ускоренной модернизации экономики и обществаусиливают внимание к поиску средств еереали-зации, как в масштабе страны, так и отдельного региона. Это предопределяет необходимость теоретического осмысления и научного обеспечения структурной перестройки на всех уровнях национального хозяйства, как важнейшей составляющей инновационных преобразований экономики региона. Такая направленность развития должна рассматриваться при разработке инновационной политики, ориентированной на преодоление ресурсной и структурно-технологической несбалансированности и формирование прогрессивной структуры производства и потребления. Важным условием здесь становится усиление активности инновационной деятельности в регионе. Рассмотрению структурных преобразований в экономике региона в качестве императива инновационной политики посвящена настоящая статья.

GORDEEV Ш.

INNOVATION POLICY IN THE LIGHT OF STRUCTURAL CHANGESFORMATIONS OF THE ECONOMY OF THE REGION

Accession of Russia to the path of innovation development and the accelerated modernization of the economy and society strengthen attention to the search of means of its implementation, as in the whole country, and a separate region. This predetermines the necessity of theoretical analysis and scientific support for the structural adjustment at all levels of the national economy, as the most important component of innovation economy of the region. Such a trend of development should be considered in the elaboration of innovation policy aimed at the overcoming of the resource and structural-technological imbalances and the formation of the progressive structure of production and consumption. An important condition for this is an increase of activity of the innovation activity in the region. The analysis of structural changes in the economy of the region as an imperative of innovation policy of the topic of the present article.

Ключевые слова: инновационная активность, инновационное развитие, модернизация, структурные преобразования, политика, регион.

Keywords: innovative activity, innovative development, modernization, of structural reforms, politics, region.

Переход на рыночные отношения, преобразование собственности, создание новых видов хозяйствования, становление рынка и рыночной экономики, возникновение кризиса государственного устройства и др. обстоятель-

ства обусловили резкое и масштабное снижение инвестиционной и инновационной активности во всех сферах российской экономики. Подобное положение возникло под влиянием сокращения ссудного капитала в инновационную сферу; устранения амортизационного источника инновационного обновления производства, обесценения основных фондов и др. изменений. В совокупности они привели к разрушению единства инновационного процесса, что практически проявилось в прекращении предприятиями стимулирования инновационной деятельности и развития своей научно-исследовательской базы на создание новых видов продукции. Они были вынуждены переключаться на выпуск продукции, необходимой для выживания.

В результате для инновационной сферы стала характерной слабая ориентация имеющейся научно-производственной базы на реализацию полученных инноваций при достаточно высоком инновационном потенциале, наличии фундаментальных и технологических заделов и сохранении квалифицированных научных кадров во всех сферах национальной экономики. Под влиянием сложившегося положения она оказалась выведенной из приоритетных направлений развития экономики страны, что негативно отразилось на функционировании и развитии предприятий промышленного комплекса.

Главным здесь следует считать низкое качество продолженной в продукции рабочей силы, которая современной экономической наукой рассматривается как часть человеческого капитала. Его высокое содержание в новой продукции обеспечивает технологическую монополию, которая создает преимущество предприятию-новатору на рынке. С другой стороны, стремление устранить монопольное положение конкурента приводит к расширению использования соответствующих технологий, что отражается на снижении издержек производства за счет эффекта масштаба. В свою очередь, возможность получения монопольной прибыли, без нарушения правил игры на рынке, предопределяет дальнейший поиск нововведений, чему должна способствовать инновационная политика страны и региона.

Данному требованию во многом отвечает решение проблемы информационной открытости государственных органов и информационной обеспеченности предприятий как факторов экономического роста. Проведенные исследования достаточно объективно подтверждают позитивное влияние информации на ход экономических процессов, необходимость качественной и своевременной информации для принятия новых решений [2;3]. В свою очередь, информационная прозрачность способствует снижению коррупции, что благоприятно отражается на экономическом росте. Это достигается за счет укрепления доверия между участниками рынка как одного из важных условий устойчивого долгосрочного роста. Следовательно, преобразование информационной базы и институциональной системы в регионе выступает одной из важнейших задач современной инновационной политики, модернизации экономики и общественных отношений.

Указанные направления решения задач инновационной политики непосредственно связаны с преобразованиями экономических отношений по всему циклу воспроизводства в промышленности. Они должны быть адекват-

ными изменениям главных факторов промышленного производства как основного условия возникновения качественных сдвигов в этой сфере национального хозяйства. Отсюда проистекает необходимость структурной перестройки, являющейся сложным и длительным процессом, затрагивающим интересы страны, региона и предприятий. Поэтому она должна ориентироваться на достижение положительных результатов по приоритетным направлениям развития экономики страны, к которым относятся следующие:

❖ модернизация производства, экономических отношений и хозяйственных связей на основе передовых технологий, форм организации и методов управления;

❖ создание наукоёмкого и высокотехнологического производства;

❖ неуклонный рост при качественном совершенствовании научного потенциала;

❖ формирование промышленной инфраструктуры, обеспечивающей своевременную переориентацию предприятий на производство и реализацию новой продукции;

❖ расширение и углубление инновационных инфраструктур с учетом специфики промышленности региона;

❖ активизация инновационной деятельности во всех производственных звеньях.

С позиции целенаправленности структурных преобразований на преодоление ресурсной и структурно-технологической несбалансированности и формирования прогрессивной структуры производства и потребления, возрастает роль регионов и отдельных предприятий, вовлечённых в этот процесс. При этом должны учитываться все факторы и проблемы, тормозящие развитие инновационной деятельности в регионе.

От степени выполнения данного требования во многом зависят изменения в системе управления и выборе форм организации, направленные на повышение инновационной активности промышленных предприятий. При этом следует по иному рассматривать и содержание предпринимательства при переходе на инновационный путь развития.

С данной точки зрения оно становится связанным не только с открытием собственного дела, но также с выполнением инновационной функции. Следовательно, предприниматель должен ей соответствовать, наряду с общепринятыми видами своей деятельности. Отсюда предпринимательство выступает как инновационная экономическая деятельность, направленная на получение прибыли при полном и опережающем удовлетворении потребителей промышленной продукцией, отвечающей современным стандартам. Тем самым, предприятиям промышленного комплекса следует не просто изучать сложившиеся потребности на конкретных рынках, но и вводить элементы новации в этот процесс, т.е. выдвигать новые потребности, связанные с интеллектуализацией производства, управления, быта и др. сторон общественной жизни. Здесь нужен поворот предпринимательской деятельности в сторону интересов общества, а не бизнеса и государства, что отвечает месту и роли инновационных преобразований в социальной ориентации экономики.

Такая направленность развития предпринимательства предопределяет создание благоприятных институциональных условий его функционирования, что требует соответствующей законодательной базы, как в масштабе страны, так и отдельного региона. Она должна ориентировать предприятия и весь персонал на достижение положительных результатов по указанным выше приоритетным направлениям.

Подобная нацеленность инновационной политики способствует усилению роли отдельных предприятий в создании единого инновационного процесса. На его основе становится реальным возникновение ресурсной и структурно-технологической сбалансированности и формирование прогрессивной структуры производства и потребления в промышленном комплексе региона. В результате создаются условия, способствующие обеспечению рентабельности предприятий и улучшению социально-экономического положения комплекса и региона. Тем самым приоритетом в инновационной политике следует считать развитие, исходящее из активизации инновационных процессов во всех сферах деятельности, отраслях и первичных звеньях промышленного комплекса.

Указанному требованию не отвечает сложившееся к настоящему времени положение в нормативно-правовой документации, регулирующей инновационную деятельность, что предопределяет необходимость ее дальнейшего совершенствования. Многие задачи такого рода в РД уже реализованы, что обеспечило создание законодательной базы и осуществление институциональных преобразований в области инновационной деятельности в регионе. Принят закон «Об инновационной деятельности и научном инновационном обеспечении развития экономики в Республике Дагестан» (март 2006г.). Создан Научно-технический совет при Правительстве РД (Постановление правительства РД, №200 от 22 сентября 2006г.). Созданы инновационный фонд РД и технологический парк РД (Указ Президента РД №133 от 21 декабря 2006г.). Образовано Министерство инвестиций и внешнеэкономических связей РД (Указ Президента РД от 5 февраля 2008г.). Принято 11 законов и постановлений о защите прав и финансовой поддержке субъектов малого бизнеса и частных предпринимателей и др.

В совокупности они выступили основой формирования законодательной базы и осуществления институциональных преобразований, оказывающих регулирующее и стимулирующее воздействие на инновационную деятельность в промышленности региона. В этой связи обращает на себя внимание значительное увеличение темпов роста промышленного производства: с 2005г. по 2010г. выпуск продукции в промышленности РД увеличился в 2,6 раза. Одновременно производство машин и оборудования возросло в 4,87 раза за тот же период. В среднем темпы роста промышленного производства в регионе составили 18% против 10%-12% за предыдущее пятилетие.

Подобное совпадение между институциональными изменениями и экономическим ростом промышленного производства в регионе следует рассматривать не как простую случайность, а с позиции закономерностей развития экономики и общества. Одной из них отвечает положение о том, что

функционирование и развитие предприятий промышленного комплекса на новом витке НТП должно определяться не факторами производства и не объёмом инвестиций, а эффективностью инновационной деятельности, дающей конечный положительный результат.

С данной точки зрения в регионе происходили позитивные сдвиги в области научных исследований и инновационных разработок. Только за 2005-2009 г.г. затраты на эти цели возросли в 3,47 раза, а число организаций, выполняющих такие работы, увеличилось в 1,36 раза. На предприятиях промышленного комплекса РД неуклонно расширяется применение передовых технологий и выпуск инновационных товаров, величина которых за рассматриваемый период возросла в 1,16 раза и 5,0 раз соответственно. Подобное положение сохраняется до настоящего времени, что отвечает пониманию возрастания «общественной ценности» инноваций, как материального воплощения знаний, идей в продукции и услугах. Отдельные моменты состояния и динамики сферы исследований и инновационных разработок в РД приведены ниже (см. табл.1).

Позитивные сдвиги инновационного характера, возникшие в промышленности, предопределяют необходимость их укрепления в ходе дальнейшего развития экономики региона. Во многом это связано с повышением эффективности инновационной активности промышленных предприятий, независимо от форм собственности и видов хозяйствования. В РД оно может достигаться за счет их развития по следующим направлениям:

❖ выход на новые технологические рубежи с укреплением инвестиционной обеспеченности;

❖ создание инновационных фирм, использующих результаты исследований, технологических и конструкторских разработок научных и проектных организаций СКФО;

❖ интеграция в мировое информационное и маркетинговое пространство инновационных продуктов и технологий;

❖ совершенствование имеющихся и налаживание новых связей, необходимых для постоянного изменения выпускаемой продукции на инновационной основе.

По своему действию данные направления достаточно полно отвечают содержанию инновационной деятельности как основополагающего условия качественных преобразований экономики промышленного предприятия. Она способна не только концентрировать в себе влияние всего многообразия факторов производства, но и адаптироваться к изменениям, связанным с участием потребителей в инновационном процессе. Тем самым, ее расширение и углубление способствует возникновению и развитию инновационного предпринимательства, без которого затрудняется возникновение системы инновационных процессов как совокупности инноваций, инновационного потенциала и инновационной структуры. Отсюда важность отражения выше указанных направлений повышения инновационной активности предприятий промышленного комплекса в инновационной политике региона.

Таблица 1

Состояние и развитие исследовательской и инновационной деятельности в Республике Дагестан за период 2000-2010 годов_

Годы

2000 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Число организаций,

выполнявших исследо-

вания и разработки, ед.

22 22 22 22 25 31 31 30

Численность персона-

ла, занятого исследо-

ваниями и разработка-

ми, чел., всего

в том числе: 1776 1998 2106 2114 2469 2536 2293 2394

исследователи

техники 926 1169 1251 1167 1381 1472 1272 1527

вспомогательный 220 236 297 272 348 270 146 157

персонал

прочие 339 341 319 402 414 47033 601 473

291 252 239 273 316 24 274 237

Внутренние затраты на

исследования и разра-

ботки (млн. руб.)

74,8 203,4 260,9 204,9 335,0 437,4 602,9 710,8

Число использованных

передовых производ-

ственных технологий

534 1093 1349 1408 1585 1604 1612 1627

Число организаций,

осуществляющих тех-

нологические иннова-

ции, ед. 7 9 10 12 12 13 13 14

Затраты на технологи-

ческие инновации,

млн.руб. 1,5 40,3 59,7 58,1 67,5 83,6 91,8 99,6

Объем инновационных

товаров (работ, услуг),

млн. руб.

17,8 125,9 54,7 171,5 597,4 698,7 796,5 857,4

Примечание: таблица 1 составлена по материалам Территориального статистического управления РД.

Вместе с тем, формирование инновационного предпринимательства в промышленности предполагает наличие четкого представления о факторах, способных ускорить или затормозить этот процесс. Здесь нужно системное представление об их влиянии на инновационную деятельность промышленного предприятия. Оно должно охватывать негативное и позитивное представление об их влиянии на инновационную деятельность промышленного предприятия. Оно должно охватывать негативное и позитивное влияние отдельных групп факторов (экономических, организационных, технологиче-

ских, социальных и др.) на развитие инновационной деятельности первичных звеньев промышленного комплекса.

На такой основе становится возможным направлять инновации на сокращение сроков и снижение затрат на производство продукции, улучшение ее качественных параметров, облегчение труда работников и обеспечение экологической безопасности. Данные общие положения в систематизированной форме приводятся ниже (см. табл.2). Они способствуют выявлению насущных проблем развития инновационной деятельности предприятий на уровне региона и возможности их успешного преодоления в течение небольшого периода.

В определенной степени возникновение и расширение таких возможностей становится все более реальным ввиду сохранения роста промышленного производства в период воздействия мирового финансового кризиса на экономику страны и региона. В результате антикризисных мер, разработанных и принятых Правительством РД, скоординированной деятельности промышленных предприятий и региональных органов власти индекс промышленного производства составил 118,% в 2008г. и 114,2% в 2009г. Кроме того, было сохранено 2100 рабочих мест и проведено профессиональное обучение 247 работников промышленных предприятий. В машиностроении реализуются инвестиционные проекты на сумму 1,8 млрд. руб., связанные с освоением аэронавигационных систем, рулевых механизмов, нефтедобывающего оборудования и др. продукции. В развитие только данной отрасли за 2 года уже вложено свыше 500 млн. руб. Подобная направленность развития промышленности сохраняется до настоящего времени.

Возникшие в ходе преодоления кризисной ситуации сдвиги не могли не отразиться позитивно на состоянии и развитии инновационной деятельности в данной сфере регионального хозяйства. Так, создано конструкторское бюро на ОАО «Избербашский радиозавод» по разработке и внедрению аэронавигационного оборудования 5-го поколения. В этой связи создано 40 новых рабочих мест с высококвалифицированными специалистами. Освоено производство ПВХ на ООО «Крунор», тары на основе биоразлагаемого полимера. Создано 10 малых предприятий по разработке наукоемкой продукции. В регионе действует 31 организация, в том числе Дагестанский научный центр РАН, в которых проводятся научно-исследовательские и инновационные разработки. Создана нормативно-правовая база по технопаркам, способствующая развитию инновационной инфраструктуры в регионе.

Краткое обобщение возникших изменений и сложившегося положения в области становления и развития инновационной деятельности в промышленном комплексе региона вполне объективно указывает на определенные возможности усиления инновационной активности его первичных звеньев. Они проистекают из понимания того факта, что уже имеется «... совокупность взаимосвязанных условий и ресурсов, обеспечивающих возможность воспроизводства инновационной деятельности» [1].

Таблица 2

Система факторов развития инновационной деятельности предприятий _промышленного комплекса_

Виды факторов Факторы негативного характера, сдерживающие развитие инновационной деятельности Факторы позитивного характера, способствующие развитию инновационной деятельности

Экономические, технологические Низкая обеспеченность финансирования инновационной деятельности; устаревшая материально-техническая и научно-исследовательская база; отсутствие резерва мощностей; превалирование текущих интересов в производстве. Наличие резерва финансовых и материальных средств и передовых технологий; обеспеченность научно-технической инфраструктурой; широкие хозяйственные связи.

Социальные, психологические, культурные Сопротивление переменам со стороны сотрудников предприятия, связанное с изменением должностных обязанностей, увольнением и необходимостью поиска работы, возникновением новых стереотипов поведения; боязнь неопределенности и возможных санкций при неудаче использования инноваций и т.п. Наличие мотивации участников инновационного процесса; обеспечение самореализации каждого его участника; создание благоприятного психологического климата в коллективе; создание условий для творческого труда и др.

Управленческие, организационные Авторитарный стиль управления; неизменность организационной структуры; высокий уровень централизации; излишние вертикальные потоки информации; ориентации на традиционные для предприятия рынки без поиска новых рынков; стремление к краткосрочной окупаемости инновационных проектов. Демократический стиль управления; наличие гибких организационных структур; преобладание горизонтальных потоков информации; допущение корректировки принятых инноваций; формирование целевых рабочих групп; децентрализация.

Правовые Ограничения со стороны антимонопольного, налогового, амортизационного и патентно-лицензионного законодательства. Создание нормативно-правовой базы, направленной на стимулирование (поощрение) инновационной деятельности и ее государственная поддержка.

Для разработки и практической реализации мер по расширению инновационной деятельности и повышению инновационной активности промышленных предприятий должна быть сформирована соответствующая инновационная политика региона. Содержание и направленность ее действия следует сосредоточить на перевооружении ведущих отраслей и первичных звеньев промышленного комплекса на основе широкого внедрения инноваций, обеспечивающих высокий конечный результат. При этом она рассматривается частью региональной промышленной политики, которая и определяет цели, задачи, направления, механизмы и формы деятельности властных структур региона по поддержке и использованию инновационных разработок.

С учетом данных общих положений формирование инновационной политики предполагает отражение следующих направлений ее проведения на этапе вступления на путь модернизации экономики региона:

❖ разработка и реализация программы материально-технического обеспечения проведения исследований и работ прикладного характера, связанных с созданием инновационного продукта, наиболее полно отвечающего интересам и возможностям промышленных предприятий региона;

❖ подготовка кадров, соответствующих профилю и перспективам развития промышленности;

❖ определение степени соответствия проводимых в регионе фундаментальных и прикладных исследований действующим тенденциям в отечественной и мировой практике;

❖ прогнозирование и оценка сложившейся ситуации на рынке наукоемкой продукции в стране, регионе и мировом рынке;

❖ поиск приоритетных видов инноваций для промышленности региона, которые могут использоваться в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе;

❖ разработка системы координации между научными организациями и предприятиями промышленности в целях эффективного использования финансовых средств и ускорения реализации полученных инноваций;

❖ создание информационной базы данных, включающей последние достижения в области инновационной продукции и технологий на отечественном и мировом уровне;

❖ совершенствование взаимодействия государства (региона) с предпринимательскими структурами для формирования рынка наукоемкой продукции в масштабе региона.

Выдвигаемые положения и последовательность их выполнения обуславливаются недостаточным развитием инновационной сферы, что предопределяет поиск направлений выбора инноваций, наиболее полно отвечающих интересам и возможностям региона, промышленности и каждого предприятия. Нужно также осознание путей реализации инновационных разработок в хозяйственной практике, как необходимого условия получения результатов на основе удовлетворения интересов потребителей и общества.

В сложившихся условиях это требует активного участия государства (региона) в инновационных преобразованиях промышленного производства с использованием всех возможностей государственного управления и государственной поддержки. При такой направленности инновационной политики достигается перевооружение основных отраслей промышленности региона на основе модернизации и широкого внедрения инноваций во всех областях экономики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

_Литература_

1. Бендиков М.А., Фролов И.Э. Высокотехнологичный сектор промышленности России: состояние, тенденции, механизм инновационного развития. - М., Наука, 2007. - с.108.

2. Илларионов А. Основные тенденции развития мировой экономики во второй половине XX века. - Ж. «вопросы экономики», №10, 1997.

3. Польньи К. Саморегулирующийся рынок и фиктивные товары: труд, земля, деньги. - М., Tesis., Т.1, 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.