ГОРДЕЕВ О.И.,ГОРДЕЕВ С.О.
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА НА ОСНОВЕ НЕУКЛОННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И ВОЗРАСТАНИЯ КАЧЕСТВЕННЫ Х ИЗМЕНЕНИЙ
Аннотация. Современная рыночная экономика увеличивает возможности достижения экономического роста путем расширения и углубления использования достижений современной науки и техники в практике хозяйствования. Подобная направленность способствует укреплению условий устойчивого развития национальной (региональной) экономики и всех ее звеньев. Этому отвечает неуклонная направленность преобразований на обеспечение экономического роста в масштабе как страны, так и каждого региона. Успешное выполнение такой задачи связано с решением комплекса организационно-экономических проблем, вызывающих необходимость учета нестабильности рыночной среды, возрастания колебаний объема и структуры спроса, а также возможностей неценовой конкуренции. Это предопределяет создание условий для роста производства с учетом требований неоиндустриальной модернизации национального хозяйства и общества на всех уровнях. Подобная направленность развития отвечает созданию современной технологической базы и нового экономического уклада как основы для становления инновационной экономики, предполагающей неуклонный экономический рост в масштабе страны и конкретного региона, инновационный рост производства и инновационную активность трудящихся. Рассмотрению теоретических и методических положений устойчивого развития национального хозяйства на основе экономического роста посвящена настоящая работа.
Ключевые слова: инновационная экономика, конкуренция, социально-экономическое развитие, регион, экономический рост.
GORDEEV O.I., GORDEEV S.O.
CREATING CONDITIONS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF NATIONAL AND REGIONAL ECONOMY BASED ON STEADY ECONOMIC GROWTH AND AUGMENTATION OF QUALITATIVE CHANGES
Abstract. Modern market economy increases possibilities of achieving economic growth through expanding and deepening the use of achievements of modern science and technology in the economic practice. This type of focus promotes strengthening conditions of sustainable development of national (regional) economy and all of its links. Unde-viating direction of transformations to ensure economic growth both on the country scale, and in each region corresponds to this. Successful performance of this task is related to solving a complex of organizational-economic problems causing the need for taking into account the instability of the market environment, increase in fluctuations of volume and structure of demand, as well as opportunities for non-price based competition. This predetermines creating conditions for the growth in production taking into account demands for neoindustrial modernization of the national economy and society on all levels. This type of focus of their development corresponds to creating a modern technological foundation, and a new economic system as the basis for establishing an innovative economy supposing having continuous economic growth both on the scale of the country, and a specific region, innovative growth of production, and innovative activity of the staff. This study is devoted to the consideration of theoretical and methodological provisions of sustainable development of the national economy based on economic growth. Keywords: innovative economics, competition, social-economic development, a region, economic growth.
Улучшение сложившегося положения в национальной (региональной) экономике во многом зависит от решения комплекса организационно-экономических проблем, вызывающих необходимость учета нестабильности рыночной среды, возрастания колебаний объема и структуры спроса, а также возможностей неценовой конкуренции. При этом особую актуальность приобретает необходимость обеспечения гибкости потенциала промышленных предприятий для укрепления возможностей переориентации производственной системы на выпуск инновационной продукции, использования новых видов материалов и модернизации материально-технической базы. Подобная направленность преобразований отвечает сбалансированному развитию, повышению эффективности функционирования и стабильности роста регионального хозяйства на длительную перспективу.
Гордеев О.И., Гордеев С.О.
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА НА ОСНОВЕ НЕУКЛОННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО _ РОСТА И ВОЗРАСТАНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ -
Не вдаваясь в подробности сущности, содержания, особенностей и специфики современного капитализма, следует отметить только его неспособность обеспечить экономический рост, основанный на инновациях. В то же время по мере его развития возможно возникновение стремления к снижению неопределенности внешней среды. Однако при этом может наступить определенное ухудшение экономической ситуации в условиях действия санкций. При таком сценарии развития внешней среды для обеспечения экономического роста предприятий, комплексов и отраслей наиболее приемлема политика широкомасштабных технологических заимствований. Она, в свою очередь, выдвигает необходимость глубокого изучения данной проблемы во времени с выделением этапов и определением общего периода решения.
В целом такой подход предопределяет необходимость формирования и развития структур технологического прорыва исходя из императива инновационного развития, предполагающего создание единых технологических цепочек как между предприятиями определенной отрасли, так и предприятиями ряда отраслей национального хозяйства страны и каждого региона. В результате усиливается внутри- и межотраслевое интегрирование предприятий на базе производственной кооперации, направленное на интеграцию интересов производителей, потребителей и всего населения.
Осуществление подобных преобразований непосредственно связано с выбором форм организации производства и экономики в целом, адекватных территориальным, экономическим, социальным и другим условиям. Общим подходом здесь следует считать, по нашему мнению, влияние таких форм на углубление специализации производственно-хозяйственной деятельности предприятий. С этой позиции наиболее перспективными могут стать хозяйственные кластеры в рамках единой цепочки добавленной стоимости. Они способствуют снижению воздействия вертикальной интеграции современного производства и расширению горизонтальных связей внутри и вне региона. Вместе с тем кластеризация способствует формированию инновационной инфраструктуры.
Рассмотренные направления организационных преобразований и широкомасштабных технологических заимствований предполагают ориентацию как на достижения науки и техники, так и на кардинальный поворот в сторону потребителя. Тем самым усиливается маркетинговый аспект управления предприятием. Кроме того, в условиях инновационных преобразований происходит изменение целей финансово-экономического характера, что требует усиления воздействия управления на разрешение финансового противоречия между рентабельностью и риском. В этом состоит одна из особенностей управления современным предприятием, направленного на обеспечение стабильной инновационной деятельности.
Таким образом, рассмотренные выше трансформации позволяют считать важным условием дальнейшего развития национального хозяйства становление экономики нового типа. Ее основой выступает возрастающая роль таких ресурсов, как человеческий капитал, обеспечивающий уже в настоящее время и тем более на перспективу стабильность и рост социально-экономических систем всех уровней. Тем самым изучение условий его формирования и эффективного использования, отвечающих требованиям новой экономики, носит стратегический характер, оказывающий всё возрастающее воздействие на все процессы, происходящие в экономике страны. Следовательно, можно говорить о его специфике и неотделимости от процессов развития и роста производства, хозяйственной деятельности и благосостояния населения. Здесь главное внимание следует уделить социально-экономическим условиям, от которых, прежде всего, зависит успешный ход действующих указанных выше процессов.
С данной точки зрения особое значение в создании современного человеческого капитала отводится проведению верной политики доходов и расходов населения. От нее в значительной степени зависит не только уровень жизни, но и развитие рынка. В целом доходы определяются размерами заработной платы, пенсий, доходами от предпринимательства, собственности и другими социальными выплатами. При этом основная часть в их структуре приходится на заработную плату (60% и выше), по отношению к которой наблюдается тенденция к повышению (табл. 1).
Таблица 1
Динамика денежных доходов населения Российской Федерации за 2005-2014 годы
Состав денежных доходов населения Г О Д Ы
2005 2010 2012 2013 2014
млрд руб. % млрд руб. % млрд руб. % млрд руб. % млрд руб. %
Денежные доходы — всего 13 819 100 32 498 100 35 649 100 39 904 100 44 650 100
в том числе:
оплата труда 8782 63,6 1190 65,2 23 388 65,6 25993 65,1 29 140 65,3
доходы от предпринимательской деятельности 1580 11,4 2873 8,8 3187 8,9 3745 8,9 3848 8,6
социальные выплаты 1756 12,7 5762 17,7 6514 18,3 7321 18,5 8296 18,6
доходы от собственности 1425 10,3 2023 6,3 1846 5,2 2046 5,1 2474 5,5
другие доходы 276 2,0 650 2,0 713 2,0 798 2,0 893 2,0
Как видно из приведенных выше данных, денежные доходы за рассматриваемый период увеличились в целом в 3,23 раза. При этом в их формировании наибольшее влияние оказывает заработная плата, доля которой возросла с 2005 по 2014 год с 63,6% до 65,3% или в 1,03 раза. Усилилось также воздействие социальных выплат (в 1,55 раза), которые по своему общественному созданию и участию в формировании человеческого капитала близки к заработной плате. Остальные источники сокращают влияние на данный процесс: доходы от предпринимательской деятельности сократились в 1,3 раза, а доходы от собственности — в 1,9 раза.
В связи с этим рост производства и ВВП предполагает необходимость усиления внимания к первым двум источникам денежных доходов населения, выступающим важнейшими социальными гарантиями государства. Подобная направленность развития человеческого капитала подтверждается также тем положением, что в настоящее время более 10% населения России имеет денежные доходы ниже прожиточного минимума, который составил в среднем 8192 руб. за рассматриваемый период. В то же время с начала 2014 года в стране и регионах установлена минимальная заработная плата в размере 5554 руб. При такой ее величине возможно приобрести только 67-68% необходимых товаров и услуг, что явно недостаточно для современной рыночной экономики и благополучия населения.
Приведенный краткий анализ состояния и развития экономической среды позволяет сделать вывод о важности значительных изменений в ее структуре и росте. Они могут быть связаны с улучшением сложившейся ситуации только путем обеспечения качественного прорыва в основных сферах экономики и комплексах национального хозяйства как на уровне страны, так и на уровне каждого региона. Данное положение в полной мере относится и к Республике Дагестан, уже вступившей в настоящее время на путь экономических, хозяйственных и социальных преобразований.
Сложность и многосторонность практического осуществления этих изменений предопределяет необходимость системного подхода к решению такой задачи. Он предполагает создание определенного целостного образования (системы, системного объекта) из множества связанных между собой элементов. Спецификой такого объекта является наличие взаимозависимости связей, исследование которой предполагает проведение не только научного, но и логико-методологического анализа. По отношению к пониманию содержания экономического роста подобная направленность исследования должна исходить из рассмотрения принципов его обеспечения на длительный период. В логическом смысле принцип представляет собой обобщение и распространение какого-либо положения на всё явление, в частности, на обеспечение экономического роста в стране и конкретном регионе. Исходя из многофакторности обеспечения экономического роста, основным принципом здесь можно считать совместное воздействие всех факторов на этот процесс в конкретных условиях экономики.
Гордеев О.И., Гордеев С.О.
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА НА ОСНОВЕ НЕУКЛОННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО _ РОСТА И ВОЗРАСТАНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ -
В этом аспекте с позиции устойчивого экономического роста при возрастании изменений качественного характера становится важным в практическом плане формирование межотраслевых групп, способствующих объединению разных производств в целях повышения эффективности их деятельности. Тем самым подобные межотраслевые группы будут способствовать возникновению зон выгодных инвестиций и снижению роли ресурсодобывающих отраслей в экономическом росте регионального и национального хозяйства.
С другой стороны, системный подход позволяет построить организационно-экономический механизм, направленный на активизацию экономического роста во всех сферах экономики страны и регионов. Практически подобное положение предполагает оказание поддержки отдельным хозяйствующим объектам при распределении финансовых ресурсов, объектов недвижимости, земельных участков и др. Вместе с тем должны действовать и санкции в соответствии с определенными положениями российского законодательства. Такая направленность государственного воздействия на развитие экономики способствует возникновению благоприятных условий для вхождения в процесс глобализации, как основу устойчивого развития в условиях современного общества. По этому поводу в научной литературе отмечается, что «... путь России в XXI веке — это отрицание регионального униформизма в социально-экономической политике и ориентация на использование преимуществ каждого региона и межрегиональную кооперацию, гармонию интересов региональных социумов, реализацию принципа равных возможностей для всех граждан, независимо от их места жительства».
Исходя из целенаправленности структурных преобразований на преодоление ресурсной и структурно-технологической несбалансированности и формирование прогрессивной структуры производства, следует учитывать все факторы и проблемы, тормозящие рост экономики, как на уровне страны, так и регионов в вопросах их социально-экономического развития, социальной защиты, занятости населения и формирования качественного кадрового потенциала. Из них наиболее значимыми для успешной структурной перестройки экономики, на наш взгляд, являются:
- влияние спада производства на финансово-хозяйственную деятельность предприятий;
- формирование финансового обеспечения структурной политики на основе определения затрат, связанных с реализацией мероприятий по проведению, структурных преобразований;
- формирование информационных потоков;
- сочетание корпоративных, отраслевых и территориальных интересов;
- определение номенклатуры и объёмов новых видов продукции предприятий.
В совокупности они требуют оптимального взаимодействия всех объектов, участвующих в данном процессе, как единого целого. Это предопределяет необходимость развития основных положений методологии системного анализа и организационно-технического обеспечения структурной перестройки экономики как важнейшей составляющей ее преобразования.
Вместе с тем формирование системы экономического роста исходит из множества связей этого процесса на основе постоянного уточнения действующей модели путем взаимодействия ее составляющих элементов в их диалектическом единстве. Для выполнения данного требования на базе системного подхода необходимо применение его основополагающих принципов: иерархичности, интеграции, модерируемости, формализации, целенаправленности и др., которые имеют конкретное выражение для каждой отдельной системы (региона, комплекса, предприятия и др.). Особое место здесь занимает системный анализ, позволяющий выбрать наиболее эффективные направления проведения структурных преобразований экономики региона, как сложной организационно-экономической системы. Ее свойства определяются характером и устойчивостью взаимосвязей между элементами и подсистемами, которые представляют собой суммарный результат функционирования системы в целом.
С этой позиции к основным принципам формирования системы экономического роста можно отнести следующие принципы:
- рационализации структур;
- рационализации процессов;
- управления экономикой региона;
- постоянной оценки конкурентоспособности регионального хозяйства;
- управленческой деятельности и принятия управленческих решений.
Принципы рационализации структур и процессов являются основополагающими в создании новых систем в период их инновационного развития, которое, в свою очередь, влечет за собой изменения структуры и процессов. При этом должны быть: правовая обоснованность системы экономического роста региона, ориентации структур и процессов на проблемы реализации стратегии развития, обеспечение сопоставимости структурообразующих процессов по основным факторам, обеспечение своевременного реагирование на изменения во внешней среде и внутренней структуре, стимулирование разработки рациональных структур и др.
Эффективное осуществление структурных преобразований в экономике региона невозможно без решения указанных задач, которые должны быть положены в основу концептуальной политики создания системы экономического роста региона. При этом следует учитывать, что в формировании политики структурных преобразований его производственно-хозяйственной сферы непосредственное участие должны принимать региональная администрация, в которой могут быть созданы центры по альтернативному развитию региона. Тем самым они способствуют выполнению функции стратегического планирования и координации структурных преобразований отраслевых комплексов. При этом главным становится не только переориентация в нужном для региона направлении, но и активизация высококвалифицированных специалистов в выбранном направлении.
Таким образом, реализацию процессов структурной перестройки экономики в регионе в условиях современной рыночной экономики необходимо рассматривать как осуществление управления над процессами взаимодействия организационных систем, к которым относятся ведомственные и региональные структуры, строительные и промышленные комплексы, структуры материально-технического снабжения и др. экономических субъектов (предприятия, производственные структуры и т. д.).
Обобщение вышеизложенного свидетельствует о необходимости участия всех звеньев экономики региона в процессе ее реструктуризации и совершенствования отраслевой структуры, функционирующей с максимальной эффективностью и удовлетворяющей потребности всех ее участников. С другой стороны, следует учитывать, что реализация структурных преобразований на региональном уровне должна осуществляться на долгосрочной основе, где определяющую роль играют среднесрочные инвестиции, обеспеченные источниками финансирования.
В этом аспекте совершенствование отраслевой структуры как этап создания системы экономического роста должно исходить из стратегических интересов всех участников хозяйственной и экономической деятельности в регионе. На такой основе определяются цели структурных преобразований и производится разработка организационных мероприятий по их достижению, а также комплектуется высококвалифицированная команда управленческих специалистов для реализации структурных преобразований.
Литература
1. Гранберг А.Г. Моделирование пространственного развития национальной и мировой экономики: эволюция подходов //Регион: экономика и социология. — № 1, 2007.
2. Олейник А.Н. Институциональная экономика: Учебно-методическое пособие. — М.: ИНФРА-М, 2000.
3. Полтарович В. Стратегия модернизации, институты и коалиции // Вопросы экономики. — 2008. — № 4.
4. Сагидов Ю.Н. Адаптивное формирование промышленности периферийного региона (на примере Республики Дагестан) //Региональная экономика: теория и практика. — № 393. — 2015.
5. Шургалина И.Н. Реформирование российской экономики. Опыт анализа в свете теории катастроф. — М., Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1997.
6. Абдулаев Ш.С.О., Деневизюк Д.А., Садыкова А.М. Модернизация и инновации в промышленности для достижения стратегических целей // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2014. - № 7 (45). С. 69-73.
7. Ахмедуев А., Абдуллаева З. Стратегическое планирование как основа устойчивого и безопасного развития регионов Северо-Кавказского федерального округа // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2011. № 2. С. 106-120.
8. Баширова А.А. Инновационная составляющая сбалансированного развития проблемного региона (на примере субъектов Северо-Кавказского федерального округа) // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - № 11-2. С. 148-151.
9. Гичиев Н.С. Парадигмы моделей экономического развития: методология исследования // Вопросы структуризации экономики. - 2013. - № 1. С. 10-12.
10. Деневизюк Д.А. Методологические основы устойчивого развития городских территорий // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Технические науки. - 2006. - № S6. С. 129134.
11. Дохолян С.В., Петросянц В.З., Деневизюк Д.А. Применение методов имитационного моделирования в практике управления промышленными предприятиями // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2014. - № 6 (44). С. 67-74.
12. Дохолян С.В., Садыкова А.М., Дохолян А.С. Концептуальные подходы к достижению устойчивого экономического развития региона, как социо-экономико-экологической системы // Апробация. - 2015.-№ 5 (32). С. 60-66.
13. Кутаев Ш.К., Деневизюк Д.А. Развитие производственного процесса на основе активизации инвестиционной деятельности // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2014. - № 7 (45). С. 131-134.
14. Магомедова Н.А. Проблемы и перспективы сбалансированного развития южного региона // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2010. - № 1. С. 28.
15. Петросянц В.З., Дохолян С.В., Деневизюк Д.А. Методические подходы к формированию программы развития промышленности проблемных регионов // Экономика и управление. - 2014. - № 10 (108). С. 25 -28.
16. Цапиева О.К., Абдуллаева З.З., Казибекова Н.А. Приоритеты социальной государственной политики региона в условиях перехода к устойчивому развитию // Вопросы структуризации экономики. - 2008.
- № 2. С. 188-194.
References:
1. Granberg A.G. Modeling spatial development of national and world economy: evolution of approaches // Region: Economics and sociology. — No. 1, 2007.
2. Oleynik A.N. Institutional Economics: textbook. — M.: INFRA-M, 2000.
3. Polterovich V. Strategy of modernization, institutions and coalitions // Questions of economy. — 2008. — No. 4.
4. Sagidov Yu.N. Adaptive formation of industry peripheral region (on the example of Republic Dagestan) // Regional Economics: theory and practice. — No. 393. — 2015.
5. Shurgalina I.N. Reforming of the Russian economy. Experience examined in the light of catastrophe theory.
— M., Russian political encyclopedia (ROSSPEN), 1997.
6. Abdullaev Sh.S.O., Denevizyuk D. A., Sadykova A.M. Upgrade and innovations in the industry for achievement of strategic objectives // Regional problems of transformation of economy. - 2014. - No. 7 (45). Page 6973.
7. Akhmeduyev A., Abdullaeva Z. Strategic planning as basis of sustainable and safe development of regions of North Caucasus federal district // Bulletin of Institute of economy of the Russian Academy of Sciences. 2011. No. 2. Page 106-120.
8. Bashirova A.A. An innovative component of the balanced development of the problem region (on the example of subjects of North Caucasus federal district) // Humanitarian, social and economic and social sciences. -2014. - No. 11-2. Page 148-151.
9. Gichiyev N. S. Paradigms of models of economic development: research methodology // Questions of structurization of economy. - 2013. - No. 1. Page 10-12.
10. Denevizyuk D. A. Methodological bases of a sustainable development of urban areas // News of higher educational institutions. North Caucasus region. Series: Technical science. - 2006. - No. S6. Page 129-134.
11. Dokholyan S. V., Petrosyants V. Z., Denevizyuk D. A. Application of methods of imitating modeling in management practice by industrial enterprises // Regional problems of transformation of economy. - 2014. - No. 6 (44). Page 67-74.
12. Dokholyan S.V., Sadykova A.M., Dokholyan A.S. Conceptual approaches to achievement of sustainable economic development of the region, as socio-economic-ecological system //Approbation. - 2015. - No. 5 (32). Page 60-66.
13. Kutayev Sh. K., Denevizyuk D. A. Development ofproduction process on the basis of activization of investing activities // Regional problems of transformation of economy. - 2014. - No. 7 (45). Page 131-134.
14. Magomedova N. A. Problems and prospects of the balanced development of the southern region // Regional problems of transformation of economy. - 2010. - No. 1. Page 28.
15. Petrosyants V. Z., Dokholyan S.V., Denevizyuk D. A. Methodical approaches to forming of the development program of the industry ofproblem regions // Economy and management. - 2014. - No. 10 (108). Page 25-28.
16. Tsapiyeva O.K., Abdullaeva Z.Z., Kazibekova N. A. Priorities of a social state policy of the region in the conditions of transition to a sustainable development // Questions of structurization of economy. - 2008. - No. 2. Page 188-194.