Научная статья на тему 'Устойчивое развитие регионального хозяйства в условиях становления инновационной экономики'

Устойчивое развитие регионального хозяйства в условиях становления инновационной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
99
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / КАЧЕСТВЕННЫЕ СДВИГИ / КОНКУРЕНЦИЯ / РЕГИОН / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATIVE ECONOMY / QUALITATIVE IMPROVEMENTS / COMPETITION / REGION / STABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гордеев Олег Иванович, Дандамаева Рената Гасановна

В статье рассматриваются средства решения проблемы устойчивого развития экономики региона в условиях инновационных преобразований и перехода к её новому содержанию. Показано, что совершенствование отечественной экономики в настоящее время и в ближайшей перспективе будет определяться состоянием освоения нововведений в материально-технической базе, организации и управлении на всех уровнях национального хозяйства. Особое внимание уделяется созданию условий развития экономики региона, исходящих из гармонизации рыночных преобразований, антикризисного регулирования, совершенствования технологической базы и структурных изменений как направлений успешного вхождения в отечественную и мировую экономику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гордеев Олег Иванович, Дандамаева Рената Гасановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STABLE DEVELOPMENT OF THE REGIONAL ECONOMY IN THE CONDITIONS OF ESTABLISHING THE INNOVATIVE ECONOMY

The article discusses the ways of solving the problem of stable development of the economy of the region in the conditions of innovative transformations and transition for its new contents. It is shown that improvement of domestic economy at the present moment, and in the nearest future will be determined by the state of learning new innovations in physical infrastructure, organization and management on all levels of the national economy. Special attention is given to creating conditions of development of the economy of the region coming from the harmonization of market transformations, anti-crisis regulation, improvement of the technological foundation and structural changes as areas of focus of successful entry into the domestic and world economy.

Текст научной работы на тему «Устойчивое развитие регионального хозяйства в условиях становления инновационной экономики»

РЕГИОНАЛЬНЫ!-: НРОВ.1ГМЫ HPrOr>P/\SOti;\HHQ экономики, №2, 2015

ГОРДЕЕВ О.И., ДАНДАМАЕВА Р.Г.

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация. В статье рассматриваются средства решения проблемы устойчивого развития экономики региона в условиях инновационных преобразований и перехода к её новому содержанию. Показано, что совершенствование отечественной экономики в настоящее время и в ближайшей перспективе будет определяться состоянием освоения нововведений в материально-технической базе, организации и управлении на всех уровнях национального хозяйства. Особое внимание уделяется созданию условий развития экономики региона, исходящих из гармонизации рыночных преобразований, антикризисного регулирования, совершенствования технологической базы и структурных изменений как направлений успешного вхождения в отечественную и мировую экономику.

Ключевые слова: инновационная экономика, качественные сдвиги, конкуренция, регион, устойчивое развитие.

GORDEEV O.l., DANDAMAEVA R.G.

STABLE DEVELOPMENT OF THE REGIONAL ECONOMY IN THE CONDITIONS OF ESTABLISHING THE INNOVATIVE ECONOMY

Abstract. The article discusses the ways of solving the problem of stable development of the economy of the region in the conditions of innovative transformations and transition for its new contents. It is shown that improvement of domestic economy at the present moment, and in the nearest future will be determined by the state of learning new innovations in physical infrastructure, organization and management on all levels of the national economy. Special attention is given to creating conditions of development of the economy of the region coming from the harmonization of market transformations, anti-crisis regulation, improvement of the technological foundation and structural changes as areas of focus of successful entry into the domestic and world economy.

Keywords: innovative economy, qualitative improvements, competition, a region, stable development.

Развитие национальной и региональной экономики в настоящее время и в перспективе во многом определяется возможностями преодоления действующей сырьевой модели и широкого вовлечения знаний в практику как главных факторов её совершенствования и укрепления. На такой основе становится реальным усиление защиты от конкуренции, сохранение собственных позиций на рынке и повышение конкурентоспособности производимой продукции. Решение подобного рода задач объективно связано с созданием условий инновационной экономики, для которой характерен постоянный выпуск новой продукции (услуг), соответствующей мировым стандартам и требованиям современных потребителей.

Достижение нового состояния экономики непосредственно зависит от увеличения инновационной компоненты в развитии хозяйств на всех уровнях, как в масштабе страны, так и каждого региона. По существу это означает усиление роли качественных сдвигов в производстве, хозяйственной деятельности и социальной жизни общества. Это предопределяет создание условий динамичного роста национального хозяйства страны и устойчивого социально-экономического развития регионов. Подобная направленность развития выдвигает сложную задачу, обусловленную проблемами и уровнем развития каждого региона. Многоаспектная по содержанию, она выдвигает необходимость системного подхода к процессам хозяйственного развития, что предопределяет важность создания чёткого механизма регулирования всех сторон экономики с учётом требований современной рыночной экономики и положения в зарубежных странах. С другой стороны, укреплению данного направления способствует государственная политика, формируемая на основе положений и принципов системологии как научной базы устойчивого развития.

Однако совершенствование отечественной экономики в настоящее время и в ближайшей перспективе будет определяться ещё и состоянием освоения нововведений в материально-технической базе, организации и управлении на всех уровнях национального хозяйства. По-

Гордеев О.И., Дандамаева Р.Г.

УСТОЙЧИВОЕ РА&БИГИЕ РЕЕИОНЛЛЬНОЕО ХОЗЯЙСТВА Б УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЙ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

строенная в России в доперестроечный период система производства и внедрения результатов научно-технического прогресса сломана, что стало основной причиной сдерживания процесса внедрения инноваций в производство. Ввиду этого важны инновационные подходы, позволяющие построить организационно-экономический механизм, предоставляющий возможность активизировать внедрение научных результатов в производство. Только на такой основе становится возможным достижение устойчивого развития экономики страны и регионов в современных условиях. И это тесно связано с установлением новых форм организации производства, труда и управления в первичных звеньях различных сфер экономики.

Однако решение такой важнейшей и глобальной задачи сдерживается незавершенностью экономических преобразований, отсутствием чёткой финансово-кредитной политики и дефицитом источников финансирования инноваций. Поэтому на современном этапе становится особенно необходимым создание новой системы управления, ориентированной на устойчивое развитие объекта с опорой на инновационный рост производства и инновационную активность коллектива. На такой основе закономерно возникают благоприятные условия для вхождения в процесс глобализации, без отражения действия которого становится невозможным прогнозировать и определять экономическую, научно-техническую, финансовую и другие стороны устойчивого развития.

По этому поводу академик А. Г. Гранберг отмечал, что «... путь России в XXI веке — это отрицание регионального униформизма в социально-экономической политике и ориентация на использование преимуществ каждого региона и межрегиональную кооперацию, гармонию интересов региональных социумов, реализацию принципа равных возможностей для всех граждан, независимо от их места жительства» [2].

С данной точки зрения при выявлении проблем устойчивого развития экономики региона особое внимание следует уделять условиям конкуренции, с которыми сталкиваются первичные звенья во внешней среде. Они обуславливают необходимость для любого из них иметь достаточный конкурентный потенциал, способствующий повышению эффективности функционирования и динамике развития в перспективе с учётом изменений условий рыночной среды. При этом следует учитывать, что отраслевая конкуренция является наиболее жёсткой и определяется количеством конкурентов в отрасли, отраслевой прибылью, величиной входного отраслевого барьера, соотношением рыночных долей отраслевых конкурентов.

С указанных позиций также следует учитывать, что дорыночная система производства и управления в период реформирования отечественной экономики выступила основной причиной сдерживания её развития в новых условиях хозяйствования. Тем самым становятся всё более важными системные подходы, позволяющие построить организационно-экономический механизм, способствующий активизации процессов экономического роста во всех сферах национального и регионального хозяйства. В связи с этим возникает необходимость внедрения новых методов и стратегических направлений эффективной экономической политики, ориентированной на неуклонный экономический рост. На это должно быть направлено государственное регулирование, обеспечивающее «стабилизацию экономики, то есть контроль уровня занятости и инфляции, обуславливаемых колебаниями экономической конъюнктуры, соответствующие корректирующие воздействия, а также стимулирование экономического роста» [4].

Государственное регулирование, осуществляемое органами власти, в сложившихся условиях выступает важным инструментом управления экономическими процессами, происходящими в обществе. Оно осуществляется с помощью механизма оказания поддержки тем или иным хозяйствующим субъектам при распределении финансовых ресурсов, объектов недвижимости, земельных участков и т. п. Одновременно соответствующие госструктуры могут применять к ним санкции в соответствии с теми или иными положениями законодательства. В этой связи становится особенно важным преодолеть заблуждение, что «. мы живём в эпоху минимальной роли государства ... и якобы объективном снижении значимости государственного регулирования» [3]. Только на такой основе возможно усиление воздействия на создание условий для экономического роста с учётом конкретных возможностей того или иного региона и страны в целом.

С данной точки зрения государственное регулирование должно содействовать, прежде все-

РЕГИОНАЛЬНЫ!-: ИРОВЛГМЫ ИРГОЬРЛаОЬЛНИУ экономики, №2, 2015

го, укреплению рыночных отношений, способствующих созданию нового содержания хозяйственной деятельности, связанного с использованием технологий из одной области производства в другой. Такой подход прямо связан с изменением места сферы знаний и её взаимодействия с производством и хозяйственной деятельностью в регионе. Тем самым рыночные отношения должны способствовать развитию институтов интеллектуальной собственности, образования, инновационного предпринимательства и науки. На их основе создаются институциональные структуры, организационно объединяющие принципиально новые и перспективные для региона продукты и технологии. Это требует постепенного перехода от действующего к обновлённому, а в дальнейшем и принципиально новому материально-техническому укладу регионального хозяйства, который связан с формированием межотраслевых групп «. соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определённой сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [7]. Данное определение с учётом требований формирования принципиально иного облика регионального хозяйства следует рассматривать с некоторым дополнением к его содержанию.

В этом аспекте с позиции устойчивого развития при резком возрастании изменений качественного характера становится необходимым формирование межотраслевых групп, способствующих не простому территориальному сближению и объединению разных производств для обеспечения синергетического эффекта. Возникает также потребность в создании условий для внедрения в практику отдельных наиболее перспективных и масштабных разработок на основе новых физических принципов, закономерностей и эффектов. Они объективно ведут к возникновению новых систем деятельности, которые при соответствующей организации могут создать возможности для перевооружения всех отраслей регионального хозяйства на принципиально новой научной, технической, информационной и ресурсной базе. В результате подобные группы позволят создавать зоны выгодных инвестиционных вложений без привлечения ресурсодобывающих отраслей регионального хозяйства.

Выполнение данных положений на новом витке НТП, возрастание роли знаний в экономике и обществе, поворот в сторону широкого применения неоиндустриальных технологий, техники нового (шестого) поколения и другие прогрессивные изменения закономерно выдвигают на первый план необходимость ориентации на усиление инновационного роста, инвестиционной активности и формирование экономики нового качественного содержания. Подобная направленность развития экономики предопределяет повышение роли регионов и отдельных предприятий, вовлечённых в процесс, способствующий обеспечению их рентабельности и улучшению экономического положения регионов. При этом должны учитываться все факторы и проблемы, тормозящие развитие инновационной деятельности как на уровне страны, так и на уровне отдельного региона.

Важность такого подхода к инновационным преобразованиям в экономике и производстве обуславливается не только требованиями прогресса, но и резким и масштабным снижением инновационной и инвестиционной активности, происшедшим за годы рыночных реформ. Оно связано с возникновением целого ряда негативных факторов, к которым относится, прежде всего, значительное сокращение ссудного капитала в инновационную сферу в результате её реформирования. Одновременно либерализация цен способствовала устранению амортизации как источника инновационного обновления производства и обесценению основных фондов. Непродуманная по своим последствиям приватизация разрушила единство инновационного процесса и обусловила поворот предприятий в сторону выживания при отсутствии рынка соответствующей им продукции. В таких условиях устранялась заинтересованность в инновационной деятельности, что привело к разрушению собственной научно-исследовательской базы предприятий по созданию новых видов продукции.

Рассмотренные положения об особенностях развития экономики региона и самообеспеченности хода преобразований выдвигают необходимость её комплексного преобразования. Оно представляет собой совокупность функционально взаимосвязанных процессов и средств качественных изменений, способствующих наиболее полному, экономически оправданному использованию всех видов ресурсов (технических, технологических, природных, сырьевых и др.). Подобный подход к решению задач, стоящих перед региональным хозяйством, вытека-

Гордеев О.И., Дандамаева Р.Г.

УСТОЙЧИВОЕ РА&БИГИЕ РЕЕИОНЛЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА Б УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЙ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

ет из усиления влияния интеграции в развитии экономики на всех уровнях. В результате основополагающим становится системно-интегрирующий подход к организации управления её развитием, «... деятельность которого, по своей сути, носит межотраслевой и межрегиональный, т. е. комплексный, характер» [6]. Подобный подход позволяет создавать условия для эффективного функционирования и устойчивого развития экономики региона как основы укрепления конкурентоспособности её первичных звеньев.

В то же время низкий уровень конкуренции сдерживает рост темпов развития и слабо побуждает участников рынка к техническому совершенствованию производства, созданию эффективного управления и улучшению всей хозяйственной деятельности. Подобное положение имеет место в народном хозяйстве Республики Дагестан. В значительной степени оно связано с деформированностью структуры экономики региона как следствия сырьевой, придаточной направленности её развития в предрыночной и переходной экономике. Результатом такого несоответствия требованиям рынка и закономерностям современной рыночной экономики в данном регионе стало неуклонное увеличение убыточных предприятий. Так, за период 19922013 годов их число возросло с 4% до 55 %, или в 13,8 раза. Одновременно действует теневой сектор, вовлекающий до 60-70 % бюджета региона, что негативно влияет на налоговые поступления.

С другой стороны, обращает на себя внимание значительное увеличение темпов роста в региональном хозяйстве Республики Дагестан. В частности, выпуск продукции в промышленности за 2008-2013 годы увеличился почти в 2 раза, а производство машин и оборудования — в 3,67 раза. Темпы роста промышленного производства в регионе составили 18,6 % против 17 -18 % за предыдущее пятилетие. Неуклонно расширялось применение передовых технологий и выпуск инновационных товаров, величина которых за рассматриваемый период возросла в 1,2 и 4,8 раза соответственно. Подобное положение сохраняется до настоящего времени, что отвечает пониманию возрастания «общественной ценности» инноваций как материального воплощения знаний, идей в продукции и услугах.

Отдельные моменты состояния и динамики сферы исследований и инновационных разработок в Республики Дагестан приведены ниже (табл. 1). Её данные указывают на позитивные сдвиги в области научных исследований и инновационных разработок. Только за 20092013 годы затраты на эти цели возросли в 1,6 раза, а число организаций, выполняющих такие работы, увеличилось в 1,36 раза.

Позитивные сдвиги инновационного характера, возникшие в народном хозяйстве Республики Дагестан, обуславливают необходимость их укрепления в ходе дальнейшего развития экономики региона. Во многом это связано с повышением эффективности инновационной активности первичных звеньев, независимо от форм собственности и видов хозяйствования. В Республике Дагестан это связано с их развитием по следующим направлениям:

- укрепление инвестиционной обеспеченности с учётом требований инновационной экономики;

- расширение связей в мировом информационном и рыночном пространстве инновационных продуктов и технологий;

- постоянное изменение выпускаемой продукции на инновационной основе.

Указанные направления вполне отвечают содержанию инновационной деятельности как

условия качественных преобразований экономики региона. В результате она становится способной не только концентрировать в себе влияние всего многообразия факторов производства, но и адаптироваться к изменениям, связанным с участием потребителей в инновационном процессе. Тем самым её расширение и углубление способствует возникновению и развитию инновационного предпринимательства, без которого практически невозможно возникновение системы инновационных процессов как совокупности инноваций, инновационного потенциала и инновационной структуры. Отсюда важность отражения вышеуказанных направлений по повышению инновационной активности первичных звеньев регионального хозяйства.

Данному требованию во многом отвечает решение проблемы информационной открытости государственных органов и информационной обеспеченности предприятий как факторов экономического роста. Проведённые исследования достаточно объективно подтверждают позитивное влияние информации на ход экономических процессов, необходимость качественных и

Региональны!-: провлгмы пргоьрлаоьлнну экономики, №2, 2015

своевременных данных для принятия новых решений [5].

В свою очередь информационная прозрачность способствует снижению коррупции, что благоприятно отражается на экономическом росте. Это достигается благодаря укреплению доверия между участниками рынка как одного из важных условий устойчивого долгосрочного развития. Следовательно, преобразование информационной базы и институциональной системы в регионе является одной из важнейших задач современных преобразований в области модернизации экономики и общественных отношений.

Таблица 1

Состояние и развитие исследовательской и инновационной деятельности в Республике Дагестан в 2006-2013 годах

Годы

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Число организаций, выполнявших исследования и разработки, ед-ц 22 22 22 22 25 31 31 30

Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, чел., всего в том числе: исследователи техники вспомогательный персонал прочие 1 776 926 220 33 9 291 1 998 1 169 236 34 1 252 2 106 1 251 297 31 9 239 2 479 1 527 157 47 3 237 2 372 1 671 221 41 4 296 2 346 1 823 203 4703 243 2 353 1 912 183 60 1 294 2 874 2 144 224 47 3 321

Внутренние затраты на исследования и разработки (млн руб.) 74,8 203,4 260,9 710,8 867,0 896,2 944,7 1 123

Число использованных передовых производственных технологий, ед-ц 534 1 093 1 349 1 627 1 685 1 604 1 663 1 752

Число организаций осуществляющих технологические инновации, ед-ц 7 9 10 14 14 14 15 1

Затраты на технологические инновации, млн руб. 1,5 40,3 59,7 99,6 112,4 135,6 143,8 169,3

Объём инновационных товаров (работ, услуг), млн руб. 17,8 125,9 54,7 857,4 984,3 1 846 2 312 2 867

Краткое обобщение возникших изменений и сложившегося положения дел в области становления и развития инновационной деятельности в экономике региона объективно указывает на определённые возможности для усиления инновационной активности первичных звеньев. Они проистекают из понимания того факта, что уже имеется «...совокупность взаимосвязанных условий и ресурсов, обеспечивающих возможность воспроизводства инновационной деятельности» [1]. Для практического осуществления данного положения необходима соответствующая инновационная политика региона. Содержание и направленность её действия следует сосредоточить на перевооружении ведущих отраслей и первичных звеньев регионального хозяйства путём широкого внедрения инноваций, обеспечивающих высокий конечный результат.

С другой стороны, современная перестройка экономики только вступает на путь преобразований, ориентированных на её модернизацию и развитие наукоёмкого и высокотехнологического производства. Это связано с укреплением научного потенциала, совершенствованием экономической и инновационной структуры, способствующих развитию инновационной деятельности на всех уровнях. Решение таких сложных и масштабных задач прямо связано с интересами не только страны и каждого региона, но и предприятий и их коллективов во всех сферах деятельности. Они должны быть ориентированы на достижение высоких результатов хозяйствования на основе использования современных технологий и выпуска новой продук-

Гордеев О.И., Дандамаева Р.Г.

УСТОЙЧИВОЕ РА&БИГИЕ РЕЕИОИММОГО ХОЗЯЙСТВА В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЙ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

ции. На такой основе становится возможным направлять инновации на сокращение сроков и снижение затрат при производстве продукции, улучшение её качественных параметров.

В целом для разработки и практической реализации мер по формированию условий устойчивого развития экономики региона важное значение приобретает разработка и реализация соответствующей экономической политики. Её содержание и направленность следует сосредоточить на перевооружении ведущих отраслей и первичных звеньев регионального хозяйства на основе широкого внедрения инноваций, обеспечивающих высокий конечный результат. При этом она рассматривается в качестве части страновой политики, которая и определяет цели и задачи властных структур региона.

Литература

1. Бендиков М.А., Фролов И.Э. Высокотехнологичный сектор промышленности России: состояние, тенденции, механизм инновационного развития. — М., Наука, 2007. — С. 108.

2. Гранберг А.Г. Моделирование пространственного развития национальной и мировой экономики: эволюция подходов //Регион: экономика и социология. — № 1. — 2007. — С. 87.

3. Дохолян С.В. Механизм реализации промышленной политики депрессивного региона // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы формирования и реализации промышленной политики депрессивного региона». — 2009. — С. 20.

4. Идзиев Г.И. Роль промышленной политики в развитии региона //Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы формирования и реализации промышленной политики депрессивного региона». — 2009. — С. 147.

5. Илларионов А. Основные тенденции развития мировой экономики во второй половине XX века //Вопросы экономики. — № 10. — 1997. — С. 67.

6. Колыванов В.Ю. Системология организации управления предприятий в рыночной экономике. — Махачкала, ИСЭИ ДНЦ РАН и НИЛРЭП, 2001. — С. 20.

7. Портер М. Конкуренция. — Издательский дом «Вильямс», 2001, с. 198.

References:

1. Bendikov M.A., Frolov I. E. high-Tech sector of Russia: status, trends, the mechanism of innovation development. — Moscow, Nauka, 2007. — S. 108.

2. Granberg A. G. Modeling of spatial development of national and world economy: the evolution of approaches //Region: economy and sociology. — No. 1. — 2007. — P. 87.

3. Dokholyan S. V. Mechanism of implementation of the industrial policy of the depressed region // Materials of all-Russian scientific-practical conference "Problems of formation and implementation of industrial policy of the depressed region ". — 2009. — S. 20.

4. The G.I. Izieu The role of industrial policy in the development of the region // Materials of all-Russian scientific-practical conference "Problems of formation and implementation of industrial policy of the depressed region". — 2009. — S. 147.

5. Illarionov A. Main trends in the development of the world economy in the second half of the XX century // Questions of economy. — No. 10. — 1997. — S. 67.

6. Kolyvanov V. Y. Systemology organization of management of enterprises in the market economy. — Makhachkala, ISAI Dagestan scientific center of RAS and NILREP, 2001. — S. 20.

7. Porter M. Competition. Publishing house "Williams", 2001, p. 198.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.